Научная статья на тему 'Некоторые проблемы применения санитарной авиации в лечебно-эвакуационных мероприятиях'

Некоторые проблемы применения санитарной авиации в лечебно-эвакуационных мероприятиях Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
55
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
санитарная авиация / авиамедицинская эвакуация / лечебно-эвакуационные мероприятия. / air ambulance / air medical evacuation / medical evacuation measures.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Попова Е. А., Иващенко В. В., Онищенко А. Н.

В процессе работы рассмотрены особенности и некоторые проблемы функционирования санитарной авиации в системе лечебно-эвакуационных мероприятий национального здравоохранения. На основе обобщения и анализа полученных данных предложен ряд организационных, технических и технологических мероприятий по совершенствованию её применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Попова Е. А., Иващенко В. В., Онищенко А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some problems in the use of air ambulance in medical evacuation activities

The features and some problems of sanitary aviation functioning in the system of treatment and evacuation measures of national health care are considered in the course of work. On the basis of generalization and analysis of the obtained data a number of organizational, technical and technological measures to improve its application are proposed.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы применения санитарной авиации в лечебно-эвакуационных мероприятиях»

Некоторые проблемы применения санитарной авиации в лечебно-эвакуационных

мероприятиях

Some problems in the use of air ambulance in medical evacuation activities

Попова Е.А.

студентка 4 курса лечебного факультета, ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России,

Россия, Саратов. [email protected]

Popova E.A.

4th year student of the medical faculty, V.I. Razumovsky State Medical University of Saratov, Ministry of Health of Russia,

Russia, Saratov. [email protected]

Иващенко В.В.

студентка 4 курса лечебного факультета, ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России,

Россия, Саратов. ivashencko. viktoriya@yandex. ru

Ivashchenko V.V.

4th year student of the medical faculty, V.I. Razumovsky State Medical University of Saratov,

Russia, Saratov. ivashencko. viktoriya@yandex. ru

Онищенко А. Н.

профессор кафедры мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф ФГБОУ

ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России

Россия, Саратов. [email protected]

Onishchenko A. Н.

Professor, Department of Mobilization Preparation of Public Health and Disaster Medicine, V.I. Razumovsky

State Medical University of Saratov, Russia, Saratov, Russia.

Russia, Saratov. [email protected]

Аннотация.

В процессе работы рассмотрены особенности и некоторые проблемы функционирования санитарной авиации в системе лечебно-эвакуационных мероприятий национального здравоохранения. На основе обобщения и анализа полученных данных предложен ряд организационных, технических и технологических мероприятий по совершенствованию её применения.

Annotation.

The features and some problems of sanitary aviation functioning in the system of treatment and evacuation measures of national health care are considered in the course of work. On the basis of generalization and analysis of the obtained data a number of organizational, technical and technological measures to improve its application are proposed.

Ключевые слова: санитарная авиация, авиамедицинская эвакуация, лечебно-эвакуационные мероприятия.

Key words: air ambulance, air medical evacuation, medical evacuation measures.

Введение. В настоящее время все актуальнее становятся исследования, посвященные ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС) и катастроф, различных аварий и происшествий, вооруженных конфликтов и актов терроризма. Качественная и своевременная медицинская помощь пострадавшему населению

и когорте спасателей в условиях частичного или полного разрушения системы здравоохранения в очагах поражения является основной задачей, стоящей перед органами управления территорий (регионов, государств) и медициной экстремальных ситуаций.

Важность проведение эвакуационных мероприятий в зоне ЧС трудно недооценить. Они относится к ведущим способам защиты населения во время катастроф и происшествий, а иногда среди всех действий по ликвидации последствий ЧС являются самыми эффективными. В мировой практике для оказания скорой (неотложной) медицинской помощи больным и пострадавшим, а также для медицинской транспортировки в многоуровневой многопрофильной сети (пространстве) лечебно-профилактических учреждений стали всё шире использоваться возможности авиационного транспорта. Россия занимает огромное пространство нашей планеты и значение санитарной авиации для развития и совершенствования медицинского пособия населению, вне всякого сомнения, будет только возрастать.

