Научная статья на тему 'Некоторые показатели корпоративных закупок по регионам России в 2019 году: управленческий аспект'

Некоторые показатели корпоративных закупок по регионам России в 2019 году: управленческий аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
71
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА / КОРПОРАТИВНЫЕ ЗАКУПКИ / РЕГИОНЫ / ЕДИНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ГОСЗАКУПОК / CONTRACT SYSTEM / CORPORATE PROCUREMENT / REGIONS / UNIFIED INFORMATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пиньковецкая Ю.С.

Целью исследования является оценка показателей, описывающих региональные особенности закупок для корпоративных нужд. Рассматривались следующие показатели: средняя стоимость одного контракта по каждому из регионов, средняя стоимость контрактов, в выполнении которых участвуют субъекты малого и среднего предпринимательства, доля количества контрактов, в выполнении которых участвуют эти субъекты, и их доля в общей стоимости контрактов. В исследовании использованы данные, сформированные на основании Единой информационной системы по 82 регионам России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME INDICATORS OF CORPORATE CONTRACTS IN REGIONS OF RUSSIA IN 2019: MANAGEMENT ASPECT

One of the greatest achievements in the development of the contract system in Russia is the transition of all corporate purchases to a digital platform. A Unified information system acts as such a platform. The purpose of the study is to evaluate indicators that describe regional characteristics of purchases for corporate needs. The following indicators were considered: the average cost of one contract for each of the regions, the average cost of contracts in which small and medium entrepreneurship participate, the share of the number of contracts in which these entities participate, and their share in the total cost of contracts. The study used data for 2019, formed on the basis of the information system for 82 regions of Russia. The results of the study can be used to develop data processing technology for the corporate contract system. The proposed indicators can be used in subsequent research on competitive procurement issues. The government and regional authorities can use the results of the study in the development and implementation of projects and programs for the development of elements of the contract system. In addition, the research results are of interest to all participants in corporate procurement, both potential customers and potential contract performers. The new knowledge obtained can be used in the educational activities of higher educational institutions.

Текст научной работы на тему «Некоторые показатели корпоративных закупок по регионам России в 2019 году: управленческий аспект»

УДК 332.05 ББК 65.41

JEL H57

НЕКОТОРЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ КОРПОРАТИВНЫХ ЗАКУПОК ПО РЕГИОНАМ РОССИИ В 2019 ГОДУ: УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Пиньковецкая Ю.С., ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный университет»,

e-mail: judy54@yandex. ru

Аннотация

Целью исследования является оценка показателей, описывающих региональные особенности закупок для корпоративных нужд. Рассматривались следующие показатели: средняя стоимость одного контракта по каждому из регионов, средняя стоимость контрактов, в выполнении которых участвуют субъекты малого и среднего предпринимательства, доля количества контрактов, в выполнении которых участвуют эти субъекты, и их доля в общей стоимости контрактов. В исследовании использованы данные, сформированные на основании Единой информационной системы по 82 регионам России.

Ключевые слова: контрактная система, корпоративные закупки, регионы, Единая информационная система госзакупок.

Введение

Деятельность российской контрактной системы в сфере корпоративных закупок организована в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Федеральный закон № 223-Ф3)1. Общая стоимость заключенных в последние годы договоров по данным Единой информационной системы2 достигла в России следующих значений: в 2015г. - 18,4 трлн. рублей; в 2016 г. - 22,9 трлн. рублей; в 2017г. - 19,6 трлн. рублей; в 2018 г. - 18,2 трлн. рублей; в 2019 г. - 20,4 трлн. рублей. Снижение корпоративных закупок после 2016 г. было обусловлено поправками в Федеральный закон № 223-Ф3, которые вывели из публичной сферы большое количество контрактов. В системе закупок для нужд государственных корпораций, естественных монополий, автономных учреждений и иных юридических лиц в соответствии с указанным выше законом аккумулируются существенные финансовые ресурсы. Так, в 2019 г. объем корпоративных закупок достиг почти 19% от общего ВВП страны. Корпоративные закупки способны сыграть значительную роль в развитии экономики государства и большинства его регионов.

