Материалы X съезда ВНПОЭМП, Москва, 12-13 апреля 2012 г.
Инфекция и иммунитет
В г. Краснодаре за период 2009—2011 гг. заболеваемость микроспорией снизилась на 5,7% и составила в 2011 г. 59,71 на 100 тыс. (2010 г. — 66,05; 2009 г. -64,18).
В совокупной заболеваемости преимущественно регистрируется микроспория гладкой кожи, удельный вес которой составляет 70—80%.
Городской показатель за анализируемый период превышал краевой соответственно на 21,9; 26,9; 15,3%.
Заболеваемость микроспорией детей за последние 3 года снизилась на 7,1%. Удельный вес детей в совокупной заболеваемости находился без существенных изменений: 86 — 90%. Высокий уровень заболеваемости все годы регистрировался среди детей от 3-х до 6 лет: в 2011 г. — 545,4; в 2010 г. — 426,6, в 2009 г. — 411,6. Доля этой возрастной группы составляла 40%.
Заболеваемость микроспорией среди детей до года жизни снизилась в 2,1 раза (на 10 случаев).
В организованных коллективах, школах, учебных заведениях регистрировалась спорадическая заболеваемость.
Заболеваемость микроспорией взрослого населения за 2009—2011 гг. уменьшилась на 27,5%.
Анализ проведенных в бактериологической лаборатории ГБУЗ ККВД исследований на микроспорию и положительных результатов за период 2009—2011 гг. показал снижение количества положительных результатов при использовании метода культуральной диагностики и увеличение — при бактериоскопи-ческом исследовании. По сравнению с 2009 г. положительные результаты при бактериоскопических исследованиях увеличились на 9%, при выделении культуры возбудителя снизились на 14,6%.
Анализ заболеваемости микроспорией свидетельствует о тенденции к снижению заболеваемости в г. Краснодаре.
Бактериоскопический метод исследования имеет ряд преимуществ: высокая чувствительность, доступность, относительная простота постановки и интерпретации результатов, воспроизводимость полученных результатов; требует минимальных затрат.
ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ ЧЕСОТКОЙ В г. КРАСНОДАРЕ ЗА 2009-2011 гг.
В.П. Клиндухов1, Т.В. Шевырева1, Г.К. Рафеенко2, Ж.К. Пустовая2, Л.В. Заика2
1Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю, г. Краснодар; 2ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае», г. Краснодар
В городе Краснодаре за период 2009—2011 гг. по-раженность чесоткой снизилась на 37,5%. В 2011 г. заболеваемость составила 32,53 на 100 т. населения, ниже краевого показателя на 11,6%. Максимальный уровень заболеваемости чесоткой за последние 3 года был зарегистрирован в 2009 г. — 64,31, в 2010 г. — 60,0.
За анализируемый период заболеваемость детей снизилась в 1,9 раза и составила в 2011 г. 66,97 на 100 тыс.
Снижение заболеваемости произошло во всех возрастных группах, в том числе до года жизни — в 2 раза, от года до 2-х лет — на 23,2%, от 3-х до 6-ти лет — в 2,4 раза.
Удельный вес детей в общей заболеваемости варьировал от 29,4% до 35%.
Заболеваемость взрослых снизилась за указанный период на 23,2%, удельный вес взрослых составлял 58,5-65,8%.
Пик заболеваемости чесоткой во всех возрастных группах регистрировался в 2009 г.
В организованных коллективах, школах, учебных заведениях групповая заболеваемость не регистрировалась.
При сравнении заболеваемости в разрезе лечебно-профилактических учреждений города выявлены значимые диспропорции показателей заболеваемости, свидетельствующие о неполной регистрации случаев чесотки.
Так в городских поликлиниках, обслуживающих взрослое население, регистрировались показатели заболеваемости от 125,6 на 100 тыс. до 9,5.
Аналогичная картина и в детских поликлиниках: от 221,2 на 100 тыс. до 25,2.
