Научная статья на тему 'Некоторые проблемы определения стоимости рабочей силы в республике Таджикистан'

Некоторые проблемы определения стоимости рабочей силы в республике Таджикистан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
61
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / LABOUR MARKET / РАБОЧАЯ СИЛА / LABOUR FORCE / ЦЕННОСТЬ РАБОТНИКА / СЕМЕЙНАЯ ЭКОНОМИКА / FAMILY ECONOMY / ТРУД / LABOUR / РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / MARKET RELATIONS / ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / WAGES / VALUABILITY OF A WORKER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ахмедова Мукаддасхон Абдухамидовна

В статье отмечается, что за последнее десятилетие в Таджикистане произошли существенные изменения в экономической структуре рынка труда. В ней доказывается необходимость выработки механизмов регулирования минимального размера заработной платы в соответствии с установленным прожиточным минимумом. Также автором предлагается вполне рациональная идея по увеличению стоимости труда и на этой основе создание предпосылок для повышения минимального размера заработной платы в Республике Таджикистан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some Problems of Labour Force Cost Definition in Tajikistan Republic

In her article the author marks that for the last decade essential changes in the economic structure of Tajikistan, especially those concerning market, took place. She proves a necessity of elaboration of mechanisms in regard to wages minimum regulation in correspondence with established living standard. The author moves quite an acceptable rational idea concerned with labour force cost; proceeding from this basis she proposes to create prerequisites for a rise of wages minimum in the Republic of Tajikistan.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы определения стоимости рабочей силы в республике Таджикистан»

ББК 65.240 (2Т) УДК 33.5 (С53) А 95

М.А. АХМЕДОВА

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН

За годы независимости в Республике Таджикистан был осуществлен целый ряд реформ в сфере экономики. Однако этот процесс нельзя считать полностью завершенным. Все еще сохраняется необходимость реформирования отдельных отраслей экономики, что, естественно, сопровождается существенными изменениями в этих отраслях и, в частности, в социально-трудовой сфере, традиционно наиболее остро реагирующей на любые перемены.

Подобное положение вызвано тем, что старая система регулирования социально-трудовых отношений, не способная функционировать в условиях рыночной экономики, не может быть использована, а новая - все еще находится на стадии формирования. Отсутствие полноценного регулятора создает предпосылки для возникновения конфликтных ситуаций, в итоге оказывающих негативное воздействие уже не только на систему трудовых отношений, но и на социально-экономическое положение в стране в целом.

Снижение реальной заработной платы работающих членов семьи, существующая чрезмерная дифференциация в доходах различных домохозяйств и социальных групп населения, отсутствие социальной защиты нуждающихся - все это вместе усиливает воздействие негативных факторов и дестабилизирует социальную и экономическую ситуацию.

В связи с этим возникает необходимость научной разработки механизмов регулирования трудовых отношений, а также выработки рекомендаций по совершенствованию системы социально-трудовых отношений с учетом воздействия рыночных форм хозяйствования, что позволит снизить социальную напряженность и стабилизировать обстановку.

Здесь следует особо отметить тот факт, что система централизованного планирования, гарантировавшая высокий уровень занятости населения и обеспечивавшая получение стабильного, достаточного для достойного существования дохода, осталась в советском прошлом. Рыночная экономика предполагает определенное неравенство доходов. Задача государства при этом состоит в обеспечении условий для формирования достойного уровня жизни всех слоев населения. В Республике Таджикистан данный вопрос напрямую связан с решением проблемы занятости.

Если при плановой экономике вопрос занятости рассматривался в рамках процесса управления трудовыми ресурсами и в качестве основного регулятора применялись административные методы (в том числе набор рабочей силы, принудительное размещение работников по отраслям и т.д.), то становление рыночных отношений внесло изменения в отношение к труду, а вслед за этим изменилась и роль государства в процессе регулирования социально-трудовых отношений. В результате сегодня государство не оказывает прямого воздействия на занятость, но должно создавать условия для повышения эффективности производства и стимулирования производительности труда.

Подобное воздействие требует формирования своеобразной базы или механизма, от эффективности которого и будет зависеть эффективность государственного воздействия в целом. В первую очередь в указанном механизме следует выделить нормативно-правовую основу, особенно в сфере регулирования предпринимательской деятельности, охраны труда, защиты прав трудящихся и обеспечения их нужд, представления социальных гарантий.

Центральное место в механизме регулирования социально-трудовых отношений занимает проблема определения стоимости рабочей силы. Следует отметить, что данный вопрос привлекал самое пристальное внимание ученых-экономистов на всех этапах развития экономической науки. По оценкам ряда исследователей, с XVII века прослеживается системный характер изучения данной проблемы и начинают формулироваться определенные научные подходы и позиции отдельных ученых в этой области [8].

