Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТОЛЫПИНСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ НА БЕЛОРУССКИХ ЗЕМЛЯХ'

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТОЛЫПИНСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ НА БЕЛОРУССКИХ ЗЕМЛЯХ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
98
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕФОРМА / LAND REFORM / КРЕПОСТНОЕ ПРАВО / SERFDOM / КРЕСТЬЯНСКИЙ ПОЗЕМЕЛЬНЫЙ БАНК / КРЕСТЬЯНСКАЯ ОБЩИНА / PEASANT COMMUNITY / ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАДЕЛ / LAND ALLOTMENT / ЗЕМЕЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / LAND OWNERSHIP / СТОЛЫПИНСКАЯ РЕФОРМА / STOLYPIN REFORM / БЕЛОРУССКИЕ ЗЕМЛИ / BELARUSIAN LANDS / ЦАРСКОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / TSARIST GOVERNMENT / АГРАРНЫЙ СТРОЙ / AGRARIAN SYSTEM / ФЕРМЕРСКИЕ ХОЗЯЙСТВА / FARMS / ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ / IMMIGRANTS / КООПЕРАТИВНОЕ ДВИЖЕНИЕ / COOPERATIVE MOVEMENT / МНОГОУКЛАДНАЯ ЭКОНОМИКА / MULTISTRUCTURE ECONOMY / PEASANTS'' LAND BANK

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Демичев Дмитрий Михайлович

В статье исследуются некоторые особенности аграрно-земельных реформ в России, в том числе на белорусских землях, входивших в тот период в состав Российской империи, провозглашенных и осуществляемых Председателем Совета Министров П.А. Столыпиным, а также побудительные мотивы, которые вызвали необходимость проведения «столыпинских» преобразований. Анализируется правовая основа указанного аграрно-земельного курса, направленного на ломку феодально-крепостнических отношений в аграрном секторе экономики, переход российского крестьянства к индивидуальному частновладельческому хозяйству, формирование новой системы земледелия с господством класса крепких хозяев-кулаков, выступающих в качестве надежной опоры Царскому правительству и создание на этой основе многоукладной экономики. Раскрываются особенности разработанной системы хозяйственно-правовых мер по регулированию аграрной экономики, в том числе переселения безземельных и малоземельных крестьян в необжитые районы Сибири и Дальнего Востока. Отмечаются беспрецедентность по темпам и масштабам столыпинских преобразований и недостаточная продуманность и эффективность проводимых реформ, что привело к обнищанию значительной части крестьянства и укреплению кулацко-зажиточной верхушки деревни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some features of Stolypin transformations in the Belarusian lands

The article investigates some peculiarities of the agrarian-land reforms in Russia, including in Belarusian lands that were part of the Russian Empire at that time, proclaimed and implemented by the Chairman of the Council of Ministers P.A. Stolypin, as well as motivations that prompted the need for "Stolypin" transformations. The legal basis of this agrarian-land policy aimed at breaking the feudal-serf relations in the agrarian sector of the economy, the transition of the Russian peasantry to an individual private-ownership economy, the formation of a new system of agriculture with the rule of a class of strong kulak owners acting as a reliable support for the Tsarist government and the creation on this basis of a multistructure economy are analyzed in the article. The features of the developed system of economic and legal measures to regulate the agrarian economy, including the resettlement of landless and land-poor peasants to the uninhabited areas of Siberia and the Far East, are disclosed. There is an unprecedented rate and scale of the Stolypin reforms and insufficient thoughtfulness and effectiveness of the reforms, which led to the impoverishment of a large part of the Russian peasantry and the strengthening of the kulak-wealthy peasantry in the village.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТОЛЫПИНСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ НА БЕЛОРУССКИХ ЗЕМЛЯХ»

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТОЛЫПИНСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ НА БЕЛОРУССКИХ ЗЕМЛЯХ

ДЕМИЧЕВ Дмитрий Михайлович,

доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории права Белорусского государственного экономического университета. E-mail: demichev_d@bseu.by

Краткая аннотация: В статье исследуются некоторые особенности аграрно-земельных реформ в России, в том числе на белорусских землях, входивших в тот период в состав Российской империи, провозглашенных и осуществляемых Председателем Совета Министров П.А. Столыпиным, а также побудительные мотивы, которые вызвали необходимость проведения «столыпинских» преобразований. Анализируется правовая основа указанного аграрно-земельного курса, направленного на ломку феодально-крепостнических отношений в аграрном секторе экономики, переход российского крестьянства к индивидуальному частновладельческому хозяйству, формирование новой системы земледелия с господством класса крепких хозяев-кулаков, выступающих в качестве надежной опоры Царскому правительству и создание на этой основе многоукладной экономики. Раскрываются особенности разработанной системы хозяйственно-правовых мер по регулированию аграрной экономики, в том числе переселения безземельных и малоземельных крестьян в необжитые районы Сибири и Дальнего Востока. Отмечаются беспрецедентность по темпам и масштабам столыпинских преобразований и недостаточная продуманность и эффективность проводимых реформ, что привело к обнищанию значительной части крестьянства и укреплению кулацко-зажиточной верхушки деревни.

