Научная статья на тему 'Некоторые психофизиологические особенности здоровья студентов на Севере и возможность их коррекции'

Некоторые психофизиологические особенности здоровья студентов на Севере и возможность их коррекции Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
292
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ / НЕЙРОТИЗМ / НЕСПЕЦИФИЧЕСКИЕ АДАПТИВНЫЕ РЕАКЦИИ / КОРРЕКЦИЯ АДАПТИВНЫХ РЕАКЦИЙ / СТУДЕНТЫ / ЗДОРОВЬЕ / СТРЕСС / СЕВЕР / АДАПТОГЕН / ОБУЧЕНИЕ / ДЕЗАДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / EXTREME FACTORS / PSYCHO-EMOTIONAL STRESS / NEUROTICISM / NON-SPECIFIC ADAPTIVE RESPONSES / CORRECTION OF ADAPTIVE RESPONSES / STUDENTS / HEALTH / STRESS / NORTH / ADAPTOGEN / TRAINING / MALADJUSTMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Николаева Евгения Николаевна, Колосова Ольга Николаевна, Яковлева Александра Петровна, Мельгуй Наталья Владимировна

Приведены результаты изучения этногенетических особенностей психоэмоционального напряжения и неспецифических адаптивных реакций организма студентов, обучающихся в Якутии. Студенты, обучающиеся в условиях Севера, подвергаются воздействию целого ряда стрессирующих факторов, основными из которых являются особенности напряженного учебного процесса в вузе и экстремальные климатогеографические параметры окружающей среды. Проведенная экспериментальная работа показала возможность использования адаптогена «Эпсорин» в качестве препарата, улучшающего состояние неспецифических адаптивных реакций, повышающего психоэмоциональную устойчивость и качество обучения студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Николаева Евгения Николаевна, Колосова Ольга Николаевна, Яковлева Александра Петровна, Мельгуй Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some psychophysiological features of students’ health in the north and possibility of it’s correction

There are results of the research about ethnogenetic features of emotional stress and organism nonspecific adaptive reactions of students studying in Yakutia. The students are exposed to a number of stressful factors, the main of which are particularly intense educational process at the university, and extreme climatic and geographic features of the environment. Conducted experimental work has shown the possibility of using an adaptogen “Epsorin” as a product to improve the condition of non-specific adaptive responses, psycho-emotional stability and the quality of studying process.

Текст научной работы на тему «Некоторые психофизиологические особенности здоровья студентов на Севере и возможность их коррекции»

УДК 612.01; 591.1-027.21

Е. Н. Николаева, О. Н. Колосова, А. П. Яковлева, Н. В. Мельгуй

НЕКОТОРЫЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ НА СЕВЕРЕ И ВОЗМОЖНОСТЬ ИХ КОРРЕКЦИИ

Приведены результаты изучения этногенетических особенностей психоэмоционального напряжения и неспецифических адаптивных реакций организма студентов, обучающихся в Якутии. Студенты, обучающиеся в условиях Севера, подвергаются воздействию целого ряда стрессирующих факторов, основными из которых являются особенности напряженного учебного процесса в вузе и экстремальные климатогеографические параметры окружающей среды. Проведенная экспериментальная работа показала возможность использования адаптогена «Эпсорин» в качестве препарата, улучшающего состояние неспецифических адаптивных реакций, повышающего психоэмоциональную устойчивость и качество обучения студентов.

Ключевые слова: адаптация, экстремальные факторы, психоэмоциональное напряжение, нейротизм, неспецифические адаптивные реакции, коррекция адаптивных реакций, студенты, здоровье, стресс, Север, адаптоген, обучение, дезадаптация.

E. N. Nikolaeva, O. N. Kolosova, A. P Yakovleva, N. V Melguy

Some psychophysiological features of students’ health in the north and possibility of it’s correction

There are results of the research about ethnogenetic features of emotional stress and organism nonspecific adaptive reactions of students studying in Yakutia. The students are exposed to a number of stressful factors, the main of which are particularly intense educational process at the university, and extreme climatic and geographic features of the environment. Conducted experimental work has shown the possibility of using an adaptogen “Epsorin” as a product to improve the condition of non-specific adaptive responses, psycho-emotional stability and the quality of studying process.

