Научная статья на тему 'Некоторые проблемы инженерно-экологических изысканий в Удмуртии'

Некоторые проблемы инженерно-экологических изысканий в Удмуртии Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
836
299
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗЫСКАНИЯ / ПРИКЛАДНАЯ ЭКОЛОГИЯ / СТРОИТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Стурман Владимир Ицхакович

Представлены краткий обзор некоторых проблемных вопросов инженерно-экологических изысканий для строительства и предложения по их решению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Стурман Владимир Ицхакович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some problems of Environmental site investigations for construction in Udmurtiya

The paper containes short rewiew of problematic questions in the field of Environmental site investigations for construction. Some possible solutions are also presented.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы инженерно-экологических изысканий в Удмуртии»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

31

УДК 502.700.15(471.51)(045) В.И. Стурман

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНЖЕНЕРНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИЗЫСКАНИЙ В УДМУРТИИ

Представлены краткий обзор некоторых проблемных вопросов инженерно-экологических изысканий для строительства и предложения по их решению.

Ключевые слова: изыскания, прикладная экология, строительство.

Цели инженерно-экологических изысканий. Согласно принятому определению [1], инженерно-экологические изыскания для строительства выполняются для оценки современного состояния и прогноза возможных изменений окружающей природной среды под влиянием антропогенной нагрузки в целях предотвращения, минимизации или ликвидации вредных и нежелательных экологических и связанных с ними социальных, экономических и других последствий и сохранения оптимальных условий жизнийаарабшня. и реализация проектов строительства нередко сопровождается конфликтными ситуациями в природопользовании, решение которых бывает сопряжено с социальной напряженностью, судебными процедурами, переработкой проектной документации и задержками ее согласования и, как следствие, дополнительными издержками и потерями времени для инвесторов, подчас значительными. К конфликтным ситуациям в природопользовании обычно приводят:

- недостаточное знание инвестором существующих природопользования и экологических ограничений в районе намечаемой деятельности (водоохранные зоны и зоны санитарной охраны источников водоснабжения, необходимость организации вокруг проектируемых объектов санитарно-защитных зон, заказники, памятники природы, места произрастания и обитания редких видов растений и животных и т.п.);

- отсутствие у инвестора информации о состоянии природной среды в районе намечаемой деятельности (существующие уровни загрязнения воздуха, подземных и поверхностных вод, фоновое загрязнение и агрохимические характеристики почв, наличие нарушенных земель, неликвидированных скважин, скотомогильников и т.п.), вследствие чего инвестор, оформив земельный отвод без фиксации его стартового состояния, принимает на себя ответственность за все имеющиеся на отведенной территории нарушения природоохранного и земельного законодательства.

Нормативная база инженерных изысканий для строительства. Согласно действующему законодательству, инженерно-экологические изыскания, наряду с другими видами инженерных изысканий для строительства (инженерно-геологическими, инженерно-геодезическими, инженерно-гидрометеорологическими, изысканиями грунтовых строительных материалов и источников водоснабжения на базе подземных вод) должны выпол-

няться до принятия проектных решений и до разработки рабочей проектной документации, в целях создания соответствующей информационной базы. Нормативная база в области инженерных изысканий для строительства была сформирована в 1996-98 гг. Минстроем России [1-7].

На протяжении десятилетий перечисленные документы оставались в значительной степени неработающими. За период, прошедший после вступления в силу СП 11-102-97 «Инженерно-экологические изыскания для строительства», едва ли не единственным примером выполнения таких работ в Удмуртии стали исследования в районах размещения объектов уничтожения химического оружия. Ситуация изменилась после вступления в силу Федерального закона от 18 декабря 2006 г. № 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [8] и ряда реализующих его подзаконных актов, значительно сокративших перечень объектов государственной экологической экспертизы федерального и регионального уровней и передавших экспертизу преобладающей части проектов строительства и реконструкции объектов гражданского и промышленного строительства в ведение Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, в составе которого было создано ФГУ «Главгосэкспертиза России» и его филиалы в Санкт-Петербурге, Казани, Саратове, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Омске, Красноярске и Хабаровске. Практика работы данного учреждения пока не подтвердила высказанных в некоторых средствах массовой информации предположений об ослаблении в связи с рассматриваемыми изменениями в законодательстве требований к экологической безопасности объектов промышленного и гражданского строительства. Одной из задач выполняемой ФГУ «Главгосэкспертиза России» государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий стала проверка соответствия проектных решений результатам инженерных (в т.ч. инженерно-экологических) изысканий, то есть учета местных особенностей состояния окружающей среды и возможных опасностей для нее от проектируемых объектов. В Постановлении Правительства РФ №145 от 5 марта 2007 г. «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» [9] определены объекты, в отношении которых не требуется государственная экспертиза:

- отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более 3, предназначенные для проживания одной семьи;

- жилые дома с количеством этажей не более 3, состоящие из не более 10 блоков, каждый из которых предназначен для проживания одной семьи;

- многоквартирные дома с количеством этажей не более 3, состоящие из не более 4 блок-секций;

- отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более 2, общая площадь которых составляет не более 1500 м2 и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности;

- отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством

этажей не более 2, общая площадь которых составляет не более 1500 м2, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется устанавливать санитарно-защитные зоны или требуется устанавливать санитарно-защитные зоны в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты;

- строительство гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительство на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;

- строительство, реконструкция объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и др.);

- строительство на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.

В другом перечне в том же Постановлении [9] названы объекты, экспертиза которых выполняется на федеральном и региональном уровне.

Согласно СП 11-102-97 [1], инженерно-экологические изыскания для строительства выполняются для оценки современного состояния и прогноза возможных изменений окружающей природной среды под влиянием антропогенной нагрузки в целях предотвращения, минимизации или ликвидации вредных и нежелательных экологических и связанных с ними социальных, экономических и других последствий и сохранения оптимальных условий жизни населения. При этом оговорено, что задачи инженерно-экологических изысканий определяются особенностями природной обстановки, характером существующих и планируемых антропогенных воздействий и меняются в зависимости от стадии проектно-изыскательских работ. Однако состав инженерно-экологических изысканий и условия выполнения отдельных видов работ, как правило, не оговорены (табл. 1), и это создает предпосылки для конфликтных ситуаций.

Таблица 1

Виды работ в составе инженерно-экологических изысканий и условия

их выполнения

№№ пунктов Виды работ Условия выполнения (краткое изложение)

4.2. Сбор, обработка и анализ опубликованных и фондовых материалов и данных о состоянии природной среды, поиск объектов-аналогов, функционирующих в сходных природных условиях Не оговорено

2008. Вып. 1

БИОЛОГИЯ. НАУКИ О ЗЕМЛЕ Продолжение таблицы 1

4.3. Экологическое дешифрирование аэрокосмических материалов с использованием различных видов съемок (черно-белой, много-зональной, радиолокационной, тепловой и др.) Не оговорено

4.6. Маршрутные наблюдения с покомпонентным описанием природной среды и ландшафтов в целом, состояния наземных и водных экосистем, источников и признаков загрязнения Не оговорено

4.9. Проходка горных выработок для получения экологической информации Не оговорено

4.11. Эколого-гидрогеологические В комплексе с гидрогеологическими ис-

исследования следованиями при инженерно-геологических изысканиях

4.14. Почвенные исследования - Выбор места размещения площадки на менее плодородных почвах; - определение влияния на прилегающие угодья и разработка мероприятий по их защите; - разработка схем озеленения населенных пунктов и создания рекреационных зон; - оценки загрязненности почв

4.16. Геоэкологическое опробование в зонах влияния хозяйственных объектов

и оценка загрязненности атмо- и на селитебных территориях для оценки

сферного воздуха, почв, грун- их загрязнения

тов, поверхностных и подзем-

ных вод

4.40. Лабораторные химико-аналитические исследования Для отобранных проб (подразумевается)

4.44. Исследование и оценка радиационной обстановки Не оговорено

4.61. Газо-геохимические исследова- На участках распространения насыпных

ния грунтов с примесью строительного, промышленного мусора и бытовых отходов мощностью более 2,0-2,5 м

4.66. Исследование и оценка физиче- При разработке градостроительной доку-

ских воздействий ментации и проектировании жилищного строительства на освоенных территориях

4.78. Иизучение растительности и животного мира Не оговорено

4.85. Социально-экономические исследования Не оговорено

Продолжение таблицы 1

4.87. Санитарно- эпидемиологические и медико-биологические исследования Для оценки современного состояния и прогноза возможных изменений здоровья населения под влиянием экологических условий и санитарно-эпидемиологического состояния территории при реализации проектов

4.90. Стационарные наблюдения (экологический мониторинг) При проектировании и строительстве: - объектов повышенной экологической опасности; - жилищных объектов и комплексов в районах с неблагоприятной экологической ситуацией; - объектов в районах с повышенной чувствительностью среды

