Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
261
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физические упражнения / методика физической культуры / самостоятельные занятия / развитие двигательных качеств / воспитание инициативности / самостоятельности / воспитание привычек здорового образа жизни / привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и избранными видами спорта / methods of physical culture / physical exercises / independent classes / development of motor qualities / education of initiative / independence / education of healthy lifestyle habits / habits of independent physical exercises and selected sports / moral and volitional qualities of the individual / self-improvement and self-regulation of physical and mental states

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М.А. Абдулаева

В современных условиях важной задачей школы по укреплению здоровья детей является привить ученикам сильный интерес к занятиям физическими упражнениями. В связи с этим необходимо использование форм физического воспитания в школе, а также самостоятельных физических упражнений в домашних условиях для повышения физической активности, укрепления здоровья и улучшения физической подготовки подрастающего поколения. В данной работе мы пытаемся раскрыть особенности методики организации самостоятельных физических упражнений в общеобразовательной школе. Автор делает вывод о том, что комплексное развитие физических возможностей людей с помощью самостоятельных физических упражнений помогает сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышении работоспособности и укреплении здоровья. Подготовка студентов к самостоятельному обучению должна начинаться с четкого, лаконичного разъяснения студентам цели и задач конкретных самостоятельных занятий, постепенного ознакомления их с системой самообучения и привития необходимых технических и организационных навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — М.А. Абдулаева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME FEATURES OF THE METHODOLOGY OF PHYSICAL CULTURE IN ORGANIZATION OF INDEPENDENT PHYSICAL EXERCISES IN SECONDARY SCHOOLS

In modern conditions, an important task of the school to promote children’s health is to instill in students a strong interest in physical exercise. In this regard, it is necessary to use forms of physical education at school, as well as independent physical exercises at home to increase physical activity, improve health and improve physical fitness of the younger generation. The paper reveals features of the method of organizing independent physical exercises in secondary schools. The author concludes that the complex development of physical capabilities of people with the help of independent physical exercises helps to focus all internal resources of the body on achieving the goal, improving performance and improving health. To prepare students for independent learning must begin with clear concise explanations to students the goals and objectives of specific individual lessons, gradually introducing them to a system of self-training and instilling the necessary technical and organizational skills.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

6. Romero Oliva M.F., Ponce H.H., Hernández M.S. The book-trailer as a digital tool in the training literary reading of the future teachers. A case study. Caracteres. 2019; № 8 (2): 92 - 128.

7. Baize J. Classics in Their Own «Words»: Analytical Remixes in a Land of Essays. Journal of Adolescent and Adult Literacy. 2019; № 62 (6): 625 - 633.

8. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obschego obrazovaniyaAvailable at: https://fgos.ru

9. Chernyh O.S. Buktrejlery: klassifikaciya, idiostil', kompoziciya i svyaz' s pretekstom. Yazyk. Tekst: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ekaterinburg: UrFU, 2018.

Статья поступила в редакцию 18.10.20

УДК 371

Abdulayeva M.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Theory and Methods of Physical Culture, Dagestan State Pedagogical University

(Makhachkala, Russia), E-mail: zainabguni@mail.ru

SOME FEATURES OF THE METHODOLOGY OF PHYSICAL CULTURE IN ORGANIZATION OF INDEPENDENT PHYSICAL EXERCISES IN SECONDARY SCHOOLS. In modern conditions, an important task of the school to promote children's health is to instill in students a strong interest in physical exercise. In this regard, it is necessary to use forms of physical education at school, as well as independent physical exercises at home to increase physical activity, improve health and improve physical fitness of the younger generation. The paper reveals features of the method of organizing independent physical exercises in secondary schools. The author concludes that the complex development of physical capabilities of people with the help of independent physical exercises helps to focus all internal resources of the body on achieving the goal, improving performance and improving health. To prepare students for independent learning must begin with clear concise explanations to students the goals and objectives of specific individual lessons, gradually introducing them to a system of self-training and instilling the necessary technical and organizational skills.

