Научная статья на тему 'Некоторые особенности методики преподавания дисциплины: "Основы игры на музыкальном инструменте (фортепиано)" в системе хореографического образования'

Некоторые особенности методики преподавания дисциплины: "Основы игры на музыкальном инструменте (фортепиано)" в системе хореографического образования Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
181
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности методики преподавания дисциплины: "Основы игры на музыкальном инструменте (фортепиано)" в системе хореографического образования»

О.И. Передерий

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ: "ОСНОВЫ ИГРЫ НА МУЗЫКАЛЬНОМ ИНСТРУМЕНТЕ (ФОРТЕПИАНО)" В СИСТЕМЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В настоящей статье рассматриваются некоторые проблемы музыкально-инструментальной подготовки артиста балета в свете основных ориентиров его профессиональной деятельности.

На основании разработанных автором учебных программ определяются направления возможной модернизации практики обучения с учетом указанных выше специфических, профессиональных требований. Привлекается также использование богатейших традиций отечественной фортепианной педагогики Х1Х-ХХ веков в области фортепианного репертуара, ориентированного на принципы начального музыкального образования.

Дисциплина "Основы игры на музыкальном инструменте" принадлежит к числу общепрофессиональных дисциплин, изучаемых обучающимися специализации "Артист балета". В соответствии со структурой учебного плана данный курс изучается в течение восьми семестров.

Учет успеваемости производится поурочно в течение каждой четверти с почетвертной аттестацией обучающегося. В конце каждого года предусмотрен экзамен, включающий в себя исполнение экзаменационной программы, составленной в соответствии с репертуарными требованиями. Итоговая оценка за год формируется по результатам четвертных оценок, а также экзаменационной оценки.

Кроме того, курс носит конкретную практическую направленность и хронологически совпадает с курсами музыкальной грамоты и сольфеджио, теории музыки и музыкальной литературы,

совокупность которых составляет базовую основу музыкального образования по данной специальности.

План курса "Основы игры на музыкальном инструменте" включает в себя значительное число часов, отведенных на индивидуальные практические занятия, поскольку овладение основным инструментарием для понимания и анализа различных стилистических направлений в балетном искусстве неразрывно связано с процессами слухового усвоения материала. Поэтому практические занятия предполагают введение ряда заданий, ориентированных на развитие у обучаемого слуховых навыков.

Данный курс является неотъемлемой частью профессионального формирования обучаемого по направлению "Искусство балета" по специальности "Хореографическое искусство". Основным видом профессиональной деятельности будущего танцовщика является исполнительская деятельность в качестве артиста или солиста балета в профессиональных балетных труппах преимущественно с классическим репертуаром, поэтому необходимо определить специфику курса "Основы игры на музыкальном инструменте" применительно к задачам формирования общей музыкальной культуры, а также специфики музыкальной подготовки будущего выпускника.

Развитие общих и специальных музыкальных способностей, таких, как повышение точности различения высоты музыкального звука, чувства ритма, расширяет музыкальный кругозор обучающегося, а также оказывает влияние на двигательную сферу будущего артиста балета. Несмотря на то, что в соответствии с учебным планом курс элементарной теории музыки выделен в качестве самостоятельной дисциплины, в число заявленных в данном курсе задач входит практическое закрепление знаний по элементарной музыкальной грамоте.

Отдельно следует подчеркнуть проявление специфики профессиональной деятельности обучающегося по отношению к

занятиям на фортепиано. Наличие прочно закрепленных в процессе этой деятельности двигательных навыков (например, аф-пиксация предплечья, обусловленная эталоном постановки корпуса танцовщика), соответствующих эстетическим требованиям и нормам классического танца, нередко входит в прямое противоречие с требованиями фортепианной техники, на что необходимо обратить особенно пристальное внимание в ходе занятий в фортепианном классе.

Поскольку в практику приемных испытаний в Академию Русского балета до настоящего времени не входил отбор обучающихся по принципу соответствия природных музыкальных данных уровню, необходимому для формирования будущего артиста балета, в задачи преподавателя данной дисциплины входит необходимость работы с различными по потенциальным возможностям обучающимися. Это нашло отражение в диапазоне репертуарных требований для каждого из указанных в учебном плане разделов.

Целью данного курса является подготовка обучающихся к самостоятельной практической артистической деятельности в сфере классического танца.

