Научная статья на тему 'Некоторые особенности соотношения традиций мусульманского сообщества и современных цифровых технологий'

Некоторые особенности соотношения традиций мусульманского сообщества и современных цифровых технологий Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
244
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровые технологии / ислам / искусственный интеллект / религиозное сообщество / digital technologies / Islam / artificial intelligence / religious community

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Руслан Маратович Ахмедов, Нодари Дарчоевич Эриашвили, Юлия Александровна Иванова

Цифровизация всех сфер общественных отношений затронула также и вопросы совместимости культурно-идеологических традиций религиозных общин с идеями построения технологического общества, где каждая сторона пытается совместить «алгоритм» перспективного взаимовыгодного сотрудничества на условиях конформизма и исключить возможную конфликтность. Не исключением в данном вопросе оказалось и исламское сообщество, которое высказало различные вариации разрешения в социальной среде актуального вопроса о возможности применения и дальнейшей интеграции в повседневную жизнедеятельность цифровых технологий, в том числе искусственного интеллекта. На позиции мусульман различных стран мира оказали влияние особенности взаимоотношений с институтами государства, общества, национальная правовая система, и, главное, открытость религиозного сообщества к возможным новым социальным трансформациям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Руслан Маратович Ахмедов, Нодари Дарчоевич Эриашвили, Юлия Александровна Иванова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some features of the relationship between the traditions of the Muslim community and modern digital technologies

The digitalization of all spheres of public relations also touched upon the issues of compatibility of the cultural and ideological traditions of religious communities with the ideas of building a technological society, where each side tries to combine the «algorithm» of promising mutually beneficial cooperation on the terms of conformity and eliminate possible conflict. The Islamic community was no exception in this issue, which expressed various variations in the resolution of the current issue in the social environment about the possibility of using and further integrating digital technologies, including artificial intelligence, into everyday life. The position of Muslims in various countries of the world was influenced by the peculiarities of relations with the institutions of the state, society, the national legal system, and, most importantly, the openness of the religious community to possible new social conditions.

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности соотношения традиций мусульманского сообщества и современных цифровых технологий»

Государственная служба и кадры. 2021. № 4. С. 35 — 38. State service and personnel. 2021;(4):35 — 38. Научная статья УДК 342

https://doi.org/10.24411/2312-0444-2021-4-35-38

NIION: 2012-0061-04/21-005 MOSURED: 77/27-008-2021-04-205

Некоторые особенности соотношения традиций мусульманского сообщества и современных цифровых технологий

Руслан Маратович Ахмедов1, Нодари Дарчоевич Эриашвили2, Юлия Александровна Иванова3

1 Московский финансово-промышленный университет «Синергия», Москва, Россия

2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия

3 Российский технологический университет — МИРЭА, Москва, Россия

1 ahmedov@list.ru

2 professor60@mail.ru

3 julia-ivanova-77@yandex.ru

Аннотация. Цифровизация всех сфер общественных отношений затронула также и вопросы совместимости культурно-идеологических традиций религиозных общин с идеями построения технологического общества, где каждая сторона пытается совместить «алгоритм» перспективного взаимовыгодного сотрудничества на условиях конформизма и исключить возможную конфликтность.

Не исключением в данном вопросе оказалось и исламское сообщество, которое высказало различные вариации разрешения в социальной среде актуального вопроса о возможности применения и дальнейшей интеграции в повседневную жизнедеятельность цифровых технологий, в том числе искусственного интеллекта. На позиции мусульман различных стран мира оказали влияние особенности взаимоотношений с институтами государства, общества, национальная правовая система, и, главное, открытость религиозного сообщества к возможным новым социальным трансформациям.

Ключевые слова: цифровые технологии, ислам, искусственный интеллект, религиозное сообщество.

Для цитирования: Ахмедов P.M., Эриашвили Н.Д., Иванова Ю.А. Некоторые особенности соотношения традиций мусульманского сообщества и современных цифровых технологий // Государственная служба и кадры. 2021. № 4. С. 35—38. https://doi.org/10.24411/2312-0444-2021-4-35-38.