Анализ заболеваемости чесоткой за период 2009-2011 гг. свидетельствует о выраженной тенденции к снижению заболеваемости чесоткой по г. Краснодару, о неполной статистической регистрации случаев чесотки лечебно-профилактическими учреждениями, что требует улучшения активного выявления и достоверной регистрации.
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПАРАЗИТОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ В КЛИНИКО-ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ЛАБОРАТОРИЯХ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
С.С. Козлов
Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова, Санкт-Петербург; ФГУ НИИ детских инфекций ФМБА, Санкт-Петербург
За последние десятилетия достигнуты большие успехи в лабораторной диагностике многих вирусных и бактериальных инфекций. Доступными стали широкий спектр иммунологических и молекулярно-биологических методов исследований. Однако опыт их использования в диагностике паразитозов показывает их относительно низкую эффективность. Во многом это связано с биологическими особенностями возбудителей паразитарных болезней, которые способны длительное время обитать в макроорганизме, эффективно используя высокоспециализированные механизмы защиты и противодействия иммунной системе. В результате проводимые серологические тесты могут оказаться ложноотрицательными (например, при эхинококкозе печени до 10%, а при эхино-коккозе легких до 50%), или ложноположительными (особенно часто наблюдаются у пациентов с аллерго-зами). Таким образом, серологические методы не могут заменить традиционные микроскопические методы диагностики паразитозов (особенно кишечных). Вместе с тем следует заметить, что и микроскопическая диагностика имеет свои минусы. Она является субъективной. Результаты микроскопии практически не возможно проверить, поскольку используются временные микропрепараты, которые не хранятся (например, мазки с раствором Люголя). Также не регламентировано сохранение образцов исходного материала (испражнений). Таким образом, качество паразитологической диагностики напрямую зависит от личного опыта лаборанта и его навыков. Наш опыт амбулаторного приема пациентов с паразитарными заболеваниями показывает, что в некоторых клинико-диагностических лабораториях Санкт-Петербурга имеет место гипердиагностика паразитозов. Прежде
2012, Т. 2, № 1-2
Новые и возвращающиеся паразитозы
всего, это относится лямблиозу и аскаридозу. Так, 4 пациента до четырех раз принимали курсы различных антигельминтиков, поскольку после каждого лечения результаты паразитологического обследования «выявляли» яйца аскарид. При контрольном исследовании оказалось, что за яйца гельминтов во всех случаях принимались пыльцевые зерна растений. Ложный диагноз лямблиоза по лабораторным данным был установлен у 18 пациентов. Как правило, в этих случаях за цисты простейших лаборанты принимали дрожжеподобные грибы и другие псевдопаразитарные образования. Все это вводит в заблуждение лечащего врача, который вынужден расценивать данные случаи как торпидное течение лямблиоза и назначать множественные повторные курсы химиотерапии. Данная ситуация обусловлена слабой подготовкой лаборантов в отношении паразитарных болезней.
ОЗДОРОВЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ СТРАНЫ ОТ ТЕНИАРИНХОЗА - СОВМЕСТНАЯ ЗАБОТА МЕДИЦИНЫ И ВЕТЕРИНАРИИ
Н.Е. Косминков
Московский государственный университет пищевых производств, Москва
Проблемы оздоровления населения от тениарин-хоза возникшие в 19 веке лежат на ведомствах медицины и ветеринарии. Основные профилактические мероприятия основаны на диагностике тениаринхо-за человека и цистицеркоза крупного рогатого скота.
Диагностика тениаринхоза человека основана на опросах населения и лабораторных исследованиях. Диагностика цистицеркоза рогатого скота опирается на визуальные осмотры разрезов скелетных мышц и сердца. К сожалению не диагностика те-ниаринхоза человека, не диагностика цистицеркоза рогатого скота не являются абсолютными методами. При опросах населения нередко утаивается истинное положение зараженности, При диагностике цистицеркоза, при самом тщательном выполнении предписаний правил ветеринарно-санитарной экспертизы (ВСЭ) цистицеркоз выявляется не более чем в 50 случаях при слабой интенсивности инвазий, а при высокой выявление прослеживается полностью.
