Научная статья на тему 'Некоторые правовые и иные средства предупреждения преступности в Вооруженных Силах Российской Федерации'

Некоторые правовые и иные средства предупреждения преступности в Вооруженных Силах Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
227
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шестак В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые правовые и иные средства предупреждения преступности в Вооруженных Силах Российской Федерации»

Шестак В.А.,

■Заместитель начальника пресс-службы организационного управления Главной военной прокуратуры — секретарь Научно-консультативного совета полковник юстиции, кандидат юридических наук

НЕКОТОРЫЕ ПРАВОВЫЕ И ИНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24), одной из угроз национальной безопасности определяет угрозу криминализации общественных отношений, при отсутствии эффектив-

1 См.: Трансформация миграционным процессов на постсоветском пространстве. М., 2006 / под ред. проф. Л.Л. Рыбаковского.

2 См.: Колесникова В. Миграция. Московское притяжение № 3 сентябрь 2007.

ной системы социальной профилактики правонарушений, недостаточной правовой и материально-технической обеспеченности деятельности по предупреждению терроризма и организованной преступности...». Помимо этого, задачами в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации называется реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз, а в основных направлениях защиты конституционного строя в России — «формирование системы мер действенной социальной профилактики и воспитания законопослушных граждан».

Кроме того, концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации, одобренной Правительственной комиссией по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей от 21 мая 2003 г., отмечается необходимость решения задач воспитания граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни, создания условий для обеспечения реализации конституционных прав человека и его обязанностей, гражданского, профессионального и воинского долга.

О необходимости предотвращения противоправных проявлений, угрожающих военно-политическим основам государства, говорит и «Военная доктрина Российской Федерации», утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 г. № 706. Среди основных внутренних угроз военной безопасности Военная доктрина называет: незаконное распространение (оборот) на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, которые могут быть использованы для осуществления диверсий, террористических актов, иных противоправных действий; организованную преступность, терроризм, контрабандную и иную противоправную деятельность, в масштабах, угрожающих безопасности Российской Федерации (ст. 6).

Провозглашая обеспечение военной безопасности важнейшим направлением деятельности государства, Военная доктрина называет: главными целями такого обеспечения — предотвращение, локализацию и нейтрализацию военных угроз Российской Федерации, одним из основных направлений развития военной организации государства — укрепление законности, правопорядка и воинской дисциплины; одной из основных задач Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск по обеспечению военной безопасности — предотвращение и пресечение диверсий и террористических актов (ст.ст. 7, 10, 17).

Органы военного управления и военной юстиции в соответствии с названным Положением осуществляют, в частности: изучение практики выявления, расследования, раскрытия, предупреждения и пресечения преступлений; участие в разработке совместных с территориальными правоохранительными органами и органами государственной власти и управления, во-

енными научными и учебными учреждениями предложений по предупреждению криминальных правонарушений.

Предупреждение преступлений в Вооруженных Силах и других воинских формированиях и органах Российской Федерации, по мнению автора, должно строиться на тех же принципах, что и данная правопредупредитель-ная деятельность в обществе в целом. Это совокупность различных взаимосвязанных между собой мер, проводимых военным командованием, органами военной юстиции, представителями юридической службы, общественными организациями, армейской (флотской) общественностью, отдельными военнослужащими, которые направлены на предотвращение уголовно-наказуемых деяний в воинских частях и на кораблях и устранение причин, порождающих преступное поведение военнослужащих.

Анализ деятельности органов военной прокуратуры показывает, что за десятки лет практики выработались основные методы предупреждения преступлений, которые осуществляются по следующим направлениям:

— надзор за исполнением законодательства всеми субъектами, вовлеченными в сферу военно-правовой деятельности государства (органами военного управления, предварительного следствия, оперативно-розыскной деятельности и дознания, а также участия в рассмотрении дел судами);

— уголовное преследование военнослужащих, представляющих общественную опасность, пресечение их преступного поведения (на котором я уже останавливался);

— координация деятельности по борьбе с преступностью в Вооруженных Силах, других воинских формированиях и органах Российской Федерации;

— правовое воспитание и информирование военнослужащих.

Предупреждение преступности является одним из основных направлений в

правопредупредительной деятельности прокуратуры в сфере прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Прокурор обязан проверять исполнение этими органами мероприятий по предупреждению, предотвращению и пресечению преступлений и реагировать средствами прокурорского надзора на нарушения закона в этой сфере деятельности правоохранительных органов. Нарушения, допускаемые в сфере предупреждения преступности, могут выражаться как в виде активных действий противоправного характера (например, нарушений прав граждан при проведении профилактических мероприятий), так и в бездействии (непринятии в необходимых случаях мер по предотвращению и пресечению преступлений)1.

1 См.: Алексеев А.И. Должна ли прокуратура заниматься предупреждением преступлений? // Законность. 2002. № 1. С. 12.

Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» (в редакции Федеральных законов от 17.11.1995 г. № 168-ФЗ и от 10.02.1999 г. № 310-Ф3) наделяет прокурора целым рядом полномочий по устранению допущенных нарушений закона, а также причин и условий, способствующих совершению преступлений. Так, определенный правопредупредитель-ный потенциал заложен в ст. 4 этого Закона («Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации»), согласно которой органы прокуратуры «информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности». Безусловно, сообщения о состоянии законности, преступности, должны содержать сведения и о ее причинах и условиях, способствующих совершению преступлений и о мерах по их устранению, предупреждению.

Согласно ст. 23 названного Закона, прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт либо обращается в суд. О результатах рассмотрения протеста соответствующие должностные лица обязаны сообщить прокурору в письменной форме.