Original article

Some features of the relationship between the traditions of the Muslim community and modern digital technologies

Ruslan M. Akhmedov1, Nodari D. Eriashvili2, Yulia A. Ivanova3

1 Moscow Financial and Industrial University «Synergy», Moscow, Russia

2 V.Ya. Kikot Moscow University of the Ministry of internal affairs of Russia, Moscow, Russia

3 Russian Technological University — MIREA, Moscow, Russia

1 ahmedov@list.ru

2 professor60@mail.ru

3 julia-ivanova-77@yandex.ru

Abstract. The digitalization of all spheres of public relations also touched upon the issues of compatibility of the cultural and ideological traditions of religious communities with the ideas of building a technological society, where each side tries to combine the «algorithm» of promising mutually beneficial cooperation on the terms of conformity and eliminate possible conflict. The Islamic community was no exception in this issue, which expressed various variations in the resolution of the current issue in the social environment about the possibility of using and further integrating digital technologies, including artificial intelligence, into everyday life. The position of Muslims in various countries of the world was influenced by the peculiarities of relations with the institutions of the state, society, the national legal system, and, most importantly, the openness of the religious community to possible new social conditions.

Keywords: digital technologies, Islam, artificial intelligence, religious community.

For citation: Akhmedov R.M., Eriashvili N.D., Ivanova Yu.A. Some features of the relationship between the traditions of the Muslim community and modern digital technologies // State service and personnel. 2021;(12):35—38. (In Russ.). https://doi.org/10.24411/2312-0444-2021-4-35-38.

© Ахмедов Р.М., Эриашвили Н.Д., Иванова Ю.А. М., 2021.

№ 4/2021

Мусульманское сообщество, являющееся неотъемлемой частью мировой цивилизации, так же, как и христиане, и иные представители религиозных объединений, активно интегрируется в виртуальные сетевые сообщества и создает самостоятельно цифровые продукты, сервис-сайты.

«Наиболее крупные проекты получают поддержку духовных управлений и выходят на рынок, в том числе зарубежный», — отметил первый заместитель председателя Духовного управления мусульман (далее — ДУМ) и Совета муфтиев России Рушан Аббясов [7]. Примером тому является сервис Halal Guide, который предоставляет услуги от поиска мечети до заказа еды ха-ляль [11].

Поэтому можно отметить, что распространение цифровых медийных ресурсов, увеличение числа спутниковых каналов с исламским «компонентом» расширили возможности для миссионерской деятельности, а также связывания религиозных идей и практик с обществом и социальными вопросами, которые вызывали целый ряд разнородных эмоций и суждений об идеологической стороне мусульманского сообщества.

Исламский мир также озабочен вопросом о перспективах проникающего в социальную среду результата технологического прогресса — искусственного интеллекта (ИИ) и задается вопросом: к чему приведет столь стремительное развитие ИИ и будет ли от него вред религии?

Характерной особенностью, при ответе на поставленный вопрос, является то, что на него от имени мусульманского сообщества отвечают в основном представители научной среды.

Так, профессор университета Коджатепе в Афьоне, он же доцент психологического консультирования и профориентации Муджахид Гюль-текин, сравнил цифровые технологии с «начинкой» в виде искусственного интеллекта с идолами древности, считая что ИИ представляет существенный вред для человека [8].

Несколько иная проекция ответов по указанному вопросу представлена учеными-мусульманами России.

На официальном сайте «Совета муфтиев России» с гордостью указываются интеллектуальные достижения мусульман-прихожан в сфере цифровых технологий.

Пример тому — особо отмеченные авторские разработки биофизика Ансара Жалялова по технологии внедрения нейросетей в мобильный телефон.

Целевое предназначение этой перспективной разработки — на клеточном уровне создать технологию по диагностике заболевания человека

путем автоматизации микроскопии крови. В условиях общемировой пандемии COVID-19 данная технология указывает на востребованность и актуальность ее применения для всего человечества [10].

В то же время, несмотря на молчание по данному вопросу духовных лидеров ислама, как пишет сайт alif.tv, в эмирате Дубай (ОАЭ) в 2019 г. появился первый в мире сервис «муфтия с искусственным интеллектом». Программа под названием «Аль-Ифта аль-иликтруни», т.е. «Виртуальные фетвы», принимает вопросы через интернет-чат от любого пользователя вне зависимости от его вероисповедания, а также места географической локации. Пока «муфтий с искусственным элементом» может дать ответ не более чем на 200 вопросов, касающихся, главным образом, молитвы (намаза). Проект был запущен в рамках правительственной программы «Дубай 10Х». Ее цель — опережение соседних городов и регионов на десять лет в сфере доступности государственных услуг и внедрений инноваций» [4].