Авиация позволяет быстро переместить пациента из труднодоступного для других видов транспорта района сразу в необходимый медицинский центр для оказания высокотехнологической медицинской помощи. Региональный опыт применения санитарной авиации, а также итоги медицинского обеспечения мероприятий по ликвидации катастроф и стихийных бедствий в современных условиях свидетельствуют не только о возрастании её роли в лечебно-эвакуационных действиях, но и многочисленных проблемах эффективного использования воздушных судов и необходимости расширения спектра научных изысканий по этим вопросам. Сейчас медицинская эвакуация раненых, травмированных и больных самолётами и вертолётами приобретает особую, а иногда безальтернативную роль в сохранении человеческой жизни. Между тем для её дальнейшего развития, модернизации и оптимизации необходим скрупулёзное изучение и тщательный анализ всех особенностей и условий применения воздушных судов для спасения людей и их транспортировки в лечебные учреждения в целях обеспечения безопасной и эффективной эвакуации [7].

Цель работы: изучить особенности функционирования санитарной авиации в системе лечебно-эвакуационных мероприятий национального здравоохранения и предложить мероприятия по его совершенствованию.

Методы исследования: обобщение и анализ материалов научных работ, размещённых в печатных изданиях и специализированных сайтах интернет-сети. Сопоставление итогов научных изысканий и разработка предложений по оптимизации организации медицинской эвакуации авиационным транспортом.

Результаты работы и их обсуждение. Увеличение количества воздушных судов для санитарной авиации, обучение сертифицированного персонала высшей квалификации и тенденция к росту спектра показаний к привлечению медицинских бригад для авиационной эвакуации явились основанием прогрессирующего выделения дополнительных сил и средств здравоохранения, которые рассчитывались из исходной базы численности населения и его потребности в оказании неотложной (экстренной) медицинской помощи. Единственным исполнителем мероприятий авиамедицинской эвакуации на территории России является Национальная служба санитарной авиации, созданная в 2020 году с одновременной закупкой 150 новых вертолетов «Ансат» и Ми-8 в санитарном исполнении [3, 10].

В это же время 70 субъектов Российской Федерации стали участниками федерального проекта «Обеспечение своевременности оказания экстренной медицинской помощи с применением санитарной авиации». С 2021 года полёты санитарной авиации по этому проекту производились уже во всех субъектах России. Для его осуществления государством было выделено 3,3 млрд. рублей из сформированного бюджета. Таким образом удалось компенсировать 90% трат на полёты санитарной авиации и работу сопровождающих медицинских бригад. Для реализации данного проекта государством были определены целевые показатели

соответствующих служб санитарной авиации, выделены средства для отечественных авиастроительных предприятий, предприятий по выпуску дополнительного (медицинского) оборудования, строительства вертолётных площадок (принято в эксплуатацию 34 площадки для посадки и взлёта винтокрылых машин) [6, 9].

В соответствие с принятыми решениями «санитарные» вылеты могут выполняться исключительно на вертолетах, которые произведены на Российских авиационных заводах в срок не ранее 2014 года, что стимулирует проведение тендеров на закупку отечественной техники и «омолаживает» парк санитарной авиации, что в конечном итоге влияет на безопасность полётов. Закупленные вертолеты и самолёты в штатном порядке должны быть укомплектованы реанимационным оборудованием и необходимыми диагностическими приборами. За счёт эксплуатации авиационного парка службы экстренной медицинской помощи и медицины катастроф значительно сокращают время, необходимое для прибытия бригад высококвалифицированных медицинских специалистов и гарантируют сопровождение и стабилизацию раненых и больных. Имеются официальные статистические данные по Российской Федерации, что в течение первых суток госпитализируются по экстренным показаниям до 95% травмированных и поражённых [1, 2, 6].

Учитывая запас топлива вертолётной авиации и соответственно относительно небольшую дальность полета (300-500 км от точки взлёта с последующим возвращением) пациенты как-правило доставляются в специализированные медицинские центры и учреждения, где им оказывается первая врачебная и квалифицированная (с учётом её сохранения в терминологии медицины катастроф) медицинская помощь. Однако наряду с преимуществами рассматриваемого проекта по развитию авиамедицинской эвакуации (санитарной авиации) в Российской Федерации имеется достаточно много проблем [8].

