Стукалов Вячеслав Владимирович
Некоторые особенности вовлечения лиц в террористическую деятельность с использованием современных информационных технологий
Рассматриваются особенности, выделяются этапы вовлечения лиц в террористическую и экстремистскую деятельность через сайты и форумы террористических и иных радикальных организаций в сети Интернет. Анализируются цели вербовочной работы террористических организаций.
Ключевые слова: терроризм, экстремистские организации, информационно-пропагандистская деятельность, использование интернет-ресурсов, этапы вовлечения, вербовочная работа.
Some features of involvement of individuals in terrorist activities using modern information technologies
Features and stages of involving individuals in terrorist and extremist activities through the websites and forums of terrorist and other radical organizations on the Internet are considered. The objectives of the recruitment work of terrorist organizations are analyzed.
Keywords: terrorism, extremist organizations, information and propaganda activities, use of Internet resources, stages of involvement, recruitment work.
Терроризм во всех своих проявлениях носит агрессивный, насильственный характер, посягает на жизнь граждан и несет угрозу национальной безопасности Российской Федерации. В настоящее время актуальность проблемы борьбы с терроризмом сохраняется.
С целью обеспечения национальной безопасности Президентом России В.В. Путиным была утверждена «Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года» [1] (далее - Стратегия). К наиболее опасным видам экстремизма Стратегия относит националистический, религиозный и политический экстремизм, который проявляется в возбуждении ненависти либо вражды по признакам пола, расовой, национальной, языковой, религиозной принадлежности или принадлежности к какой-либо социальной группе, в том числе путем распространения призывов к насильственным действиям, прежде всего через информационно-телекоммуникационные сети, включая сеть Интернет, в вовлечении отдельных лиц в деятельность экстремистских организаций или групп, в проведении несогласованных акций, организации массовых беспорядков и совершении террористических актов [2].
Программой сотрудничества государств -участников Содружества Независимых Государств предусмотрен ряд мероприятий, направленных на противодействие распространению
идеологии терроризма и экстремизма, а также подстрекательству к совершению действий экстремистского характера. В числе таких мероприятий следует отметить пресечение:
информационно-пропагандистской деятельности террористических и экстремистских организаций, ликвидацию материально-технической базы такой деятельности;
оборота экстремистских материалов в средствах массовой информации и их размещения в интернет-ресурсах;
использования в этих целях современных информационно-телекоммуникационных возможностей сети Интернет [3].
Начиная с 90-х гг. прошлого столетия террористические и экстремистские организации общались со своей аудиторией при помощи традиционных методов - путем распространения аудио-, видео- и печатной продукции, личных проповедей и агитации среди населения и т.п. Однако к началу 2000-х гг. пропагандистская тактика террористических и экстремистских организаций вышла на новый уровень, в большей степени благодаря использованию ряда популярных арабских телевизионных каналов, которые, предоставляя западным информационным агентствам записи интервью, а в некоторых случаях пресс-конференций с лидерами террористов, выступили в качестве так называемого «пропагандистского рупора» [4]. Зачастую террористические организации избирают
86
такую тактику в случаях, когда им необходимо распространить информацию о своей причастности к определенному совершенному теракту либо сделать политическое заявление о своих дальнейших планах.
Благодаря быстрому развитию технологий террористические и экстремистские организации получили возможность регулярно доводить до мировой общественности свои взгляды на происходящие международные события, публично декларировать конечные глобальные цели и планы изменения существующего мирового порядка, заявлять о необходимости решения имеющихся проблем радикальными методами и, искажая морально-этические и религиозные нормы, обосновывать применение насильственных действий для достижения своих целей.
В октябре 2005 г. в арабоязычном Интернете появились систематизированные материалы, представляющие собой курс заочного обучения в виртуальном «Университете Аль-Каиды». Материалы готовятся и распространяются Всемирным исламским информационным фронтом, зарекомендовавшим себя как информационно-пропагандистский инструмент «Аль-Каиды» [5].
Таким образом, качественно новый этап в информационно-пропагандистской деятельности террористических и экстремистских организаций начиная с середины 2000-х гг. был обусловлен технологическим совершенствованием и масштабным расширением топологии сети Интернет, что сделало ее доступность практически не ограниченной географическим и социально-экономическим положением пользователей.
В зависимости от того, где и как лицо получило информацию террористического или экстремистского характера, выделяются несколько способов его вовлечения. В настоящей статье будут рассмотрены способы, когда взаимодействие лица напрямую с идеологом терроризма не происходит, а вся информация доносится посредством информационных технологий: путем выступления представителей террористических организаций на различных телеканалах, в печатных изданиях, в сети Интернет - на сайтах и форумах террористических и иных радикальных организаций.
