УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС
УДК 343.9
С.В. Баринов
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕСТУПНЫХ НАРУШЕНИЙ ТАЙНЫ ПЕРЕПИСКИ И ИНЫХ СООБЩЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ В КИБЕРПРОСТРАНСТВЕ
В статье рассматриваются особенности преступных нарушений тайны переписки и иных сообщений, совершаемых в киберпростран-стве, которые принято рассматривать как средство и как место совершения преступления. Предметом преступных посягательств являются конфиденциальные сообщения лица, передаваемые с помощью электронной почты. Рассматривается совокупность действий преступника, направленных на совершение преступных нарушений тайны переписки и иных сообщений. Описываются такие особенности рассматриваемого вида преступления, как место, время и орудия совершения преступления, характеристика личности преступника.
Ключевые слова: неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, киберпреступность, тайна переписки.
S.V. Barinov
SOME FEATURES OF CRIMINAL VIOLATIONS OF THE SECRECY OF CORRESPONDENCE AND OTHER COMMUNICATIONS COMMITTED IN CYBERSPACE
The article deals with peculiarities of criminal violations of the secrecy of correspondence and other communications committed in cyberspace, which is widely viewed as a tool and as a crime scene. The subject of criminal assault are confidential communications person, sent through e-mail. Considers the totality of the criminal action aimed at the Commission of criminal violations of the secrecy of correspondence and other communications. Describes such features of the type of crime, place, time and instruments of the crime, the characteristics of the individual offender.
Keywords: inviolability of private life, personal and family secrets, cybercrime, correspondence.
Право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений закреплено в ч. 2 ст.ст. 23 Конституции Российской Федерации. Там же указано, что ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. В соответствии со ст. 63 Федерального закона от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ «О связи» на территории Российской Федерации гарантируется тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи.
Уголовную ответственность за нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений устанавливает ст. 138 УК РФ.
В связи с тем, что гарантированные Конституцией Российской Федерации право на неприкосновенность жилища и право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений принято рассматривать как составные элементы общей правовой категории - права на неприкосновенность частной жизни, нами предложено выделять запрещенные в ст. 137, 138 и 139 УК РФ деяния в отдельную группу преступных нарушений неприкосновенности частной жизни [1].
Рассмотрение преступных нарушений неприкосновенности частной жизни как отдельной группы преступлений, наш взгляд, является целесообразным в целях выявления общих закономерностей их совершения, выявления и привлечения виновных к ответственности, разработки комплекса мер по предотвращению преступлений, а также для решения других актуальных задач борьбы с преступностью в рассматриваемой сфере.
В подтверждение нашей позиции можно привести примеры совместной квалификации преступных деяний в киберпространстве по ст. 137 и 138 УК РФ.
Так, следственными органами Следственного комитета по Республике Бурятия к ответственности по ст. ч. 1 ст. 138 УК РФ (нарушение тайны переписки) и ч. 1 ст. 137 УК РФ (нарушение неприкосновенности частной жизни), привлекалась жительница г. Улан-Удэ гражданка С., которая в период с июля по август 2009 года путем подбора пароля получила несанкционированный доступ к электронным почтовым ящикам женщины, к которой ушел ее муж, и ознакомилась с ее личной перепиской. Кроме этого, злоумышленница ско-
пировала фотоизображения потерпевшей интимного характера и распространила их через Интернет третьим лицам.
Следственными органами Следственного комитета по Забайкальскому краю было возбуждено уголовное дело в отношении жителя города Читы, подозреваемого в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 137 УК РФ (нарушение неприкосновенности частной жизни), ч. 1 ст. 138 УК РФ (нарушение тайны переписки) и ч. 1 ст. 129 УК РФ (клевета), который в феврале 2010 года незаконно распространил в сети Интернет сведения о частной жизни, составляющие личную и семейную тайну своей бывшей знакомой, вел от ее имени переписку с другими пользователями, указал в анкете заведомо ложные сведения, порочащие честь и достоинство 31-летней женщины1.
На основе анализа следственно-судебной практики, в ходе которого были изучены материалы уголовных дел, возбужденных по признакам преступных деяний, ответственность за совершение которых предусмотрена ст. 138 УК РФ, можно сделать вывод о том, что такие преступления, совершаемые в киберпространстве, имеют ряд особенностей.