Основными задачами курса являются:

— формирование основных навыков и приемов игры на фортепиано;

— развитие общих и специальных музыкальных способностей обучающихся;

— знакомство с характерными образцами танцевальной музыки посредством сольного и ансамблевого музицирования;

— расширение музыкального кругозора обучающихся и повышение их восприимчивости к исполняемому произведению.

Курс "Основы игры на музыкальном инструменте" является основной учебной дисциплиной и служит практическим фундаментом для других дисциплин общепрофессиональной направленности.

В процессе прохождения курса обучающийся должен приобрести навыки чтения нотной записи, получить начальное представление о метроритмической организации музыкального материала, понятие о музыкальном синтаксисе, изучить основные приемы артикуляции в рамках проходимого репертуара, а также агогические и динамические выразительные средства музыки, изучить закономерности строения и ориентироваться в различных музыкальных формах (полифонических, простых двух- и трех-частных, формы рондо, сонатной и различных видах вариационных форм: строгие, свободные вариации, — а также в формах и жанрах балетной музыки).

Курс состоит из четырех разделов:

Овладение элементарными исполнительскими навыками:

— игра по слуху и транспонирование мелодий в различных тональностях;

— игра нон легато поочередно обеими руками;

— перекладывание рук в игре нон легато;

— исполнение мелодий простейшим аккомпанементом: квинта, октава, связная игра двух звуков (легато — стаккато), связная игра вторым, третьим и четвертым пальцами обеих рук;

— усвоение простейших аппликатурных формул на примере работы с гаммами и арпеджио;

— исполнение длительных по протяженности мелодических линий;

— формирование навыков игры легато;

— формирование элементарных навыков чтения нотного текста: чтение в обоих ключах, изучение знаков альтерации, обозначений штрихов и темповых обозначений;

— формирование ритмо-координационных навыков, связанных с двуручным исполнением.

В течение года обучающиеся должны изучить не менее 25 легких произведений, в том числе, народные песни, пьесы танцевального характера, простейшие этюды, ансамбли; читать с листа.

Развитие пианистических навыков на основе репертуара более высокой степени сложности.

— расширение и наращивание проходимого репертуара по степени трудности;

— дальнейшее развитие навыков весовой игры и ротационного движения в процессе работы над простейшими фактурными формулами;

— работа над гаммами в прямом и расходящемся движении;

— развитие слуховых навыков, нюансировки звучности и нахождения звукового баланса;

— освоение более сложных ритмических рисунков;

— изучение простейших видов аккомпанирующей фактуры, различных видов гармонической фигурации;

— развитие аккордовой техники;

— развитие навыков исполнения различных видов орнаментики.

В течение года учащиеся должны изучить 8 произведений, различных по характеру и форме, в том числе, полифоническое произведение, произведение крупной формы, два этюда, две разнохарактерные пьесы, два ансамбля; читать с листа.

Совершенствование исполнительских и музыкантских качеств обучающегося. Наращивание репертуара.

— работа над инструктивным репертуаром;

— техника двойных нот, репетиционная техника;

— работа над пассажами большей временной протяженности в пьесах моторного характера;

— дальнейшее усложнение ритмического рисунка обеих партий;

— внедрение элементов полиритмии.

В течение года обучающиеся должны изучить 6 произведений, различных по характеру и форме, в том числе, полифоническое произведение, произведение крупной формы, один этюд, один ансамбль, две разнохарактерных пьесы, среди которых отрывок из балета или произведение танцевального жанра; читать с листа.

Закрепление полученных навыков на материале рекомендуемого репертуара:

— дальнейшее увеличение количества фактурных формул на основе расширения проходимого репертуара;

— работа над полифоническими произведениями двух- и трехголосного склада, а также сонатными и вариационными циклами;

— изучение доступных фрагментов из клавиров классических балетов;

— дальнейшее наращивание технического мастерства: че-тырехзвучные аккорды, гаммы в терцию и в сексту.

В течение года обучающиеся должны изучить 6 произведений, различных по характеру и форме, в том числе, полифоническое произведение, произведение крупной формы, один этюд, ансамбль, две разнохарактерные пьесы, среди которых отрывок из балета или произведение танцевального жанра; читать с листа.

Основные ориентиры выпускника по специальности "Артист балета" определяют направленность его последующей деятельности, а также предъявляют ряд весьма конкретных по своей направленности требований к уровню его музыкальной подготовки.

