Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 5 (296).
Право. Вып. 35. С. 48-51.
Н. И. Куленко
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАСЛЕДОВАНИЯ В РОССИЙСКОМ ПРАВЕ
Рассматриваются основополагающие принципы и отличительные черты российского наследственного права. Обращается внимание на некоторые проблемы в регулировании наследственных правоотношений, в частности касающихся правил наследования обязательными наследниками.
Ключевые слова: наследственное право, наследство, наследодатель, обязательные наследники.
Переход российской экономики на рыночные отношения повлек значительные изменения в законодательстве, которые не могли не затронуть институт права собственности. Следовательно, изменения коснулись и института наследования как непосредственно связанного с правом собственности. Эти два института взаимосвязаны, так как, во-первых, наследование дает возможность собственнику распорядиться своим имуществом, а во-вторых, является одним из способов возникновения права собственности.
Наследственное право является подотраслью гражданского права и регулируется соответствующим разделом Гражданского кодекса РФ (ГК РФ). Так, в ст. 5 Федерального закона «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» законодатель называет отношения, возникающие после введения в действие разд. V «Наследственное право» ч. 3 ГК РФ, гражданскими правоотношениями1.
Наследственное право России построено на общих положениях современного гражданского права. Оно связано с институтами прав личности и права собственности, призвано способствовать поддержанию стабильности в обществе, деловой активности, сохранению семейных устоев.
Наследственное право базируется на сочетании двух основополагающих принципов:
1) принципа свободы наследования;
2) принципа охраны интересов семьи и обязательных наследников.
Они «пронизывают» все наследственное право, на их основе происходит построение норм указанного института.
Принцип свободы наследования заключается в том, что собственник имеет право по своему усмотрению распорядиться принадлежащим ему имуществом на случай смерти, то есть завещать его. Завещатель может распределить
наследственное имущество между наследниками либо лишить наследства некоторых или всех наследников. Наследодатель может также не делать завещания вообще, и тогда оставшееся в наследство имущество будет распределено между наследниками по закону.
Наследники также вправе выбрать — принять наследство или отказаться от него. Однако данная свобода не является абсолютной. Свобода наследования, как и некоторые другие права и свободы, может быть ограничена законодательством, но только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).
Второй принцип — принцип охраны интересов семьи и обязательных наследников — как раз и является проявлением ограничения конституционного права наследования, необходимого в целях защиты прав и законных интересов членов семьи наследодателя. В соответствии с этим принципом даже при наличии наследников по завещанию так называемые «обязательные» наследники будут наследовать определенную долю наследства независимо от содержания завещания.
Наследование по ныне действующему ГК РФ характеризуется следующими чертами, отличающими его от наследственного права советского периода:
1) оно не имеет какой-либо политической или идеологической направленности;
2) декларирует юридический приоритет завещания и предоставляет реальные гарантии обеспечения его свободы;
3) способствует сохранению семейных устоев, укреплению родственных связей (о чем свидетельствует значительное увеличение очередей наследников по закону вплоть до отчима, мачехи, пасынка, падчерицы и иждивенцев, проживавших с наследодателем).
В п. 1 ст. 1110 ГК РФ дано легальное определение наследования. Предпринята попытка отразить присущие наследованию наиболее характерные черты. Наследование относится к числу производных способов приобретения прав и обязанностей, поскольку основано на правопреемстве. При наследовании имеет место переход прав и обязанностей умершего лица, которые принадлежали ему при жизни, к другим лицам.
Правовое регулирование отношений по наследованию имущества, подобно регулированию отношений собственности, носит комплексный, межотраслевой характер. Оно состоит, во-первых, в установлении с помощью конституционных и гражданско-правовых норм самой возможности наследовать и завещать имущество. Во-вторых, нормами гражданского права определяются правомочия граждан по распоряжению своим имуществом на случай смерти и границы их свободного усмотрения. В-третьих, сюда относятся и правовые способы защиты наследственных прав граждан от посягательств со стороны третьих лиц. В эту группу входят нормы гражданского и уголовного права о защите отношений по наследованию имущества2.
