Научная статья на тему 'Некоторые проблемы использования имени как средства гражданско-правовой индивидуализации личности при совершении сделок'

Некоторые проблемы использования имени как средства гражданско-правовой индивидуализации личности при совершении сделок Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алейниченко В. Г.

Гражданско-правовая индивидуализация физических лиц это процесс выделения личности по определённым формальным социально-юридическим признакам, имеющим правовое значение, отличающим её от других людей и характеризующим физическое лицо как обособленного, юридически самостоятельного полноправного, персонифицированного субъекта гражданско-правовых отношений (формальная персонификация).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы использования имени как средства гражданско-правовой индивидуализации личности при совершении сделок»

ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

П.А. Шептенко ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ В ЛЕТНИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЯХ В ПЕРИОД ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Национальная доктрина образования Российской Федерации признаёт приоритетной сферой создание максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России, воспитания в нём трудолюбия и высоких нравственных качеств.

Система образования призвана обеспечить:

- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;

- формирование культуры мира и межличностных отношений; разностороннее и своевременное развитие детей и молодёжи, их творческих способностей; формирование навыков самообразования, самореализации личности;

- формирование у детей и молодёжи целостного миропонимания и научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений.

Наибольшим потенциалом для реализации этих задач обладают летние оздоровительные лагеря, в которых создаются условия для обогащения социального опыта детей и подростков, получения новых знаний, развития умений в различных видах коллективно-творческой деятельности. В игровой, творческой форме дети приобретают необходимые навыки и усваивают моральные принципы. Составляющим этой деятельности является не столько место расположения лагеря и комфортные корпуса, сколько сам педагогический процесс. Вожатые, воспитатели призваны укреплять физическое и нравственное здоровье детей.

В связи с этим актуализируется проблема подготовки студентов педагогических вузов к летней педагогической практике. Летняя педагогическая практика студентов Института психологии и педагогики Алтайской государственной педагогической академии проводится в соответствии с ГОС ВПО по специальности «Социальная педагогика». Она организуется с отрывом от учебных занятий в рамках целостного учебно-воспитательного процесса и направлена на практическое освоение студентами различных видов деятельности.

В период летней педагогической практики происходит знакомство будущих педагогов не только с организацией воспитательной работы в летний период, но и со спецификой социально-педагогической деятельности. Поэтому базами для прохождения практики являются: загородные оздоровительные лагеря - профильные смены для детей и подростков, интегрированные смены для здоровых детей и детей, имеющих отклонения в здоровье; лагеря труда и отдыха - профильные смены для детей и подростков, для детей из специализированных учреждений (интернатов, воспитательных колоний и т. п.); городские летние лагеря - профильные смены на базе социально-педагогических (образовательных, реабилитационных) учреждений; детские досуговые площадки - социально-педагогическая деятельность с детьми и подростками по месту жительства и другие. В период педагогической практики студент-практикант работает в качестве социального педагога (его помощника), педагога-организатора (воспитателя), вожатого детского воспитательного коллектива.

Целью летней педагогической практики является реализация профессионального и личностного потенциала будущих социальных педагогов, развитие и закрепление знаний, умений и навыков, а также опыта социально-педагогического взаимодействия в условиях временного детского коллектива с детьми разного возраста.

Задачи, решаемые в процессе летней практики, следующие:

- углубление и закрепление теоретических знаний, применение их в решении конкретных социально-педагогических задач;

- формирование аналитического мышления, умения анализировать, прогнозировать и моделировать профессиональную деятельность в условиях изменяющегося социума;

- формирование мотивационно-ценностной установки на общение и взаимодействие с временным детским коллективом в период совместной жизни с детьми в условиях летнего оздоровительного лагеря, детской площадки и другие;

- овладение содержанием, формами и методами организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности детей;

- приобретение умения проведения индивидуальной воспитательной работы с детьми и подростками, имеющими проблемы (межличностного общения, другие проблемы);

- создание условий для совершенствования диагностических, коммуникативных, организаторских, аналитических умений и профессионально значимых качеств личности студен-та-практиканта;

- формирование умений устанавливать профессионально-этические отношения с коллегами.

