организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода в системе гарантий качества профессиональной подготовки специалиста
УДК 378+51(07)
Селькина Лариса Владимировна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры естественно-математического образования в начальной школе
Шацкая Евгения Олеговна
студентка факультета педагогики и методики начального образования
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия, e-mail: selkinalv@mail.ru, shzhenech@yandex.ru
НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К ДИАГНОСТИКЕ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «МАТЕМАТИКА»
Larisa V. Selkina
PhD in Pedagogical Science, Assistant Professor of Natural Sciences and Mathematics Education in Primary School
Evgenya O. Shatskaya
Student of the Faculty of Primary School Education
Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia, e-mail: selkinalv@mail.ru, shzhenech@yandex.ru
APPROACHES TO DIAGNOSTICS OF BACHELOR UNDERGRADUATES' COMPETENCIES SHAPED IN THE PROCESS OF STUDYING THE DISCIPLINE «MATHEMATICS»
Аннотация. Рассмотрены варианты диагностики сформированности ключевых компетенций (общекультурных и специальных) у студентов-бакалавров факультета педагогики и методики начального образования при изучении дисциплины «Математика». Доказана необходимость комплексной диагностики достижений студентов.
Ключевые слова: компетентностный подход в образовании; компетентность; компетенция; учебные достижения.
Abstract. The paper describes possible ways to diagnose core competences (general cultural and field-specific), shaped in the process of studying the discipline of Mathematics, with the bachelors of Education at the Faculty of Pedagogy and Primary school Education. The results of the research prove that the implementation
© Селькина Л.В., Шацкая Е.О., 2014
t'i вестник пггпу
Серия № 1. Психологические и педагогические науки
of the competence-based approach demands the holistic diagnostics of students' achievements.
Key words: competence-based approach in education; competency; competence; academic achievements.
Современная модель образования требует применения нетрадиционных подходов для организации учебного процесса. Приоритетным направлением в реформировании системы образования является реализация компетентностного подхода. «Стратегия модернизации содержания высшего образования» России определяет основное понятие компетентностного подхода - компетентность. Данное понятие включает в себя уже известные ранее знания, умения и навыки, но не сводится к их сумме. По мнению авторов данной стратегии, в результате применения компетентностного подхода должен сформироваться выпускник, владеющий набором ключевых компетенций [1].
Подготовка бакалавров включает в себя ряд компетенций, которые должны формироваться в процессе освоения учебных дисциплин. И в связи с этим возникает вопрос: как проверить и оценить степень их сформированности? Ответу на этот вопрос посвящена данная статья.
Одной из основных дисциплин на факультетах подготовки учителей начальных классов является математика. Завершая процесс ее освоения, выпускник: «Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); способен логически верно строить устную и письменную речь (ОК-6); способен применять знание теоретических основ и технологий начального математического образования, готов использовать методы развития образного, логического, алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, формировать предметные умения и навыки младших школьников, готов к воспитанию у них интереса к математике и стремления использовать математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач (СК-8)» [2, с. 24].
Традиционные методы и формы контроля учебных достижений (тестирование, контрольные работы, коллоквиумы) направлены, как правило, на диагностику знаний, умений и навыков. Не отрицая очевидную важность данных составляющих, следует признать, что этого недостаточно в условиях реализации компетентностного подхода. В связи с этим мы предлагаем комплексный подход к оценке учебных достижений студентов в области математики в аспекте компетентностного подхода.
Рассмотрим варианты организации контрольно-оценочной деятельности студентов II курса по завершению изучения темы «Системы счисления» для более наглядного представления предлагаемого нами подхода
В процессе освоения темы у студентов должны сформироваться такие умения, как: записывать целые неотрицательные числа в систематическом виде в позиционной системе счисления с произвольным основанием; осуществлять перевод из одной системы счисления в другую; выполнять арифметические
организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода в системе гарантий качества профессиональной подготовки специалиста
действия над систематическими числами, записанными в позиционной системе счисления, отличной от десятичной; рационально выполнять и обосновать устные и письменные вычисления с целыми неотрицательными числами в десятичной позиционной системе счисления.
Для выявления сформированности у студентов предметных знаний и умений по обозначенной теме и ключевых компетенций, нами были разработаны комплексные контрольно-измерительные материалы, учитывающие возможность достижения студентами двух уровней - порогового (базового) и повышенного. Их суть такова: студентам предлагается для самостоятельного выполнения контрольная работа в двух (по уровню сложности) вариантах - базовом и повышенном. Реализация разноуровневого подхода происходит параллельно с компетентностным, а именно при выполнении дополнительных (к трем основным) заданий. Для порогового уровня эти задания реализуются через такие формулировки как: «соотнесите», «выберите», «подберите» и «решите». Для повышенного уровня задания представлены в виде открытых вопросов.
Таким образом, разноуровневый подход реализуется через степень самостоятельности студентов, а компетентностный - через конкретное задание (конкретная компетенция). Приведем примеры.
Задания для выявления порогового уровня
Основные задания (для контроля предметных знаний и умений):
1. Представьте число 647 в систематическом виде.
