А.С. Поправко,
кандидат юридических наук, Омская академия МВД России
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ В БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ
SOME PROBLEMS OF OPERATIONAL SEARCH ACTIVITIES IN THE FIELD OF COUNTERACTION TO CRIMES IN THE BUDGET SPHERE
Анализируются вопросы, связанные с совершенствованием борьбы с преступностью в бюджетной сфере. Определяя оперативно-розыскную характеристику преступлений в бюджетной сфере, автор подчеркивает необходимость выделения тех специфических для таких преступлений особенностей, признаков и связанных с ними определенных обстоятельств, которые влияют на организацию и методику их выявления, предупреждения и раскрытия. В работе рассматриваются условия предупреждения и пресечения преступлений в этой сфере подразделениями экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел, связанные с наличием широкой системы государственных органов, контролирующих распределение бюджетных средств, исследуется взаимосвязь между многоуровневой структурой контроля за исполнением бюджета и мерами по предупреждению и раскрытию преступлений в данной сфере.
The issues related to the improvement of the fight against crime in the budget sphere are analyzed. In determining the operational-search characteristics of crimes in the budget sphere, the author emphasizes the need to identify those specific features of such crimes, signs and certain circumstances connected with them which affect the organization and methodology for their detection, prevention and solution. The paper analyzes the conditions ofprevention and suppression of crimes in this sphere by the units of economic security and anti-corruption of the internal Affairs bodies associated with the presence of a broad system of state agencies that control the distribution of budgetary funds, examines the relationship between the multi-level structure of control over the execution of the budget and measures for the prevention and solution of crimes in this sphere.
Для всестороннего изучения преступности в ее оперативно-розыскном аспекте, обеспечения выявления, предупреждения и раскрытия преступлений в теории оперативно-розыскной деятельности широко используется такая категория, как «оперативно-розыскная характеристика преступлений».
Оперативно-розыскная характеристика (далее — ОРХ) преступлений являлась предметом изучения многих ученых. Оперативно-розыскная характеристика экономических преступлений имеет свои особенности. По мнению В. М. Атмажитова, ОРХ преступлений экономической направленности состоит из двух взаимосвязанных частей:
а) совокупность сведений о динамике преступности, полученных из официальных статистических источников, а также в процессе социологических исследований;
б) информация о преступности, получаемая из оперативных источников [5. — С. 56].
По нашему мнению, оперативно-розыскная характеристика преступлений должна иметь практическое значение и способствовать выявлению и определению направлений раскрытия преступлений. Зачастую при раскрытии содержания элементов ОРХ не рассматривается вопрос об использовании тех или иных элементов при раскрытии преступлений. К примеру, каким образом можно использовать такие данные, включаемые П. И. Ивановым в оперативно-розыскную характеристику преступлений, как совокупность сведений о преступности, полученных из оперативных источников, динамика преступлений?
Если рассматривать преступления в бюджетной сфере, то такие элементы ОРХ оперативный работник не сможет применить в своей практической деятельности, так как отсутствует отдельный статистический учет данных преступлений. Выявленные правонарушения, относящиеся к бюджетной сфере, квалифицируются по различным составам в зависимости от наличия в совершенном деянии признаков злоупотребления должностными полномочиями, мошенничества, растраты, нецелевого расходования бюджетных средств и т.д.
Приведенные выше элементы ОРХ зачастую не только не раскрывают направления, но и не всегда обеспечивают решение задач, стоящих перед оперативными подразделениями, по использованию методов оперативно-розыскной деятельности, специальных знании, сил и средств, что вызывает сомнения в возможности и целесообразности использования ОРХ преступлений на практике.
Мы считаем, что оперативно-розыскная характеристика преступлений должна содержать повторяющиеся и устойчивые элементы, отражающие не количественную, а качественную сторону деяния.
По нашему мнению, наиболее конструктивная позиция относительно характеристики элементов ОРХ преступлений представлена в работе Ю. М. Худякова. Он считает, что в ее содержание входит характеристика: самого преступления и его общественной опасности; способа подготовки к преступлению; способа совершения преступления; личности преступника; поведения преступника после совершения преступления [5. — С. 57].
Применительно к преступлениям в сфере бюджетного финансирования в элементы ОРХ также необходимо включать и обстановку совершения преступления. Р. Н. Ахмедшин отмечает,
что дифференциация элементов объективной реальности, охватываемой данным понятием, потенциально позволяет определить роль конкретного внешнего фактора воздействия на ту или иную психологическую составляющую личности преступника, что имеет значительную ценность для оперативно-розыскных мероприятий [2. — С. 54]. Поэтому под обстановкой совершения преступления необходимо рассматривать не только время и место, но также и демографические, территориальные и иные специфические особенности самого региона совершения преступления, плотность населения. Для расследования преступлений в бюджетной сфере необходимы знания о локализации специфических объектов, финансирование которых будет вестись за счет бюджетных средств.
