Некоторые проблемы экономического регулирования внедрения цифровых технологий в сельском хозяйстве
Сагайдак Александр Эрнестович,
д-р экон. наук, профессор, главный научный сотрудник, ФГБНУ ФНЦ аграрной экономики и социального развития сельских территорий - Всероссийский НИИ экономики сельского хозяйства E-mail: asagaydak2014@mail.ru
Сагайдак Анна Алексеевна,
к-т экон. наук, доцент кафедры экономики и организации сельскохозяйственного производства, Государственный университет по землеустройству E-mail: ann1806@mail.ru
Дальнейшее развитие сельского хозяйства невозможно без обеспечения его качественного роста и развития, что достигается на основе широкого внедрения цифровых технологий в сельскохозяйственное производство. В статье сформулированы теоретические и методологические положения, раскрывающие необходимость и сущность совершенствования экономического регулирования внедрения цифровых технологий в сельском хозяйстве на основе достижения оптимальной степени взаимодействия между свободным рынком и государственным регулированием. Сущность экономического регулирования внедрения цифровых технологий в сельском хозяйстве и АПК, по сути, представляет собой процесс воздействия экономического механизма на цикл расширенного воспроизводства в сельском хозяйстве и агробизнесе с целью повышения эффективности функционирования агропромышленного комплекса страны в целом. В свою очередь, в данном случае, экономический механизм в аграрном секторе выступает в качестве взаимосвязанной и взаимообусловленной системы экономических регуляторов процесса расширенного воспроизводства (системы цен, кредитно-финансового механизма и т.д.), действующей на основе закона стоимости, с целью обеспечения устойчивого развития сельского хозяйства на базе внедрения цифровых технологий. С теоретической точки зрения совершенствование экономического механизма в сельском хозяйстве объективно требует того, чтобы каждый экономический регулятор выполнял только свойственные ему имманентные функции на базе единой методологии, тесно взаимодействовал и органично дополнял функционирование других экономических рычагов.
Ключевые слова: цифровое сельское хозяйство, цифровые технологии, экономическое регулирование, ценообразование, налогообложение, кредитование, страхование, сельскохозяйственное производство.
В Указе Президента Российской Федерации В.В. Путина от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» в целях осуществления прорывного развития Российской Федерации, увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания, а также раскрытия таланта каждого человека определены следующие национальные цели развития Российской Федерации на период до 2030 года: а) сохранение населения, здоровье и благополучие людей; б) возможности для самореализации и развития талантов; в) комфортная и безопасная среда для жизни; г) достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство; д) цифровая трансфор-мация[1].
Эффективное функционирование сельскохозяйственного производства, переход от импор-тозамещения к экспорту сельскохозяйственной продукции и продовольствия в настоящее время невозможны без обеспечения качественного развития и роста аграрного сектора, что достигается на основе широкого внедрения цифровых технологий, осуществления «цифровой революции» в сельском хозяйстве.
Это находит свою реализацию в формировании и развитии концепции так называемого «цифрового сельского хозяйства», природа, сущность и концепция которого до конца не ясны и носят дискуссионный характер.
Наряду с этой категорией в теории и практике применяются также и такие термины как «умное сельское хозяйство» (Smart Farming, Digital Farming) и «электронное сельское хозяйство» (E-agriculture), а также «точное земледелие» (Precision Farming), которые зачастую принимаются как тождественные.
По мнению австралийских специалистов, цифровое сельское хозяйство представляет собой аппликацию цифровых технологий для интеграции сельскохозяйственного производства от поля до потребителя, дающие аграрному сектору инструменты и информацию для повышения эффек-тивности[2].
В соответствии с точкой зрения специалистов проекта ООН «Прорыв: обеспечение продовольствием в будущем», цифровое сельское хозяйство выступает как использование новых и передовых технологий, интегрированных в единую систему, позволяющим в рамках АПК, на основе формирования добавленной стоимости, увеличить производство и улучшить качество продовольствия.
сз о со от m Р от
от А
=Е
Таким образом, цифровое сельское хозяйство-э-то использование новых и передовых технологий, интегрированных в единую систему, чтобы позволить сельскохозяйственным товаропроизводителям и другим заинтересованным сторонам в рамках цепочки создания стоимости в сельском хозяйстве улучшить производство продовольствия[3].