Abstract: The article investigates some peculiarities of the agrarian-land reforms in Russia, including in Bela-rusian lands that were part of the Russian Empire at that time, proclaimed and implemented by the Chairman of the Council of Ministers P.A. Stolypin, as well as motivations that prompted the need for "Stolypin" transformations. The legal basis of this agrarian-land policy aimed at breaking the feudal-serf relations in the agrarian sector of the economy, the transition of the Russian peasantry to an individual private-ownership economy, the formation of a new system of agriculture with the rule of a class of strong kulak owners acting as a reliable support for the Tsarist government and the creation on this basis of a multistructure economy are analyzed in the article. The features of the developed system of economic and legal measures to regulate the agrarian economy, including the resettlement of landless and land-poor peasants to the uninhabited areas of Siberia and the Far East, are disclosed. There is an unprecedented rate and scale of the Stolypin reforms and insufficient thoughtfulness and effectiveness of the reforms, which led to the impoverishment of a large part of the Russian peasantry and the strengthening of the kulak-wealthy peasantry in the village.

Ключевые слова: земельная реформа, крепостное право, крестьянская община, земельный надел, земельная собственность, столыпинская реформа, белорусские земли, Царское правительство, аграрный строй, фермерские хозяйства, переселенцы, Крестьянский поземельный банк, кооперативное движение, многоукладная экономика.

Keywords: land reform, serfdom, peasant community, land allotment, land ownership, Stolypin reform, Belarus-ian lands, Tsarist government, agrarian system, farms, immigrants, Peasants' land bank, cooperative movement, multistructure economy.

Проводимая во второй половине XIX в. земельная реформа 1861 г. явилась первым этапом перехода к индивидуалистическим началам земельной собственности. За первые два пореформенных десятилетия произошла ломка феодально-крепостнических отношений в области сельского хозяйства, которое оставалось доминирующей частью экономики. В то же время отмена крепостного права не привела к массовому переходу российского крестьянства к индивидуальному частновладельческому хозяйству. Усилия Царского правительства были сосредоточены на повышении влияния общинных структур в деревне, которые препятствовали свободной крестьянской собственности. Возросшая после принятия Закона от

14 декабря 1893 г.1 власть общины, запретившего выход из нее, а также тяжесть выкупа земли, отсталое землеустройство, чересполосица, нарастающее крестьянское малоземелье в значительной степени обостряли ситуацию среди крестьянства, составляющего к началу XX в. самое многочисленное сословие Российской империи - около 77 % от общего населения.

Преобразовательский потенциал, на который рассчитывали авторы земельной реформы 1861 г., по существу был исчерпан к концу XIX в. Потребность в ускорении капиталистического развития деревни особенно отчетливо стала проявляться на ру-

1 Свод законов Российской империи. Книга вторая. Т. У-1Х. Второе издание. - СПб., 1913. - № 10151.

беже Х1Х-ХХ вв. Интенсивный естественный прирост численности населения России в 1860-1900 гг. привел к сокращению среднего земельного надела в 1,7-2 раза. Если в 1860 г. сельское население 50 губерний европейской части России составляло около 50 млн. человек, то к 1900 г. оно увеличилось до 86 млн. Соответственно до 2,8 десятин сократились к концу века земельные наделы крестьян, составлявшие в 60-х годах XIX в. в среднем 4,8 десятин на душу мужского населения. Несмотря на определенный рост урожайности основных сельскохозяйственных культур за этот период (в среднем в 1, 34 раза), сбор зерновых на душу земледельческого населения ежегодно снижался, что существенно влияло на ухудшение экономического положения крестьянства.

Кроме того, взятый с конца 1880-х годов XIX в. курс Царского правительства на стимулирование экспорта зерна под лозунгом «не доедим, но вывезем» явился одной из причин голода в 1891-92 гг. и затянувшегося кризиса экономики России в целом. Помимо этого, мотивация российского крестьянства к повышению производительности труда оказалась весьма низкой.

Первая русская революция 1905-07 гг. со всей очевидностью показала нерешенность аграрного и других насущных вопросов России. Сохранившиеся в значительном обилии к началу XX в. остатки феодально-крепостнической системы России, несовместимые с развитием капитализма, оказывали негативное воздействие на развитие производительных сил. В этот период особенно остро ставился вопрос о необходимости дальнейших земельных и аграрных реформ.

На белорусских землях, входивших в тот период в состав Российской империи, начинается интенсивный переход к капиталистической системе хозяйствования. Регион постепенно превращается из аграрного в аграрно-промышленный. Экономика Беларуси была неразрывно связана с народным хозяйством России и в то же время имела свои характерные особенности. Если в развитых странах Запада земля уже находилась в частном владении, то в России и на белорусских землях, главным образом в Витебской и Могилевской губерниях, была распространена общинная земельная собственность. В целом по России в собственности 30 тыс. помещиков находилось 70 млн. десятин лучшей земли, а 50 млн. крестьян владели только 75 млн. десятин земли. В Беларуси 48 % пахотных земель принадлежало 13,2

тыс. помещиков, а 6 млн. крестьян - только 42,2 %

1

земли .