Одним из наибольших достижений развития контрактной системы в России является переход всех корпоративных закупок в настоящее время на цифровую платформу. В качестве такой платформы выступает Единая информационная система. В России, в соответствии с законодательством, при осуществлении конкурентных закупок, начиная с 2019 г., применяются в основном электронные процедуры, включая подписание контрактов. Единая информационная система формирует в режиме реального времени массивы данных, в том числе планы закупок и сведения об их реализации, информацию о закупках и заключенных контрактах; реестр недобросовестных поставщиков; каталоги товаров, услуг и работ для обеспечения корпоративных нужд.

Цифровизация закупок, как показывает накопленный опыт и проведенные научные исследования3, способна обеспечить повышение эффективности расходования средств, упрощение закупочных процедур, сокращение их сроков и стоимости. Все это может улучшить качество корпоративного управления на основе открытости и прозрачности приобретения необходимой продукции надлежащего качества. Кроме того, обеспечивается снижение бюрократических процедур и административных барьеров, а также исключается личное взаимодействие с подрядчиков и заказчиков. В статье4 подчеркивается, что для электронной контрактной системы необходима правительственная поддержка, принятие

соответствующих законодательных актов, развития цифровой инфраструктуры, обеспечение безопасности онлайн - платежей и транзакций. Региональные особенности оказывают большое влияние на объем и структуру закупок для нужд корпораций. Это показано в частности, на примере итальянского электронного рынка в работе5.

Большое внимание при формировании контрактной системы должно уделяться вопросам обеспечения беспрепятственного допуска к тендерам субъектов малого предпринимательства. Некоторые аспекты этой проблемы отражены в научных исследованиях. Так, в статье6 рассмотрена непропорциональная доля контрактов с малым бизнесом в Европейском Союзе, несмотря на то, что в соответствующем законе признана важная роль таких предприятий в закупках. В работе7 на основе данных по 271 заказчикам в Ирландии доказано, что имеется существенная разница между декларируемой политикой содействия малым предприятиям при заключении контрактов и реальной ситуацией. Анализ корпоративных закупок в зарубежных странах приведен в статье Савченко8.

Наличие Единой информационной системы выдвигает в число актуальных проблему изучения показателей, характеризующих корпоративные закупки, а также получения новых знаний о них, непосредственно после окончания каждого временного периода (месяца, квартала, года).

В ходе исследования мы задаем следующие два вопроса:

1. Каковы общие характеристики всех корпоративных контрактов по каждому региону России;

2. Каковы характеристики контрактов с участием субъектов малого предпринимательства по каждому региону России.

При этом мы отвечаем на последние призывы в литературе к более систематическому изучению закупок для корпоративных нужд9, в том числе их роли в поддержке субъектов малого предпринимательства10. В ходе исследования оценивались функции плотности нормального распределения, характеризующие относительные показатели проведенных в 2019 г. тендеров.

Анализу закупок для корпоративных нужд, в том числе работе единой информационной контрактной системы в России, уделяется определенное внимание в исследованиях российских ученых11. При этом основное внимание уделяется непосредственно общим вопросам деятельности закупочной системы, региональные особенности заключаемых контрактов, характеризующие их показатели и межрегиональный сравнительный анализ не нашли пока должного отражения в проведенных исследованиях. Учитывая это, наибольшую актуальность в настоящее время представляет изучение проблемы региональных особенностей функционирования контрактной системы в России.

В настоящей статье рассматриваются региональные особенности конкурентных закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, подробный перечень которых приведен в Федеральном законе № 223-Ф3. К ним, в частности, относятся государственные корпорации и компании; естественные монополии; организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности; автономные учреждения и хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия государственных органов превышает 50%.