По мнению ученых и специалистов Корнель-ского университета (Cornell University) (США) цифровые технологии и аналитика используются для оптимизации ключевых компонентов продовольственных систем, повышения производительности и рентабельности при одновременном снижении воздействия на окружающую среду. Практически все этапы производства, от совершенствования генетики сельскохозяйственных культур до управления транспортной логистикой, имеют потенциал для цифровой интеграции в ближайшем будущем. Эта цифровая сельскохозяйственная революция предоставит фермерам новые средства и методы для дальнейшей оптимизации управления ресурсами, улучшения качества и количества урожая и сохранения производительности в условиях меняющегося климата[4].
Согласно точки зрения ученых и специалистов Университета Пёрдью (Purdue University) (США) цифровое сельское хозяйство - это использование цифровых устройств для сбора, обработки и анализа пространственных и временных данных, которые могут быть применены для повышения эффективности, производительности и устойчивости сельского хозяйства[5].
Согласно Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (UN FAO), электронное сельское хозяйство (E-Agriculture) представляет собой сообщество, способствующее диалогу, обмену информацией и идеями, связанными с использованием информационно-коммуникационных технологий для устойчивого развития сельского хозяйства и сельской местности. При этом его миссия состоит в содействии внедрению цифровых инноваций в АПК, процессе управления природными ресурсами и развитии сельской местности[6]. Это изменение получило название «цифровой сельскохозяйственной революции», которая стала новейшим сдвигом, обеспечивающим потребности мирового населения в будущем[7].
В Ведомственном проекте «Цифровое сельское хозяйство» Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (МСХ РФ) указывается, что цифровое сельское хозяйство - сельское хозяйство, базирующееся на современных способах производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия с использованием цифровых технологий (интернет вещей, робототехники, Е искусственного интеллекта, анализа больших дан-£ ных, электронной коммерции и др.), обеспечива-— ющих рост производительности труда и снижение g затрат производства[8].
S Методология, использованная при подготовке Ц статьи, включала в себя исследование теоретиче-
ских основ (на базе обобщения и анализа эмпирической литературы) и разработку практических рекомендаций по совершенствованию экономического регулирования внедрения цифровых технологий в сельском хозяйстве в современных условиях.
Необходимость формирования цифрового сельского хозяйства, на наш взгляд, во многом обусловлена снижением удельного веса сельскохозяйственного производства в стоимости конечного продукта АПК - продовольствия, при необоснованном росте розничных цен на него, что особенно является актуальным для нашей страны.
В связи с этим цифровое сельское хозяйство, по нашему мнению, можно трактовать как систему мер, позволяющую осуществлять сбор, хранение, обработку, анализ, а также обмен информацией в процессе создания стоимости продовольствия в сельском хозяйстве и АПК на базе внедрения и использования дигитализированных технологий.
При этом глобальные цели «дигитализации» сельскохозяйственного производства, с нашей точки зрения, несомненно, заключаются в повышении эффективности сельского хозяйства, совершенствовании пространственного развития сельских территорий, повышении уровня жизни сельских тружеников на основе обеспечения качественного роста аграрного сектора за счет широкого внедрения современных достижений научно-технического прогресса и привлечения внешних инвестиций.
Таким образом, внедрение цифровых технологий в аграрном секторе выступает в качестве многогранного процесса, который, на наш взгляд, включает в себя технический, институциональный, финансовый, экономический, экологический и социальный аспекты.
Технический аспект цифрового сельского хозяйства инкорпорирует в себя использование различных передовых технологий для обеспечения повышения эффективности и обеспечения устойчивого развития сельскохозяйственного производства на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, например, точного земледелия и других сенсорных технологий; информационных и компьютерных технологий; автоматизацию и роботизацию трудоемких и непрестижных производственных процессов и т.д. Например, по мнению специалистов CEMA (European Agricultural Machinery), цифровое сельское хозяйство характеризует эволюцию аграрного сектора и сельскохозяйственного машиностроения от точного земледелия к системам ведения сельскохозяйственного производства. Цифровое сельское хозяйство использует технологии точного земледелия, а также интеллектуальные сети и инструменты управления данными. Цель цифрового сельского хозяйства состоит в том, чтобы использовать всю доступную информацию и опыт для обеспечения автоматизации устойчивых процессов в аграрном секторе[9].
