Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИКИ КИТАЯ В ОТНОШЕНИИ АФГАНИСТАНА'

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИКИ КИТАЯ В ОТНОШЕНИИ АФГАНИСТАНА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
414
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / АФГАНИСТАН / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / БЕЗОПАСНОСТЬ / БОЛЬШАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ / ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА (ШОС)

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Клименко А.Ф.

В статье анализируется политика Китайской Народной Республики в отношении Афганистана. По мнению автора, особый интерес для Пекина представляет удачное геостратегическое положение этой страны, обеспечивающее возможность контроля военно-политической обстановки во всем регионе Большой Центральной Азии. Наряду с военно-политическими обстоятельствами, важным фактором, влияющим на современную политику Китая в Афганистане, является экономический - богатство афганской территории редкоземельными элементами и другими стратегическими ресурсами. Не меньший интерес в плане сотрудничества с Афганистаном для КНР представляет сфера обеспечения региональной безопасности: Китай сам сталкивается с определенными сложностями по решению задач обеспечения своего национального единства и территориальной целостности. Автор обращает внимание на то, что помимо Центральной Азии к наиболее значимым для Китая регионам относится и АТР, где существенно расширяет свое присутствие главный конкурент Пекина - Вашингтон, “Индо-тихоокеанская стратегия” которого нацелена на “сдерживание” Китая. Здесь же наблюдается ряд антагонистических противоречий и нерешенных территориальных и иных проблем. Поэтому национальные интересы в АТР имеют для КНР жизненно важное значение, и для их защиты Пекин готов использовать все средства, включая военные. При этом автор полагает, что, выстраивая свою геополитику в Центральной Азии и Афганистане, Китай в сложившейся ситуации будет ограничиваться использованием “мягкой силы”, поскольку это направление для него не имеет такого значения, как АТР, хотя и представляет определенный интерес. Анализируя ситуацию в Афганистане, автор обращает внимание на то, что кроме Китая, свои интересы и цели имеют здесь и другие участники ШОС. И согласование этих целей и интересов при содействии правительству Афганистана в построении стабильного государства является необходимым условием для решения общих задач. Поэтому автор считает, что оказать помощь Афганистану можно лишь коллективными усилиями и в рамках ШОС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME FEATURES OF CHINA'S MODERN POLICY TOWARDS AFGHANISTAN

The article analyzes the policy of the People's Republic of China towards Afghanistan. The author believes, that China is particularly interested in the favorable geostrategic position of Afghanistan, which makes it possible to exert control over the military-political situation in the entire Greater Central Asia region. Along with the military-political circumstances, an important factor influencing China's modern policy towards Afghanistan is the economic one - the richness of its territory with rare earth elements and other strategic resources. An equally important interest in China's cooperation with Afghanistan is the ensuring of regional security: China itself faces certain difficulties in solving the tasks of ensuring its national unity and territorial integrity. At the same time, the author draws attention to the fact that in addition to Central Asia, the Asia-Pacific region also belongs to the most significant regions for China, where Beijing's main competitor, Washington, is significantly increasing its presence, and whose “Indo-Pacific strategy” is aimed at “containing” China. There are also a number of antagonistic contradictions and unresolved territorial and other problems in the AP. Therefore, national interests in this area are of vital importance to the PRC and Beijing is ready to use all means, including military ones, to protect them. As a result, the author believes that, building its geopolitics in Central Asia and Afghanistan, China, in the current situation, will be limited to the use of “soft power”, since this direction is not of such vital importance for it as the Asian-Pacific one, although it is of some interest. Analyzing the situation in Afghanistan, the author points out that in addition to China, other SCO members pursue their interests and goals in Central Asia and Afghanistan. And their coherence in the process of assisting the Government of Afghanistan in building a stable State is a necessary condition for solving common tasks. Therefore, the author believes that it is possible to assist Afghanistan in its development only through collective efforts and within the framework of the SCO.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИКИ КИТАЯ В ОТНОШЕНИИ АФГАНИСТАНА»

DOI: 10.48647ZIFES.2022.45.24.017

А.Ф. Клименко

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИКИ КИТАЯ В ОТНОШЕНИИ АФГАНИСТАНА

Аннотация. В статье анализируется политика Китайской Народной Республики в отношении Афганистана. По мнению автора, особый интерес для Пекина представляет удачное геостратегическое положение этой страны, обеспечивающее возможность контроля военно-политической обстановки во всем регионе Большой Центральной Азии. Наряду с военно-политическими обстоятельствами, важным фактором, влияющим на современную политику Китая в Афганистане, является экономический — богатство афганской территории редкоземельными элементами и другими стратегическими ресурсами. Не меньший интерес в плане сотрудничества с Афганистаном для КНР представляет сфера обеспечения региональной безопасности: Китай сам сталкивается с определенными сложностями по решению задач обеспечения своего национального единства и территориальной целостности.

