Научная статья на тему 'Некоторые показатели стоматологической заболеваемости у детей с умственной отсталостью'

Некоторые показатели стоматологической заболеваемости у детей с умственной отсталостью Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
443
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ / СОМАТИЧЕСКАЯ ПАТОЛОГИЯ / ДЕТСКИЙ ВОЗРАСТ / УМЕРЕННАЯ УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ / ТЯЖЕЛАЯ УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ / CHILD'S AGE / MENTAL SUBNORMALITY / SOMATIC PATHOLOGY / MODERATE MENTAL SUBNORMALITY / HEAVY MENTAL SUBNORMALITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Османов Сабир Эседуллаевич

Вследствие органического поражения головного мозга у детей с умственной отсталостью наблюдается недоразвитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, дефекты физического развития и соматические заболевания, помимо прочих последствий, приводят к серьезным заболеваниям полости рта, возникающим вследствие анатомической патологии и несоблюдения необходимых гигиенических правил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Османов Сабир Эседуллаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some rates of stomatological morbidity of children with mental subnormality

Due to organic affection of brain of children with mental subnormality the under development of cognitive and emotional sphere can be observed, the defects of physical development and somatic diseases can lead to the serious diseases of mouth cavity, appearing due to anatomical pathology and nonobservance of necessary hygienic rules.

Текст научной работы на тему «Некоторые показатели стоматологической заболеваемости у детей с умственной отсталостью»

УДК 616.31+152.276

НЕКОТОРЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

© С.Э. Османов

Ключевые слова: умственная отсталость; соматическая патология; детский возраст; умеренная умственная отсталость; тяжелая умственная отсталость.

Вследствие органического поражения головного мозга у детей с умственной отсталостью наблюдается недоразвитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, дефекты физического развития и соматические заболевания, помимо прочих последствий, приводят к серьезным заболеваниям полости рта, возникающим вследствие анатомической патологии и несоблюдения необходимых гигиенических правил.

В Российской Федерации на фоне социальноэкономических преобразований, повлекших за собой снижение жизненного уровня многих слоев населения, экологического неблагополучия среды обитания, характерной для большинства регионов страны, появились отчетливые негативные тенденции в состоянии здоровья детей и подростков. В последнее время рождается всё больше детей с психическими расстройствами. Это связано с ухудшением экологической ситуации, частым использованием средств бытовой химии, с высокой распространенностью таких вредных привычек, как курение, наркомания, токсикомания. В связи с этим стоматологам приходится часто иметь дело с пациентами, страдающими расстройствами интеллекта [1-5].

Особое внимание уделяется изучению состояния здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в домах ребенка и детских домах. Задачи реформирования здравоохранения, которые с особой остротой возникли на современном этапе социально-экономического развития России, требуют системного анализа состояния различных видов медико-социального обеспечения населения, в т. ч., естественно, и состояния стоматологической помощи. Важное значение имеет оценка реального состояния службы, доступности и качества стоматологической помощи детям-инвалидам.

В Российской Федерации на учете в органах социальной защиты населения состоит около 10 млн инвалидов - 6,8 % всего населения. Дети и подростки, имеющие отклонения в умственном развитии, составляют от 3 до 5% от общей численности населения нашей страны, причем в последнее десятилетие отмечается стойкая тенденция увеличения данной категории детей. Прогнозируемый рост численности детей-инвалидов создаст серьезные социальные, экономические и психологические проблемы, как для самих инвалидов, их родителей, так и для общества в целом [5-9].

Распространенность стоматологической патологии среди подобного контингента довольно высока. Необходимо разработать для них эффективную профилактическую программу, учитывая, что их ментальные,

физические и социальные характеристики не позволяют им получать адекватную стоматологическую помощь [8-11].

