Научная статья на тему 'Некоторые проблемы формирования правового государства в современной России'

Некоторые проблемы формирования правового государства в современной России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
9618
561
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / ПРИНЦИПЫ ПРАВА / ПРАВОСОЗНАНИЕ / ЭТАТИЗМ / STATE POWER / RULE OF LAW / PRINCIPLES OF LAW / LEGAL CONSCIENCE / ETATISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Борискова И.В.

В статье через призму принципов права анализируются, раскрываются сущность и основные характеристики правового государства; рассматриваются предпосылки формирования правового государства в России.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article, through the prism of the principles of law, the essence and basic characteristics of the rule of law are analyzed; the prerequisites for the formation of a law-governed state in Russia are examined.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы формирования правового государства в современной России»

6. Шашкова А.В. Международная и национальная практика противодействия коррупции и отмыванию незаконных доходов. Практика корпоративного поведения. - Москва, 2014. - 270 с.

Борискова И.В.

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: государственная власть, правовое государство, принципы права, правосознание, этатизм.

Аннотация: в статье через призму принципов права анализируются, раскрываются сущность и основные характеристики правового государства; рассматриваются предпосылки формирования правового государства в России.

Keywords: state power, rule of law, principles of law, legal conscience, etatism.

Abstract: in the article, through the prism of the principles of law, the essence and basic characteristics of the rule of law are analyzed; the prerequisites for the formation of a law-governed state in Russia are examined.

Правовое государство - это государство, вся деятельность которого подчинена нормам и фундаментальным принципам права. Для правового государства характерны два основных принципа: наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина; а также наиболее последовательное связывание с помощью права политической власти, формирование для государственных структур правового ограничения.

Первый принцип нашел конституционное закрепление в ст. 2 Конституции Российской Федерации, где сказано, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Главное предназначение правового государства - гарантировать каждому гражданину возможность всестороннего развития личности. При этом права человека и гражданина являются первичными, естественными, в то время как возможность отправления функций государственной власти является вторичной, производной. Демократия, так же как и правовое государство, не представляется возможной без свободы человека, реализации которой служат политические институты при условии, если они не просто законны, но и легитимны. Свобода

процветает только в том случае, если обществу удается создать институты, обеспечивающие ее стабильность и продолжительное существование. По мнению Ральфа Дарендорфа, «Институты - это рамки, в которых мы осуществляем свой выбор, например, экономическое процветание. Институты гарантируют нам соблюдение наших прав, следовательно - социальную справедливость. Если мы хотим, чтобы как можно большее число людей имело лучшие шансы в жизни, мы должны добиваться этого через институты, не переставая оттачивать и совершенствовать эти структуры».

Второй принцип реализуется с помощью следующих способов и средств:

1. В рамках правового государства особое место принадлежит конституционализму, который является стабилизирующим фактором, обеспечивает предсказуемость осуществляемой политики. Исходным началом конституционности является признание приоритетности принципа права, а не фактора силы. Верховенство закона является необходимым условием для нормальной жизнедеятельности каждого человека и всего общества. В правовом государстве закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть отменен, изменен или приостановлен актами исполнительной власти. Закон принимается либо народом, либо депутатами, которые являются представителями народа и выражают соответственно общественные интересы в отличие от инструкций и приказов, принимающихся министерствами и ведомствами в своих узкоотраслевых или корпоративных интересах. Поэтому при расхождении ведомственных распоряжений с законом в России действует последний, как обладающий высшей юридической силой.

2. Ограничение государственной власти через реализацию прав и свобод человека и гражданина, т.е. реальное осуществление первого принципа. Права человека положены в основу системы «сдержек и противовесов». Так как государство само себя никогда не ограничит, то ограничение его власти возможно только посредством другой власти, с которой государство не может не считаться. В качестве такой власти выступают права человека и гражданина, которые являются своеобразным проявлением власти личности, волей гражданского общества. Только осознание необходимости инициативного поведения граждан сможет стать гарантией приоритета прав человека и гражданина как высшей ценности над правами государства.

3. Правовое государство опирается на принцип разделения властей, который в современной интерпретации имеет три акцента:

социальный, политический и юридический. С социальной точки зрения, разделение властей обусловливается разделением общественно необходимого труда по осуществлению властных функций, его специализации и профессионализации. Политический смысл разделения властей заключается в демонополизации власти, рассредоточении ее по различным участкам и рациональной организации. Юридический аспект разделения властей реализуется через конституционное закрепление важнейших положений самой идеи, конституционное разграничение ветвей власти.

Главное требование, выдвинутое Д. Локком и Ш. Монтескье, заключалось в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью необходимо разделить государственную власть на законодательную, исполнительную и судебную. Система «сдержек и противовесов», установленная в российской Конституции, законах, представляет собой совокупность правовых ограничений в отношении конкретной государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной. Так, применительно к законодательной власти используется довольно жесткая юридическая процедура законодательного процесса, которая регламентирует основные его стадии, порядок осуществления: законодательную инициативу, обсуждение законопроекта, принятие закона, его опубликование. В системе противовесов важную роль призван играть президент, который имеет право применить отлагательное вето при поспешных решениях законодателя, назначить при необходимости досрочные выборы. Деятельность Конституционного Суда тоже можно рассматривать в качестве правосдерживающей, ибо он имеет право блокировать все антиконституционные акты. Законодатель в своих действиях ограничивается временными рамками, самими принципами права, конституцией, другими юридическими и демократическими нормами и институтами.

4. Способствовать ограничению государственной власти может также федерализм. При реально действующих федеративных отношениях различные государственные структуры и ветви власти будут контролировать друг друга, уменьшать вероятность злоупотреблений и произвола в отношении личности.

