Научная статья на тему 'Некоторые психолого-педагогические аспекты оценивания качества усвоения знаний студентов на кафедре судебной медицины'

Некоторые психолого-педагогические аспекты оценивания качества усвоения знаний студентов на кафедре судебной медицины Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНИВАНИЕ / КАЧЕСТВО УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ / ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ASSESSMENT / QUALITY OF LEARNING / THE INITIAL LEVEL / INTERDISCIPLINARY COMMUNICATION / COMPETENCE-BASED APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Неделько Николай Федорович, Исаев Юрий Сергеевич

В статье приводятся результаты психолого-педагогического исследования качества исходного уровня знаний студентов. Акцентируется внимание на усилении роли междисциплинарных связей в совершенствовании и управлении учебного процесса, имеющего непосредственное отношение к компетентностному подходу в совершенствовании профессиональной подготовки студентов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Неделько Николай Федорович, Исаев Юрий Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some psychological and pedagogical aspects of evaluation of quality of learninig of students'' knowledge at the department of forensic medicine

The article presents the results of psycho-pedagogical study of the quality of mastering the initial level of knowledge of students. It focuses on strengthening the role of interdisciplinary connections in the improvement and management of the educational process, directly related to the competence-based approach to improve the training of students

Текст научной работы на тему «Некоторые психолого-педагогические аспекты оценивания качества усвоения знаний студентов на кафедре судебной медицины»

39. Trubnikiv V.F., Popov I.F., Istomin G.P., Kovalev S.I. Treatment of injuries of the musculoskeletal system in victims of motor vehicle accidents with multiple and combined trauma // Orthopedia, travmatologiya i protezirovanie. - 1988. - №8. -P.35-38.

40. Tullaev N.V., Vorontsov T.N., Solomin L.N., Skomoroshko P.V. History of the development and current state of treatment of limb injuries by transosseous osteosynthesis // Traumatology and Orthopedics of Russia. - 2011. - №2. - P.179-190. (in Russian)

41. Haliman E.A., Vinogradov V.G. Ways of improving the external fixation devices based on computer modeling // Sibirskij Medicinskij Zurnal (Irkutsk). - 2009. - №4. - P.76-78. (in Russian)

42. Shevchenko S.D., Khmyz S.A., Popsuyshapka A.K., et al. Elongation and correction of deformities of the femur in children and adolescents, MMA and spokes-rod apparatus of external fixation // Ortopedia I Travmatologia. - 1990. - №9. - P.28-33. (in Russian)

43. Shevtsov V.I., German V.A., Sklar L.V., et al. Biomechanics. - Barrow: Periodicals, 1995. - 165 p. (in Russian)

44. Anderson R.J. // Internal College Surg. - 1942. - Vol. 5. -P.458.

45. Behrens B. Current concepts of external fixation of fractures. - Berlin, 1982. - P.15-19.

46. Burny F. Traitement par osteotaxis des fractures diaphysaires du tibia // Acta Orthop. Belg. - 1972. - Vol. 38. -P.280-300.

47. Burny F.L. Mecanical monitoring of fracture healing using external fixation // SICOT: Final Program&Abstract Book. -Sydney, 1999. - 300 p.

48. Charnlev J.J. Bone A.J. // Surg. - 1948. - Vol. 30-B. -

P.478.

49. Greifensteiner H. // Chirurg. - 1948. - Bd. 19. - S.27.

50. Hellinger I., Scholtman R. // Qeitr. Orthop. Traumatol. -1980. - Bd. 27. - S.679-693.

51. Hüffffmann R. // Acta chir. Scand. - 1942. - Vol. 86. -P.235.

52. Hoffmann R. // Helvetica chir. Acta. - 1953. - Vol. 20. -P.487.

53. Hoffmann R. // Acta Chir. Scand. - 1954. - Vol. 107. №1. - P. 72.

54. Hoffmann R. // Acta Chir. Belg. - 1957. - Vol. 56. - P.585.

55. Hoffmann R. // Lyon Chir. - 1955. - Vol. 50. - P.309.

56. Hosny G., Fadel M. Ilizarov external fixator for open fractures of the tibial shaft // International Orthopaedics - INT ORTHOP. - 2003. - Vol. 27. №5. - P.303-306.

57. Jorgensen T.L. // Acta Orthop. Scand. - 1972. - Vol. 43. -P.188-218.

58. Key J. // Surgery. - 1937. - Vol. 1. - P.730.

59. LambotteA. Un cas heureux d'intervention pour retraction progressive del'aponeurose // J. Chir. - 1912. - Vol. 11. - P.207-210.