Сравнительный анализ абсолютных значений региональных показателей корпоративных закупок представляется не целесообразным, поскольку регионы России существенно отличаются по численности населения, социально-экономическому положению, климатическим условиям, географическому расположению, что оказывает значительное влияние на объемы и структуру таких закупок. Поэтому логичным представляется сравнительный анализ закупок для корпоративных нужд на основе такого относительного показателя, как средняя стоимость одного контракта по каждому из регионов. В соответствии с Федеральным законом № 223-Ф3 большое внимание уделяется участию в конкурентных закупках субъектам малого и среднего предпринимательства (СМП). В связи с этим нами анализируются удельные показатели, отражающие

корпоративные закупки у СМП в общем количестве контрактов и их стоимости по регионам России.

Целью статьи является оценка удельных показателей, описывающих региональные особенности закупок товаров и услуг для корпоративных нужд на основании информации за 2019 г. Первый показатель описывает значение средней стоимости одного контракта по каждому из регионов. Второй показатель характеризует привлечение СМП к реализации контрактов в качестве основных исполнителей или субподрядчиков (соисполнителей) и отражает среднюю стоимость одного такого контракта по региону. Третий показатель - доля контрактов, в выполнении которых участвуют субъекты малого предпринимательства, в общем числе заключенных контрактов. Четвертый показатель - доля стоимости контрактов, в выполнении которых участвуют субъекты малого предпринимательства, в общей стоимости всех заключенных контрактов. Использование удельных показателей позволяет проводить сравнительный анализ по регионам, что представляется актуальным для изучения проблемы совершенствования контрактной системы в России.

Основная часть

В процессе исследования тестировались три гипотезы:

- гипотеза 1 - в настоящее время сложились существенные различия значений каждого из четырех указанных выше показателей в различных регионах России;

- гипотеза 2 - значения показателей не связаны с территориальным расположением регионов;

- гипотеза 3 - значения показателей не зависят от уровня экономического развития регионов.

Проверка этих гипотез основывалась на моделировании эмпирических данных с использованием функций плотности нормального распределения. Разработка указанных функций, как показывают выполненные ранее работы автора, позволяют получить несмещенные характеристики изучаемых экономических процессов12.

В качестве исходной информации использовались официальные данные Единой информационной системы в сфере закупок по 82 регионам России. Фрагмент таких данных по шести регионам приведен в таблице 1.

Таблица 1 - Фрагмент данных о проводимых на территории регионов России корпоративных закупках_

Регионы Количество заключенны х контрактов Стоимость контрактов млрд. руб. Количество контрактов с участием СМП Стоимость контрактов с участием СМП, млрд. руб.

Алтайский край 14547 58,49 2374 6,76

Амурская область 12268 30,69 2128 3,87

Архангельская область 12989 77,88 2095 7,95

Астраханская область 4497 17,50 670 4,70

Белгородская область 8500 13,61 661 0,87

Брянская область 13386 56,64 2980 9,04

В настоящей статье приведены разработанные авторами модели, описывающие распределение по регионам значений четырех показателей, указанных выше. Разработка этих моделей основывалась на относительных показателях, рассчитанных авторами по данным за 2019 г., приведенных на сайте Единой информационной системы. Модели представляют собой, как указывалось ранее, функции плотности нормального распределения. Такие функции (у ), описывающие распределение значений показателей закупок для корпоративных нужд по регионам ( х ), приведены далее: - по стоимости одного контракта, х 1 , млн. руб.

ч2

136,67 -(xi"4'52)

y1( jO = — . e 2x2>38x2>38 2,38

(1)

по стоимости одного контракта с участием СМП, х 2 , млн. руб.

-(х2-3,62)2 2x1,86x1,86

У2(Х2) = V— • e 2x1'86x1'86 • (2)

1,86 ' (2)

гвуют СМ1

- (x3 -19,24)2

- по доле контрактов, в выполнении которых участвуют СМП, х 4 , %

— I Г_ — I 9 /4^2

512,50 2x6,78x6,78

У3(x3) = 6 78 ' /2- • *

6,78 xv 2п

(3)

- по доле стоимости контрактов, в выполнении которых участвуют СМП, х 5 , %

410,01 -(х4-вд2

У4( х4)=617 ■е 2х617х6'17. (4)

6,17 XV 2-

Качество разработанных моделей оценивалось с использованием трех тестов Колмогорова-Смирнова, Пирсона и Шапиро-Вилка. Тестирование показало, что разработанные модели хорошо аппроксимируют исходные данные на всем диапазоне их изменения и имеют высокое качество.

