Расулзаде С.Р.
Педагог, кафедра камерного ансамбля, Бакинская музыкальная академия имени Узеира Гаджибейли.
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ АНСАМБЛЕВОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА И
ПЕДАГОГИКИ
Аннотация
Статья посвящена проблемам, возникающим в процессе работы со студентами на кафедре исполнительского искусства. В работе даны основные положения учебного процесса в освоении курса ансамблевого исполнительства. Рассмотрены пути решения некоторых из проблем, возникающих во время учебного процесса.
Ключевые слова: кафедра камерного ансамбля, студент-исполнитель, ансамблевое
исполнительство, процесс, чтение нот с листа
Key words: process, student-performer, reading notes from a list
Камерная музыка происходит от позднелатинского camera - комната -специфическая разновидность музыкального искусства, отличающаяся от музыки театральной, симфонической и концертной. Сочинения камерной музыки, как правило, предназначались для исполнения в небольших помещениях, для домашнего музицирования. Отсюда и происходит название камерная музыка. Этим и определялись используемые в камерной музыке инструментальные составы: от одного исполнителя-солиста до нескольких исполнителей, объединяемых в камерном ансамбле [1,671].
Образование и развитие кафедры камерного ансамбля в высших и средних специальных учебных заведениях направлено на приобретение знаний, умений и навыков ансамблевого исполнения студентов исполнительских факультетов. Интеллектуальное и всестороннее развитие способностей студентов исполнительского факультета в процессе их обучения в классе камерного ансамбля - ознакомление со спецификой ансамблевого исполнения и дальнейшее развитие будущих музыкантов-исполнителей в этом направлении, и есть основная цель и задача педагогов кафедры камерного ансамбля.
Камерный ансамбль является одной из важнейших специальных дисциплин для студентов исполнительского факультета специальности «Фортепиано». История и теория обучения камерному ансамблю свидетельствует о том, что она обладает особым содержанием, тесно связанным с навыками ансамблевого исполнения, которое наряду с сольной концертной деятельностью предполагает единую и общую профессиональную музыкально-исполнительскую подготовку игре в ансамбле. Высказывание русского композитора А.Бородина очень точно определяет суть камерного искусства: «Я глубоко убежден, что камерная музыка представляет одно из самых могущественных средств для развития музыкального вкуса и понимания».
В классе камерного ансамбля приобретаются навыки совместной игры, развивается художественный вкус. Педагог класса камерного ансамбля воспитывает также самостоятельность и организованность в работе и добивается создания творческой атмосферы в классе. Одной из основных задач музыкальной педагогики является воспитание не только музыканта-исполнителя, но и артиста-художника. Понимание содержания, формы и стиля исполняемых произведений, а также умение трактовать партию как часть музыкального образа, умение слышать одновременно каждую партию в их единстве, развитие слухового самоконтроля - все это дает
возможность ознакомиться со спецификой мышления и мастерством ансамблиста. При этом необходимо знать особенности используемых в ансамбле инструментов, их технические возможности, специфику звучания регистров, характер звукоизвлечения и штрихи.
Актуальность и значимость анализа обобщения передового и практического опыта ведущих музыкантов-исполнителей и педагогов, создание на этой основе необходимой научно-методической литературы не вызывает сомнений. В данной статье рассматриваются вопросы, возникающие в процессе обучения студентов в классе камерного ансамбля.
Огромное значение в классе камерного ансамбля имеет целенаправленная работа со студентами. Конкретно поставленная и ясно осознанная цель во многом обуславливает успешность процесса обучения.
Процесс обучения словно можно разделить на нижеследующие этапы:
1.Знакомство с произведением (с композитором, стилем)
2.Читка с листа
З.Разбор
4.Этап концертной подготовки.
Учебный процесс предусматривает ознакомление студента с музыкальными произведениями различных художественных стилей и национальных школ. Выбор произведения зависит от одаренности, уровня развития и подготовленности студента. При выборе репертуара для ансамблей педагог должен руководствоваться принципом постепенности и последовательности в овладении художественным и техническим мастерством ансамблевого исполнения. Большое внимание должно быть уделено изучению различных редакций ансамблевой литературы и знакомству с выдающимися исполнителями ансамблевой музыки. Все это дает возможность правильно понять художественное содержание камерной музыки различных исторических эпох и национальных школ, особенности проявления общих закономерностей, свойственных тому или иному художественному стилю, в специфических формах ансамбля.