Key words: methods of physical culture, physical exercises, independent classes, development of motor qualities, education of initiative, independence, education of healthy lifestyle habits, habits of independent physical exercises and selected sports, moral and volitional qualities of the individual, self-improvement and self-regulation of physical and mental states.

М.А. Абдулаева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,

E-mail: zainabguni@mail.ru

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В современных условиях важной задачей школы по укреплению здоровья детей является привить ученикам сильный интерес к занятиям физическими упражнениями. В связи с этим необходимо использование форм физического воспитания в школе, а также самостоятельных физических упражнений в домашних условиях для повышения физической активности, укрепления здоровья и улучшения физической подготовки подрастающего поколения. В данной работе мы пытаемся раскрыть особенности методики организации самостоятельных физических упражнений в общеобразовательной школе. Автор делает вывод о том, что комплексное развитие физических возможностей людей с помощью самостоятельных физических упражнений помогает сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышении работоспособности и укреплении здоровья. Подготовка студентов к самостоятельному обучению должна начинаться с четкого, лаконичного разъяснения студентам цели и задач конкретных самостоятельных занятий, постепенного ознакомления их с системой самообучения и привития необходимых технических и организационных навыков.

Ключевые слова: физические упражнения, методика физической культуры, самостоятельные занятия, развитие двигательных качеств, воспитание инициативности, самостоятельности, воспитание привычек здорового образа жизни, привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и избранными видами спорта.

Важнейшей задачей школьного физического воспитания является формирование сильных и здоровых молодых людей, полностью овладевших навыками и способностями, определенными учебной программой по физической культуре.

В настоящее время учеба и выполнение домашних заданий дома ложатся тяжелым бременем на организм ребенка, дети находятся очень мало времени на открытом воздухе, а выходные проводят за просмотром телевизора или за «сидячими» и компьютерными играми. Они меньше двигаются, больше сидят, что сказывается на мышечной активности и увеличивает статическую нагрузку. Дети, которые также занимаются музыкой, рисуют, сокращают свободное время и увеличивают статическую составляющую, имеют меньше физических нагрузок. Кроме того, возникает потребность в усвоении и обработке информации и, как следствие, в напряжении зрительного аппарата (чтение, письмо, рисование). Недостаточная физическая активность школьников в повседневной жизни сказывается на их здоровье.

Высокие умственные и статистические нагрузки в школе, отсутствие дополнительных физических нагрузок, малоподвижный образ жизни, неправильное питание приводят к тому, что у большинства детей школьного возраста ухудшается зрение, сердечно-сосудистая и дыхательная функции, нарушается обмен веществ, сопротивляемость организма различным воздействиям - болезни, приводящие к ухудшению их здоровья [1 - 6].

В современных условиях важной задачей семьи и учебы на работе для улучшения здоровья детей является привить ученикам устойчивый интерес к занятиям физическими упражнениями в школе и дома. Поэтому важно использовать все формы физического воспитания в школе, а также самостоятельные физические упражнения дома для повышения физической активности, улучшения здоровья и физического состояния молодежи [2].

В ходе исследования мы стремились выявить особенности методики организации самостоятельных физических упражнений в общеобразовательной школе. При этом мы надеялись, что это поможет студентам в их самостоятельных физических упражнениях. В настоящее время дети ведут малоподвижный образ жизни: учатся в школе, готовятся к урокам, смотрят телевизор, играют в компью-

терные игры - все это увеличивает напряжение зрительного аппарата, нагрузку на организм ребенка, поэтому наблюдается дефицит мышечной активности. Недостаточная физическая активность (гиподинамия) школьников в повседневной жизни отрицательно сказывается на их здоровье. У многих школьников в результате сильного умственного напряжения, неправильного питания (нерационального) и низкого уровня физической активности ухудшается зрение, деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, нарушается обмен веществ, снижается сопротивляемость организма различным заболеваниям. Поэтому необходимо приучать детей к самостоятельным физическим упражнениям, а также проводить больше уроков физкультуры в школе. Ведь очень важно, чтобы дети росли физически здоровыми. Самостоятельная работа должна включать:

- общеобъектные упражнения (скакалка, обруч, гантели, гантели, резиновый эспандер);

- различные подвески и остановки, акробатические упражнения: бег, прыжки, метание, толкание, метание мяча;

- различные полевые и спортивные игры: упражнения на разных тренажерах.