На преодоление указанных проблем был направлен курс социально-политических реформ, провозглашенный Председателем Совета Министров, Министром внутренних дел Российской империи П.А. Столыпиным.

Правовой основой земельно-аграрной реформы стал Именной Высочайший Указ «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования», данный Правительствующему сенату 9 ноября 1906 г.2 Данный акт отменял Закон 1893 г. о неприкосновенности общины, а также подтверждал отмену с 1 января 1907 г. согласно Манифесту от 3 ноября 1905 г.3 выкупных платежей за надельные земли и провозглашал для крестьян -членов общины - право свободного выхода из нее, «...с укреплением в собственность отдельных домохозяев, переходящих к личному владению, участков

4

из мирского надела» .

Высочайший Указ от 9 ноября 1906 г. предписывал устранение всех имеющихся в действующем законодательстве препятствий к осуществлению крестьянами прав на надельные земли и содержал следующие основные положения:

- каждый домохозяин, владеющий надельной землей на общинном праве, может во всякое время требовать закрепления за собой в личную собственность причитающейся ему части означенной земли;

- домохозяева, за которыми закреплены в личную собственность участки общинной земли, сохраняют за собой право пользования в неизменной доле иными угодьями, которые передаются на особых основаниях, а также право пользования угодьями, которые не подлежат разделу (выгоны, пастбища и т.д.);

- требования о закреплении в личную собственность части общинных земель предъявляются через сельского старосту обществу, которое в месячный срок простым большинством голосов определяет участки, подлежащие передаче в собственность домохозяев. Если в течение этого срока общество не

1 Экономика Белоруссии в эпоху империализма. - Минск: Изд-во АН БССР, 1963. - С. 109.

2 Российское законодательство X-XX веков. Т. 8. Законодательство эпохи буржуазно-демократических революций. - М., 1994. - С. 234 - 240.

3 Манифест от 3 ноября 1905 г. «Об отмене выкупных платежей». Данный акт завершал процедуру выкупа, установленную в 1861 г.

4 Хрестоматия по истории отечественного государства и права (X век-1917 год). - М.: ИКД «ЗЕРЦАЛО-М», 2001. - С. 321.

выносит соответствующего решения, выделение земельного участка на месте производится земским начальником, который разбирает по существу все возникающие споры и выносит свое постановление;

- каждый домохозяин, за которым закреплены участки надельной земли, имеет право в любое время требовать, чтобы общество выделило ему взамен этих участков соответствующий участок по возможности «к одному месту».

Именной Высочайший Указ от 9 ноября 1906 г. предоставлял возможность для перехода к отрубному владению1 и повышению эффективности крестьянского хозяйства. Согласно его установлениям провозглашалось преобладание факта единоличного владения землей над юридическим правом пользования. Крестьяне могли теперь выделить землю, находившуюся в фактическом пользовании, из общины, не считаясь с ее волей. Земельный надел стал собственностью не семьи, а отдельного домохозяина.

Таким образом, являясь объектом права личной собственности крестьян, надельные земли поступали в оборот, т.е. могли продаваться и покупаться. При выходе из общины крестьянин приобретал юридическое право на выделение земельного участка и закрепление его в собственность со всеми вытекающими отсюда юридическими последствиями, т.е. обладал правом на продажу земли, сдачи ее в аренду и т.д.

Концепция аграрной реформы 1906 г., названной впоследствии столыпинской, предлагала путь развития смешанной, многоукладной экономики, где государственные формы хозяйства должны были конкурировать с коллективными и частными. Центральной идеей столыпинских преобразований было насильственное разрушение крестьянской земельной общины и создание на ее основе новой системы земледелия с господством крепких хозяев-кулаков, фермеров и т.п.

Аграрно-земельные преобразования, предложенные П.А. Столыпиным, включали в себя ряд взаимосвязанных проблем: главный упор делался не на крестьянскую общину, как главную составляющую идеологии реформы 1861 г., главную опору самодержавия и, соответственно, государственности в целом, а на единоличного собственника. Суть этой

1 Отрубное владение - владение земельным участком, выделенным из общинной земли (в результате столыпинской аграрной реформы) в единоличную крестьянскую собственность (в отличие от хутора - без переноса усадьбы).

реформы была сформулирована П. А. Столыпиным в речи, произнесенной в Государственной думе 10 мая 1907 г. при обсуждении обустройства быта крестьян и о праве собственности: «Необходимо дать возможность способному, трудолюбивому крестьянину, то есть соли земли русской, освободиться от тех тисков, от тех теперешних условий жизни, в которых он в настоящее время находится. Надо дать ему возможность укрепить за собой плоды трудов своих и представить их в неотъемлемую собственность. Пусть собственность эта будет общая там, где община еще не отжила, пусть она будет подворная там, где община уже не жизненна, но пусть она будет крепкая, пусть будет наследственная»2.

