Тезисы
А.Г. Карапетян-Миценко, Ю.Ю. Чеботарева, З.А. Костоева, Г.М. Летифов
Некоторые особенности патологии вульвы и влагалища у девочек-дошкольниц с различными заболеваниями органов мочевой системы
ГБОУ ВПО «Ростовский государственный медицинский университет» Минздрава России,
Ростов-на-Дону, Россия
Резюме. Проведено изучение адаптационных реакций, вегетогормонального статуса и психоэмоциональных нарушений у 86 девочек в возрасте 3-6 лет с вульвовагинитом и заболеваниями ОМС. Выявлены вегетогормональные и психоэмоциональные расстройства, патологические стрессорные реакции.
Summary. To study the adaptive features of girls with vulvovaginitis on the background of diseases of the urinary tract were studied adaptive responses, hormonal status and psycho-emotional disorders in 86 patients aged 3 to 6 years. It is revealed that inflammatory urogenital diseases of girls in a number of cases there is a hormonal and autonomic status, marked stress reactions.
Инфекции мочевой системы (ИМС) - распространенные нефрологические заболевания девочек. Актуальной при сочетанной урогенитальной патологии продолжает оставаться проблема синехий малых половых губ (СМПГ), этиопатогенез рецидива которых остается невыясненным, а лечение при наличии заболеваний органов мочевой системы (ОМС) вызывает большие трудности.
Цель исследования: изучение вегетогормонального статуса, адаптационных реакций при вульвовагинитах (ВВ) у девочек с различными заболеваниями органов малого таза (ОМС).
Материал и методы. Обследованы 116 девочек в возрасте 3-6 лет: 1-я группа (n=21) -пациентки с ВВ; 2-я группа (n=20) - с ВВ на фоне обострения хронического пиелонефрита (ХП); 3-я группа (n=20) - с ВВ на фоне острого пиелонефрита (ОП ); 4-я группа (n= 25) - с ВВ на фоне дисметаболических нефропатий (ДН); 5-я группа (n=30) - девочки аналогичного возраста. Определяли гормоны сыворотки крови, вегетативный тонус, адаптационные реакции (АР). Статистическая обработка проводилась с помощью программы Statistica 6,0.
Результаты. Во всех группах преобладали хронические формы ВВ, при сочетании ВВ с патологией ОМС достоверно преобладала частота СМПГ (р<0,05). СМПГ чаще встречались при хронических вариантах ВВ на фоне ХП и ДН. У пациенток с ВВ на фоне ОП при нормальных возрастных уровнях ЛГ, ФСГ выявлено достоверное повышение уровня ПРЛ. По сравнению с пациентками других групп, в той же группе отмечалось достоверное повышение уровней Е2 и Е3 (р<0,05). При ВВ на фоне ХП в 60% случаев отмечалась симпатикотония. При изолированном ВВ, а также при сочетании ВВ с ОП и ДН чаще регистрировалась эйтония. В контрольной группе нарушения вегетативного статуса встречались значительно реже (в 30% случаев - симпатикотония) и имела место также эйтония (70%) (р<0,05). Во всех обследуемых группах уровень и индекс тревоги были достоверно выше, чем в контрольной группе. Данные показатели у пациенток с ХП и ОП были достоверно выше, чем у пациенток 1-й и 4-й групп. При оценке исходных АР пациенток с ХП и ОП выявлялись реакции стресса (25 и 30% соответственно), напряженные реакции повышенной и спокойной активации, тренировки на низких уровнях реактивности. Реакция переактивации отмечалась только у пациенток с ХП. В контрольной группе отмечались антистрессорные реакции высокого уровня реактивности.
II Научно-практическая конференция с международным участием «Национальный и международный опыт охраны репродуктивного здоровья детей и подростков»
Заключение. Таким образом, девочки с сочетанной урогенитальной патологией имеют характерные расстройства вегетогормонального статуса, адаптации, что требует проведения комплексной коррекции.
М.Г. Коломейцев
Выявление и профилактика андрологической патологии у юношей-подростков в современных условиях: от здравоохранения к образованию
ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», Москва, Россия
Резюме. Представляются результаты эффективности применения скрининг-теста на выявление андрологической патологии у подростков.
Summary. Represents the result of the effectiveness of a screening test for detection of andrological disorders in adolescents.
В современных реалиях четко прослеживается ухудшение состояния здоровья подрастающего поколения. Неуклонно растут заболевания мочеполовой системы детей и подростков (Росстат, 2014), что несомненно ведет к снижению репродуктивного потенциала нации. Пубертатный период является определяющим в отношении становления репродуктивной функции. В отличие от девушек и девочек (на которых ориентирована детская гинекологическая служба), с мальчиками и юношами-подростками ситуация остается довольно сложной. Так, по данным различных научных публикаций можно судить о том, что примерно до 60% патологических состояний, формирующих копулятивную и репродуктивную несостоятельность мужчины, приходится именно на детский и подростковый возраст. А это в свою очередь служит объективными социально-медицинскими предпосылками для мониторинга репродуктивного здоровья мужской части населения страны еще на этапе становления репродуктивной системы мужского организма. Однако выявляемость андрологической патологии у детей и подростков в поликлиниках и венерологических диспансерах крайне низка. Но в то же время раннее выявление и эффективное лечение андрологической патологии затрудняется не только из-за стеснительности подростков, но и из-за того, что у мальчиков жалобы в большинстве случаев отсутствуют. По данным Северо-Западного института андрологии, жалобы отмечаются лишь у каждого пятого ребенка. И как факт, андрологические заболевания проявляют себя сравнительно поздно, когда их лечение затруднено, а подчас и невозможно (Мирский В.Е., 2007).
Цель исследования: оценить особенности репродуктивного статуса подростков мужского пола с использованием разработанного скрининг-теста на выявление андрологической патологии у подростков, а также их информированность об андрологических заболеваниях.
Материал и методы. Исследование проводилось с использованием разработанного (совместно с андрологами) скрининг-теста оценки андрологического состояния подростков (Куинджи Н.Н., Коломейцев М.Г. и др., 2007). В первом исследовании (2007 г.) участвовало 183 юноши (средний возраст 18,6 года), во втором исследовании (2015 г.) -61 юноша (средний возраст 19,1 года).
Результаты. По данным 1-го исследования были выявлены следующие отклонения со стороны оцениваемых состояний и органов репродуктивной системы: признаки