Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ В ОТНОШЕНИИ ОСУЖДЕННЫХ, ИМЕЮЩИХ ЗАБОЛЕВАНИЯ ИЛИ ЯВЛЯЮЩИХСЯ ИНВАЛИДАМИ'

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ В ОТНОШЕНИИ ОСУЖДЕННЫХ, ИМЕЮЩИХ ЗАБОЛЕВАНИЯ ИЛИ ЯВЛЯЮЩИХСЯ ИНВАЛИДАМИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
203
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ / БОЛЕЗНЬ / ИНВАЛИД / ТЯЖКОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ / ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ НАКАЗАНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Репина Анна Андреевна

В статье рассмотрены основные проблемы, с которыми сталкиваются осужденные к исправительным работам, являющиеся инвалидами или имеющие тяжкие заболевания, в ходе подачи ходатайств об освобождении в связи с болезнью. С целью выявления имеющихся проблем проведен анализ судебной практики, рассмотрены особенности работы с больными осужденными в зарубежных государствах: Республике Беларусь, Республике Казахстан и Республике Узбекистан. В результате проведенного исследования автор приходит к выводу о необходимости расширения полномочий сотрудников уголовно-исполнительных инспекций для осуществления более эффективной защиты прав и законных интересов осужденных к исправительным работам, являющихся инвалидами или имеющих иные тяжкие заболевания, а также с учетом передового опыта зарубежных стран о целесообразности на законодательном уровне пересмотра категорий лиц, которым исправительные работы не могут быть назначены ввиду состояния их здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Репина Анна Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME PROBLEMS OF PERFORMING CORRECTIONAL LABOR IN RELATION TO CONVICTS WHO HAVE DISEASES OR ARE DISABLED

The article discusses the main problems faced by prisoners sentenced to correctional labor who are disabled or have serious illnesses during the submission of applications for release due to illness. In order to identify the existing problems, the analysis of judicial practice was carried out, the features of working with sick convicts in foreign countries were considered: the Republic of Belarus, the Republic of Kazakhstan and the Republic of Uzbekistan. As a result of the conducted research, the author comes to the conclusion that it is necessary to expand the powers of employees of penal enforcement inspections in order to more effectively protect the rights and legitimate interests of persons sentenced to correctional labor who are disabled or have other serious illnesses, as well as, taking into account the best practices of foreign countries, it is expedient at the legislative level to revise the categories of persons for whom correctional labor is not may be assigned due to their health status.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ В ОТНОШЕНИИ ОСУЖДЕННЫХ, ИМЕЮЩИХ ЗАБОЛЕВАНИЯ ИЛИ ЯВЛЯЮЩИХСЯ ИНВАЛИДАМИ»

ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ С ЛИШЕНИЕМ СВОБОДЫ

Научная статья

УДК 343.8

Doi: 10.33463/2687-122Х.2022.17(1-4).3.334-342

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ В ОТНОШЕНИИ ОСУЖДЕННЫХ, ИМЕЮЩИХ ЗАБОЛЕВАНИЯ ИЛИ ЯВЛЯЮЩИХСЯ ИНВАЛИДАМИ

Анна Андреевна Репина1

1 Академия ФСИН России, г. Рязань, Россия, nikolanna@yandex.ru

Аннотация. В статье рассмотрены основные проблемы, с которыми сталкиваются осужденные к исправительным работам, являющиеся инвалидами или имеющие тяжкие заболевания, в ходе подачи ходатайств об освобождении в связи с болезнью. С целью выявления имеющихся проблем проведен анализ судебной практики, рассмотрены особенности работы с больными осужденными в зарубежных государствах: Республике Беларусь, Республике Казахстан и Республике Узбекистан. В результате проведенного исследования автор приходит к выводу о необходимости расширения полномочий сотрудников уголовно-исполнительных инспекций для осуществления более эффективной защиты прав и законных интересов осужденных к исправительным работам, являющихся инвалидами или имеющих иные тяжкие заболевания, а также с учетом передового опыта зарубежных стран о целесообразности на законодательном уровне пересмотра категорий лиц, которым исправительные работы не могут быть назначены ввиду состояния их здоровья.