Цель исследования - изучить распространенность стоматологических заболеваний у лиц с умственной отсталостью и оценить уровень оказания им стоматологической помощи.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

С целью решения основных задач исследования и в соответствии с критериями МКБ-10 обследованы все дети (126) с умственной отсталостью в возрасте от 8 до 19 лет, из которых 53 человека женского пола и 73 -мужского, находящиеся в Горельской специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Полученные при проведении обследования данные вносили в стандартную карту ВОЗ (1997). Стоматологический статус детей изучали в возрастных группах: дети 8-10 лет, 11-13 лет, подростки 14-16 лет и 17-19 лет. В каждой возрастной группе определяли состояние твердых тканей зубов, распространенность и интенсивность заболеваний пародонта с использованием коммунального пародонтального индекса (CPI). Данный индекс используется для оценки распространенности и интенсивности заболеваний пародонта.

В настоящее время индекс CPI широко используется в эпидемиологических исследованиях во многих странах мира. Для оценки этого индекса используются три показателя пародонтального статуса: кровоточивость десен, зубной камень и пародонтальные карманы - с применением специально разработанного зонда CPI с шариком на конце, диаметром 0,5 мм. Полость рта условно распределяется на секстанты, включающие следующие группы зубов: 18 - 14, 13 - 23, 24 - 28, 38 -34, 33 - 43, 44 - 48. Секстант осматривают только в том случае, если в нем присутствует два и более зубов, которые не подлежат удалению. Рекомендуемыми участками для зондирования являются: мезиальные, срединные и дистальные области на вестибулярных, язычных и небных поверхностях.

Коды и критерии оценки:

0 - здоровые ткани;

1 - кровоточивость, наблюдаемая во время или после зондирования; кровоточивость может появиться сразу или через 10-30 с после зондирования;

2 - зубной камень или другие факторы, задерживающие налет (нависающие края пломб и др.), видимые или ощущаются во время зондирования;

3 - пародонтальный карман 4-5 мм (край десны находится в черной области зонда или скрывается, метка 3,5 мм);

4 - пародонтальный карман глубиной 6 мм или более (при этом метка 5,5 мм или черная область зонда скрывается в кармане);

Х - когда в секстанте присутствует только один зуб или нет ни одного зуба (третьи моляры исключаются, кроме тех случаев, когда они находятся на месте вторых моляров).

Уровень пораженности тканей пародонта у каждого обследованного зуба определяли худшим показателем (высшим кодом, зарегистрированном в том или ином секстанте), а также общим количеством пораженных секстантов.

В дальнейшем по этим данным рассчитывали показатель распространенности поражения тканей пародон-та в исследованных группах и интенсивности (среднее количество пораженных секстантов пародонта на одного обследованного) отдельных патологических признаков.

Кроме того, оценивали состояния височнонижнечелюстного сустава и слизистой оболочки полости рта. Учитывали данные внеротового обследования, нарушения функциональной окклюзии. Изменения в эстетике отмечали путем измерения отклонения в передних сегментах полости рта, наличия не восстановленных протезами зубов и смещения первых моляров. Для выявления интенсивности зубочелюстных аномалий применяли стоматологический эстетический индекс DAI (N.C. Cons et al., 1986), согласно критериям которого определяли уровень нарушений физиологической окклюзии. Качество стоматологической помощи оценивали по индексу стоматологической помощи (ИСП), который рассчитывали по методике П. А. Леуса (2000).

Сравнительный анализ показателей стоматологического обследования, полученных в различных возрастных группах Горельской специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида для детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, проводили с использованием t-критерия Стьюдента с общепринятым для медицинских исследований уровнем достоверности p = 0,05. Данные представлены в виде М ± т, где М - среднее арифметическое, т - стандартная ошибка среднего. Различия считали достоверными при р < 0,05.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Дети со сниженным интеллектом, имевшие различную степень умственной отсталости [легкую (ЛУО), умеренную (УУО), тяжелую (ТУО)], были распределены на четыре группы. Результаты экспресс-осмотра показали, что распространенность случаев с кариесом зубов среди детей 8-10 лет школы-интерната составля-

ет 68,9 %, 11-13 лет - 64,2 %, 14-16 лет - 47,3 %, 1119 лет - 38,9 %. Во всех группах отмечается тенденция увеличения интенсивности кариеса зубов при снижении интеллектуального уровня (от легкой умственной отсталости к тяжелой, т. е. к 18-ти годам распространенность кариеса среди всех обследованных еще более возрастала. Распространенность случаев с пломбированными зубами у детей с умственной отсталостью увеличивается с возрастом.

