Научная статья на тему 'Некоторые проблемы профессионального развития гражданских служащих Министерства обороны Российской Федерации'

Некоторые проблемы профессионального развития гражданских служащих Министерства обороны Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
708
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА / ГРАЖДАНСКИЕ СЛУЖАЩИЕ / КАДРЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Беляев Александр Матвеевич, Шевель Пётр Петрович

В статье рассматриваются проблемы профессионального развития личности в рамках государственной гражданской службы Министерства обороны Российской Федерации. Основными из них, по мнению авторов, выступают: недостаточное финансирование, незавершённость формирования правового статуса государственных гражданских служащих, отсутствие научной обоснованности профессионального развития кадров в рамках военной организации и другие. В заключение делается вывод о необходимости научных исследований и практических решений рассмотренных проблем профессионального развития государственных гражданских служащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы профессионального развития гражданских служащих Министерства обороны Российской Федерации»

© Вестник Военного университета. 2012. № 2 (30). С. ?- ?.

Беляев Александр Матвеевич, доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры социологии ФГБВОУ ВПО

«Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва.

123001, г. Москва, Большая Садовая ул., д. 14.

Тел: (495) 684-13-50. Е-mail: am184@yandex.ru

Шевель Петр Петрович, научный сотрудник научно-исследовательского центра (социологического) Вооруженных Сил Российской Федерации, г. Москва.

123001, г. Москва, Большая Садовая ул., д. 14.

Тел.: 8-985-729-71-16. Е-mail: shevelpetr@mail.ru

Беляев А.М. , Шевель П.П.

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Специфика функционирования военной организации неизбежно накладывает отпечаток на содержание и характер деятельности гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы1 в Министерстве обороны Российской Федерации (далее - МО РФ). Например, для замещения ряда должностей гражданских служащих центральных органов управления военного ведоства России трудно найти специалистов на рынке труда. Причиной этого является несоответствие между сложившейся системой образования и потребностями рынка труда в конкретных специалистах. Указанное противоречие может быть разрешено за счет использования потенциала увольняемых военнослужащих, перевода их с военной на гражданскую службу. При этом необходимо учитывать предельный возраст нахождения на гражданской службе, который равен 60 годам [4].

В интересах становления института гражданской службы в рамках военной организации России сделано уже многое. Директивой министра обороны РФ от 31 июля 2008 г. N Д-56 в составе центрального аппарата Минобороны 1 августа

1 Должности гражданской службы в Министерстве обороны Российской Федерации, как отдельного вида государственной службы, были учреждены в 2005 г. - Прим. авт.

2008 г. сформирован Департамент государственной гражданской службы Министерства обороны Российской Федерации (далее - Департамент ГГС МО РФ).

Он осуществляет мероприятия по организации поступления на гражданскую службу и обеспечению профессиональной деятельности гражданских служащих военного ведомства. Приказом министра обороны РФ утверждены квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей гражданскими служащими [3]. Отбор кадров осуществляется по конкурсу на замещение вакантных должностей гражданской службы, формируется кадровый резерв гражданской службы МО РФ. Проводится изучение кандидатов при приеме на гражданскую службу и назначении на вышестоящую должность в порядке должностного роста посредством проведения проверок достоверности предоставляемых персональных данных и иных сведений, а также проверок сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. Организовано эффективное взаимодействие с Главным информационно-аналитическим центром МВД России, Федеральной налоговой службой, Федеральной миграционной службой, Центральным архивом МО РФ, Объединенным архивом учреждений системы образования и др.

В процессе становления институт государственной гражданской службы МО РФ сталкивается с рядом проблем, которые снижают эффективность его функционирования и дальнейшего развития. Остановимся на некоторых из них подробнее.

В первую очередь необходимо отметить незавершенность формирования правового статуса государственных гражданских служащих МО РФ.

Несмотря на то, что первый этап Федеральной программы «Реформирования и развития системы государственной службы Российской Федерации (2009 - 2013 гг.)» [5] предусматривал завершение разработки нормативно-правовых актов, связанных с реформированием государственной службы, тем не менее формирование законодательства в данной сфере еще продолжается. Так, в целях реализации государственных гарантий гражданским служащим, в развитие Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [4] должны были быть приняты федеральные законы об обязательном страховании, о медицинском страховании, о

государственном пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих [2]. Между тем этого на данный момент не произошло.

