юридических и физических лиц, с целью оперативного реагирования на любые факты криминальных проявлений и незамедлительного сообщения о них в органы внутренних дел; проведения пропаганды охранных услуг, увеличение приема под охрану объектов всех форм собственности, совершенствование технического оснащения объектов хранения товарно-материальных ценностей и их защита.
Проводимые мероприятия профилактического характера позволят снизить рост преступлений и правонарушений, оперативно реагировать органам внутренних дел на любые сообщения о готовящихся и выявленных правонарушениях и преступлениях и, как следствие, предотвращать различные противоправные действия.
В числе предполагаемых к разработке межведомственных проектов могут быть: «Пермь - единое воспитательное пространство»; «Трудный подросток - проблемы обучения и воспитания»; «Создание сайта профессиональной информации»; «Информатизация города Перми»; «Единое информационнобиблиографическое пространство»; «Миграционная политика»; «Обеспечение принципов здоровьесбере-жения в учреждениях социальной сферы»; «Развитие гражданского общества и местного самоуправления (Общественная экспертиза, Гражданская палата, Молодежный парламент и т. п.)»; «Развитие социального партнерства между властью и организованными структурами гражданского общества»; «Развитие чувства гражданской ответственности и социальной солидарности у жителей города как членов местного сообщества»; «Пермь - моя Малая Родина»; «Взаимодействие администрации с хозяйствующими субъектами»; «Управление общественными финансами» и др.
Политическая стабильность.
Политическая ситуация в городе Перми последнего десятилетия характеризуется как стабильная. Наблюдается сознательное отношение жителей города к своему политическому выбору, жители города активно участвуют в выборах любого уровня, отдают предпочтения устойчивым демократическим изменениям в обществе, поддерживают политических лидеров реформистской конструктивной ориентации.
Одним из основных условий стабильной политической и экономической ситуации является квалифицированное управление на муниципальном уровне, вовлечение населения города в процесс формирования гражданского общества, что способствует взаимодействию и укреплению доверия между населением и органами местного самоуправления. Процесс формирования гражданского общества осуществляется как совокупность межличностных, семейных, общественных, экономических, культурных, религиозных отношений и структур, которые позволяют современному человеку законным путем удовлетворить свои потреб-
ности, развивать свою индивидуальность без непосредственного вмешательства и помощи государства.
Одним из главных направлений муниципальной политики является разработка критериев по оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления. В настоящий момент утвержден порядок проведения оценки эффективности деятельности администрации, ее структурных подразделений, развития отраслей, сфер, предприятий. Основная цель этой оценки - своевременное выявление положительных и отрицательных тенденций в развитии города Перми. Организация мониторинга условий, процесса и результата развития города, анализ динамики показателей и процессов позволяют оперативно реагировать на существующие и появляющиеся проблемы, что приводит к преобладанию позитивных тенденций в развитии города.
Таким образом, основные задачи и направления деятельности органов местного самоуправления для сохранения стабильности политической ситуации на территории города заключаются в следующем: совершенствование системы управления, содержания и технологий управления на уровне города, в районах и микрорайонах; формирование гражданского общества и развитие местного самоуправления; организация мониторинга эффективности представительной и исполнительной власти, деятельности органов местного самоуправления; анализ показателей и эффективное реагирование на изменение политической ситуации, связанной с экономическим, социальным, институциональным и экологическим благополучием развития города Перми.
Законодательные риски.
Наиболее эффективный элемент в системе инвестиционных рисков - совершенствование нормативно-правовой базы инвестиционной деятельности, выработка долгосрочной инвестиционной стратегии развития города. Нормативные акты должны учитывать особенности города, имеющие отношение к разработке и проведению политики привлечения инвестиций. В инвестиционной политике должны быть реализованы общие принципы:
- достижения полноты и непротиворечивости различных актов в формируемом комплексе привлечения инвестиций;
- отражения интересов гражданского общества в разработке и проведении политики привлечения инвестиций в город;
- обеспечения демократизма, гласности, прозрачности решения вопросов по разработке и проведению политики привлечения инвестиций в город.
Основными задачами в процессе принятия нормативно-правовых актов органов местного самоуправления являются:
- недопущение ухудшения условий для инвесторов;
- защита прав собственности;
- повышение эффективности управления муниципальной собственностью;
- снижение налогового бремени;
- развитие финансовой инфраструктуры.
Предлагаются к разработке и реализации проекты: «Нормативно-правовое сопровождение Стратегии, Стратегического плана и Программы устой-
Пермская агломерация
чивого развития города Перми», «План совместной работы представительной и исполнительной власти города Перми».
В каждом из перечисленных направлений безопасности возможно как решение задач безопасности собственно для жителей города Перми, так и в содружестве для города Перми и других территорий Пермского края. В этом смысле важно наличие договоров с муниципальными образованиями (например, в рамках Пермской агломерации, прежде всего Пермского и Добрянского районов, см. рис.), Пермским краем, заключение фьючерсных контрактов, организация строительства складов и терминалов, подъездных путей, создание предприятий, холдингов и т. п. В этой связи для г. Перми целесообразна разработка и реализация целевой комплексной программы «Пермь и прилегающие территории - межмуниципальный логистический центр Пермского края».
