УДК 528.44
НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Валерия Владимировна Вылегжанина
Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, аспирант кафедры кадастра и территориального планирования, тел. (383)344-31-73, e-mail: [email protected]; Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области, 630091, г. Новосибирск, ул. Державина, 28, главный специалист-эксперт отдела правового обеспечения, тел. (383)227-10-76, e-mail: [email protected]
Артур Ильгизович Гиниятов
Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, магистрант кафедры кадастра и территориального планирования, тел. (383)344-31-73, e-mail: [email protected]
Александр Иванович Маркеев
Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, кандидат юридических наук, доцент кафедры правовых и социальных наук, тел. (383)344-31-73, e-mail: [email protected]
В статье представлен сравнительный анализ результатов государственной регистрации прав на земельные участки в Новосибирской области за период с 2014 по 2017 годы, который включает в себя два интервала времени: первый с 2014 по 2016 годы и второй в течение 2017 года, определяющие время до и после вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», соответственно. При этом рассмотрены основные изменения, произошедшие как в законодательстве, так и в самой учетно-регистрационной системе в отношении процедуры проведения государственной регистрации прав на земельные участки, процедур приостановления государственной регистрации и отказа в ней, документов, необходимых для ее реализации, сроков проведения и ее исполнителей.
Ключевые слова: земельный участок, право собственности, общая долевая собственность, общая совместная собственность, государственная регистрация прав, орган регистрации.
SOME OF THE RESULTS OF STATE REGISTRATION OF RIGHTS TO LAND PLOTS IN NOVOSIBIRSK REGION
Valerija V. Vylegzhanina
Siberian State University of Geosy stems and Technologies, 10, Plakhotnogo St., Novosibirsk, 630108, Russia, Ph. D. Student, Department of Cadastre and Territorial Planning, phone: (383)344-31-73, e-mail: [email protected]; Federal Service of State Registration, Cadastre and Cartography for Novosibirsk Region, 28, Derzhavina St., Novosibirsk, 630091, Russia, Chief Expert of Law Department, phone: (383)227-10-76, e-mail: [email protected]
Artur I. Giniyatov
Siberian State University of Geosystems and Technologies, 10, Plakhotnogo St., Novosibirsk, 630108, Russia, Graduate, Department of Cadastre and Territorial Planning, phone: (383)344-31-73, e-mail: [email protected]
Alexander I. Markeev
Siberian State University of Geosystems and Technologies, 10, Plakhotnogo St., Novosibirsk, 630108, Russia, Ph. D., Associate Professor, Department of Legal and Social Siences, phone: (383)344-31-73, e-mail: [email protected]
The article presents a comparative analysis of the results of the state registration of rights to land plots in the Novosibirsk Region for the period from 2014 to 2017, which includes two intervals: the first from 2014 to 2016 and the second during 2017, defining the time before and after the entry into force of the Federal Law "On State Registration of Real Estate", respectively. At the same time, the main changes occurred both in the legislation and in the registration system relating directly to the procedure of state registration of rights to land plots, procedures for suspension and refusal of state registration, documents necessary for its implementation, timing and its performers.
Key words: land plot, ownership, common ownership, joint property, state registration, registration authority.
Введение
Каждый человек на протяжении всей своей жизни, так или иначе, связан с разного рода недвижимостью, в качестве которой могут выступать квартиры, дачи, гаражи, земельные участки, дома, коттеджи, здания, сооружения, офисные помещения и т. п. При этом основания ее приобретения или использования точно также могут быть самыми различными: купля-продажа, обмен, дарение, инвестирование, долевое участие, строительство, приватизация, наследство, судебные акты, торги и т. п.
Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) [1] статьей 131 устанавливает, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Юридическое, либо физическое лицо, приобретая объект недвижимости, должно надлежащим образом оформить свое право в отношении него, а именно: зарегистрировать свое право на приобретенный объект недвижимости. В противном случае, если такое право не было зарегистрировано надлежащим образом, оно не считается возникшим, что в последующем может повлечь негативные последствия для владельца недвижимости.
При этом важнейшей социально-ориентированной функцией государства по оказанию государственных услуг гражданам и юридическим лицам, является обеспечение защиты конституционных прав собственников и иных правообладателей объектов недвижимости, формирование цивилизованного рынка недвижимости и вовлечение недвижимости в рыночный оборот, что и выполняют, в том числе, государственный кадастровый учет объектов недвижимости и государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Ведущую роль в организации оборота недвижимости играет правовое регулирование отношений, связанных с недвижимым имуществом.
Начиная с середины 90-х годов прошлого века и по настоящее время мы переживаем период, для которого характерно весьма интенсивное развитие законодательства в области недвижимости. От практически полного правового вакуума, в котором происходил оборот недвижимости в начале 90-х гг., мы пришли к системе установления института права в области недвижимого имущества, в котором главное место занимают Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) [1, 2] и Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» [3], регламентирующий порядок проведения государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, а также полномочия органов, которые призваны осуществлять государственную регистрацию.