Приобщение студентов к физической культуре - важная часть формирования здорового образа жизни. Наряду с широким развитием и совершенствованием организованных форм занятий физической культурой решающее значение имеют самостоятельные физические упражнения. Сложные и современные условия жизни предъявляют повышенные требования к биологическим и социальным возможностям человека. Общее развитие физических возможностей людей с помощью организованной физической активности (физических тренировок) помогает сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышает работоспособность и укрепляет здоровье.

Подготовка студентов к самостоятельному обучению должна начинаться с четкого, лаконичного разъяснения студентам цели и задач конкретных самостоятельных занятий, постепенного ознакомления их с системой самообучения и привития необходимых технических и организационных навыков. При этом учащимся нужно дать необходимые знания для самостоятельного выполнения

конкретных упражнений, чтобы убедить детей в значении, важности и полезности этих занятий. Так что необходимо донести до студентов знания о самом процессе самостоятельной деятельности [1].

Чтобы делать утреннюю зарядку или развивать физические качества, ученик должен уметь контролировать свои движения. Это представляет определенную трудность без внешнего контроля. Не зря Сеченов называл мышечные ощущения «темными». Когда ученик выполнил упражнение, мы не должны спешить с оценкой сами, а постараться, чтобы это сделали сами ученики. Поэтому этой теме уделяется пристальное внимание. Можно научить школьника думать при выполнении упражнений, можно самостоятельно подбирать упражнения, давая ученикам соответствующие возрасту задания. Выполняя то или иное упражнение, стоит поинтересоваться у ребят, зачем делается это упражнение. Или, выполняя наклоны, спросить, какие наклоны им еще известны. Необходимо учить школьников подбирать похожие, типовые упражнения, развивать их творческие способности.

Самостоятельные занятия могут включать разное содержание: выполнение упражнений, направленных на развитие физических качеств, отработку элементов двигательной техники, повторение, совершенствование навыков и умений.

Развитие самостоятельности начинается с задания ученикам следить за правильностью выполнения упражнений. Одна группа детей выполняет упражнения, а другая оценивает их качество. Таким образом закладывается основа способности оценивать и контролировать свои действия. Контроль амплитуды и скорости движений - важный навык, без которого невозможно эффективное самостоятельное обучение. Начав работу в этом направлении, учителю не нужно увлекаться и погружаться в теорию и объяснение смысла этих понятий. Необходимо постепенно давать задания на переключение передач при чередовании разных видов ходьбы, бега, приучать их поддерживать заданный диапазон и скорость передвижения. Особое внимание следует обратить на то, как правильно поддерживать определенную скорость бега, поскольку дети этого возраста не умеют различать диапазон бега. Задача учителя заключается в том, чтобы задавать темп, корректируя действия учеников различными сигналами.

Основные задачи физкультурно-оздоровительной деятельности школьников:

- укрепление здоровья, коррекция дефектов тела, повышение функциональных возможностей организма;

- развитие двигательных качеств: быстроты, гибкости, силы, выносливости, скоростно-силовых и координационных качеств;

- воспитание инициативы, самостоятельности, обучение адекватной оценке своих физических возможностей;

- пропаганда здорового образа жизни, самостоятельных занятий физическими упражнениями и избранными видами спорта в свободное время, организация активного отдыха и свободного времени;

- воспитание нравственно-волевых качеств и качеств личности, самосовершенствование и саморегуляция физического и психического состояния.