Разрабатывая систему подготовки студентов к летней педагогической практике, кафедра

социальной педагогики и педагогических технологий АлтГПА исходит из того, что летняя практика - это самостоятельная практика (отсутствует профессиональная оперативная педагогическая помощь), предполагающая ответственность за жизнь и здоровье детей. Вожатый в условиях лагеря живёт вместе с детьми в измененной, непривычной среде, отвечает за их жизнедеятельность (дети находятся вдали от родителей, дома, без их контроля и поддержки).

Сложившаяся практика подготовки студентов к летней педагогической практике представляет собой овладение ими функциональными психолого-педагогическими знаниями, а также прикладными знаниями, умениями, навыками организации и проведения воспитательной работы в условиях летнего отдыха детей.

Следует обратить внимание, что педагогическая практика требует учёта особенностей летнего лагеря. В летнем лагере происходит формирование новой детско-взрослой общности, которая состоит из детей разного возраста, сотрудников, воспитателей, студентов, родителей. Соединение усилий участников летней работы в лагере позволяет создать комфортную воспитательную среду, способствующую развитию коммуникативных, творческих, интеллектуальных способностей каждого участника [1, с. 54].

Студенты-практиканты реализуют свои творческие способности. Специфические особенности работы в условиях лагеря с временным детским коллективом предполагают возможности реализовать максимальное количество социальных ролей, проверить теоретические и практические знания организации воспитательной работы.

Вожатым приходится не просто помогать своим младшим товарищам, а максимально вовлекать их в совместную деятельность, жить с ними общими интересами и заботами. Г а-рантия прав детей, поддержка их инициатив и предложений, коллективное творчество детей и взрослых, демократизация всей жизни, участие в общественно-полезном труде - необходимые условия успешной работы с детьми и подростками в летний период.

Занятия ориентированы на овладение студентами навыками организаторской, конструктивной, коммуникативной деятельности. Будущие практиканты учатся определять ведущие цели деятельности, организовывать временный детский коллектив, осуществлять развитие личности, определять методы и средства достижения цели, прогнозировать результат и владеть средствами коррекции поведения детей и подростков. Студенты готовятся к поиску новых форм работы с детьми, ориентированными на потребности и интересы детей, стимулированию индивидуальной неповторимости развития личности. Задача студентов - помочь ребёнку в раскрытии его потенциальных способностей в преобразовании себя и окружающего мира.

Пристальное внимание уделяется организации и проведению системы инструктивнометодических сборов. Данная форма является одним из элементов в системе подготовки студентов к летней педагогической практике. Инструктивно-методические сборы обладают воз-

можностями не только вооружения студентов теоретическими знаниями, отработки практических умений и навыков, но и возможностями выявления и развития индивидуальных способностей будущих педагогов, формирования нравственных качеств: коллективизма, гуманизма, чувства дружбы, товарищества, взаимопомощи.

Структура и содержание инструктивно-методических сборов определяется на основе принципов преемственности, развития и самоорганизации. Создаётся особая атмосфера деятельности, которая в дальнейшем переносится студентами в детские лагеря.

Программа инструктивно-методического сбора (лагеря) - ИМЛ - составляется с учетом логики лагерной смены. Главная цель ИМЛ - адаптация студентов к условиям летнего оздоровительного лагеря, «проигрывание» смены детского лагеря. Жизнь студентов во время ИМЛ организуется в соответствии с этапами развития детского коллектива в лагере: организационного, основного, итогового.

Основные направления деятельности студентов в период работы в инструктивнометодическом лагере:

- изучение соответствующих документов по летнему отдыху детей;

- вооружение методикой воспитательной работы в условиях летнего загородного лагеря;

- проведение организационных сборов, работа с активом, визитная карточка;

- линейки открытия лагерной смены;

- организация отряда в лагере, проблемы соуправления в условиях временного детского коллектива;

- организация трудовых, спортивных, художественных дел (праздников, конкурсов, экскурсий, встреч);

- планирование и учёт работы;

- изучение опыта организации работы с детьми в условиях загородного лагеря.