Занятия в классе камерного ансамбля приобщают студента к сокровищнице музыкальной литературы, которую представляют камерно-инструментальная музыка. Кроме детального изучения произведений и показа их на открытых и закрытых академических вечерах, необходимо дополнительно изучать в классе камерную литературу, что способствует развитию навыков чтения с листа.
Выбор произведений, ознакомление студента с произведением (не только проигрывание, но и беседа о его стиле, жанре, содержании и форме), прочтение произведения, подбор вспомогательного технического материала, творческое воплощение, публичное исполнение и, наконец, последующее обсуждение - таковы основные этапы, связанные с изучением произведения студентом. Исходя из содержания и стиля музыки, педагог помогает студенту в отборе технических средств, необходимых для воплощения содержания произведения, учит прислушиваться к партнеру (скрипачу или к какому-либо инструменту), помогает создавать ансамбль.
Благоприятные условия для большего раскрытия музыкально-интеллектуальных данных студентов, создаваемых читкой с листа и дальнейшим его разбором, обуславливается и тем, что знакомство с новой музыкой - процесс, имеющий яркую эмоциональную окраску. Этот факт подчеркивался и многими профессиональными музыкантами. Достаточно вспомнить слова К.Н.Игумнова, указывавшего, что первое знакомство с раннее неизвестным произведением «прежде всего дает волю непосредственному чувству: остальное приходит потом» [3].
Камерный ансамбль ставит перед обоими исполнителями, и особенно перед пианистами ряд сложных эстетических задач, которые можно разделить на следующие:
- художественно-смысловое единство в ансамбле. Одновременное озвучивание двумя исполнителями различных пластов музыкальной ткани произведения, воспринимаемое слушателями, как единое целое.
Проблема художественно-смыслового единства при совместном исполнении существовало всегда, более остро оно появляется в инструментальном ансамбле. Противоречия между индивидуальной интерпретацией каждого исполнителя и единство этих одновременных индивидуальных интерпретаций ставит перед исполнителями сложные задачи. При наличии должного высокохудожественного ансамблевого исполнения и понимания пианистом своей задачи не как пассивное «подыгрывание», а как полноправное участие в творческом процессе - такое исполнение воспринимается аудиторией как органичное целое. Эстетическая сторона этого единства, когда исполнение двух музыкантов происходит одновременно, представляет акт творческого взаимодействия.
- эстетическая сторона ансамблевого исполнительства, как творческий процесс музыкального общения между исполнителями. Эстетика восприятия единства в ансамбле логически связана с эстетикой музыкального взаимодействия между исполнителями. Вполне понятно, что восприятие единства и взаимодействия между исполнителями не может восприниматься извне как целостное, не имея внутри себя органичной взаимосвязи. Эстетический интерес к общению посредством музыкального языка, возникновение кружков любителей музыки, где ансамблевое исполнение не было рассчитано на слушателя, а имело самостоятельную ценность для музыкантов, можно наблюдать уже в эпоху зарождения западно-европейской музыкальной культуры.
Среди проблем, возникающих в работе формирования будущего музыканта-исполнителя, особую актуальность приобретает процесс подготовки студента к эстраде, то есть, концертной подготовке.
Общеизвестно, что музыкально-исполнительская деятельность - процесс сложный, отмеченный взаимосвязью основных ее составляющих частей -эмоциональной, физической, и интеллектуальной. Поведение на эстраде, самочувствие во время игры, реакция на отношение аудитории - все это выявляется у каждого исполнителя по-разному.
В теории музыкально-исполнительского искусства уделяется большое место эмоциональному состоянию музыканта-исполнителя, выступающего на сцене. Можно отметить работы Г.Г.Нейгауза, Г.Н.Когана, Л.Н.Баренбойма, С.И.Савшинского, где даются рекомендации для преодоления волнения исполнителя на эстраде.
Часто у студентов сформирована установка на обязательное волнение перед выступлением, и далее, как следствие, неудачное исполнение. У некоторых студентов это происходит на уровне рефлекса. Причиной могут быть и не до конца выученная программа, отсутствие навыка психической мобилизации перед и во время исполнения на эстраде. Студенты часто жалуются на то, что начинаются «трястись» руки, забывается текст, возникает состояние перевозбуждения или наоборот, аппатии, безразличия.
