Научная статья на тему 'Некоторые проблемы правового регулирования взаимодействия оперативных подразделений Федеральной службы исполнения наказаний и криминальной милиции в борьбе с преступностью'

Некоторые проблемы правового регулирования взаимодействия оперативных подразделений Федеральной службы исполнения наказаний и криминальной милиции в борьбе с преступностью Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
491
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бакунчев Андрей Геннадьевич

На основе анализа действующего законодательства определены проблемы правового регулирования взаимодействия оперативных подразделений ФСИН России и криминальной милиции в борьбе с преступностью. Выдвинуты предложения по совершенствованию правовых норм Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», в частности дополнение данного закона статьей по организации взаимодействия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, раскрывающей понятие взаимодействия и определяющей его основные направления и формы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бакунчев Андрей Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Several problems of the legal regulation of the interaction of the operative subdivisions of the Federal service of the performance of the punishments and criminal militia in struggle against criminality

In given article are considered problems of the legal regulation of the interaction of the operative subdivisions of the Federal service of the performance of the punishments and criminal militia in struggle against criminality. On base of the analysis acting legislation has moved a suggestion on improvement of the legal rates of the Federal law «About operative-search activity», in particular, addition given law with article on organizations of the interaction organ, realizing operative-search activity, revealling notion of the interaction and defining its main trends and forms.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы правового регулирования взаимодействия оперативных подразделений Федеральной службы исполнения наказаний и криминальной милиции в борьбе с преступностью»

А.Г. Бакунчев

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ И КРИМИНАЛЬНОЙ МИЛИЦИИ В БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ

На основе анализа действующего законодательства определены проблемы правового регулирования взаимодействия оперативных подразделений ФСИН России и криминальной милиции в борьбе с преступностью. Выдвинуты предложения по совершенствованию правовых норм Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», в частности дополнение данного закона статьей по организации взаимодействия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, раскрывающей понятие взаимодействия и определяющей его основные направления и формы.

Оперативно-розыскная деятельность играет важную роль среди наиболее эффективных средств борьбы с преступностью. Использование специфических сил, средств и методов ее субъектами является одним из важнейших, неотъемлемых компонентов успешной работы по решению задач, возложенных на них законодательством в данной сфере государственной деятельности.

Функция участия в борьбе с преступностью возложена и на Федеральную службу исполнения наказаний (ФСИН) Российской Федерации, и на Службу криминальной милиции (КМ) МВД России, хотя в разных объеме и направлениях. Однако, как показывает практика, потенциал оперативных подразделений данных служб реализуется в борьбе с преступностью далеко не в полную силу. Об этом говорят факты длительной безнаказанной деятельности преступных групп и сообществ. За последние годы уровень преступности в расчете на 100 тыс. жителей России увеличился более чем в 2,5 раза. Преступность стала реальной угрозой национальной безопасности России, что подтверждается темпами ее прироста (5,0% в 2004 г., 22,8 - в 2005 г., 10,0 - в 2006 г.). Количество зарегистрированных преступлений в 2006 г. достигло 3,85 млн, из них по линии криминальной милиции - 1 424 081, что на 3,4% больше, чем в 2005 г. Ежегодно каждое третье преступление официально считается нераскрытым.

Непосредственное определение и урегулирование основных задач, направлений и форм взаимодействия оперативных подразделений ФСИН и криминальной милиции в борьбе с преступностью происходит на законодательном уровне. Законодательство РФ предусматривает решение широкого спектра задач оперативными подразделениями.

Качественно новый этап в становлении и развитии правовой основы взаимодействия обозначился после вступления в силу Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовноисполнительной системы» от 21 июня 1998 г., согласно которому уголовно-исполнительная система была передана в ведение Министерства юстиции Российской Федерации. До этого взаимодействие оперативных подразделений ФСИН и криминальной милиции длительное время происходило в рамках одного ведомства - Министерства внутренних дел Российской Федерации и регулировалось в основном ведомственными нормативными актами. Названный закон внес изменения и дополнения в Уголовноисполнительный и Уголовно-процессуальный кодексы, а также в ряд законов Российской Федерации, в том числе в Закон «Об учреждениях и органах, исполняющих уголов-

ные наказания в виде лишения свободы» от 21 июля 1993 г., в Федеральные законы: «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г., «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 17 июля 1995 г.

В настоящее время основополагающим нормативным актом правового регулирования взаимодействия оперативных подразделений ФСИН и криминальной милиции в борьбе с преступностью является Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», в котором в достаточном объеме раскрывается механизм осуществления оперативно-розыскных мер. Согласно ст. 13 данного закона (в редакции Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 29 июня 2004 г. № 58-ФЗ) и оперативные подразделения ФСИН, и оперативные подразделения криминальной милиции относятся к самостоятельным субъектам оперативно-розыскной деятельности, осуществляют данную деятельность в полном объеме и имеют право проводить все указанные в ст. 6 оперативно-розыскные мероприятия. Эти органы решают определённые в ст. 2 задачи исключительно в пределах своих полномочий, устанавливаемых соответствующими законодательными актами Российской Федерации. В ч. 5 ст. 13 закреплено право оперативных подразделений криминальной милиции проводить совместно с работниками УИС (к которым относятся оперативные сотрудники УИС, и не только) оперативнорозыскные мероприятия в следственных изоляторах УИС.