Ключевые слова: исправительные работы, болезнь, инвалид, тяжкое заболевание, освобождение от наказания

Для цитирования

Репина А. А. Некоторые проблемы исполнения исправительных работ в отношении осужденных, имеющих заболевания или являющихся инвалидами // Уголовно-исполнительное право. 2022. Т. 17(1-4), № 3. С. 334-342. DOI : 10.33463/2687-122Х.2022.17(1-4).3.334-342.

© Репина А. А., 2022

/й)®®@ Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons by nc sa Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ...

EXECUTION OF NON-CUSTODIAL SENTENCES

Original article

SOME PROBLEMS OF PERFORMING CORRECTIONAL LABOR IN RELATION TO CONVICTS WHO HAVE DISEASES

OR ARE DISABLED

Anna Andreevna Repina1

1 Academy of the FPS of Russia, Ryazan, Russia, nikolanna@yandex.ru

Abstract. The article discusses the main problems faced by prisoners sentenced to correctional labor who are disabled or have serious illnesses during the submission of applications for release due to illness. In order to identify the existing problems, the analysis of judicial practice was carried out, the features of working with sick convicts in foreign countries were considered: the Republic of Belarus, the Republic of Kazakhstan and the Republic of Uzbekistan. As a result of the conducted research, the author comes to the conclusion that it is necessary to expand the powers of employees of penal enforcement inspections in order to more effectively protect the rights and legitimate interests of persons sentenced to correctional labor who are disabled or have other serious illnesses, as well as, taking into account the best practices of foreign countries, it is expedient at the legislative level to revise the categories of persons for whom correctional labor is not may be assigned due to their health status.

Keywords: correctional labor, illness, disabled person, serious illness, release from punishment

For citation

Repina, A. A. 2022, 'Some problems of performing correctional labor in relation to convicts who have diseases or are disabled', Penal law, vol. 17(1-4), iss. 3, pp. 334-342, doi : 10.33463/2687-122X.2022.17(1-4).3.334-342.

Основной целью развития современного общества является неукоснительное соблюдение прав и законных интересов любого гражданина, независимо от его социально-правового статуса или состояния здоровья. Согласно Конвенции о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 г. и в 2012 г. ратифицированной в нашей стране, обеспечение и соблюдение прав граждан, признанных инвалидами, подлежит особому контролю со стороны государственных органов исполнительной власти. Основной задачей государства является создание механизмов защиты прав и законных интересов тех лиц, которые в силу своего психического или физиологического развития не могут в полной мере осуществлять такую защиту. Однако, несмотря на предпринимаемые государством меры обеспечения прав и законных интересов лиц, страдающих различными недугами и являющихся инвалидами, нередко в правоприменительной практике возникает ряд проблемных вопросов. В частности, имеется слабая законодательная проработка механизмов исполнения прав и законных интересов лиц, осужденных к исправительным работам, являющихся инвалидами.

ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ...

Согласно действующему законодательству исправительные работы в нашей стране назначаются осужденным, как правило, за совершение преступлений небольшой и средней тяжести. С учетом того что осужденный не теряет связи с семьей, привычным окружением, не подлежит изоляции от общества, непосредственным трудом доказывает свое исправление и привносит в развитие общества существенный вклад, данный вид наказания пользуется большой популярностью среди иных видов наказаний. Об этом свидетельствует официальная статистика ФСИН России: около 8 % от общего числа лиц, отбывающих наказание, не связанное с лишением свободы, и состоящих на учетах уголовно-исполнительных инспекций (УИИ), являются лицами, осужденными к исправительным работам1 .

Однако при назначении данного вида наказания суды должны учитывать тот факт, что исправительные работы не могут назначаться лицам, являющимся инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей до трехлетнего возраста, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву (ст. 50 УК РФ). Учитывая, что законодатель приводит закрытый перечень лиц, которым наказание в виде исправительных работ не может быть назначено, можно сделать вывод о том, что иным лицам, не включенным в указанный перечень, наказание в виде исправительных работ может назначаться на общих основаниях (здесь и далее речь идет об осужденных, достигших совершеннолетнего возраста).