Функции плотности нормального распределения (1)-(4) дают возможность охарактеризовать рассматриваемые нами четыре показателя закупок для корпоративных нужд в регионах России.

Средние по регионам значения показателей, исходя из функций (1)-(4), приведены в столбце 2 таблицы 2. В столбце 3 этой таблицы приведены интервалы изменения значений показателей по большинству (68%) регионов.

Границы этих интервалов рассчитываются следующим образом: средние квадратические отклонения соответственно прибавляются и вычитаются из значений, приведенных в столбце 2.

Таблица 2 - Показатели, характеризующие региональные закупки в 2019 г.

Показатели Средние значения Значения, характерные для большинства регионов

1 2 3

Стоимость одного контракта, млн. руб. 4,52 2,14-6,90

Стоимость одного контракта с участием СМП, млн. руб. 3,62 1,76-5,48

Доля контрактов, в выполнении которых участвуют СМП, % 19,24 12,46-27,02

Доля стоимости контрактов, в выполнении которых участвуют СМП, % 13,75 7,58-19,92

Приведенные в таблице 2 данные показывают, что средняя по регионам стоимость контрактов, заключенных заказчиками с субъектами малого и среднего предпринимательства (3,62 млн руб.) ниже, чем соответствующий показатель по всем исполнителям (4,62 млн руб.). Это представляется логичным, поскольку некоторые тендеры выполняют крупные предприятия. По этой же причине доля контрактов, в выполнении которых участвуют СМП (19,24%) выше, чем их доля в стоимости (13,75%). Необходимо отметить, что в соответствии с Постановлением13 Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. N 1352 доля стоимости контрактов, заключенных с СМП должна составлять не менее, чем 18%. Анализ показал, что только в 19 регионах это требование в 2019 г. выполнялось. Это Забайкальский и Краснодарский края, Нижегородская, Омская, Тюменская, Иркутская, Ульяновская, Волгоградская, Оренбургская, Тамбовская, Астраханская, Ленинградская, Челябинская, Костромская области, Республики Коми, Алтай, Марий Эл, Мордовия, Чувашия.

Как видно из данных, приведенных в столбце 2, в 2019 г. средняя по регионам России стоимость одного заключенного контракта составляла 4,52 млн руб. По большинству регионов значение этого показателя находилась в интервале от 2,1 до 6,9. Уровень указанного показателя больший верхней границы интервала, отмечался в городах Москве и Санкт-Петербурге, Самарской, Свердловской, Калужской, Тульской, Московской областях, республиках Саха (Якутия), Татарстан, Башкортостан, Бурятия, а также Красноярском и Приморском краях. Значения показателя, меньшие нижней границы интервала, отмечались в Белгородской, Вологодской, Липецкой, Тамбовской и Ивановской областях, республиках Калмыкии, Алтае, Тыве и Чувашии.

Средняя по рассматриваемым регионам стоимость одного контракта с участием СМП составляла 3,62 млн руб. По большинству регионов значение этого показателя находилось в интервале от 1,76 до 5,48 млн руб. Уровень показателя больший верхней границы интервала, приведенного в столбце 3 таблицы 2, имел место в республиках Тыве, Татарстане, городах Москве и Санкт-Петербурге, Красноярском и Краснодарском краях, Костромской, Астраханской, Тульской областях. Низкие значения стоимости контрактов с СМП (менее 1,7 млн руб.) отмечались в республиках Калмыкии, Адыгее, Ингушетии, Ивановской, Новгородской, Белгородской, Псковской, Пензенской и Курской областях.

