Вестник Томского государственного университета. 2022. № 485. С. 240-244 Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 2022. 485. рр. 240-244
Научная статья УДК 349
аог 10.17223/15617793/485/27
Некоторые проблемы использования сетевой формы реализации образовательных программ в образовательных организациях
высшего образования
Инна Анатольевна Котляр1 1 Национальный исследовпательский Томский государственный университет, Томск, Россия, [email protected]
Аннотация. Рассматриваются проблемные вопросы, возникающие в связи с реализацией образовательных программ в сетевой форме. Раскрываются преимущества и недостатки использования сетевых программ в практической деятельности образовательных организаций высшего образования. Анализируются пробелы в действующем законодательстве, регулирующем данную сферу отношений, и выносится ряд предложений по его совершенствованию.
Ключевые слова: образование, сетевая форма реализации образовательных программ, сетевое взаимодействие, образовательная деятельность, образовательные организации высшего образования
Для цитирования: Котляр И.А. Некоторые проблемы использования сетевой формы реализации образовательных программ в образовательных организациях высшего образования // Вестник Томского государственного университета. 2022. № 485. С. 240-244. аог 10.17223/15617793/485/27
Original article
doi: 10.17223/15617793/485/27
Some problems of using the network form of educational programs' implementation in
educational institutions of higher education
Inna A. Kotlyar1
1 National Research Tomsk State University, Tomsk, Russian Federation, [email protected]
Abstract. Currently, to improve the quality of training of students, educational institutions of higher education use a network form of educational programs' implementation. The use of the considered form by universities in practical activities led to the emergence of new problems and issues related to the process of educational activities within the framework of network interaction. This study aims to examine the existing problems in the legal regulation of network forms of educational programs' implementation and propose ways to solve them in order to create advanced educational programs that allow training highly professional specialists through the use of the resources of several organizations. To reach this aim, the author analyzed the advantages and disadvantages of using a network form of education. On the one hand, there are numerous administrative barriers that prevent the use of a network form of educational programs; on the other hand, various practices of a successful implementation of network programs in universities are cited as an example. Particular attention is paid to the impact of the use of educational programs by universities in a network form on the development of regions. The author examines issues related to the licensing of educational activities of implemented network programs. The absence of a license to carry out educational activities by a participant organization that is a subject of economic activity does not allow it to implement part of the network program, share the skills and experience in the competence being mastered with students, but determines their participation in network training only through the provision of resources. As a way out of this situation, the author proposes to consider the possibility of implementing part of the network program without a license and make appropriate changes to the legislation. The author also touches upon problems in the field of international cooperation, considers the question of whether a foreign educational organization can be a basic organization, correlates these concepts with each other, emphasizes the need to integrate Russian higher education into the international educational space in terms of using online forms of implementing educational programs. The author also dwells on the problem of using state property in the implementation of network programs. She notes that, for the effective introduction of network programs into the activities of educational organizations, special attention should be paid to the issues of free use of property, to a detailed elaboration of the procedure for its use in regulatory legal acts. The study uses general scientific methods of cognition: a comparative legal method, methods of deduction, induction, analysis and synthesis. The result of the work is proposals for improving the current legislation regulating the issues of the network form of implementation of educational programs.
© Котляр И.А., 2022
Keywords: education, network form of implementation of educational programs, networking, educational activities, educational organizations of higher education
For citation: Kotlyar, I.A. (2022) Some problems of using the network form of educational programs' implementation in educational institutions of higher education. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta -Tomsk State University Journal. 485. pp. 240-244. (In Russian). doi: 10.17223/15617793/485/27
Сетевая форма реализации образовательных программ в образовательных организациях высшего образования всё чаще используется в образовательном процессе, что позволяет повысить качество подготовки обучающихся за счет использования ресурсов нескольких организаций, применяя различные уровни теоретической, научно-исследовательской базы и практической подготовки.