Автор обращает внимание на то, что помимо Центральной Азии к наиболее значимым для Китая регионам относится и АТР, где существенно расширяет свое присутствие главный конкурент Пекина — Вашингтон, «Индо-тихоокеанская стратегия» которого нацелена на «сдерживание» Китая. Здесь же наблюдается ряд антагонистических противоречий и нерешенных территориальных и иных проблем. Поэтому национальные интересы в АТР имеют для КНР

жизненно важное значение, и для их защиты Пекин готов использовать все средства, включая военные.

При этом автор полагает, что, выстраивая свою геополитику в Центральной Азии и Афганистане, Китай в сложившейся ситуации будет ограничиваться использованием «мягкой силы», поскольку это направление для него не имеет такого значения, как АТР, хотя и представляет определенный интерес.

Анализируя ситуацию в Афганистане, автор обращает внимание на то, что кроме Китая, свои интересы и цели имеют здесь и другие участники ШОС. И согласование этих целей и интересов при содействии правительству Афганистана в построении стабильного государства является необходимым условием для решения общих задач. Поэтому автор считает, что оказать помощь Афганистану можно лишь коллективными усилиями и в рамках ШОС.

Ключевые слова: Китай, Афганистан, экономическое сотрудничество, безопасность, Большая Центральная Азия, Шанхайская организация сотрудничества (ШОС).

Автор: Клименко Анатолий Филиппович, кандидат военных наук, ведущий научный сотрудник Центра «Россия, Китай и мир» Института Дальнего Востока РАН. E-mail: klimenko46@ifes-ras.ru

Конфликт интересов: Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

A.F. Klimenko

Some features of China's modern policy towards Afghanistan

Abstract. The article analyzes the policy of the People's Republic of China towards Afghanistan. The author believes, that China is particularly interested in the favorable geostrategic position of Afghanistan, which makes it possible to exert control over the military-political situation in the entire Greater Central Asia region. Along with the military-political circumstances, an important factor influencing China's modern policy towards Afghanistan is the economic one — the richness of its territory with rare earth elements and other strategic resources. An equally important interest in China's cooperation with Afghanistan is the ensuring of regional security: China itself faces certain difficulties in solving the tasks of ensuring its national unity and territorial integrity.

At the same time, the author draws attention to the fact that in addition to Central Asia, the Asia-Pacific region also belongs to the most significant regions for China, where Beijing's main competitor, Washington, is significantly increasing its presence, and whose "Indo-Pacific strategy" is aimed at "containing" China. There are also a number of antagonistic contradictions and unresolved territorial and other problems in the AP. Therefore, national interests in this area are of vital importance to the PRC

and Beijing is ready to use all means, including military ones, to protect them.

As a result, the author believes that, building its geopolitics in Central Asia and Afghanistan, China, in the current situation, will be limited to the use of "soft power", since this direction is not of such vital importance for it as the Asian-Pacific one, although it is of some interest.

Analyzing the situation in Afghanistan, the author points out that in addition to China, other SCO members pursue their interests and goals in Central Asia and Afghanistan. And their coherence in the process of assisting the Government of Afghanistan in building a stable State is a necessary condition for solving common tasks. Therefore, the author believes that it is possible to assist Afghanistan in its development only through collective efforts and within the framework of the SCO.

Keywords: China, Afghanistan, politics, economic cooperation, security, Greater Central Asia, Shanghai Cooperation Organization (SCO).

Author: Anatoly F. KLIMENKO, Ph.D. (Military Sc.), Leading Research Fellow, Institute of Far Eastern Studies of the Russian Academy of Sciences. E-mail: klimenko46@ifes-ras.ru

Conflict of interests: The author declares that there is no conflict of interests.

Введение

Как известно, пришедшее к власти в Афганистане движение Талибан на международном уровне признано террористическим. Это создает препятствие для других стран по сотрудничеству с ним в вопросах превращения Афганистана в стабильное, экономически состоятельное государство, устраняя тем самым источник терроризма, экстремизма, наркотической и других сопутствующих им угроз для соседних государств. В случае обострения ситуации в Афганистане и вокруг него нарастают угрозы для России, Китая и других участников ШОС, где проживает значительное по численности мусульманское население. Разрядка напряженности вокруг Афганистана, являющегося наблюдателем при ШОС, возможна лишь при содействии пришедшему к власти правительству в стабилизации обстановки в стране и оказании ей помощи в восстановлении экономики со стороны Китая, России и других участников Организации.

