Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЕДИНСТВА И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ТРУДА'

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЕДИНСТВА И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ТРУДА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
282
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДИНСТВА И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / UNITY AND DIFFERENTIATION OF LABOR LAW / ТРУДОВЫЕ И ИНЫЕ НЕПОСРЕДСТВЕННО СВЯЗАННЫЕ С НИМИ ОТНОШЕНИЯ / LABOR AND OTHER DIRECTLY ASSOCIATED RELATIONS / ТРУДОВОЕ ПРАВО / LABOR LAW / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ НОРМЫ / DIFFERENTIATED RULES / ЕДИНСТВО НОРМ ТРУДОВОГО ПРАВА / THE UNITY OF THE LABOR LAW / РАБОТНИК / EMPLOYEE / КОНТРОЛЬ / CONTROL / РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ РАБОТНИКОВ / LABOR REGULATION CERTAIN CATEGORIES OF EMPLOYEE / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРУДОВЫХ НОРМ / THE EFFECTIVENESS OF LABOR STANDARDS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рогалева Ирина Юрьевна

В статье рассматривается проблема соотношения единства и дифференциации правового регулирования условий труда. Однако единство в целом основных принципов правового регулирования отношений сферы трудового права не исключает дифференциации правового регулирования труда, ибо обеспечить дифференциацию можно лишь на базе единых норм трудового права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some of the problems of unity and differentiation in legal regulation of relations in the sphere of labor

The article deals with the problem of the relationship between unity and differentiation of legal regulation of labor conditions. However, the overall unity of the basic principles of legal regulation of labor law does not preclude the differentiation of legal regulation of labor, to provide for differentiation is possible only on the basis of uniform standards of labor law.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЕДИНСТВА И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ТРУДА»

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЕДИНСТВА И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ТРУДА

РОГАЛЕВА Ирина Юрьевна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. Е-таП: irina05_85@mail.ru

Краткая аннотация: в статье рассматривается проблема соотношения единства и дифференциации правового регулирования условий труда. Однако единство в целом основных принципов правового регулирования отношений сферы трудового права не исключает дифференциации правового регулирования труда, ибо обеспечить дифференциацию можно лишь на базе единых норм трудового права.

The article deals with the problem of the relationship between unity and differentiation of legal regulation of labor conditions. However, the overall unity of the basic principles of legal regulation of labor law does not preclude the differentiation of legal regulation of labor, to provide for differentiation is possible only on the basis of uniform standards of labor law.

Ключевые слова: единства и дифференциации трудового законодательства; трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения; трудовое право; дифференцированные нормы; единство норм трудового права; работник; контроль; регулирование труда отдельных категорий работников; эффективность трудовых норм.

Unity and differentiation of labor law; labor and other directly associated relations; labor law; differentiated rules; the unity of the labor law; employee; control; labor regulation certain categories of employee; the effectiveness of labor standards.

Во все времена существования трудового права наука этой отрасли права уделяла и сегодня уделяет определенное внимание проблемам общего и особенного в регулировании трудовых отношений, анализу оснований установления специальных норм и их обоснованности. В основе таких исследований формулируются понятия единства и дифференциации в трудовом праве.

Проблема единства и дифференциации трудового законодательства всегда занимала и сегодня занимает одно из важных мест в науке трудового права. Это объясняется как теоретической важностью, так и практическим значением для нормотворческой деятельности и практики применения установленных норм. Не случайно общетеоретическому аспекту проблемы единства и дифференциации трудового права отведено довольно значительное место в научных изысканиях1.

Главной особенностью современного трудового права является его единство, которое опирается на целом ряде объективных факторов. Единство трудового права свидетельствует о внутренней, неразрывной связи всей совокупности норм, регулирующих общественные отношения в сфере труда. Единство, если иметь в виду юридические признаки, характеризуется установлением общих целей и задач правового регулирования, специфичностью юридических средств воздействия на общественные отношения, составляющие предмет регулирования, равенством основных трудовых прав и обязанностей, общностью средств их реализа-

1 Орловский Ю.П. Единство и дифференциация трудового законодательства // Право человека на жизнь и гарантии его реализации в сфере труда и социального обеспечения. Материалы Международной научно-практич. конференции / Под ред. К.Н. Гусова. М.: Проспект, 2008. С. 27-30.

ции. В основе единства трудового права лежит единая юридическая база Конституция РФ.

Общность принципов, исходных, основополагающих положений в регулировании отношений сферы трудового права на всей территории России, взаимосвязь основных трудовых прав и обязанностей как работников, так и работодателей, определяет единство трудового законодательства. О таком единстве трудового права по всем его институтам, устанавливающем единый для всех работников уровень гарантированных общих трудовых прав, свидетельствуют основные принципы правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, закрепленные в ст. 2 Трудового кодекса РФ.