Необходимо отметить, что в сформировавшихся системах здравоохранения Европейских стран в настоящее время имеется 2 санитарных вертолёта на 1 млн. жителей. По имеющейся информации Национальной службы санитарной авиации ежедневно для суточного дежурства в Российской Федерации заступает только 111 вертолетов с экипажами, то есть на 1 млн. человек - 1 вертолет. Это свидетельствует о необходимости быстро увеличить парк санитарной авиации. Так же применение санитарной авиации в большой мере зависит от высокой стоимости эксплуатационных затрат, обслуживания, оплаты стоянки, навигации, топлива и подготовки экипажа. Сейчас представляется наиболее правильным задействование медицинских разработок легких винтокрылых машин Ансат, Ка-226 на дистанции (до точки возврата) 200-450 км, бортов (вертолетов) среднего класса Ми-8, Ка-32 на дистанции (расстоянии) 400-800 км, легкомоторной авиации и среднемагистральных машин Pilatus-12, Hawker-700/800 на дальности до 2500-3000 км, дальнемагистральной авиации Ил-76, Falcon 900 на дальности до 8000-9000 км. К сожалению, в условиях сложившегося рынка и санкций с трудом удаётся начать производство санитарных вариантов легких самолетов и вертолетов, специально приспособленных для нужд скорой помощи и медицины катастроф. Имеющийся в наличии универсальный вертолёт Ми-8 (и его модификации) достаточно тяжел и дорог для различных случаев ЧС, соответственно по экономическим причинам для многих недоступен [1, 4, 6, 11].

Одним из направлений реализации рассматриваемого проекта является проектирование, строительство и эксплуатация мест для взлёта и посадки санитарной авиации (вертолетных площадок), в том числе на территории медицинских центров, учреждений и организаций. В действительности, как показывает практика, плотная городская застройка в региональных центрах и больших городах и существующие строительные нормы и правила зачастую не предоставляют возможность разместить взлётно-посадочные зоны в черте базирования лечебно-профилактических учреждений. К сожалению, по имеющейся информации из базы системы «Силы и средства службы медицины катастроф» в России только около 20% вертолетных площадок, на которые приземляется санитарная авиации, развёрнуты на территории организаций Минздрава РФ, что даёт право

рассуждать о слабой инфраструктуре для выполнения санитарных рейсов. Вне всякого сомнения, оптимальным решением предполагается соответствующее дополнительное бюджетное финансирование планирования и осуществления строительно-монтажных работ с размещением зон взлёта и посадки (вертолетных площадок) на крышах зданий медицинских центров и учреждений [4, 6].

Срок (время) прибытия врача (медицинского работника) к пациенту является одним из ведущих критериев при экстренной медицинской помощи. Имеются сведения, что две трети медицинских бригад санитарной авиации прибывают к раненым и больным в срок до 15-20 минут от момента поступления вызова. При этом в среднем время, необходимое на подготовку и запуск санитарной винтокрылой машины к вылету, -11-12 минут. На основании представленных данных можно говорить о том, что время от поступления сигнала до начала оказания помощи в 90-91% случаев не превышает 40 минут. Необходимо отметить в достаточно многих регионах России сроки прибытия превышают указанную цифру - более 1 часа только от сигнала дежурной бригаде до взлета санитарной авиации [3, 4].

Крайне важно, что имеются проблемы межведомственной координации и взаимодействия между системой Минздрава России (медицинскими учреждениями и организациями) и теми, кто эксплуатирует воздушный транспорт (авиакомпаниями, аэропортами, навигационными службами, ВВС и др.). До настоящего времени не организован единый центр ответственности за санитарные рейсы (полеты авиации для выполнения санитарных заданий). В то же время парк летательных аппаратов, в том числе с медицинским оборудованием, числится на балансе МО РФ, МВД РФ, федеральных и региональных авиакомпаний. Собственные вертолеты у медицинских учреждений отсутствуют. Также имеются объективные естественные и техногенные ограничения: периодически нестабильная связь во время выполнения полета, случаи потери оперативности выполнения вызова, ночные ограничения, метеорологические особенности, ограничения воздушных зон и трасс, квалификация пилота и др. Для повышения эффективности функционирования санитарной авиации предлагается создавать специализированные авиационные спасательные центры на базе региональных и территориальных центров медицины катастроф, стремиться к взаимодействию с аэромобильными поисково-спасательные отрядами МЧС [4, 6, 11].

Финансовые службы определили, что для окончательной реализации проекта национальной санитарной авиации в срок до 2025 года необходимо выделить более 10 млрд. рублей средств из федерального бюджета. Региональные власти подсчитали, что для высокоэффективного функционирования санитарной авиации в системе экстренной медицинской помощи необходимо выполнять не меньше 220-250 санитарных рейсов (вылетов) в календарный год и дополнительно 80-90 вылетов для транспортировки медикаментов, врачебных и других медицинских бригад, отдельных специалистов, медицинского кислорода, а также для сопутствующих целей обеспечения лечебного процесса (эти рейсы напрямую не связаны с перемещением больных и пострадавших) [6].