Литература:
Пыткин А.Н., Клименте Г.В. Экологическая безопасность и экологическая модернизация экономики региона // Экономика региона / РАН, Отделение общественных наук. Секция экономики. Институт экономики УрО РАН.: Екатеринбург. - № 3. - 2008. - С. 247-251.
Гарипов Ф.Н.
кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, Институт социально-экономических исследований Уфимского научного центра РАН, Россия, г. Уфа
Печаткин В.В.
заведующий сектором,
Институт социально-экономических исследований Уфимского научного центра РАН,
Россия, г. Уфа
УДК 330.15
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОИ ОЦЕНКИ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ ТЕРРИТОРИЙ
Рассматриваются вопросы повышения антропогенной нагрузки на природную среду, роль лесов в сохранении природных ландшафтов, в стабилизации экологического состояния природной среды территорий; обосновывается необходимость форсированной разработки теоретических и практических вопросов
экономическом оценки ресурсов леса, принципов лесоэксплуатации с учетом комплексной роли лесов в территориальном развитии и жизни людей.
Ключевые слова: эколого-экономическая оценка, коэволюционное развитие, нерыночные ценности, ресурсорезервационная функция, антропогенная нагрузка, развитие территорий.
SOME PROBLEMS OF ENVIROMENTAL AND ECONOMIC ASSESSMENT OF NATURAL RESOURCES OF TERRITORIES
Questions of increase of anthropogenous load of environment, role of the woods in preservation of natural landscapes, in stabilization of an ecological condition of environment of territories are considered; need of the forced development of theoretical and practical questions of an economic assessment of resources of the wood, the principles of a lesoekspluatation taking into account a complex role of the woods locates in territorial development and life of people.
Key words: enviromental and economic assessment, koevolyutsionny development, non-market values, resur-sorezervatsionny function, anthropogenous loading, development of territories.
Стремительно убывает по миру среднедушевое значение природных ресурсов. Обусловлено это непрерывным ростом численности населения, возрастающими темпами индивидуального потребления и тем, что многие из ресурсов естественно не возобновляемы. А те, которые восстанавливаются самой природой или же целенаправленным воздействием людей, тоже имеют естественные пределы; имеются в виду ресурсы, создаваемые на земле, и не являющиеся ископаемыми. Дело в том, что практически неизменна площадь земной суши и очень незначительно меняется площаць земли, вовлекаемой в хозяйственный оборот: за десятилетний период (1993-2003 гг.) население земли увеличилось на 14 %, а площадь пахотных угодий - только на 0,4 %.
У современного этапа экономического развития базисным условием роста продолжают оставаться природные ресурсы и поэтому неуклонно растут темпы их изъятия из естественного кругооборота. В результате происходит рост антропогенной нагрузки на окружающую среду. Ситуация эта вызывает возрастающую обеспокоенность мирового сообщества: постепенно и неуклонно ухудшается состояние экологии.
В частности, на конференции под эгидой ООН в Рио-де-Жанейро еще в 1992 году было сформулировано понятие «устойчивого развития», подразумевающего необходимость использования модели общественного прогресса, обеспечивающей баланс между решением современных социально-экономических проблем и сохранением окружающей среды, и при котором учитывались бы жизненные интересы не только нынешнего, но и будущих поколений. Становится общепризнанной необходимость избрания новой стратегии развития, ориентированной на долговременные цели, и выдвижение взамен прежних количественных критериев экономического роста принципов коэволюционного развития при сохранении устойчивого равновесия в природопользовании.
В рамках этой стратегии идет активный процесс переоценки роли природно-экологических факторов
в экономическом развитии, в том числе значения леса в территориальном развитии и в жизни людей.
До сих пор в общественном сознании лес воспринимается, прежде всего, лишь как источник воспроизводимых природных ресурсов: поставщик древесины, строительных материалов, дров и т. п. В то же время современные масштабы производства таковы, что становится необходимостью рассматривать лес и как экологическую ценность, в отношении которой человечество должно придерживаться стратегии сбалансированного взаимодействия, выбора вектора развития, обеспечивающего сохранение естественных циклов природы.
По масштабам и разнообразию экологических функций леса выделяются своей значимостью среди всех природных комплексов. К числу важнейших могут быть отнесены такие их свойства, как регулирование и очищение водного стока и воздушного бассейна, обогащение атмосферы кислородом, предотвращение эрозии земель, поддержание плодородия почв, сохранение генетического разнообразия природы, влияние на формирование климата и т. д.
Помимо этого лес обеспечивает и ряд других потребностей человека, являясь одновременно источником многочисленных экологически чистых пищевых ресурсов и оставаясь средой обитания. Лес, таким образом, является как бы центральным звеном сохранения самой природной среды и естественного регулирования большинства протекающих в ней процессов. В сущности, лес является природной основой, способствующей нормальному развитию человечества.