Единство трудового права находит свое отражение в основных началах трудового законодательства, устанавливающих единую систему трудового законодательства, состоящей из Трудового кодекса РФ и других нормативных правовых актов трудового законодательства.

Правовое регулирование условий труда осуществляется, прежде всего, путем воздействия государства через законодательные и иные нормативные правовые акты на отношения, возникающие между работниками и работодателем в процессе трудовой деятельности. Посредством этих норм государство решает цели и задачи трудового законодательства, закрепленные в ст. 1 Трудового кодекса РФ, которая, в частности, предусматривает установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

В новых условиях хозяйствования организаций правовое регулирование условий труда работников направлено

на установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защиты прав и интересов работников, а также работодателей. Отсюда вытекают основные задачи трудового законодательства: создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по организации труда и управлению трудом и др. (ч. 2 ст. 1 ТК РФ).

Сегодня сфера централизованного (государственного) регулирования условий труда еще остается достаточно обширной. Государственным правовым регулированием охватывается круг наиболее важных вопросов в рассматриваемой сфере, решение которых должно быть единообразным в масштабе всех организаций, всей сферы экономики или управления в России.

Единство трудового законодательства, базирующееся на объективных закономерностях современной организации труда, служит основой правовых принципов общественной организации труда, которые являются всеобщими и обязательными для всех видов трудовых отношений. В юридической литературе эти принципы впервые были разработаны Н.Г. Александровым, точку зрения которого по содержанию правовых принципов разделяли и сегодня разделяют многие ученые - специалисты в области трудового права1.

Государство провозглашает для всех работников гарантии реализации права на труд, закрепляет за всеми работниками право на заработную плату соразмерно количеству и качеству затраченного труда, право на отдых, объединение в профессиональные союзы, участие в управлении производством, материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности, право на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров в этом и заключается единство трудового законодательства.

Общие нормы «обеспечивают единство в регулировании условий труда работников независимо от отрасли труда, от особенностей различных профессий, специальностей, квалификации, от особенностей технической организации труда и экономически-географического положения предприятия»2, то есть они распространяются на всех работников независимо от места и характера работы, отрасли экономики, территории, на которой находится организация, условия труда, а также формы оплаты труда. Единство

1 Трудовое право: Учебник / Под ред. О.В. Смирнова, И.О. Сни-гиревой. М.: Проспект, 2007. С. 25-47.

2 Советское трудовое право / Под ред. Н.Г. Александрова М.:

Юрид. лит-ра, 1972. С. 147.

норм трудового права проявляется в нормах, которые распространяются на все категории работников, - так называемых общих нормах трудового права.

Посредством государственного регулирования достигается единство условий труда работников организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности. Например, в области рабочего времени и времени отдыха государственное правовое регулирование охватывает вопросы, касающиеся: установления продолжительности рабочего времени в течение недели (ст. 91 ТК РФ); сокращенной продолжительности рабочего времени для работников в возрасте моложе восемнадцати лет, для работников, занятых на работах с вредными условиями труда и ряда других категорий работников (ст. 92 ТК РФ); продолжительность работы накануне нерабочих праздничных и выходных дней (ст. 95 ТК РФ); работы в ночное время (ст. 96 ТК РФ); неполного рабочего времени (ст. 93 ТК РФ) и др.

Единство в правовом регулировании условий труда не исключает, а наоборот, предполагает возможность выделения из единой системы норм трудового права таких, которые, как отмечают ученые, призваны в необходимых случаях учитывать и отражать особенности в условиях труда работников в зависимости от специфики производства, видов трудовой деятельности, природно-климатических условий и других особенностей применения труда3.

Основной причиной, вызывающей отраслевое регулирование условий труда, как нам представляется, являются особенности организации труда, технологического процесса и уровень технической оснащенности организаций данной отрасли экономики или сферы обслуживания, управления. Это и вызывает потребность в установлении специальных норм, регулирующих условия труда работников, занятых на конкретных видах работ.

В развитии дифференциации трудового права как по объективным, так и по субъектным признакам важное место принадлежит Трудовому кодексу РФ. Кодекс, прежде всего, определяет, какой орган может устанавливать дифференцированные нормы, по какому кругу вопросов эти акты могут издаваться. Кроме того, ТК РФ определяет пути дифференциации: по географическим и климатическим условиям, по отрасли экономики с учетом особенностей характера производства, по характеру трудовой связи работника с работодателем, по кругу вопросов применительно к тем или иным лицам.