Интересно в связи с этим отношение лидеров российского исламского духовного сообщества, которые косвенно затрагивают вышеуказанный вопрос.

Так, председатель Духовного управления мусульман РФ и Совета муфтиев России Муфтий Шейх Равиль Гайнутдин на XIV Международном мусульманском форуме «Ислам и проблемы глобализации», проходившем в Париже в 2018 г., отметил, что «наднациональные механизмы принятия политических решений, роботизация и машинизация множества процессов, искусственный интеллект, big data, развитие генной инженерии подталкивают обывателя на интуитивном уровне чувствовать, что ему уготована роль биомассы, в зависимости от интересов элит, трансформируемой в безудержного потребителя, прилежного налогоплательщика или пушечное мясо».

Виной тому «государства, заявляющие о глобальном лидерстве, а в действительности преследующие цель лишь собственного благополучия». Поэтому первоначальным путем к исправлению сложившейся ситуации должен стать «совместный братский призыв к нашим общим ценностям, стремление к гармонии, а не к соперничеству между религиозными сообществами или их духовными институтами. В проповеди духовенства нравственный посыл религии должен преобладать над любыми иными соображениями» [6].

В праздничных проповедях, которые проходили в Московской Соборной мечети, ведущие религиозные лица российского исламского сооб-

№ 4/2021

щества также упоминали о значении и роли ИИ в жизни мусульманина.

Пример тому — богослужение первого заместителя председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации Дамира хазрат Мухетдинова в честь главного мусульманского праздника — Ид аль-Адха — Курбан-байрама 31 июля 2020 г.

В своей речи Дамир-хазрат отметил тот факт, что мусульмане так же, как и другие жители планеты, стоят «на пороге совершенно нового мира». Хазрат признал, что «волны технических революций одна за другой кардинально обновляют реальность: развивается искусственный интеллект, осваиваются новые рубежи космоса, запускаются квантовые компьютеры» [9].

Таким образом, это указывает на то, что отечественное исламское духовное и научное сообщество не отрицает факт внедрения цифровых революционных технологий в повседневную жизнь мусульманина, в том числе и наличие ИИ. Прогрессивные мусульмане открыты для диалога по вопросу о возможности применения и использования ИИ, но с оговоркой, в которая отмечается преобладание принципов нравственно-этических человеческих качеств в высокотехнологических инновационных разработках.

Данная позиция российского исламского сообщества подтверждается «Основными положениями социальной доктрины российских мусульман», которая была утверждена 14 июня 2015 г. В ней говорится о том, что «для мусульман России культурные традиции являются источником их национально-религиозного самосознания и играют огромную роль в их жизни».

Этот документ в комплексе «Ак мечет» подписали верховный муфтий России, председатель Центрального духовного управления мусульман России Талгат хазрат Таджуддин, председатель Совета муфтиев России, председатель ДУМ РФ Равиль хазрат Гайнутдин, председатель ДУМ РТ, муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин, председатель ДУМ Карачаево-Черкеской Республики, председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаил хаджи Бердиев.

19 февраля 2020 г. решением расширенного заседания Президиума Духовного собрания мусульман России принят за основу проект «Стратегия развития Ислама и мусульманских организаций до 2035 г.».

Стратегия выражает осознанное стремление мусульман России к пониманию своей идентичности, формирует полноценный механизм социализации Ислама в современных условиях и патриотические чувства российских мусульман, ук-

репляет исламскую солидарность и единство в контексте российского общества и положительный образ традиционного Ислама, определяет позиции мусульман на перспективу.

Список источников

1. Ахмедов Д.Р. К вопросу о правовом воздействии на экстремистские формы проявлений в виртуальном пространстве // Вестник Самарской гуманитарной академии. Сер.: Право. 2020. № 2 (25). С. 104—106.

2. Ахмедов P.M. «Digital religion» и традиционные религиозные ценности: особенности соотношении (по материалам электронных ресурсов): Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2021.

3. Ахмедов P.M. Современные институциональные механизмы реализации государственно-конфессиональных отношений в российском обществе // Вестник Моск. ун-та МВД России. 2020. № 5. С. 11—16.

