Научная статья на тему 'Некоторые проблемы развития рынка автострахования России'

Некоторые проблемы развития рынка автострахования России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
510
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТРАХОВОЙ РЫНОК / ОСАГО / КАСКО / АВТОСРАХОВАНИЕ / INSURANCE MARKET / MTPL / CASCO / CAR INSURANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Давыдова Е.Ю., Соболева А.А.

В данной статье раскрыты современные проблемы страхового рынка в России, проанализированы статистические показатели. А также представлены перспективы дальнейшего развития и изменения страховых операций в различных отраслях.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article the modern problems of insurance market in Russia, analyzes the statistical indicators. And also prospects for further development and changes in insurance operations in various industries are presented.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы развития рынка автострахования России»

Давыдова Е.Ю., Соболева А.А.

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА АВТОСТРАХОВАНИЯ РОССИИ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: страховой рынок, ОСАГО, КАСКО, автосрахование.

Аннотация: В данной статье раскрыты современные проблемы страхового рынка в России, проанализированы статистические показатели. А также представлены перспективы дальнейшего развития и изменения страховых операций в различных отраслях.

Keywords: insurance market, MTPL, CASCO, car insurance.

Abstract: In this article the modern problems of insurance market in Russia, analyzes the statistical indicators. And also prospects for further development and changes in insurance operations in various industries are presented.

В условиях растущей нестабильности в деятельности предприятий возникает необходимость снижения рисков бизнес-деятельности на основе страхования [4]. Дальнейшее развитие страховой отрасли тесно взаимосвязано с экономическим развитием государства, поэтому проблемы в экономике могут коснуться рынка страховых услуг.

Страхование в Российской Федерации осуществляет задачи, связанные с:

- защитой прав страхователей;

- совершенствованием рискового менеджмента на финансовых рынках;

- созданием эффективной пенсионной системы в стране;

- развитием малого и среднего предпринимательства [1].

Для наиболее полной оценки деятельности современного страхового рынка необходимо провести сравнение его показателей с показателями других стран.

Так, если размер страховой премии в расчете на одного жителя в Японии составляет около 4500 долларов, в Швейцарии - 3000, в США - 2500 , то в России - лишь, около 40 долларов .

В валовом внутреннем продукте в развитых странах на долю совокупной страховой премии приходится около 9%, а в Российской Федерации - приблизительно 1,5%. Расходы австралийцев на добровольное страхование достигают примерно 10% от общего уровня достатка, американцев - чуть более 15%, россиян - около 2 долларов

в год. Исходя из выше перечисленного, можно сделать вывод, что содержание и масштабы страховых операций на отечественном страховом рынке и за рубежом находятся в кардинальном отличии.

Прогнозы аналитиков предполагают ухудшение ситуации на страховом рынке в России. Основание этому дает тот факт, что страховые взносы сократились по сравнению с предыдущим годом на 10 процентных пунктов.

Наиболее существенное изменение произошло в страховании имущества предприятий, заемщиков и КАСКО. Сокращение темпов роста привело и к ухудшению финансовых результатов. В настоящее время наиболее масштабные проблемы происходят в сфере автострахования. Рентабельность собственных средств представителей страхового рынка сократилась до минимального значения за предшествующие 5 лет - до 6,1%. В связи с этим страховым компаниям пришлось пойти на меры по увеличению тарифов КАСКО и по санации инвестиционных портфелей. Но на сегодняшний день бизнес автострахования всё также остаётся убыточным.

Оценивая в целом страховой рынок, стоит отметить положительный факт появления его регулятора в лице Центрального Банка. Данный подход имеет видимые преимущества — ЦБ регулирует весь финансовый рынок, а не только отдельные секторы

[5].

К примеру, в 2016 году на ОСАГО повлияли многочисленные отрицательные события такие, как:

- рост убыточности в автостраховании;

- негативное развитие судебной практики;

- увеличение мошенничества.

В кризисную стадию перешло и автоКАСКО. Снижение ряда отраслей страховых программ и спад платежеспособного спроса являются основными проблемами в данной области.