По мнению специалистов компании «CropIn» цифровое сельское хозяйство (Digital Farming)
предполагает интеграцию точного земледелия (Precision Farming) и интеллектуального земледелия (Smart Farming), которая достигается за счет внедрения интеллектуального программного и аппаратного обеспечения. Точное земледелие представляет собой технологический подход к управлению сельским хозяйством, который учитывает, измеряет и анализирует потребности отдельных полей и культур, тогда как интеллектуальное сельское хозяйство в большей степени ориентировано на использование данных, полученных из различных источников (исторических, географических и инструментальных), в управлении деятельностью компании[10].
Институциональный аспект внедрения цифровых технологий в сельское хозяйство включает в себя определение собственников и бенефициаров данного процесса, а также селекцию организаций и предприятий агробизнеса, способных реализовать вышеуказанные инновационные проекты. Важное значение в связи с этим имеет развитие венчурного бизнеса и стартапов- «единорогов», стоимость капитала которых достигает 1 млрд.долл.
Финансовый аспект цифрового сельского хозяйства состоит в формирование дигитализиро-ванного финансового механизма аграрного сектора, основанного на использовании передовых информационных и компьютерных технологий, а также в определении финансовой эффективности внедрения цифровых технологий для предприятий и организаций АПК.
Экономический аспект внедрения цифровых технологий в сельскохозяйственном производстве включает в себя достижение состояния продовольственной безопасности, перехода от импортоза-мещения к экспорту аграрной продукции и продовольствия, а также в определении экономической эффективности функционирования цифрового сельского хозяйства для национальной экономики в целом посредством генерации налоговых поступлений в консолидированный бюджет страны.
Экологический аспект цифрового аграрного сектора, прежде всего, определяется возможностями «умной» адаптации сельского хозяйства к всеобщим изменениям климата, и, в том числе, к глобальному потеплению.
Экологический аспект цифрового сельского хозяйства включает в себя также внедрение и развитие так называемого «биологического земледелия», которое основывается на необходимости учета всей совокупности факторов, определяющих плодородие почвы: агрономических, экологических, наличия необходимых питательных веществ и биологических компонентов. Таким образом, биологическое земледелие представляет собой, по сути, неразрывный комплекс органического и конвенционального земледелия с акцентом на естественное плодородие почв, которому свойственен высокий уровень биологической активности.
Основная цель биологического земледелия состоит в оптимизации активности почвенных ми-
кроорганизмов за счет обеспечения хорошего питания и структуры почвы, а также достаточного снабжения энергией, воздухом и водой. Биологическое земледелие использует современные цифровые технологии, новые методы и системы ведения сельскохозяйственного производства, которые нейтральны по отношению к природным экосистемам^].
Социальный аспект цифрового сельского хозяйства связан с влиянием, которое оказывает цифровизация на пространственное развитие сельской местности и качество жизни сельского населения. Социальный аспект цифрового аграрного сектора включает также в себя и революционное реформирование системы образования, что находит свое выражение в концепции «умного университета», которая предполагает интеграцию следующих элементов цифрового управления учебным заведением: дигитализированный руководящий менеджмент; «удаленный» образовательный процесс; компьютеризированный НИО-КР; цифровой студенческий кампус и т.д.
Основной формой внедрения цифровых технологий в сельское хозяйство выступает инновационно-инвестиционный проект в форме цифрового сельскохозяйственного проекта (Agricultural Digital Project), представляющий собой систему мер, направленных на получение прибыли на основе внедрения «дигитализации» в сельскохозяйственном производстве при заданном объеме инвестирования собственного, привлеченного и заемного капитала и строго определенном временном интервале, определяющим ставку дисконтирования для расчета показателей финансовой и экономической эффективности.
К сожалению, в настоящее время, применение методологии проектного анализа в сельском хозяйстве с целью внедрения цифровых технологий во многом выступает формальным, что не отражает реальной оценки эффективности сельскохозяйственного производства и цифровизации аграрного сектора.