Попытка проанализировать политику Китая в отношении Афганистана с учетом названных выше обстоятельств, с «привязкой» особенностей ситуации к интересам и возможностям России и

ШОС, и обуславливают актуальность и одновременно — новизну данной статьи.

Как представляется, политику КНР в Афганистане невозможно рассматривать в отрыве от китайской политики в Центрально-Азиатском и иных соседних регионах, пространство которых с подачи Вашингтона объединено общим понятием «Большая Центральная Азия».

Однако следует подчеркнуть и тот факт, что в настоящее время к наиболее значимым для Китая регионам относится не только расширенная Центральная Азия. Прежде всего интересен Пекину Азиатско-Тихоокеанский регион, где расположены основные торговые партнеры КНР — государства АСЕАН и где до сих пор не решены проблемы вокруг островов Тайвань и Сенкаку (Дяоюйдао), спорных районов Южно-Китайского моря и морских проливов, по которым доставляются энергоресурсы для китайской экономики. Кроме того, с ростом экономической значимости АТР в нем существенно наращивает свое присутствие главный конкурент Пекина — Вашингтон. Его «Индо-тихоокеанская стратегия» нацелена на «сдерживание» Китая, стремящегося к статусу великой державы. С этой целью создан тихоокеанский аналог НАТО в лице регионального формата технологического сотрудничества QUAD (США, Индия, Япония, Австралия) и антикитайского военно-политического союза англосаксов AUKUS (США, Великобритания, Австралия). Поэтому национальные интересы Китая на этом направлении имеют жизненно важное значение, и для их защиты Пекин готов использовать все средства, включая военные.

Государства же расширенной Центральной Азии менее значимы для КНР. Их значимость определяется не только экономическими факторами, но и интересами обеспечения как собственной безопасности, так и стабильной обстановки в регионе, что необходимо для успешного решения хозяйственных задач. Поэтому, выстраивая свою геополитику на данном направлении, Китай, скорее всего, будет использовать инструментарий экономической «мягкой силы», то есть, не вмешиваясь во внутренние дела государств, с которыми собирается сотрудничать, действовать путем предоставления инвестиций и через реализацию совместных экономических проектов, в том числе таких, как Экономический пояс Шелкового пути (ЭПШП).

При этом в Пекине осознают необходимость координации своих действий с Москвой. Тесное взаимодействие КНР и России и на двусторонней основе, и в формате ШОС с другими заинтересованными

государствами-участниками Организации позволит нейтрализовать внешние попытки дестабилизировать обстановку в ЦАР и стремление третьих сторон столкнуть интересы двух наших государств.

1. Факторы, влияющие на политику Китая в отношении Афганистана

Потеря Соединенными Штатами Америки значительной части влияния в мире вследствие неподготовленного и бездарно проведенного вывода их войск из Афганистана не только ударила по имиджу США, но и создала на афганской территории некую «зону военно-политического вакуума», которую стремятся заполнить, создав там свой геостратегический плацдарм, не только Китай и Россия, но и Индия, Иран, Пакистан (постоянные члены ШОС), а также Турция (партнер по диалогу).

Однако сравнительная оценка потенциалов этих государств приводит к выводу о том, что у Пекина, учитывая его сильную экономику, военную мощь и грамотно выстроенную внешнюю политику, гораздо больше возможностей распространить здесь свое влияние. Хотя и препятствий к этому немало.

Становится очевидным, что современное состояние отношений Китая и США чревато серьезным конфликтным потенциалом. Это уже проявляется и будет проявляться в различных сферах взаимоотношений двух стран. Но внедрение Китая в Афганистан серьезно подняло бы его международный рейтинг и, в случае организации успешного сотрудничества с талибами в сфере экономики и в плане противодействия терроризму и экспорту наркотиков, существенно повысило бы авторитет КНР во всем мировом сообществе, способствуя тем самым успеху в ее противостоянии с США.

Особый интерес для КНР в Афганистане представляют его природные ресурсы и удачное геостратегическое положение в самом центре Евразии — на стыке Южной и Центральной Азии, где пересекаются национальные интересы ведущих держав мира. Это ставит территорию Афганистана в разряд ключевых факторов, благоприятствующих обеспечению контроля военно-политической обстановки во всем регионе Большой Центральной Азии. Но выстроить сотрудничество с этой страной Пекину нужно так, чтобы не нанести ущерба своим отношениям с другими партнерами по ШОС и, в первую очередь, с Россией — стратегическим партнером Китая по сдерживанию

глобальных амбиций Вашингтона. И в Пекине это прекрасно понимают.