Исправительные работы - это тот вид наказания, который связан с непосредственным трудом осужденного, выполнением им трудовой функции в соответствии с имеющимися навыками, умениями и уровнем образования, получением заработной платы за труд и производством удержаний из начисленной заработной платы в доход государства. Представляется логичным, что для качественного исполнения своих обязанностей осужденный к исправительным работам должен иметь возможность справляться с возложенными на него трудовыми функциями и, как правило, не должен иметь тяжелых хронических заболеваний (как физических, так и психических), препятствующих отбыванию наказания. В практической деятельности УИИ нередки случаи исполнения приговоров в отношении лиц, страдающих тяжкими недугами или имеющих инвалидность второй или третьей группы с установленными в законном порядке ограничениями по труду. При этом специфичного порядка исполнения наказания в отношении указанной категории осужденных ни одним из действующих нормативных актов, в том числе УИК РФ, не предусмотрено [1, с. 96-102].

Следует обратить внимание на тот факт, что осужденные к исправительным работам подлежат направлению для отбывания наказания в организации, включенные в специальные перечни, утвержденные решениями органов местного самоуправления по согласованию с УИИ. Как правило, в такие перечни попадают организации, которые могут предоставить рабочие места для широкого круга лиц, в том числе не имеющих особых навыков и умений или должного уровня образования, например, вакансии дворника, грузчика, разнорабочего. При этом в подавляющем большинстве случаев в таких

1 См.: Характеристика лиц, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях // Официальный сайт ФСИН России. URL: https://fsin.gov.ru/structure/inspector/iao/statistika/Xar-ka%20 v%20YII (дата обращения: 15.06.2022).

ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ...

организациях отсутствуют вакансии для лиц, имеющих ограничения на вид выполняемой работы по состоянию здоровья.

Следовательно, для решения подобного рода проблем уголовно-исполнительными инспекциями инициируются вопросы включения в соответствующие перечни организаций, имеющих вакансии, подходящие под конкретного осужденного, то есть задачей инспекции является не только проведение полного комплекса работ по обеспечению включения подобной организации в перечень, но и непосредственный поиск такой организации.

В соответствии с требованиями ст. 39 УИК РФ работа осужденному должна быть предоставлена в районе его постоянного проживания и в строго установленные законом сроки (не более 30 дней с момента постановки осужденного на учет в УИИ [2, с. 131]). Однако датой постановки является момент поступления в инспекцию соответствующего решения суда о назначении осужденному наказания в виде исправительных работ, в то время как сведения о конкретных ограничениях по труду поступают в инспекцию позже, что дополнительно уменьшает и без того сжатые сроки привлечения осужденного к труду, а также увеличивает многократно нагрузку на сотрудников. В небольших поселениях или районах подбор вакансий для осужденного с ограничением по труду ввиду наличия заболевания может быть невозможен в принципе из-за отсутствия таковых.

Обращаем внимание и на тот факт, что специализированные подразделения органов власти, аккумулирующие сведения об имеющихся вакансиях, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья (центры занятости населения), в соответствии с Законом «О занятости населения в Российской Федерации» из перечня субъектов привлечения осужденного к труду, как верно подчеркивается в юридической литературе, законодателем исключены [3, с. 77]. Одним из вариантов решения данной проблемы является освобождение лица к исправительным работам от дальнейшего отбывания наказания по состоянию здоровья. Такое решение может принять суд на основании заключения медико-социальной экспертизы. Для вынесения положительного решения судом по вопросу освобождения от дальнейшего отбывания наказания в виде исправительных работ по состоянию здоровья заболевание осужденного, как правило, должно попадать в перечень заболеваний, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2004 г. № 54 «О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью» (далее - Перечень заболеваний). Однако встречаются случаи освобождения лица от дальнейшего отбывания наказания в виде исправительных работ и при наличии у осужденного заболевания, не включенного в указанный Перечень заболеваний.