Ведётся теоретическая (лекции, семинары, дискуссии) и практическая (практикумы, выполнение практических заданий) подготовка с опорой на знания, полученные студентами в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин. Акцент делается на организацию оздоровительной, досуговой деятельности, на защиту природы родного края.

Опыт организации инструктивно-методического лагеря убеждает в том, что участие в нём студентов расширяет их кругозор знаний, закрепляет имеющиеся умения и навыки, помогает им более целенаправленно работать в детских оздоровительных лагерях с детьми и подростками в период летней педагогической практики.

Студент, прошедший летнюю педагогическую практику, должен овладеть специальными профессиональными компетенциями. Он должен:

знать:

- требования к организации жизнедеятельности детей и взрослых в детском оздоровительном лагере;

- права и обязанности субъектов социального воспитания в детском оздоровительном лагере;

- особенности развития детского временного коллектива;

- педагогические технологии организации и проведения культурно-просветительских, досуговых, других воспитательных мероприятий;

- основные направления работы с родителями в детском оздоровительном лагере;

уметь:

- определять цели и задачи оздоровительной и воспитательной работы с детьми и подростками;

- применять теоретические знания в решении конкретных социально-педагогических задач;

- анализировать, прогнозировать и моделировать профессиональную деятельность в условиях изменяющегося социума;

- организовывать продуктивное общение детей и подростков в условиях летнего отдыха;

- организовывать самоуправление в коллективе и направлять его деятельность;

- создавать условия для развития самодеятельности детей и подростков;

- организовывать разнообразную социально-педагогическую деятельность для детей и подростков: туристско-краеведческую, экологическую, спортивно-оздоровительную;

- использовать всю систему возможных педагогических воздействий в условиях загородного летнего лагеря с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей и подростков;

- устанавливать педагогически правильные отношения с детьми и подростками, коллегами, родителями;

- осмысливать и анализировать опыт своей педагогической деятельности;

владеть навыками:

- организации и соблюдения режимных моментов жизнедеятельности лагеря в различных видах социально-педагогической работы с детьми и подростками;

- осуществления мер безопасности, жизнедеятельности и здоровья детей;

- организации индивидуальной работы с детьми и подростками;

- взаимодействия с другими службами лагеря (физруком, плавруком, туринструктором, мед. работником и т. д.) [2].

Таким образом, целенаправленная работа преподавателей кафедры социальной педагогики АлтГПА со студентами по подготовке их к работе в летних оздоровительных лагерях способствует повышению качества готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности.

Библиографический список

1. Гормакова, Л.Д. Социализация школьника в воспитательном пространстве летнего оздоровительного лагеря образовательного учреждения большого города / Л.Д. Гормакова // Воспитание школьников. - 2011. - № 4. -С. 52 - 62.

2. Шептенко, П.А. Сопровождение студентов в процессе социально-педагогической практики : учебнометодическое пособие / П.А. Шептенко, Е.Н. Дронова. - Барнаул : БГПУ, 2008. - 93 с.

А.П. Русинов

СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕТНЕГО ОТДЫХА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ

В соответствии с веянием времени меняются формы и методы организации летнего отдыха детей, обновляется содержание, вместе с тем и технологии педагогической деятельности в период летнего отдыха.

Многие ключевые понятия коллективного творческого воспитания - «дело», «совместное творчество», «поддержка», «сотрудничество», «рефлексия», «самоопределение», «самоорганизация» и самоутверждение», «свобода выбора» - стали общепризнанными и вошли в повседневную педагогическую жизнь.

Первый шаг на пути обновления системы летнего отдыха уже сделан: появилось множество новых форм организации летнего отдыха, работают различные федеральные программы, вариативный подход к организации летнего отдыха открыл возможности создания и реализации великого множества авторских программ.

Второй шаг - конструирование воспитательной системы различных моделей организации летнего отдыха и педагогической деятельности на принципах гуманистической, личностно-ориентированной педагогики.

Обновление содержания деятельности детского оздоровительного лагеря (ДОЛ) может произойти в том случае, если меняются:

• система ценностей;

• стиль взаимодействия детей и взрослых;

• технология реализации мероприятий;

• психологический климат воспитательного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.