Перед Россией и другими сопредельными с Афганистаном странами-участницами ШОС, как и перед Китаем, тоже встают вопросы по решению проблем, связанных с противодействием международному терроризму, религиозному экстремизму и сепаратизму, борьбой с наркотрафиком и организованной преступностью в Афганистане. Понятно, что для успешного разрешения этих проблем потребуется согласование позиций и координация действий всех соседних с Афганистаном государств. При этом необходимо учитывать, что наибольшую сложность в этом деле создает поддержка различными странами тех или иных враждующих между собой этнических групп и политических сил в Афганистане. Так, например, Иран поддерживает шиитские группировки, а арабские страны Персидского залива — суннитские. Пакистан поддерживает пуштунов, а Индия (по заявлению руководства страны) поддержит любое правительство страны, которое будет проводить независимую от Исламабада политику. Турция же поддерживает протурецкие и антипуштунские настроения у этнических узбеков Афганистана.

Не следует сбрасывать со счетов и вероятность новых попыток дестабилизации обстановки в регионе со стороны Вашингтона, о чем убедительно свидетельствует недавние события в Казахстане. Последовавший за этими событиями визит в эту республику американских военных и представителей спецслужб сразу после ухода из страны миротворцев ОДКБ лишний раз подтверждают такую возможность. Пока неизвестна цель их прибытия. Официальная же версия — эвакуации граждан США из Казахстана, которой так и не последовало. По мнению экспертов издания NetEase, реальной целью ЦРУ является проведение соответствующей разведывательной работы: «Соединенные Штаты могут захотеть воспользоваться хаосом в Казахстане, чтобы получить контроль над новыми регионами, ограничивающими Россию»1. Скорее всего, это наиболее реалистичная версия.

Наряду с военно-политическими обстоятельствами, важным фактором, влияющим на современную политику КНР в Афганистане, является экономический фактор. Не секрет, что территория Афганистана богата редкоземельными элементами, в том числе крупнейшими

1 С уходом ОДКБ в Казахстан прибыли американские военные и ЦРУ. 2022. URL: https://avia.pro/news/s-uhodom-odkb-v-kazahstan-pribyli-amerikanskie-voennye-i-cru0 (дата обращения: 20.01.2022).

месторождениями лития, а также железной рудой, медью, цинком, кобальтом и другими полезными ископаемыми, стоимость которых оценивается экспертами от 1 до 3 трлн долл. Эти металлы используются при производстве компьютеров, смартфонов, телевизоров, а также самолетов, электромобилей и иных технических изделий. Богата земля Афганистана и минеральными ресурсами, такими как нефть, газ и другие. Китайские компании уже вложили миллиарды долларов в добычу афганских полезных ископаемых.

Не менее важный интерес в деле сотрудничества КНР с Афганистаном представляет сфера обеспечения региональной безопасности. В настоящее время Китай и сам сталкивается с определенными сложностями в решении задач по обеспечению национального единства и территориальной целостности государства. Поэтому в Пекине серьезно опасаются, что следствием перманентной нестабильности в Афганистане, которая сложилась за многие десятилетия войны, может стать нестабильность внутри самого Китая, особенно в Синьцзян-Уй-гурском автономном районе (СУАР). При этом в КНР осознают, что в случае возникновения конфликтной ситуации в регионе с возможным использованием террористических и других актов насилия, удар будет нанесен не только по экономике, но и по отношениям Китая с государствами исламского мира.

Таким образом, оценивая обстановку, складывающуюся в регионе в настоящее время, можно с уверенностью сказать, что Китай, равно как и Россия, заинтересован в подавлении любых проявлений терроризма в регионе, а также в обеспечении безопасности собственными силами, без вмешательства извне. Вместе с тем, ни Китай, ни Россия не заинтересованы в развитии сотрудничества США с государствами Центральной Азии.

Новое правительство Афганистана также проявляет интерес к сотрудничеству с Китаем. Это обусловлено рядом обстоятельств. Во-первых, после десятилетий войны и вследствие катастрофического состояния экономики страны, Афганистан нуждается в финансовых вливаниях на цели развития. Во-вторых, в лице Китая Афганистан приобретает влиятельного союзника в деле продвижения национальных интересов Афганистана на международной арене. В-третьих, Афганистан может стать участником проекта ЭПШП, который сулит стране серьезные экономические перспективы и выгоды.

