Статья
снижалось. У лиц с ФР нарушение БП наблюдалось в 16,6% случаев. Причем умеренные - в 4% и значительные - в 2,6% случаев. У лиц с БА нарушение БП имеется в пределах от 31,3% до 52,2% в зависимости от клинической формы и фазы болезни. Среди больных БА значительные нарушения БП были в 15,5% случаев (11,7% - при латентной и 22,7% - при установленной БА). У 16 из 129 больных (12.4%) были умеренные нарушения.
Выводы. БА и другие аллергические заболевания в РД достаточно распространены (до 20%) и имеют тенденцию к ежегодному росту. Выделить какого-либо преимущественного этиологического фактора в развитии БА не удается. Частота БА прямо пропорциональна возрасту обследованного контингента и уровню загрязнения атмосферы поллютантами. Курение не является первичным фактором, вызывающим БА, что трудно утверждать в отношении обострения процесса. Чаще БА встречается среди женщин, которые в условиях РД практически не курят. Вопреки представлениям, БА достаточно часто встречается в сельской местности и в горной зоне на высоте 1800-2000 м над уровнем океана. Одним из серьезных эндогенных факторов, предшествующих развитию БА, являются внелегочные АЗ.
Литература
1. Биличенко Т.Н. // Пульмонол.- 1994.- № 1.- C. 78-83.
2. Луценко М. Т. и др. не // 5-й Нац. конгр. по болезням органов дыхания: Сборник-резюме.- М. ,1995.- С. 1035.
3. Минкаилов Э.К., Минкаилов К-М.О. Заболеваемость бронхиальной астмой в республике Дагестан. Там же.-С. 1033.
4. Пыцкий В.И. и др. Аллергические заболевания.- М., 1991.- 367 с.
5. Федосеев Г. Б., Хлопотова Г.П. Бронхиальная астма.- Л.М., 1988.- 269 с.
6. ЧучалинА.Г. // Астма.ру.- 2001.- С. 2-5.
7. Global Initiative for Chronic Obstructive Pulmonery Dis-ease(GOLD) // J. Resp Cril Care Med.- 2001.- Vol. 163.-Р.1256.
8. Gregg J. // Clin. Allergy.- 1986.- Vol. 16.- P.17-23.
9. Реаг ег а1. // Brit. Med. J, 1992.- Vol. 305.- P. 1326-1329.
ABUNDANCE OF BRONCHIAL ASTHMA AND ITS RISK FACTORS AMONG ADULT POPULATION OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN DUE TO INDUSTRIAL AND CLIMATIC CONDITIONS
E.K. MINKAILOV Summary
In Dagestan 2118 adults were examined epidemiologically with due regard for different climatic and industrial conditions. It was revealed, that bronchial asthma took place in 7-6% of cases and women suffered more often by a factor of two.
Key words: bronchial asthma, risk factors
УДК 658.3; 378
НЕКОТОРЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА МЕДИЦИНСКОЙ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ НАУКИ
И.В. ИВАНОВА*, В.И. СТАРОДУБОВ*, А.А. ХАДАРЦЕВ**
Развитие потенциала науки и проблемы воспроизводства научных кадров высшей квалификации связаны с совершенствованием действующей системы аттестации научных и научнопедагогических кадров через сеть диссертационных советов (ДС). Система аттестации научных и научно-педагогических кадров основана на сети ДС, созданных Высшей аттестационной комиссией (ВАК) РФ при вузах, НИИ, НПО и на предприятиях [1, 6].
В соответствии с Положением о диссертационном совете, утвержденном приказом Минобразования РФ от 9.04.2002 г. № 1305, ДС создаются по решению ВАК Минобразования РФ в установленном порядке при широко известных своими достиже-
ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения, г. Москва
**ТулГУ, Тула
ниями в соответствующей отрасли знаний вузах, получивших государственную аккредитацию федерального органа управления высшим образованием, при научных организациях, получивших государственную аккредитацию федерального органа управления научной и/или научно-технической деятельностью, на основании ходатайств этих организаций (при организациях, имеющих форму учреждения, - по согласованию с учредителем). В 1996 г. такие советы имелись более чем в тысяче организаций, в т.ч. докторские - в 728, а кандидатские - в 624. Общее число ДС -2842, в т.ч. докторских - 1535, кандидатских - 1307 [1]. В 2004 г., по данным ВАК Минобрнауки РФ, ДС созданы при 1220 организациях, в т.ч. докторские - при 691 и кандидатские - при 529.
