Научная статья на тему 'Актуальные вопросы повышения конкурентоспособности инженерной подготовки IT-специалистов для инновационной экономики'

Актуальные вопросы повышения конкурентоспособности инженерной подготовки IT-специалистов для инновационной экономики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Глобальная энергия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ИТ-СПЕЦИАЛИСТЫ / ИНЖЕНЕРНАЯ ПОДГОТОВКА / АККРЕДИТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Микрюков Андрей Александрович, Федосеев Сергей Витальевич

В статье рассмотрена проблема совершенствования подготовки инженерных кадров и обеспечения их конкурентоспособности на рынке труда. Обосновывается необходимость проведения аккредитации инженерных образовательных программ российских вузов с привлечением международных стандартов подготовки инженеров, а также сертификации профессиональных инженеров неправительственными общественными организациями. Предлагается модель партнерства работодателя с вуз

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Микрюков Андрей Александрович, Федосеев Сергей Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the problem of improving the training of engineering personnel and ensure their competitiveness in the labour market. The necessity of carrying out the accreditation of engineering educational programmes of the Russian high schools with the involvement of international standards of training of engineers, as well as certification of professional engineers non-governmental public organizations. Proposes model of partnership employer with the universities

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы повышения конкурентоспособности инженерной подготовки IT-специалистов для инновационной экономики»

Коваленко В.Н., Анбиндерис Т.Т., Кобаидзе В.В., Груздев Н.Ю.; патентообладатель ООО «КОВЕРТ».

12. Миллиметровая волновая терапия (широкополосная перестраиваемая КВЧ терапия) /

Сб.научн.тр., М.:ФУ Медбиоэкстрим, МТЦ «КОВЕРТ», 2001, 225 с.

УДК 338.45

А.А. Микрюков, С.В. Федосеев

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ИНЖЕНЕРНОЙ ПОДГОТОВКИ IT-СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

Стремительный переход российского образования на двухуровневую систему и высокие темпы развития инновационной экономики ставят выпускников инженерных специальностей первого уровня образования (бакалавриат) в довольно невыгодное положение по сравнению с дипломированными специалистами и магистрами, когда они не всегда становятся нужными работодателю, т.к. он считает их знания и навыки не вполне достаточными. По словам председателя комитета Совета Федерации по образованию и науке отечественная экономика еще не совсем готова к двухуровневой схеме образованию. Поскольку бакалавров едва ли можно назвать готовыми инженерами.

Социологические исследования свидетельствуют, что работодатель не всегда принимает на работу бакалавров. Этому зачастую способствует несоответствие потребностей работодателя и качества выпускника.

Однако спрос на грамотных инженеров, особенно в сфере ИТ постоянно растет.

Согласно данным рекрутингового портала Superjob.ru прошедший экономический кризис способствовал повышению спроса на грамотных инженеров и технологов. Специалисты инженерного профиля вошли в тройку наиболее востребованных профессий [1].

Таким образом, становится актуальной проблема воспитания и профессиональной подготовки инженерных кадров, востребованных на рынке рабочих услуг, в том числе, на уровне бакалавриата. Решение этой задачи

возможно только при привлечении и активном участии работодателей и бизнеса.

При этом немаловажным является обеспечение соответствия подготовки инженеров требованиям мировых образовательных стандартов с учетом фактора постепенной интернационализации инновационных проектов и производств, а также распространения требований, предъявляемых к специалисту-инженеру по мировым стандартам, на российском рынке труда.

Конкурентоспособность российских инженеров при трудоустройстве на ответственные должности в крупные международные компании, совместные предприятия и инжиниринговые центры пока остается невысокой в связи с отсутствием у них международной сертификации и регистрации. Российские промышленные предприятия все чаще сталкиваются с проблемами при привлечении инвестиций для развития производства, а также при участии в международных тендерах на получение заказов, ввиду отсутствия в их в штате профессиональных инженеров, сертифицированных по международным стандартам и зарегистрированных в международных регистрах. Конкурентоспособность российских вузов на мировом рынке образовательных услуг ограничена отсутствием у них широкого спектра программ, аккредитованных по международным стандартам.

