УДК 378.2
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ПОДГОТОВКИ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
© В.Н. Азаров1, Ю.И. Гудков2
НИУ «Высшая школа экономики», 101000, Россия, г. Москва, ул. Мясницкая, 20.
Рассматриваются вопросы инженерной подготовки специалистов в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Анализируется содержание и взаимосвязь образовательных и профессиональных стандартов в сфере ИКТ. Формулируется ряд проблем инженерного образования при двухуровневой системе подготовки кадров и предлагаются пути их решения.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии; ИКТ-профили; инженерная подготовка; специализация, аттестация.
SOME PROBLEMS OF ENGINEERING TRAINING IN THE FIELD OF INFORMATION TECHNOLOGIES AND METHODS TO SOLVE THEM V.N. Azarov, Yu.I. Gudkov
National Research University "Higher School of Economics", 20 Myasnitskaya St., Moscow, 101000, Russia.
The paper deals with the engineering training problems in the field of information and communication technologies (ICT). It analyzes the content and relationship of ICT educational and professional standards, formulates a number of engineering education problems under a two-level system of personnel training and proposes their solutions. Keywords: information and communication technologies (ICT); ICT profiles; engineering training; specialization; personnel appraisal.
На сегодняшний день одной из наиболее динамично развивающихся областей науки и техники, безусловно, являются информационно-коммуникационные технологии. Это понятие включает в себя как непосредственно разработку программного и аппаратного обеспечения с высокой добавленной стоимостью и создание различных сервисов, и продвижение услуг в области информационных технологий, так и внедрение на российских предприятиях технологических платформ, информационных систем и оборудования ведущих мировых вендоров.
Однако стремительные изменения, которые происходят в этой области практически каждый год, требуют и быстрой ответной реакции в сфере подготовки ИТ-специалистов. Тем более, что эти изменения происходят на фоне кардинального реформирования общего среднего и высшего профессионального образования.
Переход вузов Российской Федерации на двухуровневую систему подготовки бакалавр-магистр по направлениям, а фактически по укрупненным группам специальностей, ознаменовал отказ от австро-германской системы инженерной подготовки, которая существовала в России более 300 лет, и как следствие, отказ и от отраслевой направленности подготовки инженеров, которая существовала в Советском
Союзе.
Если в ФГОС 2000-2002 гг. еще были сформулированы вполне конкретные требования к объектам и задачам профессиональной деятельности различных специальностей, по которым готовили инженеров для ИТ-отрасли [1], то направления подготовки, которые закреплены в ФГОС 2013 г., на практике предполагают укрупнение специальностей, что неизбежно приводит к размыванию тех специальных профессиональных знаний и навыков, которые требуются выпускнику при поступлении на работу в конкретную организацию на вполне конкретную должность [2]. Наличие утвержденных профилей подготовки или специализаций, которые существуют в рамках направления, безусловно призвано очертить объекты и задачи возможной профессиональной деятельности выпускника направления подготовки. Однако профиль - это не перечень тех профессиональных компетенций, которые требуются на определенной должности в области информационно-коммуникационных технологий. Это подтверждают исследования рекрутингового портала Su-perJob.ru, на котором размещено более 12000 вакансий ИТ-специалистов. Анализ сайтов основных производителей и пользователей программно-аппаратных средств показывает, что число задач и объектов профессиональной деятельности в области ИТ уже при-
1Азаров Владимир Николаевич, доктор технических наук, профессор Департамента компьютерной инженерии Московского института электроники и математики, тел.: 89857730957, e-mail: [email protected]
Azarov Vladimir, Doctor of technical sciences, Professor of the Computer Engineering Department of Moscow Institute of Electronics and Mathematics, tel.: 89857730957, e-mail: [email protected]
2Гудков Юрий Игоревич, кандидат технических наук, старший научный сотрудник, доцент Департамента компьютерной инженерии Московского института электроники и математики, тел.: 89164317806, e-mail: [email protected]
Gudkov Yuri, Candidate of technical sciences, Senior Researcher, Associate Professor of the Computer Engineering Department of Moscow Institute of Electronics and Mathematics, tel.: 89164317806, e-mail: [email protected]
близилось к 150 и продолжает расти.
Типичным примером в данном случае может служить ряд направлений, имеющий несколько утвержденных профилей и ориентированных на подготовку именно технических специалистов (инженерных работников) для ИТ:
• Информатика и вычислительная техника.
о Вычислительные машины, комплексы, системы и сети.
о Автоматизированные системы обработки информации и управления.
о Системы автоматизированного проектирования.
о Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем.
• Инфо-коммуникационные технологии и системы связи.
о Телекоммуникации. о Физика и техника оптической связи. о Средства связи с подвижными объектами. о Защищенные системы связи. о Многоканальные телекоммуникационные системы.
