Научная статья на тему 'Некоторые проблемы применения на практике принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним'

Некоторые проблемы применения на практике принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
246
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ДИНАМИКА ПРЕСТУПНОСТИ / ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Диянкова Анастасия Васильевна

В статье рассматриваются проблемы применения на практике принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним и пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Диянкова Анастасия Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы применения на практике принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним»

средства тех или иных нарушений соответствующих правил. Так, по приговору Барнаульского гарнизонного военного суда от 11 августа 2015 года рядовой Л. был осужден по ч. 1, ст. 335 УК РФ, ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на шесть месяцев в колонии-поселении. Судом установлено, что Л., испытывая недовольство в связи с тем, что рядовой З. не передал своевременно ему ключи от склада, нанес последнему один удар ногой в кирзовом сапоге по левой ноге, а затем этой же ногой нанес три удара по голове; когда З. упал на землю, то Л. еще четыре раза ударил его в правую область спины. Своими противоправными действиями Л. причинил рядовому З. ушиб мягких тканей левой поясничной области с кровоподтеком, который относится к категории легкого вреда здоровью.1'

Таким образом, можно сделать вывод о том, что насилие в составе деяния, предусмотренного ст. 335 УК РФ, выступает обязательным признаком объективной стороны преступления.

Литература

1. Зателепин О. К. Квалификация преступлений против военной безопасности государства. М., 2009. 288 с.

2. Исраилов И. И. Понятие и общая характеристика преступлений против порядка подчиненности и воинских уставных взаимоотношений // Право в Вооруженных Силах, 2014. № 1. С. 115-118.

3. Уголовное дело № 1 - 129 / 2015 // Архив Барнаульского гарнизонного военного суда. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bgvs.alt.sudrf.ru. (дата обращения 16.03.2016).

4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 № 63-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Собрание законодательства РФ, 1996. № 25. Ст. 2954.

5. Фридинский С. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rg.ru/2014/06/02/proku ror.html. (дата обращения 17.03.2016).

6. Черкасов С. Военная полиция положит конец воровству и дедовщине в армии [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: http://politrussia.com/vooruzhennye-sily/voennaya-politsiya-na-956. (дата обращения 17.03.2016).

7. Шарапов Р. Д. Физическое насилие в уголовном праве. СПб., 2001. 208 с.

Некоторые проблемы применения на практике принудительных мер воспитательного воздействия к нecoвepшeннoлeтним

Диянкова А. В.

Диянкова Анастасия Васильевна /Бгуапкоуа ЛпазШзгуа УазНеупа - магистрант, юридический факультет, Алтайская академия экономики и права, г. Барнаул

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы применения на практике принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним и пути их решения.

Ключевые слова: несовершеннолетние, динамика преступности, принудительные меры воспитательного воздействия.

'Уголовное дело № 1 - 129 / 2015. [Электронный ресурс]: Архив Барнаульского гарнизонного военного суда. Режим доступа: http://bgvs.alt.sudrf.ru/ (дата обращения 16.03. 2016).

69

Современные преобразования российского общества, сопровождающиеся кардинальными социальными переменами во всех сферах жизнедеятельности, стали одним из факторов негативных тенденций показателей преступности, в частности, несовершеннолетних.

По данным официальной статистики, преступность несовершеннолетних за последние пять лет в целом по России имела неоднородную динамику. Так, в

2010 году было выявлено 72 692 подростка, совершивших уголовные преступления; в

2011 - 65 963 (-9, 3 % к 2010 г.); в 2012 - 59 461 (-9,9 % к 2011 г.); в 2013 - 60 761 (+2,2 % к 2012 г.); в 2014 - 54 089 (-11,0 % к 2013 г.). За январь 2015 года эта цифра составила 3698 (-12,39 % к январю 2014 года).

В Алтайском крае аналогичные показатели выглядят следующим образом: в

2011 году было выявлено 1459 подростков, совершивших уголовные преступления; в

2012 - 1220 (-16,38 % к 2011 г.); в 2013 - 1320 (+8,2 % к 2012 г.); в 2014 - 1129 (-14,47 % к 2013 г.). За январь 2015 года эта цифра составила 97 (-70,18 % к январю 2014 года)1.

При этом официальные показатели не отражают в полной мере сущность этой весьма сложной проблемы.