Так, постановлением Краснокутского районного суда Саратовской области от 14 марта 2011 г. осужденный К. был освобожден от отбывания наказания в виде исправительных работ с удержанием 10 % заработка в доход государства ввиду наличия у него заболевания, препятствующего дальнейшему отбыванию наказания. Согласно заключению ГУЗ «Саратовский областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями» осужденному К. был противопоказан тяжелый физический труд и работы, связанные с переохлаждением, и он нуждался в диспансерном наблюдении, контроле вирусологических, иммунологических и биохимических показателей крови. Действительно, при таких основаниях осужденный не мог в полной мере выполнять возложенную на него трудовую функцию, а сотрудники УИИ не могли в данном случае предоставить осужденному работу в соответствии с имеющимися у него медицинскими ограничениями. При этом установлено, что осужденный не был признан инвалидом

первой группы, решение суд выносил исходя из конкретных обстоятельств дела, не учитывая положений постановления Правительства РФ от 6 февраля 2004 г. № 541.

Однако такие судебные решения редки. Например, за 6 лет судами общей юрисдикции Саратовской области было рассмотрено 406 ходатайств и представлений об освобождении от отбывания наказания в связи с болезнью на основании ст. 81 УК РФ, из которых удовлетворено лишь 100 обращений, что составляет менее четверти от всех поданных ходатайств. При этом подавляющее большинство таких ходатайств подается осужденными, отбывающими наказание в виде лишения свободы. Осужденными к наказаниям в виде исправительных работ подается ходатайств об освобождении от отбывания наказания ввиду заболевания не более 1-2 % от общего количества поданных ходатайств. Это свидетельствует о том, что сотрудники УИИ, как верно подчеркивает в своих исследованиях И. С. Нистратова, не всегда по объективным обстоятельствам ориентированы на всесторонний учет состояния здоровья осужденных к исправительным работам [4, с. 24].

Анализируя действующие нормативно-правовые акты в части освобождения осужденных к исправительным работам от дальнейшего отбывания наказания в связи с заболеванием (ст. 81 УК РФ, ст. 175 УИК РФ и пр.), можно сделать вывод о том, что на практике осужденные довольно часто сталкиваются с проблемами подготовки и оформления необходимого комплекта документов для обращения в суды общей юрисдикции для защиты своих прав и законных интересов, особенно если данный вопрос касается освобождения от отбывания наказания по состоянию здоровья.

Так, анализируя положение п. 4 ст. 42 УИК РФ, необходимо обратить внимание на то, что в суд с ходатайством об освобождении от дальнейшего отбывания наказания может обратиться только сам осужденный или его законный представитель. При этом осужденный должен быть признан инвалидом первой группы и (или) страдать тяжелым заболеванием, наличие которого препятствует дальнейшему отбыванию наказания, связанного с обязательным трудом (речь идет о наказании в виде исправительных работ). Исходя из положений ч. 2 ст. 81 УК РФ, вопрос об освобождении от наказания осужденного подлежит разрешению при наличии заболевания, препятствующего отбыванию наказания, о чем должно быть представлено соответствующее медицинское заключение специальной медицинской комиссии или учреждения медико-социальной экспертизы с учетом положений постановления Правительства РФ от 6 февраля 2004 г. № 54.

Суд не вправе отказать в принятии ходатайства об освобождении от отбывания наказания в связи с болезнью даже в том случае, если лицом, подавшим ходатайство об освобождении, такое заключение не приложено. В этом случае суд вправе запросить заключение специальной медицинской комиссии или учреждения медико-социальной экспертизы у администрации учреждения, где осужденный отбывает наказание, а предоставление такого заключения уголовно-исполнительными инспекциями может быть попросту невозможным. Например, в случае отбывания наказания в виде лишения свободы обеспечить возможность прохождения медицинского освидетельствования при наличии показаний относительно несложно, так как в систему ФСИН России входят пе-

1 См.: Справка по результатам анализа судебной практики условно-досрочного освобождения от наказания (ст. 79 УК РФ), а также освобождения от наказания в связи с болезнью (ст. 81 УК РФ) : утв. Президиумом Саратовского областного суда 11 декабря 2017 г. // СПС «Консуль-тантПлюс» (дата обращения: 15.06.2022).

ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ...

нитенциарные больницы (ст. 101 УИК Ф). При этом конечной целью прохождения необходимых процедур является возвращение осужденного в семью, то есть прекращение в отношении его ограничения прав по приговору суда. Для лиц, не изолированных от общества, мотивация к освобождению появляется лишь в ходе прохождения лечения, и, как верно отмечают в своих работах Ю. А. Кашуба и А. П. Скиба, лечение в данном случае можно рассматривать как инструмент исправления осужденного [5, с. 73].

Еще одним немаловажным мотивом к освобождению от отбывания наказания в виде исправительных работ является страх замены наказания на лишение свободы, что не только повлечет за собой ограничение имеющихся прав и свобод, но и крайне негативно скажется на качестве жизни с учетом имеющихся заболеваний. Однако даже при наличии, казалось бы, явных положительных мотивов к освобождению лиц, осужденных к исправительным работам, от дальнейшего отбывания наказания по болезни не всегда возможно убедить данную категорию осужденных к прохождению необходимого комплекса медицинских обследований и последующего прохождения медицинского освидетельствования. В первую очередь это связано с тем, что большую часть обследований осужденный к наказанию, не связанному с лишением свободы, проходит в поликлиниках и медицинских учреждениях, не входящих в состав уголовно-исполнительной системы и ей неподведомственных. Однако для освобождения от отбывания наказания в связи с заболеванием освидетельствование состояния здоровья осужденный проходит в специализированных медицинских учреждениях, непосредственно подчиненных ФСИН России, что закреплено в п. 2 Правил медицинского освидетельствования осужденных, ходатайствующих об освобождении (представляемых к освобождению) от отбывания наказания в связи с болезнью, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2004 г. № 54.

Сбор документов, прохождение узких медицинских специалистов в общепрофильных медицинских учреждениях по месту своего проживания является довольно длительным процессом в связи с большой загруженностью медицинских учреждений, наличием очереди к узкопрофильным специалистам. Нередки случаи, когда осужденный, имея высокий уровень ответственности и четкую мотивацию на освобождение от отбывания наказания в виде исправительных работ, начинает уклоняться от своевременного прохождения полного комплекса обследований для постановки соответствующего диагноза с последующим направлением имеющихся документов в подведомственные ФСИН России медицинские учреждения для вынесения необходимого заключения. При этом сотрудники УИИ не имеют возможности повлиять на решение осужденного к исправительным работам, за исключением разъяснения порядка прохождения освидетельствования и ответственности за уклонение от его прохождения при наличии на то оснований.

Таким образом, по смыслу положения ч. 2 ст. 81 УК РФ в удовлетворении ходатайства об освобождении от отбывания наказания в виде исправительных работ при отсутствии заключения о наличии соответствующего заболевания, вероятнее всего, осужденному будет отказано судом. В связи с этим складывается ситуация, когда осужденный хоть и считает себя больным (что в целом может соответствовать действительности), его привлечение к труду происходит на общих основаниях; при этом требования приговора суда в части надлежащего исполнения трудовых функций со стороны осужденного или не исполняются, или исполняются формально, а, как следствие, цели наказания в полной мере не достигаются. В данном случае по всем фактам уклонения от работы в отношении осужденного выносится предупреждение, а при повторном нарушении

порядка и условий отбывания наказания материалы личного дела направляются в суд для замены наказания в виде исправительных работ более строгим видом наказания (что, по сути, может трактоваться как нарушение прав осужденных).

Немаловажным при рассмотрении вопроса обеспечения прав и законных интересов осужденных к исправительным работам, имеющих тяжкое заболевание или инвалидность второй или третьей группы, является факт установления указанных обстоятельств у них уже на стадии вынесения приговора или постановления о замене наказания на более тяжкое. Между тем на практике нередко предоставленные осужденными документы, подтверждающие наличие заболевания, судом соответствующим образом не оцениваются. Так, в 30 % случаев вынесения приговоров о назначении наказания в виде исправительных работ к обстоятельствам, смягчающим ответственность, суды относили состояние здоровья осужденного, что впоследствии в значительной мере увеличивает нагрузку на сотрудников УИИ.

