Научная статья на тему 'Некоторые правовые аспекты межэтнических отношений в РФ'

Некоторые правовые аспекты межэтнических отношений в РФ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
266
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Ключевые слова
ПЕРЕПИСЬ НАСЕЛЕНИЯ / СУБЪЕКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА И ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ / ОСОБЕННОСТИ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / CENSUS OF POPULATION / SUBJECTS OF RUSSIAN FEDERATION / ELECTORAL SYSTEM AND ETHNIC GROUPS / FEATURES OF THE ELECTORAL SYSTEM / NATIONAL POLITIC

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кузнецова Кристина Анатольевна

Задача формирования и дальнейшего развития новой национальной политики предполагает активную политику урегулирования межэтнических конфликтов, учет национальных интересов, умение наладить отношения с представителями разных этнических групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The mission of creation and development of the new national politics is aimed at regulation of ethnic conflicts, respect of the national interests, organization of friendly relationship between different ethnic groups.

Текст научной работы на тему «Некоторые правовые аспекты межэтнических отношений в РФ»

Кузнецова Кристина Анатольевна

аспирант кафедры политологии Московского государственного технологического университета им. Н.Э. Баумана

(тел. )_____________________________________________________________________________

Некоторые правовые аспекты межэтнических отношений в РФ

Аннотация

Задача формирования и дальнейшего развития новой национальной политики предполагает активную политику урегулирования межэтнических конфликтов, учет национальных интересов, умение наладить отношения с представителями разных этнических групп.

Аnnotation

The mission of creation and development of the new national politics is aimed at regulation of ethnic conflicts, respect of the national interests, organization of friendly relationship between different ethnic groups.

Ключевые слова: перепись населения, субъекты Российской Федерации, избирательная система и этнические группы, особенности избирательной системы, национальная политика.

tey words: census of population, subjects of Russian Federation, electoral system and ethnic groups, features of the electoral system, national politic.

НЩ ынешняя политическая жизнь ■ России - противоречивая и крайне сложная сфера, где проходят глубокие и быстрые перемены: отказ от старых стереотипов и поиск новых образов, переосмысление исторического опыта и критика классических авторитетов. Распад многонационального союзного государства, переход к рыночным отношениям, неудачи и провалы реформ, развязывание межэтнических конфликтов на территории вновь создаваемого содружества, нерешенность национального вопроса внутри каждого из новых независимых государств, а также неопределенность в политике страны привели к нарастанию конфликтного потенциала и возникновению многих проблем. Степень сложности и масштабы возникших трудностей различны так же, как различны и уровни экономического и культурного развития разных регионов. Это несомненно сказывается и на формировании органов государственной власти, а также на стабильности и эффективности избирательной системы страны. Россия - единственное федеративное государство из числа образовавшихся после распада СССР. Россию отличает существенное преобладание титульного народа не только в целом по Федерации, но и в большинстве регионов, включая республики, входящие в ее состав. Русские явля-

ются национальным большинством как в правовом, так и в численном отношении, превышая три четверти населения государства1. Перепись 2002 г.2 подтвердила, что Российская Федерация является одним из самых многонациональных государств мира - свыше 160 национальностей. В ходе переписи было обеспечено выполнение Конституции Российской Федерации в части свободного самоопределения национальной принадлежности. При переписи населения было получено более 800 различных вариантов ответов населения на вопрос о национальной принадлежности. Семь народов, населяющих Россию - русские, татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы и армяне, имеют численность населения, превышающую 1 млн человек. Русские являются наиболее многочисленной национальностью, их численность составила 116 млн человек (80% жителей страны). Наиболее крупными этническими группами, проживающими на территории России (свыше 1 млн человек), кроме русских, согласно переписи 2002 г. являются татары (5.554 тыс. человек), украинцы (2.942 тыс. человек), чуваши (1.637 тыс. человек), башкиры (1.673 тыс. человек). Следующую группу по численности (от 300 до 1000 тыс. человек) составляют еще 15 народов России: чеченцы, немцы, удмурты, марийцы, казахи, аварцы, евреи, армяне, буряты, осе-

1 Мирошниченко О.П. «Этносоциальные конфликты как предмет социально-философского рассмотрения: подход к проблеме» // Вестник МГОУ. Серия «Философские науки» (выпуск в серии № 8-9). № 3-4. М.: Изд-во МГОУ, 2007. С. 54-60.

