Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К СТРОИТЕЛЬСТВУ ОБЪЕДИНЕННЫХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИИ (ясли-сад)'

НЕКОТОРЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К СТРОИТЕЛЬСТВУ ОБЪЕДИНЕННЫХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИИ (ясли-сад) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
39
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К СТРОИТЕЛЬСТВУ ОБЪЕДИНЕННЫХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИИ (ясли-сад)»

НЕКОТОРЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К СТРОИТЕЛЬСТВУ ОБЪЕДИНЕННЫХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

(ясли-сад)

Е. Т. Смирнова

Из Научно-исследовательского института гигиены имени Ф. Ф. Эрисмана

После Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21/У 1959 г. «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста» ведущим типом детских учреждений стали ясли-сад. Являясь новым типом детского учреждения, они вместе с тем почти не изучены.

С целью проверки гигиенической целесообразности строительства детских учреждений большой вместимости мы провели сравнительное изучение заболеваемости в двух вариантах объединенных детских учреждений — яслях-садах разной вместимости: на 140 (7 детских учреждений) и 280 мест (4 детских учреждения). Здания обоих вариантов выстроены по типовым проектам САКБ, разработанным для Москвы.

Обследуемые детские учреждения расположены в разных районах Москвы. По составленной нами индивидуальной карте ребенка, посещающего ясли-сад, производились выписки из историй развития детей. В первую очередь нас интересовала заболеваемость детей инфекционными болезнями. При разработке данных учитывали радиус обслуживания детей, тип учреждения (с дневным или круглосуточным пребыванием), квартирные условия детей, число случаев инфекционных заболеваний в детских учреждениях разной вместимости и выполнение плана.

Мы предполагали, что при прочих сходных условиях большая вместимость зданий обусловливает и большую возможность контактов детей как в помещении, так и на участке. Такое положение несомненно не может не сказаться на эпидемическом благополучии детского коллектива. Сопоставление полученных данных показало, что число случаев инфекционных заболеваний в объединенных учреждениях большой вместимости выше, чем в детских учреждениях с меньшим количеством детей. Так, инфекционная заболеваемость в объединенных детских учреждениях малой вместимости (140 мест) за год составляет в среднем 60,4% к числу детей до 3-летнего возраста и 53% к числу детей от 3 до 7 лет; в детских же учреждениях большой вместимости (280 мест) за такой же период времени инфекционная заболеваемость среди детей до 3 лет соответственно составляет 108%, а среди детей от 3 до 7 лет — 88%.

Мы попытались проверить распространение инфекционных заболеваний в начальный период существования детского учреждения. Оказалось, что в детских учреждениях обоих вариантов в течение первого полугодия были случаи инфекционных заболеваний. Однако в учреждениях с меньшей вместимостью в первые полгода были периоды (от 2 до 3 месяцев), когда инфекционных заболеваний не наблюдалось. В противоположность этому в учреждениях с большой вместимостью инфекционные заболевания не прекращались в течение полугода (см. таблицу). При этом количество пропусков по инфекционным заболеваниям в детских учреждениях на 140 детей составляло 3,4% общего числа пропусков, а в детских учреждениях на 280 детей — 7,7%.

Таким образом, с очевидностью выявились преимущества детских учреждений меньшей вместимости, что соответствует давно сложившимся среди гигиенистов представлениям (А. Я. Гуткин). В 1956 г. Институт общественных зданий и сооружений проводил изучение вопросов проектирования объединенных зданий яслей-садов. Была также выявле-

на целесообразность создания яслей-садов вместимостью 90 и 135 мест

Максимальной вместимостью объединенных детских учреждений по гигиеническим и педагогическим соображениям можно считать 160 детей — 3 группы предшкольного и 4 дошкольного возраста. Такое число групп и детей в них вполне соответствует делению детей по возрастному принципу, а следовательно, обеспечивает правильный педагогический процесс воспитания.

Привлекает к себе внимание гигиенистов и следующий вопрос. В задании на проектирование детских учреждений допускается возможность устройства общей раздевальной для 2 групп дошкольного возраста. В раздевальной, как известно, производятся прием детей, одевание на прогулку и раздевание, тут же хранится верхняя одежда детей.

Распространенность инфекционных заболеваний в детских учреждениях разной вместимости в первые 6 месяцев после открытия детского

учреждения

Ф 5 ^ я Д ~ Н я с* о 5 * * Детски? учреждения

Воз- № 4 (140 детей)1 № 5 (140 детей) № 9 (280 детей)

раст (в го- * 5 к ^ 2 5Г * Ф ич и и- -Д „ С, £ 2 Ч И ° количество случаев заболеваний

дах) абс. на 100 детей абс. на 100 детей абс. на 100 детей

ДоЗ 3—7 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 1 4 1 1 7 2 2 2 1 4 17 4 4 7 2 2 2 1 2 2 1 I 3 1 I 6,4 6,4 3^2 1,7 5 1,7 1 4 5 6 1 5 2 8 16 27 14 2 4 9,6 12 14 4 21 8.4 9,6 19 32 17 3 5

1 Обозначения номеров детских учреждений здесь и з дальнейшем условные.

С целью проверки санитарного состояния воздуха в раздевальной мы изучали температуру, влажность и запыленность воздуха на уровне-роста детей в раздевальных объединенного детского учреждения в разные режимные моменты.

