Коваленко В.Н., Анбиндерис Т.Т., Кобаидзе В.В., Груздев Н.Ю.; патентообладатель ООО «КОВЕРТ».
12. Миллиметровая волновая терапия (широкополосная перестраиваемая КВЧ терапия) /
Сб.научн.тр., М.:ФУ Медбиоэкстрим, МТЦ «КОВЕРТ», 2001, 225 с.
УДК 338.45
А.А. Микрюков, С.В. Федосеев
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ИНЖЕНЕРНОЙ ПОДГОТОВКИ IT-СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ
Стремительный переход российского образования на двухуровневую систему и высокие темпы развития инновационной экономики ставят выпускников инженерных специальностей первого уровня образования (бакалавриат) в довольно невыгодное положение по сравнению с дипломированными специалистами и магистрами, когда они не всегда становятся нужными работодателю, т.к. он считает их знания и навыки не вполне достаточными. По словам председателя комитета Совета Федерации по образованию и науке отечественная экономика еще не совсем готова к двухуровневой схеме образованию. Поскольку бакалавров едва ли можно назвать готовыми инженерами.
Социологические исследования свидетельствуют, что работодатель не всегда принимает на работу бакалавров. Этому зачастую способствует несоответствие потребностей работодателя и качества выпускника.
Однако спрос на грамотных инженеров, особенно в сфере ИТ постоянно растет.
Согласно данным рекрутингового портала Superjob.ru прошедший экономический кризис способствовал повышению спроса на грамотных инженеров и технологов. Специалисты инженерного профиля вошли в тройку наиболее востребованных профессий [1].
Таким образом, становится актуальной проблема воспитания и профессиональной подготовки инженерных кадров, востребованных на рынке рабочих услуг, в том числе, на уровне бакалавриата. Решение этой задачи
возможно только при привлечении и активном участии работодателей и бизнеса.
При этом немаловажным является обеспечение соответствия подготовки инженеров требованиям мировых образовательных стандартов с учетом фактора постепенной интернационализации инновационных проектов и производств, а также распространения требований, предъявляемых к специалисту-инженеру по мировым стандартам, на российском рынке труда.
Конкурентоспособность российских инженеров при трудоустройстве на ответственные должности в крупные международные компании, совместные предприятия и инжиниринговые центры пока остается невысокой в связи с отсутствием у них международной сертификации и регистрации. Российские промышленные предприятия все чаще сталкиваются с проблемами при привлечении инвестиций для развития производства, а также при участии в международных тендерах на получение заказов, ввиду отсутствия в их в штате профессиональных инженеров, сертифицированных по международным стандартам и зарегистрированных в международных регистрах. Конкурентоспособность российских вузов на мировом рынке образовательных услуг ограничена отсутствием у них широкого спектра программ, аккредитованных по международным стандартам.
Международные стандарты подготовки инженеров определены требованиями Международного инженерного альянса (1п1еп£шопа1
engineering Alliance,IEA) к компетенциям выпускников университетов и колледжей, а также к квалификациям профессиональных инженеров, техников и технологов (Graduate Attributes fnd Professional competences) [2].
В развитых странах, таких как США, Великобритания, Япония и др. в условиях уровне-вой системы высшего образования (бакалавр-магистр) существует двухступенчатая система гарантий качества подготовки инженерных кадров. Первая ступень - аккредитация инженерных образовательных программ, реализуемых в университетах. Вторая ступень - сертификация и регистрация профессиональных инженеров независимыми, как правило неправительственными общественно-профессиональными организациями с использованием соответствующих критериев и процедур.
Сертифицированные профессиональные инженеры, внесенные в соответствующие так называемые национальные регистры составляют инженерную элиту ведущих промышленных компаний, являются лидерами инновационных предприятий. Они выполняют «прорывные» проекты и создают перспективные разработки в области техники и технологий, оказывая существенное влияние на формирование инновационной экономики развитых стран и обеспечивая ее конкурентоспособность.
Международное признание компетенций профессиональных инженеров осуществляется такими организациями как:
1. Инженерный мобильный форум (Engineers mobility Forum, EMF) - в мировом масштабе;
2. Европейская федерация национальных инженерных ассоциаций, (European Federaton of National Ingineerig Associations, FEANI) - в Европе;
3. Азиатско-тихоокеанский регистр (Asia -Pasific Economic Cooperation, APEC Engineer Register) - в азиатско-тихоокеанском регионе.
FEANI содействует признанию высокой квалификации сертифицированных специалистов в Европе и укрепляет их положение, роль и ответственность в обществе. FEANI присваивает профессиональное звание «Европейский инженер» (EUR ING).
Главная цель проекта «Евроинженер» заключается в установлении общего стандарта аккредитации инженерных программ в области высшего европейского образования, что дает возможность сравнения квалификаций в области европейского высшего образования, тем самым, увеличивая мобильность и гибкость для выпускников вузов.
FEANI установила и поддерживает список (Индекс FEANI) учебных заведений и образовательных программ, соответствующим стандартам образования, установленным FEANI.