Сетевая форма реализации образовательных программ предполагает возможность объединения ресурсов как нескольких образовательных организаций, включая иностранные, так и образовательной и иной организации. Сетевая образовательная программа при этом может включать в себя части, предусмотренные образовательными программами различных видов, уровней и (или) направленностей.
Использование сетевой формы имеет множество преимуществ. В частности, сетевое взаимодействие позволяет предоставлять доступ обучающимся к современной научно-исследовательской базе, инновационным разработкам, актуальным методикам, имеющимся у различных организаций, участвующих в реализации образовательной программы. Как указывает П.В. Сысоев, «привлечение к образовательному процессу ресурсов не одной, а двух или нескольких организаций значительно расширяет спектр возможностей дидактического плана» [1. С. 149]. Внедрение новых образовательных технологий в рамках сетевых форм реализации образовательных программ положительно влияет на качество образования, государство, в свою очередь, способствует развитию таких форм взаимодействия.
Так, Президент России Владимир Путин по итогам заседания наблюдательного совета АНО «Россия -страна возможностей», состоявшегося 26 марта 2021 г., поручил Минобрнауки РФ расширить практику реализации университетами образовательных программ в сетевой форме [2]. В поручении отмечено, что подобная форма позволит обучающимся получить высшее образование по специальностям и направлениям подготовки, которые соответствуют приоритетным направлениям научно-технологического развития России.
Минобрнауки России по поручению Президента РФ утвердило план мероприятий по расширению образовательных программ в сетевой форме. Как указывает министерство, на данный момент реализуется 16 программ, по которым обучается 330 человек, включая 108 студентов, поступивших в 2021 г. [3].
Кроме того, развитие сетевых образовательных программ позволяет решить проблему востребованности в регионах определенных профессий. В качестве примера можно привести Томскую область, где реализуются междисциплинарные программы на сты-
ке образования и науки для подготовки высококлассных специалистов по новым направлениям подготовки, которые не могут быть реализованы университетом самостоятельно. К числу таких программ можно отнести программы в области ядерной медицины, реализуемой совместно ТПУ, СибГМУ, ТНИМЦ РАН; биомедицинской инженерии, реализуемой СибГМУ и ТПУ; технологии космического материаловедения, реализуемой ТПУ и ИФПМ СО РАН.
Особенностью здесь является реализация сетевых программ в рамках одного города, когда обучающийся не только получает уникальную специальность, но и максимальный доступ к лучшим образовательным, научным и инфраструктурным ресурсам, а преподаватели могут повышать уровень своих знаний. Так, на территории Томской области реализуется дополнительная профессиональная программа «Организационно-методические и педагогические решения ключевых задач и проектов программы развития университета (Сетевая программа Большого университета Томска)», в соответствии с которой сотрудники университетов Томска повышают свою квалификацию в рамках межвузовского взаимодействия.
Однако, несмотря на множество положительных факторов от использования образовательных программ в сетевой форме, в процессе их реализации образовательные организации высшего образования сталкиваются с определенными проблемами, которые требуют дополнительного нормативного регулирования.
Основные положения, касающиеся сетевой формы обучения, закреплены в статье 15 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ «Об образовании в РФ») [4]. Более подробно правила организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ изложены в приказе Минобрнауки России № 882, Минпросвещения России № 391 от 05.08.2020 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ» (далее - Приказ № 882/391) [5].
В соответствии с установленным порядком осуществлять образовательную деятельность вправе только образовательные организации, обладающие соответствующей лицензией. При этом организации, обладающие ресурсами, не реализуют сетевую образовательную программу, так как не осуществляют образовательную деятельность, они предоставляют другим сторонам договора о сетевой форме ресурсы, необходимые для реализации сетевой образовательной программы.
Но в практической деятельности образовательные организации высшего образования сталкиваются с ситуациями, когда предприятие - сторона договора о
сетевой форме, готово обучить студентов, слушателей соответствующими навыками в осваиваемой компетенции, обеспечить их практической подготовкой, умением использовать специализированное оборудование. Тем не менее, учитывая отсутствие лицензии на осуществление образовательной деятельности, такие предприятия вправе участвовать в сетевом взаимодействии с вузами только предоставлением своих ресурсов.