Распределение ДС по ведомствам таково. При 46 научных организациях Российской академии медицинских наук работают 52 докторских и 4 кандидатских совета; при 170 организациях Российской академии наук - 275 советов, в т.ч. 239 докторских; при 14 организациях Российской академии образования - 21 совет. Наибольшее число ДС создано при 298 образовательных учреждениях Минобразования РФ - 1789 советов, в т ч 1238 докторских. При 5 учреждениях Министерства труда и социального развития РФ функционировали 8 докторских и 3 кандидатских совета. При 106 научных организациях и образовательных учреждениях системы Минздрава России действовали 235 диссертационных советов, в т.ч. 180 докторских. Начиная с 1998 года, почти в два раза снизилось число кандидатских советов (со 100 до 56 в 2004 г.); возросло число докторских диссертационных советов (с 137 до 183). Кандидатские ДС действуют при 39 и докторские - при 96 научных и образовательных организациях.
Распределение советов по различным типам учреждений показало, что только при 53 научных организациях (58% от общего количества НИУ Минздрава РФ) работали 53 докторских и 8 кандидатских советов. В то же время при 53 образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования (98%) Минздрава России создано 174 ДС, в т.ч. 127 докторских. В области медицинских наук в настоящее время в РФ при 193 научных организациях и образовательных учреждениях действуют 367 диссертационных советов, в т.ч. 284 докторских и 83 кандидатских. При этом в 168 организациях работают докторские советы и при 62 организациях - кандидатские советы.
В области фармацевтических наук при 11 учреждениях функционируют 9 докторских и 2 кандидатских диссертационных совета. Еще 80 ДС (56 докторских и 24 кандидатских) при 68 учреждениях принимают к рассмотрению диссертации в области социологических наук. В то же время 58 докторских и 23 кандидатских совета при 68 организациях рассматривают диссертации по психологическим наукам. В разрезе научных специальностей наибольшее количество ДС в области медицинских наук в РФ организовано по следующим специальностям: 14.00.27 «Хирургия» - 61 совет, 14.00.05 «Внутренние болезни» - 60 советов,
14.00.09 «Педиатрия» - 40 советов, 14.00.06 «Кардиология» - 39,
14.00.16 «Патологическая физиология» - 29, 14.00.07 «Гигиена» -26, 14.00.25 «Фармакология, клиническая фармакология» - 24,
14.00.01 «Акушерство и гинекология» - 24 ДС. Следует отметить, аттестация научных кадров высшей квалификации по специальностям 14.00.20 «Токсикология», 14.00.39 «Ревматология»,
14.00.41 «Трансплантология и искусственные органы», 14.00.47 «Гастроэнтерология» осуществляется только в 4 ДС. По специальностям 14.00.50 «Медицина труда», 14.00.52 «Социология медицины», 14.00.53 «Геронтология и гериатрия» создано по 3 диссертационных совета, по 14.00.48 «Нефрология» - 2 совета.