Key words: adaptation, extreme factors, psycho-emotional stress, neuroticism, non-specific adaptive responses, correction of adaptive responses, students, health, stress, north, adaptogen, training, maladjustment.

Одним из актуальных направлений современной экологической физиологии является изучение механизмов адаптации людей, ведущих активный образ жизни (обучение, работа) в сложных климатогеографических условиях. Программа развития Северо-Восточного региона России предполагает интенсивное освоение данной территории с привлечением большого количества не только техники, но и, прежде всего, людей различных специальностей. В

НИКОЛАЕВА Евгения Николаевна - к. б. н., доцент кафедры нормальной и патологической физиологии Медицинского института СВФУ им. М. К. Аммосова.

E-mail: evgnik1971@yandex.ru

КОЛОСОВА Ольга Николаевна - д. б. н., проф., заведующая кафедрой общественного здоровья и здравоохранения и общей гигиены и биоэтики Медицинского института СВФУ им. М. К. Аммосова.

E-mail: kolosova.olga8@inbox.ru

ЯКОВЛЕВА Александра Петровна - аспирант Медицинского института СВФУ им. М. К. Аммосова.

E-mail: aly-sand@mail.ru

МЕЛЬГУЙ Наталья Владимировна - аспирант Медицинского института СВФУ им. М. К. Аммосова.

E-mail: NVMelgui@mail.ru

настоящее время подготовка специалистов для работы в регионе ведется на базе Северо-Восточного Федерального университета имени М. К. Аммосова. Студенты, обучающиеся в экстремальных климатических условиях, подвергаются не только экологическому воздействию, но и комплексу психоэмоциональных факторов, характерных в целом для высшей школы (необходимость переработки студентом огромного объема информации за короткий период времени, разнонаправленность информационного груза, новые социальные условия, сдача зачетов и экзаменов и т. д.) [1, 2].

Известно, что у людей, проживающих в экстремальных условиях Севера, выявляется «синдром полярного напряжения» [3]. Степень устойчивости организма человека к действию стрессирующих факторов зависит от состояния напряженности функциональных систем организма, интенсивности протекания обменных процессов, которые, в конечном итоге, определяют фазы неспецифических адаптивных реакций (НАР) организма.

В настоящей работе осуществлено выявление психофизиологических особенностей состояния здоровья студентов в условиях Севера. Для реализации данной цели было проведено исследование фаз НАР

100%

80%

60%

40%

20%

0%

женщины мужчины женщины мужчины

монголоиды монголоиды европеоиды европеоиды ■ УА,УТ В НА, НТ Ш ПА Нстресс

Рис. 1. Фазы НАР студентов разных этнических групп в зависимости от половой принадлежности (%).

организма студентов и уровня их психоэмоционального напряжения с учетом этнических и половых особенностей студентов. Экспериментальная часть работы была посвящена разработке метода коррекции изученных психофизиологических параметров с целью улучшения процесса адаптации студентов к новым социально-экологическим условиям их жизни, снятия психоэмоционального напряжения и, следовательно, снижения вероятности возникновения психосоматических заболеваний.

Объект исследования - практически здоровые студенты-добровольцы СВФУ в возрасте от 17 до 24 лет (450 человек). Для оценки психоэмоционального состояния использовались общепринятые методы психофизиологических исследований индивидуальных различий [4, 5]. Исследование НАР организма проводили по методу, разработанному Л. Х. Гаркави и др. [6]. Согласно данному методу исследования, в организме при адаптации определяются следующие фазы НАР: «устойчивая тренировка» (УТ), «устойчивая активация» (УА), «неустойчивые тренировка и активация» (НТ, НА), «переактивация» (ПА) и «стресс».

Полученные результаты указывают на наличие напряженного протекания процесса адаптации у студентов, проживающих в специфических условиях Севера, поскольку выявляется достаточно высокий процент людей, находящихся в фазе «стресс» и ПА (рис. 1).

