УДК 347.41
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАСТОРЖЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОНТРАКТОВ НА ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ПО ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-МАССОВОЙ, ФИЗКУЛЬТУРНОЙ, СПОРТИВНОЙ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ
М.А. Берестнев
Рассмотрены отдельные аспекты института государственного и муниципального контракта, связанные с односторонним отказом заказчика от его исполнения. В статье проанализирована процедура принятия решения об одностороннем отказе от контракта, выявлены недостатки в существующем механизме правового регулирования. На основании анализа правоприменительной практики уполномоченного органа исполнительной власти и судебной практике даны практические рекомендации заказчику и сделаны предложения по совершенствованию законодательства в данной области.
Ключевые слова: государственный контракт, расторжение государственного контракта, односторонний отказ заказчика от государственного контракта.
На протяжении длительного периода времени порядок заключения и расторжения государственных контрактов являлся исключительно объектом гражданского права, базирующимся на диспозитивных нормах, представляющих большой спектр прав субъектам правоотношений. Однако вместе с формированием в Российской Федерации законодательства о публичных закупках в правовой доктрине появилось четкое представление о государственном и муниципальном контракте как особом институте, являющемся неотъемлемым элементом системы реализации публичного заказа. Характерным признаком данного института стало сочетание норм гражданского права и норм административно -правового характера.
В настоящее время нормы, регулирующие порядок заключения и расторжения государственного и муниципального контракта, носят преимущественно императивный характер и характеризуются большим количеством формализованных действий, отступление от которых ведет к негативным последствиям для участников закупочной деятельности. Указанные обстоятельства позволяют рассматривать государственный и муниципальный контракт как специфический межотраслевой правовой институт.
Согласно пункту 15 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», профессиональным образовательным организациям и образовательным организациям высшего образования, осуществляющим оказание государственных услуг в сфере образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, выделяются средства для организации культурно-массовой, физкультурной и спортивной, оздоровительной работы со студентами в размере месячного размера стипендиального фонда по образовательным программам среднего профессионального образования и двукратного месячного размера стипендиального фонда по образовательным программам высшего образования.
Организация культурно-массовой, физкультурной и спортивной, оздоровительной работы со студентами может производиться посредством проведения торгов на право заключения государственного контракта на оказание услуг по организации культурно-массовой, физкультурной, спортивной и оздоровительной работы со студентами.
С 01 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее -Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ), который регулирует общественные отношения в сфере приобретения товаров, работ и услуг государственными, муниципальными заказчиками и бюджетными учреждениями, в том числе государственными образовательными учреждениями высшего образования. Правоприменительная практика, сложившаяся за время действия данного нормативного правового акта, позволяет говорить о наличии определенных правовых коллизий и пробелов в законодательстве, затрудняющих деятельность всех участников закупки.
Законотворческая деятельность, направленная на ликвидацию указанных недостатков ведется постоянно, что подтверждается наличием 11 законов, вносящих изменения в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Однако следует отметить, что некоторые аспекты закупочной деятельности до сих пор остаются вне четкой правовой регламентации. Одним из таких вопросов является процедура расторжения в одностороннем порядке заказчиком государственного или муниципального контракта, в том числе на организацию культурно-массовой, физкультурной, спортивной и оздоровительной работы со студентами.
В классическом виде формы расторжения договора, а контракт является одной из разновидностей договора, предусматривает следующие основания для расторжения:
- соглашение сторон;
- существенное нарушение договора;
- иные обстоятельства, предусмотренные законом или договором.
При этом расторжение договора, реализуемое через односторонний отказ от договора (от исполнения договора), относится к иным обстоятельствам [1]. В целях соблюдения баланса интересов законодатель установил, что односторонний отказ от исполнения договора возможен лишь в случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон (статья 310 ГК РФ).
Действующее законодательство предусматривает возможность государственных образовательных учреждений высшего образования расторгнуть договор в одностороннем порядке, если такой порядок предусмотрен контрактом (часть 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ). Следует отметить, что невозможность ранее в одностороннем порядке расторгать государственные контракты привела к тому, что государственные заказчики вынуждены либо терпеть неисполнительность нерадивых исполнителей, либо идти с ними на переговоры, буквально умоляя о расторжении договора по соглашению сторон [2].
260
На сегодняшний день процедура расторжения контракта по инициативе заказчика путем принятия решения об одностороннем отказе от контракта регламентирована достаточно подробно.
Рассмотрим поэтапно действия заказчика по реализации права на односторонне расторжения контракта.
Во-первых, заказчик должен зафиксировать юридический факт, являющийся основанием для одностороннего отказа от исполнения контракта, в соответствии Гражданским кодексом Российской Федерации. Для разных видов договоров предусмотрены различные юридические факты, обуславливающие право государственного образовательного учреждения высшего образования расторгнуть контракт по своей инициативе.