о Радиосвязь, радиовещание и телевидение. о Сети связи и системы коммутации.
• Управление в технических системах. о Автоматизация и управление.
о Управление и информатика в технических системах.
о Корабельные системы управления. о Автономные информационные и управляющие системы.
При сравнительном анализе стандартов высшего профессионального образования 1, 2 и 3 поколений можно видеть, что названия многих бывших инженерных специальностей трансформировались в названия профилей соответствующего направления подготовки. Однако хотелось бы отметить тот факт, что такая специальность, как «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети» имела более 25 специализаций, имеющих свой набор профессиональных дисциплин и, как следствие, вполне определенный перечень профессиональных навыков.
Таким образом, переход к подготовке специалистов по направлению создает первую, но далеко не единственную проблему для полноценного инженерного образования.
На сегодняшний день вузы проводят обучение сразу по нескольким программам: бакалавриат, спе-циалитет и магистратура. И чтобы хоть как-то специализировать программы подготовки бакалавров, высшие учебные заведения самостоятельно, по решению ученого совета, определяют профили, которые зачастую представляют собой усеченный вариант учебных планов подготовки инженеров, которые еще выпускаются или выпускались вузом до введения бакалавриата. Но при этом «идут под нож» как раз те дисциплины, которые и отличают инженера, подтверждающего свою квалификацию защитой дипломного проекта, от бакалавра, представляющего на защиту выпускную
квалификационную работу, которая зачастую из-за явного уменьшения числа изученных специальных дисциплин представляет собой расширенное эссе с красивой презентацией.
Если теперь обратить внимание на перечень профессиональных компетенций бакалавров в области техники и технологий, то можно сделать неутешительный вывод - для решения самостоятельных инженерных задач бакалавра не готовят, так как при двухуровневой подготовке специалистов самостоятельная проектная деятельность является прерогативой выпускников магистратуры.
И здесь кроется еще одна проблема инженерной подготовки. Дело в том, что основной задачей профессиональной деятельности магистров является в первую очередь научно-исследовательская работа. Это определяется требованиями к содержанию магистерских программ (научный семинар, научно-исследовательская практика и т.п.), составу преподавателей (ведут занятия преимущественно доценты и профессора), а квалификация «магистр» присваивается после защиты магистерской диссертации, что еще в большей степени отдаляет магистра от инженерной деятельности.
По нашему мнению, для решения проблемы дефицита инженерных кадров в области информационных технологий можно было бы обратиться к опыту подготовки инженеров в 1980-1990 гг. В это время многие технические вузы стали готовить инженеров 5,5 лет с присвоением квалификации инженер-исследователь по конкретной специальности. Если провести параллели с сегодняшним днем, то прослеживается следующий путь решения данной проблемы. Необходима реальная взаимосвязь программ бакалавриата и магистратуры в рамках каждого профиля направления подготовки, которая обеспечивала бы сквозное обучение по узкой специализации на старших курсах бакалавриата и далее в магистратуре.
Для этого инженерная подготовка бакалавров в области информационных технологий должна включать следующие укрупненные циклы дисциплин:
• Фундаментальный.
о Математический анализ. о Алгебра и геометрия. о Физика.
о Теория вероятности и математическая статистика.
о Дискретная математика.
• Базовый профессиональный.
о Информатика и программирование. о Электротехника, электроника, метрология и схемотехника.
о Архитектура вычислительных и информационных систем. о Базы данных. о Операционные системы.
• Вариативный профессиональный.
о Дисциплины «узкой» специализации, которые будут составлять теоретическую и практическую базу для одной из магистерских программ, реализуемых в
вузе по направлению подготовки.
По нашему глубокому убеждению, в перечень дисциплин вариативного профессионального цикла любого профиля или специализации должен входить учебный курс под условным названием «Информационное обеспечение полного жизненного цикла проектирования, производства и эксплуатации средств ИКТ». В рамках такого курса студенты будут получать практические навыки документирования результатов проектирования аппаратного обеспечения и программных продуктов в соответствии с существующими национальными и международными стандартами. В сочетании с такой формой учебной работы, как проектный семинар и индивидуальный студенческий проект это создаст реальную основу для превращения выпускной квалификационной работы в полноценный инженерный проект по выбранной специализации.
В свою очередь магистерская программа, которая будет логическим продолжением повышения квалификации бакалавров по выбранной «узкой» специализации, должна включать как научные, так и инженерные дисциплины, что позволило бы обеспечить баланс в подготовке будущих магистров к проектной и научно-исследовательской деятельности.
Следующая проблема при переходе на двухуровневую систему подготовки лежит в контексте взаимосвязи вуз - студент - работодатель. Потенциальный работодатель не всегда понимает, кого он принимает на работу, и главное, какие должностные обязанности кандидат способен выполнять, так как у бакалавра фактически нет конкретной специальности.