В частности, один из основоположников классической экономической теории В. Петти в качестве основного критерия стоимости рабочей силы выделил доход, созданный самим работником. В соответствии с его расчетами, ценность одного работника равна его двадцатикратному годовому доходу. При этом заслуживает внимания позиция В.Петти в отношении рабочей силы как основной части национального богатства [8].

Также проблема определения стоимости рабочей силы поднималась в разное время и в разных контекстах А. Смитом, Д. Рикардо, К. Марксом, Т. Шульцем, А. Маршаллом и многими другими экономистами, делавшими попытки не просто определить стоимость одного работника, но и то, что необходимо для организации его нормальной жизнедеятельности и повышения эффективности его труда.

Необходимо подчеркнуть, что, несмотря на имеющиеся существенные различия, основу теоретических подходов к проблеме оценки стоимости рабочей силы составляет принцип определения затрат на эту силу, прежде всего затрат на удовлетворение основных потребностей работника в пределах его дохода. Мы же придерживается того мнения, что затраты на воспроизводство рабочей силы в условиях рыночных отношений компенсируются за счет части дохода, сформированного за весь период трудовой деятельности работника.

Однако именно здесь и возникают главные противоречия при определении минимального уровня заработной платы государством, с одной стороны, и реальной оплатой труда предприятиями - с другой.

Для ликвидации подобных противоречий необходимо ответить на ряд практических вопросов. В первую очередь необходимо уточнить методические и методологические позиции определения минимальной заработной платы на уровне государства. Также следует учесть необходимость содержания хотя бы одного ребенка и затраты на содержание других возможных иждивенцев (инвалидов, пенсионеров) при расчете минимума. Особое внимание следует уделить определению гарантий пенсионного обеспечения непосредственно самого работника.

Для ответов на указанные вопросы требуется провести глубокий анализ поставленных проблем и определить их специфику, особенности в Республике Таджикистан (а также в отдельных регионах республики).

Проведенное нами исследование показывает, что традиционно работодатель при определении уровня заработной платы исходит из доходов предприятия, а источником обеспечения воспроизводства рабочей силы служат именно затраты работодателя на рабочую силу, включенные в конечную цену продукции.

Таким образом, если сегодня разногласия между учеными развитых стран по поводу состава и структуры затрат, а также способов расчета необходимого минимума в теоретическим плане практически ликвидированы, то практическому решению данного вопроса в плане реального обеспечения выплат необходимого минимума препятствует целый ряд трудностей. На постсоветском пространстве, в частности в Республике Таджикистан, теоретический аспект этих проблем все еще до конца не проработан и находится на стадии формирования системы критериев по определению затрат на рабочую силу.

Практическая сторона проблемы в Таджикистане связана также с изменениями в структуре социально-трудовых отношений, о чем уже говорилось выше. С появлением различных форм собственности изменилось и само отношение к институту собственности. Кроме того, эти изменения проявились в форме разделения всех рабочих на работающих по найму и на работающих не по найму. В числе работающих по найму Государственный комитет статистики Республики Таджикистан учитывает тех работников, которые работают на основании письменного или устного договора (контракта) с руководителем предприятия либо организации, имеющей любую указанную в законодательстве форму собственности и получают за свой труд определенное, заранее оговоренное вознаграждение. К работающим не по найму можно отнести все категории работников, обеспечивающих себя работой самостоятельно.

Происходящие после обретения Таджикистаном независимости изменения, безусловно, активизировали процессы реформирования механизмов регулирования социально-трудовых отношений. Однако ряд факторов препятствует завершению этого процесса до сих пор. Так, несмотря на то, что сегодня все основные принципы законодательного регулирования трудовых отношений (как в части представления свобод трудящимся, так и в части регулирования отношений работника и работодателя) закреплены в нормативно-правовых актах Республики Таджикистан, положение на рынке труда демонстрирует недостаточность принятых мер и необходимость дальнейших реформ.

Главной проблемой остается крайне низкая цена на труд, которая в идеале должна быть установлена в ходе свободной конкурентной борьбы между работодателями, что ввиду наличия большого количества свободных трудовых ресурсов не осуществляется в необходимой мере.

По данным официальной статистики, за десять лет, с 2001 по 2010 гг., трудовые ресурсы Республики Таджикистан увеличились на 592 тыс. человек. При этом сохраняются высокие темпы роста общей численности населения. В результате сегодня на одного работника приходится один нетрудоспособный, которого этот работник должен содержать.