Интернет дал радикальным организациям возможность оперативно и скоординированно управлять действиями своих членов, распространять необходимую информацию практически в режиме реального времени, осуществлять образовательный процесс своих
сторонников, стимулируя саморадикализацию среди потенциальных членов экстремистских организаций с перспективой их рекрутирования в террористические группы. Интернет стал тем виртуальным, практически бесцензурным пространством, позволяющим передавать информацию независимо от ее ценности или потенциального воздействия, в котором организации радикального толка, а также отдельные лица с экстремистскими взглядами довольно свободно действуют, поскольку такое пространство обеспечивает им большую степень анонимности и, соответственно, безнаказанности.
Можно выделить несколько этапов вовлечения лиц в террористическую деятельность бесконтактным способом вербовки - первоначальный, исполнительный и заключительный.
Первоначальный этап условно можно разделить на два периода: первый из них возникает до начала радикализации, второй период начинается с радикализации личности и заканчивается ее полным самоопределением в качестве сторонника радикальной идеологии.
Период, предшествующий радикализации, характеризуется тем, что личность ведет обычный образ жизни, не проявляя желания стать своим в «умме» (в исламе - религиозная община) либо вообще принять ислам как религию, однако, как правило, испытывает некоторую степень социальной отчужденности (это, например, потерявшие близких родственников, разочаровавшиеся в сформированном ранее мировоззрении, получившие сильную психическую травму в результате насилия в любой форме проявления и т.п.), в связи с чем находится в состоянии своеобразного психологического стресса.
Одной из особенностей террористических сайтов является то, что в большинстве своем они оправдывают насильственные действия и всячески подчеркивают, что вынуждены осуществлять теракты в целях собственной безопасности (например, защиты «идей ислама» от внешней угрозы и т.д.). Зачастую сами террористы представляются борцами за свободу, применяющими насилие против своего желания, якобы потому, что «безжалостный враг» ущемляет права и достоинство людей, исповедующих ислам [6].
На пространстве Интернета насчитывается большое количество радикальных исламистских сайтов. На некоторых из них утверждается, что террористические организации находятся в поиске мирных решений, что их окончательной целью является «дипломатическое» урегулирование конфликтов, достигаемое посредством переговоров или давления на международное
87
сообщество, на то или иное правительство [7]. Многие подобные интернет-ресурсы распространяют информацию о тяжелом положении своих товарищей, являющихся «политическими борцами» или «политзаключенными». По замыслам идеологов, эта проблема должна находить мощный отклик среди мусульманской аудитории.
Несмотря на предпринимаемые меры, направленные на мониторинг и блокирование террористического контента, деструктивными элементами совершенствуются способы конспирации при посещении сети Интернет. В частности, используются специальные программы-анонимайзеры и возможности «скайп-телефонии», их применению обучаются сторонники и новобранцы радикальных организаций. Для поддержания контактов с единомышленниками рекомендуется регистрировать электронную почту на зарубежных серверах, таких как «yahoo.com», «gmail.com» и др., что затрудняет выявление места выхода пользователя в глобальную сеть и получение доступа к интернет-адресу.
При этом следует отметить, что весьма активно в качестве средства пропаганды используются возможности социальных сетей, активная деятельность в которых играет значительную роль в формировании тесных эмоциональных связей между членами экстремистских и террористических организаций и вовлекаемыми в них пользователями электронных медиасфер.
Материалы экстремистского содержания гораздо чаще стали появляться на арабоязыч-ных сайтах Facebook. Отчасти это объясняется серьезной нехваткой специалистов по мониторингу пространства со знанием арабского языка, чем активно пользуются экстремисты.
Для формирования сетевых групп и сообществ экстремистской направленности также все активнее задействуются возможности, предоставляемые для виртуального общения в Twitter, YouTube, MySpase. Однако наиболее популярной средой является Facebook, поскольку общение в ней осуществляется не только на английском, но и на арабском, индонезийском, урду и других языках.
В целом, возможность свободно распространять информацию и широта охвата аудитории в Интернете позволили идеологам терроризма значительно ускорить и упростить вербовку новых сторонников.
Исполнительный этап заключается в том, что после индивидуальной саморадикализации человек становится своим в «умме». Это выражается в полном осмыслении и одобрении идеологической платформы конкретной террористической либо экстремистской организации.
Под психологическим воздействием через Интернет происходит так называемый процесс «самообращения» определенного контингента пользователей, последние действительно начинают искать непосредственные контакты с экстремистскими и террористическими организациями для реализации своих идей. По истечении определенного промежутка времени большинство саморадикали-зованных членов «уммы» вступают в контакт с одним из харизматичных руководителей среднего звена террористической либо экстремистской организации, который выступает в качестве «духовного наставника», корректируя идеологическую и моральную обработку своих подопечных.