Исторический опыт лесоуправления в России, а также зарубежная практика показывают, что ориентация только на максимизацию лесного дохода, без учета средообразующей и нерыночной ценности лесов, может привести к коренному изменению ландшафтов и видового их состава, к общему обеднению природной среды, уменьшению биологического
разнообразия и резкому снижению устойчивости погодно-климатических параметров территории.
При современных масштабах природопользования во многих регионах России, в том числе и в Республике Башкортостан, условия для реализации программы устойчивого развития заметно обострились. Так, в Башкортостане, имеющем преимущественно «сырьевую» ориентированность экономики, масштабы антропогенных воздействий возросли неизмеримо. Функционирование мощных промышленных комплексов, насыщение территории сетью автотранспортных артерий серьезно ухудшают экологическую обстановку в республике. В результате возникли реальные контуры деградации природных ландшафтов, снижающих качественные характеристики растениеводческой и животноводческой продукции. В этих условиях резко возрастает и становится жизненно важным учет экологической роли природных ландшафтов и, в особенности, лесов, являющихся ключевым фактором экологии. При этом обеспечение эффективного функционирования экономики и дальнейшее развитие рыночных отношений предполагает использование адекватных подходов в оценке лесов. Без комплексной экономической оценки лесных ресурсов с учетом их экологической роли не представляется, на наш взгляд, возможным и само устойчивое развитие вообще и лесопользование в частности.
Заметим, что в научной литературе последних лет наметился заметный сдвиг в исследовании экономической природы лесов, получили более углубленное осмысление и развитие различные идеи и подходы к экономической оценке ресурсов леса. В то же время в большинстве случаев подходы эти основаны на оценке конкретного вида ресурса. Оценка экологических и социальных функций лесов не сопровождается необходимой количественной информацией. И этим обусловливается наличие в действительности таких понятий, как «невесомые полезности леса», «даровое благо» и др. Тем не менее решать вопросы экономической оценки лесов с учетом экологических параметров, несомненно, придется, а абсолютная ценность лесных экосистем будет сочетаться с определенной целесообразностью их использования.
Вместе с тем в комплексе вопросов, составляющих проблематику оценки природных ресурсов, недостаточно проработаны региональные особенности формирования эколого-экономической оценки. С одной стороны, лес является одним из составных элементов природных ресурсов региона, с другой, - в системе территориальных экономических отношений проблемы лесного комплекса в значительной мере определяют направленность и динамизм развития территориальной экономики. Наличие лесов в ареалах территории, разнообразие видов и качества их является одним из факторов, формирующих структурные, технологиче-
ские и организационно-экономические параметры лесохозяйственного сектора экономики региона.
Тем самым на уровне территориальных экономических систем вопрос экономической оценки лесов приобретает особую актуальность и предопределяет необходимость формирования регионом собственной стратегии пользования этим ресурсом.
Настало время, когда лес в качестве объекта эколого-экономической оценки целесообразно рассматривать со следующих позиций: как природное явление, как элемент экономической сферы, как элемент правовой сферы, а также как элемент региональной экономической системы.
Лес как элемент экологической системы испытывает воздействие человека. Хозяйственная деятельность человека непосредственно влияет на лесообразовательный процесс: вызывает смену лесообразующих пород и изменение биоценозов, меняет гидрологический режим территории, приводит к урбанизации ландшафтов.
В рамках системного подхода к рассмотрению сложных природных образований лес - биоэкологи-ческая саморегулирующаяся система.
Учитывая то обстоятельство, что леса вследствие антропогенных воздействий нередко на долгие годы утрачивают способность к саморегулированию, а также принимая во внимание их неразрывность с почвой, на которой они произрастают, на наш взгляд, наиболее приемлемым и разносторонне обоснованным является толкование понятия «лес» как мезоэкосистемы, состоящей из совокупности почвы и произрастающей на ней древесины, кустарниковой и травянистой растительности, животных, а также микроорганизмов и других компонентов окружающей природной среды, связанных между собой и с внешней средой и влияющих друг на друга.
Оставаясь преимущественно природным объектом, леса одновременно являются экономическим ресурсом региона. В реальной жизни и исторически ресурсы леса используются при производстве товаров и услуг, необходимых населению. Лес в целом остается также источником различных видов природных благ, изменяющихся во времени и пространстве по определенным закономерностям лесообразовательного процесса. Практически все существующие до сегодняшнего дня концептуальные характеристики различаются между собой главным образом тем, что рассматривают его или как природный ресурс, или как продукт человеческого труда.
В качестве объекта экономического исследования проблемы леса представляют специфические трудности, обусловленные, прежде всего, длительным характером процесса его воспроизводства, многофункциональным назначением угодий, высоким уровнем влияния деятельности человека на
естественный ход роста насаждений, проблематичностью механизации рабочих процессов воспроизводства лесных культур.