Проблемы выполнения задач инженерно-экологических изысканий связаны, главным образом, с тем, что в своде правил СП 11-102-97 [1] методические аспекты (регламентация методов выполнения работ, вплоть до указания на марки рекомендуемых приборов) несколько преобладают над нормативными, то есть определяющими права и обязанности инвестиционного процесса. В отличие от Постановления Правительства РФ №145 [9] и других современных нормативных документов в принятом десятилетием раньше СП 11-102-97 [1] учет различий в уровнях ответственности проектируемых сооружений оговорен лишь в самой общей форме: назначение и необходимость отдельных видов работ и исследований, условия их взаимозаменяемости и сочетания с другими видами изысканий устанавливаются в программе инженерно-экологических изысканий в зависимости от вида строительства, характера и уровня ответственности проектируемых зданий и сооружений, особенностей природно-техногенной обстановки, степени экологической изученности территории и стадии проектно-изыскательских работ. При этом содержание зависимости от вида строительства, особенностей природно-техногенной обстановки и т.д. не регламентировано, а программа инженерно-экологических изысканий определена как внутренний документ заказчика (инвестора) и государственной экспертизе не подлежит. Поэтому вопрос состава, полноты и степени детальности инженерно-экологических изысканий является потенциально конфликтным, поскольку инвестор может проявлять склонность к минимизации расходов, а эксперт - к абсолютизации значения работ, в которых является «узким» специалистом.

Данная проблема может быть решена путем совершенствования свода правил в части установления связи между необходимостью выполнения отдельных видов работ и уровнями ответственности, размерами и характером размещения проектируемых объектов. Так, дешифрирование аэрокосмических материалов может быть очень эффективно при проектировании протяженных объектов (магистральных газо- и нефтепроводов, железных и авто-

мобильных дорог), особенно в районах развития многолетнемерзлых грунтов, заболачивания. Однако известно, что эффективность дистанционных методов в закрытых (лесных) районах и на застроенных территориях существенно снижается.

Сказанное выше относится также к учету степени остроты экологических ситуаций при определении состава работ. Необходимость такого учета оговорена в общей форме лишь в п. 4.90 [1], где речь идет об организации мониторинга при проектировании и строительстве жилищных объектов в районах с неблагоприятной экологической ситуацией. При этом не учтено, что в городах с неблагоприятной экологической ситуацией о наличии такой ситуации, как правило, становится известно из результатов государственного мониторинга. Проблема учета степени остроты экологических ситуаций усугубляется в связи с отсутствием общепринятой оценочной методики. Едва ли не единственным нормативным документом в данной области являются Критерии оценки экологического состояния территорий для выявления зон чрезвычайных экологических ситуаций и зон экологического бедствия [11], неприменимые во всех случаях, не имеющих отношения к таким зонам.

В СП 11-102-97 [1] предусмотрено включение в состав изысканий стационарных наблюдений (мониторинга), что предполагает, как минимум, годичный цикл и трудно совместимо с интересами сокращения продолжительности инвестиционного цикла. В то же время никак не оговорено использование материалов государственного, ведомственного и производственного мониторинга, ведущегося на действующих объектах, которые могут быть с высокой эффективностью использованы для экологического обоснования хозяйственной и иной деятельности, выявления текущих тенденций и прогноза развития экологической обстановки. Так, по материалам производственного мониторинга объектов нефтедобычи в Удмуртии установлено [10], что наибольшие воздействия на поверхностные водные объекты проявляются на стадиях нарастающей и падающей добычи нефти, тогда как в разделяющий их период стабильной добычи, когда основные промысловые объекты построены, а изменения циркуляции подземных вод еще не сказались, наблюдается снижение загрязненности нефтепродуктами. С другой стороны, формальное выполнение приводит к тому, что при выездных обследованиях состояния воздушной среды на нефтяных месторождениях Удмуртии в последние годы нередко выполняются десятки замеров с интервалом всего в несколько минут.

Данная проблема может быть решена путем включения обобщения результатов государственного и производственного мониторинга и их оценки в число задач инженерно-экологических изысканий. При этом важно оговорить продолжительность периодов обобщения и формы представляемых материалов, а также возможность сокращения в этом случае соответствующих видов полевых работ.

По нашему мнению, далеко не безупречен такой рекомендуемый в СП 11-102-97 [1] метод, как поиск объектов-аналогов, функционирующих в сходных природных условиях. С учетом продолжительности циклов проектирования, строительства и эксплуатации, достаточных для выявления эколо-

Некоторые проблемы инженерно-экологических изысканий.

37

БИОЛОГИЯ. НАУКИ О ЗЕМЛЕ

гических последствий, аналогом для проектируемого объекта может быть только объект, спроектированный, как минимум, 8-10 лет назад. Это делает весьма условным технологическое сходство «аналога». Степень же сходства природных условий едва ли может быть оценена на начальной стадии изысканий, где поиск объектов-аналогов назван в одном ряду со сбором, обработкой и анализом опубликованных и фондовых материалов. Вероятно, более эффективным в контексте задач инженерно-экологических изысканий был бы анализ опыта эксплуатации созданных ранее объектов аналогичного назначения с последующей разработкой проектных и технических решений по предотвращению воспроизводства негативных аспектов такого опыта.