Интересной представляется практика назначения и исполнения наказания в виде исправительных работ в зарубежных странах. Согласно ст. 46 Уголовного кодекса Республики Узбекистан исправительные работы не назначаются нетрудоспособным лицам (при этом до 2016 г. данный Закон не содержал конкретного перечня лиц, которым исправительные работы не могли назначаться). В случае наступления заболевания, препятствующего дальнейшему отбыванию наказания в виде исправительных работ после вынесения приговора или постановления о замене более мягким видом наказания, в соответствии с требованиями ст. 165 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Узбекистан администрация учреждения или органа, исполняющего наказание, вносит представление в суд об освобождении осужденного от дальнейшего отбывания наказания. Одновременно для освобождения осужденных к исправительным работам от дальнейшего наказания в суд направляются заключение медицинской комиссии или врачебно-трудовой экспертной комиссии и личное дело осужденного.

Согласно ст. 42 Уголовного кодекса Республики Казахстан осужденному, признанному нетрудоспособным, исправительные работы не назначаются, а в случае утраты трудоспособности после вынесения решения суда о назначении наказания в виде исправительных работ он может быть освобожден от дальнейшего отбывания наказания либо неисполненная часть наказания может быть заменена штрафом. К нетрудоспособным лицам законодатель Республики Казахстан относит инвалидов первой или второй группы, а также лиц, непрерывный срок болезни которых превышает 4 месяца. Интересным представляется и тот факт, что в суд с представлением об освобождении больного осужденного от дальнейшего отбывания наказания имеют право обратиться сотрудники службы пробации, которые и исполняют наказание в виде исправительных работ [6, с. 199].

В ст. 52 Уголовного кодекса Республики Беларусь в перечень лиц, которым не назначается наказание в виде исправительных работ, помимо инвалидов первой или второй группы, включены лица, страдающие активной формой туберкулеза и не имеющие постоянного места работы на момент осуждения. К подбору вакансий активно привлекается комитет по труду и занятости [7, с. 102], что является аналогичной по своей сути структурой отечественному центру занятости населения. В случае возникновения обстоятельств, препятствующих назначению наказания в виде исправительных работ, после вынесения судом соответствующего решения орган, исполняющий наказание, вправе обратиться в суд с представлением об освобождении больного осужденного от

ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ...

дальнейшего отбывания наказания или замене неотбытой части наказания на более мягкое наказание.

Как видно из указанных нормативно-правовых актов, в странах, расположенных на территории постсоветского пространства, наличие у осужденного второй группы инвалидности является препятствием для назначения наказания в виде исправительных работ. Представляется такой подход законодателя вполне логичным и обоснованным, ведь при назначении второй группы инвалидности осужденный хотя и сохраняет трудовые навыки и функции, однако имеет значительное количество ограничений.

Кроме того, во всех рассмотренных странах именно представители органа, на который возложено исполнение наказания в виде исправительных работ, инициируют перед судом рассмотрение вопроса об освобождении осужденного от дальнейшего отбывания наказания в связи с его состоянием здоровья, в то время как отечественный законодатель в соответствии со ст. 42, 175 УИК РФ переложил бремя инициирования рассмотрения данного вопроса на самого осужденного или его законного представителя. Между тем осужденный ввиду наличия недуга не всегда в полной мере может осознавать последствия принимаемых решений, наступление ответственности за те или иные деяния, а также руководить своими поступками.