В этой связи Президент России по итогам встречи с учащимися вузов по случаю Дня российского студенчества поручил Правительству РФ принять меры по устранению административных барьеров, препятствующих использованию сетевой формы реализации образовательных программ, предусмотрев в том числе возможность участия в сетевой форме реализации образовательной программы организаций, не имеющих лицензии на осуществление образовательной деятельности, но обладающих необходимыми ресурсами и опытом осуществления экономической деятельности соответствующей направленности [6].
В целях исключения ограничений, препятствующих развитию междисциплинарных образовательных программ, приказом Минобрнауки России № 150, Минпросвещения России № 89 от 21.02.2022 «О внесении изменений в приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. № 882/391 "Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ"» были исключены положения, упоминающие о лицензировании образовательной деятельности организации-участника [7]. В частности, из Приказа № 882/391 был исключен пункт, устанавливающий, что образовательная организация-участник реализует часть сетевой образовательной программы на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности по соответствующему виду образования, по уровню образования, по профессии, специальности, направлению подготовки, по подвиду дополнительного образования, к которым относится соответствующая часть сетевой образовательной программы.
Несмотря на внесенные изменения в Приказ № 882/391, с учетом положения, закрепленного в ст. 91 ФЗ «Об образовании в РФ», где установлено, что образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности, в настоящее время организации-участники не вправе участвовать в образовательной деятельности без лицензии.
В этой связи представляется необходимым внести изменения в ФЗ «Об образовании в РФ», касающиеся возможности участия таких организаций в реализации части сетевой программы, без лицензии. Это станет существенным шагом на пути самостоятельного регулирования условий реализации образовательной программы в сетевой форме, позволит расширить осваиваемые компетенции с учетом технологий, используемых в реальном секторе экономике.
Следующая проблема, с которой сталкиваются образовательные организации высшего образования в процессе реализации сетевых программ, касается международного сотрудничества.
Исходя из определения, установленного в п. 4 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ, утвержденного Приказом № 882/391, можно сделать вывод, что под базовой организацией понимается организация, в которую обучающийся принят на обучение в соответствии с нормами российского законодательства об образовании, и которая осуществляет образовательную деятельность на территории РФ на основании соответствующей лицензии.
В отличие от базовой организации, иностранная образовательная организация создается на территории иностранного государства, там же осуществляет свою деятельность. В соответствии со ст. 1202 ГК РФ личным законом юридического лица считается право страны, где оно учреждено. Следовательно, иностранная образовательная организация осуществляет свою деятельность в соответствии с законом своей страны.
Таким образом, исходя из системного толкования норм образовательного и гражданского права, можно сделать вывод, что иностранная образовательная организация может выступать только в качестве организации-участника, базовой организацией она быть не может.
При реализации образовательных программ в сетевой форме такая ситуация приводит к сложностям в договорных отношениях с иностранными партнерами. Законодательство многих зарубежных стран не разделяет образовательные организации на «базовую» и «организацию-участник», в связи с чем зачастую сложно включить в договоры соответствующие формулировки из-за различий в правовых терминах. Закономерно в таком случае встает вопрос о зачислении обучающихся в иностранную образовательную организацию. Согласно российскому законодательству обучающиеся сначала должны быть зачислены в российскую базовую образовательную организацию и затем путем перевода - в образовательную организацию-участник. Такое положение часто не устраивает зарубежные вузы, так как они сразу зачисляют студентов в свою организацию, что противоречит нормам Приказа № 882/391. В этой связи является необходимым закрепить в указанном подзаконном нормативном акте особенности реализации образовательных программ совместно с иностранными организациями с целью имплементации их деятельности в российском образовательном пространстве для дальнейшего эффективного сотрудничества с зарубежными партнерами.
