Научная статья на тему 'Некоторые проблемы формирования и развития критики государства и права в западном марксизме'

Некоторые проблемы формирования и развития критики государства и права в западном марксизме Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
347
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ПРАВО / КРИТИЦИЗМ / ВЛАСТЬ / ЗАКОННОСТЬ. / STATE / LAW / CRITICISM / POWER / LEGALITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шарков Евгений Михайлович

Критицизм, на первый взгляд, не имеет ничего общего с политической властью и делает вид, что от нее независим, тогда как это далеко не так. По мнению М. Фуко, он должен стать основой здорового общества: «в обществе, подобно нашему, настоящая политическая задача заключается в том, чтобы подвергнуть обсуждению и критике действие учреждений власти, на первый взгляд, нейтральных и независимых, причем критиковать их и браться за них таким образом, чтобы то политическое насилие, которое в них осуществляется негласно, разоблаченным, для того чтобы люди могли против них бороться».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some problems of formation and development of criticism toward state and law in the western Marxism

Criticism at first sight has no connection with political power and pretends to be independent from the last. But it is not so. M.Fuko considers that it must become the basis of healthy society: in such society as our one, the real political task lies in discussing and criticising actions of institutions of power, at first sight neutral and independent, moreover in criticizing and taking them so that internal secret political violence was exposed so that people can combat against it

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы формирования и развития критики государства и права в западном марксизме»

Е.М. Шарков

Некоторые проблемы формирования и развития критики государства и

права в западном марксизме

Сегодня значительное число методологически и теоретически состоятельных теорий государственно-правового критицизма уходят своими корнями в марксистскую концепцию государства и права. Поэтому проблема, поднимаемая нами, - формирование и трансформация марксистского государственно-правового критицизма - представляется весьма актуальной. Это объясняется еще и тем, что современная история государства и права испытывает определенный дефицит критицизма в отношении современного государства и правовых институтов. Между тем анализ современных демократий, насыщенных правовыми парадоксами и двойными стандартами, остается во многом вне поля зрения академической науки.

Вместе с тем следует особо подчеркнуть, что при анализе возникновения и исторического генезиса государственно-правового критицизма невозможно ограничиться средствами «чистой юриспруденции»: здесь требуется привлечение большого массива гуманитарных знаний. При этом в целях сохранения разумного баланса между философским, общегуманитарным и специально-юридическим ракурсами проблемы необходимо избегать опасности механического перенесения на юридическую почву результатов и методов других дисциплин.

Как уже было сказано, современный государственно-правовой критицизм в значительной мере неотделим от марксистской теории, одной из приоритетных исследовательских координат которой выступал анализ социальных антагонизмов и выработка практических стратегий их разрешения. Понимание сущности социальных противоречий Марксом, по мнению С. Жижека, «характеризуется двумя взаимосвязанными положениями: 1) существует некий фундаментальный антагонизм - экономическая эксплуатация, классовый антагонизм - онтологически “опосредующий” все прочие антагонизмы (в том числе антагонизм между личностью и государством. - Авт.), определяющий их место и специфику; 2) исторический опыт показывает если не неизбежность, то “объективную возможность” преодолеть, в конце концов, этот фундаментальный антагонизм и таким образом разрешить все прочие конфликты; вспомним известную марксистскую формулу, гласящую, что та же логика, которая привела человека к отчуждению и классовому неравенству, создает и условия его освобождения» [1, с. 11-12].

Процесс формирования марксистской теории государства и права охватывает период времени с 1842 по 1848 гг. Непосредственно с насущными проблемами государства и права Маркс столкнулся в 1842 г., когда началась его публицистическая деятельность в «Рейнской газете». Разоблачая реакционную сущность законодательства, подавляющего свободу печати, Маркс с гневом пишет, что законы, карающие за образ мыслей, есть законы одной партии против другой, это террористические законы, представляющие собой «позитивные санкции беззакония» [2, с. 4].

В.С. Нерсесянц подчеркивает, что в критике прусского законодательства и в обосновании необходимости демократизации форм и институтов правовой жизни Маркс с революционно-демократических позиций использует ряд идей гегелевской философии права, в частности гегелевскую идею разумного права, понимание права как наличного бытия свободной воли, положения о применении наказания лишь за действие и о ненаказуемости моральной воли, об уважении к человеческой личности преступника и др. [3, с. 213].

