Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) ЗАКУПОК'

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) ЗАКУПОК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
55
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственные (муниципальные) закупки / система закупок / государственный заказ / закон №44-ФЗ / зарубежный опыт / state (municipal) procurement / procurement system / state order / Law No. 44-FZ / foreign experience

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кошкина А.К.

В статье анализируются особенности системы государственных (муниципальных) закупок в зарубежных странах. Автор приходит к выводу, что российская практика государственных закупок может перенять следующие особенности зарубежного опыта в этой области. Во-первых, централизованная организация осуществления государственных закупок путем распределения необходимых товаров и услуг через специализированный государственный орган может стать эффективным способом улучшения системы закупок в России. Во-вторых, наличие единой методики осуществления конкурсных торгов с использованием библиотеки типовых контрактов и банка данных требований к закупаемой продукции позволит унифицировать процессы закупок и упростить их проведение. Это также способствует повышению эффективности и прозрачности системы государственных закупок. В-третьих, концепция «оптимальной стоимости» становится важным аспектом при выборе поставщиков. Совместное рассмотрение цены, технической выгоды и качества товара позволяет выбрать наиболее выгодное предложение для государственных нужд.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME FEATURES OF THE FOREIGN EXPERIENCE OF STATE (MUNICIPAL) PROCUREMENT

The article analyzes the features of the system of state (municipal) procurement in foreign countries. The author comes to the conclusion that the Russian practice of public procurement can adopt the following features of foreign experience in this area. Firstly, the centralized organization of public procurement by distributing the necessary goods and services through a specialized government agency can be an effective way to improve the procurement system in Russia. Secondly, the availability of a unified methodology for competitive bidding using a library of standard contracts and a database of requirements for purchased products will allow to unify procurement processes and simplify their conduct. It also contributes to improving the efficiency and transparency of the public procurement system. Thirdly, the concept of "optimal cost" becomes an important aspect when choosing suppliers. Joint consideration of the price, technical benefits and quality of the goods allows you to choose the most favorable offer for public needs.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) ЗАКУПОК»

Столыпинский вестник №11/2023

Научная статья Original article УДК 347

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) ЗАКУПОК

SOME FEATURES OF THE FOREIGN EXPERIENCE OF STATE (MUNICIPAL) PROCUREMENT

Кошкина А. К., магистрант, ФГБОУ ВО Дальневосточный филиал «Российский государственный университет правосудия» (Россия, г. Хабаровск. Восточное ш., 49.), +7 (4212) 91-01-15, koshkina999@mail.ru

Koshkina A. K., Master's student, Far Eastern Branch of the Russian State University of Justice (Khabarovsk, Russia. Eastern sh., 49.), +7 (4212) 91-01-15. koshkina999@mail. ru

Аннотация. В статье анализируются особенности системы государственных (муниципальных) закупок в зарубежных странах. Автор приходит к выводу, что российская практика государственных закупок может перенять следующие особенности зарубежного опыта в этой области. Во-первых, централизованная организация осуществления государственных закупок путем распределения необходимых товаров и услуг через специализированный государственный орган может стать эффективным способом улучшения системы закупок в России. Во-вторых, наличие единой

Столыпинский вестник

5410

методики осуществления конкурсных торгов с использованием библиотеки типовых контрактов и банка данных требований к закупаемой продукции позволит унифицировать процессы закупок и упростить их проведение. Это также способствует повышению эффективности и прозрачности системы государственных закупок. В-третьих, концепция «оптимальной стоимости» становится важным аспектом при выборе поставщиков. Совместное рассмотрение цены, технической выгоды и качества товара позволяет выбрать наиболее выгодное предложение для государственных нужд.

Abstract: The article analyzes the features of the system of state (municipal) procurement in foreign countries. The author comes to the conclusion that the Russian practice of public procurement can adopt the following features of foreign experience in this area. Firstly, the centralized organization of public procurement by distributing the necessary goods and services through a specialized government agency can be an effective way to improve the procurement system in Russia. Secondly, the availability of a unified methodology for competitive bidding using a library of standard contracts and a database of requirements for purchased products will allow to unify procurement processes and simplify their conduct. It also contributes to improving the efficiency and transparency of the public procurement system. Thirdly, the concept of "optimal cost" becomes an important aspect when choosing suppliers. Joint consideration of the price, technical benefits and quality of the goods allows you to choose the most favorable offer for public needs.

