Научная статья на тему 'Некоторые проблемы противодействия идеологии терроризма среди молодежи Чеченской Республики'

Некоторые проблемы противодействия идеологии терроризма среди молодежи Чеченской Республики Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
226
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕОЛОГИЯ ТЕРРОРИЗМА / СИСТЕМА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ И СПОСОБЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ / ПРОФИЛАКТИКА ВОВЛЕЧЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В ТЕРРОРИСТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / TERRORISM IDEOLOGY / METHODS OF OPPOSITION / SPECIAL PROGRAMS AND WAYS OF ITS IMPLEMENTATION / PREVENTIVE MEASURES OF INVOLVING THE YOUNGSTERS INTO THE TERRORIST ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гадаев Ваха Юнусович

Актуальность исследования обусловлена масштабами распространения идеологии терроризма и теми страшными последствиями, которые несут обществу ее приверженцы. Это связано с недостаточной эффективностью работы по противодействию данному социальному феномену. Выдвигаются практические рекомендации по разработке системы противодействия идеологии терроризма среди обучающейся молодежи, специальных программ и способов их реализации. Указываются факторы, способствующие вовлечению молодежи в деятельность террористических организаций с учетом специфики региона. Приводятся рекомендации по решению проблемы подготовки новой смены идеологических кадров в образовательных организациях, подготовки молодых специалистов-психологов для противостояния диверсиям в идеологической сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ISSUES OF COUNTERTERRORISM POLICY AMONG THE YOUNGSTERS OF THE CHECHEN REPUBLIC

The research is considered to be the most relevant due to the growing extent of terrorism ideology and its dire consequences. This owes to low efficiency of actions taken to combat this social phenomenon. The author gives practical recommendations for the elaboration of methods to combat the ideology of terrorism among students as well as elaboration of special programs and ways of their implementation. Besides the author lists recommendations to solve the issues of training of new ideological staff shift in educational establishments and training of recent psychology graduates to combat the subversive activities in the ideological sphere.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы противодействия идеологии терроризма среди молодежи Чеченской Республики»

УДК 316

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ИДЕОЛОГИИ

ТЕРРОРИЗМА СРЕДИ МОЛОДЕЖИ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

В.Ю. Гадаев

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена масштабами распространения идеологии терроризма и теми страшными последствиями, которые несут обществу ее приверженцы. Это связано с недостаточной эффективностью работы по противодействию данному социальному феномену. Выдвигаются практические рекомендации по разработке системы противодействия идеологии терроризма среди обучающейся молодежи, специальных программ и способов их реализации. Указываются факторы, способствующие вовлечению молодежи в деятельность террористических организаций с учетом специфики региона. Приводятся рекомендации по решению проблемы подготовки новой смены идеологических кадров в образовательных организациях, подготовки молодых специалистов-психологов для противостояния диверсиям в идеологической сфере.

Ключевые слова: идеология терроризма, система противодействия, специальные программы и способы их реализации, профилактика вовлечения молодежи в террористическую деятельность.

SOME ISSUES OF COUNTERTERRORISM POLICY AMONG THE YOUNGSTERS OF THE CHECHEN REPUBLIC

V. Gadaev

Abstract. The research is considered to be the most relevant due to the growing extent of terrorism ideology and its dire consequences. This owes to low efficiency of actions taken to combat this social phenomenon. The author gives practical recommendations for the elaboration of methods to combat the ideology of terrorism among students as well as elaboration of special programs and ways of their implementation. Besides the author lists recommendations to solve the issues of training of new ideological staff shift in educational establishments and training of recent psychology graduates to combat the subversive activities in the ideological sphere.

Keywords: terrorism ideology, methods of opposition, special programs and ways of its implementation, preventive measures of involving the youngsters into the terrorist activities.

Проблема экстремизма и терроризма, как известно, вызывает особую озабоченность в современном мире. Ее актуальность обусловлена, прежде всего, масштабами распространения идеологии терроризма, а также страшными последствиями, которые несут для современной цивилизации ее последователи. Особенно опасна данная идеология для субъектов Юга России, испытавшие в недалеком прошлом удары террористов, и их очаги здесь до сих пор продолжают тлеть и могут в соответствующих условиях вновь

возгореться. Конечно, в северокавказском регионе ведется значительная работа по нейтрализации экстремистской идеологии. Например, в Чеченской Республике создана многоуровневая и эффективно

функционирующая целостная система борьбы против религиозно-политической идеологии, экстремистской пропаганды и террористической деятельности. Создателем, вдохновителем и активным исполнителем ее установок является Глава Чеченской Республики Р.А. Кадыров. По его

инициативе разработана и многие годы функционирует «Единая концепция духовно -нравственного воспитания и развития подрастающего поколения Чеченской Республики», которая нацелена на усиление борьбы против террористического зла. В реализации основных положений данной «Концепции» активное участие принимают богословы мусульманских и христианских религий, руководители министерств, ведомств и силовых структур, национальная интеллигенция и т.д., которые ведут антитеррористическую пропаганду в трудовых коллективах, в учреждениях и организациях, учебных заведениях, по месту жительства граждан, на сельских сходах и т.д.