4. В ОАЭ появился муфтий с искусственным интеллектом // https://alif.tv/v-oae-poyavilsya-muftij-s-iskusstvennym-intellektom

5. Иванова ЮА., Ахмедов Д.Р. Правовые аспекты противодействия проявлениям экстремизма и терроризма в окружающей среде // Актуальные проблемы международного сотрудничества в борьбе с преступностью: Сб. ст. по итогам Междунар. науч.-практ. конф., приуроченной к 20-летию принятия Генеральной Ассамблеей ООН Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма 1999 г. 2019. С. 48—52.

6. Муфтий Шейх Равиль Гайнутдин: в проповеди духовенства нравственный посыл религии должен преобладать над любыми иными соображениями // https://muslim.ru/articles/287/ 22796/?sphrase_id=24664

7. IT-технологии для мусульман: от халяль-путеводителя до виртуального хаджа // https:// tass.ru/ ekonomika/4258756

8. Опасен ли искусственный интеллект для ислама? // https://bisocnet.com/2021/01/05/опа-сен-ли-искусственный-интеллект-для-ислама

9. Праздничная проповедь Дамира Мухетдинова в Московской Соборной мечети 31 июля 2020 г. // https:// muslim.ru/articles/ 298/27453/ ?sphrase_ id =24664

10. Улучшить мир вокруг нас. Российский мусульманин придумал технологию, дающую шанс на исцеление миллионам // https:// muslim.ru/ articles/288/28325/?sphrase_id=24664

11. Halal Guide // https://halalguide.me

№ 4/2021

References

1. Akhmedov D.R. On the issue of legal impact on extremist forms of manifestations in the virtual space // Bulletin of the Samara Humanitarian Academy. Series: Law. 2020. № 2 (25). Pp. 104—106.

2. Akhmedov R.M. «Digital religion» and traditional religious values: features of the ratio (based on the materials of electronic resources): Monograph. M.: UNITY-DANA, 2021.

3. Akhmedov R.M. Modern institutional mechanisms for the implementation of state-confessional relations in Russian society // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of internal affairs of Russia. 2020. № 5. Pp. 11—16.

4. Mufti with artificial intelligence appeared in the UAE // https://alif.tv/v-oae-poyavilsya-muftij-s-iskusstvennym-intellektom

5. Ivanova YuA., Akhmedov D.R. Legal aspects of countering manifestations of extremism and terrorism in the environment // Actual problems of international cooperation in the fight against crime: Collection of articles on the results of the International Scientific and Practical Conference

dedicated to the 20th anniversary of the adoption by the UN General Assembly of the International Convention for the Suppression of the Financing of Terrorism in 1999, 2019. Pp. 48—52.

6. Mufti Sheikh Ravil Gainutdin: in the preaching of the clergy, the moral message of religion should prevail over any other considerations // https://muslim.ru/articles/287/22796/7sphrase_ id=24664

7. IT-technologies for Muslims: from Halal guide to virtual Hajj // https://tass.ru / ekonomika/4258756

8. Is artificial intelligence dangerous for Islam? // https://bisocnet.com/2021/01 /05/onaceH-^H-HC-KyccTBeHHMH-HHTe^^eKT-fl^a-Hc^aMa

9. Festive sermon by Damir Mukhetdinov at the Moscow Cathedral Mosque on July 31, 2020 // http:// muslim.ru/articles / 298/27453/ ?sphrase_ id =24664

10. Improve the world around us. A Russian Muslim has come up with a technology that gives a chance for healing to millions // https://muslim.ru / articles/288/28325/ ?sphrase_id=24664

11. Halal Guide // https://halalguide.me

Информация об авторах

Ахмедов Р.М. — кандидат юридических наук, доцент

Эриашвили Н.Д., доктор экономических наук, кандидат юридических наук, кандидат исторических наук, профессор

Иванова Ю.А. — кандидат юридических наук, доцент

Information about the authors

Akhmedov R.M. — candidate of law, associate professor

Eriashvili N.D. — doctor of economics, candidate of law, candidate of historical sciences, professor Ivanova Yu.A. — candidate of law, associate professor

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article.

The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 20.09.2021; одобрена после рецензирования 08.11.2021; принята к публикации 14.11.2021.

The article was submitted 20.09.2021; approved after reviewing 08.11.2021; accepted for publication 14.11.2021.

№ 4/2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.