Международные стандарты подготовки инженеров определены требованиями Международного инженерного альянса (1п1еп£шопа1

engineering Alliance,IEA) к компетенциям выпускников университетов и колледжей, а также к квалификациям профессиональных инженеров, техников и технологов (Graduate Attributes fnd Professional competences) [2].

В развитых странах, таких как США, Великобритания, Япония и др. в условиях уровне-вой системы высшего образования (бакалавр-магистр) существует двухступенчатая система гарантий качества подготовки инженерных кадров. Первая ступень - аккредитация инженерных образовательных программ, реализуемых в университетах. Вторая ступень - сертификация и регистрация профессиональных инженеров независимыми, как правило неправительственными общественно-профессиональными организациями с использованием соответствующих критериев и процедур.

Сертифицированные профессиональные инженеры, внесенные в соответствующие так называемые национальные регистры составляют инженерную элиту ведущих промышленных компаний, являются лидерами инновационных предприятий. Они выполняют «прорывные» проекты и создают перспективные разработки в области техники и технологий, оказывая существенное влияние на формирование инновационной экономики развитых стран и обеспечивая ее конкурентоспособность.

Международное признание компетенций профессиональных инженеров осуществляется такими организациями как:

1. Инженерный мобильный форум (Engineers mobility Forum, EMF) - в мировом масштабе;

2. Европейская федерация национальных инженерных ассоциаций, (European Federaton of National Ingineerig Associations, FEANI) - в Европе;

3. Азиатско-тихоокеанский регистр (Asia -Pasific Economic Cooperation, APEC Engineer Register) - в азиатско-тихоокеанском регионе.

FEANI содействует признанию высокой квалификации сертифицированных специалистов в Европе и укрепляет их положение, роль и ответственность в обществе. FEANI присваивает профессиональное звание «Европейский инженер» (EUR ING).

Главная цель проекта «Евроинженер» заключается в установлении общего стандарта аккредитации инженерных программ в области высшего европейского образования, что дает возможность сравнения квалификаций в области европейского высшего образования, тем самым, увеличивая мобильность и гибкость для выпускников вузов.

FEANI установила и поддерживает список (Индекс FEANI) учебных заведений и образовательных программ, соответствующим стандартам образования, установленным FEANI.

В настоящее время в этом списке 21 вуз России, из них по направлению «Информатика и вычислительная техника» - 8 образовательных программ.

Аккредитация образовательной программы обеспечивает:

- повышение конкурентоспособности вуза на российском рынке образовательных услуг;

- признание высокого качества программы на общеевропейском уровне;

- расширение возможностей трудоустройства выпускников;

- возможность получения профессионального звания EUR ING для выпускника образовательной программы.

Сегодня в FEANI входят ассоциации инженеров из 29 евпропейских стран, включая Россию. От каждой страны-участника в FEANI представлена только одна национальная организация, представляющая национальное инженерное образование страны. От России в FEANI представлен Россйский союз научных и инженерных общественных организаций (Рос НИО), на базе которого сформирован Российский национальный мониторинговый комитет (РМК) FEANI.

При FEANI функционирует Европейский мониторинговый комитет (ЕМК), который принимает решение о регистрации специалистов в качестве Евроинженера и отслеживает работу национальных мониторинговых комитетов. ЕМК утверждает аккредитацию учебных заведений и образовательных программ.

FEANI содержит Реестр, в который включаются кандидаты на получение звания Евро-инженер при соответствии их уровня установленным требованиям. Обладатели звания EUR ING вносятся в FEANI Register, который сего-

дня насчитывает десятки тысяч профессиональных инженеров.

Сертификация и регистрация лиц, занимающихся практической инженерной деятельностью на территории РФ производится по следующим 12 областям:

1. Аэрокосмическая техника

2. Биотехнологии

3. Химические технологии

4. Гражданское строительство

5. Инженерная защита окружающей среды

6. Электроника, электротехника и электроэнергетика

7. Геотехнологии

8. Информатика и вычислительная техника

9. Машиностроение

10. Горное дело

11. Нефтегазовое дело

12. Транспортная техника

Для включения в FEANI Register специалист должен соответствовать определенным требованиям. Одним из основных критериев является инженерная подготовка. По стандарту FEANI минимальная составляющая образования, полученного в странах - членах FEANI, определяется как (B+3U), где B-период получения среднего образования, U-один год обучения в университете.

