Научная статья на тему 'Некоторые проблемные аспекты обеспечения конституционного права на жизнь и охрану здоровья в Российской Федерации и пути их решения'

Некоторые проблемные аспекты обеспечения конституционного права на жизнь и охрану здоровья в Российской Федерации и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
277
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / ЖИЗНЬ / ЗДОРОВЬЕ / ОПТИМИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / CONSTITUTION / LIFE / HEALTH / OPTIMIZATION OF HEALTH CARE / RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Соколова Н.В.

Проблема здоровья населения государства является одной из самых актуальнейших для всех государств мира и для России в частности. Именно поэтому автором проведено исследование данной проблемы обеспечения права на сохранение здоровья в условиях сложной экологической ситуации на примере онкологических больных. В статье даётся анализ правового регулирования вопросов обеспечения равного права на медицинскую помощь в условиях оптимизации системы здравоохранения в Российской Федерации. По результатам проведённого исследования автором предлагаются дополнения в административное и уголовное законодательство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Соколова Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some of the problematic aspects of ensuring the constitutional rights to life and health protection in the Russian Federation and ways of their solution

The public health problem of the state is one of the most urgent for all states of the world and for Russia in particular. That is why the author conducted a study of this problem of ensuring the right to maintain health in a complex ecological situation with the example of cancer patients. The article gives an analysis of the legal regulation of the issues of ensuring equal rights for medical care in the context of optimizing the health care system in the Russian Federation. Based on the results of the study, the author suggests additions to the administrative and criminal legislation.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемные аспекты обеспечения конституционного права на жизнь и охрану здоровья в Российской Федерации и пути их решения»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. - 2018. - Т. 4 (70). № 2. - С. 88-94.

УДК 342.72/.73

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА ЖИЗНЬ И ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Соколова Н. В.

Шадринский государственный педагогический университет (г. Шадринск)

Проблема здоровья населения государства является одной из самых актуальнейших для всех государств мира и для России в частности. Именно поэтому автором проведено исследование данной проблемы обеспечения права на сохранение здоровья в условиях сложной экологической ситуации на примере онкологических больных. В статье даётся анализ правового регулирования вопросов обеспечения равного права на медицинскую помощь в условиях оптимизации системы здравоохранения в Российской Федерации. По результатам проведённого исследования автором предлагаются дополнения в административное и уголовное законодательство.

Ключевые слова: конституция, жизнь, здоровье, оптимизация здравоохранения, ответственность.

Самое ценное для любого из живущих на земле - это жизнь и, конечно же, здоровье. Именно поэтому законодательно за каждым человеком, независимо от его гражданства, закреплены как право на жизнь, так и право на охрану здоровья. Следует подчеркнуть, что особое внимание этим положениям уделено во Всеобщей декларации прав человека. В частности, предусматриваются положения, закрепляющие за каждым человеком право на жизнь (ст. 3), а также право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам (ст. 25). Аналогичные положения содержатся и в Конституции РФ (ст.ст. 17-20, 39, 41). Ответственность за своевременное принятие мер по сохранению здоровья граждан возлагается на государственные и муниципальные учреждения здравоохранения, отмечается, что медицинская помощь оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ст. 41 Конституции)

[5].

Обращение к статистическим данным об уровне как общей заболеваемости, так и о заболевании особо опасными для жизни человека новообразованиями свидетельствует о том, что с каждым годом состояние здоровья населения становится всё хуже и хуже [3].

88

Таблица №1. Зарегистрировано больных с диагнозом, установленным впервые в жизни, за период 2000-2016 гг. (Данные _ Минздрава России, расчет Росстата).

2000 2002 2004 2006 2008 2010 2012 2014 2016

Всего тысяч человек

Все болезни 106328 106742 106287 108842 109590 111428 113688 114989 115287

новообразования 1226 1295 1375 1418 1437 1540 1656 1693 1668,1

На 1000 человек населения

Все болезни 730,5 740,1 74743,6 760,9 767,7 780,0 793,9 787,1 785,3

новообразования 8,4 9,0 9,6 9,9 10,1 10,8 11,6 11,6 11,4

Причём следует подчеркнуть, что эти данные Министерства здравоохранения РФ только о больных, которым диагноз установлен впервые в жизни, люди, которые борются за свою жизнь со смертельно опасными недугами, в этой статистике не учтены.

Представляется, что проблема обеспечения конституционного права на жизнь каждого человека, особенно в условиях всё более ухудшающихся материального положения граждан и экологического положения в стране, приобретает особую актуальность, ведь человек, заболевший, в первую очередь, вероятно, потому, что государство не смогло обеспечить его конституционное право на безопасные условия жизни и не имеющий средств для оплаты дорогостоящего лечения против онкологии, фактически оказывается обречённым на гибель...