В соответствии со ст. 24 представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые правомочны устранить допущенные нарушения, и подлежат безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.

Прокурор или его заместитель, руководствуясь требованиями ст. 25, в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях объявляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

В ст. 27 — при перечислении возложенных на прокурора функций указывается, что он «принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина...».

Кроме того, правопредупредительная деятельность в процессе расследования уголовных дел должна быть дополнена общепредупредительными мерами, направленными на устранение причин и условий преступности в деятельности органов дознания и предварительного следствия. В этих целях используются представления, письменные указания обобщающего характера, которым предшествует систематическая аналитическая работа прокурора.

Уголовно-процессуальный закон не только обязывает правоприменителя выявлять обстоятельства, способствовавшие совершению преступлений, но и является серьезным инструментом в руках правоприменителей в борьбе с преступностью в армейской среде. Так, в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации, введенном в действие (за некоторыми исключениями) с 1-го июля 2002 года, ряд статей посвящен предупреждению преступлений.

К примеру, в ч. 2 ст. 73 («Обстоятельства, подлежащие доказыванию») указано, что «подлежат выявлению также обстоятельства, способствующие совершению преступления». В ч. 2 ст. 158 («Окончание предварительного расследования») дознавателю и следователю, установившим в ходе досудебного производства по уголовному делу обстоятельства, способствующие совершению преступления, предоставляется право внести в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона. Такое представление «подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения».

В соответствии со ст. 29 («Полномочия суда»), если при судебном рассмотрении уголовного дела будут выявлены обстоятельства, способствующие совершению преступления, иные нарушения закона, то «суд вправе вынести частное определение или постановление, в котором обращается внимание соответствующих организаций и должностных лиц на данные обстоятельства и факты нарушений закона, требующие принятия необходимых мер».

Важнейшим ведомственным нормативным правовым актом последнего времени в прокурорской системе, предназначенным активизировать работу по предупреждению преступности, является Указание Генерального прокурора Российской Федерации от 28.08.2001 г. № 52/20 «Об организации надзора за исполнением законодательства, направленного на предупреждение преступных проявлений». В нем органам прокуратуры предложено принять целый комплекс мер в целях надлежащего применения норм уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного и иного законодательства для предупреждения преступлений.

В целях совершенствования деятельности военных прокуроров в сфере предупреждения правонарушений и во исполнение названного Указания Генерального прокурора его заместитель — Главный военный прокурор 17.09.2002 г. издал приказ № 255 «О повышении эффективности работы органов военной прокуратуры по профилактике преступлений и других правонарушений». В приказе подчеркнуто, что предупреждение преступлений

и иных правонарушений в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых законом предусмотрена военная служба, являясь важнейшей составной частью правопредупредительной деятельности прокуратуры, «должно стать мощным инструментом подтверждения боевой готовности войск, укрепления режима законности и правопорядка».

Таким образом, по мнению автора, предупреждение преступности в войсках предполагает, в частности, эффективную систему, во-первых, мер общего предупреждения как совокупности социально-экономических, организационно-управленческих, правовых мероприятий; во-вторых, — пра-вопредупредительных мер. Целям предупреждения указанной преступности подчинены и многие другие меры и мероприятия государственного, общественного, ведомственного, коллективного значения.

Анализ современного действующего законодательства, других правовых, в том числе ведомственных актов, свидетельствует о том, что вопросам предупреждения преступности, профилактике отдельных видов преступлений посвящены многие правовые нормы и организационно-распорядительные документы, которые, как правило, не имеют целостной завершенной системы, а лишь фрагментарно и разрозненно регламентируют деятельность правоохранительных органов, в том числе и военной прокуратуры.

Сегодня нет специальных подразделений по предупреждению преступности, которые бы по-новому стали решать вопросы ее организации, информационного и ресурсного обеспечения, тактики и методики. Между тем, связано это с отсутствием в современных российских условиях целостной концепции предупреждения преступности, отдельных видов преступлений и, соответственно, единого законодательства по всей вертикали правоохранительных органов. В настоящее время требуется дальнейшее совершенствование правового регулирования направленного на повышение эффективности работы правоохранительных органов и прокуратуры, в том числе военной прокуратуры, по предупреждению и пресечению преступлений, совершаемых военнослужащими.

Оптимальный путь в борьбе с преступлениями, совершаемыми военнослужащими, видится в государственном подходе к этой проблеме, разумном сочетании прокурорского надзора, уголовного преследования и внедрения предупреждения преступности и профилактики отдельных видов преступлений с принятием следующей системы мер: разработка концепции государственного воздействия на преступность и защиты от преступлений; разработка и принятие Федерального закона «О предупреждении преступлений в России»; разработка и принятие государственной программы по предупреждению преступности (предполагает соответствующее финанси-

рование); создание государственного фонда поддержки жертв преступлений; проведение криминологических (виктимологических) экспертиз нормативных актов; разработка и принятие в органах прокуратуры и других правоохранительных органах организационно-распорядительных документов по организации и проведению предупреждения преступности и профилактики отдельных видов преступлений; создание специальных подразделений внутри министерств, ведомств и органов предупредительной направленности; введение преподавания виктимологии в качестве элективного курса в гуманитарных вузах; введение специальной карточки статистического учета предупредительной деятельности, в том числе о жертвах преступлений; организация системы криминологического мониторинга и других мер; в УПК РФ — возложение обязанностей на дознавателя, следователя и суда по выявлению обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, и принятию мер по их устранению и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.