#
окрестностью исследуемой точки. И только при классификации точек, соответствующих наименьшему и наибольшему значениям аргумента (если они существуют) используются односторонние окрестности этих точек. В качестве универсального инструмента, позволяющего найти все точки постоянства функции, следует пользоваться замкнутыми окрестностями исследуемых точек.
Таким образом, в данной работе нами предложены новая, непротиворечивая концепция, соответствующий подход и инструментарий исследования функций действительной переменной на убывание и возрастание. Оновная задача такого исследования заключается в классификации точек области определения изучаемой функции. Это, в свою очередь, говорит о необходимости возвращения понятий точек убывания и возрастания функций в курс математики средней школы.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Колмогоров А. Н, Абрамов А. М, Дудницын Ю. П. и др. Алгебра и начала анализа: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2004.
2. Блох А. Я. Возрастание функции в точке и на множестве // Математика в школе. - 1978. -№ 6.
3. Новиков А. Д. Возрастание и убывание функций на дискретных множествах // Высшее образование сегодня. - 2008. - № 12.
4. Ильин В. А., Садовничий В. А., Сендов Бл.Х. Математический анализ. Начальный курс: В 3 т. -Т.1. - М.: Изд-во МГУ, 1985.
5. Райков Д. А. Одномерный математический анализ: Учеб. пособие. - М.: Высш. школа, 1982.
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ К НАПИСАНИЮ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ В ФОРМАТЕ ГИА 9
SOME PECULIARITIES OF WORKING WITH ESSAYS DURING THE STUDENTS' TRAINING IN WRITING A COMPRESSED EXPOSITION IN THE FORM OF STATE FINAL ASSESSMENT -THE 9tn FORM
Е. Л. Алешникова
В статье анализируется структура публицистических текстов и причины трудностей, возникающих у учащихся при их информационной обработке. Выявлены условия успешного написания текста сжатого изложения.
Ключевые слова: публицистический текст, ГИА 9, сжатое изложение, модель текста-рассуждения.
E. L. Aleshnikova
The article analyses the structure of essays, as well as the causes of difficulties which students typically face during their information processing. The author describes conditions for successful writing of a compressed exposition.
Keywords: essays, state final assessment of progress for the 9th form, exposition in a compressed form, a model of an argumentative text.
На этапе итоговой аттестации учащихся 9-х классов по русскому языку особую важность приобретает работа с публицистическим текстом в процессе написания сжатого изложения. Как организовать работу с таким текстом, какие факторы влияют на успешность его написания - эти вопросы мы рассмотрим в нашей статье.
Экзаменационная работа состоит из трех частей (см. Демонстрационный вариант экзаменационной работы для проведения в 2010 г. государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по русскому языку обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, опубликованный на сайтах ФИПИ (http:// fipi.ru). Первой частью работы является часть С1 - написание
46
сжатого изложение по прослушанному тексту. Изложение как вид учебной и аттестационной работы позволяет ученику в затруднительных случаях «произвести лексические или грамматические замены и избежать некоторых ошибок, обнаруживая свободное владение родным языком» [1, с. 103].
Как правило, предлагаемый для аудирования текст изложения относится к публицистическому стилю. При обучении школьников информационной обработке подобного текста следует расширить и углубить знания об особенностях публицистических текстов. Кроме того, следует учитывать характерные для публицистических текстов лингвистические и экстралингвистические факторы.
В публицистическом тексте обычно отсутствует всестороннее описание того или иного явления, так как писатель-публицист стремится не столько отразить факты, сколько выразить отношение, определенное мнение, настроение, вызванное важными и актуальными событиями современной жизни. Автор стремится писать, прежде всего, о том, что вызывает интерес у него самого и близкого к нему круга людей, и рассчитывает на определенную аудиторию. Поэтому в публицистическом тексте всегда отражается личность автора, его гражданское сознание и эмоциональное отношение к современности, к актуальным проблемам общества.