Кроме того, земельно-аграрная столыпинская реформа преследовала и политические цели: укрепление государственной власти за счет нейтрализации влияния идей начавшейся в 1905 г. Первой русской революции в среде крестьянства; создание «партии порядка» - социальной опоры самодержавия в лице зажиточного крестьянства. П.А. Столыпин был убежден, что начинать необходимо с аграрной реформы и ее главной задачи - формирования класса богатого крестьянства, проникнутого идеей собственности и выступающего в качестве надежной опоры Царскому правительству, и по этой причине -не нуждающегося в революции.

В своей речи в Государственной думе 5 декабря 1908 г. о «земельном законопроекте и землеустройстве крестьян» П. А. Столыпин утверждал: «.настолько нужен для переустройства нашего царства, переустройства его на крепких монархических устоях, крепкий личный собственник, настолько он является преградой для развития революционного движения, видно из трудов последнего съезда социалистов-революционеров, бывшего в Лондоне в сентябре настоящего года... вот то, что он постановил: «Правительство, подавив попытку открытого восстания и захвата земель в деревне, поставило себе целью распылить крестьянство усиленным насаждением личной частной собственности или хуторским хозяйством. Всякий успех Правительства в этом направлении наносит серьезный ущерб делу революции»3.

Помимо этого П.А. Столыпин предложил ли-

2 Столыпин, П.А. Нам нужна Великая Россия...: Полн. собр. речей в Государственной думе и Государственном совете. 19061911 гг. - М.: Мол. гвардия, 1991. - С. 93 - 94.

3 Столыпин П. А. Полное собрание речей в Государственной думе и Государственном совете 1906-1911. - М.: Молодая гвардия, 1991.- С. 176 - 180.

беральную доктрину управления сельской общиной, устранения чересполосицы, развития частной собственности на селе и достижения на этой основе экономического роста. Развитие крестьянского хозяйства фермерского типа, ориентированного на рынок, должно было привести к естественному сокращению помещичьего фонда земли.

Будущий аграрный строй России представлялся П. А. Столыпину в виде системы мелких и средних фермерских хозяйств, объединенных местными самоуправляемыми и немногочисленными по размерам дворянскими усадьбами. На данной основе должна была произойти интеграция двух культур - дворянской и крестьянской1. В речи, произнесенной в Государственной думе 5 декабря 1908 г., П.А. Столыпин, подчеркивая роль Правительства, сказал, что «... проведя в порядке ст. 87 Закон 9 ноября 1906 г., оно делало ставку не на убогих и пьяных, а на крепких и на сильных»2. Далее, продолжая свою речь, П.А. Столыпин заметил, что «..таких людей, таких сильных людей в России большинство»3.

Для перехода к новым хозяйственным отношениям была разработана целая система хозяйственно-правовых мер по регулированию аграрной экономики. Так, по Указу от 10 марта 1906 г. крестьянам было предоставлено право переселения по желанию без ограничений в Сибирь и Дальний Восток. На эти цели были установлены льготы для проезда по железной дороге. Для переезда семей, имущества и скота были построены специальные вагоны (позже «столыпинские» вагоны стали использоваться для перевозки заключенных), которые являлись жильем для крестьян до завершения строительства ими домов в местах переселения. Кроме того, из государственной казны выделялись средства на расходы по обустройству переселенцев на новых местах, медицинское обслуживание, прокладку дорог и общественные нужды. В 1906-1913 гг. за Урал переселилось почти 2,8 млн. безземельных и малоземельных крестьян.

Только из Беларуси за 1904-1914 гг. из 5 западных губерний переселилось 356,3 тыс. человек, из них около 70 % приходится на 1907-1909 гг.4 Поч-

1 Аксаков, А.П. Высший подвиг. - СПб., 1912. - С. 70.

2 Государственная дума. 3-й созыв. 1908. Сессия 2. Ч. I. - СПб., 1908. - С. 2279 - 2284.

3 Столыпин, П.А. Нам нужна Великая Россия.: Полн. собр. речей в Государственной думе и Государственном совете. 19061911 гг. - М.: Мол. гвардия, 1991. - С. 178 - 179.

4 Полетаева, Н.И. Социально-экономическое развитие Беларуси

в 1900-1913 гг. Ускорение буржуазной модернизации // Эконо-

ти половина всех переселенцев - 47,3 % - пришлась на Могилевскую губернию. Основную категорию переселенцев составляли малоземельные крестьяне. Переселенцы из Витебской губернии направлялись преимущественно в Енисейскую, Томскую и Тобольскую губернии, а из Минской, кроме того, в Иркутскую губернию, в Амурскую, Приморскую, Семипалатинскую и Акмолинскую области. На всех переселенческих пунктах на семью в среднем выдавалось путевых 4 рубля 79 копеек, краткосрочных ссуд - 2 рубля 61 копейка, возвратной помощи - 2 рубля 93 копейки.