Обязательность государственной регистрации прав и сделок с недвижимым имуществом является императивной нормой, которую невозможно «обойти». Основная идея Федерального закона [3] направлена на то, чтобы сделать оборот недвижимости «прозрачным». Государство старается максимально защитить интересы собственников недвижимости, при этом органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, осуществляют проверку действительности поданных заявителями документов, в процессе проведения правовой экспертизы, а также и проверку законности сделок с недвижимым имуществом. В полномочия регистрирующих органов входит выдача информации о зарегистрированных правах по месту нахождения недвижимого имущества. Законом предусмотрены возможность приостановления государственной регистрации прав, а также отказа в государственной регистрации, в случае неустранения причин, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации прав. Такой порядок требует от заявителей юридической грамотности, компетентности в вопросах государственной регистрации, затрат времени на подготовку документов, необходимых для государственной регистрации прав и сделок с недвижимостью.
Целью данной работы является сравнительный анализ результатов государственной регистрации прав на земельные участки в Новосибирской области за период с 2014 по 2017 годы. При этом будут отмечены основные изменения, произошедшие как в законодательстве, так и в самой учетно-регистрационной системе и касающиеся непосредственно процедуры проведения государственной регистрации прав на объекты недвижимости, приостановления государственной регистрации и отказа в ней, а также документов, необходимых для ее реализации, сроков проведения и ее исполнителей.
Основная часть
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее государственная регистрация) представляет собой юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного субъекта на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества [1]. Ей присущи сле-
дующие признаки: она предоставляет гарантии правообладателям недвижимости на принадлежащее им недвижимое имущество; она является единственным доказательством существования зарегистрированного права; это право на недвижимое имущество может быть оспорено лишь в судебном порядке. Правовая основа регистрации представлена на рис. 1.
Рис. 1. Правовая основа государственной регистрации
1 января 2017 года вступили в силу нормы Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» [3], который объединил в себе предметы регулирования двух самостоятельных законов: Федерального закона от «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» [4] и Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» [5].
Настоящий закон [3] предусматривает создание Единого реестра недвижимости и единой учетно-регистрационной системы как показано на рис. 2.
Закон преследует несколько важнейших целей: упрощение процедуры регистрации недвижимости и ее постановки на кадастровый учет, повышение ка-четва оказания услуг, сокращение времени и затрат заявителей.
Рис. 2. Предмет регулирования федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»
Следует отметить, что новый закон стал обширнее и содержит 11 глав, в отличие от 6 глав в предыдущей редакции [4]. Появились новые разделы, такие как глава 4 «Внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости в порядке межведомственного информационного взаимодействия» [3], так и более усовершенствованные статьи прежнего закона. В качестве примера можно привести статью 15 предыдущего закона, которая отображала отдельные вопросы о назначении государственного регистратора, тогда как новый закон посвящает этому вопросу целую главу 9 «Государственный регистратор прав».
Существенное внимание в новом законе уделено терминам и определениям, исключены термины «условный номер», «регистрационный округ» и ряд других определений.
Осуществлением государственной регистрации прав и (или) кадастрового учета занимается Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) и ее территориальные органы, что способствует единому учетно-регистрационному принципу [6].
Предоставление документов на государственную регистрацию может быть осуществлено различными способами: в офисах кадастровой палаты, в многофункциональных центрах, почтовым отправлением, в электронном виде. Кроме того, существует выездное обслуживание.
Для осуществления государственной регистрации необходима подача заявления, которое, как правило, составляется сотрудником, принимающим документы, а заявитель лишь подписывает его. В заявлении содержится информация об объекте недвижимости, о заявителе, указывается способ предоставления и получения документов. Осуществление процедуры регистрации предполагает оплату государственной пошлины, сведения о которой должны находиться в соответствующем информационном носителе.
На стадии осуществления правовой экспертизы выявляется отсутствие оснований для приостановления государственной регистрации прав, что могло бы повлечь в последующем к отказу в осуществлении регистрации прав.
Статьей 26 Федерального закона расширен перечень оснований для приостановления государственной регистрации, число которых доведено до 55. При этом основанием для отказа в регистрации теперь является единственная причина: неустранение в течение срока приостановления причины, препятствующей осуществлению государственной регистрации прав [3]. Объясняется это тем, что все предшествующие основания для отказа вошли в новый список оснований для приостановления регистрации. Помимо этого важно отметить, что данный перечень пополнился основаниями, которые касаются земельных участков. Все это может послужить для ужесточения требований к документам, предоставляемым на государственную регистрацию.