Преобладающее значение среди таких норм занимают нормы, отражающие режим труда и отдыха, дисциплину труда, условия охраны труда и его оплаты в конкрет-

3 Гусов К.Н., Тучкова Э.Г. Трудовое право России: Учебник. М.: Проспект, 2013.

ной отрасли. В связи с этим отраслевое регулирование условий труда дает возможность учитывать особенности организации труда в отдельных отраслях экономики и на этой основе дифференцированно подходить к продолжительности рабочего времени, времени отдыха (главным образом отпускам), дисциплине труда, его оплате и другим основным условиям труда.

На основе изучения научных работ, посвященных исследованию явления дифференциации в правовом регулировании труда различных категорий работников, можно сделать вывод о том, что единство трудового законодательства составляет характерную его черту, но это не означает примата единства над дифференциацией1. Как верно утверждает Ю.П. Орловский, «дифференциация способствует единству трудового права, а единство создает условия для дифференциации правового регулирования труда» 2.

Правовое регулирование условий труда заключается в установлении государством общеобязательных норм, регулирующих порядок увольнения работников, рабочее время, время отдыха, минимальную оплату труда дисциплину труда, охрану труда и т.д. Следовательно, правовое регулирование условий труда включает установление норм, регулирующих права и юридические обязанности субъектов трудового правоотношения в области трудовой дисциплины, рабочего времени, времени отдыха, оплаты труда, охраны труда и т.д.

Определенная специфика в правовом регулировании условий труда связана также с характером норм, посредством которых регулируются условия труда. Это регулирование может осуществляться как общими положениями, так и конкретными нормами. Их отличие в данном случае заключается в большей степени общностью положений, которыми регулируются условия труда. При этом конкретные нормы представляют собой низшую степень общности в системе норм, регулирующих условия труда.

Затрагивая соотношение единства и дифференциации правового регулирования условий труда, мы присоединяемся к высказываниям Р.З. Лившица, который в свое время подчеркнул, что единство и дифференциация -это неразрывно связанные стороны правового регулирования, не существующие отдельно друг от друга и что единство только тогда оказывается подлинным, когда оно дифференцировано, а дифференциация достигает цели только

1 Потапова Н.Д. Дифференциация в правовом регулировании труда работников железнодорожного транспорта: Дисс. ... на соиск. канд. юрид. наук. М., 2007.

2 Орловский Ю.П. Единство и дифференциация трудового законодательства // Право человека на жизнь и гарантии его реализации в сфере труда и социального обеспечения. Материалы Международной научно-практич. конференции / Под ред. К.Н. Гусова. М.: Проспект, 2008. С. 27-30.

тогда, когда она едина. Нет единства без дифференциации и нет дифференциации без единства. Такова диалектика правового регулирования.

Отражая общую тенденцию развития трудового права в современных условиях, Трудовой кодекс РФ содержит не только нормы, распространяемые на всех работников, но и положения, предусматривающие дифференциацию условий труда. С этой целью в Трудовой кодекс РФ включена специальная Четвертая часть РФ (раздел ХП. «Особенности регулирования труда отдельных категорий работников»). Основу правовых норм этого раздела составляют нормы, частично ограничивающие применение общих правил по соответствующим вопросам либо предусматривающие для отдельных категорий работников дополнительные гарантии.

Регулирование особенностей труда отдельных категорий работников в ТК РФ дает возможность в известной мере сократить нормативный объем за счет отдельных актов, утративших силу. Кроме того, включение в ТК РФ правовых норм, определяющих особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников, дает возможность реализовать положение Общей части Кодекса, предусматривающее, что особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников устанавливаются в соответствии с настоящим кодексом (ст. 11 ТК РФ).

Сегодня было бы неправильно дифференциацию условий труда сводить лишь к дифференциации, предусмотренной специальным разделом Трудового кодекса РФ. Анализ норм ТК РФ позволяет утверждать, что практически каждый институт трудового права содержит нормы, распространяющиеся на всех работников, и нормы, касающиеся лишь отдельных работников. Так, в Трудовом кодексе РФ (ч. 4 ст. 70) есть норма, запрещающая устанавливать испытание при приеме на работу для лиц, избранных по конкурсу на замещение соответствующей должности, проведенному в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Статья 70 ТК РФ предусматривает и других лиц, для которых испытание не устанавливается.

Дифференциация трудового законодательства должна содействовать разрешению задач, стоящих перед трудовым правом и в первую очередь достижению наибольшей эффективности правового регулирования труда. Отмечая, что эффективность права определяется его результативностью, О.В. Смирнов подчеркивает, что эффективность правового регулирования труда будет тем выше, чем полнее она отвечает интересам преобразования существующей организации труда. В этой связи представляется важным рассмотреть вопрос о перспективах дифференциации правового регулирования труда в современных усло-

виях хозяйствования организаций.