Традиционно лесная экономика вместе с лесным менеджментом имела целью производство древесины для промышленной переработки с получением строительных материалов, целлюлозы, бумаги и т. д. Однако леса производят также другие блага, такие как кормовые ресурсы, рыбные запасы в лесных водоемах, лесную фауну, выполняют социальные, биосферные и средоформирующие функции.
В последние годы в связи с общественным вниманием к многосторонности значения леса в восстановлении экологического равновесия и обеспечении нормальных условий жизни на Земле все полезные функции его выдвигаются в ряд жизненно важных и ставятся, в сущности, в один ряд с обеспечением древесиной или продуктами недревесного происхождения. Поэтому при экономической оценке лесов, особенно в условиях рыночной экономики, недопустимо ограничиваться лишь учетом древесины, а следует рассматривать наряду с разнообразными материальными ресурсами и остальные полезные функции леса. Только такой подход может сделать лесные экосистемы экономически защищенными от нерационального использования, чрезмерного изъятия их ресурсов из лесного фонда, а также содействовать преодолению отрицательных тенденций, ведущих к деградации лесных массивов.
Для более полной характеристики леса как элемента экономики необходимо исходить из разнообразия направлений его использования, в частности в срезе лесных и экологических ресурсов. Направления использования лесных ресурсов в действительности весьма многообразны и представляют собой различные виды лесопользования.
Леса служат единственным источником древесины. Причем потребности в ней, несмотря на развитие промышленности синтетических материалов, пластмасс, не убывают, а увеличиваются. В общую массу древесных ресурсов входят стволовая часть древесины (наиболее часто оцениваемая), кора, ветви, пни, корни. Химические и химико-механические способы переработки существенно расширили возможности их использования в народном хозяйстве; современные технологические приемы обеспечивают получение из древесины свыше 20 тыс. видов материалов, веществ и соединений.
Следующим жизненно необходимым ресурсом лесов являются экологические функции. В связи с этим следует упомянуть прежде всего то, что леса являются самым крупным поставщиком кислорода
- на их долю приходится около 40 % кислорода, поставляемого ежегодно зелеными растениями. «Отходами производства зеленой фабрики» являются
водяной пар, выделяемый листьями деревьев при транспирации, и свободный кислород, образующийся в процессе фотосинтеза и поступающий в атмосферу. За миллионы лет земная растительность довела содержание кислорода в атмосфере до 23 % по массе, начав с 1-1,5 %.
Роль лесов в формировании и поддержании состава воздуха атмосферы заключается в совокупности воздействия благоприятных для человека и всех живых организмов физиологических, биофизических, биохимических процессов, происходящих в древостое, подросте, подлеске, живом напочвенном покрове, подстилке. При этом особое значение имеет фотосинтез, в результате которого продуцируется кислород и поглощается углекислый газ. Значение этого момента возрастает особенно в связи с тем, что хозяйственная деятельность человека сопровождается гигантским «выбросом» углекислого газа в природную среду. В результате, как свидетельствуют современные наблюдения, происходит увеличение концентрации С0о в атмосфере, которое вызывает парниковый эффект и глобальное потепление. Отрицательным последствиям этого явления без вмешательства человека противодействуют леса.
Леса обладают уникальной способностью создавать первичное органическое вещество из неорганической природы (углекислого газа, воды и солей почвы) и способностью регулировать газовый состав атмосферы. А эти первичные органические вещества (глюкоза и дисахариды) в дальнейшем самими же растениями преобразуются в тысячи других: клетчатку, лигнин, смолы, жиры, белки, эфирные масла и др. Готовые органические вещества служат пищей насекомым, грибам и животным. Вследствие того, что древесные растения обладают продолжительностью жизни 80-300 лет, леса на длительный срок консервируют органическое вещество в стволах, сучьях, корнях. В результате из общего запаса органического вещества земли его основная масса, примерно на 90 %, сконцентрирована в лесах.
Растущие масштабы хозяйственной деятельности человека сопровождаются мощнейшим прессом на природную среду его обитания. Зачастую поглощающая деятельность природы не поспевает переработать негативное воздействие на нее «цивилизации». В результате в индустриально развитых регионах постепенно ухудшаются параметры природы и условия жизнедеятельности людей. В этом смысле не исключение ряд территорий и Республики Башкортостан. В частности, высокая концентрация промышленности по переработке углеводородного сырья, химических производств, предприятий нефтяной, нефтеперерабатывающей и горнодобывающей отраслей и т. п. приводит к негативному воздействию на экологическую обстановку в районах
их чрезмерной концентрации, к началу деградации природных ландшафтов и даже к подавлению биологической продуктивности агроэкологических систем. Суммарное воздействие этих факторов, его неопределенность - путь к ухудшению среды обитания, снижению продуктивности природных угодий и сельскохозяйственных культур, а также к ухудшению качества растениеводческой и животноводческой продукций. В условиях продолжающегося нарастания антропогенного воздействия чрезвычайно велика средозащитная роль лесов.