Изменения коснулись сроков приостановления: по инициативе регистратора, срок увеличился на 3 месяца, за исключением отдельных оснований, для которых предусмотрены иные сроки; по инициативе заявителя, без указания им срока, максимум на 6 месяцев, причем в законе конкретно указывается то, что по заявлению приостановить регистрацию можно только один раз.
Вступление в силу нового закона [3] позволило реализовать ряд важнейших задач в сфере государственной регистрации прав: сокращение временных и материальных ресурсов получателя государственных услуг; возможность обращения в орган регистрации как письменном виде, так и с использованием информационно-коммуникационных технологий; минимизация действий и снижение бумажного документооборота; повышение качества и доступности предоставления государственной услуги; учет мнений и интересов получателей государственной услуги.
Проанализируем деятельность Управления Росреестра по Новосибирской области по осуществлению государственной регистрации прав на земельные участки за период с 2014 по 2017 годы, включающий в себя два интервала времени: первый с 2014 по 2016 годы и второй в течение 2017 года, определяющие время до и после вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», соответственно. В силу того, что на данный момент времени полный отчет по государственной регистрации за 2017 год еще не готов и отсутствует в открытом доступе, в качестве сравниваемых периодов и соответствующих результатов государственной регистрации возьмем отчетные периоды с января по сентябрь месяцы каждого отчетного года: 2014, 2015, 2016 и 2017, соответственно [7].
Статистические данные по государственной регистрации прав на земельные участки за 2014-2017 г.г. приведены в таблице.
Как видно из таблицы, в 2014 году общее количество принятых заявлений на государственную регистрацию прав в целом составило 478645 заявлений. При этом общее количество действий по регистрации права собственности, включая общую совместную и общую долевую - 118405.
Статистические данные о государственной регистрации объектов недвижимости за период с 2014 по 2017 годы
Наименование права собственности Отчетный период
2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.
Право собственности, из них: 95 374 92 023 82 778 89 892
- зарегистрировано 84 615 82 179 71 279 72 529
- приостановлено 8 923 8 130 9 643 15 631
- отказано 1 836 1 714 1 856 1 732
Право общей долевой собственности, из них: 39 820 32 074 29 320 30 206
- зарегистрировано 31 758 28 585 24 674 23 652
- приостановлено 3 026 2 778 3 835 5 603
- отказано 5 036 711 811 951
Право общей совместной собственности, из них: 2112 973 1 123 1 184
- зарегистрировано 2 032 920 1 016 1 029
- приостановлено 61 49 95 136
- отказано 19 4 12 19
Всего подано заявлений на государственную регистрацию 478 645 425 688 427 140 434 698
Количество зарегистрированных прав собственности, включая общую долевую и общую совместную, в процентном соотношении составило 25 % от общего количества заявлений принятых на регистрацию (478645).
При этом количество приостановлений составляет 10 % от общей цифры зарегистрированных прав, а количество отказов - 6 %.
В 2015 году общее количество поступивших заявлений в Управление Рос-реестра по Новосибирской области и его территориальные органы на государственную регистрацию в целом составило 425688 заявлений.
Количество действий, касающихся государственной регистрации прав собственности на земельные участки, включая права общей долевой и общей совместной собственностей, составило 111684. В процентном соотношении это составляет 26,2 % от общего количества заявлений.
Информация, приведенная на рисунке 3 показывает, что процентное соотношение количества приостановлений от общего количества зарегистрированных прав составляет 9,8 %, а отказов - 2,1 %.
В 2016 году в Новосибирской области, в целом, было принято 427140 заявлений на государственную регистрацию. Из них общее количество действий по регистрации права собственности на земельные участки, включая общую долевую и общую совместную собственность, составило 96969, что составляет 22,7 % от общего количества принятых заявлений за отчетный год.
Вышеприведенная информация позволяет рассчитать процентное соотношение количества приостановлений от общего количества зарегистрированных прав собственности, включая общую совместную и общую долевую на земельные участки, которое составляет 14 %, а отказов - 2,7 %.
В 2017 году общее количество заявлений, поступивших в Управление Рос-реестра по Новосибирской области и его территориальные подразделения на государственную регистрацию, в целом, составило 434698 заявлений. При этом количество действий по государственной регистрации прав собственности, включая общую совместную и общую долевую собственности, составило 97210, что составляет 22 % по отношению к общему числу принятых заявлений, тогда как число приостановлений составило 21370 , что составляет 5 % от общего количества заявлений, а отказано в регистрации было в 2702 случаях, что составляет 0,6 %.
На рис. 3 приведена информация, характеризующая общие показатели количества заявлений, принятых на государственную регистрацию, в целом, за отчетный период с 2014 по 2017 годы.
Рис. 3. Общее количество заявлений, принятых на государственную регистрацию за период с 2014 по 2017 годы
Очевидно, что явным лидером здесь является 2014 год, когда число принятых заявлений превысило отдельные показатели от 9 до 11 % в 2017 и 2015 годах, соответственно.