Открытый рынок труда практически не пользуется квалификационными справочниками по профессиям, где прописано, с каким уровнем образования и опытом работы по специальности в годах работник может занимать ту или иную должность, потому что эти справочники устарели и не отражают современных условий и тенденций рынка труда. Поэтому в каждой компании формируются свои перечни знаний и навыков, необходимые для поступления на конкретную позицию. Но при этом сами работодатели не всегда понимают - как правильно оценить уровень квалификации кандидатов. Очень часто можно видеть в записях трудовой книжки, что работник, учась на 2-3 курсе вуза, занимает должность, например, инженера. А в анкетах на замещение вакансий на инженерные позиции иногда можно встретить такую формулировку к уровню образования, как «среднее специальное /неполное высшее/ высшее». При этом квалификации «бакалавр» или «магистр» потенциального претендента на инженерную должность не снимают, а часто усугубляют проблему определения его профессиональных знаний и возможностей.
Следует отметить, что такое непонимание квалификаций в двухуровневой системе образования типично не только для российских работодателей, но и европейских. Например, чтобы исключить противоречие между квалификацией «инженер» и «магистр», в Австрийских технических университетах после успешной защиты диссертации студент становится не толь-
ко магистром, но и дипломированным инженером, что подтверждается соответствующим сертификатом. Это дает реальный шанс выпускнику найти работу как в исследовательской лаборатории, так и в инженерном подразделении компании. На наш взгляд, это может быть реализовано и в Российской Федерации, что однозначно будет способствовать увеличению престижа инженерного образования.
Другим возможным путем построения механизма соответствия между бакалаврами, которые выпускаются по укрупненным группам подготовки, и должностными вакансиями, которые определяются работодателями, могут быть независимые системы аттестации и регистрации специалистов в области информационно-коммуникационных технологий.
Системы аттестации и регистрации специалистов в области ИКТ являются добровольными и независимыми от государственных органов и образовательных учреждений. Они создаются таким образом, чтобы обеспечить справедливое и без какого-либо предвзятого отношения решение всех вопросов, относящихся к аттестации и регистрации персонала.
Независимые системы, системы аттестации и сертификации специалистов свидетельствуют о том, что знания, умения, компетентность кандидата на получение сертификата соответствуют требованиям квалификации системы и признаются всеми участниками системы и ее партнерами, с которыми есть договоры о взаимном признании сертификатов. В большинстве своем руководители организаций требуют от персонала наличие сертификата признанной квалификации на основе высококачественного обучения и объективной аттестации.
Анализируя сертификаты, востребованные на рынке труда, можно выделить три основных типа систем сертификации специалистов.
1. Вендоровская система сертификации - это, прежде всего, стратегический маркетинг по продвижению на рынок своих технологий и продуктов и, безусловно, это конкретные знания конкретных технологий и продуктов. К таким системам сертификации в первую очередь относятся: Microsoft, Cisco, Oracle, ALT Linux, SAP, Citrix, HP OpenView, Veritas, Symantec, IBM - Lotus, ZyXel, QNAP, 3 COM, Nortel Networks, Computer Associates. Некоторые вендоры представляют скидки до 10% интеграторам, у которых имеются сертифицированные специалисты. В решении системных интеграторов одним из самых важных показателей является отношение количества сертифицированных специалистов к общему числу сотрудников. По мнению экспертов, сертификаты у сотрудников положительно влияют на объем бизнеса компании, каждый новый сертификат повышает оборот бизнеса на 0,51%. Сотрудник, имеющий сертификат, обеспечивает себе независимость от работодателя (мобильность на рынке труда), зарплату на 10-15% превышающую среднюю, дальнейший карьерный рост.
2. Вендоронезависимая и специальная система сертификации в основном необходима для ИТ-специалистов, выполняющих проекты по изменению
конфигураций или интеграции дополнительных сервисов в имеющиеся ИС, построенные на оборудовании и программном обеспечении не одного, а нескольких вендоров. Поэтому сертификаты такой системы имеют принципиальное значение для корректного выстраивания рабочих и технологических процессов и обеспечения эффективного выполнения работы по таким проектам. На рынке требуются специалисты с соот-
ветствующими сертификатами по управлению проектами, управлению ИТ-услугами (ITSM) и управлению системами информационной безопасности (ISMS). Очевидно, что цель сертификации в данном случае состоит в том, чтобы гарантировать работодателю высокий уровень компетенций и профессионализм в области управления сервисами.
Дерево семейств европейских ИКТ-профилей
1
6 семейств европейских ИКТ-профилей
1
Управление бизнесом Управление технологиями 1 4 Проектирование ■| Разработка Г Сервис и обслуживание г Поддержка
23 европейских ИКТ-профиля
Руководитель ИТ-подразделения - Менеджер по качеству в ИТ Бизнес-аналитик -| Системный аналитик Программист Специалист по мультимедиа технологиям Администратор баз данных - Менеджер полродажам в ИТ
Системный администратор ИТ-тренер
ИТ-директор - Менеджерпо информационной безопасности бизнеса
Архитектор информационных систем.