Сфера бюджетного финансирования имеет некоторые общие черты с финансовой сферой. Это подтверждается высказываниями многих авторов. С позиции науки криминалистики финансовую сферу ученые рассматривают как сферу жизнедеятельности государства, связанную с распределением, накоплением и использованием бюджетных и частных денежных средств [3. — С. 45].
Бюджетная сфера является одной из самых привлекательных для совершения различного рода правонарушений и преступлений. Ведь именно в данной сфере совершаются различного рода финансовые аферы, которые осуществляются чаще всего при банковских операциях с ценными бумагами и документами. Поэтому очень важно на практике определить основные направления поисковой работы по данным видам преступлений. В этом сотруднику должно способствовать правильное изучение оперативно-розыскной характеристики преступлений в данной сфере. Но, исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что на сегодняшний день не существует единого подхода к содержанию элементов оперативно-розыскной характеристики преступлений. Особенно проблематично определить необходимые элементы для расследования экономических преступлений бюджетной направленности. Следовательно, ОРХ экономических преступлений нуждается в поэлементной доработке, которая была представлена выше.
Проанализируем изменения Указа Президента РФ № 300 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации» за последние годы. За период с 2014 по 2017 г. в ведомстве было сокращено 167 666 человек. Эти действия существенным образом отразились на работе сотрудников ОВД, в том числе и подразделений ЭБиПК. По оценкам экспертов, данные меры способствовали сокращению расходов бюджетных средств на 111 млрд руб. и повышению эффективности работы структуры МВД. По нашему мнению, эти меры только усугубили ситуацию дефицита бюд-
жета не прямым, но косвенным образом. Если проанализировать ущерб, причиненный преступлениями экономической и общеуголовной направленности, можно сделать вывод, что именно преступления экономической направленности наносят значительный материальный ущерб как обществу, так и государству.
Проанализируем статистические данные по ущербу, причиненному бюджету России в результате совершения преступлений в бюджетной сфере за 2014—2017 гг.
В таблице представлены данные относительно количества преступлений в бюджетной сфере, выявленных подразделениями за год, и размера ущерба, причиненного бюджету. Как мы видим из графика, наблюдается тенденция снижения выявления преступлений в бюджетной сфере. В 2013 году было выявлено 14301 преступление, а в 2017 году — 6797. Это может свидетельствовать не только о снижении уровня преступности в данной сфере, но и о том, что выявлять такие деяния стало значительно сложнее,
В 2017 году общий материальный ущерб от преступлений составил 408 491 411 тыс. руб, ущерб же от экономических преступлений был оценен в 288 302 547 тыс. руб, что составляет более 70% от общего уровня. При этом ущерб от экономических преступлений с 2014 года возрос на 93 741 628 тыс. руб.
Таблица 1
особенно после масштабного сокращения сотрудников органов внутренних дел.
Если обратить внимание на изменение ущерба от преступлений в бюджетной сфере, то мы наблюдаем положительный тренд, что говорит о том, что в будущем с высокой долей вероятности ущерб будет увеличиваться. Кроме того, суммарно ущерб равен 94 млрд руб. Напомним, что от сокращения сотрудников органов внутренних дел планировалась экономия бюджета, равная 111 млрд руб. Конечно, говорить о том, что увеличение их штата поможет в решении проблемы хищения денежных средств преждевременно. Но нельзя не отметить, что существенное увеличение ущерба наблюдается именно после проведения данной реформы.
Таблица 2
Год 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Количество преступлений в бюджетной сфере, выявленных подразделениями за год 12374 14301 9639 8737 7300 6797
Размер ущерба от преступлений в бюджетной сфере, млн 4110 10507 17835 21107 19109 17704
Статистические данные по ущербу, причиненному в результате совершения преступлений за 2014—2017 гг. [4].
Год 2017 2016 2015 2014
Всего, тыс. руб 408 491 411 562 628 749 436 492 001 349 335 123
Ущерб от преступлений экономической направленности 288 302 547 397 979 027 271 485 831 194 560 919
Процент 70,58 70,74 62,20 55,69
Статистические данные по ущербу, причиненному в результате совершения преступлений в бюджетной сфере за 2014—2017 гг. [4].
Динамика выявленных преступлений в бюджетной сфере и данные по ущербу бюджету России, причиненному в результате совершения преступлений в бюджетной сфере за 2014—2017 гг. [4].
Таким образом, несмотря на весьма широкую систему государственных органов, контролирующих распределение бюджетных средств, хищений государственных средств избежать не удается. Преступления в бюджетной сфере на практике считаются одними из самых сложных, в подготовке и совершении таких деяний участвуют, к сожалению, и чиновники из различных государственных органов. Осложняется расследование также и тем, что раскрытие таких преступлений требует от работников ОВД специальных знаний во многих отраслях права: финансового, налогового, бюджетного. Нередко наблюдаются нарушения требований статей 7 и 10 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», факты хищений средств из бюджета несвоевременно отражаются в актах прокурорского реагирования или же вовсе игнорируются. Например, без внимания остаются факты проведения оперативно-розыскных мероприятий за рамками отведенных для проверки сроков или же прокурор инициирует возобновление уголовного дела через длительный срок после их безосновательного прекращения.