Непринятие вышеуказанных законов приводит к тому, что в «Стратегии социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года» [7] в отношении гражданских служащих МО РФ предусмотрены мероприятия только в рамках дополнительного профессионального образования. Интересно заметить, что в отношении гражданского персонала Вооруженных Сил РФ (далее - ВС РФ) реализуются мероприятия в следующих сферах: досуг и возможность культурного развития; система физической подготовки и спорта; информационное обслуживание; торгово-бытовое обслуживание; система образования и повышения квалификации; медицинское и санаторно-курортное обеспечение; обеспечение безопасности трудовой деятельности; финансовое обеспечение; социальная защита.

В начале 2011 г. были внесены изменения в федеральный закон «Об обороне» в части, касающейся личного состава. Так, в соответствии с п. 1. ст. 12 гражданским персоналом ВС РФ являются как работники, так и федеральные государственные гражданские служащие. Вполне очевидно, что это делает необходимым внесение соответствующих изменений в «Стратегию.. » [7] и приказ министра обороны РФ от 15 августа 2008 г., утвердивший положение о мониторинге реализации данной стратегии в части, касающейся предоставления государственным гражданским служащим основных и дополнительных государственных гарантий.

Примечательно, что в настоящее время удовлетворенность государственных гражданских служащих основными социальными гарантиями достаточно низкая (см. рис. 1). Так, наибольшую неудовлетворенность они высказали относительно получения ими единовременной субсидии на приобретение жилья (42,3%), медицинского страхования (34,7%), денежного содержания (29,6%), соблюдения режима труда и отдыха (24,8%), а также государственного социального страхования (23,3%).

Наличие условий, обеспечивающих исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом

7,2

Защита от насилия, угроз и других неправомерных действий

11,8

Дополнительное профессиональное образование

19,4

Государственное пенсионное обеспечение

20,8

Обязательное государственное социальное страхование

23,3

Соблюдение режима труда и отдыха

24,8

Получение денежного содержания

29,6

Медицинское страхование

34,7

Получение единовременной субсидии на приобретение жилья

42,3

0 5 10 15 20 25 30 35 40 45

Рис. 1. Доля респондентов, ответивших «совершенно не удовлетворен» или «скорее не удовлетворен» основными и дополнительными государственными гарантиями государственных гражданских служащих МО РФ (в %).

Наиболее удовлетворены респонденты условиями, обеспечивающими исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом («не удовлетворены» лишь 7,2%), а также состоянием защищенности от насилия и угроз и других неправомерных действий («не удовлетворены» 11,8%). Таким образом, результаты исследования подтверждают необходимость совершенствования законодательства в сфере реализации основных и дополнительных государственных гарантий в интересах формирования социального статуса государственных гражданских служащих МО РФ.

Не менее актуальной является проблема несоответствия объема государственного заказа на дополнительное профессиональное образование (далее - ДПО) государственных гражданских служащих МО РФ реальным потребностям в обучении, установленным нормативно-правовыми документами. Согласно требованиям ФЗ-79 [4], каждый гражданский служащий должен один раз в три года пройти повышение квалификации. Нормальная годовая потребность в обучении составляет третью часть от их общей численности. Вместе с тем анализ численности гражданских служащих МО РФ, направляемых на профессиональнуюпереподготовку, повышение квалификации и

стажировку, и объемов финансирования государственного заказа свидетельствует об их явном несоответствии установленным нормативам.

Так, согласно данным Росстата, численность гражданских служащих МО РФ на конец 2011 г. составила 1637 чел. [6], из которых в соответствие с государственным заказом на обучение 170 чел. (10,4% от общей численности) в 2012 г. выделено 1 296 500 руб. При этом наблюдается тенденция снижения численности гражданских служащих МО РФ, направляемых на обучение1.

На основе индивидуальных планов профессионального развития гражданских служащих в МО РФ был разработан проект программы профессионального развития гражданских служащих на 2012-2014 гг. В его первичном варианте распределение сотрудников, желающих повысить свою квалификацию, выглядело следующим образом: 2012 г. - 561 чел.; 2013 г. - 182 чел.; 2014 г. - 169 чел.