На заключительном этапе человек уже готов совершить теракт, он начинает обдумывать его совершение и, возможно, принесение себя в жертву во имя Аллаха («победы» ислама и т.д.), становясь «мучеником» и «борцом за веру», тем самым доказывая самому себе и другим членам «уммы» непоколебимость своих религиозных убеждений. Конечной стадией данного этапа является готовность индивида действовать в качестве террориста.
В случае невозможности осуществить непосредственный контакт с террористическими организациями «самообращенные» изыскивают иные пути самореализации. В этих целях лица, в частности, выезжают в «горячие точки» с целью участия в боевых действиях на стороне террористических и экстремистских организаций, самостоятельно готовят и совершают теракты, сами осуществляют агитацию экстремистской или террористической идеологии, создают новые экстремистские и террористические группы и т.д.
Помимо этого необходимо отметить, что глобальная сеть способствовала появлению многочисленных независимых друг от друга и децентрализованных террористических сетей. Так, в настоящее время террористические организации начинают прибегать к тактике «неуправляемого сопротивления», суть которой сводится к тому, что ответственность за планирование и осуществление террористического акта лежит исключительно на децентрализованном исполнителе.
Таким образом, наиболее опасными в деятельности идеологов «джихада» являются не только адаптация методов психологической обработки и вербовки новых членов на основе исламистской догматики, но и то, что им удается с использованием Интернета сформировать единую стратегическую линию террора в различных регионах мира.
88
Подводя итог, можно отметить, что в настоящее время вербовочная работа террористических организаций с использованием современных информационных технологий направлена на достижение следующих целей:
увеличение численности членов и формирование новых ячеек организации;
укрепление влияния среди мусульманского духовенства, работников средств массовой информации, интеллигенции, представителей государственной и местной власти, общественных деятелей, правоохранительных органов;
проверку и подготовку новых членов террористических организаций для работы на территории других стран;
1. Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года: утв. Президентом РФ 28 нояб. 2014 г. № Пр-2753. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LA W_194160/
2. Агешкина Н.А., Едлин В.А., Коржов В.Ю. Комментарий к Федеральному закону от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Специально для системы Гарант, 2016.
3. Решение Координационного совета генеральных прокуроров государств - участников Содружества Независимых Государств. Минск, 14 сент. URL: 2011. https://base.garant. ru/70183444/
4. Дибиров А.Н. Современный политический экстремизм. М., 2009.
5. Александр Игнатенко. Убийственная благотворительность. URL: http://www. centrasia.ru/newsA.php?st=1165791840
6. Терроризм в Интернете. URL: http:// nedopusti.ru/articles/read/11/
7. Сочнев Д. В. Защита информации в глобальной сети Интернет в системе социально-политических отношений // Правовые вопросы связи. 2011. № 1.
формирование общественного мнения, удобного для организации, и оказание влияния на общество в целом.
Вербовщики активно используют современные технологии в поиске наиболее восприимчивых лиц, особенно молодых людей предпочтительно мусульманского вероисповедания. С теми из них, кто оказывается наиболее заинтересованным или хорошо подходящим для выполнения заданий, террористы входят в контакт. А поскольку Интернет становится все более и более важным источником информации, актуальность ограждения граждан от провоцирующих террористическое поведение сведений из сети Интернет увеличивается.
1. Strategy on Countering Extremism in the Russian Federation until 2025: approved by the President of the Russian Federation on Nov. 28, 2014 № Pr-2753. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LA W_194160/
2. Ageshkina N.A., Edlin V.A., Korzhov V.Yu. Commentary on Federal Law d.d. July 25, 2002 № 114-FL "On Countering Extremist Activities". Especially for the Guarantor system, 2016.
3. Decision of the Coordinating Council of Prosecutors General of the Member States of the Commonwealth of Independent States. Minsk, Sept. 14, 2011. URL: 2011. https://base.garant. ru/70183444/
4. Dibirov A.N. Modern political extremism. Moscow, 2009.
5. Alexander Ignatenko. Murderous charity. URL: http://www. centrasia.ru/newsA. php?st= 1165791840
6. Terrorism on the Internet. URL: http:// nedopusti.ru/articles/read/11/
7. Sochnev D.V. Information security in the global Internet in the system of social political relations // Legal issues of communication. 2011. № 1.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Стукалов Вячеслав Владимирович, кандидат юридических наук, доцент кафедры оперативно-разыскной деятельности в ОВД Краснодарского университета МВД России; тел.: +79183623746.
INFORMATION ABOUT AUTHOR
V.V. Stukalov, Candidate of Law, Associate Professor, Assistant Professor of the Department of Operational Search Activity of Internal Affairs Agencies of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; ph.: +79183623746.
89