В целом, по количеству заявлений, поступивших в отчетный период 2014-2017 годов, явно отслеживается динамика их снижения. Одной из причин такового возможны последствия экономического кризиса в стране, повлекшие за собой снижение количества сделок по регистрации недвижимости, минимум которого пришелся на 2015 год. Как следствие существенно снизилось количество действий по государственной регистрации прав собственности на земельные участки, включая общую совместную и общую долевую собственность.
На рис. 4 приведена сравнительная характеристика показателей государственной регистрации на земельные участки за отчетный период с 2014 по 2017 годы.
Рис. 4. Сравнительная характеристика показателей государственной регистрации прав на земельные участки в Новосибирской области за отчетный период с 2014 по 2017 годы
На рис. 5 представлены результаты государственной регистрации прав собственности на земельные участки, включая общую долевую и общую совместную собственность в Новосибирской области за отчетный период с 2014 по 2017 годы.
2014 г. (118 405) 2015 г. (111 684) 2016 г. (96 969) 2017 г. (97 210) 000
0 20 000 40 000 60 000 80 000 100 000 120 000 140
Рис. 5. Общее количество действий по государственной регистрации прав собственности на земельные участки, включая общую долевую и общую совместную собственность в Новосибирской области за отчетный период с 2014 по 2017 годы
Заключение
Существующая тенденция снижения показателей государственной регистрации, уже отмеченная ранее при анализе общего количество заявлений, принятых на государственную регистрацию за отчетный период с 2014 по 2017 годы, стала возможной в связи с внешними политическими и экономическими факторами, влияющими на экономику государства, в целом, и на результаты государственной регистрации в частности.
Влияние финансового кризиса на земельно-имущественный рынок сказывается, в основном, за счет резкого снижения объема финансов (свободных денег, кредитов) и свертывания инвестиционных программ банков, предприятий и учреждений, что способствует существенному снижению покупательской активности и, в конечном итоге, находит свое выражение в снижении спроса на объекты недвижимости.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Гражданский кодекс РФ. Часть 1 : Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - С. 3301.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 2 [Электронный ресурс]: федеральный закон от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ. - Доступ из справ.-правовой системы «Консультан-тПлюс».
3.О государственной регистрации недвижимости [Электронный ресурс]: федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ - Режим доступа: http://base.garant.ru/71129192.
4. О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним [Электронный ресурс]: федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5. О государственном кадастре недвижимости [Электронный ресурс]: федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
6. Об утверждении Положения об управлении государственной регистрации прав и выдачи информации Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии [Электронный ресурс]: приказ Росреестра от 05.12.2014 г. № П/573. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
7. Официальный сайт Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosreestr.ru.
REFERENCES
1. Grazhdanskij kodeks RF. Chast' 1 [Civil Code of RF, Part 1] : Federal'nyj zakon ot 30 nojabrja 1994 g. № 51-FZ (red. ot 29.12.2017) [Federal law] // Sobranie zakonodatel'stva RF [Corpus of legislation acts of the Russian Federation]. - 1994. - № 32. - p. 3301.
2. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii. Chast' 2 [Civil Code of RF, Part 2]: federal'nyj zakon ot 26.01.1996 g. № 14-FZ [Federal law]. - Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPljus» [access to Legal Database "ConsultantPlus"].
3.O gosudarstvennoj registracii nedvizhimosti [About state registration of property]: federal'nyj zakon ot 13.07.2015 N 218-FZ [Federal law] - Available at: http://base.garant.ru/71129192.
4. O gosudarstvennoj registracii prav na nedvizhimoe imushhestvo i sdelok s nim [About state registration of rights for real estate and deals with it]: federal'nyj zakon ot 21.07.1997 № 122-FZ.
[Federal law] - Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPljus» [access to Legal Database "ConsultantPlus"].
5. O gosudarstvennom kadastre nedvizhimosti [About State Cadastre of Real Estate]: federal'nyj za-kon ot 24.07.2007 № 221-FZ. [Federal law] - Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPljus» [access to Legal Database "ConsultantPlus"].
6. Ob utverzhdenii Polozhenija ob upravlenii gosudarstvennoj registracii prav i vydachi informacii Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj registracii, kadastra i kartografii [About ratification of Statement about State Registration management of rights and provision of information by Federal Service of Cadastre and Cartography]: prikaz Rosreestra ot 05.12.2014 g. № P/573. [Order of Rosregister] - Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPljus» [access to Legal Database "ConsultantPlus"].
7. Oficial'nyj sajt Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj registracii, kadastra i kartografii [Official site of Federal Service of State Registration, Cadastre and Cartography]. - Available at: https://rosreestr.ru.
© В. В. Вылегжанина, А. И. Гиниятов, А. И. Маркеев, 2018