Как в опытной (на 2 группы), так и в контрольной (на одну группу) раздевальных температура и влажность воздуха, не отличаясь друг от друга, оставались в пределах гигиенических нормативов. Что касается запыленности воздуха, то здесь обнаружены значительные количества и заметная разница в зависимости от нагрузки раздевальных.

По нашим данным, в 7 часов утра до прихода детей (помещение убирали накануне вечером) в раздевальной на 2 группы площадью 23 м2 количество пыли в 1 м3 воздуха, по средним данным, составляло 0,37 мг (в контрольной 0,46 мг).

После прихода и раздевания 51 ребенка2 из 2 групп (в 9 часов утра) количество пыли в воздухе увеличивалось в 3 раза (в контроль-

1 С. Г. 3 м е у л и Л. Т. В и х р о в а. Детские сады и ясли, 1957.

2 Детей сопровождали родители.

ной и Р/г раза). В 10 часов 30 минут те же дети одевались на прогулку, количество пыли в раздевальной уже составляло 1,59 мг/м3. И только-после влажной уборки и проветривания в 11 часов 30 минут (дети в это время находились на прогулке) запыленность воздуха в раздевальной снизилась примерно до исходного уровня (0,48 мг). Однако после того как дети вернулись с прогулки и разделись, количество пыли в раздевальной снова увеличилось (до 1,14 мг/м3). В тех случаях, когда в данной (для 2 групп) раздевальной одевалась одна группа детей, количество пыли в воздухе было значительно меньше (0,60 — до 0,74 мг/м7") и приближалось к уровню в контрольной (на одну группу) раздевальной. Раздевальная, как правило, примыкает к основным помещениям — групповым и, следовательно, могла бы быть для последних в известной степени резервуаром чистого воздуха.

Групповая комната, являясь основным помещением яслей-сада, должна обеспечивать оптимальные условия пребывания в ней детей. В групповых комнатах даже площадью 62 м2 недостаточно хорошо обеспечиваются все условия учебно-воспитательной и оздоровительной работы с детьми. Площадь групповых должна обеспечить расстановку необходимой мебели, крупных игрушек, позволять детям в зависимости от возраста упражнять и развивать моторно-двигательный аппарат, заниматься, получать 3—4 раза в день питание и т. п.

При отсутствии спален или веранд дети после обеда спят в групповой комнате. В настоящее время в объединенных дошкольных учреждениях с дневным пребыванием детей веранды предусматривают только для групп преддошкольного возраста. Дети дошкольного возраста спят днем в групповых комнатах, что не только вызывает ряд неудобств (пе-редвигание несколько раз в день мебели и предметов, предназначенных для игр и занятий детей), но главное приходится приносить и раскладывать, складывать и уносить после сна кровати и постельные принадлежности: матрацы, подушки, одеяла, что увеличивает запыленность воздуха в групповой комнате. По нашим данным, средняя температура и относительная влажность воздуха в групповых, где дети спали в помещении, были выше, чем в контрольной, где дети спали на веранде; в первом случае температура воздуха была 24,1°, относительная влажность — 66%, во втором температура воздуха 19°, относительная влажность — 62%. Что касается запыленности воздуха групповых, то, по нашим данным, утром до прихода детей в группу1 и днем после влажной уборки количество пыли в воздухе обеих групповых (опытной, где дети спали, и контрольной, когда дети спали не в групповой, а на веранде) было невысоким.

В момент раскладывания и приготовления постелей дети, как правило, отсутствуют в групповой, и запыленность воздуха несколько уменьшается к их приходу. При уборке же постелей дети находятся в групповой (одеваются после сна, готовятся к полднику, полдничают, играют и т. п.) и дышат воздухом, запыленность которого в момент уборки постелей составляет 1,99 мг/м3. Постепенно пыль оседала, и запыленность через несколько минут после уборки была ниже.

В контрольной групповой, где дети спали на веранде, тоже имелась запыленность после одевания детей в мешки для сна и раздевания после сна на веранде. Но эта запыленность была значительно ниже: она колебалась от 0,33 до 0,83 мг/м3. Кроме того, одетые в спальные мешки, дети выходили спать на веранду и, следовательно, не дышали запыленным воздухом в групповой. К возвращению же детей после сна (через 1 72—2 часа) групповая была убрана и проветрена.

Пребывание детей в условиях большой запыленности воздуха в групповых и раздевальных из-за отсутствия веранд, необходимой пло-

1 Помещение убирали накануне вечером.

П

щади для хранения кроваток и постельных принадлежностей, наличия раздевальной на 2 группы с гигиенической точки зрения является недопустимым.

1. Наблюдения подтвердили недопустимость с гигиенической точки зреиия строительства детских учреждений большой вместимости.

2. Общие (на 2 группы и более) раздевальные с гигиенической и педагогической точек зрения не должны иметь места в детских учреждениях.

3. Необходимо выделить специальное место для дневного отдыха детей, так как его отсутствие неблагоприятно отражается на качестве воздуха групповой и, следовательно, на здоровье детей.

Гуткин А. Я. Планировка и оборудование детских садов в санитарно-гигиеническом отношении. Л., 1947. - Змеул С. Г., Вихрова Л. Т. Детские сады и ясли.

Выводы

ЛИТЕРАТУРА

М, 1957

Поступила 12/11 1903 г

* + *

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.