Средняя по регионам России доля контрактов, в выполнении которых участвовали СМП, составляла 19,24%. То есть почти пятая часть заключенных контрактов предусматривали участие СМП. По большинству регионов этот показатель находился в диапазоне от 12,46% до 27,02%. Более 30% закупок с участием СМП имело место в городах Москве и Санкт-Петербурге, республиках Татарстане, Калмыкии, Тульской, Ленинградской, Нижегородской, Смоленской областях. Наиболее низкие уровни показателя от 6% до 12% отмечались в Псковской, Белгородской, Кемеровской, Сахалинской, Калининградской областях, республиках Карелия, Адыгея, Тыва, Бурятия и Кабардино-Балкария.

Средняя по регионам доля стоимости контрактов, в выполнении которых участвовали субъекты малого предпринимательства, составляла 13,75%. По большинству регионов этот показатель находился в диапазоне от 7,58% до 19,92%. Регионы с относительно высоким уровнем этого показателя (выше 18%) приведены ранее. Низкие значения показателя (от 6,4% до 3,1%) были в 2019 г. в таких регионах, как Псковская, Самарская, Калужская, Воронежская, Свердловская, Новосибирская, Белгородская, Новгородская области, республики Адыгея и Бурятия, Приморский край.

Данные, приведенные в таблице 2, а также представленный выше их анализ, продемонстрировали наличие существенной дифференциации значений каждого из четырех рассматриваемых в нашем исследовании показателей по регионам. Таким образом, можно сделать вывод, что выдвинутая ранее гипотеза 1 нашла свое подтверждение. Анализ перечней регионов, для которых характерны высокие и низкие значения каждого из четырех показателей, показал, что как высокие, так и низкие значения имеют место в регионах, расположенных в центре страны, ее севере и юге, а также на западе и востоке. Это позволило сделать вывод о том, что гипотеза 2 получила подтверждение. Аналогичная ситуация с 3 гипотезой, поскольку в число регионов как с высокими, так и низкими значениями показателей входят регионы с разными уровнями экономического развития.

Заключение

Выводы исследования, содержащие научную новизну и оригинальность, заключаются в следующем:

- предложено использовать для оценки показателей корпоративных закупок в России информацию, представленную в Единой информационной системе;

- проведены расчеты значений четырех показателей, характеризующих региональные аспекты закупок для корпоративных нужд, в том числе контрактов выполняемых СМП или с их участием;

- показана возможность описания распределения по регионам России рассматриваемых в статье четырех показателей функций нормального распределения;

- оценены средние значения и интервалы изменения по большинству регионов четырех рассматриваемых показателей;

- определены регионы, для которых характерны высокие и низкие значения показателей;

- показано, что участие СМП в корпоративных закупках по большинству регионов России ниже задания, установленного правительством;

- доказано, что значения каждого из показателей существенно дифференцированы по 82 регионам России;

- подтверждено отсутствие связи между значениями каждого из показателей и такими факторами, как уровень экономического развития регионов и их территориальное расположение.

Полученные результаты исследования имеют определенное теоретическое и прикладное значение. Результаты проведенного исследования могут быть использованы для развития технологии обработки данных о деятельности корпоративной контрактной системы. Предложенные показатели могут быть использованы в последующих научных исследованиях по проблемам конкурентных закупок. Правительство и региональные органы власти могут применять результаты исследования при разработке и реализации проектов и программ развития элементов контрактной системы. Кроме того, результаты исследований представляют интерес для всех участников корпоративных закупок, как потенциальных заказчиков, так и потенциальных исполнителей контрактов. Полученные новые знания могут быть использованы в образовательной деятельности высших учебных заведений.