Учитывая опыт прошлых лет и принимая во внимание объем реального финансирования обучения по государственному заказу, Департамент ГГС МО РФ справедливо внес соответствующие коррективы в программу профессионального развития, увеличив плановое соотношение обучаемых в пользу 2013 и 2014 гг. Изменения внесены и в планирование 2012 года: количество гражданских служащих, направляемых на повышение квалификации, увеличено со 170 до 278 человек. Столь значительное различие между плановыми показателями и численностью гражданских служащих, реально проходящими обучение, достигается в основном за счет отказа от более дорогостоящих видов ДПО (профессиональная переподготовка, стажировка), а также за счет уменьшения числа часов по дополнительным образовательным программам повышения квалификации (с 72 до 18 часов). Начиная с 2009 г. в МО РФ такой подход стал традиционным (см. рис. 2).

При анализе структуры ДПО наблюдается диспропорция в пользу такого вида ДПО, как повышение квалификации, и явно недостаточное развитие других его видов: профессиональной переподготовки и стажировки. За период с 2008 по 2009 г. профессиональную подготовку прошли всего 7 ГГС МО РФ. В последующие годы профессиональная переподготовка как вид ДПО ГГС в МО РФ исчезает полностью. То же самое следует сказать и о стажировке.

1 Для примера приведем некоторые статистические данные. Так, в 2006 г. прошли обучение 349 чел. гражданских служащих Минобороны РФ. Объем финансирования в 2009 г. на эти цели составил 1 530 700 руб. - Прим. авт.

400 350 300 250 200 150 100 50 0

122

- 89

308

210

265 266257

275.....276 "278

л

200

177

1"80

1801

170

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

□ запланировано

□ фактически прошли

Рис. 2. Соотношение между запланированным и фактическим количеством ГГС МО РФ, прошедших переподготовку и повышение квалификации по годам (в %)

К сожалению, аналогичная картина характерна и для других федеральных министерств, служб и агентств. Так, в 2007 г. более 99% слушателей прошли повышение квалификации, а в остальных видах ДПО приняло участие менее 1% государственных служащих. Данные по 2008 г. дают аналогичную картину. В предыдущие годы, до введения в действие конкурсных процедур, соотношение между объемами повышения квалификации и профессиональной переподготовки составляло примерно 90:10.

Другая диспропорция обнаруживается при сравнении количества государственных служащих, прошедших обучение и представляющих различные группы должностей государственной службы. Здесь основную долю обучаемых составляют представители старшей и ведущей групп должностей, и крайне незначительно число государственных служащих главной и высшей групп должностей.

Представляется, что основная причина появления указанных диспропорций связана прежде всего с позицией руководителей различного уровня, испытывающих дефицит кадров и неохотно отпускающих своих сотрудников на учебу.

В качестве основного предложения по преодолению рассмотренной проблемы можно отметить необходимость значительного увеличения финансирования ДПО ФГГС МО РФ. Учитывая маловероятность подобного управленческого решения, следует рассмотреть и альтернативные его варианты. В качестве основного из них выступает необходимость развития иных форм

обучения, направленных на повышение профессионально-личностного развития кадров гражданской службы МО РФ, таких как наставничество, самообразование, встречи и обмен опытом с коллегами и др. Для этого необходимо разработать Концепцию кадровой политики МО РФ. Опыт подобной работы уже имеется в Федеральной налоговой службе, Минздравсоцразвития России, других органах исполнительной власти. В данной Концепции необходимо предусмотреть мероприятия в отношении не только военнослужащих, но и федеральных государственных гражданских служащих и работников. Ведь даже в условиях недостатка финансирования задачу по поддержанию уровня квалификации, необходимого для надлежащего исполнения должностных обязанностей никто не снимает, поскольку она входит в основные обязанности гражданского служащего.

Обучение государственных гражданских служащих в системе ДПО остается слабо связанным с их карьерным ростом и продвижением по службе. Личная мотивация сотрудников многих министерств и ведомств на получение дополнительного образования не находит поддержки у руководства, отсутствуют институциональные механизмы ее повышения.