Не вполне решены вопросы взаимной увязки и распределения задач разных видов изысканий. Так, вопросы загрязнения подземных вод (эколого-гидрогеологические исследования) рассматриваются в составе инженерно-экологических изысканий, тогда как гидрогеологические исследования - в составе инженерно-геологических изысканий.

Не решены в рамках действующей нормативной базы вопросы определения территориального охвата характеризуемой территории. Так, принятое для воздушной среды значение расчетных концентраций загрязняющих веществ на уровне 0,1 ПДК представляется избыточным, поскольку в экономически освоенных районах фоновые концентрации нередко превышают это значение. Для водной среды очевидной, но не оговоренной в документах, является зона возможных воздействий при строительстве и аварийных ситуациях (водные объекты, которые могут пострадать при аварийных разливах, и т.п.). Характеристика почв обычно сводится к определению фоновых параметров испрашиваемых земель, чтобы при этом можно было бы зафиксировать стартовое состояние - ориентир при последующей рекультивации. Характеристика растительности и животного мира обычно дается для территории санитарно-защитной зоны нормативного радиуса. Наиболее расширенной должна быть территория социально-экономических исследований, поскольку влияние объектов строительства в связи с созданием рабочих мест, изменением дорожной ситуации, возможными изменениями состояния здоровья сказывается в пределах целосИшжевцралъэколовачовсхшсыамсиитет и тематическая картография. Инженерно-экологические изыскания, являющиеся обязательным элементом обоснования намечаемой хозяйственной деятельности в рамках инвестиционного процесса, в то же время могут выполнять роль организационно-правовой формы тематического картографирования территории страны. Это особенно важно в ситуации последних лет, когда государственное финансирование геологических, почвенных и других съемок почти отсутствует. В то же время содержание инженерно-экологических изысканий в значительной мере опирается на соответствующие методики специальных съемок. Для того чтобы инженерно-экологических изыскания стали эффективным инструментом тематического картографирования территории страны, должны быть решены следующие задачи:

- обеспечение посредством государственной экспертизы кондиционно-

сти создаваемых картографических материалов;

- совершенствование нормативной базы в части установления соответствия между необходимостью выполнения отдельных видов работ и создания соответствующих карт и их масштабами и уровнями ответственности, размерами и характером размещения проектируемых объектов;

- организация государственного учета и хранения отчетов об инженерно-геологических изысканиях и регламентация доступа к ним.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. СП 11-102-97. Инженерно-экологические изыскания для строительства / Госстрой России. - М., 1997. - 41 с.

2. СНиП 11-02-96. Инженерные изыскания для строительства. Общие положения / Госстрой России. - М., 1996. - 50 с.

3. СП 11-103-97. Инженерно-гидрометеорологические изыскания для строительства / Госстрой России. - М., 1997. - 36 с.

4. СП 11-104-97. Инженерно-геодезические изыскания для строительства / Госстрой России. - М., 1997. - 88 с.

5. СП 11-105-97. Инженерно-геологические изыскания для строительства. Ч. 1. Общие правила производства работ / Госстрой России. - М., 1997. - 48 с.

6. СП 11-108-98. Изыскания источников водоснабжения на базе подземных вод / Госстрой России. - М., 1998. - 26 с.

7. СП 11-109-98. Изыскания грунтовых строительных материалов / Госстрой России. - М., 1998. - 28 с.

8. Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 18 декабря 2006 г. № 232-Ф3 // Российская газета. 2006. 23 дек.

9. Постановление Правительства РФ №145 от 5 марта 2007 г. «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» // Российская газета. 2007. 23 марта.

10. Гагарина О.В. Анализ временной динамики и пространственной изменчивости качества поверхностных вод Удмуртии: Автореф. дисс. ... канд. геогр. наук. - Казань, 2007. - 20 с.

11. Критерии оценки экологической обстановки территорий для выявления зон чрезвычайных экологических ситуаций и зон экологического бедствия. - М., 1992. - 24 с.

Поступила в редакцию 05.05.08

V.I. Sturman

Some problems of Environmental site investigations for construction in Udmurtiya

The paper containes short rewiew of problematic questions in the field of Environmental site investigations for construction. Some possible solutions are also presented.

Стурман Владимир Ицхакович

ГОУВПО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская,1 (корп. 4) E-mail: st@uni.udm.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.