Лесные массивы играют полифункциональную роль в сохранении биогеохимических циклов природы. Они выполняют почвозащитную и водоохранную функции. Велика роль лесов в задержании техногенных, в том числе радиоактивного, загрязнений окружающей среды, в снижении скорости перемещения воздушных порывов (смерчей и ураганов), а также вредного для человека высокого уровня шума (лиственные породы деревьев поглощают до 26 % шума и отражают около 74%). Почвозащитная роль лесов заключается в сохранении верхнего слоя почвы от ветровой и водной эрозии, увеличении органического вещества в верхнем слое почвы, улучшении его фильтрационных свойств, уменьшении промерзания почвы и др. Роль лесов в задержании техногенных загрязнений сводится к поглощению ими загрязняющих веществ из воздуха, вовлечению их в биогеохимиче-ский круговорот, переводу тем самым на другой качественный уровень и поглощению в конечном счете.
Очень важной является рекреационная функция лесов, способствующая отдыху и восстановлению моральных и физических сил человека.
Водоохранная роль леса выражается в регулировании речного стока. Общепризнанно, что лес является наиболее эффективным средством сокращения поверхностного стока талых и ливневых вод и перевода его во внутренний, подпочвенный сток, предотвращения обмеления рек в летний период и развития водной эрозии.
Помимо отмеченного, леса обладают и рядом других уникальных природозащитных свойств, в том числе ресурсорезервационными, информационными, санитарно-гигиеническими.
Ресурсорезервационная функция лесов проявляется в защите таких биоресурсов (флоры и фауны) и гидроресурсов, от локального сохранения которых зависят масштабы природно-ресурсного потенциала всего региона. Информационная же функция - в сохранении генетического фонда лесообразующих и других видов растений и животных.
Санитарно-гигиеническая функция лесных экосистем состоит в ионизации кислорода и выделении химически активных летучих органических веществ (фитонцидов), а также в поглощении углекислого
газа, токсичных примесей и шума, адсорбции взвешенной пыли. Леса способствуют созданию благоприятного для растительности и живых организмов оптимального режима температуры и относительной влажности воздуха.
В целом лесные массивы обладают достаточно выраженными буферными свойствами, что позволяет природным ландшафтам противостоять экологически агрессивным воздействиям внешних факторов и обеспечивать поддержание относительной стабильности на занимаемых ими территориях.
При всем этом лес является элементом региональной экономической системы и объектом правового регулирования взаимодействия общества и природы. Леса пространственно закреплены на территории, что придает их характеристике региональный оттенок. Наличие таких масштабных в территориальном и временном плане источников материального богатства в целом имеет неодинаковое значение для разных регионов. Ввиду специфических особенностей природно-климатических условий каждый регион характеризуется своим качественным спектром имеющихся на его территории лесов. А качество и размещение лесных массивов в пределах региона непосредственно влияют на принятие управленческих решений до их эксплуатации.
В ходе эксплуатации лесных ресурсов в рамках конкретного региона формируется рынок лесопродукции, характеризующийся своими территориальными параметрами спроса и предложения, обусловленными особенностями в региональных запасах лесосырья, их качеством, удаленностью от потребителей и уровнем развития региональной лесопромышленной базы.
Одновременно регион в процессе непрерывного пользования лесами вопросы управления их восстановлением решает собственными, возможными для него, лесоводственными приемами. А предпринимательский сектор региона, специализирующийся на заготовке и переработке лесных материалов, ориентируется на рыночные цены на лесопродукцию в регионе и на наличие имеющихся производственных мощностей для переработки сырья в готовую продукцию, удобных транспортных путей, а также учитывает близость и емкость рынков сбыта как для сырья, так и для готовой лесопродукции.
В реальной жизни для удовлетворения материальных потребностей общества используются не только древесные лесные ресурсы, но и косвенные (экологические) функции леса, определяющие в сущности возможность получения данной продукции. Поэтому регулирование возможности использования лесных экосистем не может не рассматривать помимо лесных ресурсов и экологические функции леса. Регулирование это, естественно, исходит из интересов
сохранения биологического разнообразия окружающей природной среды и должно быть направлено на обеспечение жизни во всех формах ее проявления.
Таким образом, лес как объект экономического и правового регулирования представляется в виде эко лого-экономической системы, для каждого компонента которой государству надлежит установить обязательные правила использования его ресурсного потенциала и охраны средообразующего значения.
В научной литературе, особенно последних лет, когда стали уделять особое внимание экономической природе леса, получили более углубленное осмысление и развитие различные идеи и подходы к его экономической оценке. Анализ задела показал большое разнообразие, в частности, понятия «оценка лесов». В этом контексте используются термины - кадастровая оценка, дифференциальная рента, лесные таксы, замыкающие затраты, лесные подати, компенсирующие затраты, ведомственная рента, замещающие затраты, эколого-экономическая оценка и т. п. В целом большинство из них основано на оценке конкретного вида лесного ресурса или лесных земель.
