НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОСМОТРА
ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ, СВЯЗАННЫХ С ПЕРЕВОЗКОЙ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ,
ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ИХ АНАЛОГОВ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
SOME ASPECTS OF SEARCH DURING INVESTIGATION OF CRIMES IN CONNECTION WITH DRUG, PSYCHOTROPIC SUBSTANCES AND THEIR ANALOGS TRAFFIC VIA RAIL TRANSPORT
УДК 351.81:343.575
Е.С. КРАМСКАЯ,
кандидат юридических наук (Договорно-правовой департамент МВД России)
О.Н. СКОМОРОХОВ,
кандидат юридических наук (Белгородский юридический институт МВД России)
E.S. KRAMSKAYA,
Phd (Laws), Senior Expert (Contract and Legal Department of the Russias MIA)
O.N. SKOMOROKHOV,
he candidate of jurisprudence (Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)
Аннотация: в статье рассматриваются некоторые особенности осмотра при расследовании уголовных дел, связанных с перевозкой наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов на железнодорожном транспорте.
Ключевые слова: осмотр места происшествия, наркотические средства, психотропные вещества, перевозка, железнодорожный транспорт.
Abstract: the article deals with Some aspects of search during investigation of crimes in connection with drug, psychotropic substances and their analogs traffic via rail transport.
Keywords: crime scene search, drugs, psychotropic substances, traffic,
rail transport.
J J езаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов все глубже проникает в жизнь общества. Более половины из них имеют зарубежное происхождение. Согласно официальным статистическим данным наиболее распространенным способом доставки наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов остается железнодорожный транспорт - на его долю приходится около 80 % всех перевозок.
Опыт российских правоохранительных органов свидетельствует о том, что для перевозки запрещенных веществ используются как конструктивные полости непосредственно железнодорожных вагонов, так и перевозимые грузы и багажи пассажиров. Кроме того, всё чаще имеет место задержание так называемых «глотателей» (то есть тех, кто перевозит наркотики в полостях тела).
Зачастую предположение о возможной транспортировке наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов детерминировано такими факторами, как страна, которой принадлежит подвижной состав; маршрут его движения; наличие остановок и стоянок в странах-производителях наркотиков; а также места отправки груза.
Следует отметить, что маскировка незаконной перевозки наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов становится всё более разнообразной. Это как интеллектуальная - например, подлог документов, так и материальная - под какой-либо предмет.
Планируя осмотр подвижного состава, необходимо учитывать возможность возникновения следующих ситуаций.
Первая ситуация - это когда незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов занимается организованная преступная группа. В данном случае сотрудники правоохранительных органов чаще всего имеют дело с крупными партиями наркотиков, к незаконной перевозке которых привлекаются начальники поездов, машинисты, их помощники, проводники, иной обслуживающий персонал, а иногда и сотрудники полиции на транспорте, пограничники, работники таможенных органов.
Сложность здесь заключается в том, что члены преступной группы располагают достаточным количеством времени для того, чтобы спрятать наркотики. При этом после прибытия поезда в пункт назначения они также не ограничены во времени так, как пассажиры. Очевидно, что преступлению в данном случае предшествует более тщательная подготовка. Следовательно, для обнаружения запрещенных веществ требуется не только больший отрезок времени, но и использование специальных инструментов и технических средств. Велика вероятность обнаружения закамуфлированных тайников в наиболее важных частях локомотивов или вагонов, например, в туалетных отсеках, других местах общего пользования, технических помещениях, как внутри, так и снаружи подвижного состава.
Вторая ситуация возникает, когда сотрудникам правоохранительных органов приходится иметь дело с одним-двумя перевозчиками небольших партий. В большинстве случаев здесь речь идет именно о пассажирах. Как следствие, тайники не отличаются сложностью из-за ограниченности перевозчика во времени и находятся в багаже, личных вещах, купе, занимаемом самим преступником.
Результаты анализа практики расследования данных преступлений показывают, что при выполнении осмотра подвижного состава допускаются серьезные ошибки и недостатки, что приводит к увеличению сроков расследования, а иногда и к невосполнимой утрате доказательств.
При наличии достоверной оперативной информации о количестве лиц, причастных к совершению данных преступлений и способе транспортировки запрещенных веществ подготовительная работа носит более целенаправленный характер. В первую очередь определяется состав следственно-оперативной группы, привлекаемой к осмотру указанного объекта, и ее техническое оснащение.
Руководителем данной группы, как известно, является следователь. Он непосредственно воспринимает и изучает обстановку, в которой происходит перевозка наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, выясняя, в том числе, и обстоятельства их появления в осматриваемом месте, а также обнаруживает, фиксирует и изымает все возможные следы преступных действий и другие объекты, которые могут иметь отношение к данному факту.
