2008 Экономика №2(3)
УДК 378.4
Л.М. Клопотова
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Рассматриваются причины снижения качества высшего образования. Анализируются проблемы преподавания в ТГУ. Предлагаются меры по улучшению организации образовательного процесса и повышению квалификации преподавателей.
В докладе Общественной палаты Российской Федерации «Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в свое будущее?» (2007 г.) основные проблемы отечественного образования определены следующим образом:
- содержание образования устарело. Оно отстает как от потребностей жизни, так и от достижений науки и технологий;
- низкая зарплата преподавателей создает риски для их мотивации;
- материальная база образования давно не обновлялась;
- структура профессионального образования не соответствует ни текущим, ни перспективным потребностям рынка труда;
- высшая школа практически потеряла сферу исследований. Не имея собственного инновационного потенциала, многие вузы выпускают не инноваторов, а людей, готовых работать только по шаблону;
- разросшаяся сфера псевдообразования не дает необходимых профессиональных компетенций [1. С. 43-44].
Не претендуя на обобщение, рассмотрим некоторые проблемы преподавания в Томском государственном университете, который занимает не последние места в отечественных рейтингах вузов.
90-е гг. - период бурного развития рынка образовательных услуг. Возросло количество вузов, численность студентов резко увеличилась, гораздо в меньшей степени вырос профессорско-преподавательский состав [2. С. 47]. Аналогичная ситуация складывается и в ТГУ.
Переход от элитарного к массовому высшему образованию- это глобальная тенденция развития общества в период постиндустриальной экономики. Но причины, породившие расширение рынка образовательных услуг в России, иные, чем в развитых странах. В условиях конкуренции на рынке труда наличие диплома о высшем образовании позволяет лучше трудоустроиться. Количественный рост привел к снижению качества образования. Увеличилась дополнительная занятость преподавателей, зачастую дополнительные доходы значительно выше основной заработной платы, как следствие, отсутствие времени на научно- исследовательскую деятельность.
Одной из главных причин, которая привела образование в России к современному состоянию, достаточно жестко охарактеризованному в докладе Общественной палаты РФ, обычно называется недостаточное финансирование образовательных учреждений. В последние годы финансирование обра-
зования увеличивается, в том числе в виде проектного финансирования. ТГУ участвовал в реализации Инновационной образовательной программы, которая позволила улучшить материальную базу, повысить квалификацию профессорско-преподавательского состава.
• Закуплено и установлено современное уникальное оборудование и программно-методическое обеспечение на сумму 658 млн руб., модернизировано 190 аудиторий на сумму 71,999 млн руб., направлено на повышение квалификации преподавателей 90,338 млн руб.
• Осуществлено строительство и запуск в эксплуатацию суперкомпьютера «СКИФ СуЬегіа», самого мощного из имеющихся в России, входящего в десятку мощнейших университетских суперкомпьютеров мира.
• Созданы и вышли на штатный режим работы Инновационнотехнологический бизнес-инкубатор и Центр подготовки кадров, ориентированные на задачи Особой экономической зоны технико-внедренческого типа г. Томска.
• Созданы и запущены в эксплуатацию 7 центров коллективного пользо-
вания уникальным оборудованием по приоритетным направлениям науки и специализациям Особой экономической зоны: «Информационно-
телекоммуникационной системы», «Индустрия наносистем и материалы», «Живые системы», «Рациональное природопользование».
• Создан и запущен в эксплуатацию с использованием спутника «Ямал-200» научно-образовательный телевизионный канал ТГУ «ТВ-Университет»
[3].
Простое наращивание ресурсов не обязательно приведет к улучшению академических результатов студентов. Ресурсы могут и не дать большого эффекта в рамках сохраняющейся структуры и организации образования.
Еще одним фактором, необходимым для роста качества профессионального образования, следует назвать повышение квалификации профессорско-преподавательского состава (ППС).
Существуют формальные требования к повышению квалификации ППС, не подкрепленные финансовыми ресурсами, что порождает такое же формальное их выполнение. Преподаватель не несет ответственность за уровень квалификации, поскольку вуз не предоставляет ему условий для ее повышения. Например, отсутствует стабильная система стажировок в ведущих вузах, научных учреждениях, корпорациях, что не позволяет обмениваться мнениями, идеями, опытом. Поездка на научную конференцию финансируется в редких случаях. Чтобы преподаватели могли отчитаться о повышении квалификации один раз в пять лет, внутри вуза создаются организационные структуры, в рамках которых можно пройти обучение и получить соответствующее удостоверение.
В ходе реализации Инновационной образовательной программы около 600 сотрудников и преподавателей ТГУ прошли стажировку в ведущих вузах. Но программа завершена, и что дальше?
Подготовка монографий, пособий, учебников не оплачивается, подчас их сложно опубликовать, либо за публикацию нужно платить. Финансирование Инновационной образовательной программы ТГУ позволило разработать
новые образовательные программы по 5 специальностям, 15 направлениям, 29 специализациям, разработать и модернизировать 32 программы повышения квалификации, 99 программ дополнительного образования; издать 77 новых учебников и учебных пособий по приоритетным направлениям науки и техники [3].