Оценка леса как экосистемы рассматривается в работах И В. Туркевича, Ю.Ю. Туници, Ю.В. Лебедева и др. В них отмечается необходимость разработки методических подходов к равнодостоверной оценке как лесных ресурсов, так и экологических и социальных функций лесов.
На практике оценка леса как экосистемы (совокупности земли, древесной, кустарниковой и травянистой растительности, животных, микроорганизмов и других компонентов окружающей природной среды, связанных между собой и с внешней средой, а также влияющих друг на друга) обычно проводится в обобщенном виде с помощью специальных коэффициентов, разработанных для оценки древесины, или сводится к оценке лесной земли. Например, методика экономической оценки важнейших видов природных ресурсов рекомендует временно средозащитную и рекреационную роль лесов первой группы принять на уровне тройной оценки их эксплуатационной ценности, но не ниже кадастровой оценки пашни.
Между тем вопрос этот в действительности намного шире. Под экономической оценкой лесов понимается стоимостное выражение максимально возможного экономического эффекта, получаемого с единицы площади лесных земель при рациональном использовании всех видов ресурсов. Тем не менее и при этом не учитывается ряд экологических функций лесов, не проводится обоснованная их оценка.
Оценка лесов без учета экологических значений при современных масштабах их использования может привести (и привела в ряде случаев) к трудновосполнимым потерям в функционировании природных ландшафтов, к отрицательным экономическим и социальным
последствиям. Более того, в условиях роста масштабов индустриализации труда и развития урбанизации неизбежно усиливается вероятность деградации и самих лесных экосистем. В связи с этим возрастает необходимость рассматривать леса не только как ресурс производственного потребления, но и как региональное природное наследие. Задача состоит в достижении совместимости и сбалансированности обоих подходов при рассмотрении леса как абсолютной ценности и как объекта материального блага, чтобы исключить доминирование в оценке одной из особенностей.
Под эко лого-экономической оценкой лесных экосистем, на наш взгляд, следует понимать совокупность действий по определению значимости (ценности) факторов многофункционального природного объекта, используемого для непосредственного удовлетворения потребностей человека и служащего одновременно формированию опосредованных условий его жизни, и получение в результате этих действий информации о совокупном уровне доходности объектов оценки, скорректированной на величину экологического ущерба.
В современной практике встречается экономическая оценка лесных земельных ресурсов. В частности, она используется при расчете платежей, взимаемых с физических и юридических лиц, в чьих интересах производится их изъятие, а также для фискальных целей государства и выражает в денежной форме полезность участков лесных земель. Следует предположить, что количественное стоимостное выражение потенциала полезности ресурсов лесов могло бы стать важным компонентом при определении их ценности в составе национального богатства территории. Оно необходимо также при разработке мероприятий по стимулированию рационального использования лесов. Помимо этого наличие подобных количественных характеристик дало бы возможность для более полного выявления эффективности хозяйственной деятельности и степени использования потенциальной производительности лесных земель, а также для определения ущерба, наносимого лесными пожарами и вредителями леса.
Достигнутый ныне уровень потребления природных ресурсов делает бесспорным и необходимость учета при экономической оценке лесных экосистем «нематериальной» их ценности, заключающейся в решающем значении леса как естественного регулятора баланса и жизнестойкости природной среды. В силу особой важности этого момента экономические параметры оценки следует дополнять экологическими.
Многофункциональным значением лесных экосистем вызывается также необходимость в использовании различных принципов в оценке видов их природных благ. Лес как экосистема представляет собой единое целое, экономически оценить его каким-либо одним
приемом, на наш взгляд, не представляется возможным. Лесную экосистему следует рассматривать как совокупность ресурсов, каждый из которых подлежит самостоятельной оценке. Только сумма этих оценок может дать представление о ценности лесной экосистемы как единого целого. Как показало изучение литературных источников по этой проблеме, в общем виде все подходы к экономической оценке природных ресурсов, и лесных в частности, могут быть основаны на затратном подходе, ренте, альтернативной стоимости, субъективной оценке, общей экономической ценности.
При этом перечисленные подходы не являются обособленными, а во многом пересекаются. Направление, основанное на оценке лесных экосистем по затратам на их воспроизводство, базируется на предположении, что в силу природных факторов лесные экосистемы подготовлены к эксплуатации. Учитывая, что лес - «дар природы», в основу экономической стоимости лесных ресурсов закладывают затраты по хозяйственной деятельности человека по восстановлению и выращиванию лесных массивов. А средняя цена леса определяется делением планируемой суммы затрат на ведение лесного хозяйства на площадь расчетной лесосеки. Осуществление экономической оценки по затратному подходу, на наш взгляд, проблематично как в методическом, так и в практическом плане, поскольку:
- не учитываются факторы спроса и предложения на рынке лесопродукции;
- отсутствует учет экологических и социальных функций лесных экосистем;
- наиболее качественные и выгодно расположенные ресурсы леса получат наименьшую оценку, поскольку чем выше качество леса, тем меньше затрат требуется на его эксплуатацию, тем самым происходит искажение истинной стоимости лесных ресурсов.