Рассмотрим более подробно некоторые особенности политики Китая в Афганистане по основным направлениям: обеспечение региональной безопасности и реализация китайских экономических проектов.

2. Сотрудничество КНР и нового правительства Афганистана в решении проблем региональной безопасности

По мнению ряда российских и китайских экспертов, основными негативными вариантами развития ситуации в Афганистане в настоящее время могут быть:

• неспособность нового правительства страны удержать власть, возможные ошибки в руководстве страной вследствие некомпетентности кадров, не обладающих опытом госуправления, и, как результат — гражданская война с вероятностью распада государства;

• обострение отношений нового правительства с различными этническими и экстремистскими группами, поддерживаемыми различными сопредельными государствами, а также резкое возрастание роли и значения ИГИЛ (запрещено в России) на территории Афганистана. Такое развитие событий приведет не только к гражданской войне, но и к актам агрессии в отношении соседних стран;

• образование на территории Афганистана и финансирование террористических и экстремистских групп с последующей их засылкой на территории сопредельных государств с целью дестабилизации обстановки в них, что уже подтвердилось в ходе недавних попыток государственного переворота в Казахстане;

• и, как самый сложный вариант, захват власти в стране радикальным крылом Талибана (запрещен в России), его возможное объединение с ИГИЛ, ячейки и группы которого уже находятся на территории Афганистана. А в последующем — организация объединенными усилиями экспансии по отношению к центральноазиатским государствам и СУАР Китая.

Очевидно, что, учитывая опыт СССР и США, Китай при всем его желании расширить свое влияние в Афганистане будет действовать осторожно, чтобы не быть втянутым во внутреннее противостояние властей и этнических групп. Очевидно и то, что главным направлением политики Китая станет формирование обстановки политической стабильности внутри страны, снижение уровня насилия и предотвращение «экспорта» терроризма.

Наибольшие опасения Пекина вызывает обстановка в СУАР, населенной самой крупной из исламских диаспор Китая — уйгурской, сепаратистская организация которой — Исламская партия Туркестана (далее — ИПТ, запрещена в России), тоже базируется на афганской территории. Она принимала участие в боевых действиях совме-

стно с движением Талибан. Не менее сложная обстановка в Нин-ся-Хуэйском автономном районе, где диаспора хуэйцев (в переводе: «почтенные правоверные мусульмане») составляет примерно 34 % населения района. При этом необходимо учитывать, что исламские сепаратистские организации, поддерживаемые сообщниками из Афганистана, нацелены не только на отделение ряда районов от КНР, но и являются проводниками экстремисткой исламистской идеологии, которая представляет серьезную угрозу и для Китая, и для государств Центральной Азии.

Реализацию планов по сотрудничеству с Афганистаном в деле укрепления региональной безопасности Пекин активизировал сразу после захвата Кабула движением Талибан. МИД КНР заявил о поддержке выбора афганского народа и будущего правительства страны, а также о готовности развивать дружеские отношения между двумя странами. Укрепляя свои отношения с Талибаном, Китай обещал ему экономическую помощь и содействие в развитии страны в обмен на оказание помощи в решении своих проблем безопасности. В ответ на эти заявления новое правительство Афганистана объявило Китай своим близким партнером, в свою очередь заявив, что оно настроено на глубокое сотрудничество с Пекином, причем не только в экономической сфере.

Конкретные шаги правительства не заставили себя долго ждать. Так, боевики противостоящей официальным властям КНР сепаратистской организации уйгуров ИПТ, которые базировались на границе с Китаем в провинции Бадахшан, были переброшены в Восточную провинцию Нангархар. Это решение правительства Афганистана знаменует собой ощутимый шаг в сотрудничестве Пекина и Кабула. Кроме того, в сентябре 2022 г. талибы выслали из страны первую партию уйгурских боевиков и заявили, что разрывают всякие связи с их боевой организацией. Характерно, что так же ведет себя и руководство Пакистана, которое постоянно заявляет о непричастности к деятельности ИПТ и даже оказывает содействие спецслужбам Китая в розыске и поимке уйгурских сепаратистов.

Интересен и такой факт. Новые власти в Кабуле в сентябре 2021 г. обратились к мировому сообществу с просьбой об оказании гуманитарной помощи населению страны. Первым государством, откликнувшимся на этот призыв, был Китай. Уже 3 октября на афганской авиабазе Баграм приземлились китайские военно-транспортные самолеты, которые совершили по нескольку рейсов. Согласно заявлению некоторых официальных лиц КНР, данная база представляет

особый интерес для Пекина, так как находится в 47 км от Кабула и потенциально пригодна для базирования даже стратегических бом-бардировщиков1.