Минимальная составляющая инженерного опыта - 2E, где E- один год инженерной деятельности. Основная формула, описывающая требования FEANI к инженерной подготовке, имеет вид:

С= B+3U+2U+2E либо

С= B+3U+2T+2E либо

С= B+3U+2E+2E,

где: T - один год инженерной практики, С - длительность подготовки специалиста. В перечне критериев FEANI сформулированы следующие требования к профессиональным инженерам [3]:

- Понимание сущности профессии инженера и обязанности служить обществу;

- Наличие высокого уровня понимания принципов инженерии;

- Общие знания об инженерной деятельности;

- Способность применять соответствующие теоретические и практические методы к анализу и решению инженерных проблем;

- Умение использовать существующие и перспективные технологии;

- Знание инженерной экономики, методов обеспечения качества;

- Умения работать над проектами в команде;

- Способность быть лидером;

- Коммуникативные навыки и поддержание необходимого уровня компетенции;

- Знание стандартов и правил, соответствующих области специализации;

- Свободное владение европейскими языками.

Перечень компетенций выпускников определяется:

- потребностями рынка труда;

- требованиями потенциального работодателя;

- требованиями ФГОС;

- национальными и международными требованиями к выпускникам образовательных программ.

Указанные компоненты определяют модель выпускника вуза. Как известно в европейских и американских компетентностных моделях используется практико-ориентированный подход с активным вовлечением работодателя.

Хорошо известен опыт МИСИС, МФТИ и других вузов, использующих модель партнерства работодателя с вузами «Бизнес - вуз», в соответствии с которой строится модель частно - государственного партнерства с вузами [4]. На основе этой модели осуществляется построение образовательного процесса и в МЭСИ.

Переход на двухуровневую систему высшего профессионального образования «бакалавриат - магистратура» помог бизнесу разрешить проблему несоответствия выпускников вузов по ИТ-специальностям требованиям быстро растущего ИТ-рынка. Системный подход к решению задач формирования комплекса деловых и профессиональных компетенций выпускника вуза, приходящего на работу в компании, лежит в области разработки долгосрочных программ высшего профессионального образования на базе вуза. Это программы

подготовки бакалавров, магистров и дополнительного профессионального образования. Модель «Бизнес - вуз» под заказ бизнеса с точки зрения методологии включает:

- структуру содержательного заказа бизнеса на результаты образования;

- модель содержания образовательных программ;

- модель организации и управления учебным процессом;

- модель системы менеджмента качества и системы обеспечения гарантий качества с участием работодателя.

Такой подход, с одной стороны, позволяет соответствовать государственным образовательным стандартам и высокому качеству обу-ченияв вузах, а с другой стороны, удовлетворить заказ бизнеса в жестких и динамично меняющихся условиях современной бизнес - среды. Сущность модели заключается в следующем:

- студенты получают фундаментальную подготовку в бакалавриате или специалитете;

- после окончания бакалавриата поступают в целевую коммерческую магистратуру, созданную совместно с крупной компанией - заказчиком подготовки;

- программа магистерской подготовки строится совместно университетом и компанией по образовательным стандартом 3 поколения с использованием профессиональных отраслевых и корпоративных стандартов;

- мотивация студентов осуществляется эксклюзивным качеством программ и целевым распределением на работу в компанию заказчика с первого дня обучения;

- программы реализуются в вузе на базе существующих научно - педагогических школ с привлечением ведущих специалистов национального и мирового уровня из отрасли и компании - заказчика, лучших преподавателей других вузов, вендоров и тренинговых компаний;

- в процессе обучения используются передовые методы - технологическое обучение, деловые игры, тренинги, симуляции, обучение на практических ситуациях;

- практика проводится на базе заказчика с участием студентов в реальных проектах.

С точки зрения построения содержания образовательных программ новое качество дает синергетический эффект от реализации традиционной модели классического высшего образования и модели бизнес - образования.