Теория и практика физической культуры и спорта определяет ряд основополагающих положений, соблюдение которых гарантирует успех в самостоятельных физических упражнениях и ограничивает переутомление и нежелательные последствия. Самыми важными являются сознательность, постепенность и постоянство, повторение, индивидуализация, систематичность и регулярность. Принцип добросовестности направлен на то, чтобы способствовать глубокому пониманию роли и важности самообучения в укреплении здоровья и самосовершенствовании своего тела (разума и тела) среди участников.

Тренировочный процесс предлагает:

- соответствие физических нагрузок возрасту, полу и индивидуальным способностям обучаемых;

- постепенное увеличение интенсивности, объема физических нагрузок и продолжительности тренировочного занятия;

- правильное чередование нагрузок с интервалами отдыха;

- повторение физических нагрузок разного характера [3].

Основы методики здорового бега.

Бег - одно из самых полезных физических упражнений. Бег - отличное тренировочное мероприятие, с его помощью можно значительно повысить активность сердечно-сосудистой и дыхательной систем и улучшить здоровье. Перед тем, как самостоятельно начать заниматься оздоровительным бегом, необходимо пройти медицинское обследование и получить индивидуальные рекомендации врача и учителя физкультуры.

Индивидуальная тренировка должна включать упражнения на развитие общих предметов (скакалка, лук, гантели, гантели, резиновый эспандер); несколько акробатических упражнений hover and stop: бег, прыжки, метание, толкание, бросание мяча; различные подвижные и спортивные игры: упражнения на различных тренажерах, коньках, скейтбордах, велоспорт.

Для правильной дозировки физических нагрузок в начале занятий каждый ученик должен выполнять то или иное упражнение с соревновательной интенсивностью, чтобы определить максимальный результат Затем на основе максимального теста определяется значение рабочей нагрузки в процентах. Эти режимы рассчитываются в процентах от максимального результата: умеренный - 30%; средний - 50%; большой - 70%; высокий - 90%. После нескольких недель тренировочной работы снова проводится максимальный тест, и если он дает более высокий результат, чем предыдущий, то заново производится расчет тренировочной нагрузки [4].

Для воспитания реальных силовых возможностей используются упражнения, отягощенные весом собственного тела (отжимания, приседания, подтягивания); упражнения с отягощениями (гири, гантели, резиновые подушечки, упражнения на тренажерах) и др.

Первые 2 - 3 месяца проводятся с нагрузкой 30 - 40% от максимального теста. Это может помочь укрепить мышечно-связочный аппарат Затем в течение следующих 2 - 3 месяцев можно работать с отягощениями, составляющими от 50 до 60% от максимума, и только после этого, после 5 - 6 месяцев тренировок, следует переходить к работе с отягощениями, составляющими от 75 до 80% от максимума. Это в пределах 8 - 12 повторений в одном подходе, одной серии (табл. 1) [4].

Теория и практика физической культуры и спорта определяют ряд основных положений, соблюдение которых гарантирует успех в самостоятельных физических упражнениях и пределы переутомления и нежелательных последствий. Основными из них являются следующие: сознательность, постепенность и последовательность, повторение, индивидуализация, систематичность и регулярность. Принцип сознательности направлен на содействие глубокому пониманию роли и значения самообучения в укреплении здоровья в самосовершенствовании своего тела [4; 5].

Следовательно, жизнь человека зависит от состояния здоровья организма и масштабов использования его психофизиологического потенциала. Все аспекты жизни человека в широком спектре общественной жизни - производственной и трудовой, социально-экономической, политической, семейной и бытовой, духовной, оздоровительной, образовательной - в конечном итоге определяются уровнем здоровья. Комплексное развитие физических возможностей людей с помощью самостоятельных физических упражнений помогает сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышении работоспособности и укреплении здоровья.