Для развенчания идеологических ухищрений экстремистов и террористов активно используются СМИ, в особенности телевидение. Наибольшую активность в этом направлении проявляет Р.А. Кадыров. Он всегда находится в гуще событий не только в Чечне, но и в разных регионах России, а также за рубежом, бескомпромиссно и смело

выступает против радикальных идеологий и экстремистской пропаганды, лично участвует в боевых столкновениях с террористами, стремится спасти заблудших из террористической неволи. Особую активность Р.А. Кадыров проявляет в пропаганде ценностей традиционных религий и в раскрытии антигуманной сущности террористической идеологии перед богословами не только внутри РФ, но и за рубежом. Как известно, в ЧР по инициативе Р.А. Кадырова периодически проходят международные форумы мусульманских богословов, на которых он выступает по актуальным проблемам противостояния идеологии экстремизма и терроризма [1, 290-301].

Однако жизнь показывает, что работа по противодействию идеологии терроризма нуждается в дальнейшем

совершенствовании, она недостаточно эффективна, ибо часть молодежи и ныне попадает под влияние этой идеологии. Поэтому все здоровые силы общества обязаны мобилизовать свои усилия для искоренения влияния террористической идеологии прежде всего в молодежной среде, ибо северокавказские республики по существу являются молодежными

(например, 67,3% населения Чеченской Республики составляет молодежь) [2, 10]. В этой связи необходимо, в частности, мобилизовать потенциал образовательных организаций, и для повышения эффективности их усилий в этом направлении необходимо:

1. Разработать систему противодействия идеологии терроризма среди обучающейся молодежи. Эта система должна охватить все возрастные категории нового поколения: дошкольники, учащиеся средних общеобразовательных школ, студенты среднего профессионального и высшего образования. Для каждой возрастной категории обучающихся следует разработать соответствующие программы в контексте их мировоззренческих, психологических, социокультурных и других особенностей, а также с учетом конкретных реалий в идеологическом противоборстве в современном мире.

2. Для разработки данных программ следует привлечь соответствующих специалистов: педагогов, психологов, историков, богословов разных конфессий, философов, политологов, представителей спецслужб и молодежных организаций.

3. В процессе реализации данных программ образовательные организации могут привлекать: а) местное богословское сообщество, руководителей тарикатов, вирдовых общин и вирдовых групп, представителей молодежных религиозных организаций, учащихся средних и высших духовных учебных заведений; б) объединения родственников по кровнородственному признаку: старейшин семей, фамильных и тайповых групп, в) референтные группы и их активистов (неформальных лидеров); г) раскаявшихся террористов, бывших членов экстремистского подполья, их родителей и близких родственников; д) силу общественного мнения сельских сходов, сельчан, микросоциальной среды, родственных и референтных микрогрупп.

4. Образовательные организации должны изучить влияние экстремистской идеологии на молодежь, конкретные факторы и причины ухода части молодежи в террористические организации Ближнего Востока. Среди множества этих факторов можно выделить следующие:

4.1. По мнению идеологов радикального ислама, современный мир полностью погряз в страшных грехах: социальная несправедливость, ложь, лицемерие, разврат, однополые браки, коррупция, военные интервенции Запада и т.д. Весь смысл своей упорной и бескомпромиссной борьбы эти идеологи весьма профессионально оформляют в гуманно-патриотические идеологические построения: совершается великое богоугодное дело, утверждается вековая мечта истинных мусульман и очистить мир от пороков и установить на земле новый миропорядок на принципах всемогущего Аллаха, который был успешно реализован Пророком (с.а.в.) в первые годы Халифата.

4.2. Конечная мечта любого мусульманина - попасть в рай. Рай гарантируется всем участникам движения за утверждение нового Халифата, уничтожая при этом отступников от истинной веры. Сторонники данного движения неизбежно будут осчастливлены и на земле, и на небе, а противники будут уничтожены на земле и будут вечно мучиться в аду. В любом случае данный исполнитель террора остается в выигрыше: если победит Халифат ему обеспечен рай на земле, если погибнет - рай на небе.

4.3. В большей мере молодежь остро реагирует на социально-имущественное расслоение современного общества: на одной стороне - роскошь, а на другой и нищета. Устроители нового миропорядка гарантируют воцарение справедливого общества здесь и сейчас. Поэтому среди мотивов, толкающих молодежь, например, в ИГИЛ (запрещена на территории РФ), не последнее место занимают материальные, социально-экономические причины.