В педагогической практике не существует конкретно точных методов и приемов, позволяющих музыканту-исполнителю справиться со своим эмоциональным состоянием во время игры. А.Б.Гольденвейзер говорил, что был бы благодарен тому, кто научил бы его преодолеть страх перед эстрадным волнением. А, Н.А.Римский-Корсаков указывал, что волнение при концертном выступлении тем больше, чем хуже
выучено сочинение. Однако, даже те студенты, которые были тщательно подготовлены к выступлению, часто не справляются со своим эмоциональным состоянием и в результате не могут раскрыть художественный замысел произведения на сцене.
Проблема подготовки к публичному выступлению глубоко индивидуальна. Интересен опыт концертной подготовки видных мастеров пианизма. Так, например, Г.Нейгауз писал: «Я замечал за собой,- говорил он, - что когда я много занимаюсь перед концертом, то я иногда играю хуже... В самый день концерта я должен немного потренироваться, а потом отдохнуть.. .»[5] Совершенно иначе протекает подготовка к концерту у С.Рихтера: «Многим кажется, что пианист должен быть окончательно готовым к концерту за пять дней. А я считаю, что я все время должен играть. Последнее время я всегда занимаюсь в день концерта по шесть часов».
Нельзя не подчеркнуть, что неудачное выступление приводит к появлению страха у студентов перед эстрадой. Чтобы избежать этого, первым делом нельзя фиксировать внимание студента на проблеме волнения. Необходимо воспитывать в них чувство радости от общения с аудиторией и от концертного выступления, мобилизовать волю и внимание студента на то, чтобы он сумел донести до слушателей исполнительский замысел, не потеряв при этом основную музыкальную мысль.
Нельзя не остановиться и на пользе частых выступлений. Чем чаще музыкант-исполнитель выходит на сценическую площадку, чем больше его исполнительский опыт, тем реже он страдает от неудачных выступлений. Общеизвестно, что даже самые известные исполнители после долгого перерыва в концертной деятельности, волнуются намного больше, чем в период частых выступлений. Этот творческий сценический опыт позволяет музыканту-исполнителю избегать каких-либо негативных форм сценического волнения.
Все выше перечисленные причины, вызывающие волнение у студента (боязнь забыть текст, неспособность сконцентрировать внимание, физический дискомфорт) легко поддаются устранению, если согласовать функционирование эмоциональной, физической, интеллектуальной сфер исполнителя.
В исполнительской деятельности технические возможности связаны с эмоциональной сферой. Чувства и переживания мгновенно отражаются на физическом состоянии исполнителя. Поэтому в музыкально-педагогической практике важен процесс обсуждения того, что чувствовал студент во время игры. Существенным положительным моментом является непринужденное и естественное общение с публикой.
Подводя итог всему вышесказанному, можно определить, что в готовности к ансамблевой деятельности главенствует психологический компонент. Добиться положительного результата во время выступления на эстраде можно тогда, когда ансамблисты не испытывает внутренних неудобств во время исполнения.
Задача педагога класса камерного ансамбля - не только воспитание высококвалифицированных музыкантов, владеющих мастерством ансамблевого исполнительства, но и художников, эстетически воздействующих на умы и сердца слушателей.
Роль художника-музыканта заключается не только в удовлетворении эстетических запросов публики, но и в воспитании ее художественного вкуса. Эстетика музыкально-исполнительского искусства предусматривает такие его черты, как содержательность, человечность, правдивость и искренность, сочетание мастерства и вдохновения, ясности и простоты воплощения.
Перед студентами-исполнителями, как музыкантами-художниками стоит задача пропаганды всего ценного в музыкальном искусстве, донести широким массам слушателей лучшие произведения классической и современной музыки.
Литература
1.Музыкальная энциклопедия. / Глав. ред. Ю.В.Келдыш т.2, М: «Советская энциклопедия». 1974.
2. Цыпин Г.М.Обучение игры на фортепиано, М: Просвещение, 1984.
3.ФейнбергС.Е.Пианизм как искусство М: Классика, 2001.
4.Алексеев А.Д.Методика обучения игре на фортепиано, М: Музгиз, 1961.
5.Гинзбург Л.С. О работе над музыкальным произведением, М: Музыка, 1981.