В качестве другого подхода к экономической оценке лесных экосистем может быть использован рентный подход. В широком смысле в экономической теории под рентой понимается доход или сумма денежных средств, выплачиваемая за пользование каким-либо имуществом на протяжении определенного времени, получаемых от их использования как в настоящее время, так и в перспективе. Ренту предполагалось определять при составлении оптимальных планов по разности затрат на добычу сырья в замыкающих (предельных) и конкретных (оцениваемых) условиях. Уровень замыкающих затрат должно было устанавливать государство на некоторый отрезок времени при заданных ресурсно-экологических ограничениях.
Лесная рента есть сверхприбыль (доход), заложенная природой, которая может образоваться у производителя, в частности при реализации материалов на рынке. В отличие от затратного подхода при рентном учитывается величина дохода от использования
ресурсов леса и принимаются во внимание затраты на создание новых. Показатель данного дохода, приносимого единицей использованного ресурса, определяется как разница между ценой продукции лесопользования и затратами на ее получение.
Применение рентной концепции в наибольшей степени отвечает требованиям рыночной экономики и поэтому ее целесообразно использовать в хозяйственной деятельности региона. В то же время, как показала практика зарубежных стран, рынок часто противоречит цели сохранения экологического равновесия в природе как основы существования экономики общества в целом.
Использование леса без учета его влияния на природные системы привело во многих регионах к его деградации и сложностям в дальнейшем развитии экономики. К числу таких регионов относится и Башкортостан, в котором объем выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, приходящийся на 1 км2 территории, уже к концу XX века был в три раза больше, чем в целом по стране. Это вызывало ухудшение качества окружающей природной среды и снижение природ но-ресурсного потенциала экономического развития, а также реальную угрозу подрыва здоровья населения.
Таким образом, рыночные отношения позволяют более или менее удовлетворительно оценить только одну функцию лесных экосистем - обеспечение лесными ресурсами, а важнейшие экосистемные функции жизнеобеспечения не затрагивают.
Помимо традиционных концепций экономической оценки лесных ресурсов - затратной и рентной, получили развитие и косвенные методы оценки. Одним из косвенных методов оценки является концепция альтернативной стоимости, позволяющая оценить экологические функции лесов, не имеющих рыночную цену, через упущенные доходы и выгоды, которые можно было бы получить при использовании их не для заготовки древесины, а в других целях, в частности в рекреационных или защитных.
Концепция альтернативной стоимости в определенной степени связана с затратной концепцией. Чем ниже альтернативная стоимость природного блага, тем меньше нужно затрат для компенсации экономических потерь, для сохранения этого блага. Этот подход можно использовать, на наш взгляд, для экономической оценки экологических функций лесов.
Таким образом, из вышеизложенного вытекает необходимость комплексной эко лого-экономической оценки лесных экосистем, а само рассмотрение проблемы экономической оценки лесов без учета экологической составляющей при современном состоянии окружающей среды грозит глобальной разбаланси-рованностью условий жизни человека.
При этом важно иметь в виду и то, что экономические оценки природных ресурсов недостаточно
использовать только на стадии планирования или проектирования в сфере природопользования, а следует, на наш взгляд, затрагивать систему цен и финансовых взаимоотношений в целом в экономике. По крайней мере, следует двигаться в данном направлении.
Спрос и предложение на рынке, а также уровень развития техники и технологии производства определяют степень использования отдельных компонентов лесной экосистемы.
Вместе с тем характеристика лесной экосистемы как элемента эколого-экономической системы определяется не столько суммированием свойств ее отдельных компонентов, сколько свойствами его структуры. Задача состоит в соединении в единое целое весьма разнообразных компонентов лесной экосистемы и выработке на этой основе принципов эко лого-экономической оценки лесных ресурсов и эффективности их использования.
Эколого-экономическая оценка лесов региона заключается в определении качественных и количественных показателей, характеризующих «полезности» лесных экосистем, а также в вычислении денежных эквивалентов этих показателей по результативному и затратному аспектам с корректировкой на экологический ущерб (выгоду) при эксплуатации, а также с учетом региональных особенностей.
Слисок литературы:
1. Гирусов Э.В. Экология и экономика природопользования. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1998. - 455 с.
2. Добротеорская О.Е. Эколого-экономическая оценка роли лесов Среднего Урала в поглощении СО, и выделении О,. - Екатеринбург: УрО РАН, 1996. - С. 57-59.
3. Лебедев Ю.В. Эколого-экономическая оценка лесов Урала. - Екатеринбург: УрО РАН, 1998. - 214 с.
4. Нусратуллин В. К Рента и регулирование экономических отношений (в новейшей модели экономики) / ИЭС УНЦ РАН. - Уфа, 1996. - 256 с.
5. Струмилин С.Г. О цене «даровых благ» природы // Вопросы экономики. - 1967. - № 2. - С. 60-82.
6. Яндыганое Я.Я. Экономика природопользования. -Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 1997. - 764 с.