Ключевые слова: государственные (муниципальные) закупки, система закупок, государственный заказ, закон №44 -ФЗ, зарубежный опыт.

Keywords: state (municipal) procurement, procurement system, state order, Law No. 44-FZ, foreign experience.

По мнению Генерального прокурора Российской Федерации, сфера государственных и муниципальных закупок во всех странах подвержена коррупционным проявлениям [1]. Высокий уровень развития многих стран

5411

мира позволяет говорить о наличии эффективного расходования бюджетных средств и о низком уровне коррупционных нарушений в сфере государственных закупок. Несомненно, при исследовании контрактной системы в сфере закупок в России интерес представляет исследование сферы государственных закупок зарубежных стран.

Во многих странах система государственных закупок основана на конкурсной процедуре, рекомендованной ООН и ВТО. В 1994 году ООН приняла типовой закон о закупках, на основе которого было разработано законодательство в некоторых странах [2].

Закупочная деятельность стран Европейского сообщества регламентируется соответствующими правовыми актами ЕС. Эти акты создают единые стандарты и процедуры, которые обеспечивают прозрачность, конкурентность и эффективность в сфере закупок.

В рамках этой регламентации, страны Европейского сообщества, включая государства-члены ЕС, устанавливают общие принципы и требования, которые должны соблюдаться при осуществлении закупок. К таким принципам относятся принципы равенства, конкурентности, прозрачности и недискриминации.

Правовые акты ЕС также определяют порядок проведения закупочных процедур, включая открытые торги, запросы котировок и партнерские процедуры. Они также устанавливают требования к объявлению о проведении закупочных процедур и правила приема и рассмотрения предложений от потенциальных поставщиков.

Дополнительно, правовые акты ЕС регулируют особые виды закупок, такие как оборонные закупки и закупки в секторе энергетики. Они устанавливают дополнительные требования и процедуры, которые должны быть соблюдены при проведении таких закупок [3].

В Европейских странах государственные закупки разделены на товары, работы и услуги. Различные типы закупок регулируются законодательством,

5412

особенно процедуры тендеров и выбор победителей. Некоторые страны используют кроме стандартных методов конкурсов и запросов котировок, также запросы предложений и конкурентные переговоры. Запросы предложений отправляются трем поставщикам, а заказчик устанавливает заранее критерии оценки предложений [4].

Заказчик оценивает компетентность и эффективность предложений поставщиков, а также их цены. Возможны переговоры и пересмотр предложений. Участвовать в переговорах могут все, кто представил свое предложение и не был отклонен. Заказчик просит поставщика представить окончательные варианты, из которых он выберет лучший.

Интерес закупочной деятельности вызывают наиболее развитые страны: США, Великобритания, Австралия, Канада, Китай. Механизм государственных закупок в США существует более 90 лет, но в настоящем виде сложился в основном к 1984 году, когда были приняты Правила закупок для федеральных нужд (FAR - Federal Acquisitin Regulations) [5]. Эти правила представляют собой совокупность различного уровня нормативных правовых актов, содержащих в общей сложности 4300 норм и правил, регламентирующие процедуру закупок [6].

Законодательство США о государственных закупках имеет два уровня. Общефедеральное законодательство устанавливает правила и нормы для организации закупок на федеральном уровне. Специальное законодательство регулирует процедуры заключения контрактов и требования к информационному обеспечению процессов закупок. Национальное законодательство также определяет роли и обязанности органов, отвечающих за информационные ресурсы в области государственных закупок [7].

В Соединенных Штатах Америки закупочная система строится на четкой регламентации, которая обеспечивает эффективность и прозрачность закупочных процедур. Основные этапы этой системы включают планирование закупок, размещение заказов, отбор поставщиков и заключение контрактов, а

5413

также последующее администрирование и контроль исполнения контрактов. Важным аспектом является также оценка результатов исполнения заключенных контрактов. Сочетание всех этих этапов обеспечивает эффективное и бесперебойное функционирование системы закупок в США.