При этом как показывает практика, применение только административных методов управления инновационной деятельностью не позволяет достичь широкого внедрения цифровых технологий в сельском хозяйстве и АПК, поскольку непосредственные товаропроизводители, зачастую, не заинтересованы в данном процессе в виду несовершенства экономического механизма хозяйствования, который не способствует стимулированию вышеуказанного процесса, гармонизации интересов организаций, осуществляющих фундаментальные и прикладные исследования, НИОКР, инновато-ров, имитаторов и репликаторов дигитализации.
Однако и действие экономических методов управления во многом является спорным и неоднозначным, зачастую, и противоречивым, что обусловливает низкую эффективность функционирования всей системы экономического регулирования внедрения инноваций, в т.ч. и цифровых технологий в агробизнесе.
сз о со от m Р от
от А
=Е
В итоге, изолированная аппликация отдельных экономических регуляторов в рамках вышеуказанного процесса обусловливает дезориентацию интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей, подрывае т материальные стимулы для внедрения цифровых технологий.
При этом основным фактором, сдерживающим внедрение цифровых технологий в сельском хозяйстве выступает диспаритет цен на аграрную продукцию и материально-технические ресурсы, поставляемые селу, в рамках АПК, что подрывает стимулы расширенного воспроизводства в отрасли. Так, например, средний индекс роста цен на промышленную продукцию, поставляемую сельскому хозяйству в 2014-2019 гг. составил 106,2%, тогда как продукции аграрного сектора только 105,1%. В период с 2016 по 2019 гг. эти показатели составили соответственно 104,2% и 102,7%. Средняя стоимость зерноуборочного комбайна в 2019 году по сравнению с 2014 годом возросла на 57%[12],[13].
В связи с этим, сельскохозяйственным товаропроизводителям, зачастую, не под силу закупать «обычные» производственные ресурсы, не говоря уже о затратных, дорогостоящих цифровых технологиях, применение которых требует к тому же и высококвалифицированных специалистов и качественного технического обслуживания. При этом стоимость, например, робота для прополки сорняков может достигать несколько сотен тысяч долларов[14].
В связи с этим, внедрение цифровизации в сельском хозяйстве возможно только на основе государственной поддержки данного процесса. В то же время, необходимо дальнейшее совершенствование экономического механизма в аграрном секторе на основе комплексного подхода.
Центральным звеном экономического механизма выступают цены. Однако несовершенство системы цен в сельском хозяйстве ведет к падению оптовых (закупочных) цен на сельскохозяйственную продукцию при неадекватном росте конечных, розничных цен на продовольствие.
Кроме того, в сельском хозяйстве развивается процесс волатильности закупочных цен на аграрную продукцию, оптовых и розничных цен на продовольствие в зависимости от колебаний валового производства зерновых и других сельскохозяйственных культур.
Более того, ввиду несовершенства системы цен в аграрном секторе, отказа от севооборотов и отсутствия программ по консервации земель, в сельском хозяйстве превалирует монокультура зерновых, что обусловливает дальнейшую деградацию земель сельскохозяйственного назначения.
При этом функционирование финансового меЕ ханизма в аграрном секторе, по сути, фактически £ никак не коррелирует с действием основного эко-— номического регулятора воспроизводственного § процесса в сельском хозяйстве и АПК - ценами. ^ В свою очередь, система налогообложения Ц в сельском хозяйстве и АПК выступает, по сути,
множественной, дробной, сложной и запутанной, которая в основном выполняет фискальную функцию в ущерб своей стимулирующей функции.
Доступность получения кредита для большинства сельскохозяйственных товаропроизводителей также продолжает оставаться ограниченной, несмотря на осуществляемые меры государственной поддержки. Основным недостатком действующей системы страхования в аграрном секторе является то, что она не носит обязательного характера. Кроме того, осуществление выплат страховых субсидий как части «компенсирующей субсидии» ведет к сокращению размеров агрострахования.
Более того, основную массу «компенсирующей субсидии» абсорбируют средние и крупные сельскохозяйственные предприятия, а также агрохол-динги. При этом выплаты данных субсидий никоим образом не были связаны со стимулированием увеличения производства и улучшением качества сельскохозяйственной продукции.