Для решения данной проблемы может быть полезен опыт США. Здесь каждый государственный служащий может на собственное обучение отчислить до 2 000 долларов из своего годового бюджета. При этом общая сумма доходов, подлежащая налогообложению, уменьшается на данную сумму. Между тем, по данным исследования, проведенного авторами, государственные гражданские служащие МО РФ готовы тратить на свое самообразование значительно меньше средств (12 763 руб.).

Еще одной актуальной проблемой является недостаточная научная разработанность процесса профессионально-личностного развития кадров государственной гражданской службы МО РФ. Обращает на себя внимание тот факт, что до сих пор нет ни одного диссертационного исследования, посвященного проблемам функционирования и развития института государственной гражданской службы в рамках Минобороны России. В других силовых ведомствах рассматриваемая ситуация выглядит более позитивно. Например, С.Л. Диденко, исследуя процессы управления развитием профессиональной компетентности кадров МЧС России, приходит к выводу о том, что использование методов и средств социологической науки позволяет

объективно оценить степень успешности профессионального и личностного роста гражданских служащих в условиях военной организации [1, с. 27-28].

Отсутствие научных разработок и исследований процесса становления и развития гражданской службы МО РФ не только замедляет его, но и может привести к стагнации всей системы ГГС.

Существует еще целый ряд проблемных аспектов, которые необходимо решить в интересах дальнейшего институционального становления и развития ФГГС МО РФ. Среди них особо следует отметить необходимость повышения роли самообразования. Это обусловлено повышением интенсивности службы, ограниченным финансированием, активным внедрением новых информационных технологий в повседневную жизнедеятельность гражданских служащих. Актуальность самообразованию придает и тот факт, что в индивидуальном плане профессионального развития государственного служащего на три года один год отводится ДПО, а остальные два - на самообразование. Примечательно, что в графе «продолжительность ДПО» гражданские служащие указывают количество часов, которые они могут выделить на конкретный его вид. Так, если на повышение квалификации они отводят 73 часа, то на самообразование 18-20 часов. Между тем самообразование - это непрерывный процесс. Необходимо либо внести изменения в типовую форму индивидуального плана профессионального развития, либо разъяснить гражданским служащим сущность самообразования и вместо конкретного количества часов указывать его использование «в течение всего периода».

В заключение следует отметить, что в данной статье рассмотрены лишь некоторые проблемы профессионально-личностного развития государственных гражданских служащих МО РФ. Авторы не претендуют на исчерпывающий перечень проблем, однако их решение необходимо в интересах дальнейшего институционального развития государственной гражданской службы Министерства обороны Российской Федерации и эффективного профессионально-личностного развития ее кадров.

* * *

1. Диденко С.Л. Управление развитием профессиональной компетенции кадров МЧС в регионе: дис. ... канд. соц. наук. Белгород, 2007.

2. Комментарий к федеральному закону от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» / под ред. В.А. Козбаненко, Д.А. Медведева. СПб.: Питер, 2007.

3. Об утверждении квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей федеральными государственными гражданскими служащими в Министерстве обороны Российской Федерации: приказ Министра обороны РФ от 22 декабря 2005 г. № 545 [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс». URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_107384/

4 О государственной гражданской службе Российской Федерации (с изменениями и дополнениями): федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ [Электронный ресурс] // Доступ из инф.-правового портала «Гарант». URL: http://base.garant.ru/12136354/

5. Реформирование и развитие системы государственной службы в Российской Федерации (2009-2013 гг.): федеральная программа / утв. указом Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 г. N 261 [Электронный ресурс] // Российская газета: [сайт]. URL: http://www.rg.ru/2009/03/13/programma-dok.html

6. Справка о численности и оплате труда гражданских служащих федеральных государственных органов (центральных аппаратов министерств и ведомств) в 2011 году [Электронный ресурс] // Росстат: [сайт]. URL: http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW. exe/Stg/d03/rab_god2011 .htm

7. Стратегия социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года / утв. решением Коллегии Министерства обороны РФ от 28 марта 2008 г [Электронный ресурс] // Военное право: [сайт]. URL: http://www.voennoepravo.ru/node/3023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.