В США в контрактной системе закупок для государства существуют ключевые структурные элементы. Во-первых, имеется подробное регулирование закупочных процедур через законы и подзаконные акты. Во-вторых, четко разделены полномочия между федеральными органами и должностными лицами. В-третьих, присутствует развитая система планирования закупок с единым центром управления. В-четвертых, активно поддерживается участие малых предприятий в торгах. В -пятых, предоставляется широкий выбор способов закупок и типов контрактов. В-шестых, доступны информационные системы для поставщиков и стандартных контрактов. Наконец, внедрение электронной торговли является ключевым направлением развития государственных закупок в США в XXI веке [8].

Государственные заказы в США реализуются на федеральном, штатном, муниципальном и местном уровнях. Государственный рынок страны разделен на военно-промышленную, общегосударственное и внутриведомственное гражданское потребление.

Стоит отметить, что в России по аналогии США с 2017 года начинает работать Единый портал закупок (единая информационная система). То есть факт того, что отечественная закупочная система отстает от мирового опыта налицо.

В Канаде система государственных закупок основана на концепции «оптимальной стоимости», включающей цену, техническую выгоду и качество товара. Правительство Канады проводит регулярные проверки и разрабатывает стратегию закупок. Процесс закупок включает запрос предложений и переговоры с продавцами. В стране действует Кодекс этического поведения государственных закупщиков, который устанавливает

5414

требования к их деятельности, включая соблюдение законодательства о государственных закупках, сообщение о подкупе и конфликте интересов, а также запрет на принятие подарков от участников системы закупок.

Английская система государственных закупок схожа с системой США в плане развитости, механизм государственной закупки отлажен и включает этап планирования, размещения заказа и его исполнения. Однако в остальном отличен. Стоит отметить, что в Англии еще 1833 году сформировался специальный орган по закупкам, обеспечивающий интересы власти. В том же 1984 году в Великобритании были приняты «Рекомендации по конкурсным закупкам», а в 1990 г. был создан орган методического и контролирующего характера «Центральная организация по закупкам» при Казначействе.

Все министерства Великобритании имеет собственный департамент по обеспечению закупок, самостоятельно осуществляющий закупки для обеспечения нужд департамента и его подразделений. Казначейство же в свою очередь занимается курированием данных департаментов от планирования до исполнения закупок, следит за расходованием бюджетных средств по принципу «value for money» - «адекватная ценность за уплаченные деньги» [9]. В Великобритании также функционируют соответствующие информационные системы для размещения информации о закупках, где также размещены типовые контракты.

Особенностью австралийской системы государственных закупок является методика эффективного расходования средств, ее суть в том, что государственная закупка осуществляется сравнением рекомендованной и окончательной стоимости продукции.

В Австралии, при осуществлении государственных закупок, к должностным лицам предъявляются требования добиваться наилучших результатов, учитывая наименьшую цену, выгоды и издержки, а также жизненный цикл товаров. Главы государственных министерств несут

5415

ответственность за проведение закупок, однако слабым моментом является контроль исполнения контрактов.

Для обеспечения прозрачности в государственных закупках, вся информация о них, включая план, извещение, документацию и данные о исполнении контракта, публикуется в сети Интернет на портале системы госзакупок AusTender. Этот портал также предоставляет статистическую информацию о государственных закупках, включая участие индивидуальных предпринимателей и малого бизнеса, контракты с иностранными поставщиками, анализ стоимости контрактов и список лучших поставщиков.

В Бразилии существует «Портал прозрачности» (www.portaldatransparencia. gov. br [10]), который обеспечивает прозрачность государственных закупок. На этом портале можно найти информацию о расходах на госзакупки и исполнение бюджета. Особенности системы включают отсутствие регистрации и пароля, а также автоматическое обновление информации. Transparency Portal достигла международной известности и признания как лучшая технология для обеспечения прозрачности и борьбы с коррупцией в госзакупках.