Аналогичная тенденция наблюдается и в отношении случаев с удаленными зубами. Распределение детей с умственной отсталостью по группам в соответствии с возрастом и основным диагнозом показано в табл. 1.

Распространенность заболеваний пародонта среди детей с умственной отсталостью колебалась от 16,4 % (1 группа) до 54,3 % (4 группа). Распространенность патологии пародонта у подростков интерпретируется как средний уровень поражения. Количество здоровых секстантов пародонта с возрастом уменьшалось. Аналогичная тенденция отмечена и при диагностике паро-донтальных карманов. Что касается секстантов с паро-донтальными карманами, то в группе 1 они не были выявлены у лиц с легкой умственной отсталостью, а при умеренном снижении интеллекта диагностированы в 0,2±0,10 секстантах. В группе 2 у пациентов с легким снижением интеллекта количество секстантов с паро-донтальными карманами было равно 0,3±0,21; при умеренном и тяжелом - 0,4±0,30 (р > 0,5) и 0,5±0,5 (р > 0,5) соответственно. У пациентов группы 3 с легкой степенью умственной отсталостью секстантов с пародонтальными карманами не обнаружено; при умеренном и тяжелом снижении интеллекта этот показатель составил 0,2±0,13 и 0,2± 0,14 (р > 0,5). В группе 4 при легкой, умеренной и тяжелой умственной отсталости количество секстантов с пародонтальными карманами достоверно не различалось. Среднее число исключенных секстантов у лиц с различной степенью снижения интеллекта увеличивалось с возрастом и тяжестью умственной отсталости.

Дети с олигофренией часто страдают быстропрогрессирующими деструктивными заболеваниями паро-донта, что может быть связано с такими факторами, как морфология зубов, бруксизм, аномалии окклюзии, плохая гигиена полости рта, нарушения микроциркуляции, плохое общее состояние. Оценка уровня качества и объема стоматологической помощи умственно отсталым по индексу ИСП показала, что во всех исследуемых возрастных группах он был неудовлетворительным.

Таблица 1

Распределение детей с умственной отсталостью по группам в соответствии с возрастом и основным диагнозом

Группа Возраст (годы) Диагноз Всего

ЛУО УУО ТУО

1 8-10 13 4 - 17

2 11-13 27 8 1 36

3 14-16 38 9 2 49

4 17-19 18 5 1 24

Всего 96 26 4 126

Анализ данных первичного анкетирования показал, что 19,8 % опрошенных умственно отсталых не чистят зубы вообще. Никогда не посещали стоматологический кабинет 4,2 % опрошенных, тогда как 42,6 % респондентов делают это регулярно. Менее половины опрошенных (40,2 %) получали информацию о значении гигиены полости рта, лишь 0,3 % использовали ополаскиватели для полости рта, 21,7 % опрошенных не смогли ответить на многие вопросы.

Нам удалось проследить закономерности изменения отношения респондентов к гигиене полости рта, правильности чистки зубов, проявления чувства страха перед стоматологическим кабинетом и получения информации о профилактике в зависимости от степени умственной отсталости. По мере снижения интеллекта затруднения при усвоении правил профилактики и гигиены полости рта нарастают. 19,1 % 12-летних и 26,8 % 15-летних слабоумных детей чистят зубы не каждый день. 25,3 % и 34,3 % 12- и 15-летних детей соответственно предъявляли жалобы на зубную боль на момент осмотра. 7,2 % 12-летних и 16,3 % 15-летних детей имели удаленные постоянные зубы.