В результате в социально-трудовой сфере республики возникают следующие проблемы, способные повлечь серьезные последствия для всей экономики и требующие неотложного решения:

- рост безработицы, прежде всего скрытой, что, помимо прочего, препятствует выявлению реальных масштабов проблемы;

- ввиду структурных сдвигов во всех отраслях экономики изменения в структуре спроса на рабочую силу (в том числе изменение требований к квалификации рабочих, отсутствие спроса на определенные профессии и т.д.);

- отсутствие возможностей изменения квалификации и, как итог, снижение мобильности и гибкости рабочих и т.д.

Данные факторы препятствуют развитию свободных конкурентных отношений. В результате в республике труд перестает быть главным источником улучшения уровня жизни, что приводит к росту преступности в экономической сфере. Традиционно уровень жизни населения определяется на основе денежных и совокупных доходов граждан. При этом размер заработной платы, определяемый на основе установленного государством минимума, составляет в большинстве стран мира большую часть доходов населения. Однако в Республике Таджикистан, несмотря на то, что размер минимальной заработной платы неоднократно пересматривался и повышался, он до сих пор остается ниже реально необходимых средств для нормального существования семей. Так, в 2012 году минимальная заработная плата была установлена в размере 200 сомони, что, безусловно, недостаточно даже для жизни самого работника без учета возможных иждивенцев [2].

Кроме того, необходимо отметить еще ряд фактов, позволяющих получить реальное представление об условиях оплаты труда в республике.

Во-первых, в некоторых отраслях народного хозяйства отмечается нарушение законодательства о минимальной заработной плате, так как работники получают заработную плату ниже установленного минимума. В частности, в Горно-Матчинском районе по итогам 2012 года средняя заработная плата работников сельскохозяйственной отрасли составляла 110,90 сомони [6].

Во-вторых, наблюдаются существенные диспропорции в оплате труда работников производственного сектора и бюджетной сферы. В отдельных случаях заработная плата работников указанных сфер отличается в 2-2,5 раза.

И наконец, заработная плата по республике не просто ниже прожиточного минимума, а ниже стоимости потребительской корзины продовольственных товаров.

Учитывая тот факт, что темпы роста цен на потребительские товары в республике превышают темпы роста заработной платы, покупательская способность реальной заработной платы в Таджикистане также значительно ниже.

Сложившаяся ситуация связана, во-первых, с тяжелым экономическим положением функционирования предприятий и организаций, имеющих крайне низкую конкурентоспособность (а часть их и вовсе находится на грани банкротства) и потому не способных предложить своим работникам достойную плату за труд.

Во-вторых, хотя на протяжении ряда лет в бюджете страны сохраняется профицит, его размеры не позволяют в необходимом объеме финансировать выплату заработной платы и различных пособий на установленном законодательством уровне, в то время как более 40% оплаты труда (в развитых странах 45%) должно финансироваться из средств государственного бюджета.

Практика многих государств демонстрирует необходимость установления заработной платы не ниже прожиточного минимума. При этом прожиточный минимум включает в себя не только потребительскую корзину продовольственных товаров, а учитывает, из чего в действительности складывается семейный бюджет в части расходов, то есть непродовольственные товары, а также различные формы услуг, приобретающих все большее распространение и спрос в современном обществе. Исходя из этого, в Республике Таджикистан во избежание нарастания социальных конфликтов и прорыва возникшего напряжения необходимо установить такую минимальную заработную плату, которая, по крайней мере, покрывала бы расходы на поддержание необходимого физиологического минимума. При этом в соответствии с принятыми Таджикистаном конвенциями Международной Организации Труда, при определении такого минимума в обязательном порядке следует учитывать необходимость содержания иждивенцев (детей, нетрудоспособных членов семьи). В государстве с социально ориентированной экономикой человек должен иметь возможность заботиться о своих родных и близких, не способных самостоятельно заработать на жизнь.

Исходя из этого, на наш взгляд, необходимо принять ряд мер, которые состоят в следующем:

- основываясь на анализе уровня и структуры бедности в республике, определить категории граждан, действительно нуждающихся в поддержке государства, чтобы избежать расхода ограниченных средств на людей, не испытывающих острой нужды в помощи;

- отталкиваясь от реального положения на рынке товаров в республике, рассчитать прожиточный минимум и установить способы его индексации в зависимости от роста цен;

- сформировать систему оказания адресной помощи нуждающимся.

Как отмечалось выше, Таджикистан ввиду его демографических особенностей является трудоизбыточным регионом. Учитывая сохраняющиеся темпы роста населения и высокий естественный прирост, данная проблема не будет решена в ближайшем будущем. Природно-географические особенности нашей республики определяют неравномерность распределения населения по ее территории. Эти

факторы неизменны, поэтому решение проблемы определения стоимости рабочей силы и оплаты труда должно быть найдено с учетом указанных факторов.