Более чем у 38 % студентов независимо от этнической принадлежности выявляется реакция ПА. Причем данная реакция, которая по уровню энергетических затрат и преобладанию процессов распада наиболее близка к реакции «стресс», чаще выявляется у студентов-европеоидов. Достаточно высок процент студентов, находящихся в состоянии НА (12-22 %). Характерной чертой данной фазы является то, что при благоприятных условиях реакция организма может перейти в состояние УА, а при неблагоприятных условиях - в ПА и даже в

реакцию «стресс». Менее 50 % студентов находятся в наиболее оптимальном состоянии организма - УА и УТ, которые отражают благоприятное течение адаптивных реакций.

В отличие от европеоидов, у студентов-монголои-дов выявляется фаза «стресс» (3 % мужчин и

5 % женщин). Это значит, что в организме студентов-монголоидов преобладают катаболические процессы, которые характеризуются чрезвычайно высокой степенью напряженности обменных процессов, что отражает развитие предпатологических состояний.

Анализ полученных результатов показывает, что стрессирующие факторы, действующие на студентов при обучении в вузе, приводят к напряжению адаптивных процессов в организме. Наиболее напряженно протекает процесс адаптации у студентов-монголоидов. Наличие реакции «стресс» у студентов-монголоидов, указывающее на напряженное протекание адаптивных процессов и свидетельствующее

06 истощении энергетических и пластических ресурсов организма, способно спровоцировать возникновение и развитие патологий.

В формировании приспособительной реакции огромное значение имеют индивидуальные особенности психофизиологических параметров личности, состояние которых зависит от психоэмоционального напряжения человека [7, 8, 9, 10].

Результаты исследования психоэмоциональной устойчивости (нейротизма) у студентов показали, что наибольший уровень нейротизма отмечается у женщин-европеоидов (47 %) и у мужчин-монголои-дов (33 %).

Известно, что наиболее неблагополучными с точки зрения способности человека к обучению, переключению внимания, переработке огромного объема информации с сохранением высокой работоспособности являются люди с низким и высоким уровнем нейротизма [1, 2, 10, 11]. Следовательно, возможность усвоения учебной программы в вузе, успешность адаптации студентов зависят от объективных показателей уровня психоэмоциональной стабильности студентов.

В связи с этим нами проведено исследование связи между уровнем психоэмоционального напряжения и фазой НАР в группах студентов с низким (НН) и высоким уровнем нейротизма (ВН).

Как видно из данных рис. 2, наибольший процент студентов-монголоидов, находящихся в фазе НАР «переактивация», выявляется у женщин с высоким уровнем нейротизма (40 %) и у мужчин с низким уровнем нейротизма (50 %). Организм 10 % женщин-монголоидов с НН находится в фазе «стресс». Данная НАР, которая отражает возможность быстрого истощения энергетических и пластических ресурсов при напряженном течении адаптивных процессов,

100%

80%

60%

40%

20%

0%

мужчины НН мужчины ВН женщины женщины ВН

НН

|у/а, у/т Вн/а, н/т @п/а

Рис. 2. Фазы НАР у мужчин и женщин монголоидов

100%

80%

60%

40%

20%

0%

мужчины НН мужчины ВН женщины женщины ВН

НН

■ у/а, у/т Вн/а, н/т ®п/а Рис. 3. Фазы НАР у мужчин и женщин европеоидов

в зависимости от уровня нейротизма (%) (ВН - высокий в зависимости от уровня нейротизма (%): ВН - высокий

нейротизм, НН - низкий нейротизм).

нейротизм, НН - низкий нейротизм.

обнаружена также у более 3 % мужчин-монголоидов в обеих обследованных группах (ВН и НН).

Среди студентов-европеоидов лиц, находящихся в фазе «стресс», не выявляется (рис. 3.), но выше процент студентов, находящихся в состоянии напряжения резервных возможностей организма (фаза «переактивации»). Причем процент лиц, находящихся в «переактивации», на 10 % выше в группе студентов (независимо от пола) с низким нейротизмом.