Тогда же изучение экономических вопросов направило Маркса к пониманию классовой сути государства и права как орудий в руках сословий, имеющих частную собственность. Осознание зависимости политико-правового строя от интересов частных собственников вело к критике частной собственности.

Уже тогда Маркс отходит от требований стандартного набора прав и свобод и на основе критического пересмотра гегелевской теории государства и права («К критике гегелевской философии права») начинает формировать собственное государственно-правовое учение, отправной точкой которого следует признать критику буржуазных государственно-правовых институтов.

В целом критика политической действительности ведется у К. Маркса и Ф. Энгельса с позиции «разумного государства». В трактовке К. Маркса, это государство, которое является «осуществлением политического и правового» разума и тем самым выражением «высшего интереса» его граждан. Последний, в свою очередь, состоит в осуществлении в форме государственного закона - «естественного закона свободы». В отличие от существующего, «несвободного государства», «разумное государство» представляет собой объединение людей, следующих «естественному закону свободы» и объединившихся для его максимальной реализации. В контексте этих рассуждений свобода и разум оказываются во многом синонимичны. Определяя «разумное государство» как «союз свободных людей» [4, с. 103], Маркс требует «рассматривать государство человеческими глазами», т.е. государство должно быть построено «на основе разума свободы» и должно являться «осуществлением разумной свободы» [4, с.

109-111]. «Прежние философы государственного права, - констатирует Маркс, - исходили в своей конструкции государства из инстинктов, - например, честолюбия, общительности, - или даже из разума, но не общественного, а индивидуального разума. Новейшая философия, придерживаясь более идеальных и глубоких взглядов, исходит в своей конструкции государства из идей целого. Она рассматривает государство как великий организм, в котором должны осуществляться правовая, нравственная и политическая свобода, причем отдельный гражданин, повинуясь законам государства, повинуется только естественным законам своего собственного разума, человеческого разума» [4, с. 112].

Таким образом, первоначальная позиция Маркса относительно государства и права может быть охарактеризована как объективно-идеалистическая. Здесь явно прослеживается влияние идей французского Просвещения, воспринятых сквозь призму гегелевской философии, о чем свидетельствует понятие «общественный разум».

Действительность общественной жизни поставила под сомнение сам принцип подхода к анализу действительности и сделала неизбежной критику гегелевской философии права. Открывшееся Марксу и Энгельсу положение вещей требовало ответить на вопрос об истинных причинах существующей в обществе и государстве несправедливости, а тем самым ответить и на вопрос о сущности общества и государства и их отношениях между собой. Началом критического рассмотрения и переосмысления этих проблем стала работа «К критике гегелевской философии права».

Государство, государственное устройство более не могло рассматриваться как конечная причина устройства гражданской жизни. Государственное право обнаружило полную зависимость от последнего, и государственный строй предстал перед политическим сознанием «государственным строем частной собственности». Главным препятствием на пути освобождения человека оказалось теперь не устройство государства, не те или иные государственные учреждения как таковые, а устройство самого гражданского общества, основанного на частном интересе и частной собственности [5, с. 25-51].

Как уже было заявлено, в формировании государственно-правовых идей марксизма ключевую роль сыграла философия права Г. Гегеля. Однако некоторые исследователи полагают [6], что Гегель является одним из разработчиков теории тоталитарного государства. Подобная точка зрения характерна, прежде всего, для западных теоретиков государства и права либерального толка. Советские исследователи проблем формирования и развития правовых идей марксизма более осторожны и взвешены в высказываниях. В.С. Нерсесянц приходит к следующему заключению: «Нравственный момент войны, демонстрируя верховное право суверенитета (идеальность подчинения частей целому) во внутриполитической сфере жизни, резюмирует государственнические воззрения Гегеля. По существу, это и есть этатизм...» [7, с. 146]. Вместе с тем В.С. Нерсесянц подчеркивает, что гегелевский этатизм радикально отличается от идей «этатистов обычного толка, возвышающих государство над правом, отвергающих всякое ограничение государства со стороны права, саму идею правового государства, и тоталитаристов всякого толка, которые видят в организованном государстве и правопорядке лишь тормоз в функционировании политического механизма насилия и террора» [7, с. 146].