Как следует из статьи 782 ГК РФ, регулирующей односторонний отказ от исполнения договора возмездного оказания услуг, заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
Во-вторых, после выбора и фиксации основания расторжения контракта государственное образовательное учреждение высшего образования принимает решение об одностороннем отказе от контракта (часть 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ). Форма данного решения законодательно не утверждена, поэтому для его оформления каждый заказчик может использовать любой набор информации.
Считаем целесообразным рекомендовать заказчикам включать в решение об одностороннем отказе от контракта следующие данные:
- номер, дату и наименование контракта;
- наименование контрагента;
- дату и место принятия решения;
- основание расторжения, в соответствии с формулировкой ГК РФ;
- подпись уполномоченного лица заказчика, принявшего решение;
- иную информацию в зависимости от особенностей, связанных с субъектами договорных обязательств и содержанием правоотношений.
В соответствии с требованиями законодательства о закупках (часть 12 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ) решение об одностороннем отказе от контракта в течение 3 рабочих дней после принятия должно быть:
- размещено в единой информационной системе;
- направлено контрагенту по почте заказным письмом с уведомлением о вручении;
- направлено контрагенту телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику.
Невыполнение любой из трех вышеназванных обязанностей со стороны заказчика является основанием для признания государственного образовательного учреждения высшего образования нарушившим порядок
расторжения, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 7.32 КоАП РФ.
По истечении 10 дней с момента надлежащего уведомления заказчиком контрагента решение об одностороннем отказе от контракта вступает в силу (часть 13 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
При этом законодатель предусмотрел обязательную для заказчика процедуру отмены решения об одностороннем отказе от контракта, когда контрагент в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления о принятом решении устранил нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения (часть 14 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
В-третьих, после вступления решения в силу образовательная организация должна разместить информацию о расторжении контракта в единой информационной системе в течение одного рабочего дня, следующего за датой расторжения контракта (часть 26 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
После размещения информации на сайте заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в территориальное подразделение ФАС России, информацию с письменным обоснованием причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (часть 6 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ). Данное сообщение является поводом для рассмотрения вопроса о включении сведений о контрагенте в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Территориальное подразделение ФАС России при рассмотрении сведений о включении лица в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) проверяет всю процедуру размещения заказа и расторжения контракта. В случае отсутствия в действиях заказчика нарушений законодательства контрагент вносится в соответствующий реестр, а при наличии нарушений во внесении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) будет отказано.
Вышеизложенное, позволяет сделать следующий вывод: механизм расторжения государственного контракта образовательной организацией высшего образования в одностороннем порядке является важной формой защиты интересов заказчика. При этом сам механизм характеризуется сложностью и излишней формализованностью, что делает его малоэффективным, а процедуру трудновыполнимой.
Существующие пробелы в законодательстве не позволяют решить вопрос, о совершенности факта расторжения контракта при наличии отдельных даже незначительных процедурных нарушений в действиях заказчика. Подобные факты способны привести к злоупотреблению со стороны недобросовестных контрагентов и нарушению прав и интересов государственным образовательным учреждением высшего образования.
Считаем целесообразным упростить процедуру расторжения контрактов в одностороннем порядке, исключив дублирующие механизмы направления заказчиком юридически значимых уведомлений контрагенту и определив сроки
262
процедур расторжения более гибко, например, использовав в законе формулировки «не ранее», «не позднее» и т.п.
Список литературы
1. Российское гражданское право: учебник: В 2 т. Т. II: Обязательственное право / отв. ред. Е.А. Суханов. 2-е изд., стереотип. М.: Статут, 2011. 1208 с.
2. Осипов В. Без суда и следствия. Об одностороннем расторжении государственных контрактов // Информационно-аналитическое издание "Бюллетень Оперативной Информации "Московские Торги". 2013. № 8. С. 32 -35.
Берестнев Михаил Александрович, канд. юрид. наук, заведующий кафедрой гражданского и земельного права института права и управления, herestnevahk.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,
SOME FEATURES OF TERMINATION OF PUBLIC SERVICE CONTRACT IN THE ORGANIZATION OF CUITURAL, SPORTS, SPORTS AND FITNESS WORK WITH STUDENTS
M.A .Berestnev
Considers some aspects of the Institute of state and municipal contracts involving unilateral withdrawal of the customer from its execution. The article analyzes the decision-making procedure of the unilateral withdrawal from the contract, revealed weaknesses in the existing mechanism of legal regulation. Based on the analysis of law enforcement practice of the authorized hody of executive power and the judicial practice of practical recommendations to the customer and made proposals to improve the legislation in this area.
Keywords: government contract, termination of a state contract, the customer's unilateral refusal of the government contract.
Berestnev Mikhail Aleksandrovich, PhD. jurid. Sciences, head of the department of civil and land rights of the Institute of Law and Management, herestnevahk. ru, Russia, Tula State University