В Германии государственные закупки регулируются в рамках антимонопольного законодательства. Они не выделены в отдельное законодательство, а являются одним из его аспектов. На момент оказания услуг в этой области используются несколько актов, таких как Положение о заключении публичных контрактов (VgV), Закон о противодействии ограничениям конкуренции (GVB), Положение об оказании отдельных видов услуг (SektVO), а также Положение о заключении публичных контрактов в области Обороны и безопасности (VSVgV). Кроме того, имеются директивы ЕС, определяющие пороговые значения финансовых затрат, при которых участвуют государства-члены ЕС и ВТО. Нормативно-правовое регулирование государственных контрактов в Германии имеет четкие границы и включает в себя национальное законодательство,

5416

специализированные инструкции и правовые акты ЕС. То же самое можно сказать и о регулировании государственных закупок в России.

«Положение о заключении публичных контрактов» является путеводителем между нормативными актами, регулирующими государственные (публичные) контракты. В отличие от российского Закона № 44-ФЗ, оно содержит только положения о других нормативных актах и применяется при определении поставщика и т.д. Принципы государственных (публичных) закупок закреплены в Законе о защите конкуренции и в Законе № 44-ФЗ в РФ.

Ф. З. Семенова, М. Б. Борлакова и Л. С. Боташева исследуя процесс государственной закупки в КНР, отмечают, что целью закупки является уменьшение зависимости производителей от конъюнктуры мировых финансовых рынков [11]. Системе государственной закупки КНР характерно жесткое регулирование участия иностранного капитала в национальной экономике. Таким образом, государственные закупки в КНР представляются в качестве механизма поддержки экспорта и экономического инструмента, позволяющего уменьшить зависимость национальных производителей от иностранного капитала [12].

Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что при контрактной системе в сфере закупок в России приоритет отдается экономии бюджетных средств. Российская практика государственных закупок может перенять следующие особенности зарубежного опыта в этой области.

Во-первых, централизованная организация осуществления государственных закупок путем распределения необходимых товаров и услуг через специализированный государственный орган может стать эффективным способом улучшения системы закупок в России.

Во-вторых, наличие единой методики осуществления конкурсных торгов с использованием библиотеки типовых контрактов и банка данных требований к закупаемой продукции позволит унифицировать процессы

5417

закупок и упростить их проведение. Это также способствует повышению эффективности и прозрачности системы государственных закупок.

В-третьих, концепция «оптимальной стоимости» становится важным аспектом при выборе поставщиков. Совместное рассмотрение цены, технической выгоды и качества товара позволяет выбрать наиболее выгодное предложение для государственных нужд.

Принятие данных особенностей зарубежного опыта в сфере закупок позволит совершенствовать и развивать систему государственных закупок в России, сделав ее более эффективной, устойчивой и прозрачной. Такие изменения будут способствовать оптимизации бюджетных расходов и повышению качества предоставляемых государством товаров и услуг.

Литература

1. Колосова, И. М. Коррупция в контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд / И. М. Колосова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2021. - № 12-2. - С. 105-109.

2. Типовой закон ЮНСИТРАЛ о закупках товаров (работ) и услуг (принят ЮНСИТРАЛ 15 июня 1994 г.) // Комиссия ООН по праву международной торговли. Ежегодник. 1994 год. Т. XXV. Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций, 1996. С. 417-440.

3. Плеханова, А. И. Мировой опыт системы государственного заказа // Молодой ученый. — 2021. — № 15 (357). — С. 243-245.

4. Нестерович, Н. В. Эффективность государственных закупок — конкуренция // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. — 2015. — № 41. — С. 8-15.

5. Коношко, Л. В. Зарубежный опыт организации государственных закупок / Л. В. Коношко, А. Ю. Сураева // Сборник материалов IV международной научно-практической конференции «Экономика и управление: проблемы, тенденции, перспективы развития». 2016. - С. 27-30.

5418

6. Винокурцева, Е. А. Опыт зарубежных стран в осуществлении закупок товаров, работ, услуг: аналитический обзор // Экономика, управление, финансы : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, октябрь 2019 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — С. 9-18.