60. Pope M., Ewans M. Design considerations in external fixation // Concepts in external fixation. - New York, 1982. -P.109-135.

61. Reindle M. // Med. klin. - 1950. - Bd. 45. - S.49.

62. Stader O. // North Am. Veter. - 1937. - Vol. 18. №1. -P.37.

63. Stader O. // North Am. Veter. - 1937. - Vol. 18. №1. -P.52.

64. Vidal J., et al. // Beitr. Orthop. Traumatol. - 1980. - Bd. 27. - S.667-679.

Информация об авторах:

Зедгенидзе Иван Владимирович - травматолог-ортопед, к.м.н., e-mail zedgenidze.ivan@mail.ru; Тишков Николай Валерьевич - заведующий НКО, к.м.н., доцент.

Information About the Authors:

Zedgenidze Ivan - orthopedic trauma, MD, PhD, e-mail zedgenidze.ivan@mail.ru; Tishkov Nikolai V. - Head of Department, MD, PhD, Associate Professor.

педагогика

© НЕДЕЛЬКО Н.Ф., ИСАЕВ Ю.С. - 2015 УДК: 377.1:035

некоторые психолого-педагогические аспекты оценивания качества усвоения знаний

студентов на кафедре судебной медицины

Николай Федорович Неделько, Юрий Сергеевич Исаев (Иркутский государственный медицинский университет, ректор - д.м.н., проф. И.В. Малов, кафедра судебной медицины с основами правоведения, зав. - д.м.н., проф. Ю.В. Солодун)

Резюме. В статье приводятся результаты психолого-педагогического исследования качества исходного уровня знаний студентов. Акцентируется внимание на усилении роли междисциплинарных связей в совершенствовании и управлении учебного процесса, имеющего непосредственное отношение к компетентностному подходу в совершенствовании профессиональной подготовки студентов.

Ключевые слова: оценивание, качество усвоения знаний, исходный уровень, междисциплинарные связи, ком-петентностный подход.

SOME PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF EVALUATION OF QUALITY OF LEARNINIG OF STUDENTS' KNOwLEDGE AT THE DEPARTMENT OF FORENSIC MEDICINE

N.F. Nedelko, Yu.S. Isaev (Irkutsk State Medical University, Russia)

Summary. The article presents the results of psycho-pedagogical study of the quality of mastering the initial level of knowledge of students. It focuses on strengthening the role of interdisciplinary connections in the improvement and management of the educational process, directly related to the competence-based approach to improve the training of students.

Key words: assessment, quality of learning, the initial level, interdisciplinary communication, competence-based approach.

Знать нужное - важнее, чем знать многое.

Ж.-Ж.Руссо

Чтобы воспитать человека во всех отношениях, надо знать его во всех отношениях.

К.Д.Ушинский

Качество обучения, безусловно, является одним из основных факторов обеспечения качества образования и характеризует знания, умения, навыки, компетентность, становление личности обучающихся на определенных этапах образовательного процесса в медицинском вузе [11].

Как свидетельствуют современные психолого-педагогические исследования, качество подготовки и профессиональной деятельности врача можно существенно улучшить только посредством использования инновационных педагогических технологий в процессе обучения. Именно эти технологии позволяют значительно усовершенствовать и даже изменить методологическую систему обучения, повысить качество, доступность и открытость образования.

В дидактике высшей медицинской школы выполнено большое число работ, направленных на выявление функции и методики проверки качества знаний обучающихся, а также на повышение качества профессиональной подготовки врача [1,3,4,5,6,13-17,19-22]. При этом, значимость обоснованного использования тестовой методики выявления и проверки качества знаний и умений студентов, а также объективной техники оценивания их показаны и в наших работах [7,8,10,12,18].

Согласно теории обучения, управление качеством процесса обучения обеспечивается через управление познавательной деятельностью обучающихся. В связи с этим объективной оценкой качества формируемых знаний и умений является качество формируемой умственной деятельности студентов. О последней можно судить по изменяющимся независимым характеристикам действий, с помощью которых формируются знания и умения у обучающихся.

Термин «усвоение» характеризует одну из сторон дидактического процесса - результат познавательной деятельности обучающихся по овладению ими некоторой определенной информации. С другой стороны, усвоение может выступать и в качестве самого содержания дидактического процесса, как определенная познавательная деятельность обучающихся, направленная на овладение некоторой информацией.