В целом, для КНР сотрудничество с Афганистаном в сфере безопасности и оказание ему соответствующей разносторонней помощи является приоритетом во взаимодействии с правительством Афганистана. Особенно интересно, что при ее решении Китай учитывает и действия других партнеров по ШОС. Подтверждением могут служить консультации китайских экспертов из академических институтов КНР с автором данной статьи в первые же дни после прихода к власти в Кабуле Талибана по вопросу, намерена ли Россия признать эту организацию и в дальнейшем наладить с ней сотрудничество по обеспечению региональной стабильности. При этом китайские коллеги подчеркивали, что решение этой задачи невозможно без решения экономических и гуманитарных проблем в разрушенной многолетней войной стране.

3. Некоторые особенности и перспективы реализации экономических проектов Китая в Афганистане

Идеи экономической экспансии Китая в Афганистан начали реа-лизовываться в самом начале XXI в. Так, в ноябре 2000 г. посол КНР в Пакистане встретился с муллой Омаром, основателем движения «Талибан» (запрещено в России) и главой Исламского Эмирата Афганистан. При этом даже после ввода в Афганистан американских войск в 2001 г. Пекин установил дипломатические отношения с Кабулом и предоставил ему гуманитарную помощь в размере 5 млн долл. Всего в течение 10 лет размер гуманитарной помощи Афганистану достиг почти 200 млн долл. В результате Китай получил права на разработку медного рудника и выиграл тендер на освоение в течение 25 лет трех нефтяных месторождений, запасы которых, по предварительным оценкам, составляют примерно 87 млн барр. нефти.

В 2014 г. между двумя странами было подписано соглашение об обнулении некоторых торговых тарифов, в результате чего 97 % афганского экспорта стало поступать в КНР беспошлинно. В результате такой политики Китай стал одним из главных торговых партнеров

1 Сокирко В. Китай заходит в Афганистан «тихой сапой». «Свободная пресса». 2021. URL:https://svpressa.ru/world/article/311876/ (дата обращения: 20.01.2022).

Афганистана1. Причем следует учесть и то, что все это происходило в государстве, оккупированном американцами.

В 2013 г. Пекин объявил о начале реализации крупнейшего за последние столетия экономического проекта «Один пояс — один путь (ОПОП)» (ныне — Инициатива «Пояс и путь», ИПП), важной составной частью которого, реализуемой в регионе, является Экономический пояс Шелкового пути (ЭПШП). Как известно, проект нацелен на создание современной инфраструктуры в различных регионах Азии и Европы (от Китая до Франции) с целью обеспечения высокоскоростной и более экономичной циркуляции товаров между странами. Следует подчеркнуть, что его реализация, особенно в части ЭПШП, позволяет Китаю более эффективно продвигать свои экономические проекты в странах региона с помощью «мягкой силы».

Изначально Афганистан не рассматривался в качестве участника проекта ОПОП вследствие внутренней нестабильности и невозможности обеспечения безопасности экономических инициатив. Однако позднее Пекин решил, что в рамках создания Китайско-пакистанского экономического коридора (КПЭК) можно эффективно использовать также и афганский Ваханский коридор. Более того, на развитие провинции Бадахшан, где проходит этот коридор, Китай выделяет 90 млн долл. Конечно, все это делается не бескорыстно. Вкладывая деньги в экономические проекты с Афганистаном и Пакистаном, Пекин не только развивает свои западные районы, особенно СУАР, но и требует от правительств задействованных стран жестких мер по отношению к уйгурским сепаратистам, что уже реализуется на практике.

Большое внимание китайцы уделяют медному руднику Мес-Ай-нак, который Пекин арендовал в 2007 г. на 30 лет. Тогда китайская госкомпания Metallurgical Group Corporation выплатила властям Афганистана 3 млрд долл. При этом меди планировалось добыть более чем на 100 млрд. Кроме того, китайская национальная нефтяная корпорация выиграла тендер на бурение нефти на севере страны2. Однако есть информация, что согласия местных жителей на разработку не спросили. По словам представителей ряда афганских НКО, «в не-

1 Нежданов В. Афганский кризис: взгляд из Китая // «Евразия эксперт». 2021. URL: https: //eurasia.expert/afganskiy-krizis-vzglyad-iz-kitaya (дата обращения: 10.01.2022).