В связи с этим, аппликацию экономических методов управления с целью стимулирования внедрения цифровых технологий в сельском хозяйстве и агробизнесе, по нашему мнению, следует в основном осуществлять на базе экономического регулирования вышеуказанного процесса.
Теоретической и методологической основой формирования системы экономического регулирования внедрения цифровых технологий в сельском хозяйстве и АПК, на наш взгляд, должен выступать закон стоимости, классическая концепция ценообразования, конституирующая функцию цены как меру стоимости товара, а также учет факторов спроса и предложения, конъюнктуры рынка отдельных цифровых товаров и технологий.
Сущность экономического регулирования внедрения цифровых технологий в сельском хозяйстве и АПК, по сути, представляет собой процесс воздействия экономического механизма на цикл расширенного воспроизводства в сельском хозяйстве и агробизнесе с целью повышения эффективности функционирования агропромышленного комплекса страны в целом.
В свою очередь, в данном случае, экономический механизм в аграрном секторе выступает в качестве взаимосвязанной и взаимообусловленной системы экономических регуляторов процесса расширенного воспроизводства (системы цен, кредитно-финансового механизма и т.д.), действующей на основе закона стоимости с учетом действия факторов спроса и предложения на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие, с целью обеспечения устойчивого развития сельского хозяйства на базе внедрения цифровых технологий.
С теоретической точки зрения совершенствование экономического механизма в сельском хозяйстве объективно требует и того, чтобы каждый экономический регулятор выполнял только свойственные ему имманентные функции на базе единой методологии, тесно взаимодействовал и органично дополнял функционирование других экономических рычагов.
В связи с этим, совершенствование экономического механизма в аграрном секторе с целью стимулирования внедрения цифровых технологий в сельском хозяйстве и АПК должно осуществляться на основе следующих принципов:
- оптимизации интеракции свободного рынка и государственного регулирования сельского хозяйства, сконцентрированной на необходимости дигитализации аграрного сектора;
- обеспечении сбалансированности стоимостных и натурально-вещественных соотношений воспроизводственного процесса при импле-ментации цифровых технологий в сельскохозяйственном производстве на основе создания условий для эквивалентного обмена между сельским хозяйством и первой сферой АПК;
- имплементации объективных приоритетов и пропорций при обосновании норм накопления капитала в сельском хозяйстве;
- формировании ориентиров и стимулов для «сбережения» финансовых средств, обеспечивающих аккумуляцию и вложение инвестиционных ресурсов для развития цифровизации сельского хозяйства;
- необходимости создания адекватного инвестиционного климата в аграрном секторе с целью привлечения внешних инвесторов в сельскохозяйственное производство;
- обеспечении формирования рациональной пространственно-отраслевой организации сельского хозяйства на основе совершенствования специализации и размещения сельскохозяйственного производства путем его концентрации на базе межхозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции;
- необходимости охраны окружающей среды в аграрном секторе посредством внедрения экологического мониторинга и экологической оценки цифровых сельскохозяйственных проектов;
- формировании мотивационного механизма для дальнейшего развития системы ипотечного кредитования в сельском хозяйстве как важнейшего источника формирования инвестиционного капитала дигитализации;
- обозначении ориентиров для расширения практики залога аграрной продукции с целью привлечения дополнительных инвестиций в сельскохозяйственное производство;
- стимулировании концентрации на основе дальнейшего развития процесса слияния и поглощения бизнесов, консолидации земель, а также развития агрохолдингов в сельскохозяйственном производстве[15].
В связи с этим в качестве основы формирования цен в сельском хозяйстве, по нашему мнению, необходимо использовать так называемую модель «полных общественно необходимых затрат», обеспечивающую ведение процесса расширенного воспроизводства в АПК и основанную на учете показателей себестоимости, зарплатоемкости и фондоемкости единицы аграрной продукции, а также формирующая накопление, инвестицион-
ное развитие и, следовательно, имплементацию цифровых технологий с учетом действия факторов спроса и предложения на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие.