Одним из основных индикаторов пополнения кадрового потенциала высшей научной квалификации является число подготовленных кандидатских и докторских диссертаций, т. к. именно кандидаты и доктора наук составляют ядро науки. Как показывает опыт, высококвалифицированные специалисты - обладатели ученых степеней - вносят неоценимый вклад в становление новых медико-биологической науки. Оценка состава и динамики научных кадров высшей квалификации приобретает важное значение для анализа тенденций развития медицинской и фармацевтической науки. За последние годы наблюдается рост проводимых в стране научных исследований и диссертационных работ в области медико-биологических и фармацевтических наук. В то же время, отмечается низкое качество и уровень планирования, экспертизы планируемых диссертационных исследований, дублирование тематики, снижение научного уровня докторских
И.В. Иванова, В.И. Стародубов, А.А. Хадарцев
диссертаций. Разрабатываемая тематика дает ограниченные возможности использования результатов в практической деятельности, лишь немногие выводы, сделанные диссертантами, используются в практической деятельности здравоохранения. Хотя количество диссертационных работ продолжает нарастать, многие из них не имеют достаточного числа практических рекомендации для дальнейшего внедрения в практику. В то же время, продолжают развиваться, расширяться исследования в области вспомогательных элементов в деятельности здравоохранения. Отмечается низкая эффективность действующей системы планирования и подготовки научных кадров. Снижение объемов финансирования (особенно вузовской науки) научно-исследовательских работ приводит к тому, что кандидатские и докторские диссертации подготавливаются в большей степени по инициативе самих соискателей, не решая некоторых важнейших проблем здравоохранения
Темпы роста выпуска аспирантов и тем более защиты диссертаций аспирантами значительно отстают от темпов роста их численности. Только пятая часть выпускников НИИ защищает кандидатские диссертации в установленные сроки, что говорит о низкой эффективности аспирантской подготовки в них. Доля защищающих диссертации среди выпускников вузовской аспирантуры выше [4, 5]. Аналогичная ситуация складывается в докторантуре - треть обучающихся в ней выпускаются с защитой диссертации [7]. Наблюдаемый в последнее время существенный рост числа защищенных диссертаций, заметное уменьшение интервала между защитой кандидатских и докторских диссертаций требуют исследований, анализа и понимания процессов, происходящих в системе подготовки и аттестации научных кадров высшей квалификации, вызванные радикальными экономическими преобразованиями в стране [3, 6]. Необходимость активизации работы по сохранению и развитию накопленного научного потенциала и укреплению кадрового состава в научноисследовательских институтах, медицинских и фармацевтических вузах приобрела особую актуальность в ходе реформы образования, системы аттестации научных кадров высшей квалификации, трансформации государственного сектора медицинской науки и модернизации здравоохранения в стране.
В Концепции развития здравоохранения и медицинской науки РФ, одобренной постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1997 г. № 1387, подчеркивается необходимость разработки новых принципов, форм, методов и технологий, способствующих росту эффективности управления в сфере здравоохранения и лекарственного обеспечения. Прежде всего, это относится к информационному и методическому обеспечению реализации функций органов государственного управления и процессов подготовки и принятия решений. Недостаточность существующей системы информационного и методического обеспечения функций, а чаще их отсутствие, во многом являются факторами, а порой и причиной неэффективности системы государственного управления, снижения прозрачности и предсказуемости принимаемых решений, повышенного риска принятия несогласованных и ошибочных решений. Подавляющее большинство решений готовится без учета современных технологий организации управленческого цикла, в результате отсутствуют четко разработанные планы их реализации и системы контроля. Цена управленческой ошибки в условиях реформирования образования, трансформации государственного сектора науки и модернизации здравоохранения очень высока, что требует научного подхода к решению организационных проблем управленческого персонала в условиях возрастания роли стратегического управления [2, 8-10]. Развитие информационных технологий на базе ЭВМ предоставляет новые возможности для выработки взвешенных управленческих решений и снижает риск ошибочных решений, основанных на личной квалификации, знаниях, опыте, привычках специали-стов-управленцев в процессе подготовки и принятия решения.
Все указанное выше определило необходимость активизировать работу по сбору, накоплению и анализу ежегодной официальной статистической отчетности от научных организаций и образовательных учреждений, осуществляющих деятельность в области медико-биологических, социологических и фармацевтических наук, с целью повышения обоснованности принятия эффективных управленческих решений в области подготовки и аттестации научных кадров высшей квалификации [9, 10]. Для оценки системы воспроизводства кадрового потенциала медицинской науки в отрасли, обеспечивающей потребности здравоохранения в кадрах высшей научной квалификации, а также
ежегодного мониторинга состояния и эффективности подготовки и государственной аттестации научных кадров с 1998 года в Центральном НИИ организации и информатизации здравоохранении сформирована и развивается информационно-
аналитическая (справочная) система планирования подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров в отрасли, которая объединяет следующие информационно-поисковые базы:
- база данных «Диссертационные советы», содержащая информацию о структуре сети ДС и их полномочиях в соответствии с Номенклатурой специальностей научных работников, а также организациях, при которых они созданы, председателях советов;
- база данных «Отчет о работе диссертационных советов» создана для накопления и обработки ежегодных отчетов о работе ДС и обеспечивает подготовку справочных и аналитических материалов по итогам деятельности сети советов по широкому спектру информационных срезов (научные специальности, отрасли наук, организации, регионы, федеральные округа и др.).