В связи с этим перед выпускниками 9-х классов встает задача не только адекватно передать основную мысль исходного публицистического текста, но и отразить его эмоциональное звучание, тональность авторской речи, так как по самой своей сути публицистика призвана активно влиять на нашу духовную и общественно-политическую жизнь, способствовать формированию собственного мнения человека и высказыванию им своей позиции открыто. Важно, что школьники в процессе осмысления авторской оценки событий и явлений соотносят свои представления с авторскими, у них происходит внутренняя переоценка мировоззренческих позиций, формируются новые ценностные представления о наиболее значимых сторонах человеческой или общественной жизни. Не случайно разработчики КИМ ГИА 9 выбирают для сжатого изложения именно тексты публицистического стиля, поскольку они выполняют социально-педагогические функции [2, с. 211] и являются ступенью для подготовки к написанию сочинения части С ЕГЭ по русскому языку.
Позиция автора публицистического текста последовательно реализуется через рассуждение. Для успешного написания сжатого изложения необходимы знания о структуре текста-рассуждения и умения определять особенности его композиции. Рассмотрим возможные модели композиции текстов, представленные в демоверсии (ДВ) 2010 г., диагностической работе (ДР) от 10.02.2010 г., а также в экзаменационных работах (Э) 2009-2010 гг.:
1) 1-й тезис (1-2-й абзацы) - 1-й аргумент (2-й абзац), 2-й аргумент (3-й абзац) - вывод; 2-й тезис (тезис-вопрос) (4-й абзац) - аргумент (аргумент-ответ) - вывод. (ДВ 2010) [3, с. 13];
2) 1-й тезис - аргумент, 2-й тезис - аргумент, 3-й тезис - аргументы (3-й и 4-й абзацы). (Э 2009) [3, 121-122];
3) 1-й тезис - аргументы (1-2-й абзацы); 2-й тезис (3-й абзац) - аргумент; 3-й тезис (4-й абзац) - аргумент -вывод. (ДР от 10.02 2010) [4, 74-75];
4) 1-й тезис - аргумент; 2-й тезис (2-й абзац) - аргумент (3-й абзац); 3-й тезис (тезис-вопрос) (4-й абзац) - вывод (вывод-ответ). (Э 2010).
Следует отметить, что в текстах, предложенных учащимся в 2009-2010 гг., абзацное членение не соответствует конкретному элементу композиции: например, в тексте экзаменационной работы 2010 г. 1-й тезис с аргу-
ментом находятся в одном абзаце, 2-й же тезис расположен во 2-м абзаце, а аргумент к нему - в 3-м абзаце. Это затрудняет структурное восприятие текста на слух. Однако, несмотря на многообразие видов композиции, все тексты сохраняют основные элементы рассуждения: тезис - аргументы - вывод, что делает востребованными знания учащихся о структуре текста-рассуждения и умения определять особенности его композиции.
При работе с текстом для изложения следует обратить внимание учащихся и на выразительность языка публицистического текста. Девятиклассников необходимо научить передавать при написании сжатого изложения особенности лексики и синтаксиса текста, поскольку они отражают авторский стиль.
Рассмотрим некоторые аспекты текстов для изложения с функционально-стилевой точки зрения. Прежде всего выясним тематику текстов: о взаимовлиянии человека и животного (Э 2009); о личных качествах человека, которые помогают ему добиться успеха в жизни (ДВ 2010); о роли книги в жизни человека (ДР от 10.02.10); о нравственной основе человеческой личности, проявляющейся на войне (Э 2010). Данные темы являются актуальными, соответствует психолого-возрастным особенностям девятиклассников, формируют мировоззренческую позицию и, следовательно, выполняют свое функциональное назначение. Что касается языковых средств, то можно отметить такие особенности лексики, характерные для публицистического стиля, как наличие во всех текстах стилистически окрашенной лексики (к примеру, «тщетно надеясь...» и др.), лексических единиц, обозначающих мировоззренческие понятия, приобретающих оценочное значение («эмоциональный интеллект»), сочетание разностилевой лексики («оптимальное сочетание способностей нашей личности») и метафорическое использование терминов («здание профессионального успеха может быть построено.») и т. п. Укажем и на особенности синтаксиса: риторические вопросы и восклицания («Зачем они колесят по городу?»); вопросно-ответная форма изложения («Как же развить эту способность?»); вводные конструкции; ряды однородных членов; неопределенно-личные, безличные, обобщенно-личные предложения («нам стоит задуматься.») и др. Стоит обратить внимание учеников на изобразительно-выразительные средства (тропы, фигуры речи), присутствующие в авторских текстах. Актуализировать эти знания в процессе подготовки учащихся к написанию сжатого изложения - одна из задач учителя.