Таким образом, результаты исследования связи между состоянием неспецифических реакций организма и психоэмоциональным напряжением студентов выявляют наиболее напряженное течение адаптационных процессов у лиц с низким уровнем нейротизма, независимо от этнической принадлежности. При этом наиболее неблагоприятное состояние адаптивных резервов отмечается у студентов-монголоидов.

Эффективность течения адаптивного процесса у студентов определяет конечную цель их деятельности - качество усвоения учебной программы, что отражается на их успеваемости. Исследование взаимосвязи психофизиологического состояния, неспецифических адаптивных реакций организма с качеством успеваемости студентов выявило, что наибольшее количество неуспевающих и наименьшее количество успевающих на «хорошо» и «отлично» отмечается среди студентов с низким уровнем нейротизма. Среди студентов с высоким уровнем нейротизма отмечается наименьшее количество неуспевающих и наибольшее количество студентов, успевающих на «хорошо» и «отлично».

По результатам исследования психофизиологического состояния и неспецифических адаптивных реакций организма студентов мы определили, что

у студентов с низким уровнем нейротизма уровень психоэмоционального напряжения приводит к более неблагоприятному течению адаптивно-компенсаторных процессов в организме. Следовательно, напряженное течение адаптивных процессов к условиям обучения в вузе приводит к снижению усвоения учебной программы, что соответствует исследованиям и других авторов [1, 7, 9].

Можно предположить, что перевод состояния НАР организма студентов в более благоприятную фазу приведет к оптимизации и синхронизации деятельности всего организма, что, в свою очередь, обусловит снижение психоэмоционального напряжения. Повышение психоэмоциональной стабильности определит более успешное усвоение студентами учебной программы.

Нами была проведена экспериментальная работа по коррекции НАР у студентов. Для коррекции неспецифических адаптивных реакций организма студентов с целью понижения психоэмоционального напряжения в период обучения и повышения качества усвоения учебного материала был использован адаптоген «Эпсорин». Экстракт из пантов северного оленя («Эпсорин») оказывает стимулирующее и защитное действие на гемопоэз, эритро-, миело- и лимфопоэз на фоне радиационного или холодового воздействия. Препарат «Эпсорин» является адаптогеном, повышающим устойчивость организма человека к воздействию экологических и психогенных стресс-факторов, содержащим вещества антиоксидантного действия и регуляторы (нормализаторы) процессов матричных биосинтезов [12, 13].

Для проведения коррекции психоэмоционального состояния и неспецифических адаптивных реакций организма по результатам НАР организма были

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%

■УТ, УА ВИТ, НА ®ПА Встресс

Рис. 4. Результаты исследования НАР организма студентов экспериментальной группы до и после коррекции (%): ВН - высокий нейротизм, НН - низкий нейротизм.

мужчины НН после коррекции мужчины НН до коррекции мужчины ВН после коррекции мужчины ВН до коррекции женщины НН после коррекции женщины НН до коррекции женщины ВН после коррекции женщины ВН до коррекции

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%

■ УТ, УА ВНТ, НА ШПА Встресс

Рис. 5. Результаты исследования НАР организма студентов контрольной группы до и после коррекции (%): ВН - высокий нейротизм, НН - низкий нейротизм.

отобраны лица с фазой НАР «переактивация» и «стресс» - 48 девушек и 36 юношей, которые были разделены на экспериментальную (ЭГ) и контрольную группы (КГ). Студенты ЭГ принимали адаптоген «Эпсорин» утром натощак по 15 капель в течение 10 дней, после чего у представителей и экспериментальной, и контрольной групп проводилось определение уровня тревожности и фаз НАР. Студенты КГ адаптоген не принимали.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что после приема препарата «Эпсорин» у более 50 % студентов ЭГ происходит переход фазы НАР «переактивация» в фазу «устойчивой активации и тренировки», которые характеризуются стабильным

и эффективным течением адаптивных процессов (рис. 4). У 25 % студентов ЭГ наблюдается переход фазы ПА в более благоприятную фазу НА. При этом наиболее эффективное влияние «Эпсорин» оказывает на лиц с НН. Так, переход фазы ПА в более благоприятные фазы наблюдается у 85 % студентов с низким уровнем нейротизма.