7. Пегое С.А. Устойчивое развитие в условиях глобальных изменений природной среды // Вестник РАН. - 2004. - Т. 74. - № 12. - С. 1082-1089.
8. Залиханое М.Ч. и др. Естественные экосистемы -важнейший природный ресурс человечества // Вестник РАН. - 2006. - Т. 76. - № 7. - С. 612-614.
9. Порфпръев Б.Н. Изменение климата и экономики // Вестник РАН. - 2011. - Т. 81. - № 3. - С. 222-236.
Новосельский Г.Я.
аспирант кафедры Международной экономики Института «Высшая школа экономики и менеджмента» Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, Россия, г. Екатеринбург
Темкина И.М.
кандидат экономических наук, профессор кафедры Финансового менеджмента Института «Высшая школа экономики и менеджмента» Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, Россия, г. Екатеринбург
УДК 339.924
СОВРЕМЕННЫЕ ТРАКТОВКИ ИНТЕГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ: АНАЛИЗ И ПРОГНОЗ
В статье дается краткая характеристика Центральной Азии (ЦА), ее потенциальные возможности для развития процесса интеграции. Последовательно рассматриваются три этапа интеграционного процесса в ЦА, их задачи и итоги. Показано, как страны региона втягиваются в глобальную экономику, тренд развития
интеграционных процессов начинает носить не только внутренний, но и внешний характер. Возникает сложная проблема выбора акцента дальнейшего развития: на Запад или на Восток, необходимость оценки каждого пути для региона ЦА в целом и каждого государства в отдельности.
Ключевые слова: глобализация, региональная интеграция, регионализм и регионализация, «интеграция сверху» и «интеграция снизу».
MODERN TREATMENTS OF INTEGRATION PROCESS IN CENTRAL ASIA: ANALYSIS AND FORECAST
There's a short description of Central Asia and its opportunities to go forwards regional integration process. Authors also consider three periods of integration process in Central Asia, its purposes and results. It's pointed out how the counties are pulled into globalization. There're two directions for regional integration process to extend: to West and to East.
Key words: globalization, regional integration, regionalism and regionalization, «integration from above» and «integration from below».
В текущем столетии продолжается ускорение процесса глобализации мировой экономики. Одним из направлений и важнейшей составной частью этого процесса является развитие интеграции в различных регионах нашей планеты.
Региональная интеграция и ее последующее развитие в Европе, Северной Америке, Латинской Америке и других частях мира уже давно являются объектом исследования ученых и практиков.
Последние десятилетия особый интерес представляют процессы, происходящие на Азиатском континенте. Изменилась политическая карта мира, вектор экономического развития существенно сместился на Восток, и процессы, происходящие в этих странах, оказались в центре внимания современной науки.
Объектом нашего исследования является Центральная Азия (ЦА). Интеграционные процессы, происходящие здесь, имеют общие черты с развитием региональной интеграции в других регионах мира и свою специфику.
Термин «Центральная Азия» появился в 1993 году по итогам встречи глав государств этого региона. Центральная Азия - это пять бывших советских республик, а ныне самостоятельных государств: Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Всего в регионе ЦА проживает более 60 млн. человек, а валовой внутренний продукт (ВВП) составляет около 220 млрд. долларов.
В единое целое эти страны объединяет географическое расположение, принадлежность к тюркской группе языков, общность исторических и культурных традиций, состояние социально-экономического развития и схожего социального устройства общества.
В наследие от СССР государствам Центральной Азии досталось:
- водно-энергетическая инфраструктура и единая энергосистема;
- транспортная инфраструктура;
- системы образования, науки и культуры, административного управления;
- русский язык, как культурная, политическая и экономическая основа;
- недостаточный уровень развития рыночной экономики и освоения местных рынков;
- «советский» менталитет населения.
Все это теоретически и практически создает определенные предпосылки и возможности для развития регионального интеграционного процесса. Одновременно с общими объективными интересами и сложившимися связями в странах ЦА имеются и существенные различия по разным направлениям, которые создают серьезные противоречия и препятствия на пути к интеграции внутри региона и за его пределами.
Новые независимые государства сопротивляются процессу передачи ряда полномочий на наднациональный уровень. Внутри региона сотрудничество развивается в основном на двусторонней основе.
Проблема усугубляется асимметричностью развития стран региона. Существенно отличаются размеры их территорий, численность населения, наличие природных ресурсов, возможность доступа к ключевым транспортным маршрутам и др.
Все это вызывает расслоение стран ЦА по основным показателям социально-экономического развития.
Наиболее развитое в регионе государство - Казахстан значительно опережает остальные страны ЦА по показателю ВВП на душу населения. В то время как Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан по классификации Всемирного банка остаются в группе стран с низким уровнем доходов.
К этому следует добавить наличие разных моделей политической и экономической модернизации, осуществленных в странах ЦА. Наиболее характерный пример в этом плане - это пути развития двух крупных государств региона - Казахстана и Узбекистана, претендующих на роль лидеров в ЦА.