В соответствии с Номенклатурой специальностей научных работников ДС при учреждениях Минздрава РФ принимали к защите диссертации по 69 научным специальностям, в т.ч. практически по всем специальностям (51) в области медицинских наук. Только по трем из 54 научных медицинских специальностей: 14.00.31 - «Химиотерапия и антибиотики», 14.00.32 -«Авиационная, космическая и морская медицина» и новой специальности 14.00.54 - «Медико-социальная экспертиза и медикосоциальная реабилитация» при учреждениях Минздрава РФ не созданы ДС. Отметим, что 39 докторских и 6 кандидатских советов в 2003 г. рассматривали диссертации по биологическим наукам; 6 докторских и 1 кандидатский совет проводили защиту диссертаций по фармацевтическим наукам, 3 докторских совета -по психологическим наукам, 2 докторских совета - по техническим и 1 кандидатский совет - по социологическим наукам.
Анализ распределения ДС, действующих при научных организациях и образовательных учреждениях системы Минздрава РФ в 2003 году, по Федеральным округам РФ показал следующее. В Центральном федеральном округе при 47 учреждениях работало 96 ДС, в т.ч. 79 докторских и 17 кандидатских, которые принимали к защите диссертации по 59 научным специальностям. По итогам 2003 г. в советах было рассмотрено 1567 диссертаций, из них 244 докторские и 1323 кандидатских. В СевероЗападном федеральном округе при 6 медицинских и фармацевтических вузах и 9 научных организациях действовал 31 ДС, в т.ч.28 докторских и 3 кандидатских, по 48 научным специальностям, в которых защитились 435 соискателей ученой степени, в т.ч. 63 соискателя ученой степени доктора наук и 372 - кандидата наук. В Приволжском федеральном округе при 10 медицинских вузах, Пермской фармацевтической академии и Российском научно-исследовательском противочумном институте «Микроб» функционировали 24 докторских и 11 кандидатских ДС по 38 специальностям, в которых в 2003 г. было рассмотрено 52 докторские и 500 кандидатских диссертаций. В Сибирском федеральном округе 33 диссертационных совета, в т.ч. 29 ДС при 9 медицинских вузах и 4 совета при 4 НИУ, принимали к защите работы по 34 научным специальностям. При этом в 26 докторских и 7 кандидатских советах было рассмотрено 60 докторских и 393 кандидатские работы. В Южном федеральном округе при 7 медицинских академиях и университете, Пятигорской фармацевтической академии и 3 НИУ работали 13 докторских и 9 кандидатских ДС по 28 научным специальностям, в которых в 2003 г. было рассмотрено только 23 докторские и 327 кандидатских диссертаций. В Уральском федеральном округе 10 ДС, в т. ч. 9 советов при 4 медакадемиях и 1 совет - при РНЦ «Восстановительная травматология и ортопедия им. акад. Г.А. Илизарова, принимали к защите работы по 19 научным специальностям. При этом в 7 докторских и 3 кандидатских советах было рассмотрено 143 диссертации, в т.ч. 25 докторских. В Дальневосточном федеральном округе при трех вузах: Амурской медицинской академии, Владивостокском и Дальневосточном медицинских университетах - действовали 4 докторских и 5 кандидатских ДС по 15 научным специальностям, в которых защитились 8 соискателей ученой степени доктора наук и 68 - кандидата наук.