В процессе реализации программ с иностранным участием возникают также вопросы их финансового обеспечения. С одной стороны, законодательством установлен запрет организации-участнику взимать плату с обучающихся за реализацию части сетевой образовательной программы, предоставление ресур-
сов для ее реализации. С другой стороны, затраты зарубежного вуза на реализацию части сетевой образовательной программы должны быть возмещены базовой организации. Закрепленный в Приказе № 882/391 механизм возмещения затрат разработан для российских образовательных организаций без учета специфики реализации программ с иностранным участием. В рассматриваемой ситуации возникает проблема в формировании и обосновании стоимости реализации части программы зарубежным партнером и, соответственно, оплаты российским вузом, поскольку обучающиеся оплатить обучение напрямую иностранной организации не могут, а базовой организации необходимо обосновать выбор партнера и цену договора.
Данные вопросы требуют дополнительной проработки на уровне законодательства РФ для обеспечения успешной международной академической мобильности студентов и в целом для наращивания отечественными университетами потенциала международной конкурентоспособности.
Не менее важным является вопрос об использовании имущества в рамках реализации сетевых программ. В части 4 ст. 15 ФЗ «Об образовании в РФ» установлено право государственных и муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, использовать имущество друг друга на безвозмездной основе при сетевой форме реализации образовательных программ. Закрепление такого правомочия среди образовательных организаций высшего образования делает более эффективным процесс сетевого взаимодействия, снимает множество правовых барьеров. Однако не разъяснен порядок пользования таким имуществом, требуется ли его определять сторонам в договоре о сетевой форме либо должен быть заключен в каждом конкретном случае договор безвозмездного пользования.
Также в условиях виртуальной мобильности обучающихся встает вопрос о возможности использования на безвозмездной основе результатов интеллектуальной деятельности, например онлайн-курсов, права на которые принадлежат вузу, а также безвозмездное
оказание информационных и консультационных услуг, сопровождающих данные онлайн-курсы. Что касается результатов интеллектуальной деятельности (РИД), то, согласно позиции Минобрнауки России, изложенной в письме от 07.11.2019 № МН-15/583-ЮС «О включении результатов интеллектуальной деятельности в перечень особо ценного движимого имущества», исключительные права на РИД относятся к иному имуществу, но при этом не являются таким объектом гражданских прав как вещи, следовательно, не могут быть движимым имуществом [8]. Таким образом, представляется, что образовательные организации высшего образования вправе использовать права на результаты интеллектуальной деятельности друг друга на безвозмездной основе. Однако это право не распространяется на оказание сопутствующих услуг, сопровождающих такие РИД, так как имуществом они не являются.
Требуется уделить особое внимание в действующем законодательстве вопросам безвозмездного использования имущества, поскольку оно является объектом публичной собственности. При этом использование такого имущества должно способствовать эффективной реализации сетевых программ, исключать ситуации, когда стороны заключают притворные сделки с целью безвозмездного пользования государственным имуществом, а не с целью действительной реализации образовательной программы в сетевой форме.
Таким образом, на сегодняшний день существует необходимость в совершенствовании норм законодательства об образовании в области реализации образовательных программ в сетевой формы. Это является важным условием для дальнейшего успешного внедрения сетевых форм в практику деятельности образовательных организаций высшего образования. Благодаря сетевому взаимодействию возможно использовать лучшие образовательные технологии, создавать передовые образовательные программы, которые могут конкурировать в международном пространстве, максимально широко использовать инфраструктурные ресурсы и в конечном итоге улучшить качество подготовки кадров в стране.
Список источников
1. Сысоев П.В. Спорные вопросы реализации образовательных программ по сетевой форме обучения // Научно-технические ведомости
СПбГПУ. 2016. № 255 (4). С. 148-152.
2. Перечень поручений по итогам заседания наблюдательного совета АНО «Россия - страна возможностей» : утв. Президентом Российской
Федерации от 30 апр. 2021 г. № Пр-716 // СПС «КонсультантПлюс».