Между тем законодатель не называет в качестве объекта, где могут проводиться совместные оперативнорозыскные мероприятия, исправительные учреждения. Ст. 84 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, наоборот, ограничивает круг объектов исправительными учреждениями, перечисленными в ст. 74 УИК РФ, а именно: колониями-поселениями, воспитательными колониями, лечебными исправительными учреждениями, исправительными колониями общего, строгого и особого режимов, тюрьмами. Что касается следственных изоляторов, то в них содействие в проведении оперативно-розыскных мероприятий осуществляется только в отношении осужденных к лишению свободы, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию. Кроме того, в списке учреждений УИС отсутствуют арестные дома и исправительные центры.

При анализе вышеназванных законов прослеживается односторонний подход законодателя при написании норм правового регулирования оперативнорозыскной деятельности оперативных подразделений ФСИН и криминальной милиции. Так как законодательные акты не противоречат друг другу, в целях совершен-

ствования правовой базы взаимодействия необходимо рассмотреть предложение о внесении дополнений в ч. 5 ст. 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и ст. 84 УИК РФ. Правовые нормы этих законов можно дополнить: 1) полными сведениями об учреждениях УИС; 2) для правового урегулирования вопросов взаимодействия оперативных подразделений органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, необходимо рассмотреть вопрос о внесении в гл. III «Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность» Федерального закона «Об оперативнорозыскной деятельности» дополнительной ст. 13.1 «Взаимодействие органов, осуществляющих оперативнорозыскную деятельность». В данную статью кроме определения понятия взаимодействия, форм, направлений и условий взаимодействия необходимо ввести определение координации взаимодействия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

На практике взаимодействие тесно связано с координацией согласованных действий. Однако при взаимодействии, в отличие от координации, у ее участников, как правило, отсутствуют какие-либо обязанности по выработке и применению единых мер, по распределению сил и средств, по установлению жесткого контроля за исполнением рекомендуемых мероприятий, а главное - не выделяется специальный участник, имеющий полномочия по организации взаимных действий [1]. На законодательном уровне не закреплен порядок образования и организации деятельности органа, координирующего взаимодействие оперативных подразделений ФСИН и криминальной милиции. Так, в п. 1 ст. 8 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» указано, что Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью [2]. Как отмечается в юридической литературе, основной смысл координационных мероприятий, осуществляемых прокурором, состоит в обеспечении согласованности действий правоохранительных органов, сосредоточении усилий на главных направлениях борьбы с преступностью, повышении эффективности работы по предупреждению правонарушений [3]. Основными направлениями координации должны быть совместная выработка единой правоприменительной практики правоохранительными органами, согласованная разработка проектов нормативно-правовых актов, совместный анализ состояния преступности, ее динамики и структуры, прогнозирования тенденций развития [4].

Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» не определяет ни координационные мероприятия, ни координирующий оперативно-розыскную

деятельность орган. В ст. 21 данного закона говорится только о прокурорском надзоре Генерального прокурора Российской Федерации и подчиненных ему прокуроров за исполнением ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Исходя из прямого предписания Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», предметом надзора являются соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, а также соответствие им издаваемых правовых актов [5]. Соответственно, прокурор может проявлять свои надзорные полномочия только в правовом пространстве, определенном законами, но не ведомственными правовыми актами [5]. К тому же координация и надзор, по сути, являются разными понятиями. В соответствии с Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью [6] на прокуратуру возлагается координация основных направлений деятельности правоохранительных органов. При проведении комплекса согласованных оперативно-розыскных мероприятий оперативными подразделениями ФСИН и криминальной милиции (частное направление), в целях соблюдения принципов конспирации, наступательности в борьбе с преступностью необходим координирующий орган, состоящий из должностных лиц, обладающих соответствующей компетентностью и квалификацией в сфере оперативно-розыскной деятельности. В настоящее время координирующим органом взаимодействия оперативных подразделений ФСИН и криминальной милиции при осуществлении оперативно-розыскной деятельности в борьбе с преступностью должно выступать координационное совещание, возглавляемое руководителями УВД и ФСИН. Необходимость образования такого совещания подтверждают результаты анкетирования руководителей оперативных подразделений ФСИН и криминальной милиции и проведенных с ними бесед.

Улучшить правовое регулирование взаимодействия сможет включение в нормативно-правовые акты описания наиболее распространенных форм координации взаимодействия, средств и способов координационной деятельности, способов фиксации ее результатов. Необходимо также обозначить права и обязанности субъектов и участников координационного процесса и установить (хотя бы в общей форме) дисциплинарную ответственность за неисполнение координационных решений.

Совершенствование правового регулирования взаимодействия, в частности согласование ряда норм законодательства в области оперативно-розыскной деятельности, позволит в большей мере использовать возможности оперативных подразделений ФСИН и криминальной милиции, что, безусловно, положительно скажется на конечных результатах борьбы с преступностью.

ЛИТЕРАТУРА

1. Прокурорский надзор: Учеб. / Под ред. Ю.Е. Винокурова. М., 2006. С. 97.

2. СЗ РФ. 1999. № 31. Ст. 1232.

3. Советское государственное строительство и право: Учеб. М., 1984. С. 334-335.

4. Кобзарев Ф.М. Прокуратура России: правовое положение и перспективы развития. М., 2002. С. 62-63.

5. Теория оперативно-розыскной деятельности: Учеб. / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова, А.Ю. Шумилова. М., 2006.

С. 768.

6. Положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Утверждено Указом Президента РФ от

18 апреля 1996 г. № 567.

Статья поступила в редакцию журнала 11 декабря 2006 г., принята к печати 18 декабря 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.