Прежде всего, следует отметить, что «киберпространство», определяемое как уникальная среда, не расположенная в географическом пространстве, но доступная каждому в любой точке мира посредством доступа через сеть Интернет все чаще используется лицами, осуществляющими криминальную деятельность в преступных целях. Киберпреступность как порождение современной криминальной среды признается серьезной угрозой безопасности на международном уровне. Отмечается, что при совершении преступлений посредством киберпространства меняется его характеристика. За счет того что глобальная сеть обладает уникальными возможностями, изменяется качество преступления, что не может не отразиться на степени его общественной опасности [2, с. 30]. В современных исследованиях киберпространство рассматривается как средство и как место совершения преступления [3].
Непосредственный объект преступления, предусмотренного ст. 138 УК РФ образуют общественные отношения, связанные с тайной переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений. Предметом данного преступления, по мнению правоведов, следует признавать письма, бланки телеграмм и т. п.
1 Следственный комитет Российской Федерации : сайт [Электронный ресурс] // URL: http:// www.sledcomproc.ru (дата обращения: 10.03.2016).
[4, с. 121]. Предметом преступных посягательств на тайну переписки и иных сообщений, совершаемых в киберпространстве, таким образом, являются конфиденциальные сообщения лица, передаваемые с помощью электронной почты.
Электронная почта (англ. email, e-mail, от англ. electronic mail) -технология и сервис по пересылке и получению электронных сообщений (называемых «письма» или «электронные письма») между пользователями компьютерной сети (в том числе, Интернета)1. Электронные сообщения (электронные письма) хранятся в электронном почтовом ящике, создаваемом пользователем компьютерной сети на публичных почтовых сервисах (gmail.com, mail.ru, Яндекс.Почта, Yahoo.Почта и др.)
Обнаружение факта нарушения тайны переписки и иных сообщений, передаваемых с помощью электронных почтовых сервисов происходит в результате:
- неоднократных неудачных попыток входа пользователя на свой электронный почтовый ящик. В данном случае на экране дисплея может появляться сообщение системы о том, что вводимый при авторизации пароль не верен. Попытки восстановить пароль, следуя пошаговой инструкции электронного почтового сервера не приносят успеха;
- получения информации от других пользователей о приходящих с почтового ящика потерпевшего «неадекватных» сообщениях, иногда содержащих персональные данные, личные фотографии, оскорбительные высказывания, предложения об оказании интимных услуг и т. д.
По данным исследования, обнаружив факт нарушения тайны переписки и иных сообщений, потерпевший может сам пытаться восстанавливать доступ к принадлежащему ему электронному почтовому ящику через службу технической поддержки электронного почтового сервера, а также обращается в правоохранительные органы с заявлением о привлечении виновных к уголовной ответственности. Проведением предварительной проверки по фактам нарушения тайны сообщений, совершенных в киберпространстве, занимаются сотрудники специализирующегося на выявлении и расследовании преступлений в сфере высоких технологий отдела «К» службы технических мероприятий МВД России.
Учитывая, что в большинстве уголовных дел преступником оказывался известный потерпевшему человек (бывший супруг, сожи-
1 Википедия - свободная энциклопедия [Электронный ресурс] // URL: https:// ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 10.03.2016).
тель, знакомый, родственник, коллега по работе и т. д.), в ходе получения первых показаний от потерпевшего можно приблизительно очертить круг подозреваемых. Помочь выявить лиц, причастных к совершению преступления, может установление фактов межличностных конфликтов потерпевшего, произошедших в период времени, непосредственно предшествующего совершению преступного посягательства в семье, среди знакомых, в трудовом коллективе, а также появление новых контактов.
Так, в ходе расследования уголовного дела, возбужденного в отношении гражданки Е., потерпевшая пояснила, что незадолго до совершения преступления к ней в переписку пришло письмо от неизвестного пользователя. По переписке с данным пользователем ей стало известно, что эта девушка проживает с ее бывшим мужем. Суть переписки сводилась к тому, чтобы она отказалась от алиментов1.