Ежегодный анализ отчетов о работе ДС показал увеличение общего числа защищенных диссертаций, начиная с 1998 г.. В 1998 г. в 237 диссертационных советах было рассмотрено 2480 диссертаций, в 1999 г. - в 246 советах - 3013, в 2000 г. - в 241 совете - 3876 диссертаций. Причем к 2000 г. увеличилось число
И.В. Иванова, В.И. Стародубов, А.А. Хадарцев
докторских (с 407 в 1998 г. до 630 в 2000 г.) и кандидатских диссертационных работ (соответственно 2073 и 3246), однако рост кандидатских диссертаций значительно превышает рост докторских. Этот факт можно расценивать как свидетельство увеличения количества идущей в науку молодежи. В 2001 г. было рассмотрено 487 докторских и 2193 кандидатских диссертаций, в т.ч. в вузах защищено 354 докторских и 1650 кандидатских диссертаций, в НИУ - 133 и 543, соответственно. Число рассмотренных диссертаций (2680) по сравнению с 2000 г. снизилось примерно на 1%. Это связано с сокращением ДС (их число сократилось до 221) в результате проведенной ВАК Минобразования РФ реструктуризацией сети ДС, введением новых специальностей в Номенклатуру специальностей научных работников, а также повышением требований к соискателям ученых степеней. Многие ДС начали свою работу не с начала года, а после утверждения своих составов. При этом около 15 докторских ДС провели не более двух-трех защит в год (Алтайский медуниверситет, Владивостокский медуниверситет, Пермская медакадемия, РМАПО, Ростовский медуниверситет, Санкт-Петербургская МАПО, Институт биофизики, Московский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Габричевского, РКНПК). В 2001 г. не было защит во вновь созданных советах по новым научным специальностям «Социология медицины» и «Геронтология и гериатрия».
В 2002 г. возобновился рост числа защищенных в ДС диссертаций: прирост составил 36%. Было подготовлено 513 докторов и 3121 кандидатов наук, в т.ч. в вузах защищены 381 докторская и 2425 кандидатских диссертаций, в НИУ - 132 и 696, соответственно. В 2003 г. по данным отчетов о работе диссертационных советов было рассмотрено по медицинским, биологическим, фармацевтическим, психологическим, социологическим, химическим и техническим наукам 3576 диссертаций, в том числе 475 докторских (13,3%) и 3101 кандидатских (86,7%). Статистика рассмотренных диссертаций свидетельствует о том, что количество защит в ДС при вузах значительно выше, чем в НИУ. В 61 ДС при научных организациях защищено 170 докторских (35,8% от общего количества докторских диссертаций) и 692 кандидатские диссертации (22,3% от защищенных кандидатских работ). Основным местом защиты диссертаций в 2003 г. были ДС при образовательных учреждениях, в которых рассмотрено 2714 (75,9%) диссертации, в т.ч. 305 (64,2%) докторских и 2409 (77,7%) кандидатских. Распределение диссертаций по отраслям наук показало, что по научным специальностям в области медицинских наук защищено 3247 работ (90,8%), фармацевтических наук - 77 (2,2%), биологических наук - только 61 диссертация (1,7%). При этом в области медицинских наук наибольшее количество диссертационных работ в 2003 г., как и в предыдущие годы, рассмотрено по следующим научным специальностям: «Хирургия» - 421 диссертация (в 2002 г. - 408), «Стоматология» - 241 (в 2002 г. - 221), «Педиатрия» - 240 (237), «Внутренние болезни» - 223 (230), «Кардиология» - 199(190). Несколько снизилось общее число подготовленных соискателей ученых степеней в области общественного здоровья и здравоохранения - 136 диссертаций (в 2002 г.-169). По специальностям «Нефрология» рассмотрены в ДС только 4 работы, «Токсикология» - 3, «Молекулярная биология» - 2, «Биотехнология» - 2, «Микология» - 1. Не защищались 2003 г. по специальностям: «Паразитология», «Энтомология»,
«Генетика», «Приборы и методы измерения ионизирующих излучений и рентгеновские приборы», «Охрана труда».