Исследования, проводимые практическими работниками мясоперерабатывающих предприятий и научные эксперименты показали, что для осмотра на цистицеркоз рекомендуется делать разрезы жевательных мышц головы и мышц сердца. При осмотре туш крупного скота на рынках при отсутствии головы и сердца разрезам подвергаются в передней части туши зубчатая вентральная или из группы бедренных мышц — четырехглавая мышца бедра. По результативности выявления в этих мышцах ци-стицерков они вполне сопостовимы с результатами осмотров жевательных мышц и сердца.
Помимо совершенствования диагностических методов иным направлениям борьбы с цисти-церкозом, могла бы стать иммунопрофилактика. Исследования в этом направлении также не вышли еще из стадии эксперимента. Основным препятствием в успешном завершении исследований, как и внедрение в практику иммунологических методов — это отсутствие высокоэффективных антигенов.
Определенным тормозом в оздоровлении населения от тениаринхоза и крупного рогатого скота от цистицеркоза является почти полное отсутствие
согласованных действий служб медицины и ветеринарии, хотя в прошлом (60-е годы) совместные действия названных служб, при соответствующей координации, позволили провести крупномасштабный опыт оздоровительных мероприятий населения от тениаринхоза и крупного рогатого скота от цистицеркоза в одной из центральных областей Российской Федерации. Опыт оздоровления показал, что разрозненные действия медицины и ветеринарии не могут быть эффективными в изменении той или иной эпидемической или эпизоотической ситуации по тому или иному заболеванию общих для человека и животных.
ФАСЦИОЛЕЗ КАК ВНОВЬ ВОЗНИКАЮЩАЯ БОЛЕЗНЬ
Т.Н. Константинова, Т.И. Авдюхина, О.В. Ватутина, Н.В. Полтавец, Т.М. Гузеева
ГОУДПО Российская медицинская академия последипломного образования, МЗ РФ; Городская клиническая больница имени С.П. Боткина; Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей благополучия человека
Фасциолез, паразитарное заболевание, вызываемое трематодой Разсю1а Иерайса, оказывает значительное патологическое воздействие на здоровье человека. Это заболевание распространено в Европе, Африке, Азии, Америке, Океании. Более 17 миллионов человек инвазированы К Иерайса, 180 миллионов находится под риском заражения. Фасциолез отнесен к новым или вновь возникающим болезням, распространенным в различных широтах мира. По этим причинам ВОЗ классифицирует фасциолез как важное заболевание человека, которое заслуживает внимания международного сообщества.
Под нашим наблюдением с 2000 по 2010 гг. находилось 28 человек с диагнозом фасциолез. Среди инвазированных 20 человек — жители России и 8 человек — приезжие. Из Таджикистана — 2 человека, из Узбекистана — 3 человека, из Абхазии — 2 человека и 1 больной из Дагестана. Среди 28 больных было пятеро детей. Все дети приехали из Абхазии, Таджикистана, Узбекистана.
Диагноз установлен при обследовании пациентов с жалобами на слабость, головную боль, недомогание, крапивницу, длительную лихорадку, высокую эозинофилию (40—60%), увеличение печени и селезенки. Длительность болезни у 10 человек была от 1 до 2-х месяцев,
у 18 человек от 4 до 6 месяцев. У 2-х человек сформировались абсцессы в печени. Сроки постановки диагноза колебались от 4 до 6 месяцев.
Установить источник инвазии было сложно. Только 3 человека связали свое заболевание с употреблением свежего салата, укропа, петрушки, лука, выращеных на собственном участке. Остальные 17 человек — большие любители «экзотической» кухни, выезжали в Италию, Францию, Испанию, на Кубу, Краснодарский край.
Диагноз у 80% пациентов установлен серологически, использовали ИФА. Выявляли антитела ^О к К Иерайса. Паразитологически подтвержден диагноз только в 20% случаев. Лечили больных трикла-бендазолом.
Таким образом, поздняя диагностика фасциоле-за у пациентов скорее всего связана с плохим знание врачей этой патологии.