Научная статья на тему 'Некоторые особенности размещения государственных и муниципальных заказов посредством проведения аукциона'

Некоторые особенности размещения государственных и муниципальных заказов посредством проведения аукциона Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1675
259
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ / ГОСЗАКУПКИ / КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА / ЭЛЕКТРОННЫЙ АУКЦИОН / ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ильин А.А.

Статья посвящена рассмотрению особенностей проведения электронных аукционов по действующему законодательству Российской Федерации. Уделено внимание анализу алгоритма проведения торгов для удовлетворения государственных и муниципальных нужд в указанной форме

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности размещения государственных и муниципальных заказов посредством проведения аукциона»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

2. Федеральный закон от 11.01.1995 г. N° 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» // СЗ РФ. - 1995. № 3. - 167 с.

3. Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» // СЗ РФ. -2007. №16. - 1829 с.

4. Афанасьева С.А. Финансовое право альбом схем / [сост.] С.А. Афанасьева, 2012. - 53 с.

5. Афанасьева С.А., Орлов М.А. Некоторые особенности организации и деятельности Счетной палаты Российской Федерации. Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Юридические науки № 3 (19). с. 44-51.

© Иванова Р.Г., 2016

УДК 347.45/.47

А.А.Ильин

магистрант 1го года обучения кафедры гражданского права и гражданского процесса Набережночелнинского института КФУ г. Набережные Челны, Российская Федерация

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКАЗОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОВЕДЕНИЯ АУКЦИОНА

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению особенностей проведения электронных аукционов по действующему законодательству Российской Федерации. Уделено внимание анализу алгоритма проведения торгов для удовлетворения государственных и муниципальных нужд в указанной форме.

Ключевые слова

Государственный и муниципальный заказ, госзакупки, контрактная система, электронный аукцион, заключение договоров.

Технический прогресс в современный период затрагивает абсолютно все сферы нашей жизни. Ярким примером тому является аукцион, проводимый в электронной форме или «электронный аукцион». В соответствии с ч. 1 ст. 59 ФЗ от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ-44[1]под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором. Приведенное понятие, по сути, не отличается от понятия открытого аукциона в электронной форме, установленного ранее действовавшим законом.

ФЗ-44 предусматривает следующие случаи, в которых заказчик обязан проводить электронный аукцион: осуществление закупок товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством РФ и осуществление для обеспечения нужд субъекта РФ закупок товаров, работ, услуг, включенных в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

Рассмотрим особенности размещения государственных и муниципальных заказов посредством проведения электронного аукциона.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

Главная особенность размещения заказов на поставку для государственных и муниципальных нужд -это особая процедура аккредитации участников электронного аукциона на электронной площадке (проводимая в порядке ст. 61 ФЗ-44): заявки на участие в электронном аукционе вправе подавать только те лица, которые получили аккредитацию на электронной площадке.

При проведении электронного аукциона участник также должен перечислить денежные средства, предназначенные для обеспечения заявки, но только в денежной форме на счет оператора электронной площадки в банке. Для того чтобы оператор мог открыть в банке счет для учета денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок, банк должен отвечать требованиям финансовой устойчивости, установленным Правительством РФ, а также он должен быть включен в соответствующий перечень, утвержденный Правительством РФ.

Оператор электронной площадки обязан в течение одного часа с момента получения заявки на участие в электронном аукционе блокировать денежные средства в размере обеспечения такой заявки (ч. 18 ст. 44 ФЗ-44). Отсутствие на указанном счете средств, достаточных для обеспечения заявки, влечет возврат заявки участнику. Особенность процедуры проведения электронного аукциона проявляется и в требованиях к аукционной документации: устанавливается, что обмен информацией, связанной с получением аккредитации на электронных площадках и проведением электронного аукциона, между участником аукциона, заказчиком, оператором электронной площадки осуществляется на электронной площадке в форме электронных документов.

Данное определение установлено в п. 11.1 ст. 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [2] как документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах.

Устанавливаются требования и к подписанию документов и информации, направляемых в форме электронных документов при получении аккредитации на электронных площадках и проведении электронного аукциона. Необходимо, однако, отметить, что действующее законодательство, к сожалению, не содержит никаких правил относительно тех случаев, когда представляемые документы не могут быть рассмотрены ввиду определенных затруднений технического характера. Так, решение аукционной комиссии заказчика, выразившееся в отклонении заявки общества в связи с тем, что прикрепленные файлы с учредительными документами общества в составе заявки нечитаемы, признано нарушившими законодательство о размещении заказов [3].

Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг. Речь идет об изучении указываемых в соответствии с ч. 3 ст. 66 ФЗ-44 в первых частях заявок сведениях о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, о размере, об упаковке, отгрузке товара и иных сведениях о товаре, представление которых предусмотрено документацией об электронном аукционе.

Действующим актом предусмотрено два основания для принятия решения об отказе в допуске участника закупки к участию в электронном аукционе: непредоставление информации, которая должна содержаться в первой части заявки, или предоставление недостоверной информации; несоответствие информации, которая должна содержаться в первой части заявки, тем требованиям документации об электронном аукционе.

Однако последнее может быть основанием только для не принятия заявки. В случае же если лицо, предоставившее недостоверные сведения, стало победителем, заключение договора является обязательным, хотя такое поведение и является недобросовестным [4, с. 233]. Так, по одному из споров было установлено, что общество - победитель открытого аукциона в электронной форме было признано уклонившимся от заключения договора, поскольку сведения, полученные из налогового органа, отличались от документов поручителя, представленных обществом. Суд решил, что оснований для признания общества уклонившимся

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

от заключения контракта у заказчика не имелось, как не имелось и оснований для включения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков [5].