По данным Всемирной организации здравоохранения, каждый год от онкологических заболеваний в мире умирают более 7,5 млн человек. Ежегодно примерно полумиллиону россиян ставят диагноз рак, порядка 280 тысяч наших сограждан уходят из жизни из-за этой болезни. В структуре смертности населения злокачественные новообразования занимают второе место после сердечно-сосудистых заболеваний. За последние 10 лет число онкологических больных в стране увеличилось на 25,5 процента. Каждую минуту ставится один онкодиагноз [2]. В Курганской области также продолжается рост заболеваемости злокачественными новообразованиями (за последние 10 лет - на 26,0 %, по России - на 15,2 %), отмечается повышение индекса накопления контингентов больных с 4,4 до 5,1 (по России с 4,7 до 5,5) [6]. Обращение же к данным Минздрава, приведённым выше, о числе впервые обратившихся за медицинской помощью онкобольных позволяет сделать вывод, что в период с 2000 года по 2016 год впервые обратилось на 36-38 % больше, нежели в начале XXI века, что не может не свидетельствовать о серьёзности положения, что в условиях отмены подавляющего большинства ГОСТов как на продукты питания, так и на предметы, связанные с обеспечением жизнедеятельности человека, повышается опасность условий жизни для человека.

Думается, что без предъявления государством жёстких требований по качеству выпускаемых товаров стабилизация положения и устранение проблемы обеспечения конституционного права каждого на безопасные условия для жизни (ст. 42 Конституции РФ) будут практически невозможны. Поэтому необходимо оперативно на законодательном уровне вернуть требования о производстве всех видов товаров по единым государственным стандартам. Стандартизация деятельности по производству товаров для населения, несомненно, осложнит деятельность хозяйствующих субъектов, но, в соответствии с конституционным принципом приоритета прав человека, станет гарантией обеспечения безопасных условий для жизни каждого из нас.

89

Кроме того, следует разрешить проблемы, связанные со столь активно внедряемой в жизнь современного государства оптимизацией здравоохранения. К сожалению, именно оптимизация становится причиной сокращения возможности получения своевременной помощи заболевшим. Концентрация основных медицинских центров, особенно оказывающих высокотехнологичную помощь, в городах милли-онниках, с учётом законодательного разделения бюджетов здравоохранения регионов, несмотря на конституционное провозглашение равенства граждан в праве на получение квалифицированной медицинской помощи и возможностей получения этой помощи от государства, лишает человека, нуждающегося в таковой, возможности получения своевременной квалифицированной помощи в медицинском учреждении другого региона, если качество медицинской помощи региона, в котором он зарегистрирован, либо вообще не даёт шанса на жизнь, либо оставляет желать лучшего.

Реальная ситуация со здравоохранением в стране и последствия проводимых реформ стали достоянием общественности в июне 2017 года: онкологическая больная из г. Апатиты Мурманской области, осознавая, что шансов выжить у неё практически не остаётся из-за фактического отсутствия квалифицированной медицинской помощи, ради жизней будущих больных, обратилась к президенту страны. Этот крик души, естественно, был услышан, женщине помогли, оказали медицинскую помощь в Москве...[1] Но это же нонсенс! Как жить людям в российской глубинке, если, чтобы банально продолжать жить, надо докричаться до президента страны!?

А как быть с государственной гарантией защиты прав и свобод человека и гражданина, продекларированной в ст. 45 Конституции РФ, гарантом которых является президент?

Деятельность по оказанию бесплатной юридической помощи гражданам, осуществляемая стажёрами Юридической клиники Шадринского государственного педагогического университета, преподносит множество аналогичных примеров. В частности, следует отметить следующее обращение 2017 года. В связи с отсутствием специалистов необходимого профиля в государственном медицинском учреждении житель Шадринского района вынужден был обратиться за помощью к платному специалисту. После проведения исследований ему был диагностирован онкологический диагноз, требующий оперативного вмешательства, рекомендовано обратиться в онкологический диспансер, при обращении в который мужчине в предоставлении медицинской помощи было категорично отказано, поскольку он проживает не непосредственно в районном центре, а в пригороде. На вопрос о том, куда ему следует обратиться, медработник ответил: «Куда хотите, туда и обращайтесь!»

Положения ст. 16, п. 6 ст. 36 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» [8] позволяют сделать вывод о, казалось бы, гарантированном праве застрахованных лиц на бесплатное оказание им медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая на всей территории Российской Федерации в объеме, установленном базовой программой, обязательного медицинского страхования, включающей первичную медико-санитарную, профилактическую, скорую, специализированную, в том числе высокотехнологичную медицинскую помощь, в частности, в случае выявления новообразований.