Анализируя разновидности неогегельянства и пересмотр гегелевской правовой теории, Г. Маркузе пришел к выводу, что в основе философии Гегеля лежит структура, идеи которой - свобода, субъект, дух, понятие - являются производными от идеи разума: гегелевское понятие разума отличается критической и полемической направленностью, противоборствует любой готовности принять существующее положение дел, отрицает гегемонию любой формы существования, выявляя антагонизмы, преобразующие ее в другие формы. Государственно-правовая теория Гегеля, по мнению Маркузе, выступает последней великой попыткой сделать мысль прибежищем разума и свободы.

Таким образом, специфика марксистского подхода к изучению государства и права заключается в анализе явлений политической и правовой жизни, в первую очередь, как органических составных частей (моментов) классовой общественно-исторической формации. Этот подход зиждется на постулате глубинной зависимости государства и права, прежде всего, и главным образом от уровня общественного разделения труда, классовой структуры и соотношения классовых сил в обществе.

Вьетнамская война оказала еще большее влияние на весь облик американского общества. Наиболее ближайшим ее следствием стали: 1) подъем леворадикального политического движения; 2) радикализация не только общественного сознания, но и академической мысли, что вылилось, в частности, в актуализации государственно-правового критицизма.

Важная причина «марксистского ренессанса» крылась в отличительной черте самого неомарксизма: в его открытости, принципиальной готовности впитать немарксистские течения мысли. Результатом стало появление «марксизмов с прилагательными» - экзистенциалистского, феноменологического, структуралистского, гегельянского - на теоретическом уровне, что шло параллельно с возникновением новых партий в реальной политике. Суть дела заключалась не столько в том, чтобы проследить истоки марксизма, сколько в том, чтобы устранить монополии на его трактовку, однозначную его интерпретацию.

«Неомарксизм» был открытым и экспериментальным. Не располагая средствами для навязывания интеллектуального конформизма, различным течениям «западного марксизма» приходилось хотя и с большими трудностями, но мирно сосуществовать и входить, пусть косвенно, в критический диалог. Всех их, однако, объединяло неприятие «вульгарного марксизма» и неучастие в социалистических и коммунистических партиях, поскольку многие из них отождествляли членство в партии с утратой критического мышления.

Таким образом, анализ формирования и развития марксисткой государственно-правовой теории и ее развития позволяет сделать следующие выводы.

С точки зрения марксизма решение всех социальных проблем лежит через разрешение основополагающей проблемы антагонистической природы социального целого. В «нормальной» - предшествующей революционной - ситуации каждый ведет свое собственное сражение (рабочие требуют повышения заработной платы, феминистки борются за права женщин, демократы - за политические и социальные свободы, «зеленые» - против загрязнения окружающей среды, участники движения за мир -против угрозы войны и т.д.).

Неомарксистская теория предлагает мысль о том, что любой из конфликтов, трактуемых марксизмом как вторичный, может рассматриваться как основной. В результате мы получаем огромное множество критических стратегий, направленных на анализ современных реалий.

В аппарат критической теории марксизма органично вплетаются не только интересы социальных групп, но и теоретико-методологические матрицы, совершенно не выводимые из марксизма, а зачастую и кажущиеся абсолютно чуждыми.

Литература

1. Жижек С. Возвышенный объект идеологии. М., 2003.

2. Розин Э.Л. Карл Маркс о государстве и праве. М., 2002.

3. Нерсесянц В.С. Философия права Гегеля. М.: Юрист, 2005.

4. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1.

5. Федоров И.А. Идея социального преобразования: Критическая интерпретация марксисткой парадигмы. СПб., 1993.

6. Поппер К. Открытое общество и его враги: В 2-х т. Т. 2. Время лжепророков: Гегель, Маркс и другие оракулы. М., 2005.

7. Нерсесянц В.С. Гегелевская диалектика права: Этатизм против тоталитаризма // Вопросы философии. 2002. № 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.