2 Аббас Джума. Ставка на «Талибан»: как Пекин наводит в Афганистане свой порядок. 2021. URL: https://riafan.ru/1536261-stavka-na-taliban-kak-pekin-navodit-v-afganista ne-svoi-poryadok (дата обращения: 14.01.2022).

скольких деревнях людей выселили из собственных домов без их согласия, что привело к массовым протестам населения против китайских проектов»1.

Оценивая китайско-афганское сотрудничество в целом, следует заметить, что оно развивается с большими трудностями, и многие проекты терпят неудачу. Так, в результате вышеупомянутых протестов местного населения не оправдались надежды не только на разработку Мес-Айнакского медного месторождения, но даже на полномасштабное проведение геологоразведочых работ. Похожая судьба и у проекта Китайской национальной нефтегазовой корпорации CNPC и ее афганского партнера Watan Oil & Gas. Из-за отсутствия гарантий безопасности и коррупции в Афганистане реализация и этого проекта была свернута. Кстати, в частном порядке китайские правительственные чиновники и эксперты признавались, что «Пекин добился получения этих тендеров лишь для того, чтобы концессии не достались 2

другим странам» .

Несколько лучше складывалась ситуация вокруг китайского участия в инфраструктурных проектах. Еще в середине 2020 г. китайцы предложили построить в Афганистане сеть дорог, которая в будущем способствовала бы распространению китайских инвестиций и на другие сферы. Но все эти проекты железных и автомобильных дорог и магистралей остаются только на бумаге. В Пекине не рассматривали и не рассматривают афганское направление в качестве подходящей транзитной линии ни для глобальной ИПП, ни для ее составной части — ЭПШП. Большинство нужных маршрутов проектируются и реально строятся, минуя проблемную афганскую территорию.

К тому же сегодня Китай начинает отказываться от значительных инвестиций в предложенные ранее проекты и инициативы в различных регионах мира. Объемы капиталовложений в последние годы сократились и продолжают сокращаться, поэтому и в Афганистане подход к проектам с КНР будет более осторожным.

Китайских инвесторов и правительство волнуют прежде всего вопросы безопасности их вложений. Пекин не очень доверяет утверждениям представителей Талибана, что они способны обеспечить за-

1 Там же.

2 Китайское чудо: восстановит ли Пекин экономику Афганистана. 2021. URL: https://riafan.ru/1506793-kitaiskoe-chudo-vosstanovit-li-pekin-ekonomiku-afganista15 (дата обращения: 22.01.2022.).

щиту и гарантии иностранным компаниям. Поэтому следует согласиться с мнением экспертного сообщества в том, что «реализация значимых проектов в Афганистане станет возможной только тогда, когда внутриполитическая ситуация будет достаточно стабильной, чтобы китайские или любые другие иностранные инвесторы могли чувствовать себя в относительной безопасности. При этом Пекин не намерен повторять ошибок предыдущих держав и брать на себя полную ответственность за наведение порядка в стране»1.

Каков же выход из сложившейся ситуации? Сегодня и в России, и в Китае осознают, что оказать содействие Афганистану, который к тому же является наблюдателем при ШОС, можно лишь коллективными усилиями и в рамках этой Организации. Здесь Пекин может в полной мере использовать свою экономическую, а Россия — военную мощь, чтобы поспособствовать восстановлению экономики и остановить поток боевиков, оружия и наркотиков, проходящий через территорию Центральной Азии. Однако для этого «Пекин и Москва должны прекратить свои двусторонние отношения с Талибаном и вместо этого сформулировать общую стратегию под руководством ШОС при активном участии Индии и Ирана»2. Как заявил генеральный секретарь ШОС В. Норов, роль и значение ШОС в нормализации обстановки в этой стране в условиях полного вывода иностранных войск из Афганистана значительно возросли. По его словам, «странами ШОС в настоящее время рассматривается план практических мер содействия социально-экономическому восстановлению Афганиста-на»3. Но роль и место ШОС в решении данной задачи — это важная и самостоятельная тема. А пока, к сожалению, «процесс развития ШОС за последние 20 лет свидетельствует о том, что многие документы носят исключительно переговорный характер, что приводит к отставанию в реализации проектов» [Лян Чжэньпэн, с. 41]. Поэтому в повестке дня остро стоит вопрос о повышении эффективности ШОС, который неоднократно поднимался на различных форумах в Институте Дальнего Востока РАН [Лузянин С.Г., Сафронова Е. И., с. 160—165].

1 Там же.