В Российской Федерации право наследования гарантируется Конституцией РФ (ст. 35), что свидетельствует о важности данного института для государства и общества.
До недавнего времени законодательство, которое регулировало наследственные правоотношения, было рассчитано на существовавшие в момент его принятия экономические условия, которые характеризовались преобладающей ролью социалистической собственности, в первую очередь государственной, ограничением личной собственности граждан.
Положения, действовавшие в данной сфере, в определенной мере устарели, но в целом, как отмечают отдельные исследователи, это весьма сложившаяся консервативная подотрасль гражданского права. Многое там устоялось и в больших изменениях просто не нуждается3.
Тем не менее, «люди стали обладать значительным количеством имущественных прав. На момент принятия части 3-й ГК круг имущества и имущественных прав, передаваемых по наследству, был существенно уже. Это были
квартиры, земельные участки, машины и места в гаражных кооперативах, т. е. почти то же, что в советские времена. Но сейчас уже немножко другое имущество и другие имущественные права. И поэтому интерес к тому, как это будет переходить, в общем-то, очень большой»4.
Совершенно естественно, что оставаться безразличными к судьбе своего имущества на случай смерти граждане не могут и не должны. «Передача из поколения в поколение имущества было и есть фактом не только общественного бытия, но и общественного сознания. Чем разумнее и четче урегулированы вопросы, возникающие из наследственных правоотношений, тем уверенней чувствует себя современный гражданин»5. Нормы права, регулировавшие наследственные правоотношения в советский период, не отражали всех реалий экономической жизни страны. И в законодательстве наряду с сохранившимися ранее действовавшими положениями появились принципиально новые нормы.
В ГК РФ нормы о завещании поставлены на первое место и сказано, что наследование по закону имеет место постольку, поскольку оно не изменено завещанием. Это положение существовало и ранее, но в ГК РФ расставлен ряд акцентов, увеличивших значение завеща-ния6.
С этим трудно не согласиться, поскольку завещанию теперь придается куда большее значение, чем раньше. Российское законодательство восприняло наиболее правильную норму о том, что человек волен не только свободно распоряжаться своим имуществом при жизни, но и распорядиться им на случай смерти. Нормы ГК РФ направлены на то, чтобы как можно больше людей составляли завещание, выражая свою волю относительно своего имущества, для того чтобы обеспечить близких людей и предотвратить возможные споры по поводу наследства.
Для того чтобы стимулировать граждан выражать свою волю в отношении наследства в завещании, законодатель внес некоторые существенные изменения в ГК РФ, сделав составление завещания более свободным. Идеология третьей части ГК РФ заключается в том, чтобы мягко, без каких-либо радикальных перемен усилить институт частной собственности. В связи с увеличением количества очередей
наследников по закону государство становится наследником лишь по воле наследодателя либо в случае признания наследства выморочным.
Отношения собственности в настоящее время приобрели решающее значение, и возможность распорядиться своим имуществом, как при жизни, так и на случай смерти, имеет большое значение, что и находит свое выражение, в том числе и в нормах гражданского законодательства. В целом можно отметить, что наследственное право максимально приближено к тем требованиям, которые ставит рыночная экономика. Тем не менее некоторые исследователи считают, что наследственное право России в недостаточной мере отвечает идеям охраны интересов семьи и справедливого частного обеспечения определенных лиц за счет наследственного имущества7. К примеру, Т. Д. Чепига считает актуальной проблему расширения по социальным признакам круга обязательных наследников и круга скользящей очереди наследников по закону.
Подобную точку зрения о включении в круг обязательных наследников по закону нетрудоспособных и несовершеннолетних внуков (правнуков) завещателя в случае их призвания к наследованию по закону по праву представления следует поддержать. Данная категория граждан нуждается не только в особом внимании, помощи и защите государства, но и в материальной поддержке, которая может быть выражена в виде получения доли в имуществе наследодателя.