Для ускорения земельных преобразований 29 мая 1911 г. было принято Положение о землеустройстве, согласно которому землеустроительные комиссии могли принудительно выселять крестьян на хутора и отруба без согласия крестьянского большинства. В течение 1907-1916 гг. в белорусских деревнях было образовано почти 13 тыс. хуторов и отрубов, что составляло 12 % от общей численности крестьянских дворов (по России - 10 %).

Одновременно осуществлялись меры по обеспечению прочности и стабильности трудовых крестьянских хозяйств. Чтобы избежать спекуляции землей и концентрации собственности, в законодательном порядке ограничивался предельный размер индивидуального землевладения, была разрешена продажа земли некрестьянам. В целях предотвращения образования крупных землевладений Законом от 14 июня 1910 г. «Об изменениях и дополнениях некоторых постановлений о крестьянском землевладении»5 было запрещено сосредоточивать в пределах одного уезда путем покупки или принятия в дар надельной земли свыше 6 душевых наделов6.

Данный Закон определял условия выхода из общины: все общины, в которых не было переделов со времени наделения их землей, признавались перешедшими к наследственному владению с правом личной собственности домохозяев на состоявшие в их пользовании земли7.

Закон от 5 июня 1912 г. «О выдаче Крестьянским поземельным банком ссуд под залог надельных

мическая история Беларуси. Учеб. пособие / В.И. Голубович, Г.И. Ермашкевич, Г.П. Бущик и др. / под ред. проф. В.И. Голубовича. -Минск: «Экоперспектива», 2001. - С. 175.

5 СЗ Рос. империи. - 1914. - Т. 16. - Ч 1. - С. 66.

6 Душевой надел - количество земли в условиях надельного землевладения, приходящиеся на одну наличную душу крестьян-мужчин, независимо от возраста.

7 Румянцев, М. Столыпинская аграрная реформа: предпосылки, задачи и итоги // Вопросы экономики. - 1990. - № 10. - С. 67.

земель» разрешил выдачу ссуды под залог любой приобретаемой крестьянами надельной земли1. Развитие различных форм кредита - ипотечного, мелиоративного, агрокультурного, землеустроительного - способствовало интенсификации рыночных отношений в деревне.

Существенную роль в проведении столыпинской аграрно-земельной реформы на белорусских землях сыграл Крестьянский поземельный банк, который был создан еще в 1882 г.

На территории современной Беларуси функционировали пять отделений данного банка: Моги-левское - с 1883 г., Гродненское - с 1885 г., Витебское - с 1886 г., Минское - с 1886 г., Виленское - с 1887 г. В период столыпинского землеустройства деятельность Крестьянского поземельного банка была сосредоточена на следующих направлениях: выдача ссуд, землеустройство и благотворительность.

Для успешной реализации столыпинской аграрной реформы полномочия Крестьянского поземельного банка и круг его операций были значительно расширены. Банку разрешалась покупка земли в любых количествах за счет выпуска специальных свидетельств и выдача ссуд под залог надельных крестьянских земель2. Будучи важным инструментом разрушения общины и насаждения мелкой частной собственности, Крестьянский поземельный банк продавал в кредит земли, скупленные ранее у помещиков, или принадлежащие государству. При этом кредит для единоличного хозяйства был вдвое ниже, чем по кредитам общине. С помощью этого банка государство помогало многим крестьянским семьям в приобретении земель.

В целях успешной реализации столыпинских преобразований 4 июля 1912 г. был принят Закон о ссудах и пособиях из средств казны при землеустройстве, который предоставил Комитету по землеустроительным делам назначать ссуды, а в особых случаях и безвозвратные пособия на агрономическую помощь, организацию и развитие огнестойкого строительства, мелиорацию и на прочие мероприятия, содействующие улучшению крестьянского хозяйства и быта3.

В период с 1906 по 1914 г. Крестьянский поземельный банк значительно расширил свою дея-

1 РГИА. - Ф.592. - Оп.44. - Д. 521.

2 Нац. историч. архив Беларуси. - Ф. 2510. - Оп. 1.- Д. 3424. - Л. 80 - 81.

3 Нац. историч. архив Беларуси. - Ф. 2510. - Оп. 1. - Д. 3424. - Л. 25.

тельность по выдаче ссуд. За это время в пяти белорусских губерниях было реализовано 769 095 десятин земли (8,6 % от общеимперского количества), на покупку которых банк выдал 28 566 ссуд (8,4 %). Всего же с 1883 г. по 1914 г. крестьянами была куплена 1 975 021 десятина земли (11,3 %) посредством 39 644 банковских ссуд (10,3 %)4.

Важнейшим составным элементом столыпинских реформ было кооперативное движение, в том числе кредитная кооперация. Кредитные отношения оказали существенное влияние на развитие производственных, потребительских и сбытовых кооперативов. Крестьянами на кооперативных началах создавались молочные и масленые артели, сельскохозяйственные общества, потребительские лавки, артельные молочные заводы.