2 http://www.perepis2002.ru

52

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2009 • №1(23)

тины, кабардинцы, якуты, даргинцы, коми, азербайджанцы. На третьем месте по численности (от 100 до 300 тыс. человек) - такие этнические группы как кумыки, лезгины, ингуши, тувинцы, молдаване, калмыки, цыгане, карачаевцы, грузины, узбеки, карелы, адыгейцы, корейцы, лакцы. 31 этническая группа включает 10 до 100 тыс. человек; 21 - менее 10 тыс. человек. На территории России 86 этнических групп лишены каких-либо форм политических образований. В их числе те, которые имеют государственность в постсоветском пространстве или за пределами его (немцы, корейцы, греки и др.) Но есть большая группа народов России, которые вообще нигде не имеют своей государственности (цыгане, курды, ассирийцы), в их числе и коренные народы Российской Федерации - малочисленные народы Крайнего Севера1. Таким образом, этнические неравенства, которые возникают на пересечении этнического пространства с политическим, формируя внутреннюю стратификацию, продолжают сохраняться как фактор латентной конфликтогенно-сти, что сказывается на системе государственной власти в стране. Уже этих данных достаточно, чтобы понять, что федеративное устройство Российской Федерации лишь приблизительно отражает реальное расселение народов России. Если проанализировать долю «титульных» народов на основании переписи 2002 г. к доле проживающих, например, в южных субъектах Российской Федерации, - то явно видна асимметрия в общей численности проживающего народа (см. таблицу).

Критерии расселения народов России Тува Чувашия Дагестан Северная Осетия Кабардино- Балкария

Доля «титульных» народов 70,3 69,3 76,1 55,2 58,1

Доля проживающих в

субъекте Российской 98,1 55,4 78,9 89,2 95,4

Федерации по отношению

к общей численности

«титульного» народа

В связи с тем, что трансформация российского общества вызвала существенные изменения социальной структуры общества в центре и в российских регионах, произошли значительные изменения в статусных позициях различных социальных групп, изменился состав этих групп. Одновременно произошли значительные изменения в сфере межэтнических отношений, активизиро-

валась деятельность национальных элит, что привело в ряде случаев к изменению статуса этнических групп. Межэтнические конфликты и демографический дисбаланс стимулировали массовую миграцию из республик РФ и бывшего СССР в русские регионы, заметно меняя в них этническую ситуацию и порождая новые конфликты. Все это отражается на системе построения государственной власти и на формировании государственных структур. Реальную и потенциальную напряженность во взаимоотношениях Центра и национально-территориальных субъектов Российской Федерации усугубляют, в частности, политико-правовой фактор страны и ее структура. Структуру Российской Федерации в государственно-территориальном измерении определяет ст. 65 Конституции РФ. В данной статье состав Российской Федерации представлен перечнем субъектов РФ. По числу составных частей Россия является самой большой Федерацией в мире. Другой особенностью государственно-территориальной структуры РФ является ее асимметричный характер. Такая градация предопределяет определенные различия в статусе субъектов РФ, образованных на национальной и территориальной основах. В российской юридической науке нет единства мнений в этом вопросе. Так, Б.С. Эбзеев, Л.М. Карапетян считают, что между национальной и территориальной моделями нет противоречий. Последнее - плод консервативного унифицированного подхода к федерализму без учета конкретной специфики той или иной страны2. По мнению В.Е. Чиркина, важен комплексный подход, учет всех факторов при создании структуры федерации. Отсюда не исключается национально-территориальный принцип, который соответствует международно-признанному коллективному праву народов на самоопределение; в некоторых случаях он может способствовать достижению ряда иных целей, включая интеграцию государства и преодоление противоречий между разными этносами3. Достаточно широко распространена и другая точка зрения. Представители некоторых политических партий и движений выступают за отказ от признания национального фактора как основы построения Федерации, предлагают губернизацию России. Наиболее радикальный вариант унификации структуры государства, достаточно популярный среди партий и общественно-политических движений национал-патриотической ориентации, - деление России на

1 Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф. Опыты федерализма. М., 1994.