Несправедливым считает автор и исключение из круга обязательных наследников нетрудоспособных лиц, находившихся на иждивении наследодателя не менее одного года до его смерти, которые, не будучи родственниками, не проживали совместно с ним8.
По мнению Т. Д. Чепиги, «нельзя оставить без материальной поддержки за счет наследства нетрудоспособных лиц, не имеющих легитимных оснований родства или брака с наследодателем, но получавших от него постоянное и основное материальное содержание и оказавшихся без средств для жизни. Признание наследственных прав таких лиц отвечает нравственным требованиям и началам справедливого распределения наследства и устраняет неравенство нетрудоспособных иждивенцев в отношениях насле-
дования. Обеспечительная функция наследования не должна дифференцироваться в зависимости от факта их родства либо совместного или раздельного проживания с наследодателем. Положение нетрудоспособных иждивенцев наследодателя в случае открытия наследства одинаково, оно не зависит от места проживания и наличия или отсутствия родства с ним. Они лишаются иждивения, которое получали при жизни наследодателя. Без определяющего признака иждивенчества ни факт родства, ни факт совместного проживания сами по себе не дают права ни на обязательную долю в наследстве, ни на скользящую очередь наследования по закону. Существо отношений иждивения требует предоставления нетрудоспособным иждивенцам наследодателя равных условий наследования: продолжительность оказанного содержания составляла не менее года до смерти наследодателя»9.
Данная точка зрения не бесспорна.
Надо полагать, что законодатель, вводя дополнительные основания наследования для иждивенцев, не входящих в круг наследников по закону, имел в виду, что эта категория иждивенцев не связана родственными отношениями с наследодателем, который предоставил, по сути, чужому человеку свой дом (квартиру) для проживания, выполнив тем самым определенную социальную функцию. Ведь наличие у иждивенцев указанной категории собственного жилья предполагает возможность получения доходов от его использования (например, от сдачи внаем). Следовательно, этот человек в случае смерти наследодателя, предоставлявшего ему при жизни определенное материальное содержание, сможет получать какой-то доход от использования своего жилого помещения.
Иждивенцы же, входящие в круг наследников по закону,— это родственники. Вряд ли можно оспаривать тот факт, что любой человек хочет быть уверенным, что имущество после его смерти получат самые родные и близкие люди. Институт обязательной доли в российском наследственном праве призван охранять в первую очередь имущественные интересы членов семьи, регулировать обязанности собственника как члена семьи и его права по распоряжению наследственным имуществом10.
Примечания
1 Федеральный закон от 26 ноября 2001 г. N° 147-ФЗ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» // Собр. законодательства РФ. 2001. 3 дек. Ст. 4553.
2Храмцов, К. Обеспечение свободы завещания наследодателя // Рос. юстиция. 1998. № 11. С. 14.
3 Интервью с Е. А. Сухановым, доктором юридических наук, профессором, зав. кафедрой гражданского права, деканом юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова // Законодательство. 2001. Авг. № 8. С. 17.
4 Интервью председателя судебного состава коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ В. Горшкова // Рос. газ. (Неделя). 2012. 14 июня.
5 Там же.
6 Интервью с Е. А. Сухановым... С. 18.
7 Чепига, Т. Д. Идеология и проблемы реформы наследственного права России [Электронный ресурс] // Сто наследственных секретов от Алексея Грибова : сайт. иЯЬ: Шр://па8^81уо-пп.Ъ^8ро1 ги/2011_0 9_01_агсЫуе. Ыш1
8 Там же.
9 Там же.
10 Жаботинский, М. В. Обязательная доля при наследовании имущества: российский и зарубежный опыт // Бюл. нотариал. практики. М. : Юрист, 2006, № 6. С. 20-21.