В среднем в одном ДС в 2003 г. было рассмотрено 2-3 докторские и 13 кандидатских диссертаций. При этом загрузка ДС крайне неравномерна. В ряде ДС было рассмотрено по 25-55 диссертаций в год: МГМСУ (55); ММА им.И.М.Сеченова (46); Башкирский медуниверситет (45); Сибирский медуниверситет (42);Новосибирская медакадемия (41);Центральный НИИ стоматологии (41), РНЦВМиК (39), НИИ детской гематологии (37), Ростовский НИ онкологический институт (32); ЦНИИИОИЗ (31); ФНЦ гигиены им. Ф.Ф Эрисмана (31); Волгоградский медуни-верситет (31); Воронежская, Ивановская, Кубанская медакаде-мии, РГМУ, Санкт-Петербургский медуниверситет им. И.И. Павлова (29); Московский НИИ педиатрии и детской хирургии (27), Центральный НИ кожно-венерологический институт (26), ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского (26), Московский НИИ психиатрии (26), Ивановский НИИ материнства и детства им. В.Н. Городкова (25) и др. В то же время 22
диссертационных совета при учреждениях Минздрава России провели: по одной защите в год - Всероссийский НИ и испытательный институт медицинской техники, Институт биофизики, РКНПК; Башкирский медуниверситет; до 4 защит - Институт биофизики, Московский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Г. Н. Габричевского, ЦИТО, Институт токсикологии, НИИ физико-химической медицины, РКНПК, Российский центр судебно-медицинской экспертизы; Владивостокский медуниверси-тет; Кемеровская, Кубанская, Тюменская медакадемии; Рязанский, Санкт-Петербургский медуниверситеты и др. По состоянию на 01.01.2005 г. при научных и образовательных учреждениях системы Минздравсоцразвития РФ действовали 245 ДС, из них 186 докторских и 59 кандидатских ДС, в которых в области медико-биологических и фармацевтических наук рассмотрено 4410 диссертаций, в т.ч. 591 докторская и 3819 кандидатских.
Установленная процедура экспертной оценки создания и переутверждения составов ДС с учетом действующей в РФ сети советов, качества и эффективности их работы, а также перспективного плана подготовки научных кадров в отрасли способствует росту требований к рассматриваемым диссертациям и обеспечению высокого качества диссертационных научных исследований. Для обеспечения единой государственной политики, осуществления координации деятельности в области аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, содействия улучшению качественного состава научных и научнопедагогических кадров, росту эффективности их подготовки и использования с учетом потребности отрасли здравоохранения, перспектив развития медицинской науки и образования, стратегической и практической важности создания целостной системы воспроизводства научных кадров в здравоохранении, необходима разработка специальной ведомственной программы «Научные кадры», обеспечивающей учет, отбор и подготовку научных кадров высшей квалификации для приоритетных направлений науки, технологий и техники, инновационных проектов.
Составной частью отраслевой программы «Научные кадры» может быть создание и развитие единой информационноаналитической системы по подготовке и аттестации научных кадров с целью совершенствования качества системы подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации в здравоохранении, повышения структурной эффективности системы их аттестации, а также для обеспечения научной, научно-технической и инновационной деятельности организаций и образовательных учреждений. Целесообразность разработки концепции такой программы была обсуждена в начале 2004 г. на Совете при Президенте РФ по науке и высоким технологиям. Авторы надеются, что данный материал будет полезен в работе Научного совета Минздравсоцразвития РФ, председателей и ученых секретарей ДС, руководителей научно-исследовательских учреждений, ректоров образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования, а также специалистов по планированию и управлению медицинской наукой.
Литература
1. Ковалева Н.В. и др. Кадры высшей научной квалификации: пополнение последних лет.- М.:ЦИСН, 1997.- 87 с.
2. Маркова О.П. и др. // Врач и информ. технол.- 2004.-№ 10.- С. 35-42.
3. Миндели Л.Э. и др. Реформирование российской науки: анализ и проблемы.- М.:ЦИСН, 2001.- 232 с.
4. Наука России в цифрах: Стат. сб.- М.: ЦИСН, 2003.198 с.
5. Наука России в цифрах: Стат. сб.- М.: ЦИСН, 2004.198 с.
6. Неволин В.Н. Актуальные вопросы государственной системы аттестации научных и научно-педагогических работников на современном этапе.- М.: ИКАР, 2004.- 138 с.
7. Подготовка научных кадров высшей квалификации в России: Стат.сб.- М.:ЦИСН, 2004.- 222 с.
8. Стародубов В.И. и др. Оптимизация процесса принятия и контроля реализации управленческих решений: Метод. рек-ции МЗ РФ № 99/197.- М.,2002.- 32 с.
9. Ткаченко С.Б. и др. // Проблемы управ-я здравоохр-м.-2003.- № 6(13).- С. 58-62.
