УДК 343.98
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ КРИМИНАЛИСТИКИ В СВЕТЕ СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ
Н.П. Яблоков
Обозначены актуальные направления криминалистических исследований в современных условиях. Выявлены недостатки в организации научных исследований в криминалистике
Ключевые слова: криминалистика, проблемы криминалистики, научные исследования в криминалистике, информационные технологии криминалистики, криминалистическое мышление.
Глобальные перемены, происходящие в настоящее время во многих сферах жизни общества любого государства, в том числе России и Украины, затронули и области многих отраслей права, науку вообще и юридические науки, в частности, и юридическое образование. Эти перемены потребовали от учёных-криминалистов и особенно учётных высших юридических заведений более четкого и целенаправленного определения направлений научных исследований, результаты которых решали бы наиболее значимые и актуальные для сегодняшнего времени задачи, стоящие перед криминалистикой. В частности, задачи не только обновления и совершенствования криминалистического арсенала технических средств, тактико-методических приемов, информационно-технологических средств ведения расследования и иной криминалистической деятельности (в том числе и экспертной), но и показа возможности их успешного использования не только в сфере уголовного судопроизводства, но и в иных видах судопроизводства и правоприменения. Вместе с тем результаты этих исследований должны обеспечивать подготовку юридических кадров, особенно криминалистического профиля на должном современном уровне.
Нельзя не сказать, что криминалисты наших стран не были озабочены определением того, в каких направлениях в свете происходящих в обществе перемен целесообразнее вести криминалистические исследования, позволяющие решать указанные выше задачи. В этом плане особенно большие задачи встали перед вузовской криминалистической наукой. При этом исследования вузовских ученых должны способствовать не только развитию и совершенствованию криминалистики, как науки, ее методологического арсенала, но и криминалистики как учебной дисциплины. И главное -обеспечить подготовку специалистов криминалистического профиля на уровне современных требований к ним.
В настоящее время в качестве текущего направления криминалистических исследований определенно не только дальнейшее совершенствование технических и тактико-методологических средств и информационных технологий криминалистики, расширяющих возможности их
применения не только в сфере уголовного судопроизводства, но и в других видах правоприменительной деятельности.
Вне всякого сомнения, созданный за длительное время существования криминалистики постоянно совершенствующийся на основе современных данных разных наук арсенал ее специфических средств, приемов и технологий, как показывает практика, может с успехом использоваться в иных видах юридической деятельности. И активная демонстрация этих возможностей перед юридической общественностью на разных уровнях будет способствовать совершенствованию информационных технологий правоприменения любого вида.
И вместе с тем деятельность криминалистов в этом направлении будет способствовать повышению значимости криминалистики как науки и учебной дисциплины в ряду других обязательных базовых юридических наук, лежащих в основе юридического образования.
Однако это важное современное актуальное направление криминалистических исследований, начатое еще несколько лет тому назад некоторыми учеными кафедры криминалистики юридического факультета МГУ, пока еще не стало основным в деятельности этого какого-то другого большого творческого коллектива. До сих пор исследования по данному вопросу ведутся разрозненно, бессистемно, без четко продуманного плана. И поэтому отдельные такие исследования часто касаются одних и тех же аспектов данной темы и не развивают ее. Для исследования всех аспектов данного направления исследований необходимо, чтобы они осуществлялись в рамках большого научного коллектива по единому продуманному плану. Но такая практика еще не получила должного распространения по организационным и иным причинам. В результате исследования важных научных проблем, осуществляемых вне рамок большого научного коллектива, чаще всего не дают в полной мере ожидаемого результата. И это один из серьезных недостатков в организации научных исследований в криминалистике, свидетельствующий о том, что наша научная криминалистическая общественность не в полной мере учитывает дух теперешнего времени. А одним из важных требований к научным исследованиям является проведение важных научных исследований для получения запланированных результатов только в составе больших научных коллективов и при должном едином руководстве. Криминалистика естественно не может стоять в стороне от этого требования. Такие коллективы, представляется, могут создаваться по инициативе одних или нескольких кафедр криминалистики юридических вузов, одного или нескольких научно -исследовательских институтов.
