ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ У
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В ГЛОБАЛЬНЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ СЕТЯХ
SOME FEATURES OF THE PREVENTION OF CRIME IN THE GLOBAL COMPUTER NETWORKS
УДК 343.98
М.К. АБРАМОВ M.K. ABRAMOV
(Белгородский юридический институт МВД России (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the
имени И.Д. Путилина) Interior of Russia)
Аннотация: в статье затрагиваются некоторые вопросы предупреждения преступлений в глобальных компьютерных сетях подразделениями уголовного розыска, рассматриваются проблемы реализации мер предупредительной деятельности в сетевом информационном пространстве, а также некоторые вопросы обеспечения законности при осуществлении оперативно-разыскной профилактики преступлений, которая предполагает сбор информации о криминально активных лицах, степени исправления, связях, преступном опыте, намерениях, особенностях их личности и системы социальных отношений.
Ключевые слова: предупреждение преступлений, оперативно-разыскная профилактика, профилактические меры, оперативно-разыскная деятельность, оперативная информация, силы, средства, методы.
Abstract: this article addresses some issues of crime prevention in the global computer networks of offices of the criminal investigation department, considers the problems of the implementation of measures of preventive activity in a networked information environment, as well as some issues of the rule of law in the implementation of operational and investigative crime prevention, which involves the collection of information on criminal-active persons , the degree of correction, communication, criminal experiences, intentions, especially their personality and the system of social relations.
Keywords: crime prevention, prevention of an investigative, preventive measures, operational-search activities, operating information, power, tools, methods._
Снижение масштабов преступности в глобальных компьютерных сетях, сокращение ее социальной опасности возможно за счет комплексных действий по различным стратегическим направлениям. Безусловно, основные усилия должны быть направлены на устранение или ослабление условий, способствующих криминализации сетевых социальных процессов. Немалый профилактический потенциал содержит активизация деятельности правоохранительных органов в сетевом информационном пространстве, ее концентрация на действительно значимых направлениях борьбы с сетевой компьютерной преступностью. Естественно, усилия должны быть подкреплены научной проработкой соответствующей проблематики, сопровождаться серьезными методическими разработками. Необходимо с научных позиций обеспечить поиск новых форм предупредительной работы, учитывающих специфику сетевой социальной среды.
В юридической литературе понятие предупреждения преступлений обычно рассматрива-
ется в широком смысле как система мер, осуществляемых органами государства в борьбе с преступностью. В узком же - как специальные меры правоохранительных органов по недопущению или пресечению преступных посягательств, осуществляемые законными средствами в отношении отдельных лиц, групп и сформировавшихся преступных сообществ [1, с. 37].
Как и в целом для преступности, предупреждение преступлений, совершаемых с использованием глобальных компьютерных сетей, включает в себя следующие элементы:
- профилактика преступлений - деятельность по выявлению и устранению обстоятельств, способствующих совершению преступлений (общая профилактика), а также установлению лиц, склонных к их совершению, и воздействию на них в целях недопущения с их стороны совершения преступлений (индивидуальная профилактика);
- предотвращение преступлений - деятельность по установлению лиц, замышляющих преступления, и принятие необходимых мер, исклю-
чающих реализацию их преступных намерений;
- пресечение преступлений - деятельность по выявлению лиц, готовящих совершение преступлений и покушающихся на них, и принятие мер в целях прекращения их преступных действий [2, с. 39].
Безусловно, предупреждение преступлений в глобальных компьютерных сетях в широком смысле предусматривает необычайно сложный комплекс разнообразных мероприятий - от принятия новых законов до поиска технических решений по защите сетевых объектов.
Сложность и многообразие обозначенных направлений предупредительной деятельности не позволяет вместить их в пределы компетенции какого-либо одного органа государственной власти. Предупреждение преступности в глобальных компьютерных сетях может быть только многосубъектной деятельностью, в которой важно консолидировать усилия органов власти, бизнеса, структур гражданского общества. Исходя из этого, субъектами предупреждения преступности в глобальных компьютерных сетях следует считать общество (в лице действующих в сетевом пространстве общественных институтов, в том числе сетевого сообщества), государство (и его органы, в том числе правоохранительные), всех юридических и физических лиц, заинтересованных в повышении безопасности сетевого информационного пространства.