3. В 10 российских вузах стартовало обучение по новым программам в сетевой форме // Минобрнауки России. 2022. URL:
https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/59963/ (дата обращения: 01.12.2022).
4. Об образовании в Российской Федерации : Федер. закон от 29 дек. 2012 г. 273-Ф3 // СПС «КонсультантПлюс».
5. Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ : приказ
Минобрнауки России № 882, Минпросвещения России № 391 от 5 авг. 2020 г. // СПС «КонсультантПлюс».
6. Перечень поручений по итогам встречи с учащимися вузов по случаю Дня российского студенчества : утв. Президентом Рос. Федерации
от 17 марта 2021 № Пр-419 // СПС «КонсультантПлюс».
7. О внесении изменений в приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Рос-
сийской Федерации от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ» : приказ Минобрнауки России № 150, Минпросвещения России № 89 от 21 февр. 2022 г. // СПС «КонсультантПлюс».
8. О включении результатов интеллектуальной деятельности в перечень особо ценного движимого имущества : письмо Минобрнауки Рос-
сии от 7 нояб. 2019 г. № МН-15/583-ЮС // СПС «КонсультантПлюс».
References
1. Sysoev, P.V. (2016) Spornye voprosy realizatsii obrazovatel'nykh programm po setevoy forme obucheniya [Controversial issues in the
implementation of educational programs in the network form of education]. Nauchno-tekhnicheskie vedomosti SPbGPU. 255 (4). pp. 148-152.
2. Consultant Plus. (2021) List of instructions following the meeting of the Supervisory Board of ANO "Russia - the Land of Opportunities":
approved by President of the Russian Federation No. Pr-716 on April 30, 2021. Moscow: Consultant Plus. (In Russian).
3. Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation. (2022) V 10 rossiyskikh vuzakh startovalo obuchenie po novym programmam
v setevoy forme [In 10 Russian universities, training has started on new programs in a network form]. Minobrnauki Rossii [Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation]. 18 October. [Online] Available from: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/59963/. (Accessed: 01.12.2022).
4. Consultant Plus. (2021) On education in the Russian Federation: Federal law 273-FZ of December 29, 2012. Moscow: Consultant Plus. (In
Russian).
5. Consultant Plus. (2020) On the organization and implementation of educational activities in the network form of implementation of educational
programs: Order of the Ministry of Education and Science of Russia No. 882, Ministry of Enlightenment of Russia No. 391 of August 5, 2020. Moscow: Consultant Plus. (In Russian).
6. Consultant Plus. (2021) List of instructions following the meeting with university students on the occasion of the Day of Russian Students:
approved by President of Russian Federation No. Pr-419 of March 17, 2021. Moscow: Consultant Plus. (In Russian).
7. Consultant Plus. (2022) On amendments to the order of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation and the Ministry
of Enlightenment of the Russian Federation No. 882/391 of August 5, 2020 "On the organization and implementation of educational activities in the network form of the implementation of educational programs": order of the Ministry ofEducation and Science ofRussia No. 150, Ministry of Enlightenment of Russia No. 89 of February 21, 2022. Moscow: Consultant Plus. (In Russian).
8. Consultant Plus. (2019) On the inclusion of the results of intellectual activity in the list of especially valuable movable property: letter of the
Ministry of Education and Science of Russia No. MN-15 / 583-YuS of November 7, 2019. Moscow: Consultant Plus. (In Russian).
Информация об авторе:
Котляр И. А. - старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права, административного права, начальник правового управления Национального исслледовательского Томского государственного университета (Томск, Россия). E-mail: [email protected]
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Information about the author:
I.A. Kotlyar, senior lecturer; head of the Legal Division, Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: [email protected]
The author declares no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 01.12.2022; одобрена после рецензирования 06.12.2022; принята к публикации 30.12.2022.
The article was submitted 01.12.2022; approved after reviewing 06.12.2022; accepted for publication 30.12.2022.