Еще одной проблемой современных криминалистических исследований стало отсутствие в них должного внимании к одному из важнейших аспектов криминалистической деятельности, которому еще Ганс Гросс, а затем и его последователи (А.Рейс, Э.Анушат) придавали огромное значение, а именно -каким обязан быть следователь, какими знаниями и мышлением должен обладать, чтобы он мог успешно раскрывать и расследовать преступления. По
убеждению Г. Гросса, следователь, прежде всего, должен обладать самыми обширными юридическими знаниями наук не только криминальных, но цивилистического и иного цикла, умением применять эти данные в своей деятельности. Он должен быть принципиальным, знать уловки преступников, разбираться в особенностях тех видов человеческой деятельности, при которых совершаются преступления. В своем мышлении следователь должен умело пользоваться приемами логики, психологии, и применять чувственнорациональные приемы познания.
Именно обладание следователем всеми этими качествами и умелое владение ими в своей деятельности в процессе расследования помогает не только провести расследование целеустремленно, последовательно и планомерно, избегать в своей деятельности мыслительных и иных ошибок, но и тщательно контролировать свои взгляды и действия, беспрерывно проверять и отбрасывать все то, что хотя бы самым отдаленным образом имело характер преувеличения. В целом же Г. Гросс считал, что «труд следователя не есть искусство, но есть искусная деятельность, состоящая из ряда отдельных действий и приемов, которые нужно знать, а для этого предварительно их изучить - для изучения же требуется школа» [1]. Эта школа естественно должна владеть не только арсеналом научно продуманных и практически проверенных соответствующих необходимых следователям мыслительных приемов, но и комплексом способов обучения ими следователей.
Эрих Анушат, считая развитие мыслительных приёмов у следователей первостепенной задачей криминалистики, также придавал, в частности, большое значение умению следователей пользоваться законами логики и считал деятельность следователя по расследованию владеющего этими знаниями своеобразным искусством, и именно криминалистическим искусством умозаключений.
А.Рейс, блестящий популяризатор идей Ганса Гросса также большое значение уделял вопросу о том, какими знаниями и какими умениями применения методов естественных и технических наук должны владеть следователи. Эти необходимые для следователя знания были раскрыты в работе отечественного криминалиста дореволюционной эпохи С.Н.Трегубова [2, С. 13], который был слушателем курсов для криминалистов, проводимых А.Рейссом.
Среди отечественных криминалистов советской эпохи вопросам особенностей мыслительной деятельности следователей серьезное внимание уделяли такие ученые, как И.Н. Якимов, С.М. Потапов, В.И. Громов, А.А. Эйсман, А.И. Винберг, И.Ф. Крылов, А.Н. Колесниченко, И.М. Лузгин, Г.А. Зорин и др.
Однако, пожалуй, наибольшее и, к тому же, особое целенаправленное внимание этому вопросу уделял Р.С. Белкин. Он понимал, что без овладения следователем всеми основными приемами мыслительной деятельности в процессе расследования успешно раскрывать преступления будет очень сложно. При этом, что очень ценно, свои суждения о том, что и как целесообразно применять из числа мыслительных приемов и методов в
следственной деятельности, он чаще всего излагал в весьма доступной и популярной форме.
Одной из таких была его книга «Ведется следствие», в которой он особенно ярко выразил свои суждения по поводу сущности профессионального мастерства следователей. В ней он и высказал свое мнение о криминалистике как науке, без знания рекомендаций которой невозможно успешное раскрытие преступлений «Наука эта ещё сравнительного молода, но её молодость отмечена печатью зрелости, печатью большого и сложного пути - от эмпирических поисков научных методов борьбы с преступностью, от новых попыток изобрести такую универсальную отмычку, позволяющую без труда раскрыть тайну преступления, его развития, систему научного знания, без которого не мыслится борьба с преступностью [1, С.3].
Он как указанные ученые, стоящие у истоков науки криминалистики, затронул вопрос о том, криминалистика наука или искусство. При этом на основе большого багажа своих криминалистических знаний Р.С. Белкин посчитал, что «не боясь патетики можно сказать: криминалистика - наука, а ее применение на практике - профессиональное мастерство, своеобразное искусство, которое должен выявлять каждый следователь, каждый оперативный работник милиции, если он не унылый ремесленник, а подлинный мастер своего дела» [1, С.18].