Таблица 1

Возраст (лет) Величина ЧСС уд/мин Показатели массы тела и роста (кг см) Показатели задержки дыхания

Мальчики Девочки Мальчики Девочки Мальчики Девочки

масса Рост масса рост на вдохе на выдохе на вдохе на выдохе

7 84 - 88 86 - 90 22 - 28 118 - 129 21 - 27 118 - 129 36 14 30 15

8 83 - 87 84-88 24 - 31 125 - 135 24 - 31 124 - 134 40 18 36 17

9 85 - 89 81 - 85 26 - 5 128 - 141 27 - 35 128 - 140 44 19 40 18

10 87 - 91 78 - 82 30 - 38 135 - 147 30 - 39 134 - 147 50 22 50 21

11 75 - 79 82 - 86 32 - 41 138 - 149 32 - 42 138 - 152 55 24 44 20

12 80 - 84 84 - 88 37 - 49 143 - 158 38 - 50 146 - 160 60 22 48 22

13 70 - 74 75 - 79 39 - 53 149 - 165 43-54 151 - 163 61 24 50 19

14 76 - 80 75 - 80 45 - 56 155 - 170 46 - 55 154 - 167 64 25 54 24

15 70 - 74 72 - 76 50 - 63 159 - 175 50 - 59 156 - 167 68 27 60 26

16 72 - 76 70 - 73 51 - 78 168 -179 56 - 72 157 - 167 71 29 64 28

Средние показатели функциональных и антропометрических измерений школьников.

Библиографический список

1. Теория и методики физического воспитания: учебник для студентов факультетов физической культуры. Под редакцией Б.А. Ашмарина. Москва, 1990.

2. Агибова И.М., Сорокопуд Ю.В., Филимонюк Л.А. Инновационные процессы в образовании. Ставрополь, 2014.

3. Методика обучения и воспитания по профилю «Физическая культура»: курс лекций. Под редакцией М.И. Махриевой. Магас, 2020.

4. Основы методики и организация самостоятельных занятий физическими упражнениями. Available at: http://www.toccii.ru/studentam/v-pomoshch-studentu/937-osnovy-metodiki-i-organizatsiya-samostoyatelnykh-zanyatij-fizicheskimi-uprazhneniyami.html

5. Арипов М.А., Арипова Н.М., Асадулаева У.М., Белоцерковец Н.И. и др. Инновационные процессы в образовании: коллективная монография. Москва, 2017.

6. Абдулгалимов РМ., Абдулгалимова Г.Н., Алибекова З.Н., и др. Современные психолого-педагогические исследования - результаты, проблемы, прогнозы: коллективная монография. Москва, 2017.

References

1. Teoriya i metodiki fizicheskogo vospitaniya: uchebnik dlya studentov fakul'tetov fizicheskoj kul'tury. Pod redakciej B.A. Ashmarina. Moskva, 1990.

2. Agibova I.M., Sorokopud Yu.V., Filimonyuk L.A. Innovacionnye processy v obrazovanii. Stavropol', 2014.

3. Metodika obucheniya i vospitaniya po profilyu "Fizicheskaya kul'tura": kurs lekcij. Pod redakciej M.I. Mahrievoj. Magas, 2020.

4. Osnovy metodiki i organizaciya samostoyatel'nyh zanyatij fizicheskimi uprazhneniyami. Available at: http://www.toccii.ru/studentam/v-pomoshch-studentu/937-osnovy-metodiki-i-organizatsiya-samostoyatelnykh-zanyatij-fizicheskimi-uprazhneniyami.html

5. Aripov M.A., Aripova N.M., Asadulaeva U.M., Belocerkovec N.I. i dr. Innovacionnye processy v obrazovanii: kollektivnaya monografiya. Moskva, 2017.

6. Abdulgalimov R.M., Abdulgalimova G.N., Alibekova Z.N., i dr. Sovremennye psihologo-pedagogicheskie issledovaniya - rezul'taty, problemy, prognozy: kollektivnaya monografiya. Moskva, 2017.