Таким образом, важнейшей задачей политики государства на рынке труда для эффективного содействия увеличению занятости населения, по нашему мнению, является определение необходимого размера оплаты труда и изыскание способов повышения минимальной заработной платы с целью достижения ее размера величины установленного прожиточного минимума. Это создаст условия для роста стоимости труда и увеличения доходов населения, послужит стимулом для качественного развития трудовых ресурсов Таджикистана.

Список использованной литературы:

1. Занятость и поведение домохозяйств: адаптация к условиям перехода к рыночной экономике в России / Институт сравн. исследований трудовых отношений; под ред. В. Кабалиной и С. Кларка. - М.: РОССПЭН. - 1999. - 309 с.

2. Кабутов М. Занятость населения трудоизбыточного региона в условиях становления рыночной экономики: монография. - Душанбе: Дониш, 1999.-135 с.

3. Капелюшников Р. Занятость в домашних хозяйствах населения // Вопросы экономики. -2005.-N7. —C. 99-120.

4. Послание Президента Республики Таджикистан Маджлиси Оли от 26 апреля 2013 года - Душанбе: Шарци озод, 2013.

5. Рынок труда и доходы населения /подред. H.A. Волгина -М.: Филин, 1999.-280 с.

6. Статистический сборник (официальное издание).-Душанбе: Госкомстат РТ, 2011.

7. Таджикистан: 20 лет государственной независимости/ Статистический сборник (официальное издание).- Душанбе: Госкомстат РТ, 2011.

8. Формирование рыночных механизмов возмещения затрат на производство рабочей силы в странах СНГ. Концепции и практика. //Координационное совещание руководителей научно-исследовательских организаций по труду государств -участников СНГ. - М.: НИИ труда, 1999. - 238 с.

Reference Literature

1. Engagement and Behavior of Domestic Households: Adaptation to the Conditions of Transition to Market Economy in Russia/ The Institute of comparative researches of labour relations. Under the editorship of V. Kebalina and S. Clark. - M.: ROSSPEN. -1999. -309pp.

2. Kabutov M. Engagement of the Population of Labour Surplus Region under the Conditions of Market Economy Formation: monograph. -Dushanbe: Donish. -135pp.

3. Kapeluyshikov R. Engagement of Population in Dometic Households // Issues of Economy. 2005. -#7. -pp. 99-120.

4. Message of Tajikistan Republic President to Majlisi Oli. April 26, 2013. - Dushanbe: Freedom of the Orient, 2013.

5. Labour Market and Population's Incomes / Under the editorchip of N.A. Volgin. - M.: Filin, 1999. -280 pp.

6. Statistical Collection (official edition) - Dushanbe: Goskomstat, 2011.

7. Tajikistan: 20 Years of State Independence // Statistical collection (official edition). -Dushanbe: RT Goskomstat, 2011.

8. Formation of Market Mechanisms of Reimbursement of Expenditures for Labour Force Production in CIS Countries. Conception and practice. // In the collection: Coordinated Conference-Meeting of the Leaders. - Organizations on labour of CIS states-participants. - M.: SRI, 1999. - 238pp.

Некоторые проблемы определения стоимости рабочей силы в Республике Таджикистан Ключевые слова: рынок труда, рабочая сила, ценность работника, семейная экономика, труд, рыночные отношения, заработная плата.

В статье отмечается, что за последнее десятилетие в Таджикистане произошли существенные изменения в экономической структуре рынка труда. В ней доказывается необходимость выработки механизмов регулирования минимального размера заработной платы в соответствии с установленным прожиточным минимумом.

Также автором предлагается вполне рациональная идея по увеличению стоимости труда и на этой основе - создание предпосылок для повышения минимального размера заработной платы в Республике Таджикистан.

Some Problems of Labour Force Cost Definition in Tajikistan Republic

Key words: labour market, labour force, valuability of a worker, family economy, labour, market relations, wages

In her article the author marks that for the last decade essential changes in the economic structure of Tajikistan, especially those concerning market, took place. She proves a necessity of elaboration of mechanisms in regard to wages minimum regulation in correspondence with established living standard.

The author moves quite an acceptable rational idea concerned with labour force cost; proceeding from this basis she proposes to create prerequisites for a rise of wages minimum in the Republic of Tajikistan.

Сведения об авторе:

Ахмедова Мукаддасхон Абдухамидовна, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры менеджмента Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики (Республика Таджикистан, г. Худжанд), e-mail: [email protected]

Information about the author:

Akhmedova Mukaddashon Abduhamidovna, candidate of Economic Sciences, department of management under the of Tajik State University of Law, Business and Politics. (Tajikistan, Khujand), e-mail: Akhmedova-mukaddas@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.