Также не может быть отклонена заявка направленная не одновременно, а по частям. К примеру, если документ об обеспечении исполнения контракта будет направлен не одновременно с контрактом [6].

Впрочем, и само объявление об аукционе, как показывает практика, может не содержать всех необходимых требований. Оно должно быть рассмотрено как нарушающее законодательство о размещении заказов, а лица, допустившие такое нарушение, - понести ответственность [7].

Сама процедура электронного аукциона проводится на электронной площадке в день, указанный в извещении о проведении аукциона.

Особенности процедуры проведения аукциона связаны и с тем, что каждому участнику электронного аукциона, подавшему заявку на участие в нем, или участнику такого аукциона, подавшему единственную заявку на участие в нем, оператор электронной площадки обязан направить уведомление о решении, принятом в отношении поданных ими заявок. Данная обязанность подлежит исполнению в течение одного часа с момента поступления оператору электронной площадки протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе. Такое уведомление должно содержать обоснование его принятия, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует данная заявка, предложений, содержащихся в данной заявке, которые не соответствуют требованиям документации о таком аукционе, а также положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, нарушение которых послужило основанием для принятия этого решения об отказе.

В целом, в рассматриваемую процедуру ФЗ-44 внес следующие изменения. Во-первых, им установлен ответственный орган за определение порядка и условий отбора операторов электронных площадок -Правительство РФ. В дальнейшем также будет определен орган, устанавливающий единые требования к функционированию площадок, - федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

Во-вторых, сократился минимальный срок размещения извещения о проведении электронного аукциона при цене контракта (лота) свыше трех миллионов рублей с 20 до 15 дней до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе. Сократился также с 6 до 3 дней (с даты размещения на электронной площадке протокола проведения электронного аукциона) срок рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе (ч. 5 ст. 69 ФЗ-44).

Следовательно, следует отметить, что с учетом географических особенностей России, а также возможностей, предоставляемых техническим прогрессом, внедрение систему публичных закупок модели электронного аукциона должно рассматриваться как положительное явление. Такой способ заключения договора имеет несомненные достоинства: уменьшение издержек, связанных с заключением договора, в частности, транспортных расходов, расходов на проживание представителя стороны в месте проведения торгов; упрощение процедуры заключения договора; устранение лишних посредников, функции которых сводятся лишь к участию в процессе заключения договора и не связаны с его исполнением [8, с. 24].

Список использованной литературы:

1. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: федер. закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ: [ред. от 13.07.2015] // Собрание законодательства РФ. 2013. - № 14. - Ст. 1652.

2. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: федер. закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ: [ред. от 28.12.2015] // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 31. - Ст. 3448.

3. Постановление ФАС Поволжского округа от 30 июля 2013 г. по делу № А57-20160/2012 // СПС «Консультант Плюс».

4. Мусабирова Д.А., Хамитов Р.Н. Недобросовестность как основание применения санкций при заключении и исполнении договоров поставки для государственных и муниципальных нужд / Д.А. Мусабирова, Р.Н. Хамитов // Казанская наука. - 2015. - № 11. - С. 232 - 234.

5. Постановление ФАС Московского округа от 20 мая 2013 г. по делу № А40-107809/12-21-1016 // СПС «Консультант Плюс».

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

6. Постановление ФАС Московского округа от 29 марта 2013 г. по делу № А40-90999/12-122-410 // СПС «Консультант Плюс».

7. Постановление ФАС Поволжского округа от 2 июля 2013 г. по делу № А72-8578/2012 // СПС «Консультант Плюс».

8. Филиппова С. Закон о контрактной системе: заключить договор или исполнить обязательство? / С. Филиппова // Конкуренция и право. - 2013. - № 4. - С. 24 - 29.

© Ильин А.А., 2016

УДК 340.01

Н.Н. Иштуганов

аспирант 2 курса Института права Башкирский государственный университет г.Уфа, Российская Федерация

РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГРАЖДАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ В НАУКЕ

О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ

Аннотация

В данной работе рассматриваются вопросы исторического становления идей о гражданском обществе, их современное состояние и формирующиеся тенденции дальнейшего развития. На основе историко-сравнительного анализа делается вывод о возможных путях совершенствования укоренившихся представлений и их использования в качестве вектора развития современных государств.

Ключевые слова

Гражданское общество, модели государственности, соотношение государства и гражданского общества, гражданское общество и право.

Развитие любой научной идеи, так или иначе, является следствием осмысления возникновения и формирования какого-либо явления, а также высказанных по данному поводу концепций ученых более раннего периода.

Само по себе развитие невозможно без исторических фактов и накопленного опыта. Ведь только на основе их анализа и, исходя из современных данных, можно сделать предположение о путях дальнейшего развития такого явления или предмета.

Понятие гражданского общества является в настоящее время одним из интереснейших объектов изучения в теории государства и права [1, с. 88]. Интересно, что тенденция к высказыванию самостоятельных современных концепций, разумеется, основанных на историческом опыте, но не являющихся его продолжением, возникла сравнительно недавно.

Ученые-теоретики в недалеком прошлом старались наилучшим образом изучить работы своих предшественников, и изучение это сводилось в основном к постановке вопроса о возможности либо невозможности применения таких идей, их соответствия либо несоответствия современной жизни.

Конечно, нельзя никого осудить за желание наиподробнейшим образом исследовать одно из фундаментальных понятий современной правовой науки. Более того, такое исследование стало незаменимым базисом осмысления и понимания его сущности, а значит и возможности рассмотрения путей дальнейшего развития.

Ведь прежде чем обосновать и выдвинуть новую идею просто необходимо для начала обратиться к её истокам, осознать цель и главную мысль её изучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.