10. Шевченко С. Б. и др. // Здравоохранение Российской Федерации.- 2004.- № 4.- С. 27-31.
Статья
SOME DATA CONCERNING FORMATION OF PERSONNEL POTENTIAL IN MEDICAL AND PHARMACEUTICAL SCIENCES
I.V. IVANOVA, V.I. STARODUBOV, A.A, KHADARTSEV Summary
Development of the science potential and problems of high-skilled scientific personnel renewal are connected with perfection of the current system of certification of scientific and scientific and -pedagogical personnel through a network of dissertation councils.
Key words: dissertation, science potential
УДК 312.6.000.34
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Ю.И.ГРИГОРЬЕВ, И.Ю.ГРИГОРЬЕВ*
Цель работы - комплексная оценка нормативно-правового обеспечения регионального здравоохранения. Для выполнения поставленных задач изучены правовые акты, регулирующие деятельность регионального здравоохранения. Предложена схема иерархической модели правовых актов, отражающая их взаимное влияние и позволяющая определить в сложившейся правовой структуре российского государства место нормативных актов регионального здравоохранения, которые являются важнейшим элементом реализации конституционных норм в муниципальных образованиях. Систематизированы правовые акты, исходя из отраслевой принадлежности: в основу положены ключевые тенденции развития международного и отечественного права, определяющего охрану здоровья как неотъемлемую часть соцзащиты населения (рис. 1). Для рассмотрения этого вопроса с современных правовых позиций был использован «Классификатор правовых актов», утвержденный указом Президента РФ от 15.02.2000 г. № 511, а также работы [1-2].
Конституционное, гражданское, уголовное, трудовое, административное, жилищное, семейное, финансовое, налоговое, бюджетное и международное право, законодательство о безопасности и охране правопорядка
Законодательств^ о санитарно-эпидемиологи-ческом благополучии населения (медико-санитарное право)
ного акта должны учитывать необходимость изучения потребности общества в той или иной норме. Правовая норма, являясь совершенной с позиций правотворчества, может систематически не выполняться на практике. Любой нормативный акт может быть надлежащим образом исполнен только при наличии эффективных механизмов его реализации, кадрового обеспечения и правовой подготовленности субъектов правового регулирования.
Правотворческая составляющая исследована путем анализа форм обратной связи между населением и медработниками и органами государственной власти, которые являются основным инициирующим фактором подготовки и принятия нормативных актов регионального уровня. Изучена обращаемость населения с жалобами на организацию медобслуживания в органы государственной власти и общественного контроля.
Проведено анкетирование работников здравоохранения и пациентов для выявления общественного мнения по вопросам правового регулирования регионального здравоохранения.
Индикатором уровня медобслуживания является качество медицинской помощи (КМП). Нами рассмотрены вопросы обеспечения и контроля КМП с точки зрения как исходного фактора подготовки актов, регулирующих оказание медпомощи населению, так и результата влияния на региональное здравоохранение действующих нормативных документов. Определена роль органов обязательного медстрахования в обеспечении КМП (рис. 2), а также в правовом регулировании данного процесса на примере Тульской области (табл. 1).
Рис. 2. Аудиторский цикл нормативно-правового регулирования КМП
Для оценки реализации нормативных предписаний в сфере охраны здоровья на региональном уровне исследованы: кадровое обеспечение здравоохранения, получение аккредитации, сертификата и лицензии на оказание медпомощи врачами и ЛПУ, уровень правовой подготовки медперсонала.
Таблица 1
Показатели судебной защиты прав пациентов в системе ОМС
Рис. 1. Структура социального права
Важнейшую роль в правовом регулировании здравоохранения играют процессы правотворчества и правоисполнения. Субъекты правотворчества при подготовке и создании норматив-
Показатели Г о д ы
1996 1997 1998 1999 2000 2001
Число обращений с исками в суд 218 244 343 785 834 789
Число рассмотр. Исков 85 91 156 390 391 429
Число удовлетвор. Исков 57 64 105 267 252 259
Сумма возмещения ущерба, всего,млн. руб. 0,33 0,85 0,58 1,72 3,06 3,45
Сумма возмещения, в ср. на один иск ,руб. 5790 13341,1 5511 6421,4 12144,5 13335,2
* ТулГУ