2 Эбзеев Б.С., Карапетян Л.М. Российский федерализм: равноправие и асимметрия конституционного статуса субъектов // Государство и право. 1995. № 3. С. 5.

3 Чиркин В.Е. Современный федерализм: сравнительный анализ. М., 1995. С. 33.

53

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА губернии и создание унитарного государства1. Однако большинство политиков, ратующих за отказ в будущем от национальной основы территориального деления России, выступают за сохранение России как федеративного государства. К сожалению, национальный фактор оказывает разрушающее воздействие на государственность России, влияет на рост национализма. В то же время мы не можем игнорировать на современном этапе свершившийся факт образования республик-государств на национально - территориальной основе. Причина конфликтности кроется, как представляется, в наличии в конституционной модели асимметрии двух основных элементов, искусственно стимулирующих развитие псев-донационального фактора: структурирование субъектов Федерации в форме республик на ква-зинациональной основе и выбор формы самоопределения народов в виде формулы «республика - государство». Все субъекты РФ, в том числе все республики в составе России, многонациональны по своему составу. В Дагестане, например, проживают 33 народности как самостоятельные этнические общности. В этой связи трудно объяснить образование республик на национальной основе, когда в качестве титульной признается лишь одна национальность. Модель - республика как форма самоопределения титульной нации - не срабатывает. Другой порок, в котором кроется серьезная опасность дестабилизации, -наделение республик статусом государств. Придание статуса государств территориям, образованным на «национальной» основе, означает не только фактическое признание в России «первосортных» и «второсортных» субъектов РФ, но и особого пути развития государственности тех, кто признан титульной национальностью. Это дает основание титульным национальностям республик ориентироваться на задачи формирования нации, а следовательно, в будущем - на полную суверенизацию, так как в случае признания за ними статуса нации у них возникает право ставить вопрос о полном самоопределении. Особенностью исследований этносоциальных процессов является то, что эти исследования предполагают как рассмотрение различных аспектов проявления этничности в современных социальных и политических процессах, так и изучение социальной структуры российского общества, факторов ее динамики. В числе этносоциальных процессов выделяют наряду с этническими конфликта-

ми, этническим предпринимательством, этническую преступность и этническую миграцию. В настоящее время Россия занимает одно из первых мест в мире по приему иностранных мигрантов. Большинство из них прибывает из государств бывшего СССР, растет и число представителей азиатских стран «дальнего зарубежья». Значительная часть мигрантов находиться в РФ нелегально, а еще большая - в маргинальном положении по отношению к принимающему обществу. Такая среда является очагом социального неблагополучия со всеми вытекающими отсюда последствиями: ростом преступности, конкуренции за рабочие места, возникновением «неконтролируемых этнических анклавов» и т.д. В последние годы растет напряженность в отношении между «старожильческим» населением и приезжими, что находит отражение в результатах многих социологических опросов2. Этносоциальная стратификация проявляется только в полиэтничных обществах. Признаками неравенства служат классические критерии социальной стратификации, такие как доход, уровень власти, уровень жизни и др. В качестве особого индикатора статусной позиции в системе этносоциальной стратификации следует рассматривать безопасность и стабильность физического существования представителей этнических групп. Формирование толерантного мышления народов России - важнейшее условие достижения стабильности в российском обществе. Это, в свою очередь, требует сближения властей регионов, общественных объединений, действующих в них, поддержки инициатив, способствующих формированию культуры межнационального диалога. Конституция Российской Федерации 1993 г. провозгласила равноправие всех субъектов РФ в их отношениях с федеральным центром. Установлено три модели конституционного устройства: административно-территориальная (края, области и города федерального значения), национально-территориальная (автономная область и автономные округа) и национально-государственная (республики в составе РФ). Последняя модель и создала определенную правовую коллизию («государство в государстве»), которая позволяет весьма гибко трактовать соотношение республиканских и федеральной конституций, несмотря на то, что все субъекты «находятся» в составе Федерации, а не «образуют» ее3. «Асимметричный» характер российского федерализма приводит к тому, что террито-

1 Михайлов Р. Ведущие российские организации о проблеме асимметричности Российской Федерации // В кн.: Асимметричность Федерации. М., 1997. С. 49-54.