Повторное исследование фаз НАР организма у студентов КГ показало, что реакция ПА сохраняется у большинства студентов (рис. 5).

Результаты исследования успеваемости студентов экспериментальной и контрольной групп в зависимости от уровня нейротизма до и после коррекции фаз НАР организма адаптогеном «Эпсорин» приведе-

женщины НН женщины ВН мужчины НН мужчины ВН

ШЭГ до корреции ИЭГ после коррекции В КГ до коррекции В КГ после коррекции

Рис. 6. Результаты успеваемости студентов до и после коррекции (%): ВН - высокий нейротизм, НН - низкий нейротизм, ЭГ - экспериментальная группа, КГ - контрольная группа.

ны на рис. 6. Как видно из данных этого рисунка, наибольшее повышение качества успеваемости среди женщин наблюдается у студенток с высоким уровнем нейротизма, у мужчин - среди лиц с низким уровнем нейротизма.

Следовательно, коррекция неспецифических адаптивных реакций организма у студентов с разным уровнем психоэмоциональной стабильности с помощью адаптогена «Эпсорин» является достаточно эффективной. В результате использования «Эпсори-на» происходит переход фаз неспецифических адаптивных реакций организма в устойчивую и благоприятную фазу, характеризующуюся стабильным и эффективным течением адаптивных процессов, а также происходит повышение качества успеваемости студентов.

Полученные результаты исследования уровня психоэмоциональной стабильности студентов указывают на наличие различий как по половой, так и по этнической принадлежности. Выявлено, что среди женщин наиболее высокий уровень нейротизма отмечается у женщин-европеоидов, среди мужчин - у мужчин монголоидной расы. Группу риска по психоэмоциональному неблагополучию составляют женщины репродуктивного возраста.

Выявлена взаимосвязь между уровнем психоэмоциональной устойчивости и состоянием неспецифических адаптивных реакций организма. Особую тревогу вызывают студенты с низким уровнем нейротизма, который сопровождается более напряженным течением НАР («стресс», «переактивация»).

Применение адаптогена «Эпсорин», нормализуя течение адаптивных процессов, по-видимому, посредством коррекции вегетативной регуляции, снижает

уровень психоэмоционального напряжения, приводя к улучшению качества усвоения учебной программы студентами.

Л и т е р а т у р а

1. Марьинских С. Г. Оценка уровня здоровья юношей, проживающих в г. Тюмень при переходе из общеобразовательных учреждений в вуз // Физиологические механизмы адаптации человека: Материалы международной научно-практической конференции. - Тюмень: Лаконика, 2010. - С. 64-67.

2. Николаева Е. Н., Колосова О. Н., Малогулова И. Ш. Состояние психофизиологических показателей студентов при адаптации к учебной деятельности в условиях Севера // Материалы региональной научно-практической конференции «Вопросы интегративной физиологии». Вып. 2. Красноярск. - 2007. - С. 57-60.

3. Казначеев В. П. Очерки теории и практики экологии человека. - М.: Наука, 1983. - 255 с.

4. Римский Р. Р., Римский Р. С. Альманах психологических тестов. - М.: Изд-во КСП, 1995. - 400 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Eysenck H. J. Personality, genetics and behavior. - New York: Praeger, 1982. - 340 c.

6. Гаркави Л. Х., Квакина Е. Б., Уколова М. А. Адаптационные реакции и резистентность организма. - Ростов-н-Дону: Изд-во Ростовского университета, 1979. - 126 с.

7. Акопян А. Н. Психоэмоциональное состояние студентов в ситуации промежуточного и сессионного экзаменов // Эколого-физиологические проблемы адаптации. Материалы XII Международного симпозиума. - М.: Изд-во РУДН, 2007. - С. 21-23.