Безусловно, нельзя забывать и о том, что главным назначением дифференциации правового регулирования труда является предоставление дополнительных льгот и преимуществ тем работникам, которые трудятся в отличных от общих, в худших, по сравнению с другими работниками, условиях. Решение вопросов, связанных с применением труда работников на основе «главных руководящих положений» обеспечивает взаимосвязь и внутреннее единство различных институтов трудового права. Так, принцип подлинной свободы трудового договора и охраны от необоснованных отказов в приеме на работу и незаконных увольнений находит свое проявление не только в нормах, регулирующих прием на работу, но и в нормах об изменении определенных сторонами условий трудового договора, переводе на другую работу и увольнениях, о порядке рассмотрения и разрешения трудовых споров, связанных с увольнением и переводами и т.п. Трудовым законодательством запрещен не только необоснованный отказ в заключении трудового договора (ст. 64 ТК РФ), но и увольнение с работы по не предусмотренным законом основаниям. Даже при наличии оснований, предусмотренных законом, увольнение работника по инициативе работодателя в целом ряде случаев не может быть произведено без согласия выборного органа первичной профсоюзной организации (ч. 2, 3 ст. 82 ТК РФ).

Сегодня мы можем сказать, что объективные условия развития ведущих отраслей экономики России, обусловившие так называемую отраслевую дифференциацию правового регулирования труда, не остаются неизменными. Технический прогресс, внедрение новых методов работы и управления и другие причины оказывают существенное влияние на совершенствование форм и методов организации производственного процесса и труда, улучшаются и условия труда. Естественно, что эти изменения не могут не учитываться в правовом регулировании труда. Результатам изменений в условиях труда является соответствующее изменение и в нормам трудового законодательства.

Сегодня было бы неправильно полагать, что необходимость дифференциации в правовом регулировании труда отпадет в недалеком будущем. Она будет существовать, до тех пор будет существовать и необходимость дифференциации в трудовом законодательстве. Поэтому мы не исключаем, а наоборот, предполагаем в современных условиях хозяйствования организаций отступление от единых правил, регулирующих применение труда, и издание дополнительных норм, приспосабливающих общие правовые установки к специфическим условиям труда. И, на наш взгляд, совершенно правильно полагает Ю.П. Орловский, что возможности дифференцированного регули-

рования труда отдельных категорий работников далеко не исчерпаны, а «нормативная дифференциация условий труда работников отстает от реальной дифференциации»1.

Трудовой кодекс РФ указывает в ст. 1 цели трудового законодательства, т.е. содержит предпосылки для установления широкой сферы действия норм трудового права, в начале статьи указывается на установлении государственных гарантий трудовых прав и свобод всех граждан, без указания отраслевой принадлежности. Хотелось бы отметить значение Конституции РФ, а в частности, ст. 55 Конституции РФ о невозможности издания в РФ законов отменяющих или умоляющих права и свободы человека и гражданина, которые могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства. Единство трудового законодательства определяет общность и равенство всех работников, что находит и свое отражение и в ст. 19 Конституции РФ. Равенство прав и свобод человека и гражданина означает отсутствие дискриминации граждан независимо от присущих человеку от природы свойств. Приведенный в Конституции РФ перечень наиболее распространенных обстоятельств, наличие которых не должно служить основанием для ущемления прав и свобод человека и гражданина. Однако единство в целом основных принципов правового регулирования отношений сферы трудового права не исключает дифференциации правового регулирования труда, ибо обеспечить дифференциацию можно лишь на базе единых норм трудового права.

Развитие правового регулирования труда должно пойти по пути принятия дополнительных норм, улучшающих условия труда отдельных категорий работников в качестве компенсации имеющихся неблагоприятных условий, а также по пути регулирования особенностей применения общих норм трудового законодательства в специфических условиях отдельных отраслей экономики и производств, а также в сфере управления. Дифференциация, вызванная объективными причинами, является обоснованной и необходимой, так как существенно дополняет общие нормы трудового законодательства. Она позволяет учитывать в нормативных правовых актах трудового законодательства своеобразие условий труда отдельных групп работников, выполняющих различную по своему значению и степени трудности работу во всех отраслях экономики России и управления, а также своевременно приводить в соответствие формы организации труда с уровнем науки и техники. Дифференциация способствует совершенствованию правового регулирования труда, повышает его эффективность.

1 Орловский Ю.П. Указ. соч. С. 29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.