Таким образом, понятие «усвоение» (процесс и его результат) имеет двойственный характер, на котором соприкасаются психологи и педагоги при анализе управления процессом обучения.

Действительно, пытаясь оценить факт усвоения знаний, мы должны создать соответствующие условия для проявления студентом той деятельности, которая усвоена им в процессе обучения. Качество же каждого структурного элемента этой деятельности целиком детерминировано характером организации самого процесса усвоения информации.

Следует также уточнить понятие «качество знаний». Под качеством знаний по конкретному учебному предмету, в том числе и по судебной медицине, мы понимаем надежность системы управления знаний. Качество знаний студента зависит от того, как профессионально разработана, функционирует и управляется система учебного процесса (рабочие программы, учебно-методические комплексы дисциплин) на кафедре [23]. Заметим, что верно и обратное, т.е. управление и функционирование системы учебного процесса находится в зависимости, в частности, и от качества знаний каждого обучающегося по каждому учебному предмету.

Теоретические разработки принципов конструирования и применения тестов учебной деятельности как эффективной педагогической технологии опираются на широко известные исследования педагогов и психологов, связанные с организацией учебно-познавательной деятельности (П. Гальперин, Н.Талызина, В. Давыдов, В. Беспалько, Л. Наумов, М. Дианкина, В. Аванесов, Е. Михайлычев и др.).

Нами на протяжении многих лет использовались и используются тесты учебной деятельности, результаты исследования которых представлены в работах многих высококвалифицированных авторов [7,8,9,10].

Считается, что тестовая диагностика - объективный, экономичный, демократичный и психологически корректный способ определения учебных достижений. При этом дидактические тесты предназначены для оценки уровня овладения учебным материалом [2].

В связи с вышеизложенным мы поставили перед собой цель - исследовать качество исходного уровня знаний студентов, приобретенных ими на предшествующих кафедрах, а также выяснение, какие существуют «пробелы» знаний у студентов при изучении ими предшествующих учебных дисциплин. При этом проводился анализ допущенных ими ошибок и правильных ответов при решении тестовых заданий.

материалы и методы

Для решения поставленных целей мы использовали психолого-педагогическую методику - тесты учебной деятельности как современную эффективную инновационную технологию.

В настоящем психолого-педагогическом исследовании участвовали студенты лечебного, очная форма обучения -187 чел., очно-заочная форма обучения - 150 чел., педиатрического - 154 чел., стоматологического - 151 чел. и медико-профилактического факультетов - 151 чел. Всего в эксперименте участвовали 793 студента.

Каждому студенту предоставляли 10 выборочных тестов, в которых содержалось от 1 до 8 правильных ответов. Всего в 10 тестах отмечалось 25-30 правильных ответов. Тестирование проводилось в начале первого занятия цикла. Время тестирования каждого студента составило в среднем 14,5 мин.

Качество усвоения выявлялось на основании успешности решения студентами тестовых заданий в изучаемых сферах деятельности на предшествующих учебных дисциплинах (медицинская биология, нормальная и патологическая анатомия, нормальная и патологическая физиология и др.). Для суждения о качестве подготовки обучающихся по результатам решения тестовых задач использовали коэффициент усвоения - К.

На любом уровне познавательной деятельности требуется осуществление безошибочной деятельности студента, а в последствии врача. Параметром, который характеризует степень безошибочности деятельности, является коэффициент усвоения - К. Международные стандарты степени безошибочного выполнения деятельности студента, будущего врача, предполагают К=0,7. В учебно-познавательной деятельности это допускается и оценивается как «удовлетворительно». К=0,8 соответствует оценке «хорошо», К = 0,9-1,0 - «отлично». В процентном соотношении оценка «удовлетворительно» соответствует 70-79% решению правильных ответов, «хорошо» - 80-89%, «отлично» - 90% и более.