В настоящее время в этом списке 21 вуз России, из них по направлению «Информатика и вычислительная техника» - 8 образовательных программ.
Аккредитация образовательной программы обеспечивает:
- повышение конкурентоспособности вуза на российском рынке образовательных услуг;
- признание высокого качества программы на общеевропейском уровне;
- расширение возможностей трудоустройства выпускников;
- возможность получения профессионального звания EUR ING для выпускника образовательной программы.
Сегодня в FEANI входят ассоциации инженеров из 29 евпропейских стран, включая Россию. От каждой страны-участника в FEANI представлена только одна национальная организация, представляющая национальное инженерное образование страны. От России в FEANI представлен Россйский союз научных и инженерных общественных организаций (Рос НИО), на базе которого сформирован Российский национальный мониторинговый комитет (РМК) FEANI.
При FEANI функционирует Европейский мониторинговый комитет (ЕМК), который принимает решение о регистрации специалистов в качестве Евроинженера и отслеживает работу национальных мониторинговых комитетов. ЕМК утверждает аккредитацию учебных заведений и образовательных программ.
FEANI содержит Реестр, в который включаются кандидаты на получение звания Евро-инженер при соответствии их уровня установленным требованиям. Обладатели звания EUR ING вносятся в FEANI Register, который сего-
дня насчитывает десятки тысяч профессиональных инженеров.
Сертификация и регистрация лиц, занимающихся практической инженерной деятельностью на территории РФ производится по следующим 12 областям:
1. Аэрокосмическая техника
2. Биотехнологии
3. Химические технологии
4. Гражданское строительство
5. Инженерная защита окружающей среды
6. Электроника, электротехника и электроэнергетика
7. Геотехнологии
8. Информатика и вычислительная техника
9. Машиностроение
10. Горное дело
11. Нефтегазовое дело
12. Транспортная техника
Для включения в FEANI Register специалист должен соответствовать определенным требованиям. Одним из основных критериев является инженерная подготовка. По стандарту FEANI минимальная составляющая образования, полученного в странах - членах FEANI, определяется как (B+3U), где B-период получения среднего образования, U-один год обучения в университете.
Минимальная составляющая инженерного опыта - 2E, где E- один год инженерной деятельности. Основная формула, описывающая требования FEANI к инженерной подготовке, имеет вид:
С= B+3U+2U+2E либо
С= B+3U+2T+2E либо
С= B+3U+2E+2E,
где: T - один год инженерной практики, С - длительность подготовки специалиста. В перечне критериев FEANI сформулированы следующие требования к профессиональным инженерам [3]:
- Понимание сущности профессии инженера и обязанности служить обществу;
- Наличие высокого уровня понимания принципов инженерии;
- Общие знания об инженерной деятельности;
- Способность применять соответствующие теоретические и практические методы к анализу и решению инженерных проблем;
- Умение использовать существующие и перспективные технологии;
- Знание инженерной экономики, методов обеспечения качества;
- Умения работать над проектами в команде;
- Способность быть лидером;
- Коммуникативные навыки и поддержание необходимого уровня компетенции;
- Знание стандартов и правил, соответствующих области специализации;
- Свободное владение европейскими языками.
Перечень компетенций выпускников определяется:
- потребностями рынка труда;
- требованиями потенциального работодателя;
- требованиями ФГОС;
- национальными и международными требованиями к выпускникам образовательных программ.
Указанные компоненты определяют модель выпускника вуза. Как известно в европейских и американских компетентностных моделях используется практико-ориентированный подход с активным вовлечением работодателя.
Хорошо известен опыт МИСИС, МФТИ и других вузов, использующих модель партнерства работодателя с вузами «Бизнес - вуз», в соответствии с которой строится модель частно - государственного партнерства с вузами [4]. На основе этой модели осуществляется построение образовательного процесса и в МЭСИ.
Переход на двухуровневую систему высшего профессионального образования «бакалавриат - магистратура» помог бизнесу разрешить проблему несоответствия выпускников вузов по ИТ-специальностям требованиям быстро растущего ИТ-рынка. Системный подход к решению задач формирования комплекса деловых и профессиональных компетенций выпускника вуза, приходящего на работу в компании, лежит в области разработки долгосрочных программ высшего профессионального образования на базе вуза. Это программы
подготовки бакалавров, магистров и дополнительного профессионального образования. Модель «Бизнес - вуз» под заказ бизнеса с точки зрения методологии включает:
- структуру содержательного заказа бизнеса на результаты образования;
- модель содержания образовательных программ;
- модель организации и управления учебным процессом;
- модель системы менеджмента качества и системы обеспечения гарантий качества с участием работодателя.