8. Самсонова Г. О. Эффективность методов музыкальной терапии в программах восстановительной коррекции практически здоровых студентов с выявленными

Н. Г. Павлов, Б. М. Кершенгольц, Г. В. Филиппова, М. М. Шашурин. ВЛИЯНИЕ ЭКСТРАКТОВ СЛОЕВИЩ ЛИШАЙНИКОВ НА БИОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА МИКОБАКТЕРИЙ ТУБЕРКУЛЕЗА

психофизиологическими отклонениями // Автореф. дисс. ... д. п. н. - М., 2011. - 28 с.

9. Токаева Л. К., Павленкович С. С., Спиридонова Е. А. Оценка адаптационного потенциала студентов педагогического вуза с различным уровнем тревожности // Сборник научных статей и тезисов XII международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке». - М.: РУДН, 2011.- С. 395.

10. Яковлева А. П., Колосова О. Н., Шиц И. В., Николаева Е. Н. Психофизиологические особенности адаптации женщин репродуктивного возраста в условиях Севера // Материалы II Международной междисциплинарной конференции «Современные проблемы системной регуляции физиологических функций», 22-29 июня 2012 г., Бодрум, Турция. - С. 205-207.

11. Николаева Е. Н., Колосова О. Н. Влияние

психофизиологического напряжения на состояние неспе-

цифических адаптивных реакций организма студентов // Материалы I физиологов СНГ. Сочи. - 2005.

12. Кершенгольц Б. М., Петрова П. Г., Колосова О.

Н., Кершенгольц Е. Б. Здоровье человека на Севере:

физиологические и биохимические реакции организма на экотоксиканты, пути их оптимизации // Наука и образование. - № 4. - 2003. - С. 63-74.

13. Выходцева Ж. В., Колосова О. Н. Влияние

иммуномодулятора “Эпсорин” на состояние иммунология ескойреактивности у больных со злокачественными новообразованиями челюстно-лицевой области в послеоперационном периоде // Вестник ЯГУ. - 2010. - № 1. - С. 47-52.

УДК: 616-002.5(582.29)

Н. Г. Павлов, Б. М. Кершенгольц, Г. В. Филиппова, М. М. Шашурин

ВЛИЯНИЕ ЭКСТРАКТОВ СЛОЕВИЩ ЛИШАЙНИКОВ НА БИОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА МИКОБАКТЕРИЙ ТУБЕРКУЛЕЗА

Исследовано антибактериальное действие водно-спиртовых экстрактов лишайников из родов цетрарии (Cetraria) и кладонии (Cladonia) на микобактерии туберкулеза. Предэкстракционная механохимическая обработка сухих слоевищ лишайников позволяет выделять более полный спектр биоактивных веществ, увеличивая их антибактериальную активность in vitro по отношению к чувствительным и устойчивым к противотуберкулезным препаратам штаммам микобактерий туберкулеза (эффект сохраняется до разведения 1:8), по сравнению с классическими приемами экстрагирования действующих веществ из растительного сырья. Использование механохимического экстракта лишайников в лечении экспериментального туберкулеза резко снижает тяжесть его течения у мышей, зараженных клиническим штаммом № 238 с множественной лекарственной устойчивостью.

Ключевые слова: лекарственные растения, лишайники, усниновая кислота, механохимия, туберкулез, микобактерии туберкулеза, экспериментальный туберкулез

ПАВЛОВ Николай Герасимович - к. в. н., старший научный сотрудник бактериологической лаборатории ГБУ РС (Я) НПЦ «Фтизиатрия».

E-mail: png_74@mail.ru

КЕРШЕНГОЛЬЦ Борис Моисеевич - д. б. н., профессор, зав. лабораторией экологической, медицинской биохимии, биотехнологий и радиационной биологии ИБПК СО РАН.

ФИЛИППОВА Галина Валерьевна - к. б. н., старший научный сотрудник ИБПК СО РАН.

E-mail: nureeva@yandex.ru

ШАШУРИН Михаил Михайлович - к. б. н., научный сотрудник ИБПК СО РАН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.