результаты и обсуждение

Результаты экспериментального исследования студентов всех факультетов представлены в таблице 1. Анализ полученных в ходе исследования данных свидетельствует о достаточно низком уровне качества знаний, особенно, на медико-профилактическом (80,47%) и лечебном факультете (77,27%). Об удовлетворительном усвоении качества знаний свидетельствуют следующие низкие показатели, особенно, на медико-профилактическом факультете (14,06%), лечебном (18,20%), стоматологическом (18,56%) и педиатрическом факультете (21,78%), по сравнению с лечебным факультетом (23,52%). Хорошие показатели усвоения качества знаний отмечены у студентов лечебного факультета (8,57%), которые значительно превышают показатели успешности обучения студентов на стоматологическом (6,62%), на медико-профилактическом (5,47%), на лечебном факультете, очно-заочной форме обучения (4,53%) и, особенно, на педиатрическом факультете (2,91%). Отмечены весьма низкие показатели отличных успехов у студентов лечебного факультета (2,67%), стоматологического (1,98%) и педиатрического факультета (1,94%).

Таблица 1

Сравнительная характеристика результатов качественной оценки исходного уровня знаний студентов (в %)

Факультеты Параметры коэффициента удвоения - К

К < 0,7 К 0,7 - 0,79 K 0,8 - 0,89 K 0,9 - 1,0

Лечебный факультет, очная форма 65,24 23,52 8,57 2,67

Лечебный факультет, очно-заочная форма 77,27 18,20 4,53 -

Педиатрический факультет 73,37 21,78 2,91 1,94

Стоматологический факультет 72,84 18,56 6,62 1,98

Медико-профилактический факультет 80,47 14,06 5,47 -

При выяснении, какие у студентов существуют «пробелы» в знаниях на предшествующих кафедрах, был произведен сравнительный анализ правильных и неправильных ответов при решении ими тестовых заданий. Результаты исследования показали, что обучающиеся на леч.факе не знают названия основных сосудов артериального круга большого мозга (виллизиев круг) (К=0,55). Студенты всех факультетов не знают названия основных полостей тела человека (К=0,47-0,65). Обучающиеся леч.веч.фака и стом.фака не знают последовательность развития макроскопических морфологических изменений в атеросклеротической бляшке (К=0,6). Студенты всех факультетов не знают морфологические признаки ишемической болезни сердца (К=0,5-0,6) и церебро-васкулярной болезни (К=0,2-0,5). Обучающиеся на стоматологическом факультете не знают, что является основным содержимым желудочков головного мозга (К=0,6), не знают макроскопические морфологические признаки цирроза печени (К=0,58) и жировой дистрофии печени (К=0,54).

Студенты изучают на кафедре судебной медицины цикл, который длится 9-10 дней. Четыре занятия посвящены судебно-медицинскому исследованию трупа: одно - показательное вскрытие и три - самостоятельных исследований трупа. На вскрытии при обнаружении той или иной патологии необходимы знания патологической анатомии (макродиагностика). И когда мы у студентов спрашиваем, сколько у них было вскрытий на патологической анатомии, они отвечают: «Ни одного», или: «Одно», или: «Два». И это за целый год!? Получается, что студенты целый год изучают, глядя в

микроскоп, только патоморфологические изменения в органах и тканях. А как же макродиагностика? Выходит, этот раздел на кафедре полностью выпадает.

Нам представляется, на патологической анатомии целесообразно параллельно изучать сначала макроскопические, а затем микроскопические изменения в органах и тканях.

Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1. Результаты оценивания качества успешности обучения студентов свидетельствуют о низкой общей качественной характеристике, недостаточном и приблизительном усвоении, несформиро-ванности знаний, полученных ими на предшествующих кафедрах. На этапе от 0 до 0,7 для 80,47-65,24% обучающихся процесс обучения завершился и они стали «недоучками».

2. Процесс совершенствования и управления качеством обучения в медицинском вузе, на наш взгляд должен, в первую очередь, предусматривать обязательность тесных междисциплинарных связей, чтобы не было разорванности в получаемых знаниях, чтобы они были системными и востребованными. Об этом свидетельствуют государственные образовательные стандарты последнего поколения, в основе которых лежит переход от формализованных дисциплинарных практик в учебном процессе к междисциплинарному компетентностному подходу, базирующемуся на совершенствовании профессиональной подготовки студентов.

заявляют

об

отсут-

Конфликт интересов. Авторы ствии конфликта интересов.

Прозрачность исследования. Исследование не имело спонсорской поддержки. Исследователи несут полную ответственность за предоставление окончательной версии рукописи в печать.

Декларация о финансовых и иных взаимодействиях. Все авторы принимали участие в разработке концепции и дизайна исследования и в написании рукописи. Окончательная версия рукописи была одобрена всеми авторами. Авторы не получали гонорар за исследование.

Работа поступила в редакцию: 08.05.2015 г.