Такой подход, с одной стороны, позволяет соответствовать государственным образовательным стандартам и высокому качеству обу-ченияв вузах, а с другой стороны, удовлетворить заказ бизнеса в жестких и динамично меняющихся условиях современной бизнес - среды. Сущность модели заключается в следующем:
- студенты получают фундаментальную подготовку в бакалавриате или специалитете;
- после окончания бакалавриата поступают в целевую коммерческую магистратуру, созданную совместно с крупной компанией - заказчиком подготовки;
- программа магистерской подготовки строится совместно университетом и компанией по образовательным стандартом 3 поколения с использованием профессиональных отраслевых и корпоративных стандартов;
- мотивация студентов осуществляется эксклюзивным качеством программ и целевым распределением на работу в компанию заказчика с первого дня обучения;
- программы реализуются в вузе на базе существующих научно - педагогических школ с привлечением ведущих специалистов национального и мирового уровня из отрасли и компании - заказчика, лучших преподавателей других вузов, вендоров и тренинговых компаний;
- в процессе обучения используются передовые методы - технологическое обучение, деловые игры, тренинги, симуляции, обучение на практических ситуациях;
- практика проводится на базе заказчика с участием студентов в реальных проектах.
С точки зрения построения содержания образовательных программ новое качество дает синергетический эффект от реализации традиционной модели классического высшего образования и модели бизнес - образования.
Не менее важную роль в формировании специалиста нового качества является построение новой модели организации и управления учебным процессом. Организационно модель может быть представлена как система корпоративных факультетов и ассоциированных кафедр вузов под управлением специализированной службы компании (например, научно-учебного центра, НУЦ). НУЦ осуществляет набор и отбор кандидатов на обучение в выстроенной системе в соответствии с заказом компании, делает заказ вузу на образовательные услуги, контролирует качество и соответствие заявленному профилю подготовки. НУЦ создает сообщество преподавателей, отвечающих определенным требованиям к личностным, деловым и профессиональным компетенциям и владеющих современными методами и технологиями преподавания. НУЦ создает образовательную среду - кампус университета, позволяющую использовать технологии электронного обучения, организацию удаленного доступа к образовательным ресурсам с использованием среды дистанционной поддержки, репозитария ресурсов, информационных центров дисциплин и др. Управление образовательным процессам осуществляют менеджеры НУЦ, отвечающие за направления деятельности: управление разработкой и совершенствование содержания учебных программ, управление учебным процессом, управление набором, контролем хода обучения по образовательным траекториям и т.п. В процессе обучения используются как традиционные методы обучения (лекции, семинары, практические занятия, лабораторные работы), так и современные методы обучения на основе компьютерных технологий (деловые и ролевые игры, имитационные модели, учебные проекты, разбор кейсов, мастер - классы ведущих специалистов, виртуальные лабораторные работы и т.п.) В МЭСИ в образовательном процессе получила широкое распространение и активно используется система Б-1еагш^ как в области обучения студентов, так и в области развития
научно - педагогических кадров, включающая следующие информационные среды и инструментальные средства:
- виртуальный кампус, содержащий электронный контент (мультимедийные курсы, тестовые материалы и др.), и позволяющий эффективно использовать технологии удаленного доступа;
- информационные центры дисциплин, обеспечивающие процесс управления академическими знаниями в вузе на качественно новом уровне;
- информационно-библиотечный центр;
- инструментарий технологии Web 2.0, позволяющий использовать эффективные методы коллективной разработки;
- комплекс автоматизированных инстру-
ментов системы управления качеством электронных ресурсов на основе е-Ме1хю8.
Таким образом, в заключение необходимо отметить, что для эффективного обеспечения комплексного решения задачи повышения качества высшего профессионального образования, отвечающего современным требованиям и тенденциям развития инновационной экономики, необходимо использование системы международной общественной аккредитации образовательных программ, построение новых моделей организации и управления учебным процессом путем интеграции классических моделей образования и моделей бизнес-образования с активным применением технологий электронного обучения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. РИА Новости. Аналитика и комментарии. Дефицит инженерных кадров в России сохраняется-Superjob.ru. 09.09.09.
2. http://www.bls.gov.
3. The European Engineers.- FEANI:Issue №4. 2009.
4. Нежурина М.И. Методология проектирования и реализации инновационных образовательных программ // Современные проблемы фундаментальных и прикладных исследований. Труды 51 научной конференции МФТИ. Москва-Долгопрудный, 2008, С.53-58.
УДК 336.714
А.Б. Морозов
О ПРОБЛЕМЕ ПЕРЕБАЗИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Рост крупных городов за счет пригородных территорий ведет к тому, что промышленные территории, находившиеся на окраине, оказываются в черте городской застройки. За счет этого происходит нарушение градостроительного регламента и ухудшение экологической ситуации в черте города, кроме того выявляется потребность в жилой застройке и создании деловых центров на территории занятой промышленными предприятиями в центре города. Утрата крупнейшими городами промышленной функции становится общемировой тенденцией. Вывод производств из границ мегаполисов по-
могает решить множество проблем: загрязнение атмосферы, грунтов и водоемов, ликвидация угрозы техногенных катастроф и их последствий, ослабление избыточной нагрузки на транспортную сеть, депрессирование прилегающих территорий, невозможность использования занятых территорий под современные, более востребованные и конкурентоспособные функции.
Вопрос перебазирования и реформирования промышленных предприятий актуален, например, для Санкт-Петербурга более 30 лет. Концепция экстенсивного развития города исчер-