Снижение интеллекта сопровождалось возрастанием боязни при посещении стоматолога. Так, респонденты с ЛУО страх не испытывали, при умеренной умственной отсталости дентофобия отмечена у 27,8 % опрошенных. Анализ зубочелюстных аномалий показал, что наиболее часто они проявлялись в виде скученности верхних и нижних зубов, промежутков между резцами и клыками, аномального положения резцов на верхней и нижней челюсти, изменения смыкания моляров. Отмечалась значительная распространенность эстетических нарушений (73-81 %). Конечно, такие пациенты нуждаются в особом подходе, что связано с неадекватностью их поведения, трудностью установления контакта, невозможностью полноценной мотивации к выполнению просьб и рекомендаций врача. Для поддержания контакта рекомендуется хвалить ребенка после выполнения каждой инструкции врача-стоматолога. Каждое посещение лучше сделать коротким; более длинные манипуляции разбить на несколько приемов. К более сложным процедурам переходить можно только после того, как пациент адаптировался к обстановке в стоматологическом кабинете. При адекватной подготовке пациента врач и стоматологический персонал смогут обеспечить качественную помощь. Если врач четко понимает степень умственной отсталости пациента и его способности, проявляет терпение и понимание, у него не должно возникнуть проблем с лечением такого пациента.

Таким образом, результаты проведенного исследования продемонстрировали, что высокая интенсив-

ность кариеса зубов и поражений пародонта у детей с умственной отсталостью диктуют необходимость применения эффективных профилактических мер, которые должны включать использование современных профилактических препаратов, своевременное применение лечебно-профилактических мероприятий, а также регулярную мотивацию умственно отсталых детей к уходу за полостью рта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антропов Ю.Ф., Бельмер С.В. Соматизация психических расстройств в детском возрасте. М.: Изд-во Медпрактика-М, 2005. 444 с.

2. Говорин Н.В., Злова Т.П. Экологически обусловленные нарушения интеллекта у детей. Новосибирск: Наука, 2007. 176 с.

3. Исаев Д.Н., Поппе Г.К., Ефремов И.Д. и др. Возрастной подход к диагностике общего психического недоразвития // Журн. невроп. и психиат. им. С.С. Корсакова. 1988. Вып. 11. С. 1559-1563.

4. ИсаевД.Н. Умственная отсталость детей и подростков. СПб.: Речь, 2007. 390 с.

5. Крыжановская И.Л. Сравнительный анализ основных вариантов умственной отсталости у детей // Социал. и клинич. психиатрия. 2000. № 1. С. 11-14.

6. Барсукова Н.А., Усачев В.В. Стоматологическая помощь детям с расстройствами интеллекта // Молодежь и наука: итоги и перспективы: материалы межрегион. науч.-практ. конф. Саратов: СГМУ, 2006. С. 154.

7. Исмаилов А.И. Распространенность и интенсивность основных стоматологических заболеваний у умственно отсталых людей // Материалы докладов XXVII Итоговой научной конференции молодых ученых / МГМСУ. М., 2005. С. 69-70.

8. Кузьмина Э.М., Молчанов А.С., Исмаилов А.И. Особенности профилактики основных стоматологических заболеваний у умственно отсталых людей // Ж. Dental Forum. 2008. № 3. С. 28-32.

9. Лавряшин Б.В., Чикишева Т.А. Особенности роста и физического развития умственно-отсталых детей школьного возрасти // Журн. невроп. и психиат. им. Корсакова. 1985. Вып. 3. С. 398-404.

10. Раич Н.Р. Социально-гигиеническая характеристика контингента умственно-отсталых детей и медико-педагогические аспекты их реабилитации в детских домах-интернатах: автореф. дис. ... канд. мед. наук. М., 2008. 24 с.

11. Тарасова Н.В. Особенности оказания стоматологической помощи детям с умственной отсталостью вследствие резидуально-органического поражения нервной системы: автореф. дис. . канд. мед. наук. Красноярск, 2006. 24 с.

Поступила в редакцию 14 марта 2010 г.

Osmanov S.E. Some rates of stomatological morbidity of children with mental subnormality.

Due to organic affection of brain of children with mental subnormality the under development of cognitive and emotional sphere can be observed, the defects of physical development and somatic diseases can lead to the serious diseases of mouth cavity, appearing due to anatomical pathology and nonobservance of necessary hygienic rules.

Key words: mental subnormality; somatic pathology; child’s age; moderate mental subnormality; heavy mental subnormality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.