Учитывая, что данный курс является неотъемлемой частью профессионального формирования по направлению "Искусство балета" по специальности "Хореографическое искусство" и что основным видом профессиональной деятельности выпускника является исполнительская деятельность в качестве артиста или солиста балета в профессиональных балетных труппах преимущественно с классическим репертуаром, необходимо определить специфику курса "Основы игры на музыкальном инструменте" применительно к задачам формирования общей музыкальной культуры, а также специфических качеств музыкальной подготовки будущего выпускника.

В основе репертуарных требований по данной дисциплине предпочтение отдается классическому и романтическому репертуару. Кроме того, в перечень рекомендуемых произведений включены также сочинения современных авторов, преимущественно петербургских, а также сочинения, показывающие последние достижения в области инструктивного репертуара, способствующего освоению необходимых пианистических навыков.

Используя наиболее известные из представленных в отечественных нотных изданиях современности образцы классического и романтического репертуара, по уровню доступности соизмеримого с возможностями в рамках данного курса, все же необходимо, учитывая особенности строения танцевальной музыки, которая сопровождает обучающегося на протяжении всего периода обучения в классах характерного и классического танца, привлекать произведения, идентичные по стилистической направленности тем музыкальным фрагментам, которые используются непосредственно в профессиональной деятельности. В связи с этим рекомендуется использование традиций в области начального музыкального образования, накопленных отечественной фортепианной педагогикой на протяжении почти двухсотлетнего ее развития.

Анализируя некоторые из сборников, пользовавшихся значительной популярностью на рубеже XIX — начала XX веков, можно выявить ряд стилистических особенностей, свойственных произведениям, соответствующим целям и задачам начального музыкального образования.

Конструктивной особенностью данных сочинений является симметричность структуры с четким разграничением зон ка-дансирования. В фактуре в целом заметно преобладание гомо-фонно-гармонического письма с выделением на первом плане мелодической линии, по своим контурам приближающейся к оперно-балетной интонационной специфике. Кроме того, во многих руководствах, начиная с 10-х годов XIX века, представлены

практически все бытовые танцы в облегченном переложении, доступном для воспроизведения начинающим.

Указанные особенности определяют значимость данных сочинений в рамках репертуарных требований по описываемой дисциплине. Значимость данных произведений отнюдь не исчерпывается стилистической принадлежностью к той или иной форме танцевальной музыки. Она гораздо шире, поскольку, отдавая должное новейшим сочинениям в области детского инструктивного репертуара, необходимо отметить и некоторые характерные для фортепианного мышления композиторов конца ХХ века особенности фактурного изложения, нередко затрудняющие процесс формирования основных игровых навыков. Тем не менее, на протяжении рассматриваемого периода, а именно, конца XIX — начала XX века, в оценках преобладающего числа современников значимость подобных инструктивных руководств была далеко не однозначной, что также необходимо учитывать при внедрении и использовании данного репертуара в процессе формирования художественных вкусов будущего артиста балета.

Среди суждений, направленных против использования сочинений, представляющих относительно малую художественную ценность по сравнению с сочинениями крупнейших современников, высказывание Л.Кёлера1, в котором он противопоставляет К. Черни, Ф. Гюнтена и Г. Бертини, а также Э. Дювернуа, то есть композиторов, так или иначе связавших свою творческую судьбу с Францией, и выделяет в этом ряду Г. Бертини как наиболее яркого мастера жанра этюда. Преподавательская деятельность Ф. Гюнтена получает в глазах автора весьма критическую оценку: "Гюнтен рядом с несколькими полезными и отчетливо задуманными вещами внес в преподавательскую литературу массу ненужных вещей, более достойным образом служили и служат той же цели — занимательности, в материале преподавания — немцы: Диабели, Хватал, Пахерт и другие"2 (работа Л. Кёлера была переведена на русский язык в 1880 году и с того момента заняла определенное место в отечественном

музыкознании. К цитированию Л. Кёлера прибегали такие крупные методисты последней трети ¡XX века, как Ст. Ф. Шлезингер, Г. М. Осокин, А. Н. Буховцев и др.).

Минуя издания, являющиеся по сей день раритетными и представляющие, в основном, ценность с точки зрения истории становления отечественного музыкального образования, необходимо остановиться на нескольких из них, обеспечивших себе устойчивую популярность, о чем свидетельствуют их многочисленные переиздания на протяжении XIX — начала XX века.