Статья поступила в редакцию 20.10.20

УДК 378

Asadulaeva F.R., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology of Primary Education, Dagestan State Pedagogical

University (Makhachkala, Russia), E-mail: Uma-sh@mail.ru

Abdulshehidova Kh.E, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Primary Education Methods, Chechen State Pedagogical University

(Grozny, Russia)

Magomedkhanova U.Sh, Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology of Primary Education,

Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: Uma-sh@mail.ru

PROJECT METHOD AS A MEANS OF FORMING THE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF YOUNGER SCHOOLERS. The article considers the method of projects as a means of forming the communicative competence of junior schoolchildren. The basics of the concept of "communicative competence" of a junior schoolchild has been analyzed, its content is based on three components: emotional, behavioral, and cognitive. The features of the project method are revealed and the conclusion is made that it is indeed an effective way of developing a full-fledged personality, as well as a means of forming the communicative competence of junior schoolchildren. The most important feature of the school project is the availability of a product of activity, which in primary school should have a material form. Extracurricular projects are most often aimed at achieving meta-subject and personal results, allow to realize a wide range of developmental and educational goals and objectives.

Key words: project method, project, communicative competence, junior pupil, primary school.

Ф.Р. Асадулаева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,

E-mail: Uma-sh@mail.ru

Х.Э. Абдулшехидова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный

У.Ш. Магомедханова, канд. психол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,

E-mail: Uma-sh@mail.ru

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассмотрен метод проектов как средство формирования коммуникативной компетентности младших школьников. Проанализирована сущность понятия «коммуникативная компетентность» младшего школьника, её содержательную основу составляют три компонента: эмоциональный, поведенческий, когнитивный. Выявлены особенности метода проектов, и сделан вывод о том, что он действительно является эффективным способом развития полноценной личности, а также средством формирования коммуникативной компетентности младших школьников. Внеурочные проекты чаще всего направлены на достижение метапредметных и личностных результатов, позволяют реализовать широкий круг развивающих и воспитательных целей и задач.

Ключевые слова: метод проектов, проект, коммуникативная компетентность, младший школьник, начальная школа.

Коммуникативная компетентность является необходимым условием жизни людей. Проблеме формирования коммуникативной компетентности уделяется внимание в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, где подчеркивается, что важное место в содержании образования должны занять коммуникативность, межкультурное взаимопонимание, готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности, толерантность, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования начальная школа призвана сформировать целостную систему универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных).

Проблеме изучения формирования коммуникативной компетентности посвящены философские труды Е.А. Коняева, Д. Хаймса, А.В. Хуторского, К. Ясперса и др. Они рассматривают коммуникативность как условие постижения человеком окружающей действительности, способствующее становлению его личности в течение всей жизни. Однако вопросы о практических путях формирования коммуникативной компетентности младших школьников посредством метода проекта, на наш взгляд, недостаточно изучены.

Начальная школа - это новый этап в жизни ребенка. Ребенок начинает систематическое и структурированное обучение в образовательном учреждении, у него меняется социальный статус, прибавляются социальные роли, расширяется круг взаимодействия с окружающей действительностью и увеличивается потребность в самовыражении. В данный период ведущая деятельность из игры переходит в учение. Здесь происходит формирование базы учебной деятельности, познавательных интересов, внутренней и внешней мотивации, рефлексии и самосознания ребенка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Одной из целей Федерального государственного образовательного стандарта является воспитание компетентного выпускника, то есть создание условий для развития способностей ребенка к дальнейшему самообразованию и совершенствованию. Данная цель может быть достигнута тогда, когда у ребенка будет развита любовь к родному языку, высокая речевая культура на основе общей культуры личности и окружающих его людей. В процессе формирования коммуникативной компетентности у младших школьников происходит становление субъективного отношения к другим людям, то есть дети учатся видеть в других такую же личность, как и они сами, также стараются учитывать интересы других.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.