Совершенствование ценообразования в сельском хозяйстве неразрывно связано с улучшением функционирования всего финансового механизма в аграрном секторе, включающего, прежде всего, налогообложение, кредитование и страхование сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Реформирование налоговой системы должно включать в себя следующие этапы, реализуемые «шаг за шагом»:
- упорядочение состава и структуры налогов, сокращение их числа и совершенствование «прикрепления» этих обязательных платежей к различным уровням консолидированного бюджета;
- поэтапную отмену НДС на продовольственные товары;
- постепенный отказ от косвенных налогов (НДС и акцизов), имеющих инфляционную направленность;
- установление в конечном итоге единого налога на землю, что позволит ликвидировать множественность и дробность налогообложения. Необходимо также осуществить переход от налогообложения результатов работы аграриев к таксации основных факторов аграрного производства: земли, труда и капитала. Это, в свою очередь, предполагает дальнейшее совершенствование кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения на основе принципов рыночной экономики.
Требуется облегчить доступ аграриев к инвестиционному кредиту, путем снижения учетных ставок, для финансирования цифровизации сельского хозяйства для всех сельскохозяйственных товаропроизводителей вне зависимости от формы собственности и хозяйствования на селе, масштабов аграрного производства, с учетом возмещения части процентной ставки в качестве меры государственной поддержки сельского хозяйства.
Следует также расширить практику залога сельскохозяйственной продукции и ипотечного кредитования аграрных товаропроизводителей с целью привлечения внешних инвестиций для осуществления дигитализации сельского хозяйства. При этом залоговую стоимость сельскохозяйственных земель целесообразно определять исходя из стартовой аукционной цены земли[15].
Необходимо ввести обязательное страхование посевов, поголовья скота, имущества и работников сельскохозяйственных предприятий, а также рисков внедрения цифровых технологий в аграрном секторе.
В связи с этим, по нашему мнению, было бы целесообразным вернуться к практике отдельного субсидирования страховых взносов, уплачиваемых сельскохозяйственными товаропроизводителями.
Распределение же так называемой «компенсирующей субсидии» следует осуществлять в зави-
сь о со от гп Р от
от А ш
Q. в
OJ
о
OJ
симости от природно-климатических условии ведения аграрного производства с целью создания относительно равных условии ведения процесса расширенного воспроизводства в сельском хозяйстве.
Таким образом, только использование комплексного подхода к совершенствованию экономического механизма в сельском хозяйстве в сочетании с государственной поддержкой аграрного сектора обеспечит широкое внедрение передовых цифровых технологий в сельскохозяйственное производство.
Основными принципами совершенствования экономического механизма в отрасли выступают обеспечение построения его на единой методологической основе, а также органическая взаимосвязь и взаимообусловленность функционирования отдельных экономических регуляторов (цен, налогов, кредита, страхования и т.д.), выполняющих свои имманентные функции, в рамках стимулирования процесса расширенного воспроизводства в аграрной сфере на основе внедрения цифровых технологий.
Литература
1. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» URL: ftp://ftp.rg.ru;
2. What is digital agriculture? URL: ftp://ftp.agri-culture.vic.gov.au/ farm-management/digital-agriculture/what-is-digital-agriculture;
3. Disruptive Technologies. Digital Agriculture. Feeding the Future. Project Breakthrough. URL: ftp://ftp. breakthrough.unglobalcompact. org/ disruptive-technologies/digital-agriculture;
4. Cornell University Agricultural Experiment Station URL: ftp://ftp.cuaes.cals.cornell.edu/digital-agriculture;
5. Digital Agriculture. Purdue University. URL: ftp:// ftp. https://ag.purdue.edu/digitalag;
6. Digital Agriculture. Food and Agriculture Organization of the United Nations.URL: ftp://ftp.fao.org;
7. Digital technology in agriculture and rural areas: Briefing paper. Food and Agriculture Organization of the United Nations: Rome. URL: ftp://ftp.fao.org;
8. МСХ РФ. Ведомственный проект «Цифровое сельское хозяйство» URL: ftp://ftp.mcx.ru;
9. Digital Farming: what does it really mean? URL: ftp://ftp.cema-agri.org/images/publications/ position-papers;
10. Scope of Digitalization in Farming. URL: ftp://ftp. cropin.com/digitalisation-in-farming;
11. What is biological agriculture? URL: ftp://ftp.yla-dlivingsoils.com.au/aboutus/biologicalagriculture;
12. Цены в России. Статистический сборник. Официальное издание. - Москва: Федеральная служба государственной статистики, 2018-142 с.;
13. Цены в России. Статистический сборник. Официальное издание. - Москва: Федеральная служба государственной статистики, 2020-147 c.;
14. Кибердеревня где-то рядом: роботы-фермеры становятся все популярнее.uRL: ftp://ftp.bfm.ru;
15. Сагайдак А.Э. Экономика и организация сельскохозяйственного производства. Учебник/А.Э. Сагайдак, А.А. Сагайдак - Москва: КноРус -2021-418 с.