Предупреждение преступлений среди несовершеннолетних, в том числе и посредством применения к ним адекватных мер воздействия, рассматривается как важнейший аспект предупреждения преступности в обществе в целом. Одна из проблем в данной сфере связана с недостатками практики судопроизводства по уголовным делам, когда процессуально уполномоченные должностные лица не уделяют должного внимания изучению личности несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, подсудимого. Что, в свою очередь, приводит к ситуации, когда суд при постановлении приговора, в нарушение п. 15. ч. 1 ст. 299 УПК РФ, не может объективно разрешить вопрос о применении принудительных мер воспитательного воздействия в случаях, закрепленных ст.ст. 90-91 УК РФ.

В связи с указанным нарушаются предусмотренные УПК РФ права и законные интересы несовершеннолетнего подсудимого в части, касающейся возможности прекращения уголовного дела и его шанса на исправление без применения уголовного наказания.

В частности, УПК РФ установлены гарантии, основания, условия и порядок:

- во-первых, согласно ст. 427 УПК РФ, прекращения уголовного преследования с применением принудительной меры воспитательного воздействия;

- во-вторых, в соответствии со ст. 431 УПК РФ, освобождения судом несовершеннолетнего подсудимого от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия;

- в третьих, согласно ст. 432 УПК РФ, освобождения судом несовершеннолетнего подсудимого от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия или направлением в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием.

В первой из указанных ситуаций суд выносит постановление о применении принудительных мер воспитательного воздействия; во второй ситуации постановление о прекращении уголовного дела и применении принудительных мер воспитательного воздействия; в третьей ситуации - приговор с освобождением несовершеннолетнего от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия.

Существование представленного процессуального механизма позволяет, на наш взгляд, утверждать, что в РФ заложено законодательное начало привилегированного решения вопросов, связанных с уголовной ответственностью несовершеннолетних. Проблема заключается в практическом применении к несовершеннолетним

1 [Электронный ресурс]: Генеральная прокуратура Российской Федерации. Портал правовой статистики: Режим доступа: http://crimestat.ru/offenses_rate. (дата обращения: 12.03.15).

70

принудительных мер воспитательного воздействия, исключающих или заменяющих уголовное преследование, уголовную ответственность или уголовное наказание.

Как показывает практика, судами Алтайского края нормы УПК РФ о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) в досудебной стадии производства органами уголовной юрисдикции, чаще всего, рассматриваются как декларативные. Так, в Алтайском крае в 2014 г. на основании ст. 427 УПК РФ было прекращено всего одно уголовное дело.

Анализ практики судов Алтайского края позволяет говорить о низком проценте применения принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним. Так, в суде Ленинского района г. Барнаула за 2013-2014 гг. принудительные меры воспитательного воздействия были применены всего по двум уголовным делам в отношении несовершеннолетних2. В отдельных районах Алтайского края (Kлючевский, Ребрихинский, Целинный) меры воспитательного воздействия к несовершеннолетним за указанный период вообще не применялись. Tаким образом, можно утверждать, суды Алтайского края далеко не в полной мере используют потенциал принудительных мер воспитательного воздействия. Происходит это, как нам представляется, по многим причинам, основными из которых являются следующие:

1) отсутствие в уголовном судопроизводстве четкого, отработанного процессуального алгоритма применения принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним лицам, совершившим преступление;

2) отсутствие единого подхода к оценке социально-криминальной ситуации несовершеннолетних (к оценке их потенциала и риска совершения повторных преступлений);

3) отсутствие эффективного взаимодействия органов уголовного правосудия с социальными службами;

4) недостаточная последовательность превентивной работы с несовершеннолетними государственных и общественных органов и их специалистов.

В целом, можно заключить, что более активное применение судами принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним, совершившим преступления небольшой или средней тяжести, будет способствовать процессу их исправления без привлечения к уголовной ответственности и назначения наказания.

Литература

1. [Электронный ресурс]: Генеральная прокуратура Российской Федерации. Портал

правовой статистики: Режим доступа: http://crimestatm^flenses_rate. (дата

обращения: 12.03.15).

2. Архив Ленинского районного суда г. Барнаула Алтайского края. Дела № 1-610/14;

1-672/14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.