В российском образовании используются образовательные технологии и знания вчерашнего дня. В него не интегрированы современные технологии получения знаний, индивидуализации образования. Компьютеризация и обеспечение доступа к Интернету является существенным направлением развития системы образования в XXI в. Образовательный процесс должен быть полностью компьютеризирован и соединен со всемирной сетью, что даст возможность всем учащимся и преподавателям пользоваться библиотеками и другим образовательным материалом. Информационные технологии, как это становится очевидным, выступают уже не столько инструментами, дополняющими систему образования и функционирование научнообразовательного знания, сколько императивом установления нового порядка знания и его институциональных структур.
Для российского образования это задача, которая будет решаться в будущем. Значительная часть преподавателей не имеют знаний информатики на уровне, позволяющем использовать компьютеры и Интернет в учебном процессе, в этом отношении студенты, изучившие курс информатики, опережают своих наставников. Для реализации преимуществ информационных технологий необходимо обеспечить доступность инфраструктуры ИТ для всех преподавателей и студентов, но в редких вузах пользование Интернетом бесплатное, хотя в настоящий момент использование Интернета куда более информативно и актуально, чем посещение библиотеки. Впрочем, и библиотека и Интернет являются составными элементами образовательного процесса, и их не нужно противопоставлять. В условиях информатизации становятся востребованными электронные методические ресурсы для обеспечения самостоятельной работы студентов и электронные методические материалы для преподавателей. На факультетах необходимо создавать локальные сети для образовательных ресурсов такого рода.
В Научной библиотеке ТГУ проводятся курсы, на которых сотрудники могут научиться пользоваться различными базами данных для педагогической и научной работы. Но основная доля электронных ресурсов существует на английском языке. Незнание языка ограничивает возможности научнопедагогической деятельности. А в нашем вузе не действуют курсы по изучению английского языка для преподавателей, хотя и имеется факультет иностранных языков. Будучи на стажировке в Институте переподготовки и повышения квалификации МГУ, автор слушал лекции доцента, который, хотя и находился в пенсионном возрасте, посещал курсы английского языка, оплачиваемые за счет вуза.
Индивидуальный подход в условиях существующей организации образования формально должен реализовываться через систему курсовых и дипломных проектов, путем участия студентов в исследованиях и разработках, проводимых кафедрой и преподавателями. Но все меньшее число преподава-
телей занимаются научной работой [4. С. 96]. К одной из причин этого относится и процесс «старения» работников. Возможность выбора студентами курсов практически отсутствует, курсы по выбору составляют ничтожную долю в учебном плане.
Не способствует повышению квалификации преподавателей уровень заработной платы. В данном случае действует принцип соответствия цены и качества, за исключением подвижников, для которых материальное вознаграждение не является социально значимым результатом. Остальные преподаватели, используя гибкий график работы, увеличивают свою нагрузку, доводя свои доходы до более-менее приемлемого уровня. Преподаватели пенсионного возраста продолжают трудовую деятельность, поскольку даже низкая заработная плата лучше, чем нищенская пенсия.
Проблема качества экономического образования является более острой, чем естественно-научного и технического. Социологические исследования показали, что среди преподавателей социально-экономических дисциплин самый низкий процент сотрудников, занимающихся научной работой [4. С. 96]. Преподаватели этих вузов и факультетов были вынуждены осваивать западную теорию. Для полноценной научной работы им необходимо не только знание английского языка, но и математики.
На экономических специальностях предполагается и получение практических навыков работы в различных фирмах. Отсутствие постоянных и устойчивых связей с бизнесом приводит часто к формальному прохождению практики студентами, которые самостоятельно подыскивают себе фирмы, как правило, этим занимаются их родители.
Преподаватели зачастую не знают современной практики бизнеса, обучение сводится к пересказу учебника. Эту проблему можно было бы решить за счет приглашения сотрудников, работающих в банках и фирмах, но в рамках существующей организации образования такая возможность отсутствует.
Ситуация в российском образовании улучшается. Обновляются программы и содержание курсов, внедряются современные технологии, увеличивается финансирование. Но процесс идет медленно и бессистемно. Преобразования университетов отстали от реформирования экономики и общества. Первый этап преобразования высшей школы связывается с выделением в структуре образовательного процесса бакалавриата и магистратуры. Уже на этом этапе станет ясно, способно ли наше образование трансформироваться.
Литература
1. Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в свое будущее? (Доклад Общественной палаты Российской Федерации (2007 г.) // Вопросы образования. 2007. № 4. С. 5102.
2. Клячко Т.Л., Мау В.А. Тенденции развития высшего профессионального образования в Российской Федерации // Вопросы образования. 2007. № 3. С. 46-64.
3. Итоги Инновационной образовательной программы ТГУ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tsu.ru
4. Эфендиев А.Г., Решетникова К.В. Профессиональная деятельность преподавателей российских вузов: проблемы и основные тенденции // Вопросы образования. 2008. № 1. С. 87-119.