В 1913 г. в 5 губерниях Беларуси сеть кредитных и ссудо-сберегательных товариществ насчитывала более 900 кооперативных учреждений различных видов, а также 210 потребительских и 190 сельскохозяйственных товариществ. Более активно развивалась кооперация в Витебской, Могилевской и Виленской губерниях.

В 1907-1915 гг. о выделении из общины в целом по России заявило около 25% домохозяев. Широкое распространение получили новые формы землевладения: хутора и отруба. В целом по России по состоянию на 1 января 1916 г. их имелось уже 1221,5 тыс.5

В Могилевской губернии к 1915 г. закрепили свои участки в личную собственность почти 57 % домохозяев-общинников. Они получили в собственность 54,8 % общинной земли. В Витебской губернии эти показатели составили соответственно 29 % и 22 %. В этих губерниях в личную собственность было закреплено около 48 % бывших общинных дворов, тогда как по России в целом - 22 %. По числу домохозяев, закрепивших землю в личную собственность, Могилевская губерния занимала второе место в России после Саратовской6.

Отношение к проводимой после 1906 г. зе-

4 Сборник статистико-экономических сведений по сельскому хозяйству России и иностранных государств. Год второй. - СПб., 1908. - Разд. XVI. - С. 45; Там же. Год девятый. - Пг., 1916. - С. 590 - 591, 595, 601.

5 Румянцев, М. Столыпинская аграрная реформа: предпосылки, задачи и итоги // Вопросы экономики. - 1990. - № 10. - С. 67.

6 Полетаева, Н.И. Социально-экономическое развитие Беларуси в 1900-1913 гг. Ускорение буржуазной модернизации // Экономическая история Беларуси. Учеб. пособие / В.И. Голубович, Г.И. Ермашкевич, Г.П. Бущик и др. / под ред. проф. В.И. Голубовича. -Минск: «Экоперспектива», 2001. - С. 173.

мельной реформе было неоднозначным как среди ее современников, так и среди исследователей послеоктябрьского периода.

С одной стороны, аграрная реформа П.А. Столыпина оценивалась как беспрецедентная по темпам и масштабам. Она носила комплексный характер с сочетанием методов организационного, государственно-административного, финансово-экономического, социального и политического характера. Столыпинские преобразования привели к упорядочению трудовых основ мелкотоварного крестьянского хозяйства. Земельная собственность все больше стала концентрироваться в руках аграриев-предпринимателей. Происходил переход от сословной к бессословной земельной собственности. За годы реформ значительно сократилась площадь дворянского землевладения и составила к 1917 г. только 47 %. В России начала формироваться многоукладная экономика. Практика проведения столыпинских реформ показала, что переход от натурального типа экономики к рыночному в условиях административно-командной системы возможен, прежде всего, на основе активной деятельности государства. При этом особую роль в таких условиях играла финансово-кредитная деятельность государства. Царское правительство сумело оперативно переориентировать мощный бюрократический аппарат империи на энергичную и эффективную работу. В целом создавались социально-экономические предпосылки для перехода к новому этапу аграрных преобразований -превращению сельского хозяйства в капиталоемкий, технологически прогрессивный сектор экономики России. Результаты реформы характеризовались быстрым ростом аграрного производства: в доходной части всего народного хозяйства валовой доход сельского хозяйства составил в 1913 г. 52,6%. Благодаря увеличению стоимости, созданной в сельском хозяйстве, доход в государстве возрос в сопоставимых ценах с 1900 по 1913 гг. на 33,8%1.

В целом дифференциация видов аграрного производства по районам привела к росту товарности сельского хозяйства. Товарооборот сельскохозяйственной продукции увеличился за период реформы на 46%. По сравнению с 1901-1905 гг. возрос экспорт сельскохозяйственной продукции. Россия

1 Агров, А. Мировая война и русское сельское хозяйство.- М.: Новая деревня, 1924. - С. 8; Кондратьев, Н.Д., Огановский, Н.П. Перспективы развития сельского хозяйства СССР. Вып. I. - М.: Новая деревня, 1924. - С. 3.

становилась крупнейшим производителем и экспортером хлеба и льна, ряда продуктов животноводства. В 1910 г. экспорт российской пшеницы составил 36,4% общего мирового экспорта.

На территории белорусских губерний внедрялись многопольные севообороты в крупных помещичьих и зажиточных крестьянских хозяйствах, расширялось применение минеральных удобрений и, прежде всего, суперфосфата. Появились новые виды сельскохозяйственных орудий и техники: в 1910 г. на одно помещичье имение в среднем приходилось 5 железных плугов и 5,6 различных сельскохозяйственных машин. Увеличились посевные площади в целом, в том числе под технические и кормовые культуры: картофеля - на 46 %, трав - на 65 %. По темпам травосеяния Беларусь занимала первое место в европейской части России, а по удельному весу кормовых трав в общей посевной площади - третье место после Прибалтики и Королевства Польского.