Для оптимизации действующего законодательства в части обеспечения прав и законных интересов осужденных, признанных в установленном порядке инвалидами или имеющими тяжкое заболевание, которым судебным решением назначено наказание в виде исправительных работ, полагаем необходимым учесть положительный опыт зарубежных стран по вопросу освобождения больных осужденных от дальнейшего отбывания наказания в виде исправительных работ путем предоставления права на обращение в суд с инициированием обозначенного вопроса не только самому осужденному или его законному представителю, но и представителям уголовно-исполнительных инспекций. Целесообразно также рассмотреть вопрос о включении в перечень лиц, которым не может быть назначено наказание в виде исправительных работ, имеющих второю группу инвалидности, а при ее установлении после вынесения судебного решения о назначении наказания в виде исправительных работ предусмотреть порядок их освобождения от дальнейшего отбывания наказания.

Список источников

1. Скиба А. П., Харитонович Е. Д. Проблемы применения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, в отношении больных осужденных в условиях стихийного бедствия, введения чрезвычайного или военного положения // Вестник Самарского юридического института. 2020. № 1(37). С. 96-102.

2. Косолапова Д. В., Смирнова И. Н. К вопросу повышения эффективности деятельности уголовно-исполнительных инспекций по привлечению осужденных к отбыванию исправительных работ // Юридическая мысль. 2018. № 6(110). С. 128-132.

3. Тарабуев Л. Н. Некоторые вопросы деятельности уголовно-исполнительных инспекций по исполнению наказания в виде исправительных работ // Пенитенциарная наука. 2021. Т. 15, № 1(53). С. 74-84.

4. Нистратова И. С. К вопросу исполнения обязательных и исправительных работ в отношении больных осужденных // Юрист Юга России и Закавказья. 2015. № 3(11). С. 23-26.

5. Кашуба Ю. А., Скиба А. П. Лечение как средство исправления осужденных: обоснование подхода // Юристъ-Правоведъ. 2014. № 4(65). С. 71-73.

ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ...

6. Габараев А. Ш. Порядок исполнения уголовного наказания в виде исправительных работ в Республике Казахстан // Пробелы в российском законодательстве. 2018. № 6. С. 198-199.

7. Дулепов В. В. Порядок исполнения наказания в виде исправительных работ в Республике Беларусь // Закон и право. 2018. № 9. С. 101-103.

References

1. Skiba, A. P. & Kharitonovich, E. D. 2020, 'Problems of the application of punishments unrelated to the isolation of convicts from society in relation to sick convicts in a natural disaster, the introduction of an emergency or martial law', Bulletin of the Samara Law Institute, iss. 1(37), pp. 96-102.

2. Kosolapova, D. V. & Smirnova, I. N. 2018, 'On the issue of improving the efficiency of the activities of penal enforcement inspections to attract convicts to serve correctional labor', Legal Thought, iss. 6(110), pp. 128-132.

3. Tarabuyev, L. N. 2021, 'Some issues of the activities of penal enforcement inspections for the execution of punishment in the form of correctional labor', Penitentiary Science, vol. 15, iss. 1(53), pp. 74-84.

4. Nistratova, I. S. 2015, 'On the issue of the execution of compulsory and correctional labor in relation to sick convicts', Lawyer of the South of Russia and Transcaucasia, iss. 3(11), pp. 23-26.

5. Kashuba, Yu. A. & Skiba, A. P. 2014, 'Treatment as a means of correcting convicts: justification of the approach', Jurist-Jurist, iss. 4(65), pp. 71-73.

6. Gabaraev, A. Sh. 2018, 'The procedure for the execution of criminal punishment in the form of correctional labor in the Republic of Kazakhstan', Gaps in Russian legislation, iss. 6, pp. 198-199.

7. Dulepov, V. V. 2018, 'The procedure for the execution of punishment in the form of correctional labor in the Republic of Belarus', Law and Law, iss. 9, pp. 101-103.

Информация об авторе

А. А. Репина - адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических кадров.

Information about the author

A. A. Repina - associate professor of the Faculty of Training scientific and pedagogical personnel.

Примечание

Содержание статьи соответствует научной специальности 5.1.4. Уголовно-правовые науки (юридические науки).

Статья поступила в редакцию 26.07.2022; одобрена после рецензирования 26.08.2022; принята к публикации 29.08.2022.

The article was submitted 26.07.2022; approved after reviewing 26.08.2022; accepted for publication 29.08.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.