2 Нима Хоррами. Афганистан после вывода войск США и значение ШОС // CABAR.asia. Институт по освещению войны и мира. 2021. URL: https: /cabar.asia/ru/ afganistan-posle-vyvoda- vojsk-ssha-i-znachenie-shos (дата обращения: 20.01.2022).

3 Норов В. Значительно выросла роль ШОС в нормализации обстановки в Афганистане. 2021 URL: https://eadaily.com/ru/news/2021/09/14/znachitelno-vyrosla-rol-shos-v-normalizacii-obstanovki-v-afganistane-norov (дата обращения: 22.01.2022.).

4. Некоторые выводы и предложения

1. КНР вполне способна оказать Афганистану поддержку и помощь в его развитии. Однако в условиях неустойчивости обстановки в стране и отсутствия гарантий на ее улучшение в обозримой перспективе Пекин, скорее всего, постарается избежать глубокой экономической вовлеченности в афганские дела, ограничив свое участие относительно небольшими проектами, которые быстро окупаются.

2. Ввиду того, что Афганистан рассматривается КНР как рискованное направление экономической деятельности, ее намерение активизировать с Афганистаном экономическое взаимодействие не носит характера первостепенной задачи. Китай больше обеспокоен поддержанием региональной стабильности, обеспечением безопасности и недопущением потока беженцев на свою территорию.

3. Образовавшуюся после ухода США и их союзников из Афганистана зону военно-политического вакуума стремятся заполнить, создав там свой геостратегический плацдарм, не только Китай, но и такие государства, как Индия, Иран, Пакистан, Россия — постоянные члены ШОС, а также Турция — партнер Организации по диалогу. Однако Турция — сложный партнер для Шанхайского форума. Она ведет свою игру по строительству «Великого Турана». События в Казахстане поставили под вопрос реализацию этой идеи, но ненадежность Анкары как партнера при реализации совместных серьезных проектов очевидна.

4. В отличие от Турции, остальные из названных выше государств, являющихся постоянными членами Шанхайской организации сотрудничества, проявляют интерес к развитию кооперации с Афганистаном, который к тому же является наблюдателем при ШОС. Но оказать содействие Афганистану можно лишь коллективными усилиями. Всем заинтересованным участникам Организации и, в первую очередь, ее постоянным членам нужно, сокращая свои двусторонние отношения с Талибаном, сформулировать общую стратегию по превращению Афганистана в стабильное и процветающее государство при содействии и под руководством ШОС.

5. По своим возможностям ШОС способна содействовать Афганистану в становлении его как мирной, стабильной и процветающей страны, свободной от терроризма, войны и наркотиков. А предоставив Афганистану полноправное членство и установив тесные рабочие отношения с афганскими силами безопасности, Организация могла бы предотвратить или минимизировать последствия наихудших вари-

антов развития ситуации в Афганистане. Но для этого необходимо предпринимать меры по повышению потенциала ШОС, прежде всего в таких сферах, как безопасность, экономика и гуманитарное сотрудничество.

Библиографический список

Лян Чжэньпэн. Китайский фактор развития ШОС в постэпидимический период // Проблемы Дальнего Востока. 2021. № 5. С. 31—44.

Лузянин С.Г., Сафронова Е.И. О стратегии развития ШОС. Итоги исследования, обобщения и рекомендации // Стратегия развития Шанхайской организации сотрудничества до 2025 года: исходные реалии и фактор российско-китайского партнерства: монография / под ред. С.Г. Лузянина, Е.И. Сафроновой. М.: ИДВ РАН, 2015. С. 160—165 (дата обращения: 12.01.2022).

References

Liang Zhenpeng (2021). Kitayskiy faktor razvitiya ShOS v post-epidimicheskiy period. [The Chinese factor of SCO development in the post-epidemic period], Problemy Dal'nego Vostoka [Far Eastern Affairs], 5: 31—44. (In Russian).

Luzyanin S.G., Safronova E.I. (2015). O Strategii razvitiya ShOS. Itogi issledovaniya, obobshcheniya i rekomendatsii. [On the SCO Development Strategy. The results of the study, generalizations and recommendations] / Strategiya razvitiya Shanhajskojorganizacii sotrudnichestva do 2025 goda: iskhodnye realii i faktor rossijsko-kitajskogo partnerstva [The development strategy of the Shanghai Cooperation Organization until 2025: the initial realities and the factor of the Russian-Chinese partnership] / ed. S.G. Luzyanin, E.I. Safronova. M.: IFES RAS: 160—165. (InRussian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.