Менеджер по управлению ИТ-ресурсами Специалист по тестированию Специалист по тел е коммун и ка цио н ымм технологиям Специалист по информационной безопасности
Менеджер ИТ-проектов - Системный архитектор
Консультанте ИТ
- Менеджер сервисной службы в ИТ Технический ИТ-специалист
Специалист сервисной службы в ИТ
Рис. 1. Дерево семейств европейских ИКТ-профилей
Рис. 2. Дерево семейств российских ИКТ-профилей
3. Мультисистемная система сертификации использует так называемую систему ИКТ-компетенций, которая разрабатывается в Европейском союзе. Формальное решение о начале работ над проектом e-CF (e-Competence Framework in Action) было принято в декабре 2008 г., а работа началась в апреле 2009 г. Этот проект направлен, прежде всего, на разработку профессиональных компетенций и стандартов [3]. Система состоит из 6 семейств, объединяющих 23 ИКТ-профиля (рис. 1).
Аналогичные работы по созданию мультисистем-ной системы сертификации ИКТ-специалистов в России были начаты в 2008 г. Основу для создания системы составили результаты анализа более 1000 должностных инструкций и квалификационных требований, предъявляемых работодателями при найме специалиста для работы в сфере информационно-коммуникационных технологий. В ноябре 2011 г. созданная «Система аттестации и регистрации специалистов в области информационно-коммуникационных технологий в Российской Федерации» была зарегистрирована Росстандартом [4].
В системе требования к ИТ-специалистам сгруппированы в 6 семейств, которые объединяют 42 ИКТ-профиля (рис. 2) [5, 6, 7]. Семейства выделяются по функциональному принципу, а сертификации проводятся по 3 уровням:
• Базовый - «Специалист».
• Промежуточный - «Мастер».
• Экспертный - «Эксперт-аудитор».
Безусловно, отечественная независимая система
аттестации и регистрации специалистов в области ИКТ-технологий требует постоянного развития с уче-
том изменений профессиональных стандартов в области ИКТ, новых образовательных стандартов и опыта западных стран (в первую очередь европейских и США).
Проведенный сравнительный анализ американских и европейских ИКТ-компетенций и квалификаций показал, что одним из путей дальнейшего развития отечественной системы аттестации является ее гармонизация с европейской.
Семейства европейских ИКТ-профилей выбраны, исходя из полного жизненного цикла продукта. При всей справедливости такого подхода, существует некоторая некорректность, поскольку жизненный цикл программного продукта, оборудования или предоставления ИТ-услуги различен, что приводит к пересечению и повторению ИКТ-профилей. Поэтому для гармонизации российской системы с европейской и привязки программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации ИКТ-специалистов к европейской системе аттестации и регистрации специалистов в области ИКТ, на наш взгляд, с одной стороны, необходимо разработать двухуровневую структуру, включающую уровень ИКТ-квалификаций и уровень ИКТ-профилей, которые формируются программами подготовки специалистов в области ИКТ. С другой стороны, программы подготовки и переподготовки специалистов должны в свою очередь создаваться с учетом гармонизированной схемы классификации ИКТ-профилей, которая полностью отражает потребности сложившегося к настоящему времени рынка труда ИКТ-специалистов.
Статья поступила 24.12.2014 г.
1. Сборник учебно-методических материалов: Приказы Минобразования России, справочные материалы по учебно-методическим объединениям, специализации по специальностям высшего профессионального образования. М.: Изд-во МГТУ им. А.Н. Косыгина, 2002. С. 396.
2. Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования. Приказ Минобрнауки России от 12.09.2013 г. № 1061
3. Вольпян Н.С. Европейский опыт реализации политики развития ИКТ-компетенций. Европейская рамка ИКТ-компетенций. М.: Softline, 2011. 118 с.
4. Азаров В.Н. Система сертификации и регистрации специалистов в области ИКТ-технологий. М.: Европейский центр
ский список
по качеству, 2011.
5. Азаров В.Н., Тихонов А.Н. Система аттестации и регистрации специалистов в области информационно-коммуникационных технологий // Качество. Инновации. Образование. 2011. № 9. С. 14-19.
6. Азаров В.Н., Тихонов А.Н. Система аттестации и регистрации специалистов в области информационно-коммуникационных технологий // Качество. Инновации. Образование. 2011. № 10. С. 21-29.
7. Азаров В.Н., Тихонов А.Н. Система аттестации и регистрации специалистов в области информационно-коммуникационных технологий // Качество. Инновации. Образование. 2011. № 11. С.10-17.