SOME PROBLEMS OF ECONOMIC REGULATION OF IMPLEMENTATION OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN AGRICULTURE
Sagaydak A.E., Sagaydak A.A.
All Russian Research Institute of Agricultural Economics, State University of Land Use Planning
Further development of agriculture is impossible without ensuring its qualitative growth and development, which is achieved through the widespread introduction of digital technologies in agricultural production. The article formulates theoretical and methodological provisions that reveal the need and essence of improving the economic regulation of digital technologies in agriculture based on optimal degree of interaction between the free market and state regulation. The essence of the economic regulation of the introduction of digital technologies in agriculture and agriculture, in fact, is the process of the impact of the economic mechanism on the cycle of expanded reproduction in agriculture and agribusiness in order to improve the efficiency of the agro-industrial complex of the country as a whole. In turn, in this case, the economic mechanism in the agricultural sector acts as an interconnected and interdependent system of economic regulators of the extended reproduction process (price system, credit and financial mechanism, etc.), acting on the basis of the law of value, in order to ensure sustainable development of agriculture based on the introduction of digital technologies. From a theoretical point of view, the improvement of the economic mechanism in agriculture objectively requires that each economic regulator performs only its inherent immanent functions on the basis of a single methodology, closely interacts and organically complements the functioning of other economic levers.
Keywords: digital agriculture, digital technologies, economic regulation, pricing, taxation, lending, insurance, agricultural production.
References
1. Decree of the President of the Russian Federation of July 21, 2020 N 474 "On the national development goals of the Russian Federation for the period up to 2030" URL: ftp://ftp.rg.ru;
2. What is digital agriculture? URL: ftp: //ftp.agriculture.vic.gov. au/ farm-management / digital-agriculture / what-is-digital-agriculture;
3. Disruptive Technologies. Digital Agriculture. Feeding the Future. Project Breakthrough. URL: ftp: //ftp.breakthrough.unglobal-compact. org / disruptive-technologies / digital-agriculture;
4. Cornell University Agricultural Experiment Station URL: ftp: //ftp. cuaes.cals.cornell.edu/digital-agriculture;
5. Digital Agriculture. Purdue University. URL: ftp: // ftp. https:// ag.purdue.edu/digitalag;
6. Digital Agriculture. Food and Agriculture Organization of the United Nations.URL: ftp: //ftp.fao.org;
7. Digital technology in agriculture and rural areas: Briefing paper. Food and Agriculture Organization of the United Nations: Rome. URL: ftp: //ftp.fao.org;
8. Ministry of Agriculture of the Russian Federation. Departmental project "Digital Agriculture" URL: ftp: //ftp.mcx.ru;
9. Digital Farming: what does it really mean? URL: ftp: //ftp.ce-ma-agri.org/images/publications/position-papers;
10. Scope of Digitalization in Farming. URL: ftp: //ftp.cropin.com/ digitalisation-in-farming;
11. What is biological agriculture? URL: ftp: //ftp.yladlivingsoils.com. au/aboutus/biologicalagriculture;
12. Prices in Russia. Statistical collection. Official edition. - Moscow: Federal State Statistics Service, 2018-142 p .;
13. Prices in Russia. Statistical collection. Official edition. - Moscow: Federal State Statistics Service, 2020-147 p .;
14. The cyber village is somewhere nearby: farmer robots are becoming more and more popular. URL: ftp: //ftp.bfm.ru;
15. Sagaidak A.E. Economics and organization of agricultural production. Textbook / A.E. Sagaidak, A.A. Sagaidak - Moscow: KnoRus - 2021-418 p.