Среди них — "Фортепианная школа" Ф. Гюнтена (первое издания относится к 1838 году). Наиболее развернутую версию представляет собой одиннадцатое издание, а также последующие, под редакцией профессора Московской консерватории А. Дюбюка. Значительной популярностью в последней трети XIX века пользовалась "Фортепианная школа" З. Леберта и Л. Штарка, а также — "Практическая Школа" Г. Дамма.

На основании анализа этих трех школ можно внести определенные коррективы в репертуарные перечни, относящиеся к программе обучения дисциплине "Основы игры на музыкальном инструменте". Далее предлагается список рекомендуемых произведений:

Гюнтен Ф. Школа ор. 60. Издание, вновь исправленное и пополненное легкими пьесами. Редакция этого издания, предисловие, новый перевод и аранжемент предложенных пьес А. Дюбюка, профессора Московской консерватории и инспектора музыкальных классов Александро-Мариинского института. — М.: Литография П. И. Юргенсона, 1871.

Леберт З., Штарк Л. Школа для фортепиано Леберта и Штарка. — 2-е изд. — М.: тип. Э. Лисснер и Ю. Роман, ценз. 1881.

Леберт З., Штарк Л. Большая теоретическая и практическая школа профессоров консерватории в Штутгарте. — СПб. — М.: Типография Э. Арнгольда, 1892.

Дамм Г. Школа для фортепиано и собрание пьес для юношества. Новое издание, пересмотренное и дополненное профессором К. Лютш. — М.: издательство А. Гутхейль, 1891.

Дамм Г. Школа для фортепиано и собрание пьес для юношества. Новое издание. — М.: издательство П. Юргенсона, 1895.

Из сборника Ф. Гюнтена: "Конек-горбунок" (фрагмент из балета, облегченное переложение), Ц. Пуни "Наяда и рыбак", А. Гензельт "Ты не поверишь, как ты мила", А. Варламов "На заре ты ее не буди", А. Верстовкий "Аскольдова могила".

Леберт 3., Штарк Л.: "Упражнения для первого пальца правой и пятого левой руки", №5, ансамбль tempo di Маzurka (с.59); "Четырехручные пьески на протяжении шести тонов, которые следует изучать попеременно с двухручными пьесками", Андантино (с. 66); "Упражнение для изучения разницы между обыкновенными восьмыми и одновязными триолями", (Andante pastorale, с. 95); раздел "Двуручныя пьески постепенно увеличивающегося протяжения, не доходящего до октавы и с самостоятельным голосоведением", № 8, А1к Polacca (с. 103).

"Практическая школа" Г. Дамма: Р. Клейнмихель "Барабан и труба" (ансамбль, с. 33-34); Ф. Бер "Серенада"; "Хор русалок из оперы "Оберон" (ансамбль, с. 30-31); В. Штширх "Турецкий марш" (ансамбль, с. 16-17); "Коронационный марш из оперы "Пророк" Дж. Мейербера" (с. 218-219); Р. Клейнмихель "Этюд" (с. 220-221).

И. Прач. "Полная практическая школа для фортепиано": "Экосез" (с. 51), "Кадриль" (с. 51), "Вальс из балета "Русские в Германии" (с. 52), "Кадриль" (с. 49), Г. Козловский "Полонез, посв. Императрице Елисавете Алексеевне", сочиненный для тезоименитства Императрицы Елисаветы Алексеевны 5 сентября 1811 г. (с. 45-47).

Несомненно, возможный перечень отнюдь не ограничивается представленными произведениями. Помимо них, на протяжении всего XIX века издавались самостоятельные сборники пьес, не связанные непосредственно с процессом музыкального воспитания. Тем не менее, ориентация на отбор сочинений, созданных для составления практической школы и руководства в определенном смысле оправдана, поскольку подчеркивает не только популярность сочинения в указанный исторический период, но

также обладает рядом инструктивных особенностей, свидетельствующих о значимости того или иного фрагмента в процессе формирования исполнительских навыков.

ПРИМЕЧАНИЯ

1Келер Л. Преподавание фортепиано. Практические советы, наблюдения и заметки. Соч. Луи Келера; Пер. с 4-го нем., изд., пересм. и доп. авт. -М.: Юргенсон, 1880. -323 с.

2Келер Л. Преподавание фортепиано... -С. 40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.