Меры по предупреждению сетевой компьютерной преступности должны органично вписываться в систему предупреждения преступности в целом. Заметим, что в системе предупредительной деятельности принято выделять общее и специальное предупреждение преступности и индивидуальное предупреждение преступлений. Общее предупреждение направлено на нейтрализацию основных социально-экономических и иных причин и условий преступности, а специальное связано с влиянием на микросреду, порождающую условия для совершения преступлений, на улучшение криминогенной ситуации в конкретных сферах общественной жизни. Индивидуальное предупреждение предполагает воздействие на конкретное лицо, изменение его мировоззрения, системы ценностей и т.д.
Определив основные направления предупредительной деятельности, далее попытаемся выявить специфику их реализации в сетевом информационном пространстве.
В решении многоаспектной проблемы общего предупреждения сетевых компьютерных преступлений наибольшая отдача ожидается от технологического, организационного и правового подходов. Первый предусматривает предотвращение преступлений главным образом за счет мероприятий технического характера (внедрения
новых технологических решений, препятствующих преступной деятельности). Второй связан с осуществлением разнообразных организационных мероприятий, объединяющих усилия субъектов предупредительной деятельности в сетевом информационном пространстве. Третий опирается на совершенствование правовых механизмов: улучшение правовой базы борьбы с сетевой компьютерной преступностью, оптимальное решение правовых проблем криминализации сетевых противоправных деяний, четкое определение составов соответствующих преступлений, закрепление процессуальных механизмов их эффективного раскрытия и расследования и т.п.
Следует отметить, что на раннем этапе развития глобальных компьютерных сетей основная роль в предотвращении любых действий, недопустимых с точки зрения сетевой безопасности, отводилась технологическим методам. Высокая эффективность технологических регуляторов обеспечивается и сегодня. Это, в частности, связывается с тем, что: а) технологические механизмы могут автоматически блокировать определенные действия, делая их просто невозможными; б) технологические решения относительно легко и оперативно внедряются субъектами, обеспечивающими управление сетевыми сервисами; в) технологии гораздо более адаптивны по отношению к изменяющимся сетевым угрозам, чем правовые механизмы; г) технологические решения являются для сетевой среды средств естественными, а потому принимаются пользователями менее болезненно, чем иные формы принуждения (в ряде случаев могут быть просто не замечены). Однако технологическое регулирование не способно полностью задать нужный вектор поведению субъектов сетевого взаимодействия. И в этой связи возрастает значение правового решения соответствующих проблем. Следует отметить, что среди мер общепрофилактического правового характера в качестве фактора, сдерживающего количественный рост сетевых компьютерных преступлений, нередко называется ужесточение норм уголовного законодательства. По ряду преступлений, связанных с использованием глобальных сетей, такое ужесточение наказания сегодня способно дать положительный эффект.
Не менее значимый профилактический потенциал, на наш взгляд, несет неизбежность наказания за совершенное сетевое компьютерное преступление. В совокупности факторов, способных в настоящее время сыграть сдерживающую роль в рассматриваемой сфере, на первый план выходят демонстрация государством решимости противостоять криминальным явлениям в сетевом пространстве и формирование в обществе
(а особенно среди девиантных слоев «сетевого сообщества») убежденности в способности правоохранительных органов обеспечить уголовное преследование преступников. Между тем большинство хакеров не сомневаются в своей безнаказанности. В таких условиях даже самая общая осведомленность лиц, склонных к совершению сетевых преступлений, о наличии эффективных способов обнаружения их противоправной активности создает предпосылки, удерживающие часть из них от совершения преступлений.
Специальное предупреждение преступности предусматривает воздействие на процессы ее детерминации, которые связаны с отдельными социальными группами и конкретными объектами, привлекающими повышенное внимание со стороны криминальной среды. В структуре специального предупреждения значительная роль отведена комплексным оперативно-профилактическим операциям, при проведении которых «принципиальным является объединение усилий различных правоохранительных органов в достижении поставленных целей» [3, с. 453].