литература

1. Белогурова В.А. Научная организация учебного процесса: учебное пособие. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 511 с.

2. Вербицкий А.А., Креславская Е.Е. Тестирование в образовании: проблемы и перспективы // Педагогика. - 2012.

- №8. - С.3-13.

3. Дианкина М.С. Качество обучения в медицинском вузе (психолого-педагогический аспект): учебное пособие. -Чебоксары, 2008. - 274 с.

4. Каган В.И., Сычеников И.А. Психолого-педагогические основы учебно-методической работы в медицинском вузе. -М., 1975. - 16 с.

5. Каган В.И., Сычеников И.А. Основы оптимизации процесса обучения в высшей школе (единая методическая система института: теория и практика). - М.: Высшая школа, 1987.

- 143 с.

6. Наумов Л.Б. Оптимизация обучения в медицинском институте. -Новосибирск, 1978. - 419 с.

7. Неделько Н.Ф., Проскурин В.Н. Управлять познавательной деятельностью студентов // Вестник высшей школы. -1988. - №11. - С.43-44.

8. Неделько Н.Ф., Шилин А.В. Использование методических пособий управляющего типа для организации самостоятельной работы студентов // Судебно-медицинская экспертиза. - 1990. - №3. - С.45-48.

9. Неделько Н.Ф., Проскурин В.Н., Исаев Ю.С. Некоторые психолого-педагогические аспекты организации и управления аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работой студентов // Судебно-медицинская экспертиза. - 2000. - №9.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- С.34-36.

10. Неделько Н.Ф., Пашинян Г.А. Тестовая методика как средство эффективности процесса обучения // Перспективы развития и совершенствования судебно-медицинской службы Российской Федерации. - М. - Астрахань, 2000. - С.65-66.

11. Неделько Н.Ф., Исаев Ю.С. Модульно-компетентностный подход при обучении студентов на кафедре судебной медицины // Система менеджмента качества: опыт и перспективы. - 2015. - Вып. 4. - С.112-115.

12. Неделько Н.Ф., Исаев Ю.С., Проскурин В.Н. О некоторых аспектах психолого-педагогической организации и управления самостоятельной работой студентов // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). - 2002. - №3.

- С.94-98.

13. Некоторые вопросы учебно-воспитательной работы в медицинском вузе: Сборник научных трудов / Под ред. А.И. Федина. - М.: 2-й МОЛГМИ им. Н.И. Пирогова. - М., 1989.

- 159 с.

14. Оптимизация учебного процесса в медицинском вузе / Под ред. Е.А. Кузьмина, В.Е. Анисимова, Л.А. Бережной. -М., 1980. - 106 с.

Оптимизация учебного процесса в медицинском вузе / Под ред. А.И.Федина. - М.: 2-й МОЛГМИ им. Н.И. Пирогова, 1988. - 58 с.

16. Оптимизация учебного процесса в медицинском вузе / Под ред. Ю.К. Елецкого. - М., 1978. - 103 с.

17. Основные направления совершенствования учебно-воспитательного процесса в медицинском вузе / Под ред. А.И. Сыченикова. - М., 1981. - 70 с.

18. Пашинян Г.А., Неделько Н.Ф., Проскурин В.Н. О структуре и эффективности использования методических пособий управляющего типа // Судебно-медицинская экспертиза.

- 1998. - №3 - С.41-43.

19. Психолого-педагогические принципы применения оптимальных методов обучения студентов в медицинском вузе / Под ред. А.И.Федина. - М., 1986. - 96 с.

20. Совершенствование процесса обучения в высшей медицинской школе / Под ред. Ю.К. Елецкого, В.П. Беспалько.

- М., 1974. - 48 с.

21. Совершенствование учебного процесса на кафедрах 2-го МОЛГМИ им. Н.И. Пирогова - М., 1975. - 46 с.

22. Совершенствование учебного процесса на кафедрах 2-го МОЛГМИ им. Н.И. Пирогова. - М., 1977. - 70 с.

23. Шевчук Т.М. Формирование благоприятного микроклимата в студенческой группе // Альманах сестринского дела. - 2010. - Т. 3. №2-4. - С.43-46.

REFERENCES

1. Belogurova V.A. The scientific organization of educational process: education allowance. - Moscow: GEOTAR Media, 2010.