Обращает на себя внимание проблема недостаточной отработки нормативно-правовой базы, алгоритмов организации и применения санитарной авиации на федеральном, межрегиональном, региональном и территориальном уровнях. Настоятельно требуется включить авиационный санитарный транспорт в стандартизированный официальный перечень транспортных средств скорой медицинской помощи и медицины катастроф [4].

Выводы. Санитарная авиация, вне всякого сомнения, играет важную роль в осуществлении лечебно-эвакуационных мероприятий в системе национального здравоохранения. Особенно она необходима во время ЧС и катастроф, вооружённых конфликтов и после террористических актов, для быстрого перемещения раненых и больных между медицинскими учреждениями при смене профиля медицинской помощи, повышения уровня

проводимых реанимационных воздействий и диагностических исследований. Её необходимость, кроме этого, обусловлена необъятной территорией государства Российского, где авиационный транспорт зачастую остаётся единственным средством передвижения.

Обобщение и анализ полученных данных позволили предложить:

- создать в России Федеральное агентство санитарной авиации, включив в его состав ФЦСА (Федеральный центр санитарной авиации), межрегиональные, региональные, территориальные центры санитарной авиации. Построить систему по образу и подобию Всероссийской службы медицины катастроф;

- рассмотреть вопрос о планировании и строительстве сети базовых вертолётных площадок для санитарной авиации (используя не только здания и территорию лечебно-профилактических учреждений);

- создать базы хранения медицинских модулей для оснащения транспортных самолётов и вертолётов в особый период и при необходимости экстренных лечебно-эвакуационных мероприятий;

- рассмотреть вопрос о привлечении к дежурству по санитарной авиации вертолётов и экипажей поисково-спасательной службы на военных аэродромах;

- изыскать возможность создания единого центра подготовки экипажей санитарной авиации и медицинского персонала;

- начать подготовку к использованию БПЛА (беспилотных летательных аппаратов, авиационных эвакуационных медицинских капсул и т.п.) для нужд санитарной авиации.

Список используемой литературы:

1. Буйницкая Е.Ю. Проблемы развития экстренной помощи в малонаселенных пунктах / Е.Ю. Буйницкая // Сборник научных статей по материалам IX Международной научно-практической конференции. -2022. - С. 201-205.

2. Волосов Е.Н. Санитарная авиация Сибири и Дальнего Востока: проблемы и перспективы / Е.Н. Волосов // Проблемы социально - экономического развития Сибири. - 2016. - №4. - С. 60-68.

3. Гуменюк С.А. Оценка эффективности работы и перспектив развития санитарной авиации в условиях мегаполиса на примере г. Москвы / С.А.Гуменюк, С.С.Алексанин, Н.В.Ярыгин // Медицина катастроф. - 2022. -№1. - С. 71-77.

4. Исаева И.В. Проблемные вопросы организации и проведения санитарно-авиационной эвакуации больным и пострадавшим в чрезвычайных ситуациях / И.В. Исаева, Н.Н. Баранова // Медицина катастроф. -2022. - №4. - С. 58-63.

5. Исаева И.В. Санитарная авиация регионального уровня в Российской Федерации / И.В. Исаева // Медицина катастроф.- 2019. - №2 - С. 52-55.

6. Меньших Д.Г. Теоретические и практические аспекты развития санитарной авиации России / Д.Г. Меньших, Д.В. Сливинский, И.А. Фомина // Современные условия интеграционных процессов в науке и образовании: Сборник статей международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 81-84.

7. Меньшутин И.Ю. Развитие, текущее состояние отечественной санитарной авиации и перспективы её применения / И.Ю. Меньшутин, Р.В. Кубасов, А.Г. Калинин, Е.Д. Кубасова // Вестник биомедицина и социология. - 2022. - №4. - С. 79-84.

8. Морозова В.Ю. Авиация и железные дороги в региональном сообщении / В.Ю. Морозова // Вестник транспорта. - 2014. - №6. - С. 25-26.

9. Паспорт приоритетного проекта «Обеспечение своевременности оказания экстренной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах Российской Федерации»: Утв. Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 25 октября 2016 г. №9). - М., 2016. - 25 с.

10. Распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2018 г. N 1574-р «Об определении АО "Национальная служба санитарной авиации" единственным исполнителем осуществляемых для государственных нужд в 20182019 гг. авиационных работ в целях оказания медицинской помощи на территории РФ» - М., 2018. - 10 с.

11. Рудиков С.В. Аспекты развития санитарной авиации в целом и её применение в северных регионах / С.В. Рудиков, И.Ю. Меньшутин, Р.А. Васильев // Сборник материалов Всеармейской научно-практической конференции. - 2022. - С.189-196.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.