Таким образом, успешное выполнение учащимися 9-х классов части С1 (написание сжатого изложения) экзаменационной работы обусловлено наличием комплекса знаний и умений, полученных ими в процессе комплексного анализа текстов публицистического стиля.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дейкина А. Д., Пахнова Т. М., Рыбченкова Л. М.
Изложение с элементами сочинения - аттеста-
47
#
ционная форма контроля // Русский язык в школе. - 1996. - № 6.
2. Валгина Н. С. Теория текста: Учеб. пособие. -М.: Логос, 2004.
3. Сборник материалов для подготовки выпускников IX классов к государственной (итоговой) аттестации в 2009/2010 учебном году в новой форме: Рус-
ский язык / Отв. ред. Л. Е. Курнешова. - М.: Московский центр качества образования, 2009.
4. Методика подготовки школьников к ГИА 9 по русскому языку: Сб. методич. статей лаборатории рус. яз. и литературы МИОО / Под ред. Н. А. Нефедовой. - М.: МИОО, ОАО «Московские учебники»,2010.
О ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЦЕССОВ ИЗЛУЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ ВОЛН ДВИЖУЩИМИСЯ ЗАРЯДАМИ В СРЕДАХ В КУРСЕ ЭЛЕКТРОДИНАМИКИ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
ON EXPEDIENCY OF STUDYING PROCESSES OF MOVING CHARGES RADIATING ELECTROMAGNETIC WAVES IN DIFFERENT ENVIRONMENTS IN THE ELECTROMAGNETICS COURSE AT SECONDARY SCHOOL
Ю. В. Бобылев, А. Т. Намазова
В статье обосновывается целесообразность изучения в средней школе, наряду с традиционным процессом излучения электромагнитных волн движущимися зарядами в вакууме, также черенковского и переходного излучений, возникающих при движении заряженных частиц в средах. Кратко рассмотрено черенковское излучение: механизм его образования, механические аналогии и практическое использование.
Ключевые слова: электромагнитные волны, излучение, методика.
U. V. Bobylev, A. T. Namazova,
In this article the authors explain the expediency of studying at secondary school Cherenkov's radiation and transitional radiation that happen when charged particles move in different environments, alongside with the traditional process of moving charges radiating electromagnetic waves in vacuum. The article presents a brief overview of Cherenkov's radiation: the mechanism of its formation, its mechanical analogies and practical use.
Keywords: electromagnetic waves, radiation, methodology.
При изложении темы «Электромагнитные волны» в курсе физики средней школы достаточно подробно рассматриваются свойства волн и их различные приложения. Описание же самого процесса их излучения в большинстве учебников ограничивается более или менее подробным рассказом об опытах Герца и основных принципах работы вибратора Герца. Здесь же говорится о том, что главным условием излучения является наличие ускорения у заряженных частиц (например [1; 2]),то есть движущийся с постоянной скоростью заряд электромагнитные волны излучать не должен. При этом никак не поясняется, что данный вывод относится только к вакууму. Это обстоятельство приводит к формированию у учащихся несколько одностороннего и ограниченного представления о самом процессе рождения электромагнитных волн, поскольку в случае движения заряженных частиц в среде возникают иные, отличные от опи-
48
санного, механизмы излучения. А именно, при движении в однородной среде заряженной частицы со сверхсветовой для данной среды скоростью возникает так называемое излучение Вавилова - Черенкова, или просто черенковское излучение [3]. Отметим, что оно имеет большое практическое значение, поскольку на его основе работают черенковские счетчики -чувствительные приборы, позволяющие измерить многие свойства регистрируемых частиц и широко востребованные в настоящее время.
Помимо черенковского излучения, в случае движения заряженной частицы, причем с произвольной скоростью, в пространственно-неоднородной среде, например, при пересечении границы двух сред, возникает так называемое переходное излучение. На основе этого явления, открытого в 1950-х гг. нашими соотечественниками В. Л. Гинзбургом и И. М. Франком [4], работают также широко используемые в настоящее время счетчики