Наряду с оперативными работниками в состав следственно-оперативной группы входят специалисты-криминалисты экспертных подразделений МВД России, оказывающие помощь следователю в обнаружении, фиксации и изъятии следов путем применения криминалистической техники, а также участвующие в выдвижении версий о местах возможного обнаружения тайников с запрещенными веществами и предметами и лицах, причастных к совершению данных преступлений.
Осмотр железнодорожных вагонов весьма специфичен и не только с точки зрения поиска наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, поэтому при их осмотре целесообразно также привлекать соответствующих специалистов, в том числе, из числа сотрудников правоохранительных органов на транспорте, обладающих знаниями о строении подвижного состава и обслуживающих коммуникаций. Осмотру в обязательном порядке должно предшествовать хотя бы теоретическое изучение конфигурации локомотива, вагонов, подвижных транспортных платформ, в том числе, количества и расположения отсеков, предназначенных для транспортировки грузов, путей подхода к ним; количества и местонахождения санитарных и пустых резервуаров; подробного плана вагона-ресторана; электронных и других отсеков, съемных внутренних и внешних панелей; вентиляционной системы; кресел и спальных мест в пассажирском салоне; потолков и др.
В отдельных случаях при осмотре необходимо участие в качестве специалиста химика или фармацевта для выявления наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов.
Для обнаружения наркотиков, обладающих специфическим запахом (гашиш, опий-сырец и др.), могут эффективно использоваться специально обученные служебные собаки, которые могут обнаружить эти вещества в тайниках, в багаже, предметах одежды и т.д. По каждому факту использования служебной собаки и о его результатах кинологом составляется акт, в котором кратко отражаются время, место, цель и результат ее использования, обстоятельства обнаружения и внешний вид обнаруженных предметов.
Однако возможность включения того или иного лица в следственно-оперативную группу для участия в данном следственном действии не предполагает обязательность этого участия, а рассматривается лишь его целесообразность в каждом конкретном случае. Следует помнить, что количество участников следственного действия должно быть оптимальным и способствовать эффективной работе.
При подготовке к проведению осмотра следователю необходимо приготовить соответствующие бланки процессуальных документов, упаковочные материалы, средства связи, а также обеспечить видеофиксацию следственного действия, что, в свою очередь, позволит отказаться от обязательного участия понятых. Однако в ряде случаев участие понятых даже при наличии видеосъемки желательно, например, для оперативности решения вопросов, которые могут возникнуть в процессе данного следственного действия (необходимость проведения личного обыска и др.). При наличии информации о возможности нахождения в осматриваемом месте заподозренных лиц женского пола, необходимо решить вопрос об участии в качестве понятых женщин. Вполне понятно, что в этом случае следует включить в группу и сотрудника полиции - женщину.
Необходимо учитывать, что, определяя границы осмотра, не следует ограничиваться непосредственным местом обнаружения наркотиков. Зачастую границы осмотра целесообразно расширить. Имеются ввиду те случаи, когда подозреваемые выбрасывают, например, в окно, в унитаз, в мусорные баки различные предметы, свидетельствующие о перевозке наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов (как непосредственно сами указанные предметы, так и упаковочный материал и т.д.).
Перед какими-либо изменениями на месте осмотра целесообразно обстановку подробно зафиксировать, что всегда оправдано и очень важно для дальнейшей оценки доказательств.
При освещении тактических особенностей осмотра подвижного состава целесообразно остановиться на перечне наиболее вероятных мест скрытого хранения и перевозки наркотиков в железнодорожных вагонах. Так, например, А.Б. Дудаев и М.А. Зеленский среди таковых называют следующие: плафоны электрического освещения; верхний люк нерабочего тамбура; электропульт в купе проводника; третьи полки плацкартных и купейных вагонов; аккумуляторный отсек; хозяйственные отсеки в коридоре вагона (в полу); бак забора воды в туалете; люк вентиляционный в купе; за шторами окон; вагон-ресторан; коридор вагона со стороны переходного тамбура; неработающие платформы ночного освещения; кабина машиниста [1, с. 13-14].
Далее авторы отмечают, что кроме того, для хранения наркотиков могут быть использованы другие вещи и предметы: мешки с пустой посудой, которые проводники сдают в парках отстоя; сумки, маскируемые сверху овощами, фруктами и т.д.; свертки, выбрасываемые на ходу из поезда.
Помимо перечисленных «узлов» осмотра следует остановиться на личных вещах и багаже пассажиров. Уже десятилетия наиболее популярными тайниками остаются чемоданы и иные сумки с двойным дном. Однако преступники на этом не останавливаются и используют иногда самые неожиданные тайники-предметы. К примеру, наркотики перевозятся в бутылках, баллончиках с аэрозолями, косметике, книгах. Из некоторых (кокаин и др.) изготавливают вазы, статуэтки, растворяют в жидкостях, пропитывают ими одежду, заполняют музыкальные инструменты. Их перевозят в консервных банках, в тетрапакетах с соком, в тюбиках зубной пасты, в упаковке из-под лекарств, в мобильных телефонах, в планшетах (то есть используют конструктивные полости предметов). В целях нейтрализации запаха запрещенных веществ преступники заливают их воском, шоколадом, кремом, впекают в торты и хлеб, помещают внутрь кислородных баллонов акваланга и т.п.