На основе данного анализа можно сделать вывод, что современный российский страховой рынок находится в непростой ситуации, которая основывается на:

- резком сокращении темпов прироста страховых взносов;

- росте убыточности;

- достижении минимального значения за последние пять лет рентабельности собственных средств страховщиков;

- постоянном откладывании решения каких-либо жизненно важных для рынка страхования вопросов (например,увеличение тарифов по ОСАГО в автостраховании и введение налоговых льгот в страховании жизни граждан).

Российский рынок страхования на данный момент только частично выполняет свою социально-экономическую функцию. Данная отрасль обеспечивает юридические лица и граждан лишь основной защитой от всевозможных рисков. Она не является серьезным элементом развития финансового сектора страны, не играет существенной роли в медицинских рисках и в финансовом обеспечении по старости граждан. Страховые премии в своем совокупном объеме составляют всего лишь четверть объема страховых премий какой-либо одной из мировых ведущих страховых компаний. При этом совокупные активы российских страховых компаний составляют еще меньшую долю [2; 6].

В виду того, что сложившаяся на рынке страхования в России ситуация только прогрессирует, без проведения реформы не обойтись. В ближайшем будущем запланированы положительные кардинальные изменения в сфере ОСАГО, связанные с «отвязкой» водителей от автомобилей. Это означает, что не будет учитываться год выпуска транспортного средства и мощность его силового агрегата. В расчет будут браться стаж водителя, ДТП по его вине, а также злостные нарушения правил дорожного движения. Также страховые компании лишатся возможности проводить самостоятельный расчет коэффициента бонус-малус. Коэффициент бонус-малус (КБМ) - это один из показателей, влияющий на стоимость полиса ОСАГО, то есть коэффициент, на основании которого начисляется скидка за безаварийную езду. Российский союз автостраховщиков подготовит электронную онлайн систему, рассчитывающую индивидуальный коэффициент бонус-малус всем водителям и передающую его страховым компаниям при заключении договора страхования.

Таким образом, будут предупреждены злоупотребления, допускаемые страховыми компаниями при расчете цены полиса ОСАГО, и в дальнейшем ситуация на рынке автострахования будет постепенно улучшаться. Этому может активно поспособствовать взаимодействие банков и страховых компаний, поскольку процесс взаимопомощи банков и страховщиков помогает достичь роста эффективности работы обоих секторов экономики посредством совмещения клиентской базы, возможности доступа к внутренним финансовым ресурсам партнеров [3].

Список литературы

1. Максименко А.А., Павлова О.В. Откуда берутся сети? идентичность: причины появления и условия существования сетей // Креативная экономика. 2008. № 9. С. 31-35.

2. Окунев О.Б. Моделирование и прогнозирование развития российского страхового рынка // Страховое дело. 2009. № 12 (203). С. 3-8.

3. Пескова Д.Р., Евсеева О.А. «Санкционированное» развитие российского предпринимательства // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2015. № 3 (125). С. 94-97.

4. Сусликов В.Н., Шергунова Е.А. Особенности деятельности страховых некоммерческих организаций: вопросы теории и судебной практики // Российский судья. 2012. № 8. С. 17-22.

5. Хоминич И.П., Дик Е.В., Архангельская Т.А. Страхование. -Москва, 2015. - 439 с.

6. Черничкина О.С., Пахомова А.И. Процветающий сервис как экономическое благо России // Международный научно-исследовательский журнал. 2013. № 4-2 (11). С. 62-63.

Кузьменко Н.И.

КАЧЕСТВО ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНОВ

РОССИИ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: инновации, регионы, инновационная политика, инновационные механизмы.

Аннотация: в статье представлен анализ формирования и реализации инновационной политики в регионах России. Обоснованы направления реализации региональной инновационной политики в РФ.

Keywords: innovations, regions, innovation policy, innovative mechanisms.

Abstract: The article presents an analysis of the formation and implementation of innovation policy in the regions of Russia. The directions of implementing the regional innovation policy in the Russian Federation are substantiated.

Современный мир неустанно развивается. Возрастает роль интеллектуальной деятельности и научно-технических разработок. Некоторые предприятия уже пользуются таким оборудованием, которое соответствует мировому уровню и которое в значительной мере помогает облегчить и ускорить процесс производства. Сфера знаний играет главенствующую роль. Именно поэтому проблема инновационного развития регионов сейчас столь актуальна. Существует большое количество форм управления инновациями на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.