- 511 p. (in Russian)

2. Verbitsky A.A., Kreslavsky E.E. Testing in Education: Problems and Perspectives // Pedagogika. - 2012. - №8. - P.3-13. (in Russian)

3. Diankina M.S. The quality of education in medical school (psychological pedagogical aspect): a tutorial. - Cheboksary, 2008. - 274 p. (in Russian)

4. Kagan V.I., Sychenikov I.A. Psycho-pedagogical bases teaching work in the medical school. - Moscow, 1975. - 16 p. (in Russian)

5. Kagan V.I., Sychenikov I.A. Fundamentals of Process Optimization learning in higher education (single methodical system Institute: Theory and Practice). - Moscow: Higher School, 1987. - 143 p. (in Russian)

6. Naumov L.B. Optimization of training in medical school. -Novosibirsk, 1978. - 419 p. (in Russian)

7. Nedelko N.F., Proskurin V.N. Manage informative activity of students of high school // Vestnik Vyschej Shkoly. - 1988. - №11.

- P.43-44. (in Russian)

8. Nedelko N.F., Shilin A.V. Using teaching aids control type for the organization of independent work of students // Sudebno-Meditsinskaja Expertiza. - 1990. - №3. - P.45-48. (in Russian)

9. Nedelko N.F., Proskurin V.N., Isayev Y.S. Some psychological and pedagogical aspects of the organization and management of classroom and students' independent work // Sudebno-Meditsinskaja Expertiza. - 2000. - №9. - P.34-36. (in Russian)

10. Nedelko N.F., Pashinyan G.A. Test methods as a means of efficiency of the learning process // Prospects of development and improvement of the forensic service of the Russian Federation. -Moscow - Astrakhan, 2000. - P.65-66. (in Russian)

11. Nedelko N.F., Isaev Y.S. Modular competence approach in teaching students at the Department of Forensic Medicine // Sistema menedzhmenta kachestva: opit I perspektivy. - 2015. - Is. 4. - P.112-115. (in Russian)

12. Nedelko N.F., Isaev Y.S., Proskurin V.N. Some aspects of psychological and educational organization and management of independent work of students // Sibirskij Medicinskij Zurnal (Irkutsk). - 2002. - №3. - P.94-98. (in Russian)

13. Some questions of educational work in the medical college: Collection of scientific works / Ed. AI Fedin. - Moscow: 2nd MOLGMI them. NI Pirogov. - M., 1989. - 159 p. (in Russian)

14. Optimization of educational process in medical school / Ed. E.A. Kuzmin, V.E. Anisimov, L.A. Berezhnaya. - Moscow, 1980. - 106 p. (in Russian)

15. Optimization of educational process in medical school / Ed. A.I. Fedin. - Moscow: 2nd MOLGMI them. N.I. Pirogov, 1988. - 58 p. (in Russian)

16. Optimization of educational process in medical school / Ed. J.K. Eletski. - Moscow, 1978. - 103 p. (in Russian)

17. The main directions of improving the educational process at the medical university / Ed. A.I. Sychenikov. - Moscow, 1981. - 70 p. (in Russian)

18. Pashinyan G.A., Nedeljko N.F., Proskurin V.N. The structure and efficiency of teaching aids control type // Sudebno-Meditsinskaja Expertiza. - 1998. - №3. - P.41-43. (in Russian)

19. Psychological and pedagogical principles on the use of best practices of training students in the medical school / Ed. A.I. Fedin. - Moscow, 1986. - 96 p. (in Russian)

20. Improving the learning process in higher medical school / Ed. J.K. Eletski, V.P. Bespal'ko. - Moscow, 1974. - 48 p. (in Russian)

21. Improving the educational process in the departments of the 2nd MOLGMI them. N.I. Pirogov. - Moscow, 1975. - 46 p. (in Russian)

22. Improving the educational process in the departments of the 2nd MOLGMI them. N.I. Pirogov. - Moscow, 1977. - 70 p. (in Russian)

23. Shevchuk T.M. Formation of a favorable microclimate in the student group // Al'manah sestrinskogo dela. - 2010. - Vol. 3. №2-4. - P.43-46. (in Russian)

Информация об авторах:

Неделько Николай Федорович - доцент, к.м.н., 664003, Иркутск, ул.Красного Восстания, 1; Исаев Юрий Сергеевич - профессор, д.м.н.

Information About the Authors:

Nedelko Nikolai F. - Associate Professor, MD, PhD, 664003, Russia, Irkutsk, Krasnogo Vosstania str., 1;

Isaev Yuri - Professor, MD, PhD, DSc.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.