В результате столыпинских преобразований в Беларуси площадь общинного землевладения заметно сократилась. Так, по состоянию на 1 января 1916 г. в Могилевской области было закреплено за крестьянами в личную собственность 67,3 % общинных земель, в Витебской - 30,2 %. В то же время в целом по России из общины вышло только 20 % дворов. В течение 1907-1915 гг. в 5 западных губерниях Беларуси на надельной земле было образовано почти 114 тыс. хуторов и отрубов, что составляло 11,6 % от общего числа крестьянских дворов.

С другой стороны, будучи по своему содержанию прогрессивной для своего времени, столыпинская реформа обеспечивала прогресс по наиболее болезненному для крестьянства пути. За годы реформ в Беларуси, как и в России в целом, произошло значительное расслоение крестьянства. К 1914 г. беднота составляла 68 % дворов, среднее крестьянство - 20, кулацкие хозяйства - 12 %. Нельзя не отметить принудительный характер реформы, связанный с давлением на крестьян с целью их выхода из общины в случае несогласия. Далеко не везде учитывалась социально-психологическая готовность крестьянства к новым формам хозяйствования. Среди сдерживающих факторов ее проведения в организационном плане следует отметить отсутствие соответствующей материально-финансовой базы, специалистов-землемеров в области землеустройства. Страна по-прежнему страдала от технической, экономической и культурной отсталости. Если в

США в среднем на ферму приходилось основного капитала в размере 3900 руб., то в европейской России основной капитал среднего крестьянского хозяйства едва достигал 900 руб. Национальный доход на душу сельскохозяйственного населения в России составлял примерно 52 рубля в год, а в США - 262 рубля. Сравнительно невысокими были темпы роста производительности труда в сельском хозяйстве. Если в России в 1913 г. получали 55 пудов хлеба с одной десятины, то в США - 68, во Франции - 89, а в Бельгии - 168 пудов1. Экономический рост происходил не на основе интенсификации производства, а за счет повышения интенсивности ручного крестьянского труда. Не были решены проблемы продовольственного обеспечения, в том числе голода, а также аграрного перенаселения.

Недостаточно продуманной и эффективной оказалась переселенческая политика, как важнейшая составляющая столыпинских преобразований. Плохо был организован сам переезд. Так, на каждую тысячу белорусских переселенцев в 1908 г. приходилось 118 человек, погибших в пути. Недостаточным было финансирование переселения. На обустройство переселенцев не выделялись в нужном количестве бюджетные средства: на одну переселенческую семью из Беларуси в Сибирь выделялось всего 6 десятин земли, что позволяло вести только бедняцкое хозяйство. Из-за нехватки государственных землемеров землеустроительные работы в районах Урала и Сибири проводились медленно. Не сумев приспособиться к новым условиям, многие переселенцы впоследствии вынуждены были возвращаться в родные места. Вот что писала газета «Мо-гилевский вестник», анализируя ситуацию с переселенцами: «Приезжают переселенцы в Сибирь, являются на переселенческий пункт, народу видимо-невидимо. Ожидают раздачи земельных участков, холод, помещения теплого нет, живут в бараках, везде грязь, теснота. Участков земли не нарезано, разъехаться на жилье некуда, остались в бараках проводить неопределенное время. Дождались переселенцы теплых дней, посмотрели в суму, мало чего там осталось, не надолго хватит, а насекомые немилосердно едят... Повернули наши мужички оглобли, дай бог ноги, да скорей на родину»2.

За 1907-1914 гг. в Беларусь вернулось 36, 5 тыс. человек, или 11 % переселившихся, которые в родных местах стали батраками3.

В целом по России между 1907 и 1914 гг. выехали в Сибирь 3,5 млн. человек. При этом около 1 млн. из них вернулись в европейскую часть России, но уже без средств к существованию и права на прежнее имущество, которым владели другие хозяева.

Вплоть до Октябрьской революции крупное, преимущественное дворянское, землевладение занимало господствующее положение в аграрном строе Беларуси. Не был ликвидирован такой архаичный остаток в аграрных отношениях как община. В Моги-левской и Витебской губерниях к 1916 г. в общинном землепользовании находилось 28,5 % надельных земель этих губерний. Столыпинская аграрная реформа содействовала разорению и обнищанию крестьян и укреплению кулацко-зажиточной верхушки деревни. В целом данная реформа не вызвала коренной перестройки крестьянского землевладения и землепользования и затронула лишь 1/8 части крестьянских дворов. Не имея возможности вести собственное хозяйство, деревенская беднота постепенно теряла землю и в конечном итоге лишалась ее. К 1913 г. численность безземельных дворов в белорусских губерниях составляла 14 % всех крестьянских хозяйств против 10 % в 1905 г.

Накануне Первой мировой войны структура белорусской деревни была представлена: деревенской беднотой (пролетарии и полупролетарии) -примерно 69 %, средними крестьянами - 20 %, кулачеством (крестьянская буржуазия) - 11 %.

Нельзя не отметить, что незадолго до своей гибели П. А. Столыпин признал крах своей аграрно-земельной реформы, так как она противоречила особенностям русской души - всех уравнять и всех привести к одному уровню. Несмотря на усиленный нажим со стороны властей, к 1916 г. только 10 % всех крестьянских хозяйств выделилось в хутора, а из общины вышло ориентировочно 29% дворов.