Потерпевшая по делу, возбужденному в отношении гражданина И., пояснила, что примерно в конце июля - начале августа 2008 г. она выставила свою фотографию в сервисе «Х» с вопросом «Как вам мое фото?». Одним из комментаторов оказался «Егор Иванов», зарегистрированный в социальной сети. Его комментарии носили оскорбительный характер. Она вступила с ним в дискуссию, после чего в ее адрес стали поступать оскорбительные сообщения. Также он оставил несколько оскорбительных комментариев на ее страничке к ее личным фотографиям2.
Процесс совершения рассматриваемого вида преступлений может включать в себя совокупность последовательных действий, направленных на:
1) Получение незаконного доступа к информации, содержащейся в электронном почтовом ящике потерпевшего. Преодоление стандартной защиты от постороннего доступа в виде логина и пароля осуществляется путем:
- ввода комбинации логина и пароля, которая была ранее известна преступнику в связи с доверительными отношениями, совместным использованием общего компьютера и т. д.
- подбора правильного ответа на контрольный вопрос, указанный при регистрации электронного почтового ящика. Например, ответы на вопросы «Как фамилия моей бабушки?», «Кого я люблю
1 Уголовное дело № 1-186/2012 // Архив Октябрьского районного суда г. Пензы за 2012 г.
2 Уголовное дело № 1-223/2010 // Архив Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики за 2010 г.
больше всех на свете?». «Имя моей первой учительницы» и т. д. не представляют сложности для лиц, входящих в ближний круг общения большинства пользователей.
- получения пароля при обращении к администратору электронного почтового сервиса с номера телефона, зарегистрированного на законного владельца электронного почтового ящика. Так, в ходе расследования уголовного дела, возбужденного в отношении гражданина Ш., было установлено, что он, являясь работником предприятия связи, перевыпустил сим-карту с абонентским номером потерпевшего и передал ее гражданину А., а затем, используя неправомерно полученные данные (пароль), при помощи служебного компьютера посредством сети Интернет незаконно осуществил вход в личный кабинет потерпевшего1.
- взлома специальной программой.
2) Ознакомление с содержанием переписки, информацией об анкетных данных, личных фотографиях, отправленных и полученных электронных сообщениях, сведениях об адресатах сообщений. Такие действия могут сопровождаться копированием, модификацией, пересылкой информации другим пользователям.
3) Блокирование доступа законного владельца к использованию принадлежащего ему электронного почтового ящика путем модификации пароля доступа, тем самым обеспечив недоступность к содержимому и невозможность его использования законным владельцем.
4) Использование полученной незаконным способом информации в целях совершения иных противоправных деяний: распространение сведений, составляющих тайну частной жизни лица, шантаж, причинение имущественного ущерба и т. д.
Особенностями рассматриваемого вида преступления, имеющими криминалистическое значение, также являются: место, время и орудия совершения преступления, характеристика личности преступника.
В ходе проведенного исследования установлено, что местом совершения преступных нарушений тайны переписки и иных сообщений в киберпространстве признавалось помещение (жилое или служебное). Обязательными условиями, влиявшими на выбор места совершения преступления, являлись наличие там необходимых технических устройств, позволяющих осуществить выход в сеть Интернет
1 Уголовное дело № 1-325/2014 // Архив Советского федерального районного суда г. Уфы Республики Башкортостан за 2014 г.
и возможность уединиться, с целью скрытия преступных действий от посторонних лиц.
На выбор времени совершения преступления также оказывала влияние вероятность отсутствия в этот момент в помещении посторонних лиц.
В ходе расследования орудиями совершения преступлений признаются и изымаются в качестве вещественных доказательств по делу компьютерная техника (персональные компьютеры, ноутбуки, планшеты) и устройства, предназначенные для осуществления доступа к сети Интернет (модемы, Wi-Fi-роутеры). Приобщаются к материалам дела также различные виды носителей компьютерной информации (СБ-диски, флэш-карты). В данной связи следует обратить внимание на выводы отдельных исследователей о том, что лица, занимающиеся расследованием киберпреступлений, и работники судебной системы в большинстве своем не обладают специальными познаниями в области новых компьютерных технологий, что влечет ошибки в квалификации и расследовании преступлений [5, с. 32]. Таким образом, учитывая трудности, которые могут возникнуть в ходе проведения отдельных следственный действий, связанных с изъятием технически сложных устройств, рекомендуется проводить их при участии лиц, обладающих специальными познаниями в сфере компьютерной техники.