Вместе с тем в ней было рассмотрено и большое число различного ряда вопросов, касающихся приемов использования при расследовании приемов классической и математической логики, психологии, методов рефлексии, способов использования доказательств, содержащихся в казуальных доказательственных рядах и др.
Однако, несмотря на более чем сто лет, прошедших с того времени, когда Ганс Гросс и его последователи, настоятельно указывали, что без должной мыслительной подготовки следователи не смогут быть профессиональными в следственной деятельности и на 37 лет со времени выхода указанной работы Р.С. Белкина многие необходимые мыслительные приемы, рекомендованные указанными учеными-следователями, фактически не применяются. Не сложилось у нас и той школы, о необходимости которой писал Ганс Гросс, считая, что без обучения в ней следователей должной мыслительной деятельности их профессиональная деятельность не может быть высокой. Это подчеркивал и Р.С. Белкин. И современная следственная практика, к сожалению, оправдывает данные опасения указанных учёных. В настоящее время формирование навыков такого мышления у следователей может зиждиться не только на использовании методов логики, психологии и чувственно-научными методами, которые рекомендовал Ганс Гросс и Э. Анушат, но и на использовании приемов математической логики, приемов теории игр, теории рефлексивных игр, методов эвристики, информационного моделирования, фактологического анализа и др. Однако для того, чтобы следователи действительно стали обладателями, по крайней мере, большинства этих мыслительных приемов и их мышление было в полном смысле
специфическим криминалистическим мышлением, необходимо чтобы вопросы осмысления и выделения содержания мыслительной деятельности современных следователей и дидактической практики обучения ими стали одним из важных направлений криминалистических исследований. Это особенно необходимо в условиях развития организованной преступной деятельности, более высокого уровня ее криминального профессионализма, изощренности в действиях сокрытия следов. Без освоения следователем должного криминалистического мышления далеко не всегда можно раскрыть сложные преступления.
Чтобы в криминалистике на базе всех современных методов и других научно-методических данных могли быть систематизированы основы криминалистического мышления и могли быть рекомендованы для усвоения и развития выпускниками юридических вузов, выбравших криминалистическую специализацию, представляется, необходимо следующее:
- разработать цельную теоретическую концепцию криминалистического мышления как своеобразную криминалистическую теорию такого мышления. В нем должна быть раскрыта информационная сущность, заключение и научные основы этого мышления у следователей для решения не только криминалистических, но и иных юридических задач. Разработка такой теории возможна лишь с большим коллективом из числа не только ученых-криминалистов, но и философов, психологов, математиков и др.;
- на основе указанной теории разработать дидактические приемы доведения до студентов знаний сути, особенностей и значения криминалистического мышления для их будущей юридической деятельности особенно в сфере уголовного судопроизводства, но главное и научить пользоваться его приемами в объеме, необходимом для следственной деятельности. В данном случае это и будет та школа обучения, о необходимости которой писал Ганс Гросс.
Список литературы
1. Белкин Р.С. Ведётся следствие. М. 1976
2. Ганс Гросс. Руководство для судебных следователей как система криминалистики. М. 2000.
Н.П. Яблоков, Doctor. jurid. Science, профессор, профессор кафедры криминалистики, заслуженный деятель науки РФ, заслуженный юрист РФ. Тел. (495)316-43-20, E-mail: [email protected] (Россия, Москва, Московский государственный Университет им М. В. Ломоносова)
SOME PROBLEMS IN THE LIGHT OF CRIMINALISTICS TODAY
N.P. Yablokov
Identified current trends in forensic investigations at present. Identified shortcomings in the organization of scientific research in criminology
Keywords: criminalistics, forensic issues, research in forensic science, information technology, criminology, criminological thinking
N.P.Yablokov, Professor of Criminology at Moscow State Lomonosov University, Doctor of Law, Professor, Honored Worker of Science, Honored Lawyer of the Russian Federation.