Вместе с тем в рассматриваемый период были созданы социально-экономические условия для перехода к новому этапу аграрных преобразований -к превращению сельского хозяйства в капиталоемкий технологически прогрессивный сектор экономики.

1 Сборник статистико-экономических сведений по сельскому хозяйству России и иностранных государств. Год восьмой. - Пг.,

1915. - С. 113. -

2 Могилевский вестник. - 1907. - 7 авг. 3 Нарысы псторьи Беларусь Ч. I. - Минск, 1994. - С. 412.

Библиография:

1. Свод законов Российской империи. Книга вторая. Т.т. У-1Х. Второе издание. - СПб., 1913. - № 10151.

2. Экономика Белоруссии в эпоху империализма. - Минск: Изд-во АН БССР, 1963. - С. 109.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Российское законодательство Х-ХХ веков. Т. 8. Законодательство эпохи буржуазно-демократических революций. - М., 1994. - С. 234 - 240.

4. Манифест от 3 ноября 1905 г. «Об отмене выкупных платежей». Данный акт завершал процедуру выкупа, установленную в 1861 г.

5. Хрестоматия по истории отечественного государства и права (Х век-1917 год). - М.: ИКД «ЗЕРЦАЛО-М», 2001. - С. 321.

6. Отрубное владение - владение земельным участком, выделенным из общинной земли (в результате столыпинской аграрной реформы) в единоличную крестьянскую собственность (в отличие от хутора - без переноса усадьбы).

7. Столыпин, П.А. Нам нужна Великая Россия.: Полн. собр. речей в Государственной думе и Государственном совете. 1906-1911 гг. - М.: Мол. гвардия, 1991. - С. 93 - 94.

8. Столыпин П. А. Полное собрание речей в Государственной думе и Государственном совете 1906-1911. - М.: Молодая гвардия, 1991.- С. 176 - 180.

9. Аксаков, А.П. Высший подвиг. - СПб., 1912. - С. 70.

10. Государственная дума. 3-й созыв. 1908. Сессия 2. Ч. I. - СПб., 1908. - С. 2279 - 2284.

11. Столыпин, П.А. Нам нужна Великая Россия.: Полн. собр. речей в Государственной думе и Государственном совете. 1906-1911 гг. - М.: Мол. гвардия, 1991. - С. 178 - 179.

12. Полетаева, Н.И. Социально-экономическое развитие Беларуси в 1900-1913 гг. Ускорение буржуазной модернизации // Экономическая история Беларуси. Учеб. пособие / В.И. Голубович, Г.И. Ермашкевич, Г.П. Бущик и др. / под ред. проф. В.И. Голубовича. - Минск: «Экоперспектива», 2001. - С. 175.

13. СЗ Рос. империи. - 1914. - Т. 16. - Ч 1. - С. 66.

14. Душевой надел - количество земли в условиях надельного землевладения, приходящиеся на одну наличную душу крестьян-мужчин, независимо от возраста.

15. Румянцев, М. Столыпинская аграрная реформа: предпосылки, задачи и итоги // Вопросы экономики. - 1990. - № 10. -С. 67.

16. РГИА. - Ф.592. - Оп.44. - Д. 521.

17. Нац. историч. архив Беларуси. - Ф. 2510. - Оп. 1.- Д. 3424. - Л. 80 - 81.

18. Нац. историч. архив Беларуси. - Ф. 2510. - Оп. 1. - Д. 3424. - Л. 25.

19. Сборник статистико-экономических сведений по сельскому хозяйству России и иностранных государств. Год второй. -СПб., 1908. - Разд. XVI. - С. 45; Там же. Год девятый. - Пг., 1916. - С. 590 - 591, 595, 601.

20. Румянцев, М. Столыпинская аграрная реформа: предпосылки, задачи и итоги // Вопросы экономики. - 1990. - № 10. -С. 67.

21. Полетаева, Н.И. Социально-экономическое развитие Беларуси в 1900-1913 гг. Ускорение буржуазной модернизации // Экономическая история Беларуси. Учеб. пособие / В.И. Голубович, Г.И. Ермашкевич, Г.П. Бущик и др. / под ред. проф. В.И. Голубовича. - Минск: «Экоперспектива», 2001. - С. 173.

22. Агров, А. Мировая война и русское сельское хозяйство.- М.: Новая деревня, 1924. - С. 8; Кондратьев, Н.Д., Оганов-ский, Н.П. Перспективы развития сельского хозяйства СССР. Вып. I. - М.: Новая деревня, 1924. - С. 3.

23. Сборник статистико-экономических сведений по сельскому хозяйству России и иностранных государств. Год восьмой. - Пг., 1915. - С. 113.

24. Могилевский вестник. - 1907. - 7 авг.

25. Нарысы псторьп Беларусь Ч. I. - Минск, 1994. - С. 412.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.