4.4. Есть определенная часть молодежи, которую влечет война для реализации «дикой вольности святой», т.е. возможность на войне в полной мере проявить свою агрессивную, разрушительную, буйную энергию: можно убивать, грабить, насиловать и т.д., и это делается не только в одиночку, но и коллективно, и за это нет никакого наказания, напротив, существует одобрение и поощрение в общественном мнении единомышленников. Близки к этим молодым людям и те, которых тянет в горячие точки военная романтика, боевые будни, балансирование на грани жизни и смерти (по аналогии с русской рулеткой), а также желание поменять надоевшее место жительство и опостылевший образ жизни, сбежать туда, где тебя не знают, укрыться от правосудия и т.д.

4.5. Общеизвестно, что в террористические организации вступают и определенная часть женской молодежи, у которой наряду с общими имеются и специфические причины и мотивы, толкающие ее на эту опасную тропу войны. К ним можно отнести конфликтные отношения с семейно-родственной микросредой, особенно межпоколенные противоречия, неудавшаяся семейная жизнь, неразделенная любовь, супружеская измена, коварство и т.д. Возможно, что часть женской молодежи влечет экзотическая жизнь в новом Халифате, наличие внушительного мужского потенциала, огромного количества молодых, дерзких, бородатых, физически мощных мужчин, которые выглядят более предпочтительными, чем цивилизованные, гладко выбритые, менее пассионарные тихони в цивильных костюмах.

5. Актуальной задачей образовательных организаций является решение проблемы

подготовки новой смены идеологических кадров. В этой связи следует:

5.1. Создать программу подготовки идеологических кадров в первую очередь из пассионарной части наших граждан, особенно молодых бойцов идеологического фронта, свой собственный «религиозно-идеологический спецназ», молодых специалистов по актуальным социально-гуманитарным наукам: философии, истории, культурологии, социологии, политологии, религиоведении и т.д.

5.2. Решить проблему подготовки патриотически настроенной части молодых богословских кадров, религиозных просветителей и проповедников.

5.3. Вооружить подготовленных молодых идеологов и богословов эффективной традиционно-религиозной идеологией, способной на должном информационном, интеллектуальном, психологическом, религиозно-догматическом уровне защитить традиционные религиозные взгляды, представления, чувства, веками сложившиеся стандарты религиозных отношений и поведения верующих.

6. Важным фактором противодействия террористической идеологии является защита бессознательной сферы сознания учащейся молодежи от негативного воздействия на нее со стороны деструктивных сил. Сегодня бессознательная сфера сознания молодежи является одним из основных объектов внимания со стороны этих сил. Образовательные организации должны обеспечить подготовку кадрового потенциала для работы в этой специфической сфере человеческого духа, способного освоить накопленный опыт, методику и секреты психологической обработки противника и нейтрализовать его усилия в этом направлении. Видимо, назрела необходимость подготовки в высших учебных заведениях по специальной программе молодых специалистов-психологов для противостояния диверсиям в психологической сфере, для умелой и результативной борьбы против различных вербовщиков, сектантов, радикалистов, экстремистов, которые против воли и желания человека пытаются изменить психическое состояние и психологические характеристики человека, модифицировать его поведение и ограничить свободу выбора.

1. Абдурахманов Д.Б. Человек и эпоха: Рамзан Ахматович Кадыров. (Издание 2-е, исправленное и дополненное). - М.: «ПИК Идел-Пресс», 2013. - 384 с.

2. Гадаев В.Ю. Молодое поколение Чеченской Республики: проблемы духовного развития. - Грозный. - «Издательство АН ЧР». -344 с.

3. Комплексный план противодействия идеологии терроризма в РФ на 2013-2018 годы.

4. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 5 октября 2009 г.). Режим доступа: http://www.soschildren.ru/zakon/kontseptsiya-protivodeystviya-terrorizmu-v-rossiyskoy-federatsii.html

5. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (протокол N 2(12)-П4 от 21 мая 2003 г.)).

6. Приказ Министерства образования и науки РТ от 7 февраля 2014 г. № 1776/14 "О методических рекомендациях". Режим доступа: http://www.garant.m/iv/request/#ixzz3rvЮrJyN

7. Методические рекомендации по совершенствованию пропагандистской работы в сфере противодействия распространению идеологии терроризма в субъектах Российской Федерации, поступившее из Национального антитеррористического комитета. Данные методические рекомендации рекомендуются для применения в практической деятельности (Профилактика терроризма и экстремизма). Режим доступа: Шр://^о. garant.ru/#/kind-doclist/7560/Акты органов власти:11]

8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 декабря 2013 г. N 1310 "Об утверждении Порядка разработки дополнительных профессиональных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и дополнительных профессиональных программ в области информационной безопасности".

9. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" (с изменениями и дополнениями).

10. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями). Режим доступа: http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf

Сведения об авторе:

Гадаев Ваха Юнусович (г. Грозный, Россия), кандидат философских наук, профессор заведующий кафедрой философии, политологии и социологии ФГБОУ ВО «ЧГПУ».

Data about the author:

V. Gadaev (Grozny, Russia), candidate of philosophical sciences, full professor, head of the Department of Philosophy, Political Science and Sociology, Chechen State Pedagogical University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.