2. На какую цифру оканчивается запись десятичного числа 66 в системе счисления с основанием 6?
3. У Пети было 314 яблок, а у Васи - 234. Сколько всего яблок было у мальчиков?
Дополнительные задания (на проверку сформированности компетенций ОК - 1, ОК - 6):
1. Установите соответствие (при помощи стрелки) между заданием и умением, которое проявляется при его выполнении (ОК - 1 ):
а) рационально выполнять и обосновывать устные и письменные вычисления с целыми неотрицательными числами в десятичной позиционной системе счисления;
б) выполнять действия сложения, вычитания, умножения, деления над систематическими числами, записанными в позиционной системе счисления, отличной от десятичной;
в) осуществлять перевод из одной системы счисления в другую;
г) записывать целые неотрицательные числа в систематическом виде в позиционной системе счисления с произвольным основанием.
2. Выберите из списка умения (умение), которые формируются при изучении этой темы: рационально выполнять и обосновать устные и письменные вычисления с целыми неотрицательными числами в десятичной позиционной системе счисления; применять признаки делимости на практике, устанавливать в ряде случаев делимость числа,
ВЕСТНИК ПГГПУ Серия № 1. Психологические и педагогические науки
суммы, разности и произведения чисел на данное число, не производя указанных действий над числами (ОК - 1).
3. Подберите к каждому из недостающих умений (умению) задание и решите его (ОК - 1):
а) На 178 блюдцах лежат по 112 пирожных. Сколько пирожных на этих блюдцах?
б) Вычислите наиболее рациональным способом: 12171 + 29 - 9 + 17113 + 2916.
в) В какой системе счисления справедливо равенство 35х = 0111012 .
4. Закончите формулировки (ОК - 6):
а) Чтобы перевести число из одной системы счисления другую, нужно
_;
б) Известно, что 810 = 11х_.
Задания для выявления повышенного уровня
Основные задания (для контроля предметных знаний и умений).
1. Укажите через запятую в порядке возрастания все основания систем счисления, в которых запись числа 17 оканчивается цифрой 2.
2. Какое наибольшее десятичное число можно записать тремя цифрами в двоичной системе счисления?
3. Один человек имел 100 монет. Он поровну разделил их между двумя своими детьми. Каждому досталось по 11 монет и одна осталась лишней. Объясни, как такое может быть.
Дополнительные задания (на проверку сформированности компетенций ОК - 1, ОК - 6):
1. Перечислите умения, которые необходимы для выполнения этих заданий.
2. Какие еще умения формируются при изучении этой темы?
3. Придумайте (подберите) по одному заданию на недостающие умения. Решите их.
Возможен другой вариант контроля достижения студентами порогового уровня: после решения основных заданий контрольной работы студенты включаются в деятельность по выбору умений из предложенного перечня умений, которые формируются при изучении конкретной темы, затем подбирают из заданий, предложенных преподавателем, задания на проверку недостающих умений. Эти задания позволят проверить только одну из двух компетенций - ОК - 1. Для проверки компетенции ОК - 6 следует заложить в список основных заданий задания с комментированием, например, «На вопрос: "Сколько вам лет", одна из сестер-двойняшек ответила 13, а другая 20. Как такое может быть? Объясни».
Для оценки достижения повышенного уровня можно включить студентов в деятельность по составлению контрольной работы (по изученной теме), пользуясь банком заданий, предложенным преподавателем. Кроме этого,
организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода в системе гарантий качества профессиональной подготовки специалиста
студенты указывают умения, необходимые для выполнения этих заданий и предлагают образцы решения (эталоны).
Третий вариант проверочных работ для оценки повышенного уровня предполагает самостоятельный анализ заданий, решенных неверно; студент должен найти ошибки (а значит и выполнить задания), указать их причину (выяснить, какое умение не сформировано), подобрать задания для отработки несформированных умений из банка заданий.
Поскольку компетенция СК-8 носит скорее методический, чем математический характер, то контроль и оценка степени ее сформированности осуществляются при выполнении специальных заданий методико-математической направленности, но уже в рамках дисциплины «Методика преподавания математики». Например: «Приведите примеры заданий из учебников математики для начальных классов, при выполнении которых осуществляются переход от одного способа задания множества к другому». Подобные задания представлены в достаточном объеме в ряде учебно-методических пособий, используемых на факультете, системно используются при освоении дисциплин методико-математического характера [3].
Наше исследование показывает, что комплексные контрольные работы позволяют дифференцировать обучающихся по степени сформированности компетенций, предусмотренных дисциплиной, своевременно проводить коррекционную работу. Заметим также, что такой подход к осуществлению контрольной функции обучения повышает интерес студентов к изучаемому материалу, уровень их самостоятельности и ответственности.
Список литературы
1. Зимняя И.А. Единая социально-профессиональная компетентность выпускника университета: понятие, подходы к формированию и оценке. -М., 2008. - С. 3 - 16.
2. Селъкина Л.В., Худякова М.А. Математика: учеб.-метод. комплекс по дисциплине. - Пермь, 2011. - 104 с.
3. Худякова М.А. Математика: множества: учеб.-метод. комплекс. - Пермь, 2007. - 65 с.