Специальное предупреждение сетевой преступности возможно со стороны субъектов оперативно-разыскной деятельности в форме оперативно-разыскной профилактики. Эта деятельность «предполагает сбор в ходе поисковых мероприятий негласной разведывательной информации о лицах с повышенной криминальной активностью. Совокупность полученных сведений, дающих основания для вывода о вероятности криминального поведения, указывает на необходимость установления оперативного наблюдения за такими лицами в целях своевременного предупреждения и пресечения подготавливаемых ими преступлений. Используемые при этом методы оперативно-разыскной деятельности разнообразны. Это и профилактическое воздействие на членов криминальных и антиобщественных формирований, и разобщение путем проведения оперативных комбинаций враждующих группировок, и оперативное прикрытие объектов и прочее» [3, с. 455]. Все названные варианты реализации оперативно-профилактической функции правоохранительных органов возможны и в сетевом информационном пространстве.
Специальные подразделения правоохранительных органов могут осуществлять и оперативное прикрытие наиболее важных сетевых объектов. При этом они, естественно, должны обращать внимание прежде всего на те криминогенные факторы, нейтрализация или устранение которых находятся в пределах их компетенции.
Меры индивидуальной профилактики сетевых компьютерных преступлений в основном мало отличаются от аналогичных мер, направленных
на предупреждение иных видов преступной деятельности. Они позволяют оказывать непосредственное воздействие на конкретного человека в целях вывода его из-под влияния преступной среды. В рассматриваемой сфере наиболее действенными можно считать следующие меры: формирование у конкретного лица понимания неотвратимости наказания; осуществление мероприятий, вынуждающих его к добровольному отказу от совершения противоправных действий; создание в группах криминальной направленности атмосферы взаимного недоверия и страха перед неизбежным разоблачением. Как видим, все они тесно связаны с уже обсужденными мерами оперативно-разыскной профилактики. Индивидуальная профилактика во многом связана также с применением методов психологического воздействия. Комплексное их использование может стать основой «контратакующих информационно-психологических воздействий как на хакеров-любителей и преступников-одиночек, так и на организованные преступные группы и сообщества» [3, с. 458]. Добавим, что при разработке направлений индивидуальной профилактической работы нельзя игнорировать индивидуальную неповторимость каждой личности. Пристальное внимание должно уделяться профилактике противоправной деятельности среди подростков. Разобщение выявленных молодежных групп, имеющих противоправные намерения, но еще не ставших на путь совершения преступлений, должно стать важным направлением деятельности правоохранительных органов в сетевом информационном пространстве. Практика подтверждает, что умелые профилактические действия способны изменить направленность подобных групп.
Важную роль в системе предупредительной деятельности занимает информационно-аналитическая деятельность, предполагающая как изучение прошлого и текущего состояния преступности, так и криминологическое прогнозирование. Стоит отметить теснейшую связь аналитической работы в рассматриваемой сфере с оперативно-разыскной деятельностью. Рассмотренный выше оперативно-разыскной сбор информации в сетевом пространстве способен обеспечить серьезную базу для дальнейшего информационного анализа.
В зависимости от источников и степени обобщенности поступающей информации, а также решаемых задач по ее обработке, выделяются несколько уровней анализа: стратегический, тактический и оперативный. При этом каждый уровень анализа является по-своему важным, все они взаимно дополняют друг друга. Вершиной аналитической деятельности как процесса
осмысления разрозненной гласной и негласной знание, которое учитывает результаты, получен-информации становится новое синтетическое ные на всех указанных уровнях анализа.
Литература
1. Криминология и организация предупреждения преступлений: учебное пособие / под ред. Э.И. Петрова. - М., 1995.
2. Оперативно-розыскная деятельность: учебник. 2-е изд., доп. и перераб. / под ред. К.К. Горяинова, В.С, Овчинского, Г.К.
Синилова, А.Ю. Шумилова. - М.: ИНФРА-М, 2008.
3. Осипенко А.Л. Сетевая компьютерная преступность: теория и практика борьбы: монография. - Омск: Омская академия МВД России, 2009.
— References —
1. Criminology and the organization of the prevention of crime: A manual. / Ed. E.I. Petrova. - M., 1995.
2. Operatively -search activity: Textbook. 2nd ed., Ext. Rev. / Ed. K.K.Goryainov, V.S.Ovchinsky, G.K.Sinilov, A.U. Shumilov. - M.: INFRA-M, 2008.
3. Osipenko A.L. Network computer crime: the theory and practice of struggle: monograph. - Omsk: Omsk Academy of the Ministry of Interior of Russia, 2009._
(статья сдана в редакцию 21.12.2015)