90

В соответствии со ст. 11 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ф3, отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются [9]. Но, как показывает реальная жизненная практика, права выбора медицинского учреждения, предусмотренного законодательно, граждане России, к величайшему сожалению, лишены.

В частности, при обращении в онкологические (и не только) медицинские учреждения других регионов России и, в частности, Уральского федерального округа жители Курганской области для получения квалифицированной медицинской помощи вынуждены её в полном объёме оплачивать. Если же человек нуждается в помощи столичных медицинских учреждений, он вынужден, если очень сильно повезёт, долгое время ждать квоты на такое лечение. Подобное законодательное положение очень напоминает известное России крепостное право.

Единственным законным способом обойти эти расставленные человеку «медицинские силки» - регистрация, пусть даже временная, по месту нахождения медицинского учреждения и смена страховой организации. Думается, это является нарушением ст.ст. 7, 29 Всеобщей декларации прав человека и ст.ст. 17, 19, 39, 41 Конституции РФ, подобные факты являются дискриминацией человека по признаку привязанности к конкретному региону страны, а также являются ограничениями, установленными не исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

Представляется, что без глубоко продуманных законодательных положений, обеспечивающих сдерживающее воздействие за нарушение конституционного права на жизнь и охрану здоровье каждого человека, подобное положение исправить невозможно.

Анализ законодательства об административной ответственности позволяет констатировать, что подобные нарушения не предусмотрены. В частности, положениями ст. 5.62 КоАП РФ установлена административная ответственность за дискриминацию, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам. Представляется целесообразным дополнение административного законодательства нормой, предусматривающей ответственность за дискриминацию в области оказания медицинской помощи, а именно:

«Статья 5.62.1 Дискриминация в области оказания медицинских услуг.

Дискриминация в области оказания медицинских услуг, т. е. нарушение права человека на получение квалифицированной медицинской помощи в зависимости от его пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства,

91

отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам».

Следует также подчеркнуть, что уголовное законодательство содержит нормы, предусматривающие возможность привлечения к уголовной ответственности на неоказание помощи больному (ст. 124 УК РФ) и оставление в опасности (ст. 125 УК РФ) [7], однако упоминание в ст. 124 УК РФ о том, что наказание за неоказание помощи больному без уважительных причин возможно лишь в отношении лица, обязанного ее оказывать в соответствии с законом или со специальным правилом (положение же о привязанности человека к медицинским учреждениям места своего проживания не позволяет привлечь медицинского работника, отказавшего в оказании медицинской помощи, к уголовной ответственности по данной статье), тем более что доказать прямую связь между его действиями и наступившими последствиями - причинением по неосторожности средней тяжести или тяжкого вреда здоровью, наступлением смерти больного - в рассматриваемой ситуации практически невозможно.

Несмотря не то, что онкологическое заболевание уже с момента установления диагноза ни у кого не вызывает сомнений в реальной возможности летального исхода, это не может являться основанием для привлечения к уголовной ответственности по ст. 125 УК РФ, поскольку опасное для жизни состояние в данном случае оказывается растянутым во времени и не является сиюминутным, причём заболевший, с правовой точки зрения, не является беспомощным.

Глава 19 УК РФ, устанавливающая преступность деяний против конституционных прав и свобод человека и гражданина, содержит ст. 136 УК РФ [7], на основании которой возможно наказание за дискриминацию, т. е. нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина, но лишь в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам. По отношению к рассматриваемым проблемным правоотношениям данная статья практически неприменима. Поэтому, думается, что было бы рационально предусмотреть уголовную ответственность за дискриминацию в сфере соблюдения конституционного права граждан на жизнь и охрану здоровья, дополнив УК РФ статьёй 136.1 следующего содержания:

«Статья 136.1. Нарушение конституционных прав в области охраны здоровья.

Дискриминация, т. е. есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в области охраны здоровья, в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, совершенное лицом с использованием своего служебного положения».

Представляется, что подобное решение позволит преодолеть эту очень серьёзную проблему и обеспечить доступность для граждан страны квалифицированной медицинской помощи.

Список литературы:

92

1. Дарье Стариковой из Апатитов удалили опухоль. URL: http://ifvremya.ru/dare-starikovoy-iz-apatitov-udalili-opuhol/

2. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Московской области в 2014 году [Электронный ресурс] / Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Московской области [web-сайт]. - URL: http://gigabaza.ru/doc/155306-p8.html. - 27.01.2018.