Особенностями следовой картины рассматриваемого вида преступлений является то, что привычные материальные и идеальные следы, хотя и присутствуют, но чаще всего имеют второстепенное значение. Наибольшее значение в процессе выявления и расследования преступлений имеют т.н. «виртуальные» (по другой терминологии - «электронно-цифровые») следы. Отмечается, что такие следы имеют значительную специфику, позволяющую относиться к ним как к самостоятельному виду или разновидности традиционных следов, т.к. они не обладают геометрической формой, весом, цветом, запахом, температурой и пр. [6].
Криминалистическая характеристика личности преступника, совершающего рассматриваемый вид преступных деяний, по биологическим, социальным и психологическим признакам совпадает с чертами портрета типичного нарушителя неприкосновенности частной жизни, совершающего преступления в киберпространстве [7; 8].
Так, основными признаками, характеризующими преступников, является наличие соответствующих знаний и навыков работы
на персональном компьютере и в сети Интернет, а также отсутствие криминального опыта. Типичный преступник, проявляя самонадеянность, не предпринимает серьезных мер к сокрытию следов совершения преступления. В ходе следствия он обычно признает свою вину в совершении преступления, раскаивается, предпринимает попытки к устранению ущерба, активно содействует расследованию.
Список использованной литературы
1. Баринов С. В. О группе преступных нарушений неприкосновенности частной жизни в УК РФ // Уголовное право в эволюционирующем обществе: проблемы и перспективы: сб. материалам VI меж-дунар. заочной науч.-практ. конф. 2015. С. 149-154.
2. Дремлюга Р. И. Интернет как способ и средство совершения преступления // Информационное право. 2008. № 4. С. 27-31.
3. Зверянская Л. П. Современные проблемы исследования криминалистических особенностей киберпреступлений // Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2015. № 15. С. 127-132.
4. Петросян К. Р. К вопросу о совершенствовании уголовного законодательства об ответственности за нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений // Юристъ-Правоведъ. 2001. № 5 (48). С. 121-123.
5. Протасевич А. А., Зверянская Л. П. Борьба с киберпреступно-стью как актуальная задача современной науки // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2011. № 3. С. 28-33.
6. Гавло В. К., Поляков В. В. Следовая картина и ее значение для расследования преступлений, связанных с неправомерным удаленным доступом к компьютерной информации // Российский юридический журнал. 2007. № 5 (57). С. 146-152.
7. Баринов С. В. Криминалистическая характеристика личности преступника, совершающего преступные нарушения неприкосновенности частной жизни в киберпространстве // Сибирские уголовно-процессуальные и криминалистические чтения. 2015. № 2 (8). С. 111-117.
8. Киберпреступность: криминологический, уголовно-правовой, уголовно-процессуальный и криминалистический анализ / под науч. ред. И. Г. Смирновой. М. : Юрлитинформ, 2016. 312 с.
Информация об авторе
Баринов Сергей Владимирович - кандидат юридических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин филиала военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Сызрань), 446007, Самарская обл., г. Сызрань, ул. Маршала Жукова, 1; e-mail: [email protected].
Information about the author
Barinov Sergey Vladimirovich - PhD (law), Docent, chair of humanitarian and socio-economic disciplines Branch of Air Force Educational and Science Center «N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy» (Syzran), Marshala Zhukova St. 1, Samara, 446007; e-mail: [email protected].
Дата поступления статьи в редакцию: 26.02.2016.
УДК 343.985
А.Н. Калюжный
ПОДГОТОВКА К ПРОИЗВОДСТВУ ДОПРОСА ПОДОЗРЕВАЕМОГО ПО ПОСЯГАТЕЛЬСТВАМ НА СВОБОДУ ЛИЧНОСТИ
В статье анализируются тактические особенности подготовки лиц, проводящих расследование, к производству допроса подозреваемого по посягательствам на свободу личности, исследуются мнения различных авторов о структурных элементах подготовки к допросу подозреваемых, анализируется содержание рассматриваемых элементов подготовки допроса, выделяются особенности подготовки к допросам по делам о посягательствах на свободу личности, делаются выводы по оптимизации и повышению эффективности допросов.
Ключевые слова: допрос, тактика, следственное действие, подготовка, тактический прием, подозреваемый, свобода личности.