Необходимо отметить, что сложная и многоуровневая структура контроля за исполнением бюджета не только не предотвращает его хищения, но и порой способствует коррупционным связям между чиновниками. Сокращение числа
сотрудников органов внутренних дел, низкий уровень знаний, необходимых для раскрытия данных преступлений, длительность проверок по этим преступлениям приводят к снижению доли их выявления.
По нашему мнению, для нормализации деятельности ОВД по борьбе с преступлениями бюджетной направленности необходимо предпринять следующие меры:
1) исключить условное наказание за совершение преступлений, предусмотренных:
- ст. 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями»;
- ст. 285.1 УК РФ «Нецелевое расходование бюджетных средств»;
- ст. 285.2 УК РФ «Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов»;
- ст. 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий».
Анализ судебной практики показывает, что зачастую лица, совершившие многомиллионные хищения, остаются на свободе, получают лишь условные наказания. Данный вид преступлений часто совершают образованные люди, которые осведомлены о санкциях за их совершение;
2) усовершенствовать процедуру изъятия имущества у виновных лиц. Признать возможность ответственности своим имуществом как
близких родственников, так и взаимозависимых с подозреваемым (осужденным) лиц.
Данный институт требует модернизации в связи с тем, что, по данным ГИАЦ МВД России, по статистике из всего украденного имущества возвращается в бюджет только 64%.
3) внести изменения в образовательные программы по специальности «Экономическая безопасность». Зачастую в вузах, готовящих таких специалистов, мало выделяется времени на изучение правовых дисциплин, необходимых для дальнейшей деятельности сотрудников подразделе-
ний ЭБиПК. Но именно от этих знаний зависит эффективность деятельности сотрудников данных подразделений.
Преступность в бюджетной сфере с каждым годом наносит все больший урон бюджету нашей страны. В условиях сегодняшней нестабильной внешнеполитической обстановки, санкций расходы бюджета увеличиваются, вместе с ними, к сожалению, увеличивается и его дефицит. Поэтому сохранение каждого рубля в нем будет гарантировать уже не только экономическую, но и национальную безопасность России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Атмажитов В. М. Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел. — М., 1991. — 156 с.
2. Ахмедшин Р. Л. Криминалистическая характеристика личности преступника. — Томск, 2005. — 78 с.
3. Соловьев И. Особенности квалификации преступлений в финансово-бюджетной сфере // Налоговый вестник. — 2015. — № 5. — С. 45—48.
4. Статистика и аналитика ГИАЦ МВД России — URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/mvd/structure1/ Centri/Glavnij_informacionno_analiticheskij_cen (дата обращения: 12.11.2018).
5. Худяков Ю. М. Значение и содержание оперативно-тактической характеристики для раскрытия преступлений отдельных видов // Проблемы совершенствования деятельности аппаратов милиции и криминалистических подразделений. — М., 1979. — С. 56—59.
REFERENCES
1. Atmazhitov V. M. Operativno-rozyisknaya deyatelnost organov vnutrennih del. — M., 1991. — 156 s.
2. Ahmedshin R. L. Kriminalisticheskaya harakter-istika lichnosti prestupnika. — Tomsk, 2005. — 78 s.
3. Solovev I. Osobennosti kvalifikatsii prestupleniy v finansovo-byudzhetnoy sfere // Nalogovyiy vestnik. — 2015. — № 5. — S. 45—48. "
4. Statistika i analitika GIATs MVD Rossii — URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/mvd/structure1/Cen-tri/Glavnij_informacionno_analiticheskij_cen (data obrascheniya: 12.11.2018).
5. Hudyakov Yu. M. Znachenie i soderzhanie op-erativno-takticheskoy harakteristiki dlya raskryitiya prestupleniy otdelnyih vidov // Problemyi sovershenstvo-vaniya deyatelnosti apparatov militsii i kriminalistich-eskih podrazdeleniy. — M., 1979. — S. 56—59.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Поправко Анна Сергеевна. Старший преподаватель кафедры оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. Кандидат юридических наук. Омская академия МВД России.
Россия, 644092, Омск, проспект Комарова, 7. Тел. (3812) 75-11-13.
Popravko Anna Sergeevna. Senior lecturer of the chear of Operational-search Activity. Candidate of Sciences (Jurisprudence / Law).
Omsk Academy of the Ministry of the Interior of Russia.
Work address: Russia, 644092, Omsk, Рrospect Komarova, 7. Tel. (3812) 75-11-13.
Ключевые слова: экономические преступления; бюджетная сфера; оперативно-розыскная характеристика; бюджетное финансирование; ущерб от преступлений экономической направленности.
Key words: economic crimes; budget sphere; operative-search characteristics; budget funding; the loss from economic crimes.
УДК 343