Не менее важную роль в формировании специалиста нового качества является построение новой модели организации и управления учебным процессом. Организационно модель может быть представлена как система корпоративных факультетов и ассоциированных кафедр вузов под управлением специализированной службы компании (например, научно-учебного центра, НУЦ). НУЦ осуществляет набор и отбор кандидатов на обучение в выстроенной системе в соответствии с заказом компании, делает заказ вузу на образовательные услуги, контролирует качество и соответствие заявленному профилю подготовки. НУЦ создает сообщество преподавателей, отвечающих определенным требованиям к личностным, деловым и профессиональным компетенциям и владеющих современными методами и технологиями преподавания. НУЦ создает образовательную среду - кампус университета, позволяющую использовать технологии электронного обучения, организацию удаленного доступа к образовательным ресурсам с использованием среды дистанционной поддержки, репозитария ресурсов, информационных центров дисциплин и др. Управление образовательным процессам осуществляют менеджеры НУЦ, отвечающие за направления деятельности: управление разработкой и совершенствование содержания учебных программ, управление учебным процессом, управление набором, контролем хода обучения по образовательным траекториям и т.п. В процессе обучения используются как традиционные методы обучения (лекции, семинары, практические занятия, лабораторные работы), так и современные методы обучения на основе компьютерных технологий (деловые и ролевые игры, имитационные модели, учебные проекты, разбор кейсов, мастер - классы ведущих специалистов, виртуальные лабораторные работы и т.п.) В МЭСИ в образовательном процессе получила широкое распространение и активно используется система Б-1еагш^ как в области обучения студентов, так и в области развития

научно - педагогических кадров, включающая следующие информационные среды и инструментальные средства:

- виртуальный кампус, содержащий электронный контент (мультимедийные курсы, тестовые материалы и др.), и позволяющий эффективно использовать технологии удаленного доступа;

- информационные центры дисциплин, обеспечивающие процесс управления академическими знаниями в вузе на качественно новом уровне;

- информационно-библиотечный центр;

- инструментарий технологии Web 2.0, позволяющий использовать эффективные методы коллективной разработки;

- комплекс автоматизированных инстру-

ментов системы управления качеством электронных ресурсов на основе е-Ме1хю8.

Таким образом, в заключение необходимо отметить, что для эффективного обеспечения комплексного решения задачи повышения качества высшего профессионального образования, отвечающего современным требованиям и тенденциям развития инновационной экономики, необходимо использование системы международной общественной аккредитации образовательных программ, построение новых моделей организации и управления учебным процессом путем интеграции классических моделей образования и моделей бизнес-образования с активным применением технологий электронного обучения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. РИА Новости. Аналитика и комментарии. Дефицит инженерных кадров в России сохраняется-Superjob.ru. 09.09.09.

2. http://www.bls.gov.

3. The European Engineers.- FEANI:Issue №4. 2009.

4. Нежурина М.И. Методология проектирования и реализации инновационных образовательных программ // Современные проблемы фундаментальных и прикладных исследований. Труды 51 научной конференции МФТИ. Москва-Долгопрудный, 2008, С.53-58.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 336.714

А.Б. Морозов

О ПРОБЛЕМЕ ПЕРЕБАЗИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Рост крупных городов за счет пригородных территорий ведет к тому, что промышленные территории, находившиеся на окраине, оказываются в черте городской застройки. За счет этого происходит нарушение градостроительного регламента и ухудшение экологической ситуации в черте города, кроме того выявляется потребность в жилой застройке и создании деловых центров на территории занятой промышленными предприятиями в центре города. Утрата крупнейшими городами промышленной функции становится общемировой тенденцией. Вывод производств из границ мегаполисов по-

могает решить множество проблем: загрязнение атмосферы, грунтов и водоемов, ликвидация угрозы техногенных катастроф и их последствий, ослабление избыточной нагрузки на транспортную сеть, депрессирование прилегающих территорий, невозможность использования занятых территорий под современные, более востребованные и конкурентоспособные функции.

Вопрос перебазирования и реформирования промышленных предприятий актуален, например, для Санкт-Петербурга более 30 лет. Концепция экстенсивного развития города исчер-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.