3. Заболеваемость населения по основным классам болезней в 2000-2016 гг. (зарегистрировано больных с диагнозом, установленным впервые в жизни) (Данные Минздрава России, расчет Росстата) URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/cQnnect/rosstat main/rosstat/ru/statistics/pQpulatiQn/healthcare^

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Электронный ресурс] от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 05.02.2018) Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»

5. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ,_от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»

6. Организация трехуровневой системы выявления злокачественных опухолей и организация оказания медицинской помощи онкологическим больным на территории Курганской области URL: http://kurganood.ru/sites/default/files/organizaciya_trehurovnevoy_

sistemy_vyyavleniya_zlokachestvennyh_opuholey_i_organizaciya_okazaniya_medicinskoy_pomoshchi_onko logicheskim_bolnym_na_territorii_kurganskoy_oblasti.pdf.

7. Уголовный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 19.02.2018). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

8. Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федеральный закон от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ (ред. от 28.12.2016). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»

9. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 29.12.2017). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».

Sokolova N. V. Some of the problematic aspects of ensuring the constitutional rights to life and health protection in the Russian Federation and ways of their solution // Scientific mates of V. I. Vernad-sky Crimean federal university. Juridical science. - 2018. - Т. 4 (70). № 2. - Р. 88-94.

The public health problem of the state is ом of the most urgent for all states of the world and for Russia in particular. That is why the author ^Muded a study of this problem of ensuring the right to maintain health in a implex e^togical situatton with the example of cancer patients. The article gives an analysis of the legal regulation of the issues of ensuring equal rights for medical care in the wntext of optimizing the health care system in the Russian Federatton. Based оп the results of the study, the auttor suggests additions to the administrative and criminal legislatton. Key words: СошйШюп, life, health, optimization of health care, responsibility.

Spisok literaturyi

1. Dape Ctapikovoy iz Apatitov udalili opuxol. URL: http://ifvremya.ru/dare-starikovoy-iz-apatitov-udalili-opuhol/

2. Doklad о deyatelnosti Upolnomochennogo po pravam chetoveka v Moskovskoy оЫ^й v 2014 godu [Elektronnyiy resurs] / Ofitsialnyiy sayt Upolnomochennogo po pravam chetoveka v Moskovskoy оЬ^й [web-sayt]. - URL: http://gigabaza.ru/doc/155306-p8.html. - 27.01.2018.

3. Zabolevaemost naseleniya po osnovnyim klassam bolezney v 2000 - 2016 gg. (zaregistrirovano tolnyih s diagnozom, ustanovlennyim vpervyie v zhizni) (Dannyie Minzdrava Rossii, raschet Rosstata) URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/healthcare/#

4. ^deks Rossiyskoy Federatsii оЬ administrativnyih pravonarusheniyah [Elektronnyiy resurs] о1 30.12.2001 N 195-FZ (red. о1 05.02.2018) Dostup iz sprav.-pravovoy sistemyi «KonsultantPlyus»

5. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii [Elektronnyiy resurs] (prinyata vsenarodnyim golosovaniem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennyih Zakonami RF о popravkah k Konstitutsii RF о1 30.12.2008 N 6-FKZ, о1 30.12.2008 N 7-FKZ, о1 05.02.2014 N 2-FKZ, о1 21.07.2014 N 11-FKZ). Dostup iz sprav.-pravovoy sistemyi «KonsultantPlyus».

6. Organizatsiya trehurovnevoy sistemyi vyiyavleniya zlokachestvennyih opuholey i orgamzatsiya okazaniya meditsinskoy pomoschi onkologicheskim bolnyim na territorii Kurganskoy оЬ^й URL:

93

http://kurganood.ru/sites/default/files/organizaciya_trehurovnevoy_

sistemy_vyyavleniya_zlokachestvennyh_opuholey_i_organizaciya_okazaniya_medicinskoy_pomoshchi_onko logicheskim_bolnym_na_territorii_kurganskoy_oblasti.pdf.

7. Ugolovnyiy kodeks Rossiyskoy Federatsii [Elektronnyiy resurs] ot 13.06.1996 N 63-FZ (red. ot 19.02.2018). Dostup iz sprav.-pravovoy sistemyi «KonsultantPlyus».

8. ОЬ obyazatelnom meditsinskom strahovanii v Rossiyskoy Federatsii [Elektronnyiy resurs] : federalnyiy zakon ot 29.11.2010 g. № 326-FZ (red. ot 28.12.2016). Dostup iz sprav.-pravovoy sistemyi «KonsultantPlyus»

9. ОЬ osnovah ohranyi zdorovya grazhdan v Rossiyskoy Federatsii [Elektronnyiy resurs] : federalnyiy zakon ot 21.11.2011 N 323-FZ (red. ot 29.12.2017 ). Dostup iz sprav.-pravovoy sistemyi «KonsultantPlyus».

94

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.