2 Голунов С.В. Этническая миграция в Российскую Федерацию: проблема пограничной безопасности? // htt://www.mo-center.ru/news/doc197_goiunov.p df

3 Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов. М., 1996. С. 164-167.

___________________________________________________54

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2009 • №1(23)

риальные (так называемые «русские») субъекты Российской Федерации, с одной стороны, и национально-государственные субъекты РФ, с другой, в действительности не равноправны, так как обладают различным уровнем властных полномочий (наличие или отсутствие региональных конституций) и распорядительных функций. Даже если не оценивать эффективность «асимметричного» федерализма, нельзя не заметить, что подобная «асимметрия» должна быть законодательно закреплена. Действительно, в конституциях всех республик, за исключением Ингушетии, Калмыкии и Северной Осетии установлено, что они являются суверенными государствами, что противоречит ст. 5 Конституции Российской Федерации, так как в ней отсутствует упоминание о государственном суверенитете республик. Именно это положение ставит в неравное положение административно-территориальные субъекты Федерации, нарушая тем самым один из основополагающих принципов федеративного устройства РФ - принцип равноправия, закрепленный в ч. 4 ст. 5 Конституции Российской Федерации. Так, можно сделать вывод, что указанные несоответствия дестабилизируют не только правовое, но и политическое пространство Российской Федерации, которое на уровне соотношения с этническим пространством может быть обозначено как этно-политическое (национальные республики РФ). Все это также имеет прямое отношение к избирательной системе в государстве, учитывающей все процессы, происходящие на территории страны. Но на данный момент в РФ существует ряд противоречий, которые необходимо принимать во внимание при выборе избирательной системы в многонациональном государстве:

1. Выборы проводятся по национальной признаку в связи с тем, что в выборах участвуют представители титульных наций в субъектах РФ.

2. На территории с этническим перевесом одной нации - в выборах будут представлена данная нация, которая, при принятии решений (в

законодательной сфере), преследует узко национальные интересы и цели. Данный законотворческий процесс будет отвечать потребностям и интересам только титульной нации, и не будет представлено этническое меньшинство на выборах.

3. На территории, где нация, являющаяся в пределах своего субъекта титульной, в ходе выборов будет не только нарушать права этнического меньшинства, но и в дальнейшем возникнет конфликт с интересами представителей титульной нации в общероссийском масштабе. Например, курды, проживающие в Казахстане, являются этническим меньшинством по отношению к казахам, которые сами являются меньшинством по отношению к титульной нации РФ - русским. На своей территории казахи в большинстве не учитывают интересы курдов, преследуя свои интересы, также они нарушают интересы русских, которых большинство на территории РФ. То есть находясь в меньшинстве, они диктуют свою волю по отношению к центру.

Снижение вероятности этнических конфликтов в России напрямую зависит от перспективы формирования российской нации с чувством единой российской идентичности. И только тесное сотрудничество, взаимодействие органов государственной власти с этническими группами по вопросам национальной политики и межэтнических отношений может стать основой для предотвращения межэтнических конфликтов, а также способствовать формированию устойчивой избирательной системы. Задача формирования и дальнейшего развития новой национальной политики предполагает активную политику урегулирования межэтнических конфликтов, учет национальных интересов, умение наладить отношения с представителями разных этнических групп. И только в этом случае в России можно будет построить устойчивую избирательную систему, которая будет соответствовать национальным, культурным и конфессиональным особенностям страны.

55

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.