Так, по подозрению в перевозке наркотиков в пассажирском поезде Москва-Ярославль сотрудники Главного управления на транспорте МВД России задержали 30-летнего мужчину. При тщательном осмотре его багажа в запечатанных банках из-под кофе были обнаружены свертки с героином весом более 100 грамм.
Преступники проявляют изобретательность и порой обнаруженные предметы-тайники даже для опытных сотрудников полиции являются неожиданными. Например, сотрудниками патрульно-постовой службы полиции Тындинского линейного отдела МВД России на транспорте во время патрулирования поезда сообщением Благовещенск-Тында был выявлен 4 0-летний мужчина с признаками наркотического опьянения. В ходе осмотра вещей пассажира в сумке, среди продуктов питания, был обнаружен поврежденный клубень картофеля. При более тщательном изучении клубня сотрудники полиции извлекли из него шприц, начиненный темно-зеленым веществом. Проведенное исследование показало, что изъятое вещество является наркотическим средством - гашишное масло. Общий вес более 3 граммов.
Таким образом, при осмотре как самого подвижного состава, так и багажа следует учитывать два основных способа сокрытия запрещенных веществ: сокрытие в объемах и полостях конструктивных особенностей объектов, существенных предметов и вещей; сокрытие в специально оборудованных тайниках.
Важнейшее значение для процесса и поисков наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов имеет сопоставление размеров и пространственных объемов портфелей, чемоданов, кейсов с целью обнаружения оборудованных в них тайников.
Признаками, указывающими на проведение более тщательного осмотра, являются, например, отсутствие ожидаемой гибкости в перегородках отсеков и отделений сумок, кейсов, чемоданов; резкий запах клея или сильный иной запах (запахи духов, лосьонов после бритья, молотого перца и др.); наличие свежих швов, заклепок и т.п. Отдельное внимание следует уделять проверке и оценке веса сумки, чемодана, кейса. Кроме того, для осуществления контроля необходимо использовать все имеющиеся в распоряжении средства, стараясь по возможности не повреждать багаж и другие проверяемые предметы.
В протоколе подробно описывается изъятое средство или вещество: наименование, упаковка, масса или объем (с указанием, на каких весах производилось взвешивание или с помощью чего производилось измерение), его вид, консистенция, а также приспособления для их транспортировки.
Допущенная небрежность или невнимательность при поиске наркотических средств и оформлении соответствующих документов может привести к утрате вещественных доказательств и иным нежелательным последствиям.
При проведении осмотра важны не только сами изымаемые следы, но также и обстановка, точное местонахождение изымаемых средств и других объектов. Именно исследование данной обстановки позволяет уяснить все обстоятельства происшедшего, понять механизм следообразования и установить причинно-следственную связь между ними. Только в этом случае возможно использовать материалы осмотра для производства последующих следственных действий с целью преодоления противодействия расследованию со стороны подозреваемых, обвиняемых и даже свидетелей по данному факту.
Подводя итог изложенному, отметим следующее:
1. Объектами осмотра места происшествия по делам о незаконной перевозке запрещенных веществ на железнодорожном транспорте являются непосредственно железнодорожные вагоны, в том числе их конструктивные полости, а также перевозимые грузы и багажи пассажиров.
2. Определяя состав следственно-оперативной группы, привлекаемой к осмотру указанного объекта, и ее техническое оснащение, необходимо помнить, что количество участников следственного действия должно быть оптимальным и способствовать эффективной работе.
3. Осмотру в обязательном порядке должно предшествовать хотя бы теоретическое изучение конфигурации локомотива, вагонов, подвижных транспортных платформ и др.
4. Планируя осмотр подвижного состава, учитывают особенности способов перевозки наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, избираемых организованными преступными группами и перевозчиками небольших партий.
5. В большинстве случаев встречаются два основных способа сокрытия запрещенных веществ: сокрытие в объемах и полостях конструктивных особенностей объектов, существенных предметов и вещей; сокрытие в специально оборудованных тайниках.
6. Запрещенный груз чаще всего отдается лицам, не вызывающим подозрение (например, инвалиды, малолетние дети, женщины с грудными детьми).
7. Определяя границы осмотра, не следует ограничиваться непосредственным местом обнаружения наркотиков.
8. Для успешного проведения осмотра необходимы предельная педантичность, последовательность и тщательность обследования каждого предмета, который может служить средством сокрытия или маскировки запрещенных веществ.
1- Дудаев А.Б., Зеленский М.А. Организация и тактика противодействия органов внутренних дел незаконному обороту наркотиков при их перевозке железнодорожным, воздушным и водным транспортом: методическое пособие. - Белгород: Бел ЮИ МВД России, 2003.