7. Герасименко, А. А. Отдельные аспекты правового регулирования государственных закупок в России и за рубежом // Теология. Философия. Право. - 2020. - № 2(14). - С. 66.

8. Сирота, А. А. Зарубежный опыт организации государственных закупок // Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет». - 2019. - Т. 3. - № 11. - С. 229-233.

9. Москалева, А. А. Международный опыт организации госзакупок // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XXI междунар. науч. -практ. конф. — № 8(21). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 57-60.

10. Портал Прозрачности (Portal da Transparencia) / Официальный сайт. -URL: www.portaldatransparencia.gov.br (дата обращения 16.10.2023)

11. Семенова, Ф. З. Зарубежный опыт осуществления государственных закупок / Ф. З. Семенова, М. Б. Борлакова, Л. С. Боташева // Фундаментальные исследования, 2016. № 6. - С. 465-469.

12. Олдаковский, В. Н. Опыт зарубежных стран в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд / В. Н. Олдаковский, О. М. Шелудько // Современные Проблемы экономического развития предприятий, отраслей, комплексов, территорий: материалы международной научно-практической конференции: в 2 т. — Хабаровск, 2017. - С. 301-304.

References

1. Kolosova, I. M. Corruption in the contract system in the field of procurement of goods, works, services for state and municipal needs / I. M. Kolosova //

5419

Humanities, socio-economic and social sciences. - 2021. - No. 12-2. - pp. 105109.

2. The UNCITRAL Model Law on Procurement of Goods (Works) and Services (adopted by UNCITRAL on June 15, 1994) // UN Commission on International Trade Law. Yearbook. 1994. Vol. XXV. New York: United Nations, 1996. pp. 417-440.

3. yekhanova, A. I. World experience of the state order system // Young scientist.

— 2021. — № 15 (357). — Pp. 243-245.

4. Nesterovich, N. V. Efficiency of public procurement — competition // State order: management, placement, provision. - 2015. — No. 41. — pp. 8-15.

5. Konoshko, L. V. Foreign experience in the organization of public procurement / L. V. Konoshko, A. Y. Suraeva // Collection of materials of the IV International scientific and practical conference "Economics and Management: problems, trends, development prospects". 2016. - pp. 27-30.

6. Vinokurtseva, E. A. Experience of foreign countries in the procurement of goods, works, services: analytical review // Economics, management, finance : materials of the X International Scientific Conference (Krasnodar, October 2019). — Krasnodar : Novation, 2019. — pp. 9-18.

7. Gerasimenko, A. A. Some aspects of the legal regulation of public procurement in Russia and abroad // Theology. Philosophy. The right. - 2020. - № 2(14). -p. 66.

8. Sirota, A. A. Foreign experience in the organization of public procurement // Bulletin of the Student Scientific Society of the Donetsk National University.

- 2019. - Vol. 3. - No. 11. - pp. 229-233.

9. Moskaleva, A. A. International experience in the organization of public procurement // Scientific Forum: Jurisprudence, history, sociology, political science and philosophy: collection of articles based on the materials of the XXI International Scientific and Practical conference. — No. 8(21). — M., Publishing House "ICNO", 2018. — pp. 57-60.

5420

10. Portal of Transparency (Portal da Transparencia) / Official website. - URL: www.portaldatransparencia.gov.br (accessed 16.10.2023)

11. Semenova, F. Z. Foreign experience in public procurement / F. Z. Semenova, M. B. Borlakova, L. S. Botasheva // Fundamental Research, 2016. No. 6. - pp. 465-469.

12. Oldakovsky, V. N. Experience of foreign countries in the field of procurement of goods, works and services for public needs / V. N. Oldakovsky, O. M. Sheludko // Modern Problems of economic development of enterprises, industries, complexes, territories: materials of the international scientific and practical conference: in 2 volumes — Khabarovsk, 2017. - pp. 301-304.

© Кошкина А. К, 2023 Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №11/2023.

Для цитирования: Кошкина А. К., Некоторые особенности зарубежного опыта государственных (муниципальных) закупок // Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №11/2023

5421

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.