5. Взаимная ответственность государства и личности - еще один способ ограничения политической власти. В условиях правового государства личность и властвующий субъект должны выступать в качестве равноправных партнеров, заключивших своеобразное соглашение о сотрудничестве и ответственности. Это своеобразный способ ограничения политической власти, который выражает

нравственно-юридические начала в отношениях между государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее осуществления. «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства», — закреплено в ст. 2 Конституции Российской Федерации. Формами контроля со стороны общественности за выполнением обязательств государственных структур могут стать референдумы, отчеты депутатов перед избирателями и т.д. На тех же правовых началах строится и ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.

Таким образом, отношения между государством и личностью должны осуществляться на основе взаимной ответственности.

Суть правового государства заключается в разрушении монополии государства на власть с одновременным изменением соотношения свободы государства и общества в пользу последнего и отдельной личности. Подлинное правовое государство создает условия для того, чтобы граждане воспринимали себя активными участниками политического процесса, усиливали позитивные и снижали негативные свойства государственности.

В ч. 1 ст. 1 Конституции Российской Федерации закреплено, что «Российская Федерация - Россия есть демократическое правовое федеративное государство с республиканской формой правления». Несмотря на то, что в данной статье прямо указывается, что правовое государство уже есть в России - это пока лишь цель, к которой необходимо стремиться. Подлинное правовое демократическое государство означает, что граждане воспринимают себя хозяевами жизни, активными участниками управления общественными и государственными делами. Правовое государство это одна из наиболее совершенных форм взаимоотношения гражданина и государства, где последнее должно действовать в правовых рамках, управляться законом, правами человека. Однако, в постсоветской России взаимоотношения между обществом и государством были неоднозначными. Взаимопониманию до сих пор мешает коррумпированность власти и пассивность общества. Процесс становления правовой государственности занимает длительное историческое время. Правовое государство не вводится единовременным актом и не может стать результатом чистого законодательства. Весь процесс должен быть органически пережит обществом, если оно для этого созрело. В России большинство

населения, понимая необходимость неких общих правил, готовы соблюдать законы, но только при условии соблюдения законов представителями органов власти. Однако, российская практика последних лет свидетельствует о грубейших нарушениях российского законодательства чиновниками различных рангов, проявляющиеся в появлении «оборотней в погонах», коррупционных скандалов, затрагивающих все органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Специалисты различают три вида правосознания: гражданское, этатистское и собственно «правовое». По данным социологических исследований более половины граждан современной России обладают гражданским правосознанием, около одной трети - этатистским, одна пятая - «правовым». Для гражданского правосознания характерно формальное признание принципов правового государства на фоне правового нигилизма и неправомерного общественного поведения. Это правосознание исходит из того, что нормы права выше закона, из которых сам закон черпает обязательную силу. Для людей с этатистским правосознанием ярко выражено стремление к патернализму, ожидание постоянной помощи со стороны государства в решении не только жизненно важных, но и приватных проблем. Они постоянно перекладывают ответственность за свою судьбу на государство. Этатистское правосознание основано на традиционном представлении о праве, согласно которому право есть не что иное, как продукт воли государства, предписание государственной власти. Такое правосознание признает любой закон, изданный государством, в качестве обязательного для исполнения предписания. Для людей с правовым правосознанием характерна ориентация при решении своих проблем, прежде всего на собственные силы, убеждение, что можно самому управлять своей судьбой, спокойное отношение к социальной дифференциации и в целом положительное отношение к «новым русским». Социальная справедливость интерпретируется ими как равенство возможностей. В этом плане их правосознание ближе к западному, среди них больше всего сторонников радикальных рыночных реформ.

В правовом государстве власть рассматривается как сила, стоящая на службе у права, главной функцией которой является выполнение законов и соответственно выраженных в них общественных интересов. В сегодняшней же России системы законов как реально действующей силы еще нет. Судебная система еще не стала гарантом справедливости, о чем свидетельствует оценка ее деятельности, данная Президентом России в ежегодном послании Федеральному Собранию

в 2009 г.: «если часть российского общества будет по-прежнему воспринимать судебную систему как коррумпированную - говорить об эффективном правосудии будет просто невозможно». В правовом обществе личность и государство рассматриваются как равные партнеры, в современной же России взаимная ответственность пока только декларируется. Для того чтобы вернуть доверие народа, власть должна доказать свою состоятельность, пойти на кардинальные перемены. Достижение целей правового государства возможно только при осознании гражданами необходимости отстаивать свои интересы, влиять на политическую власть, осуществлять контроль над её деятельностью.

Список литературы

1. Зарецкий А.М., Матвеев А.А. К вопросу о нормативистской концепции правопонимания // Мир современной науки. 2017. № 2 (42). С. 64-68.

2. Ибрагимов А.М. Очерк истории международно-правовых гарантий. - Казань, 2008. - 95 с.

3. Коннов И.А. Общественные субъекты правоохранительной деятельности в современном российском политическом процессе // Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. - Нижний Новгород, 2006. - 228 с.

4. Кузнецов В.К., Никонова Е.Г. Римское право. - Новосибирск, 2005. - 179 с.

5. Соловьев А.А. Современная система судов общей юрисдикции франции и ее особенности // Юрист ВУЗа. 2014. № 1. С. 47-58.

6. Ульянов А.Ю. Конституционализация института прокуратуры как закономерный этап развития российской государственности // Вестник Томского государственного университета. Право. 2016. № 3 (21). С. 90-99.

Кузнецова С.П.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЗЕМЕЛЬНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: административная ответственность; земельные правонарушения; земельные участки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.