С. Н. Шинкаренко*
некоторые проблемы реализации законодательства о муниципальной службе в свердловской области и пути их решения
Рассматривается проблема несоответствия муниципальных служащих, принятых на муниципальную службу до вступления в силу Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», квалификационным требованиям для замещения должностей муниципальной службы, установленным этим Законом. Проводится анализ профессионального уровня муниципальных служащих в Свердловской области с использованием судебной практики по указанной проблеме.
Ключевые слова: квалификационные требования, должность муниципальной службы, муниципальные служащие
The article is devoted to the problem of non-compliance of municipal officials taken to the municipal service before the entry into force of the Federal Law «On Municipal Service in the Russian Federation», the qualification requirements established by this Law. Analysis of professional level of municipal officials in Sverdlovsk oblast with the regard for judicial practice about such problem is taken.
Key words: qualification requirements, position of municipal service, municipal officials
До принятия Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее — Закон № 25-ФЗ) квалификационные требования к муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы, закреплялись муниципальными актами органов местного самоуправления в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы. Теперь ситуация несколько изменилась: п. 2 ст. 9 предусматривает, что утверждение типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы осуществляется законом субъекта РФ.
В целях реализации Закона № 25-ФЗ принят Закон Свердловской области от 29 октября 2007 г. № 136-ОЗ «Об особенностях муниципальной службы на территории Свердловской области», в ст. 8 которого определены квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы, включающие требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы и (или) государственной службы либо стажу работы по специальности, профессиональным знаниям, необходимым для исполнения должностных обязанностей. После принятия Закона «Об особенностях муниципальной службы на территории Свердловской области» часть муниципальных служащих, поступивших на муниципальную службу до принятия Закона, оказались не соответствующими квалификационным требованиям по уровню образования.
Анализ информации, представленной органами местного самоуправления, показал, что по состоянию на 1 сентября 2010 г. не удовлетворяют квалификационным требованиям по уровню образования 327 муниципальных служащих, что составляет 5,2 % от общего числа муниципальных служащих в Свердловской области. Из этих служащих 128 получают необходимое образование, 31 служащий подлежит увольнению в связи
* Шинкаренко Сергей Николаевич — бывший директор департамента государственной и муниципальной службы Губернатора Свердловской области (Екатеринбург). E-mail: spgms@mail.ru.
С. Н. Шинкаренко
39
с выходом на пенсию до конца 2010 г., в отношении 168 служащих администрациями муниципальных образований меры по устранению несоответствия не принимаются. Необходимо отметить, что из этих 168 служащих 137 — старше 50 лет, 82 — имеют стаж муниципальной службы более 10 лет, 45 — более 20 лет.
Судебная практика по искам муниципальных служащих, уволенных вследствие недостаточной квалификации, показывает, что суды руководствуются тем обстоятельством, что Законом «Об особенностях муниципальной службы на территории Свердловской области» были сформулированы единые квалификационные требования по должностям муниципальной службы, которые ранее не являлись обязательными и которым частично не соответствует конкретный работник, и это само по себе не означает, что деятельность данного работника влечет нарушение чьих-то прав. По этому основанию Ленинским районным судом Екатеринбурга в декабре 2009 г. было отказано в удовлетворении исковых требований прокурора Екатеринбурга к Администрации Екатеринбурга об увольнении двух муниципальных служащих и признании их не соответствующими занимаемым должностям.
Поэтому в Закон «Об особенностях муниципальной службы на территории Свердловской области» были внесены изменения в части возможности замещения главных, ведущих, старших и младших должностей муниципальной службы при отсутствии кандидатов с высшим образованием лицами, имеющими среднее профессиональное образование и достаточный стаж муниципальной и (или) государственной службы. Также внесены изменения, касающиеся муниципальных служащих, поступивших на муниципальную службу до вступления в силу этого Закона, в части запрета их увольнения с муниципальной службы или перевода на нижестоящую должность в связи с их несоответствием квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы и (или) государственной службы либо стажу работы по специальности.
Принятие Закона Свердловской области «О внесении изменений в статью 8 Закона Свердловской области „Об особенностях муниципальной службы на территории Свердловской области"» позволило:
1) занимать муниципальным служащим, в настоящее время не соответствующим квалификационным требованиям по уровню образования, должности муниципальной службы на законных основаниях;
2) повысить карьерную мотивацию муниципальных служащих в Свердловской области, что обусловлено появлением возможности как продвижения по вертикали, так и ротации на горизонтальном уровне;
3) сохранить в органах местного самоуправления муниципальных служащих, в совершенстве владеющих навыками подготовки и принятия управленческих решений, делового общения и решения проблемных ситуаций;
4) проводить целенаправленную долговременную политику по повышению уровня профессионализма муниципальных служащих в Свердловской области.
Все это позволяет повысить эффективность деятельности органов местного самоуправления и степень доверия к ним населения Свердловской области.
40
Некоторые проблемы реализации законодательства о муниципальной службе..