SOME INDICATORS OF CORPORATE CONTRACTS IN REGIONS OF RUSSIA IN 2019:

MANAGEMENT ASPECT

Pinkovetskaia I. S., Ulyanovsk State University, e-mail: judy54@yandex. ru

Abstract

One of the greatest achievements in the development of the contract system in Russia is the transition of all corporate purchases to a digital platform. A Unified information system acts as such a platform. The purpose of the study is to evaluate indicators that describe regional characteristics of purchases for corporate needs. The following indicators were considered: the average cost of one contract for each of the regions, the average cost of contracts in which small and medium entrepreneurship participate, the share of the number of contracts in which these entities participate, and their share in the total cost of contracts. The study used data for 2019, formed on the basis of the information system for 82 regions of Russia. The results of the study can be used to develop data processing technology for the corporate contract system. The proposed indicators can be used in subsequent research on competitive procurement issues. The government and regional authorities can use the results of the study in the development and implementation of projects and programs for the development of elements of the contract system. In addition, the research results are of interest to all participants in corporate procurement, both potential customers and potential contract performers. The new knowledge obtained can be used in the educational activities of higher educational institutions.

Keywords: contract system, corporate procurement, regions, unified information system.

Примечания

1 Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в ред. от 2.08.2019) [Электронный ресурс]. -URL: https://legalacts.ru/doc/223_FZ-o-zakupkah-tovarov_-rabot_-uslug-otdelnymi-vidami-juridicheskih-lic/ (Дата обращения 6.02.2020).

2 Официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок [Электронный ресурс]. - URL: https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html. (Дата обращения 6.02.2020).

3 Fernandes T., Vieira V. Public e-procurement impacts in small- and medium-enterprises // International Journal of Procurement Management, 2015. Vol. 8, No. 5. P. 587-607; Lewis-Faupel S., Neggers Y., Olken B., Pande R. Can Electronic Procurement Improve Infrastructure Provision? Evidence from Public Works in India and Indonesia // American Economic Journal: Economic Policy, 2016. Vol. 8. No. 3. P. 258-83; Vaidya K., Campbell J. Multidisciplinary approach to defining public e-procurement and evaluating its impact on procurement efficiency. Information Systems Frontiers, 2016. Vol. 18. No. 2. P. 333-348.

4 Altayyar A., Beaumont-Kerridge J. An Investigation into barriers to the adoption of e-procurement within selected SMEs in Saudi Arabia // Journal of Business and Economics, 2016. Vol.7. No. 3. P. 451- 466.

5 Albano G.L., Antellini R.F., Castaldi G., Zampino R. Evaluating Small Businesses Performance in Public E-Procurement: Evidence from the Italian Government's E-Marketplace // Journal of Small Business Management, 2015. Vol. 53. P. 229-250.

6 Stake, J. Evaluating Quality or Lowest Price: Consequences for Small and Medium-Sized Enterprises in Public Procurement // Journal of Technology Transfer, 2017. Vol.42, No. 5. P. 1143-1169.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 Flynn A. Investigating the Implementation of SME-Friendly Policy in Public Procurement // Policy Studies, 2018. Vol. 39. No. 4. P. 422-443.

8 Савченко, В.В. Анализ зарубежного опыта управления государственными и корпоративными закупками // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2016. № 2. С. 166-172.

9 Агапова, Е.В., Беляева, О.А. Границы транспарентности корпоративных закупок // Экономические науки. 2019. № 175. С. 18-23.

10 Костюченко, А.Г. Государственные и корпоративные закупки как инструмент поддержки и развития субъектов малого предпринимательства // Бизнес, менеджмент и право. 2015.№ 1 (31). С. 128-131.

11 Баркатунов, В.Ф., Ларина, О.Г. Элементы цифровых технологий, правовые инновации и эффективность управления финансовыми ресурсами в процессе закупок для государственных и муниципальных нужд // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право, 2019. Т. 9. № 3. С. 53-73; Андрианова, Н.В. Информационные платформы в системе государственных и корпоративных закупок // Инновации и инвестиции. 2019. № 9. С. 267-271.

12 Пиньковецкая, Ю.С. Закономерности развития малого предпринимательства в регионах в 2015-2018 годах // Вопросы региональной экономики, 2019. № 2 (39). С. 73-80.

13 Постановление Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. N 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. - URL: https://base.garant.ru/70819336/ (Дата обращения 06.02.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.